Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 января 2011 г. по делу N А33-5340/2010
(извлечение)
Министерство здравоохранения Красноярского края (министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (Управление Росфиннадзора, административный орган) от 12.02.2010 N 04-15-329 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2010 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2010 года, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права, Управление Росфиннадзора просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных министерством требований отказать, оспаривая выводы судов двух инстанций о недоказанности неэффективного использования министерством бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель министерства подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Управление Росфиннадзора о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением Росфиннадзора в министерстве проведена внеплановая проверка использования субвенций, выделенных из федерального бюджета в 2009 году на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительному бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными средствами за период 9 месяцев 2009 года.
В ходе проверки установлено, что Правительством Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Красноярского края на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительному бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными средствами выделено в 2008-2009 годах 1 736 462 800 рублей субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Министерством в указанный период заключены государственные контракты на поставку лекарственных препаратов для обеспечения бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан с победителем аукциона - ЗАО "Аптека-Холдинг"; пунктами отпуска бесплатных лекарственных средств гражданам являются структурные подразделения государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки".
В проверяемом периоде в структурных подразделениях "Губернские аптеки" оприходовались лекарственные препараты по разной стоимости с одним и тем же торговым наименованием, дозировкой, предприятием-производителем и страной производителя для льготного обеспечения граждан по товарным накладным от ЗАО "Аптека-Холдинг", которые отпускались гражданам по цене препарата, имеющегося в наличии на момент отпуска.
При проведении сравнительного анализа цен на лекарственные препараты, фактически отпущенные гражданам в структурных подразделениях "Губернские аптеки", со среднерыночными ценами, сформировавшимися на оптовом рынке в г. Красноярске, использована информация о среднерыночных ценах, предоставленная Управлением ФСБ России, а также полученная по запросам Управления Росфиннадзора от ООО ПКФ "Фортуна плюс инк" и от Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования.
По результатам проведенного анализа сравнения цен на лекарственные препараты, фактически отпущенные гражданам в структурных подразделениях "Губернские аптеки", со среднерыночными ценами, сформировавшимися на оптовом рынке в г. Красноярске, установлено, что цены на 49 лекарственных препаратов (из проверенных 62 наименований) превышают среднерыночные оптовые цены на общую сумму 18 562 094,39 рублей, что отражено в акте от 05.02.2010 и признано административным органом как неэффективное использование бюджетных средств.
Не согласившись с актом внеплановой проверки, министерство представило протокол разногласий, в котором указало, что в предмет госконтрактов входила поставка лекарственных средств на территории Красноярского края и услуги аптекопроводящей сети Красноярского края, в связи с чем цена продукции определялась с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства, компенсирующей расходы поставщика и аптечных организаций, налогов, пошлин, расходов по доставке продукции до пункта отпуска, ее хранению до момента отпуска гражданам и отпуску.
На основании акта от 05.02.2010 Управление Росфиннадзора вынесло представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 12.02.2010 N 04-15-329 с указанием на нарушение министерством статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сумме 18 562 094,39 рублей, предложением рассмотреть и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанного нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и с указанием на то, что невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство оспорило данное представление в Арбитражном суде Красноярского края.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным представление административного органа, арбитражные суды двух инстанций с учетом пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" пришли к выводу о недоказанности Управлением Росфиннадзора нарушения министерством требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Правильно применяя нормы статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения приведенные Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражные суды двух инстанций при оценке установленных обстоятельств данного конкретного дела постановили обоснованный вывод о недоказанности административным органом неэффективности расходования министерством бюджетных средств в сумме 18 562 094,39 рублей.
Данный вывод постановлен судами на основе исследования и оценки представленных сторонами и приведенных в судебных актах доказательств в полном соответствии с требованиями статей 71, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего суд кассационной инстанции, учитывая пределы его компетенции, определенные статьей 286 и частью 2 статьи 287 Кодекса, не находит оснований для учета доводов кассационной жалобы, фактически направленных на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела.
В этой связи суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2010 года по делу N А33-5340/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2011 г. по делу N А33-5340/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-5340/2010