Охранный ордер как способ превенции семейного насилия
В статье рассматриваются проблемы, решаемые мировым сообществом, по противодействию семейному насилию, а также возможность введения охранных ордеров в России.
Ключевые слова: охранный ордер; семейное насилие; семья; модельное законодательство ООН; защита пострадавших.
Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций. Семья определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве государств мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Каждое государство обладает собственной специфической формой организации семьи.
В связи с тем, что семья выполняет функции, имеющие важное значение для государства, оно обязано заботиться о ней. В ст.38 Конституции РФ провозглашено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Авторитет любого современного государства определяется тем, как обеспечена социальная безопасность человека и его семьи. Социальная безопасность любой личности и любой группы - это состояние защищенности личности и социальной группы от угроз и нарушений ее жизненно важных интересов не только в области социальных прав и свобод, но и права на жизнь, которое включает и право на здоровье. Угрозы жизни имеют место как со стороны посторонних данной личности субъектов, так и со стороны лиц, имеющих родственные узы. Насилие в семье или быту приводит не только к семейному неблагополучию, насильственным преступлениям, но и к дестабилизации общества. Проблема бытового насилия так же, как и многие другие вопросы, связанные с обеспечением прав человека, актуальна во всем мире. Насилие в семье может происходить независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических различий, а также в семьях лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Эта проблема уже многие годы находится в центре внимания авторитетных международных организаций, по инициативе которых проводятся регулярные конференции и исследования в данной области, разрабатываются рекомендации и модельные законы. На официальном сайте Совета Европы указывается, что ежедневно от 12 до 15 % женщин в Европе подвергаются бытовому насилию, а на официальном сайте ООН говорится, что каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой насилия или грубого обращения.
Очевидно, что международные организации весьма серьезно относятся к данной проблеме. Сегодня бытовое насилие воспринимается не только как нарушение прав человека, но и как фактор, существенно препятствующий развитию семьи и разрушающий общепринятые ценности.
Выборочные исследования насильственных преступлений в семье выявили, что основными их причинами являются: низкая культура семейных отношений, бедность, социальное неблагополучие, материальная и психологическая зависимость жертвы насилия, сформировавшиеся ложные стереотипы, злоупотребление спиртным или наркотиками и т. д. Бытовое насилие связано не только с разрушением в конкретном случае семейных отношений, но и с потерей устоев семьи и моральных ценностей. В результате бытового насилия более слабые члены семьи становятся жертвами побоев, всевозможных издевательств и оскорблений. А ребенок, выросший в таких условиях, с малых лет получает тяжелейшую моральную травму: ежедневное насилие становится для него обыденным явлением, затем воспринимается как должное, а потом повторяется с его стороны.
Поскольку семья служит институтом социального контроля со дня рождения человека, "лепит" ребенка по образу и подобию своему, влияет на формирование свойств личности в наиболее восприимчивом возрасте, постольку и роль семейного воспитания превосходит по значимости все другие средства социального контроля [1, с. 40].
Всемирная организация здравоохранения констатирует, что основными жертвами насилия являются женщины, дети и пожилые родственники. Насилие бывает физическое, сексуальное, эмоциональное и экономическое. Мировое сообщество пытается решать данные вопросы, поэтому Целевой фонд ООН для ликвидации насилия в отношении женщин объявил о выделении грантов общей стоимостью в 3,5 млн долл. для 28 групп и неправительственных организаций из 20 стран мира, которые борются за ликвидацию домашнего насилия в отношении женщин.
Управление Целевым фондом вверено Фонду ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Объявляя в штаб-квартире ООН о выделении грантов, Исполнительный директор ЮНИФЕМ Ноэлин Хейзер подчеркнула, что домашнее насилие существует почти во всех странах мира и является скрытой повседневной трагедией.
Она отметила, что на сегодняшний день 89 государств приняли законодательные нормы, запрещающие домашнее насилие. В 60 из них есть специальные законы по этой проблеме. Представитель Фонда добавила, что сегодня не хватает лишь политической воли и ресурсов для их выполнения.
В связи с тем, что во многих странах накоплен достаточно большой опыт в борьбе с насилием в семье, Российская Федерация может использовать стратегии, эффективно действующие в других странах. В США, Канаде, странах Европы противодействие семейному насилию идет по нескольким направлениям: создание кризисных центров, кризисных служб и приютов для пострадавших от него женщин, женщин с детьми, детей; усиление роли социальных психологов; организация специальных психологических служб; создание круглосуточных телефонов доверия; формирование специальных семейных судов; изменение уголовного законодательства в части введения понятия "домашнее насилие" в уголовные нормы; усиление роли силовых структур для защиты от домашнего насилия; предоставление населению информационных услуг по возможностям защиты от насилия в семье; осуществление работы с населением о предоставлении полиции сведений об известных им случаях домашнего насилия; принятие закона о жестоком обращении в семье; выдача так называемых охранных ордеров.
Если до недавнего времени в России насилие в семье находилось вне сферы общественного интереса по самым разным причинам, то криминологические публикации, посвященные внутрисемейным насильственным преступлениям, появились еще 34 года назад. В СССР насчитывалось свыше 40 авторов, внесших свой вклад в развитие семейной криминологии [7, с. 10]. Первой публикацией, посвященной насильственным преступлениям в семье, была статья Д.А. Шестакова "Об одном из аспектов криминогенной ситуации", которая позже неоднократно переиздавалась [5, с. 116-121]. В ней была сформулирована концепция воспроизводства насильственных преступлений в семье.
Благодаря активизировавшимся в последние 20 лет правозащитным женским организациям, сумевшим обратить внимание на домашнее насилие средств массовой информации, органов государственной власти, часть перечисленных направлений либо уже реализована, либо находится в стадии реализации.
По сравнению с наказанием идея превенции в современной криминологии представляется, несомненно, более прогрессивной и перспективной.
Под предупреждением (профилактикой, превенцией) преступности и иных форм девиантности понимается такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на криминогенные (девиантогенные) факторы, которые приводят к сокращению и (или) желательному изменению структуры преступности (девиантности) и к несовершению потенциальных преступных (девиантных) деяний [2, с. 435].
В настоящее время в России создана сеть кризисных центров, которые занимаются реабилитацией жертв домашнего насилия и его профилактикой, работают приюты для женщин и детей, во многих городах действуют круглосуточные телефоны доверия. Данная проблема рассматривается в научных трудах психологов, криминологов, социологов. Проводятся опросы населения на тему насилия в семье, выявляются причины, вырабатываются методики для помощи жертвам, создаются координационные центры в рамках государственных структур, работают некоммерческие организации.
Однако в этой деятельности наименьшее внимание уделяется правовой стороне семейного насилия. Российской Федерацией ратифицировано несколько международных конвенций, касающихся данной проблемы. Закона же о жестоком обращении в семье не принято, хотя он существует не только в развитых странах, но и в бывших республиках СССР. Принятие такого закона позволило бы определить понятие домашнего (семейного) насилия и внести соответствующие изменения в уголовный закон [6, с. 271-280].
Остановимся на таком правовом явлении, как охранный ордер, выдаваемый при обнаружении правоохранительными органами насилия в семье. В модельном законе о семейном насилии ООН предусмотрено получение пострадавшими, близкими родственниками, социальными психологами как чрезвычайных ордеров на 24 часа, так и судебных ордеров для этих же лиц, которые вручались бы обидчику и предписывали ему в числе предусмотренных мер покинуть место проживания, даже если он является собственником данного жилого помещения, дабы не создавать дальнейшую угрозу для потерпевших. Кроме того, полиция обязана вручить данный ордер надлежащему лицу и контролировать его исполнение.
Основной смысл действия охранного ордера состоит в том, чтобы обеим сторонам, как агрессору, так и жертве, помочь найти выход из создавшегося конфликта, защитив при этом силой государства более слабую сторону, и прежде всего не мерами уголовного наказания.
Охранный ордер, исходя из модельного закона, по своей природе является не репрессией (административной или уголовной), а разновидностью промежуточного процессуального акта, реально обеспечивающего разъединение сторон. Судья, выдавая ордер, не решает вопрос о виновности и ответственности, но обязывает стороны правомерно себя вести. За нарушение предписания может наступить и ответственность. Нарушение охранного ордера образует состав преступления. Следствием неподчинения охранному ордеру будет обвинение в неуважении к суду, штраф и лишение свободы. В определенных случаях вместе с выдачей судебного ордера может быть начато уголовное расследование. Кроме того, если будет установлено, что обращение за охранным ордером необоснованно, то суд может обязать истца оплатить расходы и возместить ущерб. Вариации процедурных и процессуальных вопросов в этом отношении зависят от национального законодательства.
Уголовные дела по модельному закону в сфере домашнего насилия являются преступлениями публичного обвинения. Этим признается, что домашнее насилие наносит вред не только обществу, но и государству. Соответственно, обвинение будет представлять государственный обвинитель, что значительно упрощает положение потерпевшего, в отличие от России, где часть дел относится к частному обвинению.
Законом предусмотрена выдача охранных ордеров и в гражданском процессе - при разводе, раздельном проживании или получении компенсации. Выдача ордера может быть представлена как существенное обстоятельство в последующем гражданском процессе.
В ряде стран, исходя из имеющегося законодательства, различаются и методы защиты жертв семейного насилия.
Так, в Норвегии под защитой подразумевается бесплатное жилье, убежище, консультация психотерапевта и юриста, вмешательство полиции, получение охранного ордера. Жертве выдают телефон, с которого нажатием одной кнопки можно вызвать помощь, не называя место своего нахождения, полиция пеленгует перемещение абонента. Потенциального насильника могут заставить носить браслет, с которым он не сможет приблизиться к дому жертвы. Полицейский с момента обращения несет ответственность за безопасность пострадавших.
В США охранный ордер выдается судом. Обидчик не имеет права вступать в контакт с лицом, имеющим ордер, ни по телефону, ни личным визитом, ни по электронной почте. О приближении к работе, школе, офису речь даже не идет, за это можно попасть в тюрьму.
При совместном проживании заявитель может поставить вопрос о выселении насильника. Судья вправе обязать ответчика пройти курс лечения от алкоголизма или наркозависимости, посещать психолога или выплачивать заявителю деньги на содержание ребенка, лечение, коммунальные услуги.
Из отчета о служебной командировке в Питсбург (Пенсильвания, США) сотрудников Комитета по социальным вопросам г. Санкт-Петербурга в мае 2008 г. следует, что если жертва насилия поступает в выходные дни или ночью, то охранный ордер на 24 часа может выдать и социальный работник. Больница, в которую поступают жертвы, имеет круглосуточную связь с судами.
В Великобритании на вызовы по случаям домашнего насилия полиция должна прибыть в течение 12 минут. Полиция, местные власти, прокуроры, суды, органы здравоохранения и образования будут защищать жертву. Насильнику предъявят обвинение по факту совершения преступления, а не по заявлению потерпевшей, как в России [4, с. 8, 9].
Семейное насилие в России известно давно. В крестьянских и мещанских семьях побои более слабых членов семьи были делом обычным. Земские суды дела о побоях практически не рассматривали, а за бытовые убийства преступники могли получить и 20 лет каторжных работ.
При советской власти милиция старалась не вмешиваться в семейные дела, однако в семьях, состоящих на учете, профилактика велась. Среди населения практиковались другие способы воздействия на семейных дебоширов: обращение на работу, в партийные, комсомольские организации, где их могли исключить из партии и комсомола, а тогда "прощай карьера". Существовала практика товарищеских судов, штрафы, принудительные работы на 15 суток и др. Но жертвы редко жаловались, так как дебошир, как правило, возвращался в семью. В случае же убийства действовал уголовный закон.
В настоящее время в России имеет место частное обвинение по делам о нанесении телесных повреждений: ст.115 УК РФ "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", ч.1 ст.116 УК РФ "Побои", ч. 1 ст.130 УК РФ "Оскорбление". Защита прав потерпевших по таким делам усложняется в связи с тем, что они возбуждаются только на основании заявления потерпевшего. Исключением являются случаи, когда преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
Лицо, обратившееся в суд с заявлением о совершении в отношении его соответствующего преступления, при наличии оснований для начала производства по уголовному делу частного обвинения приобретает процессуальный статус частного обвинителя с момента принятия судом заявления к своему производству (ст.43, ч.7 ст.318 УПК РФ). Представитель и законный представитель потерпевшего также являются частными обвинителями, т. е. жертва вынуждена самостоятельно через суд добиваться наказания насильника, которому в установленном законом порядке предоставляется бесплатный адвокат. При этом жертва, становясь частным обвинителем, обязана собирать и исследовать доказательства, что в ситуациях домашнего насилия бывает сложно для потерпевшей.
Очень часто проблемы возникают по месту жительства, где насильник и жертва проживают совместно, и в отсутствие свидетелей.
В таком случае подавать заявление о совершенном насилии и собирать доказательства для жертвы небезопасно. Так как насильника из отделения милиции быстро выпускают, то повторное насилие для жертвы часто превращается в трагедию. Кроме того, сбор доказательств для потерпевших связан с процессуальными сложностями, так как доказательства должны собираться в соответствии с УПК РФ, что для человека, не имеющего юридического образования, бывает достаточно сложно, а для малоимущей женщины, обремененной детьми, нанять адвоката почти невозможно. Кроме того, по делам частного обвинения возможно примирение.
Если вернуться к модельному законодательству ООН и практике работы с домашним насилием в развитых странах и привести только некоторые выдержки из обязанностей полицейских и прав потерпевших, то можно понять, почему закон о жестоком обращении в семье отклоняли в России 48 раз.
Несмотря на то, что небольшая часть указанных обязанностей имеется в инструкциях МВД, объем работы, который нужно возложить на правоохранительные структуры, огромный. При это необходимо:
1. Вернуться к положительному советскому опыту, когда каждая неблагополучная семья состояла на учете и участковый осуществлял профилактику в такой семье.
2. Внести изменения в законодательство, особенно касающееся дел частного обвинения, связанного с домашним насилием. Перевести их в статус дел публичного обвинения, признав тем самым значимость семьи.
3. Осуществлять государственное финансирование некоммерческих организаций, которые могут работать не только с жертвами, но и с их обидчиками.
В настоящее время законодатели предложили гражданскому обществу обсудить тему введения института судебного запрета для решения разных бытовых проблем, в том числе и в отношении насилия в семье, но процедуры пока не разработаны [3, с. 1].
Список использованной литературы
1. Гилинский Я.И. Институт семьи в системе "девиантность-социальный контроль" // Криминология: вчера, сегодня, завтра / Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. - 2002. - N 1(2).
2. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2009.
3. Куликов В. Запрет на хулиганов // Рос. газ. - 2010. - 27 апр.
4. Терентьев Д. Жили-били // Совершенно секретно. - 2007. - N 5/216.
5. Шестаков Д.А. Об одном из аспектов криминогенной ситуации // Вестник ЛГУ. - 1976. - N 11.
6. Шестаков Д.А. Семейная криминология. Криминофамилистика. - 2-е изд. - СПб., 2003.
7. Шестаков Д.А. Четверть века семейной криминологии (криминофамилистики) в России: итоги и перспективы //Криминология: вчера, сегодня, завтра / Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. - 2002. - N 1(2).
Н.А.Тунина |
"Криминологический журнал БГУЭП", N 4(14), IV квартал 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru