Постановление Правительства Иркутской области от 1 сентября 2011 г. N 259/1-ПП
"Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов
Иркутской области на 2011 - 2013 годы"
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2011 г. N 346-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Иркутской области совместно с министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области разработать:
1) в срок до 1 октября 2011 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2011 год;
2) в срок до 1 декабря 2011 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2012 год;
3) в срок до 1 декабря 2012 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2013 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области:
1) руководствоваться положениями Программы;
2) разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов местных бюджетов согласно основным положениям Программы.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Иркутской области |
Д.Ф.Мезенцев |
Программа
повышения эффективности
бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2013 годы
(утв. Постановлением Правительства Иркутской области
от 1 сентября 2011 г. N 259/1-ПП)
Паспорт
Программы повышения эффективности бюджетных расходов
Иркутской области на 2011 - 2013 годы
Наименование характеристик Программы |
Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы |
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2013 годы |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) |
1. Закон Иркутской области от 31.12.2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы". 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года". 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов". 4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 года N 194н и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 года N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов". |
Государственный заказчик |
Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы |
Министерство финансов Иркутской области Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области |
Администратор Программы |
Министерство финансов Иркутской области |
Исполнители Программы |
Исполнительные органы государственной власти Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области. Программа регулирует полномочия исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению эффективности бюджетных расходов Иркутской области |
Цель Программы |
Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области |
Задачи и основные направления реализации Программы |
Задачи и основные направления реализации Программы: 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе. 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов. 3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора). 4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета. 5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения. 6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). 7. Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами. |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем средств областного бюджета на реализацию Программы 159 600 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 42 800,0 тыс. рублей; 2012 год - 42 800,0 тыс. рублей; 2013 год - 74 000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Создание базовых условий для формирования бездефицитного областного бюджета, начиная с бюджета на 2015 год. 2. Повышение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, до уровня не менее 50% в 2013 году в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Иркутской области. 3. Доля автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, для которых установлены государственные задания в 2013 году, составляет не менее 65%. 4. Формирование областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов и формирование не менее 50% бюджетов муниципальных районов и городских округов на трехлетний период. 5. Публикация данных мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств областного бюджета и муниципальных образований Иркутской области. 6. Создание методологии организации государственного финансового контроля в Иркутской области и системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов. 7. Внедрение информационных систем бюджетирования, ориентированного на результат, сбора и консолидации реестров расходных обязательств местных бюджетов, государственных и муниципальных заданий. |
Раздел 1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующие корректировки документа постепенно включали в бюджетное законодательство инструменты реформирования бюджетного сектора.
Результатом реформирования стало формирование в Российской Федерации и в Иркутской области, в частности, современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
В настоящее время решены следующие ключевые задачи управления финансами Иркутской области:
1. Обеспечена сбалансированность консолидированного бюджета Иркутской области в среднесрочной перспективе. Профицит консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6 073,0 млн. рублей, в 2010 году профицит составил 6 704,7 млн. рублей (рост 10,4%). Сформирован финансовый резерв, обеспечивающий необходимый уровень ликвидности консолидированного бюджета Иркутской области в текущих условиях. Также в 2011 году в составе областного бюджета впервые предусмотрен Резервный фонд Иркутской области в размере 1,1 млрд. рублей.
2. Проведены мероприятия по мобилизации доходов областного бюджета, рост доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6,4% к уровню 2008 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 4,8%, в 2010 году рост составил 11,2% к уровню 2009 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 12,1%.
3. Обеспечена своевременность и полнота выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам. По состоянию на 1 января 2011 года в Иркутской области отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате и социальным выплатам.
4. Проведена оптимизация текущих расходов, что позволило в рамках имеющихся ограниченных финансовых ресурсов обеспечить финансирование первоочередных, социально-значимых# расходов, не допустив при этом социальной напряженности в регионе в кризисный период в 2008 и 2009 годах.
5. Обеспечена стабилизация уровня просроченной кредиторской задолженности по иным расходам консолидированного и областного бюджетов. По консолидированному бюджету Иркутской области за 2009 год задолженность снижена с 6 918,0 млн. рублей до 5 472,0 млн. рублей или на 21%, по областному бюджету за 2009 год задолженность снижена с 1 856,0 млн. рублей до 270,0 млн. рублей или на 85,5%, в 2010 году просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету снижена с 270,0 млн. рублей до 62,0 млн. рублей, причем оставшаяся часть является задолженностью по пеням и штрафам по единому социальному налогу во внебюджетные фонды и может быть реструктурирована в рамках решения Правительства Российской Федерации в 2011 году.
6. Обеспечено снижение уровня государственного долга Иркутской области и улучшение его структуры. За 2009 - 2010 годы объем государственного долга снизился на 5 426,0 млн. рублей или на 42% и по состоянию на 1 января 2011 года составил 7 397,0 млн. рублей (14,4% от уровня собственных доходов), при этом в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты кредитных организаций. Уменьшение объема государственного долга привело к сокращению расходов на его обслуживание в 2010 году с ранее запланированных 2 043,0 млн. рублей до 615,5 млн.рублей.
7. Проведена реорганизация и оптимизация бюджетной сети. В 2010 году число учреждений социально-культурной сферы в результате реорганизации и ликвидации сократилось на 24 единицы. В рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществлена подготовка необходимых нормативных правовых актов Иркутской области, принято решение о переходном периоде для бюджетных учреждений на 2011 год.
8. В сфере управления общественными финансами используются современные информационные комплексы автоматизации казначейского исполнения бюджета, проведения государственных и муниципальных закупок, формирования и сбора бюджетной и управленческой отчетности.
Вместе с тем в силу объективных причин не удалось в полной мере реализовать ряд установленных действующим законодательством норм, принципов и механизмов, методически урегулировать отдельные вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами Иркутской области сохраняется ряд следующих системных пробелов и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетного, налогового, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
2) остается высокий уровень несбалансированности местных бюджетов, что выражается в значительных объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований Иркутской области, прежде всего по начислениям на оплату труда, при этом недоимка по налогам и сборам имеет тенденцию к увеличению;
3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, созданные условия не достаточны для мотивации исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также подведомственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
4) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики, при этом планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязаны;
5) имеется значительный объем неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, организации государственного управления (по методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации");
6) отсутствуют четкие методологические основания для проведения оценки эффективности расходования бюджетных средств, что существенно сокращает возможности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению результативности осуществления бюджетных расходов;
7) финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Иркутской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;
8) комплекс мероприятий, направленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, осуществляется не в полном объеме;
9) несовершенство системы контроля качества предоставляемых государственных "бюджетных" и "функциональных" услуг, действующая система государственного финансового контроля в Иркутской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета;
10) отсутствуют информационные системы поддержки бюджетирования, ориентированного на результат, автоматизации формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведения реестров услуг, планирования расходов в привязке к целям социально-экономического развития Иркутской области.
Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.
В целом реализация Программы должна быть направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области в рамках реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области, а также на повышение качества управления государственными финансами Иркутской области в рамках приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
Раздел 2.
Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области.
Для достижения поставленной цели планируется решение задач по следующим основным направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.
3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета.
5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения.
6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
7. Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2013 годы.
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам, источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, включенных в план-график по реализации мероприятий Программы, ежегодно утверждаемый распоряжением Правительства Иркутской области.
Раздел 3.
Мероприятия Программы, ожидаемые результаты
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе
Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе включает в себя следующие ключевые направления:
1) обеспечение сбалансированности параметров областного бюджета;
2) повышение доходного потенциала областного и местных бюджетов, в том числе за счет применения инструментов государственного стимулирования экономики (налоговые льготы, гарантии и т.д.);
3) приведение расходных обязательств областного бюджета в соответствие с доходными источниками;
4) стабилизация долговой нагрузки на областной и местные бюджеты;
5) сокращение просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов;
6) обеспечение ликвидности областного и местных бюджетов, формирование финансовых резервов;
7) развитие и повышение стабильности межбюджетных отношений.
Перечень мероприятий
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
1) проведение комплекса работ по повышению доходов областного и местных бюджетов по группам налоговых и неналоговых доходов, выявление резервов увеличения доходов, совершенствование методики формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам и сборам;
2) оценка эффективности предоставления налоговых льгот, отмена налоговых льгот, не отвечающих критериям бюджетной эффективности, установление налоговых льгот, повышающих налоговый потенциал в среднесрочной перспективе, поддержка центров генерации дополнительных налоговых платежей;
3) разработка нормативной правовой базы обеспечения предоставления государственных гарантий Иркутской области в установленном законодательством порядке;
4) проведение работы по привлечению внешнего финансирования для реализации инвестиционных проектов в бюджетной сфере (увеличение финансирования за счет федеральных целевых программ, привлечение внебюджетных источников);
5) реструктуризация расходных обязательств областного бюджета по результатам анализа эффективности их исполнения, принятие решений об установлении новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии достаточных ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах горизонта финансового планирования;
6) проведение мониторинга размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, оценка перспектив размещения государственных ценных бумаг Иркутской области;
7) осуществление взаимодействия с рейтинговыми агентствами по обеспечению кредитного рейтинга Иркутской области;
8) проведение комплекса мероприятий по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов;
9) совершенствование системы кассового прогнозирования, проведение работы по размещению средств областного бюджета на банковских депозитах;
10) ежегодное формирование резервного фонда Иркутской области;
11) совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, оценка эффективности предоставления субвенций на реализацию переданных государственных полномочий;
12) совершенствование системы разграничения источников доходов областного и местных бюджетов (нормативов отчислений от налогов и сборов) с учетом возможностей соответствующих уровней бюджетов бюджетной системы к увеличению доходов и обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы;
13) включение в действующие и вновь разрабатываемые порядки предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам показателей оценки результативности и эффективности их предоставления и использования.
14) проведение работы по реструктуризации задолженности муниципальных образований Иркутской области по бюджетным кредитам, выданным из областного бюджета до 2009 года.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по обеспечению сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе:
1) поэтапное сокращение дефицита областного бюджета, создание базовых условий к формированию бездефицитного областного бюджета на 2015 год, снижение дефицитов местных бюджетов;
2) обеспечение долговой нагрузки на областной бюджет в объеме не более 20% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;
3) сокращение просроченной (нереструктуризированной) кредиторской задолженности областного бюджета к 2013 году;
4) уровень средней долговой нагрузки на местные бюджеты не более 15% в течение 2011 - 2013 годов;
5) объем резервного фонда Иркутской области не менее 3,5% от утвержденного годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений в 2013 году;
6) увеличение доли межбюджетных трансфертов, по которым установлены показатели эффективности и результативности предоставления и использования.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.
Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов включают в себя следующие ключевые направления:
1) повышение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, в том числе в сфере межбюджетных отношений, переход к программной структуре бюджета;
2) проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджетов, корректировка программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации и обеспечение взаимосвязи с целями долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области;
3) персонализация ответственности руководителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области за качество финансового управления и исполнения программ.
Перечень мероприятий
Для обеспечения внедрения программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечения взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
1) проведение анализа расходов областного бюджета с целью определения механизма приведения действующих расходных обязательств к программно-целевым принципам (долгосрочные, ведомственные, иные целевые программы), формирование плана-графика работ по разработке соответствующих программ;
2) включение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Иркутской области в соответствующие долгосрочные целевые программы Иркутской области с учетом оценки эффективности;
3) проведение анализа действующих областных государственных целевых и социальных программ Иркутской области с учетом приоритетов социально-экономического развития Иркутской области и результатов оценки бюджетной и социальной эффективности их реализации, соответствия целевых индикаторов, корректировка или отмена программ с низкой бюджетной и социальной эффективностью;
4) разработка и утверждение формализованных критериев отбора объектов государственных инвестиций с учетом оценки эксплуатационных расходов будущих периодов и наличия положительного социального и бюджетного эффекта;
5) установление обязательного требования о наличии муниципальных программ в случае предоставления субсидий муниципальным образованиям в рамках реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области;
6) проведение обучения государственных и муниципальных служащих с целью получения навыков практического применения инструментов бюджетирования ориентированного на результат;
7) проведение мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе исполнения областных государственных целевых программ, главных распорядителей средств областного бюджета с целью стимулирования или применения мер ответственности к руководителям главных распорядителей средств областного бюджета.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от внедрения программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечения взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов:
1) повышение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, до уровня не менее 50% в 2013 году, стимулирование муниципальных образований Иркутской области к увеличению доли программно-целевых расходов;
2) доля расходов Иркутской области на осуществление бюджетных инвестиций в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ не менее 90% в 2013 году;
3) инвестиционные проекты и программы, действующие в 2013 и последующие годы, имеют положительный социальный и бюджетный эффект;
4) закрепление ответственности главных распорядителей средств областного бюджета за эффективное использование бюджетных средств и качество финансового управления в отраслях, а также применение мер стимулирования по результатам мониторинга качества финансового менеджмента.
3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора) включает в себя следующие ключевые направления:
1) изменение типов учреждений с целью повышения эффективности их деятельности с учетом разработанных критериев эффективности;
2) внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;
3) учет потребности в государственных (муниципальных) услугах в процессе бюджетного планирования;
4) утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
5) расширение участия негосударственных (немуниципальных) организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
6) повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;
7) повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
Перечень мероприятий
Для обеспечения создания условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризации бюджетного сектора) необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
1) перевод областных бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на финансирование путем предоставления субсидий с 2012 года;
2) разработка критериев эффективности деятельности учреждений в соответствии с типом (казенные, автономные, бюджетные), проведение анализа эффективности;
3) доведение государственных заданий до областных государственных учреждений (казенных, бюджетных и автономных) и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных и автономных) с учетом качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ);
4) утверждение стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг (выполнения работ), проведение оценки качества оказания услуг (выполнения работ);
5) формирование системы учета потребности в государственных и муниципальных услугах (выполнении работ);
6) повышение открытости деятельности областных государственных и муниципальных учреждений за счет публикации информации о деятельности учреждений в сети Интернет;
7) закрепление ответственности руководителей областных государственных и муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг (выполнение работ) в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий, направленных на обеспечение создания условий для повышения эффективности деятельности областных государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг, развитию новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, проведения реструктуризации бюджетного сектора:
1) доля областных казенных учреждений, для которых установлены государственные задания, в общем числе казенных учреждений составляет не менее 75% в 2013 году;
2) доля областных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, для которых установлены государственные задания, составляет не менее 65% в 2013 году;
3) доля областных государственных учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания государственных услуг (выполнения работ), составляет не менее 50% в 2013 году;
4) обеспечение открытости информации о деятельности областных государственных и муниципальных учреждений по оказанию услуг (выполнению работ).
4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета.
Повышение эффективности распределения средств областного бюджета включает в себя следующие ключевые направления:
1) разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры разработки проекта закона об областном бюджете;
2) повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
3) переход к составлению и утверждению бюджета на трехлетний период, внедрение долгосрочного планирования;
4) внедрение и реализация механизмов конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;
5) соблюдение нормативов формирования расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Иркутской области;
6) внедрение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
7) совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения расходных обязательств.
Перечень мероприятий
Для обеспечения повышения эффективности распределения средств областного бюджета необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
1) переход к формированию областного бюджета на три года (очередной финансовый год и плановый период), начиная с 2013 года;
2) совершенствование методики планирования бюджетных ассигнований;
3) проведение анализа предусмотренных расходов на предоставление государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативов финансирования государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
4) обеспечение учета потребности в государственных и муниципальных услугах (выполнении работ) при формировании (корректировке) расходов областного бюджета;
5) внедрение принципа конкурсного распределения бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение отдельных видов принимаемых расходных обязательств Иркутской области, в том числе на реализацию программ;
6) совершенствование действующего порядка формирования и ведения реестра расходных обязательств в части его увязки с процедурой трехлетнего планирования областного бюджета;
7) проведение публичных обсуждений проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ;
8) проведение работы по совершенствованию механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Иркутской области, а также методик распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе с учетом анализа расходов муниципальных образований Иркутской области;
9) осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в Иркутской области, финансовое стимулирование муниципальных образований Иркутской области по повышению качества управления финансами, в том числе обеспечения перехода к формированию муниципальных бюджетов на три года (очередной финансовый год и плановый период), начиная с 2013 года.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по повышению эффективности распределения средств областного бюджета:
1) формирование областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и формирование не менее 50% местных бюджетов на трехлетний период;
2) эффективное перераспределение финансовых ресурсов в структуре бюджетов для обеспечения удовлетворения потребности в государственных (муниципальных) услугах (выполнении работ);
3) доля долгосрочных целевых программ Иркутской области, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения не менее 100% в 2013 году.
5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения
Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения включает в себя следующие ключевые направления:
1) устранение избыточных и дублирующих функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
3) переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме.
Перечень мероприятий
Для обеспечения оптимизации функций государственного и муниципального управления, повышения эффективности их обеспечения необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:
1) стимулирование перехода к осуществлению юридически значимых действий в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исполнительных органов государственной власти Иркутской области в электронной форме;
2) стимулирование органов государственной власти Иркутской области к разработке и утверждению административных регламентов оказания государственных услуг Иркутской области, в том числе публикации в сети Интернет административных регламентов;
3) проведение анализа функций и численности органов исполнительной власти Иркутской области на предмет выявления избыточных и дублирующих функций и избыточной численности, том числе разработка предложений по оптимизации численности государственных служащих.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по оптимизации функций государственного и муниципального управления, повышению эффективности их обеспечения:
1) увеличение доли юридически значимых действий исполнительных органов государственной власти Иркутской области в электронной форме;
2) увеличение количества утвержденных административных регламентов оказания государственных услуг Иркутской области, оказываемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области;
3) публикация данных мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств областного бюджета.
6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля)
Реализация мероприятий по реформированию государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) включают в себя следующие ключевые направления:
1) развитие систем внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;
2) организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
Перечень мероприятий
Совершенствование механизмов государственного финансового контроля в Иркутской области планируется осуществлять посредством:
1) методологического обеспечения контрольной деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области (внутреннего финансового аудита (внутренний контроль));
2) координации контрольной деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области (внутреннего финансового аудита (внутренний контроль));
3) расширения внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, создание# системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по совершенствованию механизмов государственного финансового контроля в Иркутской области, развитию внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
1) создание методологии организации государственного финансового контроля в Иркутской области;
2) внедрение системы внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) в исполнительных органах государственной власти Иркутской области;
3) создание системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов.
7. Развитие информационной системы управления государственными и муниципальными финансами
Реализация мероприятий по развитию информационной системы управления государственными и муниципальными финансами включает в себя следующие ключевые направления:
1) развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (в том числе модернизация уже имеющихся информационных систем, интеграция существующих и создаваемых информационных ресурсов);
2) повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;
3) обеспечение публичности информации о результатах деятельности организаций государственного и муниципального сектора;
4) обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.
Перечень мероприятий
Для обеспечения развития информационной системы управления государственными и муниципальными финансами необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:
1) совершенствование автоматизированной системы исполнения областного бюджета, обеспечение перехода на электронный документооборот финансовых документов и бюджетной отчетности с применением электронной цифровой подписи;
2) развитие информационного портала в сети Интернет, на котором размещается информация о государственных и муниципальных финансах, деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Иркутской области;
3) содействие развитию Интернет-портала оказания государственных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме, имеющего функцию обратной связи с потребителями государственных услуг;
4) публикация информации о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и государственных бюджетных учреждений за отчетный год в сети Интернет;
5) внедрение автоматизированных систем бюджетирования ориентированного на результат, планирования расходов областного бюджета в привязке к целям социально-экономического развития Иркутской области, систем формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведения реестров государственных и муниципальных услуг, сбора и консолидации реестров расходных обязательств местных бюджетов.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию информационной системы управления государственными и муниципальными финансами:
1) совершенствование автоматизации бюджетного процесса в Иркутской области, внедрение информационных систем поддержки бюджетирования ориентированного на результат;
2) публикация информации о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и областных государственных учреждений за отчетный год в сети Интернет;
3) повышение доступности финансовой информации для широкого круга пользователей.
Раздел 4.
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы на период 2011 - 2013 годы за счет средств областного бюджета Иркутской области установлен в размере 159 600,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 42 800,0 тыс. рублей;
2012 год - 42 800,0 тыс. рублей;
2013 год - 74 000,0 тыс. рублей.
Помимо средств областного бюджета, могут привлекаться средства федерального бюджета с целью софинансирования реализации мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
Объемы финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению в установленном законодательством порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Предполагаемые объемы бюджетных ассигнований для реализации отдельных мероприятий Программы устанавливаются правовым актом Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством.
Раздел 5.
Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации
Реализация мероприятий Программы осуществляется, в том числе посредством разработки и принятия в установленном порядке правовых актов, направленных на реализацию отдельных мероприятий Программы, образования рабочих групп.
Цели образования и порядок деятельности рабочих групп, их состав определяются Правительством Иркутской области.
Расходование средств областного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Министерство финансов Иркутской области как администратор Программы:
1) организует текущее управление реализацией Программы;
2) устанавливает требования к отчетным документам по результатам исполнения мероприятий Программы;
3) организует мониторинг реализации Программы;
4) обеспечивает размещение в электронном виде на сайте министерства в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы;
5) осуществляет подготовку материалов о ходе реализации программы и представляет их на рассмотрение рабочих групп;
6) представляет предложения по распределению бюджетных ассигнований по реализации мероприятий Программы;
7) обеспечивает взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам реализации Программы.
Исполнительные органы государственной власти Иркутской области как ответственные исполнители Программы:
1) осуществляют планирование, организацию исполнения и контроль за реализацией закрепленных за ними мероприятий Программы;
2) представляют администратору Программы отчетные документы по результатам исполнения мероприятий Программы и в ходе мониторинга реализации Программы;
3) разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации мероприятий Программы, и обеспечивают своевременное их принятие;
4) обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
5) обеспечивают распределение ответственности за реализацию мероприятий Программы между структурными подразделениями;
6) обеспечивают взаимодействие с органами местного самоуправления при реализации мероприятий Программы.
Раздел 6.
Ожидаемые конечные результаты
1. Создание базовых условий для формирования бездефицитного областного бюджета, начиная с бюджета на 2015 год.
2. Повышение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, до уровня не менее 50% в 2013 году в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Иркутской области.
3. Доля автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, для которых установлены государственные задания в 2013 году, составляет не менее 65%.
4. Формирование областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов и формирование не менее 50% бюджетов муниципальных районов и городских округов на трехлетний период.
5. Публикация данных мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств областного бюджета и муниципальных образований Иркутской области.
6. Создание методологии организации государственного финансового контроля в Иркутской области и системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов.
7. Внедрение информационных систем бюджетирования ориентированного на результат, сбора и консолидации реестров расходных обязательств местных бюджетов, государственных и муниципальных заданий.
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы отражены в Приложении к Программе.
Министр финансов |
А.Ф.Зезуля |
Приложение
повышения эффективности
бюджетных расходов Иркутской области
на 2011 - 2013 годы
Планируемые целевые индикаторы
и показатели результативности реализации программы
N п/п |
Направления Программы |
Ожидаемое значение целевого индикатора, показателя результативности, в т.ч. |
||
на 01.01.2012 |
на 01.01.2013 |
на 01.01.2014 |
||
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе | ||||
1.1. |
Отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) Иркутской области к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
не более 20% |
не более 20% |
не более 20% |
1.2. |
Отношение объема просроченной (нереструктуризированной) кредиторской задолженности Иркутской области к расходам бюджета |
не более 0,25% |
не более 0,10% |
0,0% |
1.3. |
Средняя долговая нагрузка на местные бюджеты |
не более 15% |
не более 15% |
не более 15% |
1.4. |
Отношение средств резервного фонда Иркутской области к утвержденному общему годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
- |
- |
не менее 3,5% |
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов | ||||
2.1. |
Удельный вес расходов бюджета Иркутской области, формируемых в рамках программ |
не менее 15% |
не менее 30% |
не менее 50% |
2.2. |
Доля расходов Иркутской области на осуществление бюджетных инвестиций в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ |
не менее 60% |
не менее 80% |
не менее 90% |
2.3. |
Наличие нормативного правового акта Иркутской области, определяющего оплату труда руководителей органов исполнительной власти с учетом результатов их профессиональной деятельности |
- |
да |
да |
3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора) | ||||
3.1. |
Доля областных казенных учреждений, для которых установлены государственные задания, в общем числе казенных учреждений (без учета органов государственной власти) |
не менее 20% |
не менее 55% |
не менее 75% |
3.2. |
Доля областных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, имеющих утвержденные государственные задания |
не менее 30% |
не менее 50% |
не менее 65% |
3.3. |
Доля областных государственных учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания государственных услуг (выполнения работ) |
- |
не менее 25% |
не менее 50% |
4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета | ||||
4.1. |
Наличие утвержденного бюджета Иркутской области на очередной финансовый год и плановый период |
- |
- |
да |
4.2. |
Доля расходов местных бюджетов, утвержденных на 3 года |
- |
- |
не менее 50% |
4.3. |
Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований |
не более 2 раз |
не более 2 раз |
не более 2 раз |
4.4. |
Доля долгосрочных целевых программ Иркутской области, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения |
не менее 60% |
не менее 80% |
не менее 100% |
5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения | ||||
5.1. |
Публикация данных мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств областного бюджета |
- |
да |
да |
6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) | ||||
6.1. |
Создание методологии организации государственного финансового контроля в Иркутской области |
- |
да |
да |
6.2. |
Создание системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов |
- |
да |
да |
7. Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами | ||||
7.1. |
Развитие информационного портала в сети Интернет, на котором размещается информация о государственных и муниципальных финансах |
да |
да |
да |
7.2. |
Доля государственных учреждений Иркутской области, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет |
- |
не менее 50,0% |
не менее 100,0% |
7.3. |
Доля исполнительных органов государственной власти Иркутской области, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет |
не менее 50% |
100,0% |
100,0% |
7.4. |
Внедрение автоматизированных систем бюджетирования ориентированного на результат |
- |
- |
да |
Министр финансов |
А.Ф.Зезуля |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена программа повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2013 гг.
Задачами программы являются: обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе, создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, повышение эффективности распределения средств областного бюджета, оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами.
Общий объем финансирования программы - 159 600 тыс.руб.
Постановление Правительства Иркутской области от 1 сентября 2011 г. N 259/1-ПП "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Областная" от 30 сентября 2011 г. N 110(836)
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2011 г. N 346-ПП настоящее постановление признано утратившим силу