Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлены
мероприятия долгосрочной целевой программы
"Развитие автомобильных дорог общего пользования
регионального или межмуниципального значения и местного
значения в Иркутской области на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа)
В условиях социально-экономических преобразований к автомобильному транспорту предъявляются дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов, в связи с этим автомобильный транспорт - самый оперативный вид сообщения. Наибольшая гибкость автомобильного транспорта в отношении выбора альтернативного маршрута перевозки определяет его лидирующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю.
Автомобильные дороги связывают обширную территорию Иркутской области, обеспечивая жизнедеятельность многочисленных населенных пунктов.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области (далее - автомобильные дороги) составляет 12655 км., из них: автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее - региональные дороги) - 3500 км., автомобильные дороги общего пользования местного значения (далее - местные дороги) - 9155 км.
Характеристика автомобильных дорог в соответствии с технической категорией и типом покрытия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Техническая категория |
Протяженность, км |
|||||||
Всего |
с твердым покрытием |
грунтовых |
зимник |
|||||
с усовершенствованным покрытием |
щебеночным |
гравийным |
черногравийным |
|||||
асфальтобетон |
цементобетон |
|||||||
I |
13,781 |
13,781 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
II |
3,542 |
3,542 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
III |
782,449 |
681,812 |
81,467 |
0 |
17,87 |
0 |
1,3 |
0 |
IV |
7431,922 |
2459,352 |
0,728 |
19,315 |
4694,694 |
92,493 |
165,34 |
0 |
V |
3545,096 |
267,995 |
1,664 |
99,489 |
2260,323 |
15,076 |
900,549 |
0 |
Зимник |
220 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
220 |
Внекатегорийные |
658,206 |
1,029 |
0 |
0 |
6,466 |
0 |
650,711 |
0 |
Итого |
12654,996 |
3427,511 |
83,859 |
118,804 |
6979,353 |
107,569 |
1717,90 |
220,00 |
Параметры региональных дорог соответствуют в основном III (20,5%) - IV (57,2%) категориям, 18,4% региональных дорог - внекатегорийные.
Параметры местных дорог соответствуют в основном IV (57,5%) - V (27,5%) категориям, 14,1% местных дорог - внекатегорийные.
Удельный вес автомобильных дорог с гравийным покрытием остается высоким (региональных дорог - 38%, местных дорог - 61,7%), что приводит к увеличению текущих затрат на содержание.
На общей сети автомобильных дорог 88 мостов (7,1%) находятся в аварийном состоянии.
На 1 января 2010 года доля протяженности автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет: региональных дорог - 63%, местных дорог - 80%. В результате увеличивается себестоимость автомобильных перевозок, снижается конкурентоспособность региональной продукции.
Плотность автомобильных дорог в Иркутской области составляет 16,33 км. в расчете на 1000 кв.км. территории, в Российской Федерации - 37 км.
Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог превышают темпы восстановления и развития. Ежегодно увеличивается недоремонт.
Ускоренный износ автомобильных дорог обусловлен также ростом парка автотранспортных средств и интенсивности движения, увеличением в составе транспортных потоков доли большегрузных автомобилей (как по полной массе, так и по нагрузке на ось).
Существующая среднегодовая суточная интенсивность движения по автомобильным дорогам изменяется от 50 авт./сут. до 15000 авт./сут. К 2014 году дальнейший рост количества транспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок приведет к увеличению интенсивности движения на 27-35% по сравнению с 2009 годом.
В Иркутской области уровень обеспеченности автомобильными дорогами составляет 42% от расчетного показателя в потребности дорожной сети, уровень обеспеченности северных районов не превышает 33% от расчетного, центральных - 40,7% и южных районов - 60%.
На данный момент отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с региональными дорогами и с административным центром Иркутской области. На автомобильных дорогах Киренск - Казачинское, Тайшет - Чуна - Братск, Жигалово - Казачинское, Бодайбо - Мама существуют грунтовые разрывы. Недостаточный уровень развития автомобильных дорог снижает инвестиционную привлекательность территории Иркутской области.
Стратегической целью социально-экономического развития Иркутской области является формирование сбалансированной экономики, основанной на повсеместном внедрении инноваций, а также комфортной среды обитания для населения.
Согласно положениям подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, совершенствование сети автомобильных дорог должно быть направлено на обеспечение потребности в перевозках в соответствии с социально-экономическим развитием регионов.
В период до 2014 года планируется реализация ряда масштабных проектов, в том числе: дальнейшая разработка Верхнечонского нефтегазового месторождения (Катангский район), промышленное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Жигаловский район), разработка железорудных проявлений, сосредоточенных в четырех ангарских рудных районах: Илимском, Чунском, Катском, Китойском.
Иркутская область находится на втором месте в Российской Федерации по запасам золота. В будущем добыча золота будет сконцентрирована на освоении рудных месторождений Лено-Витимского района, где сосредоточены его крупнейшие запасы.
Для развития добывающих секторов необходимо улучшение транспортной инфраструктуры, поскольку основные районы добычи полезных ископаемых находятся на значительном расстоянии друг от друга.
В этой связи актуальна реконструкция автомобильных дорог Усть-Кут - Уоян, Таксимо - Бодайбо, Иркутск - Усть-Ордынский - Жигалово.
Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов. Основой конкурентоспособности северных территорий Иркутской области станет формирование лесного кластера, объединяющего всю цепочку производств - от лесозаготовки до производства конечной продукции.
Созданию условий для лесного освоения будет способствовать автомобильная дорога Киренск - Казачинское на участке Красноярово - Небель, которая позволит обеспечить бесперебойную связь Киренского района с железнодорожной станцией Небель на Байкало-Амурской магистрали.
Строительство автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск будет содействовать реализации инвестиционных проектов по глубокой лесопереработке и одновременно позволит сократить время движения транспорта, обеспечит круглогодичную транспортную связь между крупными населенными пунктами северных и западных районов Иркутской области.
Территория Усть-Ордынского Бурятского округа совместно с несколькими прилегающими районами Иркутской области (Заларинский, Зиминский, Иркутский, Куйтунский, Усольский, Черемховский) с учетом исторической специализации будет использоваться для эффективного развития агропромышленного комплекса с расчетом на повышение степени переработки сырья и размещения производств пищевой промышленности. Данный кластер станет основой продовольственной безопасности Иркутской области.
Для обеспечения автодорожных подходов к этому кластеру необходимо повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог Усть-Ордынский - Оса, Иркутск - Оса - Усть-Уда.
Эффективным направлением в постиндустриальном развитии Иркутской области может стать туризм. Озеро Байкал, система горных хребтов в настоящее время становятся крупнейшей туристской зоной, привлекающей туристов не только из России, но и из зарубежных стран. Развитие туристической отрасли позволит значительно увеличить темпы экономического роста, будет способствовать продвижению имиджа Иркутской области на мировом рынке.
Центрами развития туристско-рекреационной деятельности станут Ольхонский, Иркутский, Слюдянский районы и город Иркутск.
В соответствии с приоритетными целями в туристской деятельности необходимо уделить внимание строительству и реконструкции автомобильных дорог Иркутск - Большое Голоустное, Иркутск - Листвянка, Баяндай - Еланцы - Хужир, Тогот - Курма.
В создавшейся ситуации необходимо принятие мер по качественному изменению состояния автомобильных дорог, чтобы снизить потери в хозяйственном комплексе, обусловленные инфраструктурными ограничениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.