Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Ответы (разъяснения) на вопросы,
возникающие при рассмотрении споров в сфере энергоснабжения,
поставленные судами и неотраженные в постановлениях Президиума ВАС РФ и ФАС ВСО
1. Кто является обязанным лицом по оплате стоимости потребленного ресурса после 1 мая 2008 года в случае неизбрания способа управления многоквартирным домом?
Нормы ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ не предусматривают такие последствия, как прекращение ранее возникших обязательств абонента после 1 мая 2008 года.
Поэтому, по мнению ФАС ВСО, в тех случаях, когда до 1 мая 2008 года органами местного самоуправления не выполнены требования по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации, а жильцами не избран ни один из способов управления, предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ, обязательства организаций, которые выступали в отношениях по поставке коммунального ресурса в качестве абонента сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом.
Следовательно, на указанных организациях - абонентах лежит обязанность по оплате стоимости потребленного многоквартирным домом ресурса.
2. Является ли смена способа управления основанием для признания договора управления многоквартирным домом расторгнутым?
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статьей 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
ЖК РФ предусматривают возможность прекращения в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений договора управления многоквартирного дома по основаниям, установленным частью 8.1 статьи 162 ЖК РФ в случае надлежащего исполнения обязательств со стороны управляющей компании только по истечении календарного года, начиная с даты заключения договора на управление многоквартирным домом и часть 8.2 названной статьи 162 ЖК Российской Федерации в случае ненадлежащего исполнения управляющей компанией обязательств по договору - до истечения срока такого договора, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
3. Возможно ли смену способа управления многоквартирным домом рассматривать как установленное в ЖК РФ основание перемены лиц в обязательстве по поставке коммунального ресурса (пункт 1 статьи 382 ГК РФ), позволяющее распространять на нового исполнителя коммунальных услуг все условия договора с ресурсоснабжающей организацией?
Пунктом 1 статьи 382 ГК РФ право требование, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти другому лицу на основании закона.
Нормы ГК РФ, ЖК РФ, регулирующие вопросы оказания коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, не предусматривают передачи прав по договору, заключенному управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией с целью оказания этих услуг собственникам помещений в случае смены управления многоквартирным домом.
Поэтому смена способа управления многоквартирным домом не может рассматриваться как основание перемены лиц в обязательстве по поставке коммунального ресурса.
4. Необходимо ли включать в предмет судебного исследования при рассмотрении споров, связанных с передачей технической и иной документации на многоквартирный дом вновь выбранной управляющей компании, факт соблюдения собственниками помещений процедуры избрания новой управляющей компании?
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением таким домом, вновь выбранной управляющей организации в соответствии с перечнем, определенным пунктами 24, 26 Правил N 491.
ФАС ВСО до определения правовой позиции со стороны ВАС РФ полагает возможным при рассмотрении данной категории дел исходить из следующего.
При наличии доводов со стороны ранее выбранной управляющей компании о недействительности решения собрания собственников помещений многоквартирного дома в связи с несоблюдением процедуры избрания управляющей компании возражения могут быть оценены с точки зрения наличия (отсутствия) кворума при проведении общего собрания и включения (невключения) в повестку дня вопроса об отказе от исполнения ранее заключенного договора управления многоквартирным домом.
5. Обязан ли собственник жилого помещения, не являющийся членом ТСЖ, нести расходы на содержание общего имущества?
Частью 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
По мнению ФАС ВСО, отсутствие между ТСЖ (управляющей компанией) и собственником жилого помещения договорных отношений не может являться основанием для освобождения последнего от установленной законом обязанности по несению расходов на содержание общего имущества.
6. Действительно ли условие договора энергоснабжения, заключенного между собственником нежилого помещения в многоквартирном доме и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) об определении количества электрической энергии без учета требований, установленных Правилами N 307?
Пункт 7 Правил N 307 предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Таким образом, условие договора, заключенного собственником нежилого помещения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) на основании абзаца 4 пункта 88 Правил N530, не должны вступать в противоречие с условиями, определенными пунктом 7 Правил N 307.
При наличии в договоре такого условия оно является недействительным.
7. Каким образом определяется стоимость использованной абонентом энергии в случае ее поставки ненадлежащего качества?
В соответствии со статьей 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Данная норма права определяет право абонента на отказ от оплаты некачественной энергии.
По мнению ФАС ВСО, в случае фактического использования абонентом энергии ненадлежащего качества и отсутствия с его стороны оплаты, энергоснабжающая организация вправе потребовать возмещения абонентом стоимости неосновательного обогащения, исчисленного с учетом условий изменения размера платы за коммунальную услугу согласно приложению N 1 Правил N 307.
8. Вправе ли ресурсоснабжающая организация предъявлять требования к исполнителю коммунальных услуг об оплате стоимости отопления и горячего водоснабжения, исходя из тарифа на тепловую энергию в Гкал и тарифа на химочищенную воду (теплоноситель) в тоннах?
Согласно пункту 7 раздела 1 Правил N 306 при выборе единицы измерения в отношении горячего водоснабжения используется показатель "куб.метр на 1 человека", в отношении отопления - "Гкал на 1 человека" используется только в отношении отопления.
Следовательно, определение стоимости горячей воды, предъявленной к оплате, с использованием показателя "Гкал" является неправильным.
Поскольку расчет тарифов на тепловую энергии для потребителей тепловой энергии основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла (пункт 60 Методических указаний N 20-э/2), то в случае, когда потребители, допускают в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, количество химочищенной воды оплачивается дополнительно (информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 N СН-5083/12).
При определение стоимости химочищенной воды подлежит применению единица измерения "тонна" исходя из следующего.
В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
С целью определения стоимости дополнительного количества химочищенной воды в объеме невозвращенного потребителем теплоносителя Федеральная служба по тарифам в своем информационном письме от 31.08.2007 N СН-5083/12 рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию информировать заинтересованные стороны о стоимости тонны химочищенной воды в расчетном периоде регулирования, определенной исходя из учтенных в необходимой валовой выручке регулируемой организации затрат на приобретение планового объема химочищенной воды на этот период.
9. Каким образом следует определять расход отопления в помещении, в котором единственным источником теплоснабжения являются проходящие через помещение трубы системы отопления, горячего водоснабжения, необходимые для обслуживания многоквартирного жилого дома (отсутствуют отопительные приборы и приборы учета потребленной энергии)?
Поскольку смонтированные трубы системы отопления отвечают признакам теплопотребляющих установок, установленных Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115, и служат для отопления помещений, то по мнению ФАС ВСО, отсутствие отопительных приборов в помещении не может служить основанием для отказа во взыскании стоимости тепловой энергии.
Определение объема тепловой энергии, подлежащей оплате в данном случае, должно производится в порядке, определенном пунктом 7 Правил N 307.
10. Может ли акт отбора контрольных проб сточных вод, составленный без участия абонента, подтверждать факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ?
Согласно пункту 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Исходя из условий, при которых может производиться отбор проб организацией, осуществляющей контрольные функции за соблюдением нормативов водоотведения по составу сточных вод, наличие извещения абонента о времени проведения отбора проб будет являться основанием для составления акта в одностороннем порядке в случае неявки абонента.
В том случае, если в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие направление абоненту уведомления о месте и времени отбора проб, составленный акт отбора проб не может подтверждать факт сброса абонентом сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
11. Могут ли учитываться при расчете фактических потерь сведения об объеме потребленной энергии, имеющейся у ресурсоснабжающей организации?
Способы определения объема фактических потерь электрической энергии, возникающих в сетях сетевой организации при ее транспортировке, установлены пунктом 50 Правил N 861 и пунктом 121 Правил N530.
Фактические потери могут быть определены двумя императивно установленными методами: сетевой организацией (абзац 1 пункта 121 правил N 530) и гарантирующим поставщиком в случае непредставления сетевой организацией данных о фактических потерях (абзац 2 пункта 121 Правил N 530).
При определении гарантирующим поставщиком объемов фактических потерь не предусмотрена возможность использования, имеющихся у него сведений о количестве потребленной энергии потребителями (в том числе и гражданами).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) в случае непредоставления ему указанных сведений распределяет суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, покупающими у него электрическую энергию для целей компенсации потерь и не представившими такие сведения, исходя из нормативных величин потерь электрической энергии, установленных для различных классов напряжения, пропорционально объемам потребления электрической энергии на соответствующем классе напряжения (абзац 2 пункта 121 Правил N 530).
Таким образом, отсутствуют основания для принятия в качестве доказательств, подтверждающих объем фактических потерь сведений об объеме потребленной энергии, имеющейся у ресурсоснабжающей организации.
12. Должны ли собственники помещений в многоквартирном жилом доме оплачивать потери по теплотрассе, входящей в жилой дом, до точки ввода прибора учета или наружную стену дома?
ЖК РФ предусмотрено лишь два способа определения объема потребляемых коммунальных услуг: по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен пунктами 14 - 48 Правил N307.
Нормы ЖК РФ и положения Правил N 307 не предусматривают при определении количества тепловой энергии, подлежащей оплате гражданами, проживающими в многоквартирном доме, возможности оплаты потерь, возникающих в тепловых сетях (до точки присоединения дома либо внешней стены дома).
Следовательно, у собственников помещений в многоквартирном жилом доме не возникает обязанности по оплате потерь, возникающих в тепловой сети.
Поэтому условие договора, предусматривающего обязанность исполнителя коммунальной услуги по оплате возникающих в тепловой сети потерь, в силу пункта 5 статьи 426 ГК Российской Федерации, является ничтожным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.