Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Думы Шелеховского муниципального района
Иркутской области от 29 февраля 2012 г. N 2-РД
Концепция социально-экономического развития
Шелеховского района на период 2013 - 2020 годов
Введение
Разработка и принятие Концепции социально-экономического развития Шелеховского района на период 2013 - 2020 годов (далее - Концепция) продиктованы необходимостью определения общей идеологии устойчивого развития и наиболее приоритетных и перспективных направлений деятельности в социально-экономическом развитии Шелеховского муниципального района.
Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Межмуниципальной стратегии социально-экономического развития Шелеховского района на период до 2015 года.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013 - 2020 годы) устойчивого повышения качества социальной среды и условий жизни людей, динамичного развития экономики Шелеховского района.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
1) основные направления долгосрочного социально-экономического развития Шелеховского района;
2) стратегия и принципы достижения поставленных целей;
3) цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи муниципальной политики в социальной сфере, преобразований в экономике, формы и механизмы стратегического партнерства органов местного самоуправления Шелеховского района, бизнеса и общества.
Функционирование экономики в 2013 - 2020 годах будет характеризоваться следующими условиями социально-экономического развития:
1) адаптацией экономики к негативным явлениям на мировых финансовых рынках;
2) адаптацией экономики к ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и цветные металлы;
3) наличием угроз возобновления мирового финансового и экономического кризиса;
4) ожидаемой новой технологической инновационной волной, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;
5) сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострением дефицита профессиональных кадров, повышением демографической нагрузки на трудоспособное население;
6) негативным влиянием на экономику ограничений со стороны коммунальной и энергетической инфраструктуры;
7) возрастанием требований к экологическим параметрам производства.
I. Основные направления долгосрочного социально-экономического развития Шелеховского района
Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, построение механизма стратегического партнерства жителей района, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и общественных объединений в управлении муниципальным образованием - общая стратегическая цель развития Шелеховского района.
Для достижения поставленной цели разработаны три стратегических направления развития:
1) развитие человеческого потенциала;
2) создание конкурентной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику района;
3) внедрение эффективных технологий в управление развитием Шелеховского района.
II. Стратегия и принципы достижения поставленных целей
Важнейшим условием реализации стратегических целей является создание согласованной системы взаимодействия органов местного самоуправления Шелеховского района, бизнеса и населения.
Согласованность действий обеспечивается путем соблюдения следующих принципов.
1. Принципы, обеспечивающие саморазвитие:
1) Ориентация на человека. Реализация программ и проектов социально-экономического развития района должна быть направлена на повышение уровня качества жизни, социального благополучия и социального здоровья каждого жителя района.
2) Интеграция и аккумуляция потенциала развития. Концепция предполагает использование механизмов привлечения внутренних и внешних ресурсов, их концентрацию на решении приоритетных направлений деятельности.
3) Оптимизация бюджетных расходов. Предусматривает ориентацию бюджетных средств на достижение основных показателей и результатов деятельности за счет повышения эффективности их использования.
2. Принципы социального партнерства:
1) Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает обеспечение участия граждан в реализации Концепции, широкое предоставление объективной информации населению о содержании Концепции, обсуждение и общественную экспертизу хода работ по ее реализации.
2) Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие района (включая социальные группы, бизнес-сообщества, общественные объединения, различные уровни управления).
3) Легитимность. Ориентирует нормотворческую деятельность органов местного самоуправления Шелеховского района на реализацию перспектив социально-экономического развития района.
4) Ответственность. Предполагает определение центров ответственности за исполнение положений Концепции и программ социально-экономического развития.
3. Принципы управления развитием:
1) Целенаправленность и комплексность. Предполагает взаимоувязку положений Концепции и программ социально-экономического развития по целям, задачам, результатам.
2) Иерархичность. Район рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, федеральный округ, страну. Одновременно район представляется иерархической социально-экономической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.
3) Превентивность. Предусматривает мероприятия, нацеленные на своевременное предотвращение негативных процессов и угроз.
4) Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений и программ социально-экономического развития.
III. Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи
муниципальной политики в социальной сфере, преобразований в экономике,
формы и механизмы стратегического партнерства органов местного самоуправления
Шелеховского района, бизнеса и общества
Стратегическое направление: Развитие человеческого потенциала
Одним из важнейших направлений долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года является развитие человеческого потенциала. Это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:
1) направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
2) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Основными приоритетами социальной политики в области развития человеческого потенциала являются, в том числе:
1) принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
2) структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
3) возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
4) распространение стандартов здорового образа жизни;
5) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
6) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
7) создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей;
8) внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
9) улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в социально-экономическом развитии района, связанные с реализацией долгосрочных целевых программ, национальных проектов в период 2006 - 2012 годов, имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.
Одним из важных элементов муниципальной политики является формирование благоприятной и безопасной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе развития образования, культуры, здорового образа жизни населения и устойчивого функционирования инфраструктуры социальной сферы для предоставления комплекса качественных муниципальных услуг. Достижение результатов в этой сфере предполагается реализовать через следующие приоритетные направления с формированием долгосрочных программ развития социальной сферы.
1. Демографическое развитие
Целью демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
Основными направлениями демографической политики являются следующие:
Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе:
1) снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;
2) профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;
3) снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4) создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;
5) снижение материнской и младенческой смертности.
Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют:
1) развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля за соответствием факторов среды обитания человека требованиям законодательства;
2) разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:
1) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
2) повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;
3) укрепление репродуктивного здоровья населения;
4) профилактику, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;
5) поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
6) совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.
Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, в том числе:
1) проведение активной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности трудоспособного населения;
2) содействие переезду на территорию Шелеховского района соотечественников, проживающих за рубежом.
Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе:
1) совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) создание системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
3) разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
4) развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций.
2. Развитие здравоохранения
Ценность здоровья в системе приоритетов общества растет, благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения. Но система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.
В последние годы в Шелеховском районе сделаны инвестиции в здравоохранение в рамках реализации национального проекта "Здоровье", муниципальной целевой программы развития муниципального учреждения "Шелеховская центральная районная больница" на 2006 - 2008 годы, утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 22.06.2006 N 45-рд.
Показатель финансирования здравоохранения в расчете на 1 жителя района составил в 2008 году - 3555 рублей, в 2009 году - 3858 рублей, в 2010 году - 5348 рублей, в 2011 году - 5438 рублей.
Средняя месячная зарплата работников здравоохранения в 2008 году составила 12193 рубля, в 2009 году - 12906 рублей, в 2010 году - 14455,2 рублей, в 2011 году - 17425,3 рублей.
Однако значительного улучшения ситуации не последовало, поскольку отсутствовали масштабные и высокоэффективные организационные и финансово-экономические мероприятия.
Недостаточность кадрового потенциала, оснащенность лечебно-профилактических учреждений диагностическим и другим медицинским оборудованием существенно осложняет работу всего здравоохранения района в целом, формирует недовольство населения из-за очередей к специалистам, а так же на ряд диагностических исследований, что в свою очередь, сказывается на качестве медицинской помощи. В настоящее время муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Шелеховского района "Шелеховская центральная районная больница" укомплектована медицинским персоналом на 69,2%. Укомплектованность ФАПов фельдшерами, акушерками и медсестрами составляет 93,3%, за 2008 году этот показатель составлял 93%.
Кроме этого, в организации работы фельдшерско-акушерских пунктов накопилось много проблем, большинство которых связано с отсутствием необходимых финансовых средств на содержание и ремонт зданий, приобретение и ремонт медицинского оборудования и инвентаря, лекарственных средств, повышение квалификации медицинских работников, на предоставление коммунальных услуг, социальных льгот и гарантий сельским медицинским работникам.
Наблюдаются негативные тенденции по росту социально значимых заболеваний, так в 2011 году заболеваемость инфарктом составила 183,5 случаев на 100 тыс.чел. (в 2010 году - 214,5); заболеваемость мозговым инсультом 144,9 случаев на 100 тыс.чел. (в 2010 году - 161,2).
С целью улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения, для чего необходимы инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Основной целью является организация системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения.
Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - создание условий для повышения эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:
1) создание условий для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;
2) создание условий для развития системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
3) создание условий для увеличения инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
4) обеспечение качества и доступности оказания медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами ее оказания;
5) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов.
Вторая задача - совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:
1) пропаганда и формирование здорового образа жизни;
2) разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
3) формирование культуры здорового питания населения;
4) участие в реализации на территории Шелеховского района мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.
Третья задача - создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе:
1) внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
2) обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий.
Четвертая задача - развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота.
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Планируется на 10-15% увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической и диагностической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить внедрение стационарно замещающих технологий.
Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем на 10%, от несчастных случаев, отравлений и травм - не менее 5%, снизить показатели младенческой смертности на 20%, уменьшить на 10% заболеваемость социально значимыми заболеваниями.
3. Развитие образования
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Развитие системы образования Шелеховского района в 2008 - 2011 годах осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью - обеспечение устойчивого развития образования, его доступности, качества, создание безопасной среды для обучающихся. В результате в районе сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая ее стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.
Показатели финансирования в сфере образования в расчете на 1 жителя района составили:
1) общее образование: 2008 год - 4380,4 рублей, 2009 год - 3853,3 рублей, 2010 год - 4125,2 рублей, 2011 год - 4184,2 рублей;
2) дошкольное образование: 2008 год - 2118,1 рублей, 2009 год - 1895 рублей, 2010 год - 1845 рублей, 2011 год - 2812 рублей;
3) дополнительное образование: 2008 год - 866,4 рулей, 2009 год - 594,9 рублей, 2010 год - 1147,2 рублей, 2011 год - 1096,6 рублей.
Достаточно высоких результатов удалось достичь в ходе реализации задач приоритетного национального проекта "Образование" и выполнения мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие образования в Шелеховском районе на 2007 - 2011 годы", утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 26.04.2007 N 14-рд:
1) широкое использование получили исследовательская и проектная деятельность как средство интеграции содержания образования, использование информационных и компьютерных технологий;
2) продолжено применение активных форм обучения и воспитания - конференций, слетов, фестивалей;
3) развивается государственно-общественное управление: создан совет председателей родительских комитетов образовательных учреждений, действуют попечительский совет, ученическое самоуправление, совет молодых специалистов, общественная организация ветеранов педагогического труда, представители общественности активно участвуют в управлении образованием и экспертной оценке качества образования;
4) в области организационно-методического и информационного обеспечения создан информационно-методический образовательный центр, ресурсный центр, организована курсовая подготовка педагогических работников, осуществляется модернизация электронного документооборота, все школы подключены к сети Интернет, обеспеченность компьютерами составляет 24 человека на один компьютер;
5) в области развития образовательной среды для отдельных категорий детей наряду с осуществлением коррекционно-развивающего обучения по программам 7, 8 вида, начато внедрение инклюзивного и интегрированного образования: организованы 6 ученических мест на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья, создан клуб "Содружество" для детей с проблемами в развитии и их родителей;
6) в воспитательной работе, обеспечено изучение и внедрение технологий гражданского воспитания, проведение мероприятий, способствующих развитию общественной активности школьников;
7) увеличилась интенсивность профилактических мероприятий, направленных на поддержку и защиту детей, успешную социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
8) в области создания условий для безопасности обучающихся, воспитанников автоматизированной пожарной сигнализацией оборудованы 38 учреждений, обеспечено системное обучение детей и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях;
9) большое внимание уделено инновационной деятельности, что позволяет создать новую модель школы в районе, адекватную требованиям времени: в рамках проекта "Образование" федеральную поддержку получили 5 школ, внедряющих инновационные образовательные программы (МОУ СОШ NN 1, 3, 5, 8, Шелеховский лицей) и 36 учителей;
10) в области дошкольного образования завершена реализация муниципальной целевой программы "Обеспечение детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях Шелеховского муниципального района на 2006 - 2009 годы", утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.05.2006 N 34-рд, в детских садах открыто дополнительно 347 мест, что позволило снизить напряженность в предоставлении услуги дошкольного образования, несмотря на стабильно положительную динамику рождаемости.
Вместе с тем предстоит решить ряд проблем по следующим направлениям:
1) повысить эффективность использования средств бюджета, выделяемых на предоставление дошкольного, общего и дополнительного образования детям (оптимизировать сеть образовательных учреждений, кадры, материальные ресурсы, внедрить новую систему оплаты труда);
2) активизировать образовательный процесс за счет повышения собственной мотивации детей к обучению, ответственности родителей за результаты обучения детей;
3)обеспечить выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов к подготовке выпускников основной и средней ступени обучения (повысить результаты итоговой аттестации выпускников);
4) расширить формы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы, советы школ) с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей;
5) продолжить работу по трудовому воспитанию школьников, в том числе через создание условий для временного трудоустройства старших школьников;
6) продолжить информатизацию образования и внедрение информационных технологий;
7) участие в развитии региональной системы оценки качества образования.
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Повышение гибкости и многообразия форм предоставления муниципальных услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
Стратегическая цель в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:
1) обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
2) обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
3) изменение системы оплаты труда работников образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда;
4) модернизация системы педагогического образования и совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов, в том числе;
а) организация поддержки молодых специалистов, патронирование профессионального становления молодых специалистов;
б) обеспечение непрерывности повышения квалификации педагогических работников, управленческих кадров.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе;
1) создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
2) создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, условий безопасного образовательного процесса, охраны здоровья обучающихся и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
4) внедрение новых финансово-экономических механизмов деятельности дошкольных образовательных учреждений, в том числе внедрение нормативно-подушевого финансирования в зависимости от типа и вида дошкольного образовательного учреждения;
5) создание системы услуг семье, воспитывающей ребенка в домашних условиях.
Третья задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, путем создания:
1) прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
2) прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования;
3) механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Целевые ориентиры развития системы образования:
1) повышение доли обучающихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования, включая условия организации образовательного процесса;
2) введение новых систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
3) создание во всех образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
4) повышение качества образования по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования;
5) расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях;
6) предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать профильное обучение и профессиональную подготовку;
7) получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет.
По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут.
Целевые ориентиры развития образования к 2020 году:
1) рост числа школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту общего образования:
а) на ступени начального общего образования - до 100%;
б) на ступени основного общего образования - до 30%;
в) на ступени среднего (полного) общего образования - до 10%;
2) рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, - с 19% до 70%;
3) рост численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, - с 28% до 80%;
4) рост охвата ступеней общего образования, на которых реализуются возможности независимой оценки качества образования, - с 33% до 66%;
5) повышение доли победителей и призеров от числа участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников - с 2% до 4%;
6) рост количества образовательных учреждений Шелеховского района, в которых действуют программы поддержки талантливых и одаренных детей, - с 19% до 100%
7) рост доли обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах, - с 3% до 5%;
8) рост доли школьников, имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования, - с 60% до 70%;
9) рост численности учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, - с 9% до 80%;
10) рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, федеральными государственными образовательными стандартами и другими регламентирующими документами), - с 45% до 90%;
11) рост численности обучающихся в современных зданиях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих строительным нормам и правилам, пожарным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, - с 40% до 70%;
12) рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными медиатеками и библиотеками, - с 42% до 70%;
13) рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, - с 30% до 50%;
14) рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми и получать качественное горячее питание, - с 60% до 75%;
15) рост численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных медицинских кабинетов, - с 11 % до 50%;
16) рост количества общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, - с 0,0% до 100%;
17) рост количества общеобразовательных учреждений, ежегодно представляющих общественности публичный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность образовательной и хозяйственной деятельности, - с 15% до 95%;
18) рост количества общеобразовательных учреждений, имеющих управляющие советы, - с 0,0% до 66%.
4. Развитие физической культуры и спорта
В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.
Уровень развития и доступности спорта и физической культуры является заметным социальным фактором, определяющим общее качество и уровень комфортности среды обитания людей. При этом важнейшим фактором является уровень доступности спортивных занятий вне зависимости от места проживания или уровня доходов населения. В этом отношении ситуация в Иркутской области и Шелеховском районе далека от оптимальной.
Физической культурой и спортом на регулярной основе в Шелеховском районе занимается 5025 человек, что составляет 8% от общего числа жителей. Количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом в спортивных школах, составляет 1164 человека или 19,4% общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района.
Современное состояние физкультурно-спортивной инфраструктуры в Шелеховском районе характеризуется следующими показателями уровня обеспеченности спортивными сооружениями в расчете на численность населения: спортивными залами 30 % (областной показатель - 55,2%); плавательными бассейнами 13% (областной показатель - 7,0%); плоскостными сооружениями - 18% (областной показатель - 17,8%). Данные свидетельствуют, что укрепление материально-технической базы является важнейшей задачей, без ее решения создать условия, приемлемые для массового занятия физической культурой и спортом, организации учебно-тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва, достаточно сложно.
Стратегическая цель в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры.
Реализация этой цели будет осуществляться на территории Шелеховского района по направлению развития системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
1) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях, расширение количества спортивных сооружений;
2) развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;
3) осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, созданию информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
4) введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
5) нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
6) реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
7) развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
1) увеличение до 2020 года к уровню 2010 года доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 8,0 процента до 15%;
2) увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности к 2020 году - на 10 процентов к уровню 2010 года;
3) увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: к 2020 году - на 20 процентов к уровню 2010 года;
4) внедрение оздоровительной физкультуры в образовательных учреждениях для профилактики заболеваний у детей и подростков, в том числе заболеваний опорно-двигательной системы.
5. Развитие культуры
Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества, по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Показатель финансирования культуры в расчете на 1 жителя района составил в 2008 году - 774,4 рублей, в 2009 году - 632,4 рублей, в 2010 году - 814,7 рублей, в 2011 году - 667,9 рублей.
Проблема формирования и сохранности библиотечных фондов - одна из наиболее важных и сложных. От того, как сформированы фонды информационных ресурсов, напрямую зависят возможности библиотек в обеспечении жителей информацией. В течение последних лет сохраняется тенденция превышения выбытия над поступлением литературы. Фонды библиотек устаревают, изнашиваются, а объем поступления новой литературы очень низок.
В обеспечении библиотечного дела в Шелеховском районе следует отметить следующие проблемы:
1) устаревший и ветхий фонд библиотек (более 30%) и слабое комплектование библиотечных фондов, отсутствует система реставрации книжного фонда;
2) низкие темпы информатизации библиотек;
3) книгохранилище не оборудовано вентиляцией, приборами санитарного контроля и специальной библиотечной техникой, что приводит к утрате книжных фондов.
В учреждениях культуры дополнительного образования детей на территории Шелеховского района обучается 1063 чел., что составляет 1,7% от жителей Шелеховского района.
К проблемам в системе дополнительного образования следует отнести:
1) ветхую базу музыкальных инструментов, изношенность которых составляет 50-70% от числа музыкальных инструментов;
2) отсутствие сценической одежды, профессионального музыкального и светового оборудования в концертном зале;
3) устаревшее материально-техническое оснащение теоретических классов, в которых полностью отсутствует видеооборудование, а обучение музыкальной грамоте происходит с использованием проигрывателей, приобретенных в 60-70-е годы XX века;
4) отсутствие фонда музыкальных фонограмм классической и современной музыки;
В сфере музейного дела в Шелеховском районе прослеживаются следующие проблемы:
1) отсутствует оборудованное помещение для хранения музейных коллекций;
2) историко-культурное наследие, созданное на территории района в виде памятников и памятных знаков, не зафиксировано в форме паспортного учета, в результате чего может быть утрачено;
3) школьные музеи, имеющие коллекции исторических предметов, собранных во время краеведческих экспедиций, не систематизируют собранный материал;
4) работники музеев, имея доступ к собиранию и хранению предметов и документов, относящихся к историко-культурному наследию, не имея специального образования, нуждаются в постоянном обучении и повышении квалификации.
Решение данных проблем начато в рамках реализации Концепции развития культуры Шелеховского муниципального района на период 2006 - 2010 годов, утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 27.04.2006 N 27-рд и муниципальной целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия в Шелеховском районе на 2009 - 2011 годы", утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.09.2008 N 33-рд.
Однако современные требования требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры.
Цель политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Для достижения качественных результатов в сфере культуры выделяются следующие приоритетные направления.
Первое направление - обеспечение максимальной доступности для населения культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе:
1) выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;
2) развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе муниципальных библиотек;
3) формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);
4) обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
5) совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;
6) укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз учреждений дополнительного образования;
7) сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;
8) обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности.
Второе направление - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе:
1) модернизация и обеспечение развития организаций культуры путем инвестирования в технологическое обновление, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;
2) обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного фондов;
3) развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры.
Третье направление - сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе;
1) сохранение и пополнение библиотечного, музейного фондов;
2) перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет.
Четвертое направление - совершенствование организационных, экономических механизмов развития сферы культуры, в том числе:
1) развитие механизмов частно-муниципального партнерства;
2) поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;
3) содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия.
Целевые ориентиры развития сферы культуры:
1) в области дополнительного образования: провести обновление музыкальных инструментов на 30%, оснащение классов теоретической подготовки;
2) в области библиотечного обслуживания: произвести компьютеризацию межпоселенческой библиотеки на 80 - 100%, увеличить число экземпляров библиотечного фонда на 10%, увеличение числа пользователей библиотек на 15%;
3) в области музейного обслуживания: увеличение числа посетителей музеев, расположенных в Шелеховском районе, на 5%, создание объединенного электронного каталога ведомственных и школьных фондовых музейных коллекций;
4) в области культурно-досуговой деятельности: увеличение количества клубных формирований на 5%.
Проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-муниципального партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств и соответственно к сокращению бюджетных расходов.
Реализация приоритетных направлений политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг.
6. Молодежная политика
Работа с молодежью в Шелеховском районе в 2008 - 2011 годы реализовывалась через систему проектов и программных мероприятий, по направлениям, ориентированным на поддержку активного становления личности молодого человека, в рамках муниципальных целевых программ "Молодежь Шелеховского района на 2008 - 2009 годы" утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 31.05.2007 N 19-рд, "Профилактика наркомании и социально-негативных явлений в Шелеховском районе на 2009 - 2011 годы" утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 01.07.2008 N 19-рд, "Молодежь Шелеховского района 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 27.10.2011 N 1387-па. Реализация проектов дополняла существующую систему работы с молодежью новыми формами, методами, элементами мотивации для развития созидательной активности молодежи.
В результате работы достигнуты следующие результаты:
1) появились эффективные механизмы включения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития Шелеховского района;
2) расширены возможности социального и профессионального самоопределения, общественной и трудовой самореализации;
3) увеличено число реализуемых молодежных инициатив, творческих проектов, направленных на развитие района.
Основными показателями эффективности деятельности является число мероприятий, акций массового характера и охваченных ими молодежи, количество молодежных субъектов социальной активности, реализуемых проектов, одержанных побед в конкурсах и соревнованиях.
Итоги работы по активному содействию включения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития Шелеховского района, обеспечивающие ее социальную активность, самоопределение, самореализацию свидетельствуют о необходимости продолжения работы по включению молодежи в социально-общественные отношения, по участию молодежи, через системообразующие дела, во всех сферах жизни. При этом должны учитываться индивидуальные особенности, социальные предпочтения молодых людей.
Целью молодежной политики на период до 2020 года является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач.
Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Решение данной задачи будет достигаться за счет:
1) развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения);
2) развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;
3) поддержки межмуниципального и регионального взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены).
Вторая задача - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.
Решение данной задачи будет достигаться за счет:
1) обеспечения увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады);
2) создания и развития системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) талантливой молодежи из поселений района, поддержки учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширения практики предоставления получения грантов и субсидий;
3) распространения эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов местного самоуправления.
Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Задачу позволит решить:
1) развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
2) развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, трудовых коллективах по месту жительства;
3) популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
4) стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию страны, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, региональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций.
7. Развитие жилищного строительства и систем коммунальной инфраструктуры
Стратегической целью развития жилищно-коммунального комплекса является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также обеспечение высокого качества предоставления коммунальных ресурсов.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Для обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой и развития рынка земельных участков необходимо развитие практики частно-муниципального партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков.
В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности ее работы путем масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью необходимо создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой нагрузки на бюджетную систему.
Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключению концессионных соглашений.
Разработка программ комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.
Приоритетными задачами в этом направлении являются:
1) формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
2) разработка комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры на основании утвержденной градостроительной документации;
3) обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
4) развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением энергосберегающих технологий;
5) внедрение новых технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства;
6) стимулирование малоэтажной застройки;
7) создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
8) модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения района через дальнейшее развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-муниципального партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
9) формирование комфортной среды проживания в городских и сельских поселениях района, включая развитие транспорта.
В результате реализации новых стратегических направлений жилищной политики к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели доступности жилья:
1) завершение разработки и принятие документов территориального планирования;
2) увеличение объема ввода жилья на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации, достижение средней обеспеченности жильем к 25 - 30 кв. м на одного человека к 2020 году);
3) отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
4) приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии;
5) ликвидация безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода всеми видами энергетических ресурсов всех категорий потребителей, развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
6) снижения удельного энергопотребления всех видов ресурсов, повышение показателей энергоэффективности в промышленности, бюджетном секторе, жилищном фонде.
8. Улучшение состояния окружающей среды,
создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления
Динамика основных экологических показателей района показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду.
Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
Стратегической целью в области экологии является значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.
Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.
Необходимо симулирование процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости, повышения энергоэффективности, сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства энергии, в том числе связанных с экологически безопасной утилизацией отходов производств.
Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Это направление включает в себя:
1) ликвидацию накопленного загрязнения и восстановление загрязненных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни;
2) повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
Третье направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.
Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения.
Необходима разработка перспективной территориальной схемы (системы) обращения с отходами, разработка и реализация комплексной программы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечит строительство и развитие объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства на территории Шелеховского района, улучшение экологической ситуации на территории района.
9. Развитие рынка труда
Развитие экономики района невозможно без эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, возникновением новых направлений занятости.
Для принятия эффективных мер политики на рынке труда необходимо внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
1) повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
2) создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего (пенсионного) возраста;
3) расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
4) обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
5) развитие социального партнерства;
6) развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
7) развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
8) развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;
9) создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
а) разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
б) развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
в) разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
г) переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Стратегическое направление: Создание конкурентной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику района
Повышение конкурентоспособности Шелеховского района заключается в создании условий для развития экономики, производства конкурентоспособных товаров и услуг и обеспечении на этой основе благоприятных условий жизни населения.
Новый этап экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения инвестиционной привлекательности территории, расширения способностей бизнеса к работе в условиях жесткой конкуренции.
Достижение данного направления развития осуществляется в рамках решения следующих стратегических задач:
1) увеличение муниципального продукта, внутреннего спроса для повышения уровня и качества жизни населения Шелеховского района;
2) содействие развитию экономического потенциала существующих, в том числе базовых организаций, расположенных на территории Шелеховского района;
3) поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Переход к инновационному социально ориентированному типу развития экономики в период 2013 - 2020 годов невозможен без формирования среды, способствующей росту предпринимательской и инвестиционной активности. Такая среда характеризуется:
1) высоким уровнем безопасности (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
2) функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления;
3) низким уровнем коррупции;
4) развитой конкурентной средой;
5) благоприятными условиями для массового появления новых субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в инновационных секторах экономики;
6) защищенностью прав собственности, контрактных обязательств;
7) эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;
8) эффективностью государственного и муниципального управления.
Направления деятельности в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности:
1) равномерное и комплексное пространственное развитие территории района: развитие транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, улучшение состояния окружающей среды, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления;
2) реализация инвестиционных проектов, призванных стать точками роста экономического потенциала Шелеховского района;
3) развитие частно-муниципального партнерства, расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов местного самоуправления Шелеховского района, связанных с регулированием экономики;
4) поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала, в том числе в рамках заключаемых соглашений о социально-экономическом сотрудничестве;
5) содействие развитию малого и среднего предпринимательства: развитие организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение системы микрокредитования малого бизнеса.
Стратегическое направление: Внедрение эффективных технологий в управление развитием Шелеховского района
Внедрение эффективных технологий в управление развитием Шелеховского района будет осуществляться через формирование институциональной среды. Институциональная среда, необходимая для достижения стратегических целей Концепции, включает в себя:
1) применение программно-целевых методов муниципального управления, через механизм разработки долгосрочных и ведомственных муниципальных программ по основным направлениям развития социальной сферы, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, среднесрочного финансового плана и развитие системы бюджетирования по результатам;
2) существенное улучшение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления;
3) обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления, включающей четкое определение механизмов получения гражданами и организациями полной информации о принимаемых решениях, а также тщательная регламентация деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений;
4) формирование эффективной системы управления муниципальной собственностью при соблюдении соответствия состава муниципального имущества задачам обеспечения полномочий органов местного самоуправления, обеспечение открытости информации об эффективности управления имуществом, повышение эффективности деятельности муниципального сектора экономики;
5) развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-муниципального партнерства, проведение общественной экспертизы, общественных советов и публичных слушаний;
6) повышение качества и доступности муниципальных услуг. Соответствующие меры включают в себя четкую регламентацию порядка предоставления муниципальных услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение, предоставление муниципальных услуг посредством многофункционального центра, а также внедрение процедур по оценке качества предоставляемых услуг потребителями - гражданами и юридическим лицам;
7) кадровое обеспечение эффективного выполнения муниципальных функций, повышение квалификации и мотивированности труда муниципальных служащих;
8) развитие информационно-коммуникационных технологий.
Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе являются следующие:
1) повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
2) повышение качества образования, медицинского обслуживания, содействие развитию культуры на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе:
а) подключение к сети Интернет всех муниципальных учреждений;
б) расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе муниципальных служащих;
в) предоставление гражданам муниципальных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
г) обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг;
д) обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
IV. Механизм реализации концепции
Концепция является основным документом развития Шелеховского района на перспективу. В процессе ее реализации возможны корректировки с учетом изменения внешних условий, проработки новых направлений развития.
Концепцию необходимо использовать как один из базовых документов в ходе выстраивания отношений Шелеховского муниципального района с региональными и федеральными органами власти, формировать на ее основе управленческие решения с целью мобилизации всех возможных финансовых ресурсов (местных, региональных, федеральных) для реализации задач намеченных в Концепции.
Сущность механизма реализации Концепции состоит также в формировании среды, стимулирующей участие всех субъектов хозяйствования в достижении стратегических ориентиров, целей социально-экономического развития района.
В ходе реализации, мониторинга и оценки выполнения Концепции, выработки предложений по ее корректировке по мере выполнения, разработки новых решений в контексте требований Концепции необходимо широко задействовать общественность Шелеховского района. Для выполнения этих задач органы местного самоуправления Шелеховского района могут привлекать представителей бизнес-сообщества, общественных организаций, которые готовы формулировать и обсуждать свои интересы, предлагать новые пути развития района.
Для обеспечения прозрачности и повышения эффективности муниципального управления необходимо обеспечить целенаправленное и периодическое информирование населения не только об основном содержании Концепции, но и о позитивных результатах, достигнутых в процессе ее реализации.
В процессе реализации Концепции предполагается использовать следующие методы управления:
1) экономические - органы муниципального управления обеспечивают территориально-экономические интересы через создание условий для эффективного функционирования организаций района с учетом намеченных стратегических целей и приоритетов развития;
2) организационные - создание организационных структур с участием всех заинтересованных сторон (органов местного самоуправления Шелеховского района, бизнес-сообщества, общественности) для осуществления контроля за ходом реализации Концепции и своевременной корректировки ее положений в связи с изменениями внешней среды;
3) правовые - формирование нормативной базы, обеспечивающей реализацию Концепции.
Инструментами реализации Концепции являются:
1) программа комплексного социально-экономического развития Шелеховского района на период 2013 - 2020 годы;
2) прогнозные (краткосрочные годовые) планы социально-экономического развития Шелеховского района;
3) программы социально-экономического развития поселений, входящих в состав Шелеховского района;
4) муниципальные долгосрочные и ведомственные целевые программы, социальные проекты, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, программы и планы стратегического и оперативного развития хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Шелеховского района.
Начальник управления по экономике |
Ю.С.Матвеева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 29 февраля 2012 г. N 2-РД "Об утверждении концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.