Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г.Иркутска
от 26 июня 2012 г. N 031-06-1268/12
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Сохранение объектов культурного наследия города Иркутска
на 2013 - 2017 годы"
1. Обоснование соответствия программы целям местного значения
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является важной задачей, поскольку памятники истории и культуры - это материальное воплощение прошлого народов и наций. Сохранение и бережное отношение к своему прошлому - отличительная особенность современного цивилизованного государства.
Из содержания пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
В рамках указанных полномочий органов местного самоуправления необходимо разработать долгосрочную целевую программу "Сохранение объектов культурного наследия города Иркутска на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа), направленную на сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным задачам социально-экономического развития города Иркутска
Город Иркутск по праву вошел в перечень исторических поселений, утвержденный Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 418, Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29.07.2010, поскольку архитектурные памятники составляют обширный пласт культурного наследия Приангарья. Город Иркутск - один из древнейших городов России и один из немногих, сохранивших деревянную застройку. Памятники деревянного зодчества и другие объекты культурного наследия, расположенные на территории города, являются важной частью культурного достояния не только Российской Федерации, но и мира.
В исторической части города Иркутска сохранились старинные улицы, площади и кварталы деревянной застройки. Центральная историческая часть города занимает около 5% от площади застроенной городской территории и является единственной в Сибири, сохранившей в полном объеме свою планировочную структуру.
Однако исторический центр, чудом сохранившийся в годы активных реконструкций, может в ближайшее время погибнуть от ветхости. В настоящее время деревянная застройка города Иркутска находится в состоянии, близком к критическому. Состояние памятников характеризуется как неудовлетворительное: отсутствие декоративного оформления фасадов, сгнившие венцы стен, отошедшие или развалившиеся пристрои, пожароопасное состояние проводки и печей. Реставрационно-реконструктивные мероприятия с приспособлением зданий для современного использования ведутся только по отношению к единичным объектам, представляющим значительную историко-культурную ценность. Основная масса объектов культурного наследия на сегодняшний день требует проведения реставрационных работ в целях улучшения их внешнего облика и предотвращения разрушения.
Неудовлетворительное состояние деревянных памятников города обуславливается как объективными причинами (время, климат, технические условия эксплуатации), так и субъективными - отсутствие необходимых средств на ремонтно-реставрационные работы, отсутствие механизмов привлечения инвесторов и программ использования памятников, слабость и непоследовательность правовой базы на федеральном и местном уровнях.
Наибольшую тревогу вызывают памятники деревянной архитектуры жилищного фонда. Наиболее проблемными являются деревянные многоквартирные дома - памятники, массовая приватизация квартир в которых не привела к обретению ими "хозяина". Одной из причин утраты таких объектов культурного наследия стало отсутствие контроля над их сохранением и эксплуатацией, продолжительное время не выполнялись ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Владельцы квартир в таких домах не в состоянии привести их в порядок, тем более - отреставрировать. Ресурс долговечности иркутских деревянных домов давно уже исчерпан. При этом необходимо осознавать, что вместе с деревянными домами города Иркутска безвозвратно уйдет громадный пласт художественной культуры города.
Создание долгосрочной стратегии сохранения культурно-исторического наследия в городе Иркутске является в настоящий момент первоочередной задачей. Она должна строиться на основе сбалансированных и гармоничных отношений между охраной исторической среды, институтами гражданского общества, экономической деятельностью, с учетом сложности и многообразия отношений в области охраны объектов культурного наследия, а также их влияния практически на все сферы социально-экономической деятельности.
Разработка Программы является одним из этапов решения проблем в сфере сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск, за счет следования следующим принципиальным положениям:
1. сохранение и регенерация исторической планировочной структуры центральной части города;
2. выделение приоритетного направления - сохранение объектов деревянного зодчества;
3. переход от точечной реставрации объектов деревянного зодчества к комплексной на специально определенных площадках с целью вовлечения их в программу туристического развития;
4. допустимость включения новой застройки в историческую ткань города с опорой на сложившуюся градостроительную структуру для сохранения преемственности в развитии исторического центра;
5. создание благоприятных условий для повышения экономической привлекательности исторической недвижимости города.
3. Обоснование целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом
Радикально исправить сложившуюся ситуацию в сфере сохранения объектов культурного наследия в городе Иркутске можно только путем реализации комплексных мероприятий. Вопросы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск, необходимо решать программно-целевым методом.
Использование программно-целевого метода в решении проблем в сфере сохранения объектов культурного наследия позволит реализовать механизм формирования в историческом центре города Иркутска комплексов исторической застройки. Программой предполагается сконцентрировать инвестиции на самых привлекательных территориях города (территории историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс"), создать на выбранных площадках качественно новую среду, которая, в свою очередь, инициирует развитие окружающей территории. Развитие центральной исторической зоны города Иркутска должно быть ориентировано на выполнение функций современного центра административной и деловой жизни Иркутской области при сохранении и активном включении в современную жизнь города объектов культурного наследия. При этом воссоздание комплексов исторической застройки на основе размещения коммерческих площадей в расселенных домах - памятниках деревянного зодчества приведет к повышению инвестиционной привлекательности подобного типа недвижимости.
Работы по реставрации объектов культурного наследия в рамках исторических районов будут проходить комплексно и последовательно, что позволит обеспечить более эффективное решение проблем в сфере сохранения объектов культурного наследия.
4. Предложения по целям и задачам программы, целевым показателям,
позволяющим оценивать эффективность реализации программы по годам
Основными целями Программы являются:
1) историко-культурная цель: сохранение находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся зданиями, преимущественно памятниками деревянного зодчества (далее - объекты культурного наследия);
2) социально-экономическая цель: обеспечение благоприятных предпосылок для инвестирования и улучшения функционирования объектов культурного наследия, содействие развитию туризма за счет использования объектов культурного наследия.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) подготовка условий, разработка и реализация механизма формирования в городе Иркутске комплексов исторической застройки, предусматривающего, в частности:
- переселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- перемещение объектов культурного наследия в зоны регенерации исторической застройки;
- комплексную реставрацию объектов культурного наследия, расположенных в зонах регенерации исторической застройки;
2) формирование и распределение финансовых ресурсов для обеспечения достижения целей реализации Программы, а также контроль за расходованием бюджетных средств.
Комплексное решение вышеизложенных задач позволит достичь целевых показателей и добиться наиболее полной реализации сформулированных целей.
Эффективность реализации Программы следует оценивать, используя следующие целевые показатели:
- количество объектов культурного наследия, в отношении которых подготовлена научно-исследовательская документация по историко-культурной оценке;
- количество объектов культурного наследия, перемещенных в зоны регенерации исторической застройки;
- количество отреставрированных объектов культурного наследия.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Программа является долгосрочной, ее реализация рассчитана на 5 лет (период с 2013 по 2017 год).
Этапы реализации Программы:
1. проведение мероприятий, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о включении либо об отказе во включении (выявленных) объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории) (2013 - 2014 гг.);
2. проведение мероприятий, необходимых для признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории) (2013 - 2015 гг.);
3. проведение мероприятий по расселению жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории) (2013 - 2017 гг.);
4. проведение мероприятий по сносу расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" домов, не являющихся объектами культурного наследия (2014 - 2015 гг.);
5. проведение мероприятий по перемещению объектов культурного наследия на освободившиеся после сноса домов земельные участки, расположенные в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" (2013 - 2015 гг.);
6. проведение мероприятий по реставрации расположенных на территории историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск (2014 - 2017 гг.).
6. Предложения по возможным объемам
и источникам финансирования программы
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Источник финансирования* |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Мероприятия, необходимые для принятия уполномоченным органом решения о включении либо об отказе во включении (выявленных) объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории) |
2013 - 2014 гг. |
1 226,3 |
945,0 |
281,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет г.Иркутска |
6 948,7 |
5 355,0 |
1 593,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
|||
2. |
Мероприятия, необходимые для признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории). |
2013 - 2015 гг. |
742,0 |
347,0 |
336,0 |
59,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет г.Иркутска |
4 204,0 |
1 964,0 |
1 909,0 |
331,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
|||
3. |
Мероприятия по расселению жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (в отношении домов, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" либо планируемых к перемещению на указанные территории) |
2013 - 2017 гг. |
234 056,0 |
314,7 |
191 944,0- |
41 567,6 |
64,0 |
165,7 |
бюджет г.Иркутска |
1 326 316,8 |
1 783,5 |
1 087 682,6 |
235 549,2 |
362,3 |
939,2 |
федеральный бюджет |
|||
4. |
Мероприятия по сносу расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" домов, не являющихся объектами культурного наследия |
2014 - 2015 гг. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет г.Иркутска |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
|||
5. |
Мероприятия по перемещению объектов культурного наследия на освободившиеся после сноса домов земельные участки, расположенные в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" |
2013 - 2015 гг. |
21 060,0 |
7 020,0 |
7 020,0 |
7 020,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет г.Иркутска |
119 340,0 |
39 780,0 |
39 780,0 |
39 780,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
|||
6. |
Мероприятия по реставрации расположенных на территории историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск |
2014 - 2017 гг. |
420 618,2 |
0,0 |
7 832,0 |
139 595,0 |
139 988,2 |
133 203,0 |
бюджет г.Иркутска |
2 383 502,8 |
0,0 |
44 381,0 |
791 039,0 |
793 266,3 |
754 816,5 |
федеральный бюджет |
|||
|
Итого, тыс. руб. |
|
4 518 014,8 |
57 509,2 |
1 382 759,6 |
1 254 940,8 |
933 680,8 |
889 124,4 |
|
в том числе: |
|
677 702,5 |
8 626,7 |
207 413,3 |
188 241,6 |
140 052,2 |
133 368,7 |
бюджет г.Иркутска |
|
3 840 312,3 |
48 882,5 |
1 175 346,3 |
1 066 699,2 |
793 628,6 |
755 755,7 |
федеральный бюджет |
* Мероприятия по сносу расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" домов, не являющихся объектами культурного наследия, осуществляет муниципальное казенное учреждение "Аварийно-спасательная служба г.Иркутска" за счет собственных средств.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
предлагаемого варианта решения проблем
В целях сохранения находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся зданиями (преимущественно памятниками деревянного зодчества), в результате реализации мероприятий Программы при полном финансировании предполагается создание в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" и заповедной зоны "Желябовский комплекс" районов комплексной исторической застройки что, в свою очередь, позволит:
- сформировать привлекательный имидж города Иркутска как города, благоприятного для туризма;
- создать комфортную среду в историческом центре города Иркутска, удовлетворяющую потребностям всех групп заинтересованных лиц;
- увеличить количество отреставрированных объектов культурного наследия в городе Иркутске;
- создать условия для эффективного использования исторической недвижимости города Иркутска.
8. Предложения по муниципальному заказчику и разработчикам программы
Муниципальным заказчиком Программы является комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска, осуществляющий координацию реализации мероприятий Программы.
Соисполнителями Программы являются следующие структурные подразделения администрации города Иркутска:
- комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска;
- Комитет по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска;
- аппарат администрации города Иркутска;
- управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Иркутска.
Разработка Программы осуществляется комитетом по градостроительной политике администрации г.Иркутска самостоятельно, в связи с чем финансирование ее разработки не требуется.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Иркутска от 26 июня 2012 г. N 031-06-1268/12 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.