В целях создания в Иркутской области комплексной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, укрепление взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций (объединений), руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Одобрить Концепцию создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2013 - 2015 годы (прилагается).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Иркутской области |
С.В.Ерощенко |
Концепция создания системы адаптации
и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Иркутской области на 2013 - 2015 годы
(одобрена Распоряжением Правительства Иркутской области
от 25 января 2013 г. N 12-РП)
Введение
Концепция создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), в Иркутской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) определяет основные направления формирования и развития системы адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - учреждения), а также детей-сирот находившихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также лиц из числа детей-сирот.
Создание системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в рамках настоящей Концепции определяет комплекс мер экономического, правового, социального, информационного, организационного характера, направленных на успешную социализацию детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, на устранение или нейтрализацию причин, способствующих дезадаптации детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Иркутской области.
Актуальность разработки Концепции обусловлена:
1) высоким уровнем социального сиротства в Иркутской области, в том числе воспроизведением социального сиротства выпускниками учреждений;
2) увеличением количества лиц из числа детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, после пребывания в учреждениях;
3) необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования и создания механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам адаптации и сопровождения выпускников учреждений, развития комплекса эффективной поддержки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот во всех сферах жизнедеятельности.
1. Анализ ситуации и основные проблемы в сфере адаптации
и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот
В Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства 21 728 человек, что составляет 4% от общей численности несовершеннолетних, проживающих в области (2010 год - 22 915 человек).
Одним из приоритетных направлений деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних является обеспечение права ребенка на воспитание в семье.
Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей:
67,4% или 14 644 человека (в 2010 году - 63,4% или 14 706 человек) устроены на воспитание в семьи;
32,6% или 6567 человек находятся на воспитании в учреждениях,
2,3% или 517 человек обучаются в учреждениях профессионального образования.
Проблема социального сиротства остается актуальной для Иркутской области. Показатели выявления детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году свидетельствуют о снижении числа впервые выявленных детей в сравнении с 2010 годом на 9% и составляют 2932 человека (2010 год - 3217 человек). За первое полугодие 2012 года в Иркутской области выявлено 1355 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предпринимаемые активные меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить на 42,9% (114 человек) количество детей-сирот, переданных на воспитание родителям, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, а также уменьшить количество родителей, лишенных родительских прав, на 16% (134 человека) и количество родителей, ограниченных в родительских правах, на 7,1% (6 человек).
Одним из приоритетных направлений деятельности в работе с детьми-сиротами, в 2011 году являлось развитие форм семейного устройства данной категории детей.
На сегодняшний день в Иркутской области успешно используются такие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека (попечительство), в том числе усыновление (удочерение), приемная семья.
Наиболее распространенной и востребованной формой устройства детей-сирот в семью является опека или попечительство.
За первое полугодие 2012 года в семью передано детей-сирот:
- на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 433 человека;
- на возмездную форму опеки (попечительства), по договору о приемной семье - 434 человека.
Число детей, отобранных у родителей по причине жестокого обращения, угрозы жизни - 46 человек. Лишены родительских прав 701 человек в отношении 827 детей. Ограничены в родительских правах 78 человек в отношении 96 детей.
В 2011 году в образовательные учреждения Иркутской области всего было направлено 789 детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в детские дома 536 детей, (специальные) коррекционные школы-интернаты - 253 ребенка.
По данным государственной статистической отчетности из детских домов и школ-интернатов Российской Федерации за последние несколько лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около 60% выпускников поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в учреждения среднего профессионального образования, 5% - в учреждения высшего профессионального образования, трудоустраивается около 5% выпускников.
По данным министерства образования Иркутской области, в 2011 - 2012 учебном году выпуск из подведомственных учреждений составил 405 человек. Из них 241 подросток (в 2011 году - 240 человек) поступил в учреждения начального профессионального образования, 150 человек (в 2011 году - 113 человек) - в учреждения среднего профессионального образования, 14 человек (в 2011 году - 10 человек) - в учреждения высшего профессионального образования, в 2011 году трудоустроились 19 человек.
Многие выпускники по окончании учреждений являются несовершеннолетними, у большинства из которых нет жилья, имеются проблемы в самообслуживании, в соблюдении правил и норм поведения. Выпускники учреждений не мотивированы в выборе профессии, зачастую выбор профессии носит неосознанный характер, воспитанники испытывают трудности в освоении учебных программ, при трудоустройстве пассивны, как следствие, имеют проблемы в трудоустройстве по окончании учебного заведения. Трудовое воспитание и обучение в учреждениях зачастую ограничивается навыками самообслуживания. Воспитанники не умеют нести ответственность за результаты своего труда, имеют низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни.
Представители различных органов, ведомств и учреждений, работающие с выпускниками учреждений, в основном ведут работу по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Основная задача учреждений - подготовка выпускника к реальной жизни в обществе. Несмотря на это, сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из учреждений.
Оказываемая государством поддержка выпускников учреждений нуждается в улучшении, процент успешной адаптации остается низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами.
В Иркутской области отсутствуют единая система учета и стандарты работы с выпускниками учреждений. Работа по подготовке выпускников к самостоятельной жизни осуществляется в условиях отсутствия эффективной координации, не представляет собой комплекса мероприятий, отсутствует единый методический подход в организации данной работы.
Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и организаций по адаптации и сопровождению детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, в Иркутской области необходим системный подход.
2. Основные цели и задачи концепции
Основная цель Концепции - создание в Иркутской области межведомственной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обеспечение эффективности комплекса мер по их успешной социализации, профилактики социального сиротства.
Основные задачи Концепции:
1) совершенствование законодательства Иркутской области по созданию системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
2) обеспечение в соответствии с законодательством условий для создания межведомственной региональной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
3) определение субъектов системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, их функций, основных принципов;
4) создание и развитие центров постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, развитие форм деятельности учреждений по эффективной социализации и адаптации детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, внедрение инновационных технологий в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
5) создание условий для обеспечения квалифицированными кадрами учреждений, иных организаций, осуществляющих деятельность по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
6) развитие различных форм взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций (объединений), средств массовой информации в сфере создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
3. Субъекты реализации концепции
К субъектам реализации Концепции относятся:
1) представители исполнительных органов государственной власти Иркутской области, по согласованию иных органов государственной власти (в том числе правоохранительных органов), органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
2) представители учреждений;
3) институты жизнеустройства (семьи опекунов (попечителей), усыновителей, приемные семьи);
4) представители организаций (общественные и религиозные организации (объединения), социальные и благотворительные фонды и другие).
4. Основные функции субъектов реализации концепции
К функциям субъектов реализации настоящей Концепции, относятся:
1) совершенствование регионального законодательства в сфере обеспечения адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
2) создание системы управления процессом системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
3) организация на региональном уровне системы учета численности выпускников учреждений, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;
4) развитие инфраструктуры системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников учреждений;
5) разработка перечня и стандартов качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
6) разработка и реализация программ воспитания, социальной адаптации и реабилитации воспитанников, обеспечивающих их социальное сопровождение и содержащих направления постинтернатной адаптации выпускников учреждений, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;
7) обеспечение качественного образования детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, организация работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
8) организация работы по формированию у детей-сирот и лиц из числа детей-сирот социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, обеспечение дальнейшего расширения перечня профессий, которым обучают детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства в Иркутской области, развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, взаимодействие учреждений с образовательными учреждениями профессионального образования, организациями;
9) расширение возможностей получения выпускниками учреждений дальнейшего профессионального образования по специальности, избранной по профилю, через развитие вариативных интеграционных форм сотрудничества учреждений с образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
10) проведение мониторинга и оценки эффективности работы по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;
11) обеспечение защиты прав выпускников учреждений;
12) реализация в учреждениях программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;
13) развитие системы социально-педагогического и психологического сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в условиях образовательного процесса;
14) разработка и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
15) организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
16) организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию) с некоммерческими организациями, включая общественные и религиозные объединения, в решении проблем социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
17) обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений.
5. Основные принципы адаптации и сопровождения выпускников учреждений
Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области и организаций в сфере постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников учреждений осуществляется на принципах:
1) реализации государственных гарантий по обеспечению прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на адаптацию и сопровождение - скоординированное взаимодействие различных служб, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
2) формирования межведомственной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот - создание технологически законченной системы адаптации и сопровождения с единой схемой управления, финансирования и ответственности за эффективность ее функционирования;
3) ориентирования адаптационных мероприятий в интересах выпускника учреждения - целостное видение личности выпускника при анализе отдельных сфер его жизнедеятельности, решении конфликтных ситуаций; понимание множества причин асоциального поведения и трудностей адаптации; принятие решений с учетом перспектив его дальнейшего развития и самореализации;
4) адресности адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускника учреждения - формирование личностно ориентированного подхода к выпускнику; разработка программы адаптации и сопровождения на основе его возможностей, с учетом реального и актуального уровня социальной зрелости;
5) самостоятельности выпускника учреждения;
6) личного согласия и заинтересованности выпускника учреждения в помощи в реализации своих прав с соблюдением конфиденциальности.
6. Прогнозируемые результаты
Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать создание и эффективное функционирование системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Реализация Концепции позволит:
1) создать устойчивую, эффективную региональную систему адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
2) создать межведомственную информационную базу данных о выпускниках учреждений;
3) внедрить новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере постинтернатной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
7. Механизм реализации концепции
Механизм реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей и задач, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию), организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
К числу таких механизмов относятся:
1) совершенствование регионального нормативно-правового регулирования в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
2) разработка и реализация в установленном порядке областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
3) содействие обеспечению приоритетности распределения финансовых средств на реализацию программ, направленных на адаптацию и сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
4) создание центров постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, а также служб, занимающихся вопросами адаптации и сопровождения на базе учреждений образования и социального обслуживания;
5) определение уполномоченного органа, ответственного за координацию работы в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
6) мониторинг эффективности реализации Концепции.
Заместитель Председателя Правительства |
В.Ф.Вобликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 25 января 2013 г. N 12-РП "Об одобрении концепции создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2013 - 2015 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 6 февраля 2013 г. N 12(1033)