Решение Иркутского областного суда от 12 октября 2010 г. N 3-92/2010
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению Федерального государственного унитарного научно-производственного геологического предприятия "Наименование обезличено" о признании постановления правительства Иркутской области N "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка N, противоречащим федеральному законодательству и недействующим, установил:
Федеральное государственное унитарное научно-производственное геологическое предприятие "Наименование обезличено" (далее ФГУНПГП "Наименование обезличено") обратилось в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта в части, указав в обоснование, что "Дата обезличена" правительством Иркутской области принято постановление N, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков, содержащиеся в Приложении N и являющегося его неотъемлемой частью. Приложением N к вышеназванному постановлению правительства Иркутской области от "Дата обезличена" N определены виды разрешенного использования земельных участков.
Постановление правительства Иркутской области вместе с приложениями N официально опубликовано в газете "Областная" N от "Дата обезличена".
ФГУНПГП "Наименование обезличено", являющееся арендатором земельного участка N по адресу: .... указывает на то, что оспариваемым постановлением правительства Иркутской области N арендованный ими земельный участок необоснованно отнесен к виду разрешенного использования N . А именно, к земельным участкам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", которому в .... установлена стоимость в размере <данные изъяты> за 1 квадратный метр. В то время как по данным государственного земельного кадастрового учета вид разрешенного использования земельного участка N, его назначение - для производственной базы предприятия, что соответствует виду разрешенного использования N. Это земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. В соответствии с назначением на земельном участке расположены производственные здания, сооружения и сооружения промышленности. Неверное определение вида разрешенного использования земельного участка существенно нарушает право предприятия. Поскольку результаты государственной кадастровой оценки арендованного земельного участка, утвержденные постановлением правительства Иркутской области "Дата обезличена", противоречат пункту 9 Правил государственной оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ N 316 от 08 апреля 2000 года, нарушают конституционные права арендатора на оплату только законно установленных сборов, то ФГУНПГП "Наименование обезличено" просит суд признать недействующим постановление правительства Иркутской области N "О результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка N в размере <данные изъяты> за 1 квадратный метр.
В судебном заседании представитель ФГУНПГП "Наименование обезличено" по доверенности Алексеев А.С. доводы заявления поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц правительства Иркутской области по доверенности Орлова Н.С., Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области по доверенности Корчебная Е.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по доверенностям Подскребкина К.А., Букатич Е.Л. возражали против удовлетворения заявления.
Представитель заинтересованного лица ФГУП "Наименование обезличено" в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГУП "Наименование обезличено", будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 249, 251, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении заявления гражданина, организации об оспаривании нормативного правового акта исследует свойства акта, полномочия органа, издавшего акт, выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно частям 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценки земель и нормативно- технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.3 названных Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 29 июня 2007 года N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Подпунктом 1.2 пункта 1 Методических указаний и пунктом 1.2 Технических рекомендаций предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Согласно Техническим рекомендациям перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке: формирование исходного перечня земельных участков; определение номера вида разрешенного использования земельных участков; присвоение земельным участкам кода классификатора адресов России; формирование перечней NN 1, 2, 3; формирование перечня объектов оценки и перечня земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.5 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2). Номер вида разрешенного использования вносится в графу 10 "Номер вида разрешенного использования" исходного перечня земельных участков (Таблица 1 Приложения 3). Дополнительным требованием к внесению земельных участков в Перечень объектов оценки является наличие достоверных сведений в графе 14 "Документ-основание". Перечень объектов оценки составляется по форме "Таблицы 4 Приложения 3".
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъектах Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.8 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа акта исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Судом установлено, что "Дата обезличена" правительством Иркутской области в пределах, имеющихся у него полномочий, принято постановление N "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области". Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков, содержащиеся в Приложении N и являющегося его неотъемлемой частью. Приложением N к постановлению правительства Иркутской области N от "Дата обезличена" определены виды разрешенного использования земельных участков. Оспариваемое постановление вместе с Приложениями N официально опубликовано в газете "Областная" N от "Дата обезличена"
Поводом для принятия вышеуказанного нормативного правового акта явилось представление Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области от "Дата обезличена" за N "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Указом Президента РФ от 5 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество м сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу : .... является собственностью Российской Федерации и предоставлен ФГУНПГП "Наименование обезличено" в аренду на основании договора аренды N от "Дата обезличена".
В представлении Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области N от "Дата обезличена". содержатся сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером N относится к виду разрешенного использования N Это земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Вместе с тем, из постановления мэра Усольского района Иркутской области N от "Дата обезличена", Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей видно, что земельный участок, площадью <данные изъяты> га, был предоставлен <данные изъяты> геологоразведочной экспедиции для производственной базы.
Согласно Постановлению мэра г.Усолье-Сибирское от "Дата обезличена" земельный участок, площадью <данные изъяты> га, из земель поселений, предоставлен ФГУНПГП "Наименование обезличено" в аренду сроком на <данные изъяты> для размещения производственной базы предприятия, находящейся по адресу : ....
На основании государственного контракта от "Дата обезличена" N, заключенного между ФГУП "Наименование обезличено" (исполнитель) и "Наименование обезличено" (заказчик), исполнителем выполнялись работы по формированию Перечня земельных участков в Иркутской области. Согласно данному контракту ФГУП "Наименование обезличено" после составления Перечней N должно было сформировать перечень объектов оценки и согласовать их с заказчиком.
Из письма зам.руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от "Дата обезличена" видно, что сформированный перечень направлялся в Управление Роснедвижимости по Иркутской области для проверки и утверждения. Перечень объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов был утвержден руководителем Управления Роснедвижимости по Иркутской области.
Как усматривается из представленного в суд фрагмента перечня объектов оценки Усолького района, подлежащих государственной кадастровой оценке земель на территории Иркутской области в "Дата обезличена", подготовленного ФГУП "Наименование обезличено" (л.д........), сведения, изложенные в нем относительно земельного участка с кадастровым номером N, противоречивы. Графа <данные изъяты> "сведения о правах" содержит информацию о постоянном (бессрочном) пользовании земельным участком юр. лицом ГГП "Наименование обезличено". При этом такой правоустанавливающий документ в суд не представлен. Графа <данные изъяты> "документ-основание" вообще не заполнена, т.е. отсутствуют сведения, на основании которых данный земельный участок отнесен к <данные изъяты> группе вида разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд полагает, что земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: ...., отнесен к <данные изъяты> группе вида разрешенного использования необоснованно и без законных на то оснований.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с государственными контрактами N от "Дата обезличена" и N от "Дата обезличена" работы по государственной кадастровой оценке земель участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области проводились ФГУП "Наименование обезличено" на основании Перечня объектов оценки. По результатам работы названным исполнителем в соответствии с требованиями Административного регламента был составлен Отчет. Этот отчет неоднократно "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена" "Дата обезличена"., "Дата обезличена"., представлялся на проверку в "Наименование обезличено" и с отрицательным заключением ввиду нарушения Методических указаний, возвращался в Управление Роснедвижимости по Иркутской области для устранения выявленных недостатков.
Таким образом, судом, бесспорно, установлен факт того, что на момент внесения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области представления от "Дата обезличена" об утверждении государственной кадастровой оценки земель в составе населенных пунктов Иркутской области и на дату принятия оспариваемого нормативного акта, "Дата обезличена", ни Управление Роснедвижимости по Иркутской области, ни правительство Иркутской области не располагали положительным заключением Роснедвижимости о соответствии Отчета о результатах кадастровой оценки, составленного ФГУП "Наименование обезличено", Методическим указаниям. Таким образом, постановление правительства Иркутской области N от "Дата обезличена" принято с нарушением требований, установленных Административным регламентом.
В судебное заседание заинтересованными лицами представлены доказательства, что на момент рассмотрения дела Отчет был проверен Роснедвижимостью и признан соответствующим Методическим указаниям. Это объективно подтверждается актом проверки N от "Дата обезличена"
Из представленной выписки из Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов от "Дата обезличена", выполненного ФГУП "Наименование обезличено", проверенного "Наименование обезличено" (л.д. .......), следует, что для земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: .... удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв.м. составляет <данные изъяты> рублей. В то время как показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. этого же земельного участка, утвержденный оспариваемым постановлением правительства Иркутской области, составляет <данные изъяты> рублей.
Такое расхождение в определении удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка за 1 кв.м. суд считает существенным нарушением, поскольку в соответствии с вышеназванными Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, Административным регламентом организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (в настоящее время- Росреестром) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящее время- Росреестра) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов определять показатели такой оценки.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление правительства Иркутской области от "Дата обезличена" N "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в части утверждения в Приложении N результатов государственной оценки земельного участка с кадастровым номером N в размере <данные изъяты> за 1 квадратный метр, противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, решил
Заявление Федерального государственного унитарного научно- производственного геологического предприятия "Иркутскгеофизика" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу постановление правительства Иркутской области от "Дата обезличена" N "О результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в части утверждения в Приложении N показателя кадастровой стоимости земельного участка N в размере <данные изъяты> за 1 квадратный метр.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Иркутского областного суда от 12 октября 2010 г. N 3-92/2010
Текст решения официально опубликован не был