Решение Усольского городского суда от 21 августа 2012 г. N 2-1836/12
Усольский городской суд в составе судьи Бузориной Е.А., при секретаре Мураховской С.А., с участием помощника прокурора Медведниковой Е.Б., представителя заинтересованного лица Тимошенко И.К., действующей на основании доверенности от 02.07.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1836/12 по заявлению прокурора г.Усолье-Сибирское о признании недействующим решения Думы г.Усолье-Сибирское, установил:
В обоснование заявления прокурором г.Усолье-Сибирское указано, что проверкой законности Решения городской Думы МО город Усолье-Сибирское от 30.04.2009 г. N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" установлено, что оно принято Думой в нарушение установленной законом компетенции органов местного самоуправления, является незаконным по следующим основаниям:
Согласно ст.7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ каждый орган местного самоуправления обязан осуществлять свою деятельность по решению вопросов местного значения в пределах установленной законом и уставом муниципального образования компетенции. Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления определена статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Статьей 43 данного Федерального закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным, к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила для обязательного исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Из анализа указанных норм следует, что по вопросам деятельности иных органов местного самоуправления Дума не вправе принимать решения.
Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством. Согласно п.З ст.52 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" органам исполнительной власти субъектов РФ надлежало рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта РФ.
На территории Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" принято и действует Постановление губернатора Иркутской области от 16.12.1997 N 400-п "О Порядке бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания", которым утвержден соответствующий Порядок бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. Таким образом, органы государственной власти РФ и субъекта РФ - Иркутской области, не наделяли органы местного самоуправления полномочиями принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.
Вместе с тем, решением городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.04.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого- второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" установлены условия об обеспечении детей специальными молочными продуктами питания, в том числе и ограничительные: в п.п. 3, 5 решения установлено ограничение по наименованию и количеству - не более одного наименования сухой молочной смеси в количестве на одного ребенка через специальные раздаточные пункты.
На протяжении ряда лет ООО Усольское предприятие детского и лечебного питания "ВИТА" выполняет муниципальный заказ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, согласно которой обязанностью Поставщика является поставка и отпуск продукции молочной продукции для детей по рецептам врачей через раздаточные пункты.
Предметом поставки являются специальные молочные продукты питания для обеспечения детей раннего возраста. Реализация указанной продукции урегулирована пунктами 6, 7 ст.17 Федерального закона от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", которыми установлено, что реализация продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должна осуществляться только через организации торговли, аптеки, раздаточные пункты при обеспечении такими организациями торговли, аптеками, пунктами установленных изготовителем условий хранения этих продуктов (п.6). Не допускается реализация продуктов переработки молока продавцом, не имеющим возможности для обеспечения установленных изготовителем условий хранения этих продуктов (п.7).
Вместе с тем, именно решением городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.04.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого- второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" установлены такие условия обеспечении детей специальными молочными продуктами питания, в том числе и ограничительные условия: в п.5 решения установлено ограничение по наименованию и количеству - не более одного наименования сухой молочной смеси в количестве на одного ребенка; п.3 - обеспечение через специальные раздаточные пункты.
Таким образом, решение принято Думой вне установленной компетенции, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о наличии в решении корупциогенного фактора. Данный факт в последствии может создать условия для проявления коррупции со стороны должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования город Усолье-Сибирское.
Нарушение городской Думой ст.ст. 3, 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" способствует созданию условий для проявления коррупции со стороны участников размещения муниципальных заказов для муниципальных нужд.
Деятельность органов муниципального образования, как публичных субъектов, в силу ч.1 ст.1, ч.2 ст.4, 4.1-2 ст.15, ч. 1-2, 5 ст.76 Конституции РФ должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и в пределах, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством.
В силу требований ст.ст. 1, 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.77 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Просит: Признать решение городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.04.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного Обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" недействующим со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Медведникова Е.Б. поддержала заявление по основаниям, изложенным в нем. Просила суд признать решение городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.04.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское Тимошенко И.К. возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что решение принято в целях реализации Постановления губернатора Иркутской области от 16.12.1997 N 400-п "О Порядке бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" в рамках имеющихся полномочий.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит в выводу об обоснованности заявленных прокурором г.Усолье-Сибирское требований по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ каждый орган местного самоуправления обязан осуществлять свою деятельность по решению вопросов местного значения в пределах установленной законом и уставом муниципального образования компетенции. Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления определена статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Статьей 43 данного Федерального закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила для обязательного исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением губернатора Иркутской области от 16.12.1997 N 400-п "О Порядке бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" утвержден Порядок бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. Мэрам и главам администраций городов и районов области предписано обеспечить реализацию утвержденного Порядка на соответствующих территориях.
Решением городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.04.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" установлены условия об обеспечении детей специальными молочными продуктами питания, в том числе в п.п. 3, 5 решения установлено ограничение по наименованию и количеству - не более одного наименования сухой молочной смеси в количестве на одного ребенка через специальные раздаточные пункты.
Согласно ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Анализ норм оспариваемого Решения позволяет сделать вывод о том, что изложенные в нем положения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, и оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением полномочий органа, издавшего его, ограничивает обеспечении детей специальными молочными продуктами питания по количеству, что не предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Постановлением губернатора Иркутской области, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено противоречие норм оспариваемого Решения действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ, что влечет нарушение гражданских права и охраняемых законом интересов граждан, в том числе несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора и признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление прокурора г.Усолье-Сибирское - удовлетворить.
Признать решение городской Думы муниципального образования г.Усолье-Сибирское от 30.09.2009 года N 20/4 "Об утверждении порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать резолютивную часть решения суда в газете "Официальное Усолье"
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.08.2012 года
Верно
Судья |
Е.А.Бузорина |
Секретарь |
С.А.Мураховская |
Решение не вступило в законную силу
Судья |
Е.А.Бузорина |
Секретарь |
С.А.Мураховская |
Решение вступило в законную силу 23.10.12 г.
Судья |
Е.А.Бузорина |
Секретарь |
С.А.Шлапацкая |
Подлинник решения находится в гражданском деле N 2-1750/12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Усольского городского суда от 21 августа 2012 г. N 2-1836/12
Настоящее решение вступило в силу 23 октября 2012 г.
Текст решения официально опубликован не был