Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Ведомственная целевая программа "Молодежь Ангарска" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) реализовывается в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.
При разработке настоящей Программы рассматриваются актуальные проблемы профессионального выбора, научно-технического творчества, созидательной активности молодежи, а также возможностей и ограничений получения государственной поддержки в этих вопросах, обусловленные двумя факторами:
- особенности целевой группы;
- текущая практика государственной молодежной политики.
Во-первых, молодежь - целевая группа настоящей Программы - довольно неоднородный объект управления. Молодежью считаются люди от 14 до 30 лет, но содержание государственных услуг, предлагаемых, например, школьникам и молодым специалистам, должно различаться. Информация о характеристиках молодежи (кроме половозрастной структуры), на основе которой можно было бы сформировать пакеты государственных услуг, ориентированные на потребности разных категорий потребителей, в настоящее время носит отрывочный и во многом субъективный характер.
Во-вторых, молодежь - специфическая целевая группа, одновременно сильная и слабая. Преимущество молодежи заключается в том, что она обладает наиболее высоким относительно других возрастных групп инновационным потенциалом. Действительно, люди данной возрастной категории уже получили многие знания и навыки, но еще не утратили привычку учиться, осваивать новые компетенции. С другой стороны, это и слабая сторона молодежи, именно в этом возрасте жизненные ориентиры, в соответствии с которыми инновационный потенциал будет реализовываться, еще неустойчивы, они только формируются и корректируются. Поэтому для молодежи важна поддержка со стороны людей, обладающих жизненным опытом, что позволяет адаптировать интересы молодого человека к вероятным вызовам дальнейшей профессиональной жизни, сориентировать пока неявно выраженные жизненные приоритеты.
Третья особенность молодежи связана с изменением жизненного уклада семьи и выстраиванием социально-экономических отношений в обществе. В условиях отсутствия устоявшихся моделей поведения произошла дифференциация, выделились прямо противоположные жизненные стратегии. У многих молодых людей сформировалась привычка к патернализму, проявления которой - социальный паразитизм, инфантильность. В результате молодые люди оказываются неготовыми к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. С другой стороны, поведение значительного количества молодых людей отличается самостоятельностью, ответственностью. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру. Однако обе группы характеризуются низким уровнем интереса к политической, гражданской жизни, то есть не позиционируют себя как члены общества.
Применительно к молодежной политике в настоящее время используется термин "социализация молодежи в обществе", термин социализация не в полной мере отвечает той миссии, которая возлагается молодежной политикой и на молодежь и на общество. Термин социализация не предполагает позитивных качественных изменений той социальной группы, в которую социализируется тот или иной субъект или объект молодежной политики, тем более что субъектно-объектные отношения не вписываются в рыночные отношения. В то же время этот термин не только не понятен большей части молодежи, но и вызывает споры и среди представителей науки.
Более всего соответствует тем процессам, которые протекают в молодежной политике, термин самоопределение, ориентированное на развитие без ущерба, которое формирует потенциально-успешную структуру личности с потенциалом развития территории, способную к включению молодежи в процессы развития территории.
Переходя от базового процесса "социализации" к процессу "самоопределения", делаем акцент на субъектно-партнерские отношения в рамках реализации молодежной политики и начинаем относиться к молодежи как к партнеру, а не как к объекту воздействия. Самоопределение означает принятие ответственности не только за себя, но и за ближайшее социальное окружение, с самоопределившимся человеком возможно выстраивать партнерские отношения.
Принимая во внимание тот факт, что только самоопределившаяся категория молодежи имеет первоначальный потенциал (начальный капитал) становления социально успешной личности (человеческий капитал или потенциал в развитии территории), к другой, не самоопределившейся категории молодежи, мы вынужденно будем выстраивать субъект-объектные отношения. Самой высокой ценностью общества являются свободные люди, способные ставить цели,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.