Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Настоящая ведомственная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ангарске" на 2014 - 2016 годы разработана во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Ведомственная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ангарске" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) рассчитана на среднесрочную перспективу и базируется на федеральном и региональном законодательстве, действующем в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса является очень актуальным в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Учитывая, что город Ангарск исторически является промышленным городом и находится в первой тройке наиболее промышленно развитых городов Приангарья, администрация города Ангарска определяет одним из стратегических факторов устойчивого развития экономики города развитие малого и среднего предпринимательства. В программе комплексного социально-экономического развития города Ангарска на 5 лет (2014 - 2018 годы), утвержденной решением Думы города Ангарска от 04.07.2013 N 121-14гД, отведена значительная роль перспективам развития малого и среднего бизнеса, инновационных производств, а также формированию благоприятного инвестиционного климата.
Переломить экономическую ситуацию возможно путем развития малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать проблемы, связанные с:
- сокращением потребительского спроса;
- снижением уровня доходов населения;
- сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.
Кроме того, важнейшей функцией малого и среднего предпринимательства является обеспечение занятости (самозанятости) населения, высвобождаемого в результате остановки крупных предприятий и, как следствие, поддержание в обществе социальной стабильности.
Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства отвечает приоритетным задачам социально-экономического развития города Ангарска на долгосрочную перспективу.
Программа разрабатывается с целью обеспечения преемственности решений администрации города Ангарска в сфере развития малого и среднего предпринимательства с использованием механизмов муниципальной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ангарске" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 05.10.2010 N 1610-г.
Развитие малого и среднего бизнеса в городе должно осуществляться на основе программно-целевого метода, основанного на реализации муниципальной целевой программы, разработанной с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, а также других факторов. Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация мероприятий Программы должно способствовать созданию условий для развития бизнеса в городе Ангарске.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать: разрозненные усилия участников городской инфраструктуры поддержки предпринимательства; несистемное решение стоящих в этой области задач; "распыление" денежных средств городского бюджета.
При разработке Программы учитывались следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:
- недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;
- недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;
- неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);
- низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;
- сложность доступа к финансовым ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров;
- ограниченность местного рынка;
- высокий уровень административных барьеров;
- сложности для начала бизнеса "с нуля";
- недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.
Решение проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории города Ангарска программно-целевым методом является наиболее оптимальным подходом. Программа на 2014 - 2016 годы должна определить комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, СМиСП, а также организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и направленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в целях поддержки и развития реального сектора экономики города.
К числу возможных рисков при использовании программно-целевого метода следует отнести возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может негативно отразиться на возможности их реализации в запланированном объеме.
Развитие малого предпринимательства в городе Ангарске за 2010 - 2012 годы можно охарактеризовать следующим образом.
По состоянию на 01.01.2013 на территории города Ангарска действовало 2 521 малых и микропредприятий. С 2010 года их количество увеличилось на 12%. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности за период с 2010 по 2012 годы практически не изменилась. Малые предприятия работают во всех видах экономической деятельности. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли (43%); строительство (11,2%) и обрабатывающие производства (9,9%).
Динамика изменений в состоянии сферы малого и среднего предпринимательства города Ангарска за период с 2010 по 2012 год представлена в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
2010 год факт |
2011 год оценка |
2012 год оценка |
1 |
Количество действующих малых предприятий (включая микро) |
ед. |
2232 |
2252 |
2379 |
2 |
Средняя численность работников, занятых на малых предприятиях (включая микро) |
чел. |
16590 |
17123 |
17225 |
3 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (включая микро) |
млн. руб. |
30610 |
31832,5 |
33182,6 |
4 |
Доля занятых на предприятиях малого бизнеса в общей численности работающих на предприятиях города |
% |
20,4 |
21 |
22 |
5 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
581,4 |
620,9 |
663,2 |
6 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников МП и Микро |
тыс. руб. |
2174570,5 |
2283361,7 |
2383714,3 |
7 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника малых предприятий (включая микро) |
руб. |
10920 |
11107,4 |
11526,9 |
8 |
Число предпринимателей без образования юридического лица (ИП) |
ед. |
8556 |
8415 |
7544 |
9 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг |
млн. руб. |
7465 |
8239,3 |
8699,8 |
Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий (включая микро) за период с 2010 года по 2012 годы возросла на 3,8% и составила 17 225 человек на 01.01.2012. Доля занятых на предприятиях малого бизнеса составляет 22% от общей численности работающих на предприятиях города.
Наиболее емкими в части использования трудовых ресурсов являются предприятия оптовой и розничной торговли - 32,0% от общей численности занятых на малых предприятиях, в строительстве занято 13,9%, в обрабатывающих производствах - 14%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 22,6%.
Вследствие введения изменений в расчете страховых взносов по индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2012 году уменьшилось в сравнении с 2011 годом на 10,4%.
Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях города Ангарска за 3 года возросла всего лишь на 6% и составила 11 532 руб. в 2012 году.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий за 2012 год превысила показатель 2010 года на 8,4% и составила 33 182,6 млн. руб. На долю предприятий оптовой и розничной торговли приходится 65,2% от выручки малых предприятий города.
Положительная динамика в развитии малого предпринимательства достигается в рамках реализации Программы. В течение 2012 года проведено 8 семинаров по актуальным для предпринимателей вопросам, что в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Количество слушателей семинаров увеличилось с 303 человек в 2010 году до 416 человек в 2012 году. За период 2010 - 2012 годов более 1 350 представителей СМиСП прошли обучение на курсах повышения квалификации по основам ведения предпринимательской деятельности и тематических тренингах.
Востребовано такое направление поддержки субъектов малого предпринимательства как предоставление бесплатных консультаций по основным направлениям ведения предпринимательской деятельности. Количество предоставленных консультаций возросло с 2010 года практически в 2 раза, в 2012 году было оказано 778 консультаций.
Финансовая поддержка в 2012 году была оказана 21 СМиСП на сумму 975 тыс. руб. В 2011 году поддержку получили 23 СМиСП, сумма предоставленных субсидий составила 744 тыс. руб. Всего за 2 года субсидии были предоставлены 44 СМиСП на сумму 1 719 тыс. руб.
Сегодня на территории города Ангарска создана и функционирует инфраструктура поддержки бизнеса, представляющая собой единую взаимосвязанную систему: некоммерческая организация "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ангарского муниципального образования", "Фонд поддержки малого предпринимательства города Ангарска", представительство Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, общество с ограниченной ответственностью "Технопарк", Общественный координационный Совет в области развития предпринимательства при администрации города Ангарска, и другие организации, которые призваны обеспечивать комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- осуществление деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ангарска;
- уставом организации должна быть предусмотрена деятельность по поддержке и развитию предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.