Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Организация разработки, введения, замены и пересмотра материалов по нормированию труда
14. Введение, замена и пересмотр материалов по нормированию труда в муниципальном учреждении осуществляется по инициативе работодателя или представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
15. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия, могут подразделяться на:
1) технические;
2) организационные;
3) психофизиологические;
4) социальные;
5) экономические.
16. Технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда:
1) предметов труда;
2) средств труда.
17. Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приемами выполнения работ, режимами труда и отдыха.
18. Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ.
19. Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм труда на качество оказываемых услуг.
20. Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.).
Учет психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.
21. Социальные факторы, определяются содержательностью и привлекательностью труда, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы.
22. Выявление и учет всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда.
23. Учет факторов труда проводится в следующей последовательности:
1) выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности;
2) определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;
3) определяются ограничения, предъявляющие определенные требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;
4) выбираются сочетания факторов, при которых достигаются эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).
24. Все процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления норм и нормативов.
25. Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются.
26. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами:
1) на основе детального анализа, осуществляемого в муниципальном учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод);
2) на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод).
27. Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов.
28. Суммарный метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
29. Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, - опытно-статистическими.
30. Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.
31. При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
32. При аналитически - расчетном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчетом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.
33. Аналитически-расчетный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.
34. Совершенствование аналитически-расчетного метода осуществляется путем разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования.
35. Преимущества аналитически-расчетного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.
36. При разработке материалов по нормированию труда необходимо придерживаться следующих требований:
1) материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе методических рекомендаций, утвержденных для соответствующего вида экономической деятельности;
2) материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их периода освоения;
3) проведение апробации материалов по нормированию труда должно выполняться в течение не менее 14 календарных дней.
37. При формировании результатов по нормированию труда учитывается мнение представительного органа работников.
38. Нормы труда, разработанные с учетом указанных требований и с учетом мнения представительного органа работников, устанавливаются работодателем или коллективным договором.
39. В случае изменения типовых норм труда муниципальное учреждение извещает работников о введении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до даты их введения.
40. Порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.