Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В настоящее время на территории города Ангарска, как и по всей стране, остро стоит жилищная проблема. В современных условиях, когда большинство населения города Ангарска не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, ему требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания финансовой помощи в приобретении жилья. Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и цен на жилье, при котором большинство граждан не в состоянии оплатить жилье ни единовременно, ни в рассрочку. При этом многие из них пессимистично оценивают свои шансы на приобретение жилья и считают ситуацию безвыходной, что порождает апатию, неуверенность в завтрашнем дне, безынициативность граждан. В текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов от стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств. Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) для населения, прежде всего со средним уровнем доходов. Для решения проблем по улучшению жилищных условий граждан города Ангарска необходимо тесное взаимодействие органов местного самоуправления, строительных, кредитных организаций и населения города Ангарска. Применение программно-целевого подхода позволит обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства и создать необходимые условия для формирования благоприятных условий по решению существующей проблемы. Ранее действовавшие ведомственные целевые программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования и содействие строительству нового жилья в городе Ангарске" в 2009-2012 годах помогли улучшить свои жилищные условия более 800 семьям, в связи с чем, существует необходимость продолжать работать в данном направлении. Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования и содействие строительству нового жилья в городе Ангарске" на 2015-2018 годы направлена на улучшение жилищных условий населения города Ангарска, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, путем оказания финансовой поддержки населению города Ангарска, а именно предоставлением участникам Подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования и содействие строительству нового жилья в городе Ангарске" на 2015-2018 годы единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа), в том числе на приобретение жилого помещения в размере 30 % от средней (расчетной) стоимости жилого помещения.
Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на 2015-2018 годы Муниципальной программы "Доступное жилье в городе Ангарска" разработана для реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Конституцией Российской Федерации провозглашено право граждан на жилище. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, гарантировано его бесплатное предоставление, в том числе из муниципального жилищного фонда. Государство определило в качестве приоритетной задачи обеспечение условий для реализации гражданами права на доступное жилье, малоимущими гражданами - на бесплатное социальное жилье. Вступивший в действие с 1 марта 2005 года новый Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) существенно изменил подход к вопросам обеспечения жильем граждан России. С момента введения в действие Жилищного кодекса на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, признанные нуждающимися и малоимущими в установленном законом Российской Федерации порядке и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, кроме того, за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохранено право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Законодательством РФ установлено, что граждане, состоящие на учете, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. На сегодняшний день граждане состоят на учете нуждающихся для получения жилых помещений более двадцати лет, с 1986 года. В основном это те граждане, которые не смогли решить самостоятельно свои жилищные проблемы в силу материальной необеспеченности или сложных социальных проблем, а так же в силу того, что муниципальный жилищный фонд не располагает жилищными ресурсами для удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан. Принятие Подпрограммы "Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на 2015-2018 годы является необходимостью для города Ангарска, поскольку гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по договорам социального найма не предоставлялись с 1986 года, а решение жилищных проблем влияет на качество жизни населения.
Особенно остро стоит проблема отсутствия жилья перед категорией граждан, имеющих недостаточный доход для самостоятельного приобретения жилья, к ним относятся работники муниципальных учреждений, предприятий, а также органов местного самоуправления, расположенных на территории города Ангарска. Невысокая заработная плата работников муниципальных учреждений, предприятий, а также органов местного самоуправления, расположенных на территории города Ангарска, невозможность приобретения жилья самостоятельно по рыночным ценам приводит к таким негативным последствиям, как отсутствие заинтересованности у граждан в осуществлении трудовой деятельности в организациях муниципальной бюджетной сферы. В настоящее время на территории города Ангарска не существует жилищных программ, способных удовлетворить потребности работников муниципальных учреждений, предприятий, а также органов местного самоуправления, расположенных на территории города Ангарска в собственном жилье. Для решения указанной проблемы необходимо введение механизма поддержки работников бюджетной сферы за счет средств бюджета города Ангарска, в связи с чем, появляется необходимость в разработке настоящей Подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска" на 2015-2018 годы.
Одной из важнейших проблем реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации является наличие аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, не отвечающего санитарно-техническим нормам и требованиям. Его наличие не только ухудшает внешний облик и сдерживает развитие инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. Наибольшую долю аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области составляют малоэтажные (до 2 этажей включительно) деревянные многоквартирные дома, построенные в начале 50-х годов прошлого века, капитальный ремонт в которых не проводился. Большинство жилых помещений, расположенных в аварийных домах находится в собственности муниципального образования город Ангарск. Основными причинами большого количества аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области являются:
1) естественное старение зданий многоквартирных домов;
2) дефицит бюджетных средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, на капитальный ремонт и текущее содержание жилищного фонда;
3) в условиях рыночной экономики большинство граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых помещениях), признанных аварийными (непригодными для проживания), не в состоянии приобрести в собственность или получить на условиях социального найма жилые помещения, отвечающие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 08.04.2013 N 311).
На сегодняшний день ликвидация аварийного жилищного фонда и переселение проживающих в нем граждан требует дополнительного выделения значительных капитальных вложений из средств бюджета города Ангарска. В настоящее время ограниченные возможности бюджета города Ангарска не в состоянии обеспечить необходимые темпы строительства жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, поэтому для решения проблемы необходима консолидация средств бюджетов всех уровней, организаций, собственных средств населения, а также разработка правовых норм для привлечения прочих внебюджетных средств. Таким образом, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возможно, осуществить только в рамках реализации на территории муниципального образования город Ангарск Подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области" на 2015 - 2018 годы. Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области" на 2015 - 2018 годы направлена на обеспечение граждан, являющихся собственниками (нанимателями) жилых помещений и членами их семей, проживающих в жилищном фонде в городе Ангарске Иркутской области, признанным в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания, жилыми помещениями, отвечающими установленным для жилых помещений требованиям установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 08.04.2013 N 311). Реализация Подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области" на 2015 - 2018 годы будет способствовать решению поставленной Президентом Российской Федерации задачи по расселению из аварийного жилья в 2015 - 2018 годы, повышению качества жилищного фонда (переселение граждан из аварийного жилищного фонда) в рамках решения задачи формирования рынка доступного жилья, развития инфраструктурной обеспеченности города Ангарска Иркутской области. Для реализации предусмотренных Подпрограммой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области" на 2015 - 2018 годы мероприятий администрация города Ангарска:
- создает межведомственную комиссию для оценки и признания жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов аварийными и (или) подлежащими сносу;
- разрабатывает порядок предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийном и непригодном для проживания жилищном фонде города Ангарска (постановление главы города Ангарска от 11.12.2007 N 1405-г "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде города Ангарска");
- осуществляет подготовку решений о сносе или реконструкции жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области, признанного в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания;
- определяет численность проживающих в жилищном фонде города Ангарска Иркутской области, признанном в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания, граждан (собственников, нанимателей, членов их семей), в том числе состоящего на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет;
- формирует реестр жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области, признанного в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания, с уточнением численности проживающих в нем граждан (собственников, нанимателей, членов семьи собственника или нанимателя) и количества семей, вида собственности, основания признания жилого помещения аварийным или не пригодным для постоянного проживания (вид документа, кем принят, номер и дата принятия документа);
- уточняет объемы жилищного фонда в городе Ангарске Иркутской области, признанного в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания;
- разрабатывает механизм возможного улучшения жилищных условий граждан, подлежащих выселению из жилых помещений (многоквартирных домов) в связи с признанием их в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания в городе Ангарске Иркутской области;
- определяет финансовое обеспечение реализации Подпрограммы с учетом всех источников финансирования.
Способами переселения граждан из аварийных жилых помещений являются:
1) предоставление гражданам иного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном статьями 32, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений в построенных многоквартирных домах за счет средств бюджета города Ангарска (в соответствии с принятыми собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах решениями).
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, численно выше, чем семьи, которые снимают комнату или проживают в общежитии. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в городе необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей. Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на молодежь. Молодые люди покидают город, молодые специалисты переезжают в европейскую часть России, в Москву, Санкт-Петербург. Молодые люди не спешат создавать семью или официально оформлять свои отношения, что приводит к снижению авторитета семейных ценностей, к увеличению количества детей, рожденных вне брака. Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы среди молодежи растет инфантилизм, социальная апатия, снижается общественная активность. В современных условиях ситуация в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, в том числе и молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях. Большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, поэтому требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья. Подпрограмма "Молодым семьям - доступное жилье на 2015-2020 годы" направлена на улучшение жилищных условий молодых семей, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и имеющих доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита, или имеющих дополнительные собственные средства на приобретение жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.