Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации
Усть-Кутского муниципального
образования Иркутской области
от 23 октября 2014 г. N 1262-П
Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в Усть-Кутском муниципальном образовании
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Финансовым управлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования (далее - Управление) полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
1.2. Исполнение Управлением полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - РФ), Правительства Иркутской области, муниципальными правовыми актами Усть-Кутского муниципального образования, настоящим Порядком.
1.3. При осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля Управлением проводятся плановые и внеплановые проверки, а также в рамках полномочий в сфере бюджетных правоотношений - плановые и внеплановые ревизии, обследования и санкционирование операций (далее - контрольные мероприятия). В рамках проведения контрольных мероприятий совершаются контрольные действия.
1.4. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные.
1.5. Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
1.6. Под обследованием понимается анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
1.7. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Управления на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, предоставленных по запросу Управления.
Выездные проверки, ревизии проводятся по месту нахождения объекта контроля с соблюдением членами ревизионной группы установленного в объекте контроля режима работы.
1.8. Встречная проверка проводится в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Встречная проверка назначается распоряжением Управления. Встречная проверка проводится путем сличения имеющихся у объекта контроля записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными тех организаций, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
1.9. При проведении ревизии в соответствии со статьями 267.1, 269.2 Бюджетного кодекса РФ Управлением может быть осуществлена проверка законодательных и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Усть-Кутского муниципального образования.
1.10. Предметом контрольного мероприятия Управления является соблюдение объектами контроля:
1) бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
3) законности использования средств бюджета Усть-Кутского муниципального образования (далее - местный бюджет);
4) законности составления и исполнения местного бюджета в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок;
5) законности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных местному бюджету из другого бюджета бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетом бюджетам поселений, входящих в состав Усть-Кутского муниципального образования;
6) полноты и достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок.
1.11. Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере закупок осуществляется Управлением в отношении:
Подпункт 1 пункта 1.11 настоящего Приложения вступает в силу с 1 января 2016 г.
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренных статьей 19 Закона N 44-ФЗ;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
1.12. Объектами внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений являются:
1) главные распорядители (распорядителя, получатели) средств местного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета;
2) муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения, учредителем которых является Усть-Кутское муниципальное образование;
3) муниципальные унитарные предприятия, учредителем которых является Усть-Кутское муниципальное образование;
4) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий.
1.13. Контрольные мероприятия в отношении объектов контроля в сфере бюджетных правоотношений (за исключением участников бюджетного процесса, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий) проводятся только в части соблюдения ими условий предоставления средств из местного бюджета в процессе проверки главных распорядителей бюджетных средств, их предоставивших.
1.14. Субъектами контроля в сфере закупок являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы.
1.15. В целях настоящего Порядка объекты контроля, поименованные в пункте 1.12 настоящего Порядка, и субъекты контроля, поименованные в пункте 1.14 настоящего Порядка, именуются далее объектами контроля.
1.16. Должностными лицами Управления, осуществляющими контроль, являются:
1) начальник Управления, заместитель начальника Управления;
2) муниципальные служащие, уполномоченные распоряжением (приказом) Управления и удостоверением на проведение контрольного мероприятия (далее - Удостоверение) на участие в проведении контрольных мероприятий, включенные в состав ревизионной (проверочной) группы.
1.17. Должностные лица, указанные в пункте 1.16 настоящего Порядка, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме у органов администрации Усть-Кутского муниципального образования, у муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций;
2) получать от должностных, материально-ответственных и других лиц объектов контроля объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе контрольного мероприятия;
3) требовать от руководителей объекта контроля обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений, выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, обращаться в правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
5) привлекать для участия в проведении контрольных мероприятий специалистов органов администрации Усть-Кутского муниципального образования, других организаций;
6) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
7) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
8) инициировать обращение в суд уполномоченного муниципальным правовым актом администрации Усть-Кутского муниципального образования органа с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Усть-Кутскому муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
9) обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
10) беспрепятственно по предъявлению распоряжения Управления о назначении контрольного мероприятия посещать все помещения и территории, занимаемые объектом контроля, при проведении осмотра объекта контроля, инвентаризации имущества и осуществлении контроля в сфере закупок.
1.18. Должностные лица, указанные в пункте 1.16 настоящего Порядка, обязаны:
1) своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
2) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
3) проводить контрольные мероприятия в соответствии с распоряжением Управления о назначении контрольного мероприятия и Удостоверением;
4) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля с распоряжением Управления о назначении, приостановлении и возобновлении контрольного мероприятия, Удостоверением и уведомлением о внесении изменений в Удостоверение, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями).
1.19. Должностные лица, указанные в пункте 1.16 настоящего Порядка, несут ответственность за качество проводимых контрольных мероприятий, достоверность информации и выводов, содержащихся в актах, заключениях, их соответствие законодательству.
1.20. При осуществлении контроля в сфере закупок Управлением используется информация, содержащаяся в единой информационной системе в сфере закупок, созданной в соответствии с Законом N 44-ФЗ (далее - единая информационная система).
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, используется в целях подготовки к контрольному мероприятию, а также осуществления внеплановых контрольных мероприятий.
1.21. Ведение документооборота в единой информационной системе в сфере закупок при осуществлении контроля в отношении закупок осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации к порядку функционирования единой информационной системы в сфере закупок.
2. Основание проведения контрольных мероприятий
2.1. Контрольные мероприятия проводятся Управлением в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Управления (далее - План).
2.2. Формирование проекта Плана осуществляется Управлением по полугодиям календарного года (I полугодие - с 1 января по 30 июня, II полугодие - с 1 июля по 31 декабря) по установленной форме (Приложение N 1 к Порядку).
2.3. Проект плана на предстоящее полугодие формируется Управлением не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому периоду, и направляется Мэру Усть-Кутского муниципального образования (далее - Мэр) на утверждение.
2.4. При формировании проекта Плана Управлением учитывается:
1) законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
2) степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными);
3) реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
4) равномерность нагрузки на работников Управления;
5) наличие времени, необходимого для подготовительного периода;
6) наличие резерва времени и трудовых ресурсов на случай возникновения необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий.
2.5. Проект Плана формируется на основании:
1) поручений Мэра и его заместителей;
2) заявок органов администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющих функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, поданных в Управление в срок до 5 числа месяца, предшествующего планируемому периоду;
3) обращений правоохранительных органов, согласованных с Мэром.
2.6. Отбор контрольных мероприятий при формировании проекта Плана осуществляется исходя из следующих критериев:
1) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение контрольного мероприятия, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
2) оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Управлением анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
3) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия Управления (в случае, если указанный период превышает 3 года, данный критерий имеет наивысший приоритет).
2.7. Мэр рассматривает и утверждает не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду, поступивший от Управления проект Плана на предстоящее полугодие.
2.8. В Плане указывается: наименование объекта контроля, вид и тема контрольного мероприятия, проверяемый период.
2.9. В План могут вноситься изменения по следующим основаниям:
1) поручение Мэра;
2) обоснованные предложения органов администрации Усть-Кутского муниципального образования, согласованные с Мэром;
3) реорганизация, ликвидация, изменение организационно-правовой формы объекта контроля;
4) обращение правоохранительных органов о проведении контрольного мероприятия;
5) отвлечение специалистов Управления на проведение внеплановых мероприятий;
6) отсутствие на рабочем месте специалистов Управления по уважительным причинам.
Изменения в План оформляются Управлением, подписываются начальником Управления и утверждаются Мэром.
2.10. Управлением проводятся внеплановые контрольные мероприятия по следующим основаниям:
1) поручение Мэра о проведении контрольного мероприятия в связи с поступлением информации о противоправных действиях объекта контроля;
2) обращение граждан, организаций;
3) поступление информации о наличии признаков нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
4) обращение правоохранительных органов о привлечении специалистов Управления к участию в мероприятиях, проводимых правоохранительными органами, согласованное с Мэром;
5) истечение срока ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
2.11. К участию в контрольных мероприятиях могут привлекаться специалисты органов администрации Усть-Кутского муниципального образования. Для привлечения специалистов органов администрации Усть-Кутского муниципального образования начальником Управления оформляется служебная записка на имя руководителя соответствующего органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, согласованная с Мэром. Руководитель органа администрации Усть-Кутского муниципального образования на основании служебной записки начальника Управления определяет специалиста для участия в проведении контрольного мероприятия. Привлеченный специалист включается в состав ревизионной (проверочной) группы.
2.12. К участию в контрольных мероприятиях могут также привлекаться специалисты (эксперты) других организаций на договорной основе.
2.13. Плановые контрольные мероприятия в объектах контроля проводятся не чаще одного раза в течение календарного года по одному виду и теме контрольного мероприятия.
3. Организация и проведение контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие проводится должностными лицами Управления, входящими в состав ревизионной (проверочной) группы. Сроки проведения контрольного мероприятия, состав ревизионной (проверочной) группы и ее руководитель определяются начальником Управления с учетом объема предстоящих контрольных действий, вытекающих из конкретных задач контрольного мероприятия и особенностей объекта контроля.
3.2. Для проведения контрольного мероприятия Управление оформляет распоряжение Управления о назначении контрольного мероприятия, который содержит решение о проведении контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, вид, тему и дату начала контрольного мероприятия, проверяемый период, сведения о руководителе ревизионной (проверочной) группы.
3.3. При подготовке к контрольному мероприятию:
1) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации и проведения контрольного мероприятия, в том числе информации, содержащейся в единой информационной системе;
2) изучается законодательство РФ, муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность объекта контроля;
3) определяются задачи и объем контрольного мероприятия;
4) определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия;
5) на основании распоряжения Управления о назначении контрольного мероприятия оформляется Удостоверение по установленной форме (Приложение N 2 к Порядку);
6) определяются вопросы, наиболее важные с точки зрения задач контрольного мероприятия;
7) составляется программа проведения контрольного мероприятия (далее - Программа), распределяются обязанности между членами ревизионной (проверочной) группы;
8) учитывается возможность (в том числе на основе результатов контрольных мероприятий прошлых лет) недобросовестных действий руководства объекта контроля;
9) определяется необходимость привлечения специалистов органов администрации и других организаций;
10) информируется объект контроля о проведении контрольного мероприятия.
3.4. Руководитель ревизионной (проверочной) группы, на которого возлагается проведение контрольного мероприятия:
1) осуществляет руководство контрольным мероприятием;
2) распределяет вопросы Программы между членами ревизионной (проверочной) группы;
3) составляет Программу и направляет ее на утверждение начальнику Управления;
4) определяет способы проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы;
5) дает членам ревизионной (проверочной) группы указания, обязательные для исполнения;
6) взаимодействует с должностными лицами объекта контроля;
7) принимает от членов ревизионной (проверочной) группы промежуточные акты проверки, ревизии, акты встречной проверки.
3.5. Удостоверение оформляется руководителем ревизионной (проверочной) группы на бланке Управления, подписывается начальником Управления, регистрируется и заверяется печатью Управления. Удостоверением подтверждаются полномочия членов ревизионной (проверочной) группы, проводящих контрольное мероприятие. В Удостоверении указываются: наименование объекта контрольного мероприятия, вид и тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, проверяемый период, руководитель и персональный состав ревизионной (проверочной) группы, сроки проведения контрольного мероприятия на объекте контроля, срок оформления акта проверки, ревизии, заключения по результатам обследования. Управлением ведется журнал регистрации выданных Удостоверений.
3.6. Изменения по организации контрольного мероприятия оформляются следующим образом:
1) изменение руководителя ревизионной (проверочной) группы, проверяемого периода - внесением изменений в распоряжение Управления о назначении контрольного мероприятия, уведомлением о внесении изменений в Удостоверение (далее - Уведомление) по установленной форме (Приложение N 3 к Порядку). Уведомление оформляется в порядке, установленном пунктом 3.5 настоящего Порядка для оформления Удостоверения;
2) изменение состава ревизионной (проверочной) группы, срока проведения контрольного мероприятия на объекте контроля, срока оформления акта проверки, ревизии, заключения по результатам обследования - Уведомлением.
3.7. Программа подготавливается руководителем ревизионной (проверочной) группы по установленной форме (Приложение N 4 к Порядку) и утверждается начальником Управления до начала проведения контрольного мероприятия. Программа содержит: наименование объекта контроля, вид и тему контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих проверке в ходе контрольного мероприятия, распределение конкретных вопросов между членами ревизионной (проверочной) группы. Руководитель ревизионной (проверочной) группы доводит Программу до сведения членов ревизионной (проверочной) группы под расписку.
3.8. Информирование объекта контроля (руководителя или уполномоченного им лица) о проведении контрольного мероприятия осуществляется руководителем ревизионной (проверочной) группы посредством телефонной связи, с отправкой информации факсимильной связью или электронной почтой не позднее чем за 1 рабочий день до начала контрольного мероприятия, с последующим вручением оригинала письма.
3.9. Плановый срок проведения контрольных действий на объекте контроля не должен превышать 30-ти рабочих дней.
3.10. Продление первоначально установленного срока проведения контрольных действий на объекте контроля осуществляется не более чем на 15 рабочих дней.
Основаниями для продления срока проведения контрольных действий на объекте контроля являются:
1) изменение и дополнение Программы проведения проверки, ревизии;
2) необходимость сплошной проверки хозяйственных операций объекта контроля с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений;
3) нетрудоспособность члена ревизионной (проверочной) группы;
4) наличие форс-мажорных обстоятельств на территории объекта контроля (затопление, наводнение, пожар);
5) получение в ходе контрольного мероприятия от правоохранительных органов либо иных источников информации, свидетельствующей о нарушении объектом контроля требований законодательства и требующей дополнительной проверки.
3.11. Приступая к проведению контрольного мероприятия, руководитель ревизионной (проверочной) группы должен предъявить руководителю объекта контроля Удостоверение и Программу, список документов, которые объект контроля обязан предоставить в указанный срок, представить членов ревизионной (проверочной) группы, решить организационно-технические вопросы проведения контрольного мероприятия.
3.12. Руководитель объекта контроля обязан создать членам ревизионной (проверочной) группы надлежащие условия для проведения контрольного мероприятия - предоставить необходимое помещение, обеспечивающее сохранность документов, оргтехнику, услуги связи, обеспечить выполнение работ по делопроизводству (копирование и пр.), а также обеспечить доступ к своим информационным базам и банкам данных.
3.13. Требования членов ревизионной (проверочной) группы, связанные с исполнением ими служебных обязанностей в ходе проведения контрольного мероприятии, являются обязательными для должностных лиц объекта контроля.
3.14. В случае отказа должностных лиц объекта контроля в допуске ревизионной (проверочной) группы на указанный объект (отдельные помещения объекта), в предоставлении или задержки в предоставлении необходимых документов и информации членам ревизионной (проверочной) группы либо возникновения иных препятствий проведения контрольного мероприятия, требования ревизионной (проверочной) группы оформляются в письменном виде и передаются руководителю объекта контроля для принятия соответствующих мер. В случае непринятия мер руководителем объекта контроля или отказа от предоставления необходимых документов и информации, руководитель ревизионной (проверочной) группы составляет акт по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия. Акт в течение 1-го рабочего дня с момента его составления направляется начальнику Управления. При необходимости начальником Управления доводится информация по фактам создания препятствий на объекте контроля до Мэра и (или) учредителя объекта контроля для принятия соответствующих мер.
3.15. Программа в процессе проведения контрольного мероприятия может быть изменена с учетом изученных необходимых документов и материалов объекта контроля, иных обстоятельств. Руководителем ревизионной (проверочной) группы подготавливаются изменения в Программу и служебная записка на имя начальника Управления с изложением причин о необходимости внесения изменений в Программу. Изменения в Программу утверждаются начальником Управления и доводятся до сведения объекта контроля.
3.16. При выявлении в ходе проверки, ревизии фактов нарушения законодательства и нормативных правовых актов, которые требуют дополнительной проверки, выходящей за пределы утвержденной Программы, руководитель ревизионной (проверочной) группы по согласованию с начальником Управления организует их проверку с внесением дополнений в Программу в порядке, установленном пунктом 3.15 настоящего Порядка.
При отсутствии возможности выполнить дополнительную работу в рамках данной проверки, ревизии в акте проверки, ревизии необходимо отразить выявленные факты нарушений с указанием причин, по которым они требуют более детальной проверки.
3.17. При выявлении нарушений и недостатков следует определить их причины, ответственных должностных лиц и (или) исполнителей, вид и размер причиненного ущерба.
3.18. При проведении проверки, ревизии должны быть получены достаточные надлежащие достоверные доказательства. Доказательства представляют собой фактические данные и полученную при проведении контрольного мероприятия информацию, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
К доказательствам относятся:
1) заверенные копии первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бюджетной (бухгалтерской), статистической и иной отчетности;
2) результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, оформленные в виде документов (актов, описей и др.) или представленные в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях;
3) заключения привлеченных специалистов (экспертов);
4) письменные заявления и объяснения должностных лиц или исполнителей объекта контроля;
5) документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы.
Доказательства являются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно членами ревизионной группы, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
3.19. Доказательства получают путем проведения следующих контрольных действий:
1) инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объектов контроля;
2) аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности и их причин;
3) пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнении самостоятельных расчетов;
4) подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта контроля. При проведении контрольного мероприятия допустимы устные запросы, адресованные работникам объекта контроля.
3.20. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всех финансовых и хозяйственных операций на определенном участке деятельности объекта контроля и за весь проверяемый период.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций на определенном участке деятельности объекта контроля и за определенный период.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы принимает руководитель ревизионной (проверочной) группы исходя из содержания вопроса Программы, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета в проверяемой организации, сроков проведения контрольного мероприятия и иных обстоятельств.
3.21. Члены ревизионной (проверочной) группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе контрольного мероприятия, и заверенные копии документов.
3.22. При отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского учета в объекте контроля начальником Управления принимается решение о приостановлении контрольного мероприятия на основании мотивированного обращения руководителя ревизионной (проверочной) группы и оформляется распоряжение Управления о приостановлении контрольного мероприятия, которое в течение 2-х рабочих дней с момента его издания направляется (вручается) руководителю объекта контроля.
Изученные до приостановления контрольного мероприятия вопросы в соответствии с Программой оформляются актом проверки, ревизии, заключением по результатам обследования.
3.23. Руководитель ревизионной (проверочной) группы в срок не позднее 2-х рабочих дней со дня издания распоряжения о приостановлении контрольного мероприятия подготавливает письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета на бланке Управления. Предписание о восстановлении бухгалтерского учета подписывается начальником Управления и направляется руководителю объекта контроля.
3.24. Контрольное мероприятие проводится после восстановления в объекте контроля бухгалтерского учета. Срок приостановления контрольного мероприятия не должен превышать 6 месяцев.
3.25. Возобновление проведения контрольного мероприятия оформляется распоряжением Управления в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка. При возобновлении контрольного мероприятия составляется новая Программа, выписывается новое Удостоверение, результаты контрольного мероприятия оформляются отдельным актом проверки, ревизии, заключением по результатам обследования.
3.26. Члены ревизионной (проверочной) группы обеспечивают конфиденциальность, сохранность и ограниченность доступа к информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, в соответствии с законодательством и Положением об Управлении.
3.27. Камеральные проверки проводятся путем изучения предоставленных объектом контроля по запросу Управления документов и иных документов, которыми в соответствии со своими полномочиями располагает Управление.
Руководитель ревизионной (проверочной) группы на бланке Управления подготавливает запрос объекту контроля о предоставлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки. В запросе указывается перечень запрашиваемых документов, срок предоставления документов. Запрос подписывается начальником Управления и направляется объекту контроля вместе с Удостоверением посредством электронной или факсимильной связи не позднее, чем за 2 рабочих дня до начала камеральной проверки, с последующим направлением оригинала запроса.
Объект контроля предоставляет запрашиваемые документы вместе с сопроводительным письмом в Управление под расписку о получении. Срок предоставления документов объектом контроля в Управление составляет не более 2 рабочих дней со дня получения запроса. Копии документов заверяются подписью руководителя объекта контроля, печатью объекта контроля.
Датой начала контрольных действий в рамках камеральной проверки считается дата фактического получения Управлением запрошенных документов.
3.28. После завершения контрольных действий на объекте контроля результаты контрольного мероприятия оформляются:
1) в случае проведения проверки, ревизии - актом проверки, ревизии;
2) в случае проведения обследования - заключением.
Акт проверки, ревизии, заключение должны составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки, ревизии, заключении не допускаются помарки, подчистки и неоговоренные исправления.
3.29. Срок оформления акта проверки, ревизии, заключения определяется начальником Управления в зависимости от объема выявленных нарушений, сложности излагаемого материала и других факторов и не должен превышать 15 рабочих дней с момента завершения контрольных действий на объекте контроля.
3.30. Датой окончания контрольного мероприятия считается дата вручения руководителю объекта контроля или лицу, его замещающему, акта проверки, ревизии, заключения.
3.31. Акт проверки, ревизии состоит из вводной и описательной части.
Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:
1) тема контрольного мероприятия;
2) дата и место составления акта;
3) основание проведения контрольного мероприятия (номер и дата распоряжения о назначении контрольного мероприятия, номер и дата Удостоверения на проведение контрольного мероприятия);
4) фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
5) проверяемый период и сроки проведения контрольного мероприятия;
6) полное и краткое наименование и реквизиты организации - объекта контроля, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
7) ведомственная принадлежность и сведения об учредителе;
8) основные цели и виды деятельности организации;
9) имеющиеся у организации лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
10) перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях (включая депозитные), а также лицевых счетов, открытых в Управлении, в органах казначейства (включая закрытые, но действовавшие в проверяемом периоде);
11) фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право первой подписи, подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
12) иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики объекта контроля.
Описательная часть акта должна содержать результаты контрольных действий по каждому вопросу программы.
3.32. При составлении акта проверки, ревизии должны соблюдаться следующие требования:
1) объективность и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
2) четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
3) логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
4) результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться достаточными надлежащими достоверными доказательствами;
5) акт должен составляться в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания.
В акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательства и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально-ответственное или иное лицо объекта контроля, допустившее нарушение.
Не допускается включение в акт предположений, выводов и фактов, не подтвержденных доказательствами, а также информации из материалов правоохранительных органов.
В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля.
3.33. К акту проверки, ревизии прилагаются надлежащим образом оформленные приложения, на которые имеются ссылки в акте (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.п.).
3.34. Акт проверки, ревизии составляется:
1) в двух экземплярах: один экземпляр для объекта контроля, один экземпляр для Управления;
2) в трех экземплярах в случае проведения проверки, ревизии по обращению правоохранительных органов: один экземпляр для объекта контроля, один экземпляр для Управления, один экземпляр для правоохранительных органов.
Акт проверки, ревизии подписывают руководитель и члены ревизионной группы.
Один экземпляр оформленного акта проверки, ревизии с приложениями вручается для ознакомления и подписания руководителю объекта контроля или лицу, его замещающему, на срок не более 2-х рабочих дней с момента вручения акта, а в случаях оформления акта объемом свыше 30 страниц - на срок не более 4-х рабочих дней. Вручение акта производится под роспись с указанием даты получения.
3.35. При наличии возражений (замечаний) по акту проверки, ревизии руководитель объекта контроля или лицо, его замещающее, при подписании акта указывает на наличие возражений (замечаний). Возражения (замечания) в письменном виде предоставляются руководителю ревизионной (проверочной) группы одновременно с подписанным актом. При этом руководитель объекта контроля обязан приложить к таким возражениям (замечаниям) локальные нормативные акты, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Возражения (замечания), предоставленные позже срока, установленного пунктом 3.34 настоящего Порядка, не принимаются и не рассматриваются.
Руководитель ревизионной (проверочной) группы в срок до 3-х рабочих дней должен проверить обоснованность изложенных возражений (замечаний) и дать по ним письменное заключение, которое оформляется на бланке Управления и после подписания начальником Управления направляется в адрес объекта контроля.
Письменные возражения (замечания) должностных лиц объекта контроля и заключение на возражения (замечания) включаются в материалы проверки, ревизии и являются их неотъемлемой частью.
3.36. В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать или получить акт проверки, ревизии руководитель ревизионной (проверочной) группы в конце акта производит запись об отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт проверки, ревизии может быть направлен объекту контроля почтовой связью или иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления объекту контроля. Документ, подтверждающий факт направления акта проверки, ревизии, приобщается к материалам контрольного мероприятия.
3.37. В ходе проверки, ревизии также могут оформляться следующие виды актов:
1) акт по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия в случаях, установленных пунктом 3.14 настоящего Порядка. Факты, изложенные в акте по фактам создания препятствий, включаются в акт проверки, ревизии;
2) промежуточный акт по результатам проведенной проверки, ревизии в случае отвлечения члена ревизионной группы от проведения проверки, ревизии. Промежуточный акт, составленный членом ревизионной (проверочной) группы, подписывается в порядке, установленном настоящим Порядком, и передается руководителю ревизионной (проверочной) группы для включения указанных в нем фактов в акт проведенной проверки, ревизии. Подпись члена ревизионной (проверочной) группы, составившего промежуточный акт, в акте проверки, ревизии не проставляется;
3) акт по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия срочных мер к их устранению или привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к ответственности. Указанный акт оформляется в 2-х экземплярах, один из которых передается под расписку руководителю объекта контроля с требованием предоставить письменные объяснения по выявленным нарушениям и принять необходимые меры по устранению нарушений. В случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по выявленным нарушениям или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи. Факты, изложенные в акте, включаются в акт проведенной проверки, ревизии.
3.38. Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной части.
Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
1) тема контрольного мероприятия, в ходе которого проводится встречная проверка;
2) вопросы, по которым проводилась встречная проверка;
3) дата и место составления акта встречной проверки;
4) номер и дата распоряжения на проведение встречной проверки;
5) фамилии, инициалы и должности специалистов, проводивших встречную проверку;
6) проверяемый период;
7) срок проведения встречной проверки;
8) сведения о проверяемой организации;
9) иные данные, необходимые, по мнению членов ревизионной группы, проводивших встречную проверку, для полной характеристики проверенной организации.
Описательная часть акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка. Акт встречной проверки составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр для Управления, один экземпляр для проверяемой организации. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается членом ревизионной (проверочной) группы, проводившим встречную проверку, и руководителем организации. Факты, изложенные в акте встречной проверки, включаются в акт проведенного контрольного мероприятия.
3.39. Заключение состоит из вводной, описательной и итоговой части.
Порядок изложения вводной части заключения аналогичен порядку изложения вводной части акта проверки, ревизии.
Описательная часть заключения должна содержать анализ и оценку исследованной сферы деятельности объекта контроля.
Итоговая часть представляет собой обобщенные выводы по предмету обследования, основанные на результатах анализа и исследований, проведенных в ходе обследования.
Заключение составляется в 4-х экземплярах: один экземпляр для Управления, один для объекта контроля, один для органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения, предприятия - объекта контроля, один экземпляр для Мэра. Заключение подписывается членами ревизионной (проверочной) группы, утверждается начальником Управления, после чего направляется объекту контроля, руководителю органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения - объекта контроля, и Мэру для ознакомления.
3.40. Назначение, проведение и оформление результатов внепланового контрольного мероприятия осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Порядком для назначения, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия, проводимого в соответствии с планом, при наличии оснований для проведения внепланового контрольного мероприятия, предусмотренных пунктом 2.9 настоящего Порядка.
4. Порядок реализации результатов проверок и ревизий
4.1. На основе анализа и обобщения фактов нарушений и недостатков в деятельности объекта контроля, зафиксированных в материалах проверки, ревизии, руководителем ревизионной (проверочной) группы подготавливается заключение по акту проверки, ревизии, представление и (или) предписание, предложения (далее - материалы проверки, ревизии) и сводная таблица по выявленным нарушениям и недостаткам.
4.1.1. Заключение по акту проверки, ревизии должно содержать:
1) изложение в обобщенном виде фактов выявленных нарушений и недостатков;
2) характеристику и сумму выявленных нарушений и недостатков;
3) оценку нанесенного ущерба.
4.1.2. По результатам проверки, ревизии руководителем ревизионной (проверочной) группы на бланке Управления:
1) в случае выявления нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, - составляется представление (далее - Представление) и (или) предписание (далее - Предписание).
Представление содержит обязательную для рассмотрения в установленный в нем срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Предписание содержит обязательные для исполнения в указанный в Предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба местному бюджету.
В случае, когда меры по устранению указанных в акте контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, могут быть приняты органом администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения, или органом администрации Усть-Кутского муниципального образования, в чьем ведении находятся вопросы, по которым были установлены нарушения и недостатки, требования об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства в Представлении и (или) Предписании адресуются таким органам администрации;
2) в случае выявления нарушений в сфере закупок составляется предписание об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - Предписание). Указанные нарушения подлежат устранению в срок, установленный в Предписании;
3) в случае выявления иных нарушений нормативных правовых актов РФ, Правительства Иркутской области, муниципальных правовых актов Усть-Кутского муниципального образования, требующих принятия мер по их устранению, - предложения об устранении выявленных нарушений (далее - Предложения) в установленный в Предложениях срок.
4.1.3. Сводная таблица по выявленным нарушениям и недостаткам составляется для формирования отчета о результатах контрольной деятельности Управления. Форма сводной таблицы по выявленным нарушениям и недостаткам приведена в приложении N 5 к Порядку.
4.2. Материалы проверки, ревизии предоставляются начальнику Управления для ознакомления в срок не позднее 2-х рабочих дней (при наличии возражений (замечаний) - 5-ти рабочих дней) после подписания акта объектом контроля.
4.3. Начальник Управления подписывает заключение по акту проверки, ревизии, Представление и (или) Предписание, Предложения и предоставляет их Мэру для ознакомления.
4.4. Материалы проверки, ревизии в срок не позднее 2-х рабочих дней после их подписания направляются для рассмотрения и (или) исполнения:
1) руководителю объекта контроля - Представление и (или) Предписание, Предложения;
2) руководителю органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения, предприятия - объекта контроля, - заключение по акту проверки, ревизии, Представление и (или) Предписание, Предложения;
3) руководителю органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, в чьем ведении находятся вопросы, по которым были установлены нарушения и недостатки - выписку из заключения по акту контрольного мероприятия, Представления и (или) Предписания, Предложения для принятия мер по устранению выявленных по данным вопросам нарушений и недостатков.
4.5. В течение срока, установленного в Представлении и (или) Предписании, Предложениях объект контроля принимает конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, по возмещению причиненного ущерба. Информацию о результатах принятых мер объект контроля предоставляет начальнику Управления в установленный в Представлении и (или) Предписании, Предложениях срок.
4.6. Руководитель органа администрации Усть-Кутского муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения, предприятия - объекта контроля, принимает меры по устранению выявленных нарушений и предоставляет информацию о принятых мерах в установленный в Представлении и (или) Предписании, Предложениях срок.
4.7. Управление осуществляет контроль за исполнением объектами контроля выданных Предписаний.
В случае неисполнения:
1) Предписаний о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства местному бюджету ущерба, Управление инициирует обращение уполномоченного муниципальным правовым актом Усть-Кутского муниципального образования органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного местному бюджету нарушением бюджетного законодательства;
2) Предписаний об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Управление применяет к не исполнившему такого Предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
4.8. Предписания и (или) Представления Управления могут быть обжалованы в судебном порядке.
4.9. При назначении проверки, ревизии по обращениям граждан, организаций руководитель ревизионной (проверочной) группы по результатам проверки, ревизии подготавливает ответ, который после подписания начальником Управления направляется в адрес гражданина, организации, направившей обращение.
4.10. При назначении проверки, ревизии по обращению правоохранительных органов, один экземпляр оформленного акта проверки, ревизии с сопроводительным письмом от имени Мэра направляется в адрес правоохранительных органов.
4.11. В случае выявления в ходе проверки, ревизии бюджетного нарушения, за совершение которого бюджетным законодательством предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, руководителем ревизионной (проверочной) группы подготавливается уведомление о применении бюджетных мер принуждения к объекту контроля. Уведомление оформляется на бланке Управления и за подписью начальника Управления в срок не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки, ревизии направляется в Отдел казначейского исполнения бюджета Управления для применения бюджетных мер принуждения к объекту контроля в соответствии с законом.
4.12. При выявлении в ходе осуществления контроля в сфере бюджетных правоотношений хищений и злоупотреблений, которые могут повлечь за собой уголовную ответственность, материалы проверки, ревизии направляются Мэру для принятия решения о передаче их в правоохранительные органы. В таком случае в правоохранительные органы с сопроводительным письмом от имени Мэра направляются копии материалов проверки, ревизии, заверенные надлежащим образом.
4.13. При выявлении в ходе осуществления контроля в сфере закупок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, Управление направляет в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы (копии документов), подтверждающие такой факт, в течение 3-х рабочих дней с даты выявления такого факта.
4.14. Управление размещает информацию о проведении контрольных мероприятий в сфере закупок, об их результатах и выданных предписаниях в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний в порядке, установленном законодательством РФ.
5. Административное производство
5.1. Управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, законодательством РФ в сфере закупок, Законом Иркутской области от 04.04.2014 N 39-ОЗ "О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении местных бюджетов".
6. Порядок регистрации, ведения учета и отчетности по материалам проведенных контрольных мероприятий
6.1. Материалы проведенного контрольного мероприятия составляют в делопроизводстве Управления отдельное дело с соответствующим наименованием и необходимым количеством томов. Подшивка документации контрольного мероприятия в тома производится руководителем ревизионной (проверочной) группы.
6.2. Материалы проведенного контрольного мероприятия подлежат регистрации в журнале регистрации контрольных мероприятий. Форма журнала приведена в приложении N 6 к Порядку.
6.3. Управлением по итогам работы за год составляется отчет о результатах контрольной деятельности, который предоставляется Мэру. Содержание отчета о результатах контрольной деятельности должно отвечать следующим требованиям:
6.3.1. Отчет должен содержать информацию, достаточную для определения результативности контрольной деятельности Управления;
6.3.2. Отчет должен содержать информацию об объеме проверенных средств, видах и объеме выявленных нарушений, принятых мерах по реализации результатов проверки, ревизии (возмещение причиненного ущерба, применение мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам и пр.).
7. Порядок контроля качества контрольной деятельности
7.1. Основными задачами контроля качества контрольной деятельности являются обеспечение выполнения установленных настоящим Порядком требований и процедур проведения контрольных мероприятий, выявление и устранение недостатков проведения контрольных мероприятий.
7.2. Контроль качества проведения контрольных мероприятий, проводимых Управлением, осуществляется посредством проведения:
1) текущего контроля качества;
2) последующего контроля качества.
7.3. Руководитель ревизионной (проверочной) группы осуществляет текущий контроль за работой ревизионной (проверочной) группы по мере проведения контрольного мероприятия и оформления его результатов, несет ответственность за проведение контрольного мероприятия с надлежащим качеством и в установленные сроки.
7.4. Последующий контроль качества осуществляется после завершения контрольного мероприятия путем проверки его результатов. Предметом последующего контроля является:
1) достижение целей проверки, соблюдение сроков, полнота охвата вопросов Программы, соблюдение сроков оформления актов проверки, ревизии, заключений по результатам обследования;
2) обоснованность сделанных в акте проверки, ревизии выводов о наличии нарушений и недостатков, классификация выявленных нарушений и недостатков, достаточность доказательной базы и т.п.
Последующий контроль качества осуществляет начальник Управления или, по его поручению, заместитель начальника Управления.
7.5. Деятельность Управления по осуществлению контроля за соблюдением Федерального закона N 44-ФЗ является объектом контроля для федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Заместитель Мэра УКМО по экономическим вопросам |
О.А.Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.