Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Думы
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 26 ноября 2014 г. N 26-05рД
Порядок
принятия решения об установлении тарифов (цен)
на товары, услуги (работы) муниципальных предприятий
и учреждений Ангарского муниципального образования
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок принятия решения об установлении тарифов (цен) на товары, услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений Ангарского муниципального образования (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом Ангарского муниципального образования.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на муниципальные предприятия и муниципальные учреждения Ангарского муниципального образования, кроме муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в отношении деятельности которых осуществляется государственное регулирование тарифов (цен).
Тарифы (цены) на товары, услуги (работы) изготавливаемые, предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями Ангарского муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения Ангарского муниципального образования, устанавливаются в порядке, предусмотренном настоящим Порядком. Иные тарифы (цены) на товары, услуги (работы) муниципальных предприятий Ангарского муниципального образования устанавливаются муниципальными предприятиями Ангарского муниципального образования, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В случае, если законодательством определен иной порядок установления тарифов (цен), тарифы (цены) на товары, услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений Ангарского муниципального образования устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
а) предприятие (учреждение) - муниципальное предприятие или муниципальное учреждение Ангарского муниципального образования;
б) потребитель - юридическое или физическое лицо, которому предприятием (учреждением) реализуется товар, услуга (работа);
в) регулируемая деятельность - деятельность, в рамках которой расчеты за предоставляемые товары, услуги (работы) осуществляются по ценам (тарифам), устанавливаемым муниципальными правовыми актами администрации Ангарского муниципального образования;
г) расчетный период регулирования тарифов (цен) - календарный год, на который производится расчет тарифов (цен);
д) тарифы (цены) - стоимость единицы услуг (работ). Понятие "тарифы" и "цены" в настоящем Порядке используются как равнозначные;
е) фиксированный тариф (цена) - тариф (цена) твердо установленной величины;
ж) предельный минимальный тариф (цена) - тариф (цена), ограниченный минимальным предельным размером, включающим в себя себестоимость товара, услуги (работы);
з) предельный максимальный тариф (цена) - тариф (цена), ограниченный предельным максимальным размером, включающим в себя себестоимость товара, услуги (работы) и обоснованный уровень рентабельности;
и) рентабельность - процентное соотношение прибыли и себестоимости;
к) прямые затраты - расходы предприятия (учреждения), которые непосредственно связаны с производством и реализацией товара, услуги (работы) и в полном объеме включаются в себестоимость товара, услуги (работы);
л) косвенные (общехозяйственные) расходы - понесенные предприятием (учреждением) расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров, услуг (работ);
м) фактические расходы - документально подтвержденные затраты на производство и реализацию товаров, услуг (работ), выраженные в денежной форме, фактически произведенные в отчетном периоде;
н) калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ) - расчет затрат в денежной форме на производство и реализацию товаров, услуг (работ);
о) отчетная калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ) - калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ), выполненная на основе данных о фактических расходах;
п) экономически обоснованные расходы (затраты) - необходимая валовая выручка на расчетный период регулирования тарифов (цен), включающая в себя документально подтвержденные расходы на осуществление регулируемого вида деятельности, необходимую прибыль и средства для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством;
р) технологическая карта - документация, выполненная в виде карты (листка), содержащая пошаговое описание технологического процесса производства товара, оказания услуг (выполнения работ) с указанием применяемого оборудования (инвентаря), временного режима осуществления операций, используемых трудовых и материальных ресурсов;
с) развитый конкурентный рынок - свободный рынок без входных барьеров и препятствий конкуренции с наличием не менее 5 организаций, производящих аналогичные товары, услуги (работы) на территории Ангарского муниципального образования и в муниципальных образованиях Иркутской области, расположенных в непосредственной территориальной близости к Ангарскому муниципальному образованию;
т) учредитель - администрация Ангарского муниципального образования в лице своих органов в соответствии с муниципальными правовыми актами Ангарского муниципального образования;
у) тарифная комиссия - коллегиальный орган, созданный при администрации Ангарского муниципального образования, вырабатывающий и вносящий предложения мэру Ангарского муниципального образования по установлению тарифов (цен) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений);
ф) рабочий орган тарифной комиссии - отдел по торговле, ценообразованию и тарифам администрации Ангарского муниципального образования;
х) экспертиза - анализ экономической обоснованности тарифов (цен), который проводится с учетом проверки факторов, влияющих на формирование тарифов (цен), а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, предоставляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования тарифов (цен);
ц) заключение - документ, являющийся результатом экспертизы.
2. Общие принципы и методы установления тарифов (цен)
2.1. Основными принципами установления тарифов (цен) являются:
1) баланс экономических и социальных интересов потребителей товаров, услуг (работ), муниципальных предприятий (учреждений) и органов местного самоуправления;
2) компенсация экономически обоснованных расходов предприятий (учреждений) на производство товаров, оказание услуг (выполнение работ) и получение прибыли для реализации планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений), утвержденных в соответствии с законодательством;
3) открытость информации о тарифах (ценах) и о порядке их установления;
4) обязательность ведения предприятиями (учреждениями) раздельного учета объемов производства товаров, оказания услуг (выполнения работ) в натуральном и стоимостном выражении, доходов и расходов по видам деятельности.
2.2. Установление тарифов (цен) осуществляется путем установления фиксированных тарифов (цен), предельных минимальных и (или) предельных максимальных тарифов (цен).
После установления постановлением администрации Ангарского муниципального образования предельных минимальных, предельных максимальных тарифов (цен), их конкретный размер определяется распорядительным документом руководителя предприятия (учреждения).
2.3. При установлении тарифов (цен) могут применяться методы:
2.3.1. Метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Расчет выполняется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для производства и реализации товаров, услуг (работ).
2.3.2. Метод индексации тарифов (цен).
Расчет выполняется с учетом индексов изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации на период регулирования. При применении метода индексации тарифов (цен) индексации подлежат ранее установленные на основе метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы (цены). Индексы применяются к суммам расходов по каждой статье затрат.
2.3.3. Метод аналитического сравнения тарифов (цен).
Расчет выполняется на основании анализа данных о стоимости аналогичных товаров, услуг (работ). Метод аналитического сравнения тарифов (цен) применяется при установлении тарифов (цен) на товары, услуги (работы), по которым существует развитый конкурентный рынок. При анализе за базу сравнения принимается не менее пяти организаций с наиболее низкими тарифами (ценами).
Выбор метода регулирования тарифов (цен) осуществляется рабочим органом тарифной комиссии с учетом предложения предприятия (учреждения).
2.4. Основанием для изменения тарифов (цен) является изменение стоимости потребляемых материальных ресурсов, условий оплаты труда и других факторов, влияющих на изменение себестоимости товаров, работ (услуг), а также уровень инфляции.
2.5. Установленные тарифы (цены) могут быть изменены не ранее, чем через 1 календарный год после их установления.
2.6. Учредитель по обращению предприятия (учреждения) инициирует пересмотр ранее установленных тарифов (цен) до истечения 1 календарного года их действия при наличии следующих оснований:
1) объективное изменение условий деятельности предприятия (учреждения), влияющее на стоимость товаров, услуг (работ):
а) изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов предприятия (учреждения) на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете тарифов (цен) на текущий период регулирования в сопоставимых объемах;
б) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате предприятиями (учреждениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) изменение более чем на 10 процентов ставок коммерческих банков по кредитам с момента вступления тарифов (цен) в действие (при наличии в тарифе (цене) расходов на погашение кредитов по регулируемой деятельности);
2) предписание антимонопольного органа;
3) вступившее в законную силу решение суда в отношении деятельности предприятия (учреждения).
Вопрос о пересмотре ранее установленных тарифов (цен) до истечения 1 календарного года их действия рассматривается мэром Ангарского муниципального образования, с учетом предложений рабочего органа тарифной комиссии, при мотивированном обращении учредителя. При этом срок действия ранее установленных тарифов (цен) не может быть менее трех месяцев.
3. Порядок формирования тарифов (цен) методом экономически обоснованных расходов (затрат)
3.1. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности при расчете себестоимости товаров, услуг (работ) производятся в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений.
3.2. При невозможности расчета тарифов (цен) по общим и специальным нормативам, установленным федеральными нормативными правовыми актами, региональными правовыми актами, муниципальными правовыми актами Ангарского муниципального образования, тарифы (цены) определяются исходя из фактических расходов за прошедший период (не менее квартала), приведенных в соответствие с требованиями законодательства, с учетом прогнозируемого уровня инфляции на расчетный период регулирования и объемов реализации.
3.3. Стоимость всех материальных и сырьевых ресурсов, транспортных расходов, приобретаемых услуг включается в себестоимость товаров, услуг (работ) без налога на добавленную стоимость (в случае если организация является плательщиком НДС). При установлении тарифа (цены) к стоимости ресурсов, транспортных расходов на следующий год применяется прогнозный индекс потребительских цен, индекс цен производителей по отраслям в среднем за год.
3.4. Затраты на оплату труда рассчитываются в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, региональными правовыми актами, муниципальными правовыми актами Ангарского муниципального образования по вопросам регулирования оплаты труда с учетом:
1) численности работников предприятий (учреждений) в пределах нормативной;
2) фактического фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, не превышающего фонда оплаты труда, утвержденного штатным расписанием на период регулирования;
3) прогнозной (установленной) тарифной ставки на расчетный период регулирования.
Нормативная численность работающих для целей установления тарифов (цен) определяется в соответствии с действующими на период расчета отраслевыми методическими рекомендациями, утвержденными федеральными нормативными правовыми актами, региональными правовыми актами, муниципальными правовыми актами Ангарского муниципального образования.
3.5. Сумма амортизации основных средств для расчета тарифов (цен) определяется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, с указанием направлений использования амортизационных отчислений.
3.6. При определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:
1) порядок и источники финансирования ремонта основных средств в соответствии с показателями плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
2) программы проведения ремонтных работ (при их наличии), обеспечивающие надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке руководителем предприятия (учреждения);
3) сметы на текущий (капитальный) ремонт;
4) иные документальные подтверждения планируемых расходов.
3.7. Косвенные (общехозяйственные) расходы включаются в себестоимость товаров услуг (работ) в соответствии с учетной политикой предприятия (учреждения). При отсутствии сведений в учетной политике косвенные (общехозяйственные) расходы включаются в себестоимость товаров услуг (работ) пропорционально:
1) сумме заработной платы основного производственного персонала;
2) сумме прямых затрат.
3.8. Выявленные по данным отчетности не израсходованные по назначению средства по отдельным статьям затрат (при отсутствии объективных причин), учтенные при формировании тарифов (цен) в базовом расчетном периоде, используются при установлении тарифов (цен) в качестве источника покрытия расходов следующего расчетного периода регулирования.
3.9. При расчете тарифов (цен) учитывается величина необходимой прибыли для обеспечения предприятий (учреждений) средствами для финансирования экономически обоснованных расходов по следующим составляющим:
1) расходы на развитие предприятия (учреждения), в том числе на капитальные вложения в рамках показателей плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
2) расходы социального характера, предусмотренные коллективным договором предприятия (учреждения);
3) налоги, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
4) резервный фонд, предусмотренный уставом муниципального предприятия;
5) прочие фонды, предусмотренные уставом предприятия (учреждения).
В расчете необходимой прибыли должны быть указаны конкретные направления ее использования в пределах фондов, определенных уставом предприятия (учреждения). При этом уровень рентабельности тарифа (цены) не должен превышать 25 процентов.
4. Порядок установления тарифов (цен)
4.1. Предприятие (учреждение) представляет в рабочий орган тарифной комиссии следующие документы:
1) согласованное с учредителем Заявление об установлении тарифов (цен) в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) пояснительную записку в произвольной форме, обосновывающую необходимость изменения (установления) тарифов (цен), причины изменения тарифов (цен), содержащую краткий анализ работы предприятия (учреждения) с основными технико-экономическими показателями за прошедший отчетный период, а также ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми произведены расчеты материальных, трудовых и финансовых затрат;
3) копии устава, лицензии с расшифровкой предусмотренных видов деятельности, приказа о назначении руководителя предприятия (учреждения), заверенные подписью руководителя и печатью;
4) данные бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, заверенные подписью руководителя и печатью:
а) по муниципальным предприятиям: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании полученных средств;
б) по муниципальным автономным (бюджетным) учреждениям: баланс муниципального учреждения, отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
в) по муниципальным казенным учреждениям: баланс получателя бюджетных средств, отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств, отчет о финансовых результатах деятельности учреждения.
5) проект тарифов (цен) на расчетный период регулирования тарифов (цен).
6) перечень документов, представленных в рабочий орган тарифной комиссии.
4.2. При установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) помимо документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, предприятие (учреждение) в рабочий орган тарифной комиссии представляет:
1) отчетные калькуляции себестоимости товаров, услуг (работ) за период действия предыдущих тарифов (цен), подписанные руководителем структурного подразделения предприятия (учреждения), ответственного за их составление;
2) копии документов, подтверждающих расходы по статьям затрат: договоры купли-продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), счета-фактуры, платежные поручения, акты выполненных работ, прочие платежные документы;
3) копии форм статистической отчетности, содержащие сведения: о средней списочной численности и среднемесячной заработной плате работников в целом по предприятию (учреждению) и по категориям работников за предшествующий календарный год; о выручке от реализации товаров, услуг (работ); о затратах на производство и реализацию товаров, услуг (работ);
4) экономически обоснованные расчеты плановых тарифов (цен) по видам товаров, услуг (работ) с расшифровкой статей затрат;
5) копии действующих на предприятии (в учреждении) локальных нормативных актов (Положение об оплате труда, Положение о премировании, коллективный договор, штатное расписание, приказ об учетной политике) и другие приказы и решения руководителя предприятия (учреждения) по вопросам ценообразования;
6) документы, подтверждающие право владения (пользования) основными фондами (договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, свидетельства о государственной регистрации прав собственности, хозяйственного ведения (оперативного управления), муниципальные правовые акты Ангарского муниципального образования о передаче объектов в хозяйственное ведение или оперативное управление);
7) расчет прибыли, необходимой для формирования фондов, предусмотренных уставом предприятия (учреждения), с обоснованием по каждой статье расходов;
8) заключение по акту контрольного мероприятия за отчетный год, выполненного органом муниципального внутреннего финансового контроля администрации Ангарского муниципального образования (по запросу рабочего органа тарифной комиссии);
9) технологическую карту производства товара, оказания услуги (выполнения работы), согласованную учредителем (представляется при первичном установлении тарифов (цен) либо при изменении технологии производства).
4.3. При установлении тарифов (цен) методом аналитического сравнения тарифов (цен), помимо документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, предприятие (учреждение) представляет в рабочий орган тарифной комиссии:
1) утвержденные учредителем сметы доходов и расходов, муниципальные задания для учреждения либо их проекты;
2) показатели (планы) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений), утвержденные в соответствии с законодательством;
3) анализ уровня тарифов (цен) других организаций, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования и в муниципальных образованиях Иркутской области, расположенных в непосредственной территориальной близости к Ангарскому муниципальному образованию, на аналогичные услуги.
4.4. При установлении тарифов (цен) методом индексации тарифов (цен) помимо документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, предприятие (учреждение) представляет в рабочий орган тарифной комиссии:
1) утвержденные учредителем сметы доходов и расходов, муниципальные задания для учреждения либо их проекты;
2) показатели (планы) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений), утвержденные в соответствии с законодательством;
4.5. Рабочий орган тарифной комиссии:
1) выполняет проверку представленных предприятием (учреждением) документов на их комплектность и достоверность;
2) выполняет проверку производственно-технологической информации, представляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования цен (тарифов);
3) проводит проверку финансово-экономической информации, представляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования тарифов (цен);
4) проводит экономическую экспертизу представленных расчетных материалов, проверку обоснованности расчетов и дает заключение о правильности формирования цен (тарифов) и целесообразности их установления;
5) в случае включения предприятием (учреждением) в экономически обоснованные расходы затрат, не подтвержденных документами, указанными в пунктах 4.1 - 4.4, запрашивает у предприятия (учреждения) дополнительные документы по обоснованию расчетов тарифов (цен);
6) в случае предоставления предприятием (учреждением) не полного пакета документов назначает срок предоставления недостающих документов, не более 10 рабочих дней.
4.6. Результатом рассмотрения документов рабочим органом тарифной комиссии является заключение. Срок подготовки заключения - 20 рабочих дней с момента поступления документов в рабочий орган тарифной комиссии в полном объеме. При условии запроса рабочим органом тарифной комиссии дополнительной информации - 30 рабочих дней с момента поступления документов в рабочий орган тарифной комиссии в полном объеме.
4.7. Основанием для отказа в установлении тарифов (цен) предприятию (учреждению) являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.1 - 4.4 настоящего Порядка;
2) искажение фактических показателей работы предприятия (учреждения), представленных для обоснования тарифов (цен), выявленных в ходе экспертизы;
3) осуществление расчета себестоимости товаров, услуг (работ) с нарушением требований федеральных, областных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов Ангарского муниципального образования;
4) отсутствие права на осуществление регулируемой деятельности.
Письменный мотивированный отказ за подписью мэра Ангарского муниципального образования направляется рабочим органом тарифной комиссии руководителю предприятия (учреждения) в срок не более 12 рабочих дней с момента поступления документов в рабочий орган тарифной комиссии.
4.8. Тарифной комиссией на основании заключения рабочего органа тарифной комиссии вырабатываются предложения для мэра Ангарского муниципального образования по установлению тарифов (цен) на товары, услуги (работы) муниципальным предприятиям (учреждениям).
Состав, структура и иные вопросы организации и деятельности тарифной комиссии определяются постановлением администрации Ангарского муниципального образования.
Предложение тарифной комиссии для мэра Ангарского муниципального образования по установлению тарифов (цен) оформляется протоколом заседания тарифной комиссии. В 3-дневный срок с момента подписания протокола заседания тарифной комиссии рабочим органом тарифной комиссии готовится проект постановления администрации Ангарского муниципального образования об установлении тарифов (цен) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) и передается вместе с протоколом заседания тарифной комиссии на рассмотрение мэру Ангарского муниципального образования.
Срок для рассмотрения и подписания мэром Ангарского муниципального образования проекта постановления администрации Ангарского муниципального образования об установлении тарифов (цен) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) составляет 2 рабочих дня.
4.9. Постановление администрации Ангарского муниципального образования об установлении тарифов (цен) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение 10 рабочих дней с момента его подписания мэром Ангарского муниципального образования.
4.10. Общий срок рассмотрения заявления и документов предприятия (учреждения) об установлении тарифов (цен) не должен превышать 45 рабочих дней с момента поступления указанных документов в рабочий орган тарифной комиссии.
Председатель Думы |
А.А.Городской |
Мэр |
С.А.Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.