Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Город Ангарск является административным центром Ангарского муниципального образования в соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 105-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" и расположен в юго-западной, наиболее освоенной и экономически развитой части Иркутской области, в излучине рек Ангара и Китой.
Сегодня Ангарск - это:
- почти 10 процентов населения Иркутской области,
- более 5 тысяч организаций различных форм собственности,
- одно из крупнейших муниципальных образований области.
По рейтингу муниципальных образований Иркутской области, составленному в 2013 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат), город Ангарск занимает:
- второе место, по численности работающего населения, уступая городу Иркутску, и по уровню безработицы, уступая городу Бодайбо;
- третье место, уступая городам Иркутску и Братску - по численности постоянно проживающего населения, по выручке от продажи товаров, работ и услуг организаций.
По интегральному показателю отношения качества городской среды к стоимости жизни для горожанина в рейтинге 100 крупнейших городов России, разработанном в 2012 году специалистами Института территориального планирования "Урбаника" и Союзом архитекторов России, Ангарск занимает 43 место.
В генеральном рейтинге привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2012 год, разработанном Российским Союзом Инженеров с целью обеспечения объективной комплексной оценки муниципальных образований Российской Федерации по критериям, определяющим уровень развития большинства значимых сфер жизнедеятельности города, город Ангарск находится на 61 месте из 165, значительно улучшив показатели по сравнению с 2011 годом (в 2011 году - 93 место из 164). Значение генерального индекса привлекательности составило 30 (в 2011 году не превысило и 13).
Основу экономического потенциала территории составляет уникальный комплекс предприятий по производству нефтепродуктов и химическому производству, по производству пищевых продуктов, производству и распределению электроэнергии и воды, предприятий стройиндустрии города Ангарска.
Выгодное экономико-географическое положение, мощный производственный потенциал, обеспеченность природными ресурсами, развитая инфраструктура, финансово-кредитная система, наличие современных средств связи и телекоммуникаций, возможность подготовки высококвалифицированных кадров - характеристики, ранее определявшие высокую инвестиционную привлекательность территории, сегодня уже не гарантируют ей экономический успех.
Несмотря на дифференциацию муниципальных образований Российской Федерации по социально-экономическому положению, проблемы их развития во многом схожи. Территориям приходится жестко конкурировать за инвестиции, информационные потоки, талантливых преподавателей, врачей, менеджеров, туристов, потенциальное население, через рекламу своих проектов и программ добиваться финансирования в органах государственной и региональной власти.
Актуальна проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью территории как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Без эффективной системы управления инвестиционная деятельность носит спонтанный, хаотичный характер, и потому часто с нулевым результатом.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал по городу Ангарску за счет всех источников финансирования составил 25,1 миллиарда рублей, что в 3 раза выше уровня 2012 года. Динамика инвестиций в основной капитал по видам деятельности в действующих ценах приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал по видам деятельности в действующих ценах*
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий всего по городу Ангарску, млн. руб. |
9 919,0 |
7 748,1 |
6 627,0 |
6 962,0 |
8 234,7 |
25 118,1 |
в том числе в % к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Промышленность |
73 |
78 |
80 |
86 |
81 |
96 |
Транспорт |
14 |
7 |
9 |
5 |
11 |
2 |
Строительство |
3 |
6 |
5 |
2 |
3 |
0 |
Другие виды деятельности |
10 |
9 |
6 |
7 |
5 |
2 |
в том числе по источникам финансирования, млн. руб.: |
|
|
|
|
|
|
собственные |
6 502,8 |
6 788,8 |
6 330,9 |
6 377,1 |
7 032,9 |
23 118,7 |
привлеченные |
3 416,2 |
959,3 |
296,1 |
584,9 |
1 201,8 |
1 999,4 |
Инвестиции субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей по городу Ангарску, млн. руб. |
60,7 |
55,8 |
833,3 |
915,8** |
994,6** |
1 050,3** |
Всего инвестиций в основной капитал по городу Ангарску, млн. руб., |
9 979,7 |
7 803,9 |
7 460,3 |
7 877,8 |
9 229,3 |
26 168,4 |
то же в ценах 2010 года |
|
|
7 460,3 |
7 168,2 |
7 732,9 |
20 762,8 |
Доля инвестиций субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в общем объеме инвестиций, % |
0,6 |
0,7 |
11,2 |
11,6 |
10,8 |
4,0 |
* Социально-экономическое положение Ангарского муниципального образования. Стат. Сборник/Иркутскстат.
** Расчетные данные с применением индекса-дефлятора
Существенный рост инвестиций в основной капитал показателен, однако обусловлен он динамичным развитием промышленных предприятий, расположенных на территории города Ангарска.
В 2014 году в основной капитал крупными промышленными предприятиями планируется направить инвестиций в сумме 24,5 миллиарда рублей.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал промышленности, миллионов рублей
N п/п |
Наименование индикатора |
2012 год факт |
2013 год факт |
2014 год план |
2014 год в % к 2013 году |
1 |
ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" |
9 612 |
16 965 |
21 346 |
125,8 |
2 |
ОАО "Ангарский завод полимеров" |
1 812 |
2 867 |
1 833 |
63,9 |
3 |
ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат" |
907 |
637 |
437 |
68,6 |
4 |
ОАО "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" |
11 |
25 |
758 |
в 30 раз |
________________
*По данным предприятий
Основные инвестиционные проекты промышленных предприятий, планируемые к реализации до 2016 года:
- проект "Комплекс гидроочистки дизельного топлива ОАО "Ангарская нефтехимическая компания";
- проекты, направленные на выпуск бензина Евро-3-5 ОАО "Ангарская нефтехимическая компания";
- проект развития ядерного производства ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат";
- проект развития неядерного производства ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат";
- проект развития инфраструктуры, инженерных коммуникаций ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат";
- проекты поддержания и развития производства ОАО "Ангарский завод полимеров";
- проект по строительству установки по производству катализаторов риформинга и изомеризации открытого акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза".
Остальные предприятия в основном планируют техническое перевооружение производства.
Развитие города Ангарска во многом зависит от его инвестиционной привлекательности, удобства ведения бизнеса. Инвестиционная привлекательность города представляет собой уровень удовлетворения ожиданий субъектов инвестиционной деятельности, связанный с возможностью реализации инвестиционных проектов на территории города, и определяется инвестиционным потенциалом городской экономики и состоянием делового климата.
Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал в 3 раза в 2013 году по сравнению с аналогичным показателем 2012 года в сопоставимых ценах, в ежегодных рейтингах 30 лучших городов России для бизнеса, проводимых журналом "Forbes", город Ангарск не попадает в число лидеров.
Кроме того, как видно из таблицы 1, основной объем инвестируемых средств осуществляется в объекты производственного назначения и за счет собственных источников финансирования, что характеризует низкую инвестиционную активность и ограниченную доступность кредитных ресурсов.
Непоследовательность или промедление в принятии необходимых мер по активизации работы администрации города Ангарска в сфере инвестиционной деятельности с целью создания условий для привлечения инвестиций, позволяющих увеличить приток инвестиций в город Ангарск и обеспечить его устойчивое социально-экономическое развитие для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе инновационного развития угрожает безвозвратной утратой значительной части еще сохраняющегося инвестиционного потенциала города.
Низкая инвестиционная активность является общероссийской проблемой. Предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, направление перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития выражено в создании высококонкурентной институциональной среды и обеспечении структурной диверсификации и инновационного развития.
В 2014 году действует ведомственная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Ангарска" на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением администрации города Ангарска от 30.09.2013 N 1701-г (в редакции постановления администрации города Ангарска от 18.03.2014 N 258-г). В рамках программы уже выполнено:
- постановлением администрации города от 23.05.2014 N 656-г утверждено Положение об инвестиционной деятельности в городе Ангарске, осуществляемой в форме капитальных вложений;
- изданы презентационные материалы об инвестиционной привлекательности города Ангарска;
- на электронных инвестиционных площадках в сети Интернет размещена информация об инвестиционной привлекательности города Ангарска;
- на официальном сайте администрации города Ангарска сформирован раздел "Инвестиционная политика";
- сформирована электронная база данных свободных производственных площадей, непрофильных активов предприятий, земельных участков на территории города Ангарска.
Начатую работу необходимо продолжать: разрабатывать систему муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности, создавать четкий механизм взаимодействия с потенциальными инвесторами на основе благоприятных административных условий, повышать инвестиционную активность, создавать элементы инвестиционной инфраструктуры, формировать привлекательный инвестиционный имидж города Ангарска.
К 2017 году город Ангарск должен стать городом-лидером региона по инвестиционной привлекательности и достичь расчетного прогнозного уровня инвестиций в основной капитал 30,8 миллиарда рублей в ценах 2010 года (Программа комплексного социально-экономического развития города Ангарска на 5 лет (2014-2018 годы) (раздел 4.3 "Прогнозные оценки"), утвержденная решением Думы города Ангарска от 04.07.2013 N 121-14гД).
Основные проблемы, ограничивающие развитие инвестиционной деятельности в городе Ангарске, являются:
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
- недостаточный уровень информационной открытости органов местного самоуправления;
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
- недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства;
- слабая развитость инвестиционной инфраструктуры.
Существующие ограничения в вопросах повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата города Ангарска можно решить на основе программно-целевого планирования и межведомственного взаимодействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.