Письмо УФНС России по Иркутской области
от 29 мая 2015 г. N 16-26/008899@
"Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"
УФНС России по Иркутской области направляет сводную информацию по наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам. Материалы следует довести до налогоплательщиков, разместив в электронном виде на "гостевых" компьютерах в инспекциях, а также в оперзалах и (или) местах приема налогоплательщиков.
Советник государственной гражданской | И.А. Лизанец |
Приложение 1
к письму УФНС России по Иркутской области
от 29 мая 2015 г. N 16-26/008899@
Земельный налог
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области. Организация, не согласившись с утвержденной кадастровой стоимостью своего земельного участка, обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах рассмотрения кадастровой стоимости земельных участков. Комиссией вынесено решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего организации. С какой даты организация должна считать земельный налог по новой кадастровой стоимости?
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014) (далее - Закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Согласно ст. 24.20 Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На основании вышеизложенного, в случаях, когда кадастровая стоимость земельных участков, определенная Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп", оспорена в комиссии после 22 июля 2014 года (либо заявление о пересмотре кадастровой стоимости, подано, но не рассмотрено комиссией на вышеуказанную дату), то измененная Решением комиссии кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 1 января 2014 года.
В случае принятия Решения комиссии до 22 июля 2014 года измененная кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 1 января 2015 года.
Налог на добавленную стоимость
Индивидуальный предприниматель на аукционе в рамках приватизации муниципального имущества приобрел объект недвижимости. В договоре купли - продажи стоимость имущества указана без НДС. Должен ли индивидуальный предприниматель в данном случае исчислить налог сверх указанной цены и уплатить его в бюджет?
Действующим законодательством реализация муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, признается операцией, облагаемой НДС, а также установлен специальный порядок уплаты налога в бюджет.
В силу п.п.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны в том числе:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с п.1 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС. Соответственно, бремя уплаты НДС дополнительно к цене товара (работы, услуги) по облагаемой НДС операции всегда несет покупатель.
С учетом изложенного, необходимо обратить внимание на следующее. Реализация на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, вне зависимости от того кто является покупателем этого имущества (индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем) - облагаемая НДС операция.
Соответственно, любое лицо, являющееся покупателем муниципального имущества, несет бремя уплаты НДС. Различным является только порядок уплаты НДС. В том случае, если покупателем муниципального имущества является индивидуальный предприниматель - на него законом возложены обязанности налогового агента по уплате НДС по данной операции. Соответственно, индивидуальный предприниматель, являющийся покупателем муниципального имущества, обязан перечислить стоимость имущества без НДС продавцу, а НДС в качестве налогового агента (за продавца) в федеральный бюджет.
Учитывая вышеизложенные нормы НК РФ, при приобретении муниципального имущества, цена которого сформирована по итогам аукциона и отражена в договоре без учета НДС, налоговая база по НДС должна быть определена налоговым агентом как указанная в договоре стоимость имущества без НДС, увеличенная на 18 %, и к такой базе применяется расчетная ставка 18/118 процентов. Правомерность этого порядка подтверждается арбитражной практикой, в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 N 307-ЭС14-162, А26-5213/2013.
В том случае, если покупателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на самого продавца такого имущества (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16055/11). Соответственно, покупатель - физическое лицо должен перечислить всю стоимость имущества с учетом НДС продавцу, а продавец, в свою очередь, должен перечислить соответствующую сумму НДС в федеральный бюджет. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством все покупатели муниципального имущества, в части несения бремени уплаты НДС, находятся в равных условиях.
По смыслу положений п.п. 1 и 4 ст.168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце.
Общепризнанной в правоприменительной практике является позиция о том, что в том случае, когда в договоре не отражено, определена ли цена договора с НДС или без учета НДС, при определении налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества покупатель как налоговый агент должен исходить из того, что подлежащий выплате продавцу доход уже включает в себя НДС (Постановление Президиума ВАС России от 18.09.2012 N 3139/12, пункт 17 Постановления ВАС России от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", письмо Минфина России от 19.10.2009 N 03-07-15/147). Однако в тех случаях, когда условия договоров купли-продажи муниципального имущества о цене содержат прямое указание на то, что цена определена без учета НДС, покупатель обязан нести бремя уплаты НДС дополнительно к цене независимо от наличия в договоре соответствующего условия (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 7090/10 по делу N А05-18763/2009, пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС России от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"). Ни органы муниципальной власти (в тех случаях, когда покупателями являются физические лица), ни индивидуальные предприниматели не освобождаются в этом случае от обязанности по перечислению в федеральный бюджет суммы НДС, рассчитанной "сверх" цены договора.
Налог на доходы физических лиц
Между супругами заключен договор дарения на недвижимое имущество, впоследствии между родными сестрами заключен договор дарения того же имущества. В какой форме необходимо уведомить налоговый орган о дарении имущества между близкими родственниками, чтобы избежать налогообложения?
В соответствии с п.18.1 ст.217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В силу действия п.1 ст.229 и пп.7 п.1 ст.228 НК РФ налоговая декларация представляется физическими лицами, получившими от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п.18.1 ст.217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Таким образом, налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию, а также иные документы и заявления при получении доходов, полученных в порядке дарения от членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ, при отсутствии иных доходов, подлежащих декларированию.
Документы, подтверждающие наличие семейных или близкородственных отношений, могут запрашиваться налоговыми органами у одаряемого физического лица при осуществлении мероприятий налогового контроля (в случае, если в налоговом органе имеется информация о факте получения физическим лицом дохода в виде дарения и отсутствует информация о том, что даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками). В качестве подтверждающих документов могут быть представлены копия свидетельства о заключении брака, копии свидетельств о рождении физического лица и родной сестры.
Физическое лицо является участником организации с размером доли 60 процентов. При выходе из состава учредителей как будет рассчитываться налог на доходы, если физическому лицу в качестве выплаты действительной стоимости его доли будут выделены доли (в размере 60 %) в праве собственности на объекты недвижимого имущества организации?
Согласно п.6.1 ст.23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае выхода участника общества из общества в соответствии со ст.26 указанного Федерального закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества - действительную стоимость оплаченной части доли. Статьей 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
Таким образом, при выходе участника из общества выплаченная ему действительная стоимость доли подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст.226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ. Указанные организации являются налоговыми агентами.
Поскольку доход налогоплательщика в виде действительной стоимости доли, полученный при его выходе из общества, не относится к доходам, предусмотренным указанными статьями НК РФ, в отношении таких доходов налогоплательщика организация является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке с полной суммы выплаченного дохода, а также представить соответствующие сведения в налоговый орган.
В том случае, если подлежащая уплате сумма налога не была удержана налоговым агентом, исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с положениями ст.228 НК РФ на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по окончании налогового периода, в котором был получен доход. Учитывая вышеизложенное, в случае при выходе из общества полученная физическим лицом в натуре действительная стоимость доли подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы полученного дохода. При этом действительная стоимость доли должна быть определена на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества.
Задолженность по налоговым платежам.
Зачет (возврат) излишне уплаченного налога
Организация ошибочно уплатила налог на доходы физических лиц и обратилась в налоговый орган с заявлением о его возврате на расчетный счет. Правомерно ли налоговым органом вынесен отказ по причине непредставления организацией оригиналов Справок о доходах физических лиц (форма N 2-НДФЛ)?
Согласно ст.3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
В соответствии со ст.32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговые агенты согласно п.6 ст.226 НК РФ обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. При этом п.9 ст.226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. В ситуации излишнего перечисления налога налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, не являющейся налогом на доходы физических лиц и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пп.5 п.1 ст.21, п.2 ст.24 НК РФ налоговые агенты имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов. Пунктами 2, 6 ст.78 НК РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления и при отсутствии у него недоимки по другим налогам и задолженности по иным обязательным платежам в бюджет.
В соответствии с п.14 ст.78 НК РФ правила, установленные указанной статьей, распространяются на налоговых агентов. Следует отметить, что НДФЛ имеет свою специфику, которая заключается в отсутствии возможности налоговому органу установить на основании сведений 2-НДФЛ наличие переплаты по налогу. В этой связи, налоговый агент для возврата излишне перечисленного в бюджет налога должен документально подтвердить первичными бухгалтерскими документами наличие факта переплаты по НДФЛ. При этом НК РФ не установлен конкретный перечень документов, которые подтверждают факт перечисления НДФЛ в размере большем, чем удержано с физических лиц.
В случае если налоговый агент обращается за возвратом переплаты по НДФЛ, возникшей в налоговом периоде, за который еще не представлены сведения 2-НДФЛ, то с заявлением о возврате следует представить сформированные за этот период справки. Если такие сведения в порядке ст.230 НК РФ были представлены в налоговый орган, то повторно с заявлением их представлять не нужно. Кроме того, следует представить бухгалтерские справки о суммах начисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ, расчетные ведомости, отражающие все облагаемые доходы и суммы начисленного НДФЛ, оборотно-сальдовые ведомости по счету 68, содержащие сводные суммы начисленного и перечисленного НДФЛ.
Исходя из изложенного, обществу следует повторно направить в Инспекцию заявление о возврате переплаты и представить вышеуказанные документы.
Государственная регистрация и учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Возможно ли произвести отмену решения регистрирующего органа об исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с непредставлением налоговой и бухгалтерской отчетности в течение календарного года?
Основанием для принятия решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) организации послужил факт непредставления в течение 12 месяцев, предшествующих дню принятия решения, налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие движения денежных средств по расчетному счету. В соответствии со ст.21.1. Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законом.
Согласно п.п. 2 - 4 данной статьи Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В связи с тем, что заявления от организации либо ее кредиторов в регистрирующий орган не поступили, в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа.
В соответствии с п.8 ст.22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Для этого, заинтересованным лицам следует обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд с соответствующим заявлением об отмене исключения организации из ЕГРЮЛ в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Физическое лицо планирует осуществлять предпринимательскую деятельность по торговле через Интернет программными продуктами собственного производства. В какой форме следует зарегистрироваться: ИП или ООО?
Согласно ст.18 ГК РФ граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом в соответствии с п.1 ст.23 ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, т.е. преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами после их регистрации в установленном порядке.
Обязанности налогоплательщиков, зарегистрированных в установленном порядке, определены ст.23 НК РФ.
Дополнительно сообщаем, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации юридического лица при создании, документы, предусмотренные ст.ст. 12, 22.1 Закона N 129-ФЗ, необходимо представить в Межрайонную ИФНС России N 17 по Иркутской области, являющуюся Единым регистрационным центром (далее - ЕРЦ) на территории Иркутской области и осуществляющую функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на подведомственной территории (Советская ул., 55 д., Иркутск г., 664007).
Также документы могут быть представлены в следующие налоговые органы, наделенные правом приема/выдачи документов по государственной регистрации: ИФНС России по Центральному округу г.Братска, Межрайонные ИФНС России N N 6, 9, 13 и 15 по Иркутской области.
Кроме того, воспользовавшись электронным сервисом ФНС России "Онлайн запись на прием в инспекцию", заявитель может спланировать свое посещение ЕРЦ и записаться в удобное для него время (в течение 14 дней) для получения консультации, подачи документов на государственную регистрацию.
В настоящее время порядок представления документов при государственной регистрации установлен ст.9 Закона N 129-ФЗ, согласно которой документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Возможность подачи документов в электронной форме реализована через сервис "Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Направление указанных документов осуществляется:
- юридическими лицами и физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и имеющими электронную подпись (ЭП) самостоятельно,
- юридическими лицами и физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющими электронную подпись (ЭП) с участием нотариусов, имеющих электронную подпись (ЭП),
- физическими лицами, желающими зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, возможно в интерактивном режиме через сеть Интернет, в том числе при помощи мобильных устройств iPad и iPhone.
Online-сервис "Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Электронные сервисы". Данный online-сервис включает в себя также и программы для подготовки документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: заявлений, уведомлений и сообщений.
Там же можно ознакомиться с ходом рассмотрения регистрирующим органом представленных документов, а также получить документы, подготовленные регистрирующим органом в электронном виде. Сформированные регистрирующим органом в электронном виде документы будут также направлены заявителю по адресу электронной почты, указанному им при направлении документов. Документы на бумажном носителе выдаются регистрирующим органом по запросу заявителя.
Как сняться с учета в качества индивидуального предпринимателя?
В соответствии с п.1 ст.22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Если в представленном пакете документов будет отсутствовать какой-либо из перечисленных документов или в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области, не будут представлены сведения в соответствии с п.п. 1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.06.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Единый регистрационный центр вправе принять решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности, физическому лицу необходимо:
- в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представить сведения в соответствии с п.п. 1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
- в Межрайонную ИФНС России N 17 по Иркутской области, являющуюся Единым регистрационным центром на территории Иркутской области и осуществляющую функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на подведомственной территории (664007, г.Иркутск, ул. Советская, д. 55), представить документы, предусмотренные статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ, а именно: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", документ об уплате государственной пошлины (160 рублей).
Также, документы могут быть представлены в следующие налоговые органы, наделенные правом приема/выдачи документов по государственной регистрации: ИФНС России по Центральному округу г.Братска, Межрайонные ИФНС России N 6, 9, 13 и 15 по Иркутской области.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Необходимое для государственной регистрации заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении, не требуется в случае:
- представления документов непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- представления документов через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Реквизиты для оплаты государственной пошлины:
Наименование получателя платежа:
УФК по Иркутской области (МИФНС России N 16 по Иркутской области)
ИНН: 3808185774 Счет: 40101810900000010001
Наименование банка: Отделение Иркутск
БИК: 042520001КПП: 384901001
Код бюджетной классификации: 182 1 08 07010 01 1000 110
Наименование платежа: оплата за государственную регистрацию прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по Иркутской области от 29 мая 2015 г. N 16-26/008899@ "Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"
Текст письма официально опубликован не был