Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Правительства
Иркутской области
от 12 ноября 2015 г. N 565-ПП
"Приложение 4.1
к государственной программе
Иркутской области
"Труд и занятость" на 2014 - 2018 годы
Паспорт
подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в
Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
на 2016 - 2018 годы государственной программы Иркутской области
"Труд и занятость" на 2014 - 2018 годы
(далее - подпрограмма, государственная программа)
Наименование государственной программы |
Государственная программа Иркутской области "Труд и занятость" на 2014 - 2018 годы |
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2018 годы |
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию подпрограммы |
Министерство труда и занятости Иркутской области |
Участники подпрограммы |
Министерство труда и занятости Иркутской области Министерство здравоохранения Иркутской области Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Министерство образования Иркутской области Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
Цель подпрограммы |
Стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники) |
Задачи подпрограммы |
1. Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Иркутской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество. 2. Создание условий для получения участниками Государственной программы и членами их семей услуг по изучению русского языка. 3. Усиление дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, а также членам их семей. 4. Создание условий участникам Государственной программы и членам их семей по подготовке специалистов в сфере здравоохранения. 5. Увеличение миграционного притока населения. 6. Создание условий для строительства доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев |
Сроки реализации подпрограммы |
2016 - 2018 годы |
Целевые показатели подпрограммы |
1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Иркутскую область и поставленных на учет в УФМС России по Иркутской области. 2. Доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей. 3. Доля расходов бюджета Иркутской области на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Иркутской области на реализацию указанных мероприятий |
Перечень основных мероприятий подпрограммы |
1. Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Иркутской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество. 2. Создание условий для получения участниками Государственной программы и членами их семей услуг по изучению русского языка. 3. Усиление дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, а также членам их семей. 4. Создание условий участникам Государственной программы и членам их семей по подготовке специалистов в сфере здравоохранения. 5. Увеличение миграционного притока населения. 6. Создание условий для строительства доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев |
Перечень ведомственных целевых программ, входящих в состав подпрограммы |
Не имеется |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Объем финансирования за весь период реализации мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета Иркутской области составляет 2764,8 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 921,6 тыс. рублей; 2017 год - 921,6 тыс. рублей; 2018 год - 921,6 тыс. рублей. Объемы финансирования подпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета Иркутской области на соответствующий финансовый год исходя из возможностей бюджета Иркутской области и затрат, необходимых для реализации подпрограммы. На реализацию мероприятий подпрограммы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Иркутской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Федеральной миграционной службой и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области о предоставлении субсидии |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Иркутскую область и поставленных на учет в УФМС России по Иркутской области, составит не менее 2205 человек. 2. Доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 60%. 3. Доля расходов бюджета Иркутской области на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Иркутской области на реализацию указанных мероприятий составит не менее 70% |
Раздел 1.
Цель и задачи подпрограммы, целевые показатели подпрограммы, сроки реализации
Необходимость разработки и реализации подпрограммы обусловлена демографической ситуацией, сложившейся в Иркутской области.
В течение длительного периода в Иркутской области наблюдается тенденция ежегодного сокращения численности населения, миграционный отток населения, усиливается процесс демографического "старения населения". По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат) за последние 3 года с 1 января 2013 года по 1 января 2015 года число жителей Приангарья сократилось с 2422 тыс. человек до 2414,9 тыс. человек, снижение составило 0,3% (7,1 тыс. человек).
Анализ возрастного состава населения Иркутской области свидетельствует о "старении населения" региона, что ведет к увеличению демографической нагрузки на работающее население. Так, за период 2012 - 2014 годов уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9 процентных пункта, трудоспособного возраста - на 1,9 процентных пункта и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 0,9 процентных пункта. На начало 2014 года в Иркутской области удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 20,2% в общей численности населения, лиц трудоспособного возраста - 58,7%, лиц старше трудоспособного возраста - 21%. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста на 4,1%.
Наблюдаемый с 2008 года естественный прирост населения недостаточен не только для расширенного, но даже для простого воспроизводства населения.
В 2014 году в Иркутской области родилось 36,9 тыс. детей, при этом число умерших составило 33,1 тыс. человек. В результате превышения числа родившихся над числом умерших естественный прирост населения Иркутской области в 2014 году составил 3,7 тыс. человек (для сравнения в 2013 году - 4,9 тыс. человек).
Миграционный отток населения также ведет к дефициту трудовых ресурсов региона.
В Иркутской области происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Суммарные миграционные потери Иркутской области за 2012 - 2014 годы составили 23 тыс. человек. В 2014 году миграционная убыль населения составила 7,2 тыс. человек. Из числа выехавших в 2014 году за пределы Иркутской области 42,5% выехали в другие регионы страны, преимущественно в Центральный федеральный округ, 2,8% - в другие страны. При этом, 74,5% составляли лица трудоспособного возраста. Из числа выехавшего населения в возрасте 14 лет и старше 28,3% имели высшее образование, 25,9% - среднее профессиональное образование.
В ближайшей перспективе ожидается дальнейшее сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, которое является основным источником формирования трудовых ресурсов, а также миграционная убыль населения.
В условиях экономических преобразований трудовая миграция занимает важное место в формировании численности трудоспособного населения, оказывая существенное влияние на предложение рабочей силы на региональном рынке труда.
На 2015 год размер квоты на привлечение иностранных работников на территорию Иркутской области утвержден в количестве 9 тыс. человек (из стран дальнего зарубежья). В рамках квоты 2015 года основная доля иностранных работников планирует осуществлять трудовую деятельность в строительной отрасли - 89%, лесном комплексе - 6%, промышленности - 3%, торговле и общественном питании - 2%.
В целях обеспечения приоритетного права на трудоустройство российских граждан в Иркутской области проводится работа по оптимизации численности иностранных работников и их замещению местными трудовыми ресурсами, ежегодно снижается размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по Иркутской области. В дальнейшем также планируется сокращение квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Иркутской области по тем специальностям, по которым имеется возможность замещения рабочих мест за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки безработных граждан по востребованным специальностям, привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации.
Наблюдаемые изменения демографической ситуации в Иркутской области сдерживают социально-экономическое развитие региона из-за невозможности полного удовлетворения возрастающей потребности организаций Иркутской области в квалифицированных кадрах. В данных условиях дефицит трудовых ресурсов планируется преодолевать за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Иркутскую область.
Таблица 1
Оценка готовности Иркутской области к приему участников Государственной программы в период с 2016 по 2018 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Общая численность населения на начало года |
тыс. человек |
2424,4 |
2422 |
2418,3 |
2. |
Естественный прирост населения |
человек |
4916 |
4875 |
3729 |
3. |
Миграционная убыль населения |
человек |
-7245 |
-8553 |
-7164 |
4. |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
% |
60,6 |
59,7 |
58,7 |
5. |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
% |
77,4 |
78,5 |
78,8 |
6. |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) |
человек |
97,8 |
104,4 |
109,7 |
7. |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) |
% |
7,8 |
8,3 |
8,8 |
8. |
Численность граждан, признанных безработными органами занятости населения (на конец года) |
человек |
19,7 |
18,3 |
16,1 |
9. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
10. |
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
человек |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
11. |
Численность привлеченных иностранных работников |
человек |
77053 |
63419 |
63015 |
12. |
Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) |
рублей |
6370 |
7067 |
8321 |
13. |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
кв. м |
22,1 |
22,3 |
нет данных |
14. |
Количество постоянного жилья для приема переселенцев |
кв. м |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
15. |
Количество временного жилья для приема переселенцев |
кв. м |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
16. |
Количество мест в организациях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
мест |
988 |
990 |
964 |
17. |
Бюджетные доходы, всего |
млн. рублей |
99134 |
92275 |
99131,1 |
18. |
Бюджетные расходы, всего |
млн. рублей |
92898,4 |
107473,2 |
110022,8 |
Несмотря на имеющийся в Иркутской области резерв рабочей силы в виде незанятого населения (около 8 - 9% от экономически активного населения), ситуация на рынке труда Иркутской области остается достаточно сложной, поскольку на региональном рынке труда существует структурный дисбаланс спроса и предложения.
По данным Иркутскстата численность трудовых ресурсов Иркутской области в 2013 году составила 1552,3 тыс. человек или 64,2% в общей численности населения Иркутской области, из них наибольший удельный вес приходится на численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - 89 % (1381 тыс. человек).
Численность занятых в экономике Иркутской области в 2013 году составила 1135 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в 2012 году. Наибольшее снижение численности занятых в основном отмечено в организациях обрабатывающих производств, образования. Положительная тенденция наблюдается большей частью в организациях добывающей отрасли и оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Общая численность безработных в Иркутской области (по методологии Международной организации труда) в 2014 году составила 109,7 тыс. человек, что на 5 % больше аналогичного показателя за 2013 год.
Численность зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2015 года в Иркутской области составила 16,1 тыс. человек, что на 11,7% меньше соответствующего периода 2014 года.
Уровень зарегистрированной безработицы в Иркутской области на 1 января 2015 года по сравнению с аналогичным показателем 2014 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил 1,3% от численности экономически активного населения.
В Сибирском федеральном округе по состоянию на 1 января 2015 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5%, в Российской Федерации - 1,2%.
Среди безработных граждан женщины составляют 43,1% (на 1 января 2014 года - 56,1%), молодежь в возрасте 16-29 лет - 27,4% (на 1 января 2014 года - 28,7%). На долю безработных граждан проживающих в городах приходится 73,6%, сельской местности - 26,4% (на 1 января 2014 года соответственно 61,1% и 38,9%).
Рынок труда Иркутской области характеризуется устойчивым ростом количества вакансий, заявляемых работодателями в органы занятости населения. Так, если в начале 2014 года в органы занятости населения организации Иркутской области подали сведения о наличии 32,1 тыс. вакансий, то на начало 2015 года - 57,2 тыс. вакансий, из которых по рабочим профессиям - 51,3 тыс. вакансий или 89,7 % от общего числа заявленных вакансий.
Исходя из сведений, подаваемых организациями о вакантных должностях, наиболее востребованными (многочисленными) для замещения свободных рабочих мест являются вакансии рабочих строительных профессий (каменщики, бетонщики, плотники, штукатуры, маляры), лесной отрасли (заточники, наладчики и станочники деревообрабатывающих станков).
Среди профессий служащих у работодателей преобладает спрос на специалистов высокой квалификации, имеющих опыт работы - это, прежде всего, инженеры, бухгалтеры, врачи. Пользуются спросом также медицинские сестры, воспитатели детских садов, учителя.
В результате превышения количества предлагаемых вакансий над числом зарегистрированных безработных наблюдается снижение напряженности на региональном рынке труда. Если на начало 2014 года в Иркутской области на одно свободное место претендовало 0,8 человека, не занятых трудовой деятельностью, то на начало 2015 года - 0,4 человека, не занятых трудовой деятельностью.
Таким образом, на рынке труда Иркутской области наблюдается следующая ситуация: несмотря на большое количество заявленных организациями Иркутской области вакансий, эффективный баланс спроса и предложения на рынке труда пока не достигнут. В то время как на регистрируемом региональном рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии (около 89,7% заявленных вакансий), лишь 41% обратившихся в органы занятости населения имеют рабочие профессии.
Для трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей работодателями территории вселения предлагаются вакансии по востребованным профессиям и специальностям. Возможно самостоятельное трудоустройство участников Государственной программы и членов их семей, прибывающих на территорию вселения, в соответствии с действующим законодательством.
В целях развития регионального рынка труда в Иркутской области реализуется комплекс мероприятий по содействию занятости населения, в том числе действуют ведомственные целевые программы: "Содействие занятости населения Иркутской области" на 2014 - 2018 годы", "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места в Иркутской области" на 2014 - 2018 годы, "Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области" в 2014 - 2018 годах.
Соотечественники, переселившиеся в Иркутскую область и признанные в установленном порядке безработными, могут получить в органах занятости населения государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение по направлению органов занятости населения, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Подробная информация по оказанию услуг в сфере содействия занятости, а также областной банк данных вакансий для граждан, желающих трудоустроиться в Иркутской области, в том числе в сельской местности, с указанием адресов организаций, перечня профессий, характеристик жилищно-бытовых условий, размещены на сайте министерства труда и занятости Иркутской области: www.irkzan.ru.
Кроме того, участники Государственной программы или члены их семей - специалисты в сфере здравоохранения могут пройти профессиональное обучение, в том числе в профессиональных государственных образовательных организациях с полной компенсацией финансовых затрат на обучение и транспортные расходы. Решение о профессиональном обучении принимается в индивидуальном порядке.
Уполномоченный орган по организации профессионального обучения специалистов в сфере здравоохранения, в том числе в профессиональных государственных образовательных организациях, является министерство здравоохранения Иркутской области: г.Иркутск, ул. Карла Маркса, 29, тел. (3952) 24-28-80.#
Иркутская область - один из наиболее экономически развитых районов на востоке Российской Федерации. Ее называют энергетическим и индустриальным центром Восточной Сибири.
В Иркутской области представлены предприятия сферы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, золотодобычи, химического производства, нефтехимии, лесопереработки, целлюлозно-бумажного производства, алюминиевой промышленности, машиностроения и др., участвующие в реализации различных инвестиционных проектов, оказывающих влияние на изменение спроса на рабочую силу. Ключевыми предприятиями, расположенными в Иркутской области, являются ОАО "Верхнечонскнефтегаз", ЗАО "ЗДК "Лензолото", ОАО "Саянскхимпласт", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", филиалы в г.Братске и г.Усть-Илимске ОАО "Группа "Илим", ОАО "РУСАЛ Братск", ОАО "СУАЛ" филиал "ИркАЗ СУАЛ", ОАО "Иркутский авиационный завод" и др.
На долю сельскохозяйственного сектора приходится 5,5% валового регионального продукта. Крупные сельскохозяйственные комплексы, располагающие собственной сырьевой базой, кроме сельхозпродукции, выпускают промышленные товары, пищевые продукты широкого ассортимента. К таким предприятиям относятся СХПК "Усольский свинокомплекс", СХ ОАО "Белореченское", ЗАО "Ангарская птицефабрика", СХ ЗАО "Приморский", СПК "Окинский", ООО "Саянский бройлер".
Иркутская область имеет широко развитую социальную инфраструктуру.
Система образования Иркутской области представлена образовательными организациями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы, включая основные и дополнительные.
Система дошкольного образования Иркутской области представлена детскими садами общеразвивающего назначения, с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений в развитии ребенка, комбинированного и компенсирующего видов, что позволяет учитывать социальный заказ общества на воспитание, обучение и развитие детей.
В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный потенциал. Он включает 9 академических институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.
Описание территории вселения представлено в приложении 3 к подпрограмме.
Решение вопросов жилищного обустройства участников Государственной программы осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.
Для временного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей предусмотрена возможность размещения в гостиницах или найм жилья (оплата осуществляется за счет средств участника Государственной программы).
В Иркутской области имеется возможность найма жилья через агентства недвижимости.
Стоимость аренды жилья в месяц в муниципальном образовании Иркутской области в среднем может составлять:
1-комнатная квартира 8000 - 11000 рублей;
2-комнатная квартира 9000 - 16000 рублей;
3-комнатная квартира 15000 рублей и выше.
Участники Государственной программы и члены их семей могут приобрести жилье за счет собственных средств.
Средняя стоимость квартиры в Иркутской области составляет на первичном рынке жилья - 48,4 тыс. рублей за 1 кв. м, на вторичном - 43,6 тыс. рублей за 1 кв. м.
После получения гражданства Российской Федерации приобретение жилья возможно на условиях ипотечного кредитования.
Кроме того, участники Государственной программы и члены их семей, получив гражданство Российской Федерации, могут стать участниками региональных программ по улучшению жилищных условий при соблюдении установленных критериев отбора для участия в них.
1. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года N 568-пп.
2. Подпрограмма "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 443-пп и т.д.
При переселении соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Иркутскую область могут возникнуть определенные риски, связанные со срывом планируемого трудоустройства, с временным размещением и обустройством, с интеграцией соотечественников в социальную структуру территории вселения (подробная информация о возможных рисках и мероприятиях по их снижению представлена в разделе 6 "Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы").
Целью подпрограммы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Иркутскую область соотечественников.
Для достижения поставленной цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
закрепление переселившихся участников Государственной программы в Иркутской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;
создание условий для получения участниками Государственной программы и членами их семей услуг по изучению русского языка;
усиление дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, а также членам их семей;
создание условий участникам Государственной программы и членам их семей по подготовке специалистов в сфере здравоохранения;
увеличение миграционного притока населения;
создание условий для строительства доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев.
Для проверки и подтверждения достижения цели и решения задач подпрограммы определены целевые показатели реализации подпрограммы:
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Иркутскую область и поставленных на учет в УФМС России по Иркутской области;
доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей;
доля расходов бюджета Иркутской области на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Иркутской области на реализацию указанных мероприятий.
Сведения о составе и значениях целевых показателей подпрограммы представлены в приложении 5 к государственной программе.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
привлечение 2205 участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Иркутскую область и поставленных на учет в УФМС России по Иркутской области;
обеспечение доли трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей не менее 60%;
обеспечение доли расходов бюджета Иркутской области на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Иркутской области на реализацию указанных мероприятий не менее 70%.
Срок реализации подпрограммы: 2016 - 2018 годы.
Раздел 2.
Ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы
Для достижения цели и решения поставленных в подпрограмме задач необходима реализация определенного комплекса мероприятий. В рамках реализации подпрограммы предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий.
Основное мероприятие 1. "Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Иркутской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество".
1.1. Содействие трудоустройству и занятости участников Государственной программы и членов их семей. Предоставление данной услуги осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Иркутской области.
1.2. Предоставление частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья. Данная мера поможет участникам Государственной программы оплатить стоимость временного проживания на первоначальном этапе их обустройства в Иркутской области.
1.3. Участие во всероссийских мероприятиях по вопросам реализации Государственной программы.
Основное мероприятие 2. "Создание условий для получения участниками Государственной программы и членами их семей услуг по изучению русского языка": предоставление услуг по изучению русского языка.
Основное мероприятие 3. "Усиление дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, а также членам их семей": предоставление дополнительных мер социальной поддержки: адресная материальная помощь, детские пособия, льготное лекарственное обеспечение реабилитированным и труженикам тыла (в соответствии с действующим законодательством).
Основное мероприятие 4. "Создание условий участникам Государственной программы и членам их семей по подготовке специалистов в сфере здравоохранения": организация подготовки специалистов в сфере здравоохранения, в том числе в профессиональных государственных образовательных организациях с полной компенсацией финансовых затрат на обучение и транспортные расходы.
В соответствии с действующим законодательством медицинский работник не имеет права работать без сертификата, который обновляется не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Подготовка и организация специализации медицинских работников - участников Государственной программы и членов их семей за счет средств подпрограммы необходимы для того, чтобы иностранный гражданин мог обновить имеющиеся теоретические и практические знания. Подготовка способствует адаптации иностранных специалистов к условиям трудовой деятельности в Российской Федерации.
Кроме того, подготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
4.2. Оказание медицинской помощи участникам Государственной программы и членам их семей в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области на соответствующий год (далее - Территориальная программа).
В частности, в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 186, иностранным гражданам бесплатно оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях, иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Согласно Территориальной программе финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам, в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую Программу обязательного медицинского страхования, включается в средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Оказание медицинской помощи участникам Государственной программы и членам их семей в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области на соответствующий год.
Основное мероприятие 5. "Увеличение миграционного притока населения".
5.1. Организация и проведение презентаций подпрограммы за рубежом.
5.2. Подготовка и обеспечение выпуска книг, брошюр, буклетов, дисков с информацией о подпрограмме и ее территории вселения.
Основное мероприятие 6. "Создание условий для строительства доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев": строительство доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме и приложении 6 к государственной программе.
Раздел 3.
Меры государственного регулирования, направленные на
достижение цели и задач подпрограммы
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, ответственным за реализацию Государственной программы, является министерство труда и занятости Иркутской области (далее - уполномоченный орган).
Главными распорядителями средств областного бюджета, участвующими в реализации основных мероприятий подпрограммы, являются следующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области:
министерство труда и занятости Иркутской области;
министерство здравоохранения Иркутской области;
министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
министерство образования Иркутской области;
министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Реализация подпрограммы в муниципальных образованиях Иркутской области осуществляется с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Исполнители программных мероприятий и процедур по взаимодействию с участниками Государственной программы и членами их семей, предусмотренных подпрограммой, представляют в уполномоченный орган отчеты о ходе выполнения и финансирования мероприятий подпрограммы и аналитическую записку о реализации подпрограммы в порядке и сроки, установленные законодательством.
Уполномоченный орган на основе предоставленной информации формирует ежегодный отчет об исполнении подпрограммы и предоставляет его в министерство экономического развития Иркутской области для подготовки годового отчета о ходе реализации программ на территории Иркутской области, в Правительство Иркутской области.
Достижение поставленной цели и задач подпрограммы обеспечивается путем выполнения предусмотренных подпрограммой мероприятий, а также разработки нормативных правовых актов и методических рекомендаций, определяющих конкретные меры по содействию участникам Государственной программы и членам их семей в трудоустройстве и обустройстве на территории Иркутской области. Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Иркутской областью в целях реализации подпрограммы, представлен в приложении 2 к подпрограмме.
Информация о ходе выполнения мероприятий подпрограммы в установленном порядке заслушивается на заседаниях межведомственной комиссии по вопросам оказания содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - межведомственная комиссия).
По результатам выполнения мероприятий подпрограммы межведомственная комиссия принимает решения о необходимости корректировки подпрограммы и нормативных правовых актов, необходимых для ее реализации, путем внесения в них соответствующих изменений, в том числе с учетом изменений действующего законодательства.
Реализация подпрограммы осуществляется исполнительными органами государственной власти Иркутской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Текст подпрограммы размещен на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.irkzan.ru).
Раздел 4.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий подпрограммы осуществляется на основании соглашения между Федеральной миграционной службой и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, включенной в Государственную программу.
Объемы финансирования подпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета Иркутской области на соответствующий финансовый год исходя из возможностей бюджета Иркутской области и затрат, необходимых для реализации подпрограммы.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования представлено в приложении 8 к государственной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования представлена в приложении 9 к государственной программе.
Раздел 5.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета
На реализацию мероприятий подпрограммы планируется привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Иркутской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Федеральной миграционной службой и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области о предоставлении субсидии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 852 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и ежегодных распоряжений Правительства Российской Федерации о распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по итогам реализации в прошлом году региональных программ переселения, направленных на выполнение Государственной программы.
Раздел 6.
Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в соответствии с установленными целевыми показателями реализации подпрограммы.
Планируемая эффективность реализации подпрограммы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- планируемая эффективность хода реализации отдельного направления подпрограммы (процентов), характеризуемого n-м показателем;
- фактическое значение n-го показателя, характеризующего реализацию подпрограммы;
- плановое значение n-го показателя;
- номер показателя подпрограммы.
Интегральная оценка эффективности реализации подпрограммы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации подпрограммы (процентов);
- количество показателей подпрограммы.
Интерпретация значения показателя E |
Значения показателя E |
Подпрограмма эффективна |
100% и более |
Подпрограмма частично эффективна |
от 90% до 100% |
Подпрограмма неэффективна |
менее 90% |
При реализации подпрограммы могут возникнуть определенные социально-экономические риски:
отказ работодателя от найма участника Государственной программы после его переезда в Иркутскую область;
несоответствие (неполное соответствие) квалификации соотечественника требованиям работодателя;
сложности с наймом и оплатой временного жилья;
возрастание нагрузки на бюджетную систему, связанной с реализацией мероприятий подпрограммы;
рост межнациональной напряженности;
обособление соотечественников, создание этносоциальных групп.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:
подбор вариантов подходящей работы по заявленным в органы занятости населения вакансиям;
оказание государственных услуг по содействию занятости;
организация подготовки специалистов в сфере здравоохранения, в том числе в профессиональных государственных образовательных организациях;
предоставление возможности самостоятельного трудоустройства в случае отсутствия подходящих вакансий, соответствующих уровню квалификации соотечественника;
осуществление соотечественниками инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;
осуществление соотечественниками сельскохозяйственной деятельности, агропромышленного производства;
обязательное отражение в официальном информационном сообщении и памятке участника Государственной программы условий временного найма и стоимости проживания, условий приобретения постоянного жилья;
предоставление частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья;
осуществление разъяснительной работы о цели и задачах подпрограммы для формирования толерантного отношения к переселенцам;
ежегодное уточнение расходов на финансирование мероприятий подпрограммы при формировании бюджета Иркутской области;
предоставление услуг по изучению русского языка соотечественникам, испытывающим данную потребность;
организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
содействие социальной и культурной адаптации и интеграции соотечественников, в том числе при участии общественных организаций и диаспор.
В целях снижения возможных рисков при реализации подпрограммы устанавливаются следующие критерии отбора соотечественников для участия в Государственной программе в Иркутской области:
достижение 18-летнего возраста;
обладание дееспособностью и трудоспособностью;
обладание квалификацией и опытом работы по полученной специальности (не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления на участие в Государственной программе);
владение русским языком (устным и письменным);
соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации;
студентам - обучение на предпоследнем (последнем) курсе в образовательной организации профессионального образования Иркутской области.
Приложение 1
к подпрограмме 4.1.
"Оказание содействия добровольному
переселению в Иркутскую область соотечественников,
проживающих за рубежом" на 2016 - 2018 годы"
Перечень
основных мероприятий подпрограммы "Оказание содействия добровольному
переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих
за рубежом" на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый конечный результат реализации основного мероприятия |
Риск неисполнения |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
1 |
Основное мероприятие "Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Иркутской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество" |
Министерство труда и занятости Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
1. Доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей, от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте - 80%. 2. Доля участников Государственной программы, которым частично возмещены расходы на оплату стоимости найма временного жилья, от общего числа участников Государственной программы, обратившихся по данной услуге - 100%. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
2 |
Основное мероприятие "Создание условий для получения участниками Государственной программы и членами их семей услуг по изучению русского языка" |
Министерство образования Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым предоставлена услуга по изучению русского языка, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся по данной услуге, - 100%. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
3 |
Основное мероприятие "Усиление дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, а также членам их семей" |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым предоставлены дополнительные меры социальной поддержки, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся по данной услуге, - 100%. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
4 |
Основное мероприятие "Создание условий участникам Государственной программы и членам их семей по подготовке специалистов в сфере здравоохранения" |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
Доля участников Государственной программы и членов их семей - специалистов в сфере здравоохранения, прошедших подготовку, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей - специалистов в сфере здравоохранения - 100% |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
5 |
Основное мероприятие "Увеличение миграционного притока населения" |
Министерство труда и занятости Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
Темп увеличения прибывших участников Государственной программы по отношению к предыдущему году в результате проведенных мероприятий - 103%. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
6 |
Основное мероприятие "Создание условий для строительства доступного жилья для переселенцев за счет средств федерального бюджета и собственных средств переселенцев" |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
2016 год |
2018 год |
Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым оказано содействие по предоставлению мер государственной поддержки, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей - 100%. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятия подпрограммы |
Приложение 2
к подпрограмме 4.1.
"Оказание содействия добровольному
переселению в Иркутскую область соотечественников,
проживающих за рубежом" на 2016 - 2018 годы"
Перечень
нормативных правовых актов, принимаемых Иркутской областью, в целях реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый срок принятия |
1 |
Постановление Правительства Иркутской области |
Порядок предоставления участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья |
Министерство труда и занятости Иркутской области |
3 квартал 2015 года |
2 |
Постановление Правительства Иркутской области |
Порядок приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, включая условия участия в Государственной программе на территории Иркутской области |
Министерство труда и занятости Иркутской области |
3 - 4 кварталы 2015 года |
Приложение 3
к подпрограмме 4.1
"Оказание содействия добровольному
переселению в Иркутскую область соотечественников,
проживающих за рубежом" на 2016 - 2018 годы
Описание территории вселения
Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке Иркутской области - озеро Байкал.
Иркутская область находится в самом центре материка и граничит с Республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем и Республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с Республикой Тыва на юго-западе.
Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа и Байкальского региона.
Общая площадь Иркутской области - 775 тыс. кв. км (4,6% площади Российской Федерации). Ее протяженность с запада на восток равна 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км.
Административный центр Иркутской области - город Иркутск, расположенный в 5042 км от Москвы, в городе проживает 620 тыс. жителей.
Современная система административно-территориального устройства Иркутской области включает 472 муниципальных образования, из них 9 городских округов, 33 муниципальных района, 67 городских поселений, 363 сельских поселения.
Иркутская область - один из наиболее экономически развитых районов на востоке Российской Федерации. Ее называют энергетическим и индустриальным центром Восточной Сибири.
Территория Иркутской области располагает большими запасами природных ресурсов, в отличие от многих регионов страны, имеет уникальную возможность для устойчивого развития. Здесь имеются запасы каменного угля, железа, золота, слюды, гранита, соли, нефти и газа. Наличие значительных запасов древесины послужило основой для развития лесопромышленного комплекса.
Наряду с обработкой древесины и целлюлозно-бумажным производством, ведущими видами деятельности являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды, металлургическое и химическое производство, добыча полезных ископаемых, производство машин и оборудования. Машиностроительный комплекс объединяет группу предприятий разного профиля, производящих разнообразную продукцию, включая сложную современную авиационную технику, электротехническую продукцию, различное оборудование.
На основе гидроэнергоресурсов реки Ангары создан крупнейший и самый эффективный в мире каскад ГЭС (Иркутская, Братская и Усть-Илимская), дающий около 5% российских гидроэнергоресурсов.
Относительно дешевая электроэнергия повлияла на структуру промышленности Иркутской области - высокий удельный вес в промышленном производстве приходится на алюминиевую промышленность.
На долю сельскохозяйственного сектора приходится около 5,5% валового регионального продукта. Крупные сельскохозяйственные комплексы, располагающие собственной сырьевой базой, кроме сельхозпродукции, выпускают промышленные товары, пищевые продукты широкого ассортимента. К таким предприятиям относятся СХПК "Усольский свинокомплекс", СХ ОАО "Белореченское", ЗАО "Ангарская птицефабрика", СХ ЗАО "Приморский", СПК "Окинский", ООО "Саянский бройлер".
Иркутская область является крупным транспортным узлом на Транссибирской железнодорожной магистрали. Имеется развитое транспортное сообщение (автомобильные дороги, водный транспорт, авиалинии) как внутри Иркутской области, так и с другими субъектами Российской Федерации и странами Азии.
Иркутская область обладает уникальными туристскими ресурсами. Основным объектом туризма является озеро Байкал - участок всемирного природного наследия ЮНЕСКО, главной ценностью которого является естественная природная среда.
Байкал - самое глубокое озеро на Земле, максимальная глубина составляет 1637 м. Озеро содержит около 20% мировых запасов поверхностных пресных вод и более 90% запасов России.
Информация о ситуации на рынке труда Иркутской области представлена в разделе 1 "Общая характеристика сферы реализации подпрограммы".
Перспективы развития Иркутской области планируются с учетом формирования предпосылок для перехода экономики Иркутской области на интенсивный путь развития посредством создания на территории Иркутской области особых экономических зон, реализации приоритетных национальных проектов, обозначенных Президентом Российской Федерации, которые в свою очередь также оказывают влияние на изменение спроса на рабочую силу на региональном рынке труда.
В период 2005 - 2050 годы планируется полномасштабная разработка Верхнечонского месторождения, расположенного на территории Катангского района Иркутской области, - одного из крупнейших месторождений нефти в Иркутской области. Всего в рамках данного проекта планируется создание более 1 тыс. рабочих мест.
Немаловажным проектом является разработка и освоение месторождений ООО "Иркутская нефтяная компания", который включает бурение скважин и обустройство месторождений со строительством мощностей по переработке и прокачке нефти, объектов энергообеспечения, объектов дорожной инфраструктуры. В рамках данного проекта планируется создание более 450 высококвалифицированных рабочих мест на новом производстве и нескольких тысяч рабочих мест на период строительства.
В рамках инвестиционного проекта освоения золоторудных месторождений Бодайбинского района Иркутской области ОАО "Первенец" (дочернее и зависимое общество ОАО "Полюс Золото") обеспечивает реализацию объекта "Горно-обогатительный комплекс на базе золоторудного месторождения "Вернинское". Реализация проекта планирует строительство электросетевой инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта по электроснабжению Бодайбинского района и создание порядка 3,0 тыс. рабочих мест.
Помимо вышеперечисленных инвестиционных проектов в Иркутской области реализуются и другие проекты, направленные на освоение месторождений, создание лесохимических комплексов, строительство заводов, развитие туристического комплекса и т.д.
Текст подпрограммы, включая описание территории вселения, размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.irkzan.ru), автоматизированной информационной системе (АИС) "Соотечественники" и др.
Порядок приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, включая условия участия в Государственной программе на территории Иркутской области, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2015 г. N 565-ПП "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.