7 апреля, 21 июля 2014 г., 17 августа 2016 г.
В соответствии с Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, Положением о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить Инструктивно-методические указания по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в общеобразовательных организациях (прилагаются).
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Министр образования |
В.С.Басюк |
Заместитель министра |
Т.В.Бойко |
Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 7 апреля 2014 г. N 39-МПР/115-МПР в настоящие Указания внесены изменения
Инструктивно-методические
указания по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в общеобразовательных организациях
(утв. Приказом Министерства образования и Министерства здравоохранения
Иркутской области от 2 августа 2013 г. N 52-МПР/130-МПР)
7 апреля, 21 июля 2014 г., 17 августа 2016 г.
1. Цели, задачи, принципы, технологии профилактики употребления психоактивных веществ
1. Настоящие инструктивно-методические указания (далее - ИМУ) разработаны в целях повышения эффективности работы общеобразовательных организаций (далее - общеобразовательные организации) по проведению и контролю профилактической деятельности в рамках работы общественных наркопостов (постов "Здоровье +", кабинетов профилактики) (далее - наркопост).
2. Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности, планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организацию профилактического процесса и его координацию, невозможно выстроить эффективную систему профилактики употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) в общеобразовательной организации. Значительную роль в профилактике употребления ПАВ играют наркопосты.
3. Целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде - развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся общеобразовательных организаций.
Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 17 августа 2016 г. N 93-МПР/67-МПР в пункт 4 настоящих Указаний внесены изменения
4. Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ являются: обучающиеся, а также их родители (законные представители), специалисты общеобразовательных организаций (педагогические работники, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы), сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.
5. Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде:
формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися общеобразовательных организаций;
исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся общеобразовательных организаций;
развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, а именно:
личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся общеобразовательных организаций.
6. Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.
7. При организации профилактической работы очень важно руководствоваться принципами на всех этапах деятельности.
Принцип системности определяет организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов общеобразовательной организации (педагог, педагог-психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних (при наличии), школьный уполномоченный (при наличии) и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.
Необходимо перестать связывать профилактику лишь с употреблением психоактивных веществ, активизируясь только во время проведения разовых акций, месячников и т.д. Этот процесс имеет более глубокие корни и объединяет в себе на постоянной основе, как профилактику употребления ПАВ, так и профилактику отклонений поведения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, детской преступности, информационной агрессии и другие социально-негативных явлений. Процесс профилактики опирается и на добровольный отказ от употребления ПАВ, и на искоренение (коррекцию) причин, вызывающих у несовершеннолетних желание их употреблять, и на формирование навыков здорового образа жизни, и на процессы социализации, и на формирование единого позитивного воспитательного пространства общеобразовательной организации. Из этого вытекает следующий принцип.
Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.
Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся общеобразовательных организаций.
Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.
Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.
Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у общеобразовательных организаций содержательных, методических, профессиональных ресурсов.
Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.
8. В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления - первичную, вторичную, третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние граждане и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.
Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании).
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ - система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических, психотропных и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в общеобразовательную организацию, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.
Первичная профилактика является приоритетным направлением профилактической деятельности в образовательной среде и реализуется, в том числе, через работу общественных наркопостов (постов "Здоровье+", кабинетов профилактики) общеобразовательных организаций. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.
9. Технологии профилактики употребления ПАВ.
Профилактика зависимости от ПАВ строится на основе разнообразных видов технологий - социальных, педагогических, психологических.
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся общеобразовательных организаций, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.
Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
10. Основными условиями организации педагогической профилактики являются:
интеграция - реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
целостность - вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - общеобразовательной организации, семьи, ближайшего окружения;
системность - педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;
комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;
безопасность - тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
возрастная адекватность - содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.
11. Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
Целью психологического компонента программной профилактической деятельности также являются:
развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников образовательного процесса.
2. Структура организации профилактической деятельности наркопоста
12. В общеобразовательных организациях при работе с несовершеннолетними рекомендуется употреблять термины "пост "Здоровье+", "Кабинет профилактики", используя понятие "наркопост" лишь при подготовке отчетов и иных документов, сопровождающих деятельность наркопоста.
13. В состав наркопоста входят: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, социальный педагог, медицинский работник общеобразовательной организации, педагог-психолог, классные руководители (кураторы), представители детского самоуправления, члены родительского комитета (при наличии).
Председателем наркопоста является заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, который координирует деятельность членов наркопоста, проводит заседания наркопоста, Совета профилактики наркопоста, психолого-медико-педагогические консилиумы наркопоста.
14. Размещается наркопост, как правило, в кабинете заместителя директора. Обязательным условием размещения наркопоста является наличие металлического сейфа для хранения документации, включая индивидуальные карты несовершеннолетних "группы риска".
15. Наркопост не является структурным подразделением общеобразовательной организации. Его деятельность регламентируется Положением о наркопосте и приказами общеобразовательной организации.
Заседания Совета профилактики наркопоста проводятся не реже 4 раз в год.
Руководителям общеобразовательных организаций рекомендуется производить оплату труда сотрудников, задействованных в работе наркопоста, из стимулирующей части фонда оплаты труда и иных, в том числе внебюджетных источников.
16. Наркопост выполняет следующие задачи:
составляет перспективный план работы наркопоста на учебный год на основе данных мониторинга и анализа наркотиситуации в общеобразовательной организации;
осуществляет комплекс мероприятий по первичной и при необходимости вторичной профилактике употребления ПАВ в среде обучающихся;
реализует мероприятия для обучающихся с проведением индивидуальной и групповой воспитательной работы и устранением условий для отклоняющегося поведения, формирования зависимостей;
ведет работу с родителями (законными представителями), направленную на:
информирование о случаях употребления обучающимися ПАВ, о целесообразности внутрисемейного контроля данной проблемы;
выявление признаков отклонений в поведении и зависимостей;
профилактику социально-негативных явлений в семье;
формирование здорового образа жизни;
привлечение родительской общественности к активному участию в профилактических мероприятиях;
осуществляет первичное выявление обучающихся "группы риска", имеющих признаки различных отклонений в поведении и склонных к употреблению ПАВ, своевременное информирование о них родителей и принятие различных педагогических мер;
информирует специалистов общеобразовательной организации по методам и средствам предупреждения употребления ПАВ в детско-подростковой среде, заслушивает классных руководителей (кураторов) на заседаниях Советов профилактики наркопоста о работе с подростками, состоящими на учете и отнесенными в "группу риска";
организует заседания Совета профилактики общественного наркопоста;
организует подготовку и проведение ПМПК по вопросам коррекции поведения несовершеннолетних, склонных к наркопотреблению и разработки индивидуальных программ сопровождения;
контролирует выполнение индивидуальных программ сопровождения (коррекции);
организует санитарно-профилактическую работу среди обучающихся.
17. Права и обязанности наркопоста:
проводит не реже 2 раз в год мониторинг наркоситуации в общеобразовательной организации, анализирует полученные данные, планирует деятельность на основании полученных данных;
в конце каждого полугодия подводит итоги деятельности школы по профилактике употребления ПАВ, отчитывается перед педагогическим советом;
ведет диагностику (групповая, индивидуальная работа) на выявление обучающихся, склонных к аддиктивному поведению;
осуществляет направление обучающихся "группы риска" на консультативный осмотр врача-нарколога;
осуществляет систематический динамический контроль над обучающимися, взятыми на профилактический учет в общеобразовательной организации;
заслушивает педагогических работников на заседаниях наркопоста о работе с подростками и молодежью "группы риска", о мероприятиях по формированию здорового образа жизни среди несовершеннолетних, о работе с родителями (законными представителями);
назначает заседания Совета профилактики наркопоста и психолого-медико-педагогического консилиума, назначает ответственных кураторов;
обращается с конкретными замечаниями и предложениями к администрации общеобразовательной организации, направленными на улучшение профилактической работы педагогического коллектива;
формирует подборку методической литературы для классных руководителей (кураторов) по профилактике социально-негативных явлений среди обучающихся;
создает условия для популяризации идей добровольческого движения;
проводит мероприятия для несовершеннолетних, родителей (законных представителей), педагогических работников по первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ, в соответствии с планом работы наркопоста;
по предложению классных руководителей (кураторов) привлекает к просветительской работе специалистов в сфере охраны здоровья, органов внутренних дел, других специалистов, заинтересованных ведомств, министерств, организаций;
обращается по принятию мер к семьям, осуществляющим ненадлежащее воспитание несовершеннолетних, соответствующим организациям, предприятиям, учреждениям в целях охраны прав и здоровья детей.
18. Члены наркопоста обязаны соблюдать конфиденциальность ставших им известных в результате деятельности наркопоста сведений.
3. Основные направления работы наркопоста
19. Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в общеобразовательной организации, включает в себя:
организацию и проведение мониторинга наркоситуации в общеобразовательной организации (анонимное анкетирование, тестирование, анализ движения обучающихся, состоящих на учете и проч.), планирование деятельности;
разработку и внедрение мероприятий, направленных на первичную и вторичную профилактику употребления ПАВ;
подготовку и привлечение обученных добровольцев из числа несовершеннолетних с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;
внедрение обучающих программ-тренингов формирования жизненно важных навыков, активной психологической защиты для обучающихся;
внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование социальных компетенций, ценностей здорового образа жизни;
внедрение образовательных программ, ориентированных на первичную и при необходимости на вторичную профилактику табакокурения, алкоголизма, токсикомании, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
внедрение индивидуальных программ (планов) сопровождения несовершеннолетних "группы риска", состоящих на учете в наркопосте.
20. Диагностическая работа.
Для установления причин и степени зависимости используются:
психологическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится только педагогами-психологами;
социально-педагогическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится социальными педагогами, классными руководителями, иными специалистами, владеющими диагностическим инструментарием.
Диагностический инструментарий определяется возрастом обследуемого обучающегося (группы), особенностями его состояния, его операциональными возможностями, диагностической гипотезой педагога-психолога или педагога.
С этой точки зрения можно говорить, что характер диагностической процедуры определяется по следующим критериям:
форма проведения обследования - индивидуальная или групповая диагностика;
вид диагностического процесса - скрининговая психологическая диагностика или углубленная;
этапность процедуры обследования - первичная или повторная оценка;
пролонгированность оценки - мониторинговая и срезовая (единичная).
Групповая форма обследования возможна лишь для скрининговой диагностики, которая направлена исключительно на выделение групп детей, обладающих теми или иными особенностями. Групповой скрининг может быть как мониторинговым, так и срезовым.
Углубленная (индивидуальная) психологическая диагностика ориентирована на выявление специфики психо-физиологического развития, понимание механизмов и причин, приведших к данному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития. Углубленная оценка может проводиться только в индивидуальном режиме обследования. В связи с ее основными целями и направленностью для нее характерно ограничение использования психометрических тестов, а также невозможность "объединить" ее углубленность и скрининговый режим.
Диагностируемые критерии для выявления "группы риска" обучающихся по наркотизации:
агрессивность, нетерпимость;
стойкие нарушения самоконтроля, собственного поведения;
подчиненность среде, неадекватное восприятие социальной поддержки;
слабые адаптационные способности.
Формы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ документов и т.д.
21. Консультирование.
Консультирование выступает в деятельности наркологического поста в качестве:
инструмента организации контактов с несовершеннолетним или родителем (законным представителем);
способа оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.
22. Видами консультирования являются:
консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ;
мотивационное консультирование;
консультирование при выявленных проблемах зависимости;
групповой профилактический и (или) психокоррекционный тренинг.
23. Организация положительных устойчивых контактов с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) возможна при соблюдении ряда условий:
установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях общеобразовательной организации, адекватного отношения у них к проблемам и возможным трудностям;
донесение до ребенка, родителя (законного представителя) значимости для преодоления возможных опасных зависимостей, как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной психологической и социально-педагогической помощи, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;
налаживание обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними;
понимание необходимости установления контакта, при котором наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, включая интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
24. Разработка программ и мероприятий профилактической направленности.
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия наркологического поста и ребенка или родителями (законными представителями), реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы мероприятий групповой профилактической работы могут быть разработаны как:
информационно - пропагандистские;
ролевые;
игровые;
деловые;
досуговые;
направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость.
25. Профилактическая работа с несовершеннолетними "группы риска", стоящими на учете в наркологическом посте.
К ней относятся:
постановка на учет при наличии оснований;
снятие с учета при наличии оснований;
направление к врачу-наркологу;
индивидуальная профилактическая работа.
Основаниями для постановки на учет являются: установленные факты употребления ПАВ (алкогольных напитков, токсических веществ, наркотических веществ, психотропных веществ, систематическое курение). Постановка на учет осуществляется при установлении факта так называемой "первой пробы".
Основанием снятия с учета является отсутствие фактов употребления алкогольных напитков, токсических, психотропных веществ и наркотиков в течение полугода.
Основаниями для направления к врачу-наркологу являются: установленные факты употребления алкогольных напитков, токсических, психотропных, наркотических веществ.
Направление выдается медицинским работником родителям (законным представителям) в письменном виде с указанием адреса и телефона ближайшего кабинета врача-нарколога, либо педагогом-психологом (в устной форме). Факт выдачи направления медицинским работником фиксируется в журнале выдачи направлений. Журнал выдачи направлений должен быть прошит, заверен руководителем общеобразовательной организации, страницы журнала - пронумерованы. Хранится журнал выдачи направлений в сейфе наркопоста.
Для учета работы с обучающимися, стоящими на учете в наркопосте общеобразовательной организации, ведется Индивидуальная карта обучающегося, состоящего на учете в наркопосте (прилагается).
26. Индивидуально-групповая коррекционная работа с несовершеннолетними "группы риска".
Специалист (педагог-психолог, социальный педагог), осуществляющий сбор данных о детях, склонных к зависимостям, осуществляет формирование и ведение банка данных несовершеннолетних "группы риска". Он дифференцирует проблематику несовершеннолетних и ситуаций, в которых они оказались.
При формировании банка данных несовершеннолетних "группы риска" соблюдается конфиденциальность. Информация обрабатывается и хранится как в бумажном, так и в электронном виде.
Собранные и обработанные данные, содержащиеся на бумажном носителе, хранятся в металлическом сейфе, доступ к которому имеют лица, определенные приказом общеобразовательной организации.
Информация в электронном виде должна иметь определенные уровни защиты от проникновения. Информация используется в отчетности в обезличенном виде.
Право доступа к информации о несовершеннолетних "группы риска" имеют: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, родители (законные представители) несовершеннолетних "группы риска", медицинский работник общеобразовательной организации, педагог-психолог, социальный педагог; ограниченное право доступа имеют классные руководители (кураторы).
27. Исследование в общеобразовательной организации информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям.
Данное направление - значимый компонент работы наркопоста, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, их проблемах, путях распространения ПАВ в образовательной среде, так и каналов, по которым эта информация может поступать.
Члены наркопоста должны организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших либо систематически употребляющих ПАВ. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, педагог-психолог, куратор, родители, другие несовершеннолетние.
Любая потупившая информация требует детального анализа и незамедлительного реагирования (от усиления индивидуальной работы, коррекции программ сопровождения несовершеннолетних "группы риска", до обращения в органы наркоконтроля и полиции).
28. Разработка "профиля" зависимостей несовершеннолетних в общеобразовательной организации.
Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в общеобразовательной организации.
Осуществляя разработку "профиля" зависимостей несовершеннолетних, наркопост реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования ситуаций несовершеннолетних для определения:
типов веществ, употребляемых обучающимися (алкоголь, наркотики, токсические, психотропные вещества, медицинские препараты);
опыта употребления веществ;
источников приобщения к веществам;
мест распространения веществ;
очагов возможного возникновения зависимостей;
отношение обучающихся к употреблению веществ, к употребляющим их, к их распространению, к возможной помощи.
29. При определении проблемы и ее причин необходимо проведение ряда педагогических воздействий комплексного характера на несовершеннолетних "группы риска". С этой целью может создаваться Совет профилактики наркопоста, а также психолого-медико-педагогического консилиум для разработки программы сопровождения каждого обучающегося, склонного к употреблению ПАВ. Контроль исполнения программ сопровождения обучающегося и плана мероприятий по его сопровождению предлагается осуществлять посредством кураторства.
4. Организация работы Совета профилактики наркопоста
30. Цель работы Совета профилактики наркопоста (далее - СПН) - оказание комплексной адресной помощи несовершеннолетним "группы риска" в общеобразовательной организации и их семьям.
31. Основные задачи деятельности СПН:
обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
анализировать эффективность деятельности общеобразовательной организации по первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ в отношении каждого несовершеннолетнего "группы риска";
обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организовать индивидуально-ориентированную помощь;
организовать конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) по коррекции риска вовлечения несовершеннолетних в наркопотребление.
32. В целях избежания ситуации психологического давления на родителей (законного представителя), состав СПН, проводимого с целью установления отношений сотрудничества не должен быть многочисленным: председатель (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе), классный руководитель, куратор, социальный педагог, педагог-психолог или инспектор полиции при необходимости (от 4 до 6 человек). Состав СПН утверждаются приказом общеобразовательной организации. СПН подотчетен руководителю общеобразовательной организации.
33. Деятельность СПН основывается на следующих принципах.
Принцип системности. Системный подход является основополагающим как при диагностике проблемного поведения учащегося, выстраивании коррекционной помощи, так и в работе СПН как механизма управления профилактикой в общеобразовательной организации.
Принцип законности. Деятельность СПН обеспечивается правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном уровнях, а также локальными правовыми актами общеобразовательной организации.
Принцип сотрудничества предполагает установление в ходе работы сотрудничества с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Принцип разделения ответственности между семьей и общеобразовательной организации.
Принцип добровольности предполагает добровольное согласие родителей или законных представителей обучающегося на совместную работу.
34. Функции СПН:
постановка и снятие с учета несовершеннолетних "группы риска", склонных к употреблению ПАВ;
организация диагностической и коррекционной работы при отсутствии педагога-психолога (СПН может разработать лист маршрутизации с указанием контактных телефонов, адресов специалистов, врача-нарколога, врача-психиатра);
защита прав и законных интересов обучающихся, недопущение их нарушения со стороны иных участников образовательного процесса;
выстраивание конструктивных отношений с родителями (законными представителями) и выработка единых требований к несовершеннолетним;
контроль выполнения индивидуальных коррекционных программ и программ сопровождения;
контроль и анализ результатов профилактической деятельности общеобразовательной организации в отношении каждого несовершеннолетнего "группы риска", в том числе их занятости в свободное от учебы время.
СПН может принять решение об организации коррекционной работы, как в отношении обучающегося, так и в отношении родителей (законных представителей) и/или семей несовершеннолетнего "группы риска", если они не справляются со своими обязанностями по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.
35. СПН осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем.
В ходе заседания СПН ведется протокол, отражающий информацию о цели заседания и присутствующих членах СПН, рекомендации специалистов, принятые решения и сроки их исполнения. Протоколу присваивается порядковый номер.
Участники заседания, в том числе несовершеннолетние и их родители (законные представители) знакомятся с решением СПН под роспись.
При рассмотрении на одном заседании СПН материалов о нескольких несовершеннолетних, рекомендации и решения СПН формируются по каждому обучающемуся индивидуально, на отдельных листах. Копии рекомендаций и решений выдаются родителям (законным представителям).
Протокол прошивается и заверяется подписью председателя СПН. Протокол подлежит регистрации в журнале учета протоколов, в отдельной графе которого отмечается предполагаемая дата повторного (контрольного) заседания СПН по каждому несовершеннолетнему.
Протоколы и журнал учета протоколов хранятся в сейфе наркопоста.
36. СПН в целях стимуляции родителей (законных представителей) может заключать соглашения о совместной деятельности по коррекции поведения несовершеннолетних "группы риска".
Заключение соглашений бывает необходимым и оправданным в тех случаях, когда родители (законные представители) самоустраняются от решения проблем детей и не выполняют рекомендации педагога-психолога, врача-нарколога и других специалистов. К договору прикладывается план мероприятий либо разрабатывается лист маршрутизации. Родителям (законным представителям) оказывается дополнительная консультативная психолого-педагогическая помощь, они обязуются посещать тренинги и мероприятия профилактической направленности и отчитываться куратору о достигнутых результатах профилактической деятельности в определенные соглашением сроки. Соглашение разрабатывается образовательным общеобразовательной организацией самостоятельно, профилактические услуги оказываются общеобразовательной организацией родителям (законным представителям) безвозмездно.
37. Последовательность действий, предшествующих заключению соглашений о совместной деятельности общеобразовательной организации и родителей (законных представителей), выглядит следующим образом:
приглашение родителей на заседание СПН;
создание располагающей обстановки и безопасной атмосферы разговора;
представление присутствующих;
сообщение о цели встречи;
прояснение точки зрения родителей на ситуацию, последствий ситуации для общеобразовательной организации, семьи, несовершеннолетнего, потребностей семьи и образовательной организации;
безоценочное определение проблемы;
предложение совместного обсуждения и решения проблемы;
подробное описание опыта работы по решению подобных проблем;
разработка плана совместных действий (листа маршрутизации);
разделение ответственности общеобразовательной организации и родителей в совместной работе;
обсуждение возникших вопросов;
ознакомление с соглашением (договором) о сотрудничестве;
подведение итогов встречи, определение сроков последующих встреч.
38. Планирование и регламент работы СПН.
План заседаний СПН рекомендуется составлять на каждую четверть, определив для проведения заседаний конкретный день недели (например, по четвергам). План заседаний заверяется председателем СПН и согласуется с заинтересованными организациями (при необходимости).
Заседания СПН проводятся не реже 1 раза в четверть. При необходимости, проводятся внеплановые заседания по обсуждению проблемных ситуаций, конфликтов, происшествий для анализа ситуации и принятия решения.
Выявление обучающихся "группы риска" проводится постоянно, на протяжении учебного года. Списки несовершеннолетних, для постановки на учет и снятия с учета подаются в наркопост каждую учебную четверть.
По каждому несовершеннолетнему "группы риска" проводится не менее двух заседаний в год с целью недопущения нарушения прав и интересов обучающихся, контроля выполнения индивидуальных коррекционных программ, программ сопровождения и анализа занятости в свободное от учебы время, соблюдения условий соглашения о сотрудничестве с родителями (законными представителями).
5. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума
39. Цель психолого-медико-педагогического консилиума - рассмотрение ситуации обучающегося со стороны определения сложности (уровня риска вовлечения в наркопотребление и наркосреду) и определение необходимой и возможной психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям).
Решение о рассмотрении обучающегося на психолого-медико-педагогического консилиума принимает СПН.
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПК) - коллегиальный орган специалистов общеобразовательной организации, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальную программу (план) мероприятий, направленных на помощь родителям и самому несовершеннолетнему "группы риска" по коррекции поведения, содержащий конкретные психолого-педагогические рекомендации и методики с учетом особенностей здоровья и психофизического развития обучающегося.
40. В состав ПМПК входят: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе (он же, как правило, является координатором всей профилактической работы в общеобразовательной организации, председателем наркопоста и СПН), педагог-психолог, работающий с конкретным обучающимся, состоящим на учете за употребление ПАВ, социальный педагог, медицинский работник. На заседание ПМПК приглашается классный руководитель (куратор индивидуальной программы (плана) сопровождения) обучающегося, родители (законные представители).
К работе ПМПК в целях избежания "утечки" информации и дальнейшей стигматизации несовершеннолетних могут быть привлечены, в случае необходимости, специалисты других учреждений (например, педагог-психолог, врач-педиатр поликлиники, врач-нарколог).
При отсутствии в общеобразовательной организации педагога-психолога, медицинского работника функцию по разработке индивидуальных коррекционных программ и программ сопровождения берет на себя СПН.
41. Для получения положительного результата коррекции поведения обучающегося ПМПК определяет цель вмешательства и его границы.
Итогом работы консилиума являются согласованные всеми участниками индивидуальные программы (планы) сопровождения обучающихся, а также части индивидуальных программ социальной реабилитации для детей, находящихся в социально опасном положении.
ПМПК проводится по плану (оптимальный вариант - не реже двух раз в месяц), возможно экстренное проведение.
42. Координатор профилактической работы (заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе) ведет заседание ПМПК по следующему алгоритму:
представление имеющейся информации по случаю о несовершеннолетнем, склонном к употреблению ПАВ (также представляется краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях);
высказывание мнения всеми специалистами - членами ПМПК, о ситуации, обсуждение решения о взятии ребенка на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема, определяется уровень риска вовлечения в потребление ПАВ, определяются стратегия и тактика вмешательства в ситуацию, цели и границы вмешательства;
предложение специалистами помощи обучающемуся. Решение вопроса о подключении к работе специалистов других учреждений, организаций. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительная индивидуальная программа (план) коррекции поведения и сопровождения;
определение даты следующего консилиума, на котором будет рассмотрена ситуация несовершеннолетнего, его достижения и изменения поведения за прошедший период. Повторное заседание, в случае необходимости, может быть инициировано СПН;
корректировка индивидуальных программ (планов) сопровождения обучающихся, склонных к употреблению ПАВ.
Для повышения эффективности ПМПК специалистам необходимо действовать в едином информационном пространстве, взаимодействовать, работать на единый результат, анализировать свою работу.
6. Кураторство индивидуальной программы (плана) сопровождения обучающегося, склонного к употреблению ПАВ
43. Ключевой фигурой в работе наркопоста является специально подготовленный педагог (социальный педагог, классный руководитель) - куратор индивидуальной программы (плана) сопровождения обучающегося, склонного к употреблению ПАВ (далее - ИПС).
44. Цель куратора ИПС - создание условий для выстраивания эффективного процесса коррекции поведенческих отклонений несовершеннолетнего "группы риска".
45. Задачи куратора ИПС:
выстраивать конструктивное взаимодействие с несовершеннолетним;
выявлять проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
обеспечивать постоянную поддержку обучающегося в направлении позитивных изменений;
организовывать специализированную комплексную помощь в соответствии с ИПС;
оказывать индивидуальную педагогическую помощь несовершеннолетним через вовлечение их в различные мероприятия с целью их социализации и социальной адаптации;
организовывать оценку эффективности взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.
46. Принципы работы куратора.
Безоценочное отношение к несовершеннолетнему и членам его семьи. Вместо оценки и осуждения необходимо понимание ситуации и принятие каждого члена семьи.
Гуманистическая направленность работы с обучающимся. Предполагает последовательное отношение педагога к подростку, как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Поиск ресурсов. Осуществляя содействие несовершеннолетнему и его семье в позитивных изменениях, важно искать в них то, что может помочь справиться с проблемой.
Направленность в будущее. Осуществляя содействие несовершеннолетнему и его семье в позитивных изменениях, важно направлять усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не искать виновного в случившемся.
Разделение ответственности. Куратор, чтобы действовать профессионально, конструктивно, должен постоянно спрашивать себя: все ли сделано, чтобы помочь семье принять правильное решение. Однако за то, произойдут ли на самом деле позитивные изменения, ответственность лежит на членах семьи.
Добровольность. Семья добровольно пользуется помощью куратора и в любой момент, на любом этапе работы со специалистами, может отказаться от участия в ИПС.
Конфиденциальность. Куратор, как и участники наркопоста, должны сохранять конфиденциальность при использовании информации, полученной в результате взаимодействия с несовершеннолетним и его семьей.
Посредничество. Большая часть работы куратора - посредничество как внутри семьи, так и между семьей и специалистами, оказывающих содействия в разрешении конкретных проблем обучающегося.
47. Общая схема курирования ИПС.
Общая схема курирования ИПС представляет собой последовательность следующих этапов:
48. Этап ориентировки начинается на стадии обсуждения причин употребления ПАВ (отклонений в поведении) несовершеннолетним или проблем семьи, диагностики; постановки целей и задач работы с обучающимся и его семьей. На этой стадии куратор устанавливает доверительные отношения с несовершеннолетним или семьей, выявляет возможные внутрисемейные проблемы.
49. Оценка результатов позволяет определить итоги сопровождения несовершеннолетнего или семьи, выявить проблемы взаимодействия семьи и специалистов общеобразовательной организации, внести поправки на этапе исполнения или скорректировать задачи. В случае корректировки задач работа с семьей продолжается. В ситуации достижения поставленной цели взаимодействие переходит на этап поддерживающего сопровождения (однако оно не должно быть более полугода).
50. Неотъемлемым компонентом в организации кураторства обучающегося "группы риска" является педагогическая рефлексия, которая включает:
осознание педагогом подлинных мотивов собственной действий (совершаются ли они в интересах личностного развития несовершеннолетнего, собственного престижа, в угоду начальству, инструкции и т.д.);
умение отличать собственные трудности от затруднений несовершеннолетнего;
способность поставить себя на место несовершеннолетнего;
способность к адекватной оценке собственных действий.
51. Важными составляющими кураторства являются:
уважение достоинства своей личности и личности несовершеннолетнего;
доверие и понимание в отношениях с обучающимся;
умение гибко изменять поведение, установку во имя развития личности несовершеннолетнего;
признание права несовершеннолетнего на свободу выбора;
готовность и способность быть на стороне несовершеннолетнего, признание за ним права на ошибку.
52. Куратором ИПС несовершеннолетнего рекомендуется определять классного руководителя обучающегося. В том случае, если СПН принимает решение о необходимости организации курирования семьи, куратором семьи становится социальный педагог.
53. Этапы работы куратора ИПС:
54. Этапы работы куратора с семьей:
55. Опорой специалистов наркопоста должен стать родительский комитет либо родительский актив.
Организация работы с родителями (законными представителями) в рамках наркопоста включает в себя:
обучение родителей (законных представителей) выявлению признаков и симптомов употребления табака, алкоголя, токсических, психотропных веществ и наркотиков;
формирование нетерпимого отношения родителей (законных представителей) к наркотизации детей в тоймикросреде, в которой растет и общается ребенок;
психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних "группы риска" (групповое, индивидуальное);
участие в подготовке и проведении тематических родительских собраний;
приобщение к внутришкольным мероприятиям, направленным на формирование здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к своему поведению (алкоголизации), родительской компетенции через тренинги, клубы отцов и прочее.
56. Необходимо уделять особое внимание обучению классных руководителей, кураторов активным формам работы с родителями (законными представителями) по установлению с детьми доверительных отношений и профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
Формы работы: родительский актив, школа по формированию родительской компетентности, семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье и т.д.
7. Организационно-методическая работа
57. Для обеспечения качественной и эффективной профилактической деятельности в общеобразовательной организации необходимо проводить ряд организационно-методических мероприятий. К ним относятся:
мониторинг наркоситуации в общеобразовательной организации и результативности деятельности наркопоста;
организация и учет работы наркопоста;
организация обучающих мероприятий для специалистов общеобразовательной организации по методам и средствам профилактики табакокурения, алкоголизма, токсикомании, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в детско-подростковой среде;
организация межведомственного взаимодействия общеобразовательной организации с подразделением по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами наркоконтроля, медицинскими организациями, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения, группами родительской поддержки;
определение направления воспитательной работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними общеобразовательной организации в целом и отдельных групп, классов, курсов.
58. Особое внимание необходимо уделить организации и проведению ежегодных мониторингов наркоситуации и деятельности наркопостов, в основе которого необходимо использовать анонимный социологический опрос среди обучающихся старших классов. Для этой цели может быть взят за основу социологический опрос, разработанный министерством образования Иркутской области (прилагается).
Перед проведением социологического опроса (тестирования) необходимо акцентировать внимание обучающихся на его анонимность и необходимость в достоверности ответов. Затем педагог читает вслух перед классом (группой) вопросы теста и пояснения к ним. После этого обсуждаются возникшие у обучающихся вопросы и даются на них ответы в доступной форме.
На заполнение анкеты обучающимся дается 6-10 минут. Сбор анкет предлагается производить в урны для голосования, либо приспособленные непрозрачные коробки в целях избегания "утечки" информации и деморализации анонимного анкетирования. Далее проводится обработка полученных результатов путем арифметического сложения всех анкет без разбивки на классы. Полученные количественные результаты анализируются и делаются выводы, которые помогут определить "глубину" наркопоражения и определить общее (безымянное) количество детей "группы риска". В нее войдут и те, кто имел опыт так называемой "первой пробы", и те, кто потребляет в настоящее время, и те, кто готов в тех или иных ситуациях попробовать ПАВ.
Тестирование рекомендуется проводить среди обучающихся 8-10 классов.
При сравнении результатов социологического опроса (теста) и количества несовершеннолетних, состоящих на учете в наркопосте, можно будет определить латентность и эффективность работы в сфере профилактики.
8. Оценка эффективности деятельности наркопостов
59. Движение обучающихся, состоящих на учете в наркопосте, требует отдельного анализа. Соотношение вновь выявленных к снятым с учета является также показателем эффективности в работе. При этом снятие с учета наркопоста должно осуществляться только на основании решения СПН по результатам эффективности выполнения ИПС, представленным куратором (классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом).
60. Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;
отбора - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего внедрения в практику;
коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;
прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого в рамках деятельности общественного наркопоста.
Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.
При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия целям, задачам, плану работы и достигнутым результатам наркопоста.
При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, состоящих на учете в наркопосте.
61. При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, состоящих на учете в наркопосте, используя отчет общеобразовательной организации за каждое учебное полугодие (прилагается).
62. Используются следующие основные направления формирования индикаторов профилактической деятельности.
Первая группа индикаторов связана с процессом реализации профилактической деятельности: показатели, характеризующие сформированность и действенность единого профилактического пространства (скоординированность действий всех субъектов профилактики, число общеобразовательной организаций, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).
Вторая группа индикаторов связана с оценкой результатов профилактики на уровне динамики социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики. Показатели этого спектра индикации включают частоту распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с риском употребления ПАВ.
Третья группа индикаторов связана с оценкой актуальной социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. Эта группа индикаторов включает соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, а также оценку затрат, необходимых для реализации профилактических мер.
63. При организации оценки эффективности профилактики в образовательной среде соблюдаются следующие требования:
регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);
целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов);
объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности).
64. Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.
Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.
Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации.
Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 21 июля 2014 г. N 86-МПР/159-МПР в наименование настоящего приложения внесены изменения
См. текст наименования в предыдущей редакции
Приложение 1
к Инструктивно-методическим указаниям
по порядку организации и деятельности общественных
наркопостов - постов здоровья
в общеобразовательных организациях
(с изменениями от 21 июля 2014 г.)
Индивидуальная карта
обучающегося, состоящего на учете в наркопосте
ФИО _____________________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Причина постановки на учет ______________________________________________
Дата постановки _________________________________________________________
Состоял ли ранее на учете в наркопосте __________________________________
Причина(ы) постановки в прошедшие периоды _______________________________
Краткая характерисктика:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Успеваемость ____________________________________________________________
Наблюдались ли отклонения в поведении ___________________________________
Наблюдаются ли трудности социализации/социальной адаптации
(перечислить) ___________________________________________________________
Состоит ли на учете в КДН, ИДН __________________________________________
Если да, то с какого времени ____________________________________________
Если да, то какова причина постановки ___________________________________
Состав семьи (выбрать):
Полная
Одна мама
Один папа
Опекаемый
Воспитанник детского дома (интерната, СРЦ)
Другое (указать) ________________________________________________________
Материальный уровень семьи (приблизительная оценка, выбрать):
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Другое (указать) ________________________________________________________
Состоит ли семья на учете в КДН, ИДН ____________________________________
Участие членов семьи в родительских собраниях ___________________________
Проведенная профилактическая работа:
Диагностическая работа (заполняется педагогом-психологом, социальным
педагогом):
Применяемые диагностики
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Результаты входящих диагностик
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Результаты повторных диагностик
_________________________________________________________________________
Проведено коррекционных занятий _________________________________________
Проведено консультаций __________________________________________________
Количество тренингов, в которых обучающийся принимал участие ____________
Применяемые профилактические образовательные программы (перечислить с
указанием периода прохождения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Результативность проводимых профилактических мероприятий ________________
Занятость в общешкольных мероприятиях ___________________________________
Дополнительная внеурочная занятость _____________________________________
Участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях
_________________________________________________________________________
Рассматривался ли на Совете профилактики наркопоста (с указанием даты и
номера протокола)
_________________________________________________________________________
Принятое решение ________________________________________________________
Рекомендации
ПМПК ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Выполнение решений и рекомендаций _______________________________________
ФИО куратора ____________________________________________________________
Работа с семьей:
Участие семьи в Совете профилактики наркопоста __________________________
Работа педагога-психолога и социального педагога с родителями (законными
представителями) (перечислить с указанием дат)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участие членов семьи в общешкольных профилактических, спортивных,
оздоровительных мероприятиях (указать названия и даты)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участие родителей/законных представителей в тренингах, обучающих
семинарах и проч. (с указанием названий и дат)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Иные сведения ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата снятия обучающегося с учета ________________________________________
Протокол заседания СПН (номер, дата) ____________________________________
Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 21 июля 2014 г. N 86-МПР/159-МПР в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение 2
к Инструктивно-методическим указаниям
по порядку организации и деятельности общественных
наркопостов - постов здоровья
в общеобразовательных организациях
Социологический опрос
"Выявление уровня немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов среди несовершеннолетних"
7 апреля, 21 июля 2014 г.
1. Как Вы считаете, насколько проблема незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании распространена в Вашейшколе? (один ответ)
1.1. Очень распространена
1.2. Распространена, но не больше, чем везде.
1.3. Совсем не распространена.
1.4. Ничего не знаю об этом.
2. Предлагали ли Вам когда-либо попробовать наркотики, психотропные вещества? (один ответ)
1.5. Да.
1.6. Нет.
3. Как бы Вы поступили, если бы Вам предложили попробовать наркотическое средство, психотропное вещество? Скорее всего_ (один ответ)
3.1. Отказался (лась) бы.
3.2. Исходил(а), бы из того, какой наркотик, психотропное вещество.
3.3. Повел(а) бы себя в зависимости от ситуации и настроения.
3.4. Попробовал(а) бы.
4. Пробовали ли Вы наркотические, психотропные вещества? (один ответ)
4.1. Нет.
4.2. Хочу попробовать.
4.3. Пробовал(а), но перестал(а) употреблять.
4.4. Употребляю время от времени.
4.4. Употребляю регулярно.
4.6. Другое.
5. Какие причины привели Вас к тому, что Вы употребляете (употребляли или желаете попробовать) наркотики, психотропные вещества? (возможно несколько вариантов). Если Ваш ответ отрицательный (не употребляете, не употребляли и не собираетесь употреблять) просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
5.1. Из интереса, любопытства.
5.2. Получение удовольствия.
5.3. От нечего делать.
5.4. Чтобы уйти от личных проблем.
5.5. Из-за проблем в семье.
5.6. Чтобы испытать острые ощущения.
5.7. За компанию.
5.8. Стремление быть как все.
5.9. Чтобы уважали друзья и знакомые.
5.10. Для снятия напряжения.
5.11. Другое.
6. В каком возрасте Вы впервые попробовали наркотики, психотропные вещества? (один ответ) Если Вы не пробовали и не собираетесь пробовать, просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
6.1. До 12 лет.
6.2. 12-15 лет.
6.3. 15 лет и старше
7. Как часто Вы употребляете наркотики, психотропные вещества? (один ответ). Если Вы не употребляете, не употребляли и не собираетесь употреблять, просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
7.1. Раз в день.
7.2. 2-3 раза в неделю.
7.3. Раз в неделю.
7.4. Раз в месяц.
7.5. Раз в полгода.
7.6. Раз в год.
8. Где Вы впервые попробовали наркотики, психотропные вещества? (один ответ). Если Вы не употребляете и не употребляли, просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
8.1. На природе, за городом.
8.2. Дома.
8.3. На улице, во дворе, в подъезде.
8.4. В клубах, на дискотеках.
8.5. В гостях у друзей, знакомых.
8.6. В образовательном учреждении.
8.7. В общественном туалете.
8.8. В других местах.
9. Кто впервые предложил Вам попробовать наркотик, психотропное вещество? (один ответ). Если Вы не употребляете и не употребляли, просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
9.1. Одноклассники.
9.2. Друзья, с которыми я встречаюсь после учебы.
9.3. Кто-то из членов семьи.
9.4. Кто-то из знакомых.
9.5. Сам(а) решил(а) попробовать.
9.6. Кто-то другой.
10. Хотели бы Вы отказаться от потребления наркотиков, психотропных веществ в этом году? (один ответ). Если Вы не употребляете и не употребляли, просим не отвечать на нижеследующие вопросы.
10.1. Определенно да.
10.2. Скорее да.
10.3. Скорее нет.
10.4. Определенно нет.
11. Укажите, пожалуйста, Ваш пол.
11.1. Мужской
11.2. Женский.
Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 21 июля 2014 г. N 86-МПР/159-МПР в наименование настоящего приложения внесены изменения
См. текст наименования в предыдущей редакции
Приложение 3
к Инструктивно-методическим указаниям
по порядку организации и деятельности общественных
наркопостов - постов здоровья
в общеобразовательных организациях
(с изменениями от 7 апреля, 21 июля 2014 г.)
Отчет
о работе наркопоста___________________________________________
(наименование общеобразовательной организации)
за ______________________________________________________________________
(отчетный период)
ступени |
Количество обучающихся всего |
Количество обучающихся, охваченных работой наркопоста |
Обучающиеся, состоящие на учете на начало отчетного периода |
Обучающиеся, взятые на учет в отчетном периоде |
Обучающиеся, снятые с учета в течение отчетного период |
Обучающиеся, состоящие на учете на конец отчетного периода |
||||||||||||||||
Всего |
за устойчивое курение |
за употребление спиртных напитков |
за употребление токсических веществ |
за употребление наркотиков, психотропных веществ |
Всего |
за устойчивое курение |
за употребление спиртных напитков |
за употребление токсических веществ |
за употребление наркотиков, психотропных веществ |
Всего |
за устойчивое курение |
за употребление спиртных напитков |
за употребление токсических веществ |
за употребление наркотиков, психотропных веществ |
Всего |
за устойчивое курение |
за употребление спиртных напитков |
за употребление токсических веществ |
за употребление наркотиков, психотропных веществ |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ступени |
Консультировано психологом |
Направлено на консультацию к наркологу |
Профилактическая работа |
Диагностическая работа |
Работа с родителями |
Организационно-методическая работа |
||||||||
Количество мероприятий |
Число охваченных |
Количество социально-педагогических обследований |
Охвачено социально-педагогическими обследованиями |
Количество психологических обследований |
Охвачено психологическими обследованиями |
Количество консультаций |
Число охваченных |
Количество просветительских мероприятий |
Число охваченных |
Количество мероприятий |
Число охваченных |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель ___________________________
(ФИО) Телефон/факс _____________________ Эл. почта ______________________
Реализация профилактических образовательных программ
и развитие добровольческого движения в общеобразовательной организации
за ______________________________________________________________________
(отчетный период)
|
Показатели мониторинга профилактических образовательных программ, направленных на профилактику употребления ПАВ (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, наркомания) |
Показатели мониторинга подготовки добровольцев в рамках проекта "Добровольческий актив - ДА!" и др. |
||||||||
|
Название программы |
Возрастная категория обучающихся, охваченных программой (класс) |
Общее количество обучающихся данной возрастной категории в общеобразовательной организации |
Количество обучающихся, охваченных программой за отчетный период |
Количество педагогов, прошедших подготовку по данной программе в течение отчетного периода |
Количество педагогов, реализующих данную программу в течение отчетного периода |
Количество подготовленных добровольцев в течение отчетного периода |
Количество педагогов-кураторов |
Количество реализованных социальных проектов в течение отчетного периода |
Количество обучающихся, охваченных социальными проектами в течение отчетного периода |
|
"Полезные привычки" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Все цвета, кроме черного" |
|
|
|
|
|
|||||
"Полезные навыки" |
|
|
|
|
|
|||||
"Полезный выбор" |
|
|
|
|
|
|||||
"Полезная прививка" |
|
|
|
|
|
|||||
"Все, что тебя касается" |
|
|
|
|
|
|||||
Другие профилактические образовательные программы, внедрение которых осуществляется в общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель _____________________________________
(ФИО) Телефон/факс _____________________ Эл. почта ______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения Иркутской области от 2 августа 2013 г. N 52-МПР/130-МПР "Об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, в Иркутской области"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Областная" от 16 августа 2013 г. N 90(1111)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства здравоохранения Иркутской области от 29 октября 2020 г. N 81-мпр/N 56-мпр
Изменения вступают в силу с 2 ноября 2020 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 22 марта 2019 г. N 19-мпр/18-мпр
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2019 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 26 апреля 2018 г. N 51-мпр/29-мпр
Изменения вступают в силу с 25 мая 2018 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 4 октября 2017 г. N 70-мпр/62-мпр
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2017 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 17 августа 2016 г. N 93-МПР/67-МПР
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 21 июля 2014 г. N 86-МПР/159-МПР
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства здравоохранения Иркутской области от 7 апреля 2014 г. N 39-МПР/115-МПР