Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 9 февраля 2009 г. N 031-06-339/9
Методические рекомендации
по разработке системы управления охраной труда в организациях,
осуществляющих свою деятельность на территории г.Иркутска
19 марта 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке Системы управления охраной труда (именуемые далее - рекомендации) содержат практические рекомендации по созданию и развитию систем управления охраной труда и рекомендованы для использования организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателями - физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории г.Иркутска.
1.2. Система управления охраной труда (именуемая далее - СУОТ) - составная часть общей политики и системы управления организации, обеспечивающая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным законодательством РФ об охране труда и промышленной безопасности, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации по безопасности и гигиене труда, на снижение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
1.3. Методологической основой СУОТ является ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст и другие нормативные правовые акты РФ.
1.4. Разработка и внедрение СУОТ содействует выполнению обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации, а также в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
II. Основные цели разработки СУОТ
2.1. Цели разработки СУОТ:
- создание в организации единой системы управления охраной труда в качестве составной части системы управления организацией;
- обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям, установленным законодательством РФ об охране труда и промышленной безопасности;
- улучшение деятельности в области охраны труда, содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
III. Общие требования к СУОТ
3.1. В основе разработки СУОТ лежит концепция, согласно которой организация должна периодически анализировать и оценивать свою СУОТ, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшения и реализации, а также принцип всеобщей вовлеченности - участие работников и их представителей во всех элементах СУОТ.
3.2. СУОТ включает в себя следующие основные элементы:
- политика,
- организация,
- планирование и применение,
- оценка,
- действие по совершенствованию.
3.3. СУОТ должна предусматривать:
- интеграцию в общую систему управления деятельностью организации;
- осуществление корректирующих действий по ее адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- обязательства работодателя по постоянному улучшению условий и охраны труда;
- формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства;
- обязанности работников по охране труда;
- стимулирование работы по охране труда.
3.4. Уровень детализации и сложности СУОТ, объем документации и выделяемые ресурсы зависят от масштаба и специфики деятельности организации.
IV. Политика организации в области охраны труда
4.1. Работодатель отвечает за политику в области охраны труда (далее - политика), проявляет инициативу в решении проблем охраны труда и заинтересованность в ее реализации.
4.2. Политика должна отражать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законодательства РФ об охране труда и иных нормативных правовых актов РФ, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнить;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.
4.3. Политика должна учитывать специфику деятельности организации, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности работников, устанавливать приоритеты, цели и задачи по охране труда для каждого структурного подразделения и уровня управления, быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон, а ее реализация должна получать необходимое и достаточное ресурсное (техническое, финансовое, кадровое) обеспечение и поддержку руководителей организации.
4.4. Основные принципы политики должны быть оформлены в виде отдельного документа, кратко и четко изложены и доведены до сведения всех работников.
4.5. Политика должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия труда и информацию по вопросам охраны труда.
4.6. Основные направления политики в области охраны труда организации приведены в Приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
V. Организация СУОТ
5.1 Обязанности и ответственность.
Для функционирования СУОТ работодатель обеспечивает руководство деятельностью по охране труда в организации, распределяет обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию всех элементов СУОТ.
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ.
Работодатель с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в СУОТ устанавливает их обязанности и полномочия в этой области в зависимости от функций и задач в системе обеспечения безопасности труда:
- по организации и координации работ по охране труда и производственному контролю;
- по обеспечению промышленной безопасности (обеспечение безопасности производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений);
- по обучению работников безопасности труда;
- по обеспечению контроля за состоянием условий и охраны труда;
- по информационному обеспечению охраны труда;
- по созданию экономических механизмов обеспечения безопасности труда.
Примерные обязанности и полномочия руководителей и работников организации по вопросам охраны труда приведены в Приложении N 2 к настоящим рекомендациям.
5.2 Компетентность и подготовка.
Работодатель определяет требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда и разрабатывает документацию (положения, программы, методики) по обучению и проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности.
Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда и промышленной безопасности в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации - на их руководителей.
Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения трудовых функций. Для этих целей разрабатываются программы обучения по охране труда.
Программы обучения работников должны:
- охватывать все категории работников организации;
- предусматривать своевременную, с соответствующей периодичностью, эффективную, первоначальную и периодическую подготовку;
- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их эффективности;
- предусматривать оформление результатов проверки знаний.
Постановлением администрации г.Иркутска от 19 марта 2014 г. N 031-06-292/14 в пункт 5.3 настоящего приложения внесены изменения
5.3 Документация СУОТ.
Документация СУОТ устанавливается в зависимости от размера, характера и вида деятельности организации, сложности и взаимодействия технологических процессов, компетентности работников, требований законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности и содержит:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих функций и обязанностей по охране труда;
- наиболее значительные опасности (риски), вытекающие из деятельности организации, мероприятия по их предупреждению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ.
Документация СУОТ должна быть оформлена в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране труда и периодически анализироваться, своевременно корректироваться и быть легкодоступной для всех работников организации.
Организация должна вести следующие формы документов:
- по регистрации проведения инструктажей по охране труда;
- по проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- по разработке и учету инструкций по охране труда для работников;
- по специальной оценке условий труда;
- материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- по учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- по организации промышленной безопасности;
- по организации выполнения требований санитарного законодательства;
- по организации контроля за выполнением требований охраны труда и промышленной безопасности;
- по организации отчетности по охране труда и оперативной информации по вопросам охраны труда;
- другие документы по охране труда и промышленной безопасности.
Работники должны иметь право доступа к документации, относящейся к их производственной деятельности и здоровью.
VI. Планирование и применение СУОТ
Постановлением администрации г.Иркутска от 19 марта 2014 г. N 031-06-292/14 в пункт 6.1 настоящего приложения внесены изменения
6.1 Исходный анализ.
Для внедрения СУОТ в существующую систему управления организацией и приведения ее в соответствие с современными требованиями законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности проводится анализ действующей системы управления охраной труда в организации.
Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. При анализе определяются:
- перечень законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, промышленной безопасности и гигиене труда, программ по охране труда и других требований, соблюдение которых организация принимает на себя, с учетом требований законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности;
- опасности и риски для безопасности и здоровья, связанные с видами деятельности организации и их оценка;
- достаточность действующих или планируемых мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
- анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
При определении опасностей и рисков, рекомендуется рассматривать следующее:
- зарегистрированные в государственном реестре опасные производственные объекты;
- производственные объекты, на которые предоставляется декларация промышленной безопасности;
- опасные технологические операции;
- состояние травматизма и аварийности на предприятии;
- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;
- причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой;
- результаты специальной оценки условий труда;
- статистика заболеваемости на предприятии;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты;
- режим труда и отдыха;
- как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями;
- оснащение аварийных служб;
- вопросы деятельности организации, связанные с противопожарной защитой и другими видами деятельности.
Анализируемые факторы должны охватывать всю деятельность организации и стать основными направлениями планирования работы по охране труда, как база для разработки целей и задач в области охраны труда.
Результаты исходного анализа, оформленные документально, используются для принятия решений о применении или совершенствовании СУОТ, а также для сравнения и оценки ее совершенствования.
6.2. Планирование, разработка и применение СУОТ.
Цель планирования в СУОТ заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.
Мероприятия должны основываться на выбранных приоритетах по результатам исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных.
Основные направления планирования:
- составление планов улучшения условий и охраны труда (комплексного, текущего (годового), оперативного (квартального, месячного), которые являются составляющими плана экономического и социального развития организации;
- программы улучшения условий и охраны труда;
- заключение коллективного договора, соглашения по охране труда.
При планировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда организация определяет цели охраны труда для каждого структурного подразделения и ее функциональных служб.
Мероприятия по планированию должны включать:
- определение и расстановку приоритетности целей по охране труда;
- вопросы по повышению или поддержанию существующего уровня состояния условий и безопасности труда;
- устранение причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- сроки выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности;
- предоставление необходимой технической поддержки и материальных ресурсов в соответствии с законодательством об охране труда РФ.
Планы оформляются, как правило, приложениями к коллективному договору и разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, согласовываются с профсоюзной организацией или иным представительным органом работников и утверждаются работодателем и корректируются при введении изменений в технологические процессы, оказываемые услуги, условия функционирования и при других изменениях в деятельности организации.
6.3 Предотвращение опасностей.
В организации определяются операции и виды деятельности, которые связаны с вредными и (или) опасными, тяжелыми условиями труда.
При планировании этих операций и видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, необходимо:
- обеспечивать внедрение мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также по устранению возникающих отклонений от требований охраны труда;
- обеспечивать контроль соответствия технологических процессов нормативным требованиям;
- устанавливать и обеспечивать использование методов выявления рисков для здоровья и безопасности работников, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирование поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
- устанавливать соответствующие процедуры по минимизации и устранению рисков для здоровья и безопасности работников при проектировании рабочих мест, технологических процессов и оборудования.
Для предотвращения опасностей организация предусматривает:
- предупредительные и контролирующие меры;
- управление изменениями;
- меры по предупреждению аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий;
- меры по обеспечению безопасности при снабжении организации;
- меры по обеспечению безопасности при проведении подрядных работ.
6.4 Предупредительные и контролирующие меры:
Предупредительные и контролирующие меры должны осуществляться в следующем порядке:
- устранить возможные опасности (риски);
- ограничить опасности (риски) в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер, также путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
- бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасностей (рисков) средствами коллективной защиты и принять меры по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.
6.5. Управление изменениями.
При введении изменений, влияющих на охрану труда (применение новых технологических или организационных структур, применение новых приемов труда, материалов, процессов, оборудования, изменений законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности, прием на работу новых работников и специалистов и т.д.), должны быть:
- определены опасности и выполнена оценка рисков на рабочих местах;
- обеспечено качественное и своевременное информирование и подготовка по охране труда всех работников организации, которых затрагивает это изменение;
- организовано, при необходимости, обсуждение с участием работников, их представителей или представителей комитета (комиссии) по охране труда.
6.6 Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий.
Организация должна выявлять возможности возникновения аварийных ситуаций и разрабатывать планы действий работников в возможных аварийных ситуациях, при ликвидации их последствий, анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий, а также периодически проверять практическую подготовленность работников к действиям в аварийных ситуациях
Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.
6.7. Снабжение.
Организация определяет и оценивает требования нормативных правовых актов РФ, разрабатывает собственные требования обеспечения безопасности и здоровья работников для включения их в условия материально-технического снабжения и аренды, в том числе до приобретения товаров и услуг (сертификаты соответствия материалов, оборудования, приспособлений, средств индивидуальной защиты и т.д.), а также мероприятия по выполнению этих требований до использования приобретаемых товаров и услуг.
6.8. Подрядные работы.
Организация разрабатывает и устанавливает мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, по применению их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивает своевременную корректировку этих мероприятий.
Мероприятия должны:
- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
- обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и/или их работников, а также их инструктаж на рабочих местах;
- отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
- обеспечивать выполнение подрядчиком(ами) требуемых мероприятий по охране труда на площадке организации.
VII. Оценка СУОТ
Постановлением администрации г.Иркутска от 19 марта 2014 г. N 031-06-292/14 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения
7.1 Наблюдение и измерение результатов деятельности СУОТ.
Объектами наблюдения являются:
- основные производственные риски опасных технологических операций;
- опасные производственные объекты;
- условия труда на рабочих местах (специальная оценка условий труда);
- заболеваемость работников и другие.
Выбору объектов наблюдения промышленной безопасности и охраны труда предшествует определение конкретных показателей, подлежащих определению в каждом из объектов (например, предельно допустимые нормы воздействия вредных и опасных производственных факторов, тяжесть и напряженность труда и т.п.) и сроков его проведения.
Организация разрабатывает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение наблюдения, ключевые параметры показателей СУОТ в пределах всей организации, определяет ответственных лиц по их выполнению, распределяет обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры.
Основными видами наблюдения являются:
- контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями (2-х, 3-х, 4-х ступенчатый контроль);
- контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;
- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, требований санитарного законодательства;
- периодический контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда, осуществляемый представителями работодателя с участием членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда работников;
- общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
- анализ выполнения программ и планов по улучшению условий и охраны труда;
- проверки со стороны контролирующих органов.
Измерения параметров и контроль инструментально измеряемых параметров условий труда на рабочих местах осуществляется собственными лабораториями или специализированными организациями, аккредитованными в данной области.
Основными задачами контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в организации являются:
- выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности;
- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда, нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
7.2 Текущее наблюдение.
Организация определяет объекты, которые необходимо взять под постоянный контроль и частоту его проведения, исходя из уровня риска на выбранном объекте, в том числе обследование оборудования и установок.
Например: частота осмотра установок или оборудования установлена законодательством РФ. В качестве составной части СУОТ должен быть подготовлен график осмотров на основе результатов выявления опасных факторов и оценки рисков, действующих нормативов и законодательства РФ.
Текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и приемов работы должны осуществлять руководители среднего звена в соответствии с разработанными методиками наблюдений и измерений. Все руководители должны осуществлять проверки производственных объектов на соблюдение требований регламентов, норм и правил СУОТ.
7.3 Реагирующее наблюдение.
Реагирующее наблюдение включает определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности), инцидентов на производстве;
- других потерь, таких, как имущественный ущерб;
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ;
- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве направлено на выявление недостатков в СУОТ и оформляется документами, предусмотренными соответствующими нормативными правовыми актами РФ.
В целях предотвращения повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве разрабатываются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и предупреждению их повторения.
Аналогичные планы мероприятий разрабатываются по результатам проверок со стороны государственных надзорных органов.
Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями (органами надзора и контроля, учреждениями социального страхования), рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.
7.4 Проверка.
Проверки проводятся с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью, лица (работники организации либо работники сторонней организации).
Организация разрабатывает программу проверок (методику, положение, правила, инструкцию), которая включает в себя определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту проведения проверки, а также формы отчетности.
Проверка включает оценку эффективности элементов СУОТ в организации или ее подсистем.
Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, осуществляются с участием представителей работников в установленном порядке.
7.5 Анализ эффективности СУОТ руководством.
Руководство организации через определенные промежутки времени анализирует эффективность действующих мероприятий по выполнению политики СУОТ и реализации намеченных целей и задач.
Организация разрабатывает процесс анализа эффективности СУОТ руководством, который должен предусматривать:
- периодичность его проведения;
- сбор всей необходимой информации, порядок и формы ее предоставления;
- документированное оформление анализа и его результатов.
Анализ эффективности СУОТ должен учитывать:
- результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов, наблюдения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, в том числе организационные, которые могут влиять на СУОТ;
- информацию о новых разработках, производствах, технологиях, внедряемых в организации, которые могут потребовать изменения целевых показателей организации или ее политики.
Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ руководством должны быть документально оформлены и в установленном порядке доведены до сведения лиц, ответственных за конкретные элементы СУОТ, для принятия надлежащих мер, также комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
Результаты анализа СУОТ используются для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда.
VIII. Действия по совершенствованию СУОТ
8.1 Предупреждающие и корректирующие действия в СУОТ.
Если результаты оценки результативности СУОТ показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно разработаны другие меры.
При разработке этих мер учитываются:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий СУОТ;
- выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения нарушения;
- регистрацию любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия.
8.2 Непрерывное совершенствование СУОТ.
В организации должны устанавливаться и осуществляться мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации в области охраны труда;
- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты наблюдений и измерений результатов деятельности;
- расследования причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов;
- предложения по результатам проверок состояния условий и охраны труда;
- выводы анализа эффективности СУОТ руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации;
- изменения в законодательстве РФ об охране труда и локальных нормативных правовых актах организации;
- новую информацию в области охраны труда;
- достижения других организаций.
Первый заместитель мэра - |
Г.Д.Зюбр |
Начальник отдела по управлению |
Е.В.Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.