Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Ведомственная целевая программа "Молодежь Ангарска" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) реализовывается в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.
При разработке настоящей Программы рассматриваются актуальные проблемы профессионального выбора, научно-технического творчества, созидательной активности молодежи, а также возможностей и ограничений получения государственной поддержки в этих вопросах, обусловленные двумя факторами:
- особенности целевой группы;
- текущая практика государственной молодежной политики.
Во-первых, молодежь - целевая группа настоящей Программы - довольно неоднородный объект управления. Молодежью считаются люди от 14 до 30 лет, но содержание государственных услуг, предлагаемых, например, школьникам и молодым специалистам, должно различаться. Информация о характеристиках молодежи (кроме половозрастной структуры), на основе которой можно было бы сформировать пакеты государственных услуг, ориентированные на потребности разных категорий потребителей, в настоящее время носит отрывочный и во многом субъективный характер.
Во-вторых, молодежь - специфическая целевая группа, одновременно сильная и слабая. Преимущество молодежи заключается в том, что она обладает наиболее высоким относительно других возрастных групп инновационным потенциалом. Действительно, люди данной возрастной категории уже получили многие знания и навыки, но еще не утратили привычку учиться, осваивать новые компетенции. С другой стороны, это и слабая сторона молодежи, именно в этом возрасте жизненные ориентиры, в соответствии с которыми инновационный потенциал будет реализовываться, еще неустойчивы, они только формируются и корректируются. Поэтому для молодежи важна поддержка со стороны людей, обладающих жизненным опытом, что позволяет адаптировать интересы молодого человека к вероятным вызовам дальнейшей профессиональной жизни, сориентировать пока неявно выраженные жизненные приоритеты.
Третья особенность молодежи связана с изменением жизненного уклада семьи и выстраиванием социально-экономических отношений в обществе. В условиях отсутствия устоявшихся моделей поведения произошла дифференциация, выделились прямо противоположные жизненные стратегии. У многих молодых людей сформировалась привычка к патернализму, проявления которой - социальный паразитизм, инфантильность. В результате молодые люди оказываются неготовыми к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. С другой стороны, поведение значительного количества молодых людей отличается самостоятельностью, ответственностью. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру. Однако обе группы характеризуются низким уровнем интереса к политической, гражданской жизни, то есть не позиционируют себя как члены общества.
Применительно к молодежной политике в настоящее время используется термин "социализация молодежи в обществе", термин социализация не в полной мере отвечает той миссии, которая возлагается молодежной политикой и на молодежь и на общество. Термин социализация не предполагает позитивных качественных изменений той социальной группы, в которую социализируется тот или иной субъект или объект молодежной политики, тем более что субъектно-объектные отношения не вписываются в рыночные отношения. В то же время этот термин не только не понятен большей части молодежи, но и вызывает споры и среди представителей науки.
Более всего соответствует тем процессам, которые протекают в молодежной политике, термин самоопределение, ориентированное на развитие без ущерба, которое формирует потенциально-успешную структуру личности с потенциалом развития территории, способную к включению молодежи в процессы развития территории.
Переходя от базового процесса "социализации" к процессу "самоопределения", делаем акцент на субъектно-партнерские отношения в рамках реализации молодежной политики и начинаем относиться к молодежи как к партнеру, а не как к объекту воздействия. Самоопределение означает принятие ответственности не только за себя, но и за ближайшее социальное окружение, с самоопределившимся человеком возможно выстраивать партнерские отношения.
Принимая во внимание тот факт, что только самоопределившаяся категория молодежи имеет первоначальный потенциал (начальный капитал) становления социально успешной личности (человеческий капитал или потенциал в развитии территории), к другой, не самоопределившейся категории молодежи, мы вынужденно будем выстраивать субъект-объектные отношения. Самой высокой ценностью общества являются свободные люди, способные ставить цели, добиваться их реализации и нести ответственность за полученные результаты. Те, кто не способен этого делать - не способны сами определять свою судьбу. За них это делают другие. Люди несамоопределенные себе не принадлежат, они - материал для чужих манипуляций.
Еще одной серьезной проблемой, влияющей на содержание Программы, является сокращение по образовательным учреждениям всех видов штатных единиц психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе - проблема увеличения количества незанятых подростков и молодежи во внеучебное время, что приводит к росту негативных явлений в молодежной среде города Ангарска, росту правонарушений и преступности. Считаем необходимым рассмотреть вопрос о создании на территории города Ангарска молодежных центров, которые некоторым образом создали бы альтернативу уличной безнадзорности молодежи и "ничегонеделанью" во внеучебное время.
Настоящая Программа разработана как документ, определяющий основную идею развития молодежной политики в городе Ангарске: молодежь - основной потенциал социально-экономического роста территории.
Использование программно-целевого метода в решении задач молодежной политики позволит объединить усилия органов местного самоуправления, общественных объединений, правоохранительных органов, осуществить полноценное взаимодействие всех заинтересованных структур, сосредоточить финансовые средства на достижении конкретных результатов по приоритетным направлениям. Кроме того, программно-целевой метод позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.
Привлечение молодежи к решению проблем на городском уровне позволяет им непосредственно участвовать в жизни своего города и быть востребованными обществом. Такой подход является особенно важным, так как это позволяет быстрее осознать молодежи свою социальную и историческую ответственность за будущее своего города, региона и государства в целом. Молодежь должна стать активным участником всех социальных, экономических и общественно-политических процессов города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.