Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
1.1. Деятельность администрации города Ангарска
Администрация города Ангарска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ангарска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Ангарска федеральными законами и законами Иркутской области (далее - отдельные государственные полномочия).
Руководство администрацией осуществляет Глава города Ангарска как глава администрации города Ангарска на принципах единоначалия.
Правовые основы организации и деятельности администрации города Ангарска, полномочия, структуру администрации города Ангарска, полномочия органов и должностных лиц администрации города Ангарска, порядок назначения и освобождения руководителей органов администрации города Ангарска и иных лиц, формы работы администрации города Ангарска, правовые акты, издаваемые должностными лицами администрации города Ангарска, взаимодействие администрации города Ангарска с Думой города Ангарска, органами государственной власти и организациями определяет Положение об организации и деятельности администрации города Ангарска, утвержденное решением Думы города Ангарска от 28.02.2012 N 715-75гД (далее - Положение), которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Иркутской области, Уставом города Ангарска.
Для решения вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий необходимо организационное, материально-техническое, информационное и финансовое обеспечение.
Здания, находящиеся в собственности администрации города Ангарска, построены в 1956 году, имеют срок эксплуатации почти 60 лет с износом свыше 50 %. За период эксплуатации в 2013 - 2014 произведен ремонт 1-4 этажей здания и инженерных коммуникаций по адресу: 59 квартал, дом 4, помещение 1. Требуется произвести ремонт лестничных площадок, подвального помещения по адресу: 59 квартал, дом 4, помещение 1, а также ремонт здания и инженерных коммуникаций по адресу: 59 квартал, дом 4, помещение 2.
Автомобильный транспорт, находящийся в собственности администрации города Ангарска, включает в себя 5 единиц техники 2008 - 2013 годов выпуска, который на сегодняшний день изношен на 60 - 70 % по причине интенсивного использования в служебных целях. Большой износ сказывается на увеличении расхода топлива, ремонтных материалов и запчастей. При этом следует отметить, что капитальный ремонт автомобильной техники за период ее эксплуатации не проводился.
1.2. Предоставление государственных и муниципальных услуг
Одним из ключевых факторов успешного развития государства и признания его положения на международном уровне является удовлетворенность проживающих в нем граждан, чего, безусловно, невозможно достичь без качественного государственного и муниципального управления. Востребованность государственных и муниципальных услуг и по настоящее время остается на стабильно высоком уровне. Наиболее востребованными у населения являются услуги в сфере социальной поддержки граждан, по определению или подтверждению гражданско-правового статуса гражданина, в частности, услуги Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
В целях создания в Российской Федерации социально-ориентированной среды одной из приоритетных задач для федеральных, региональных и муниципальных органов стало повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. В этой связи одним из направлений совершенствования государственного управления в Российской Федерации явилась административная реформа, основные принципы которой были обозначены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, (далее - Концепция административной реформы). Концепция административной реформы предусматривала три основных направления: изменение структуры органов исполнительной власти, изменение состава их функций и его распределения (в том числе - сокращение несвойственных и избыточных функций) и регламентацию деятельности государственных и муниципальных служащих и упорядочение их статуса. Последнее направление, в частности, предполагало обеспечить прозрачность в работе органов исполнительной власти, их открытость для общества.
Для достижения установленных целей административной реформы именно Концепцией административной реформы обозначено в качестве одной из задач - создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). МФЦ призваны обеспечить предоставление комплекса государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг органами местного самоуправления, при этом взаимодействие, необходимое для оказания государственной или муниципальной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п.), должно происходить без участия заявителя.
По данным мониторинга реализации административной реформы в 2008 году при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению органами исполнительной власти выявлен ряд недостатков, которые являются административными барьерами предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:
1. волокита и необходимость многократного обращения в органы исполнительной власти и долгое ожидание результата;
2. недостаток информации о процедуре получения услуги;
3. неудобное время приема посетителей;
4. неудобные, неприспособленные для ожидания помещения и другое.
Выявленные недостатки предоставления государственных и муниципальных услуг приводят к низкому качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, основанному на:
- необоснованном привлечении заявителей к процессам сбора различного рода документов и справок;
- многократном личном взаимодействии сотрудников органов исполнительной власти с заявителями;
- несогласованности графиков работы различных структур и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, обслуживающих заявителей.
Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно в рамках единой программы посредством реализации комплекса организационных (совершенствование процесса предоставления услуг и межведомственного взаимодействия, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих), информационных, нормативно-методических (совершенствование нормативной базы) и технических мероприятий (переоборудование присутственных мест).
Наиболее эффективным механизмом, позволяющим комплексно, по принципу "одного окна", реализовать все перечисленные направления повышения качества государственных и муниципальных услуг, является создание МФЦ.
Основой создания и деятельности МФЦ является концепция "сервисного" государства, согласно которой назначение государства заключается в служении гражданину и практически любая деятельность государства по взаимодействию с гражданином является государственной услугой. Идея создания МФЦ является новым принципом управления для системы оказания государственных и муниципальных услуг в России, при этом не является новшеством для мирового опыта государственного управления.
Главная идея создания МФЦ заключается в том, чтобы объединить идентичные административные процедуры органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении услуг гражданам в виде организации единой точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов. Создание МФЦ направлено, в первую очередь, на снижение нагрузки на граждан по сбору документов - взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления и увеличение перечня услуг, предоставление которых организуется в МФЦ, должно привести к максимальному освобождению граждан от самостоятельного сбора документов и информации, находящихся в органах государственной власти и органах местного самоуправления и подведомственных им организациях.
Синхронизированное предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых организациями, не являющимися органами власти, в МФЦ позволяет получить комплексную услугу комфортно, качественно и своевременно. Основное назначение МФЦ заключается в том, чтобы в пределах одного здания аккумулировать услуги всех органов государственной власти и органов местного самоуправления и ликвидировать взаимодействие заявителя с чиновниками. Важное отличие МФЦ от органа власти состоит не только в самом процессе оказания государственных и муниципальных услуг, но и обеспечении комфортных условий для заявителей.
Таким образом, работа по созданию МФЦ является приоритетной как для органов власти субъектов Российской Федерации, так и для органов местного самоуправления.
Создание в городе Ангарске МФЦ - учреждения, позволяющего не только упростить процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, синхронизировать работу различных органов и ведомств, но и, одновременно, обеспечить комфорт посетителей, а также снизить временные и финансовые затраты граждан при получении государственных и муниципальных услуг, явилась одной из первостепенных задач администрации города Ангарска.
Населению города Ангарска, начиная с 2013 года, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется, в том числе в МАУ города Ангарска "МФЦ", учредителем которого является администрация города Ангарска.
Учитывая главную идею создания МАУ города Ангарска "МФЦ" - объединение идентичных административных процедур органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении услуг гражданам в виде организации единой точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов, целями создания и деятельности МАУ города Ангарска "МФЦ" являются:
- обеспечение единого стандарта предоставления государственных и муниципальных услуг на территории города Ангарска;
- ликвидация рынка "посреднических" услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории города Ангарска;
- упрощение процедур получения заявителями государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа "единого окна";
- повышение удовлетворенности заявителей качеством предоставления услуг.
В свою очередь, основным видом деятельности МАУ города Ангарска "МФЦ" является организация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" посредством:
1. Создания централизованного приема запросов физических и юридических лиц (далее - заявителей), регистрации и выдачи заявителям документов органов и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, и снижение затрат заявителей при взаимодействии с органами и организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги.
2. Предоставления возможности заявителям получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, и минимизация сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Повышения информированности заявителей о порядке, способах и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и информирование заявителей о результате предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Повышения качества и доступности, предоставляемых заявителям услуг государственными и муниципальными органами, а также иными организациями, внедрение практики дистанционного предоставления государственных и муниципальных услуг и интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
5. Повышения комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг.
6. Организации информационного обмена данными между МАУ города Ангарска "МФЦ" и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом.
7. Снижения административных барьеров, противодействия коррупции, ликвидации рынка "посреднических" услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
С учетом проведенного анализа в 2013 году (за период с 18.09.2013 по 31.12.2013), в МАУ города Ангарска "МФЦ" обратилось 17 907 заявителей как лично, так и через сектор телефонного информирования, что превысило общий показатель количества заявителей, установленный администрацией города Ангарска в муниципальном задании МАУ города Ангарска "МФЦ" в целом на 10 %, и, безусловно, свидетельствует о положительной оценке деятельности МАУ АМО "МФЦ" заявителями.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определен показатель совершенствования системы государственного управления, согласно которому доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ, к 2015 году должна быть не менее 90 %. Вместе с тем сохраняются проблемы в предоставлении государственных и муниципальных услуг:
- отсутствие единой системы информационно-справочной поддержки заявителей по вопросам получения государственных и муниципальных услуг, что приводит к недостаточному уровню информированности заявителей о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг в МАУ города Ангарска "МФЦ";
- сложность и трудоемкость предварительного сбора документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
- слабая организация системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе между МАУ города Ангарска "МФЦ" и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- серьезные временные затраты доступа к месту предоставления услуги населению города Ангарска, проживающему в отдаленных районах города Ангарска, вынужденному добираться до МАУ города Ангарска "МФЦ";
- недостаточное использование при предоставлении государственных и муниципальных услуг современных информационных ресурсов, позволяющих организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде и упростить процессы их получения.
Необходимость решения задачи по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в МАУ города Ангарска "МФЦ" программно-целевым методом обусловлена ее масштабностью, ресурсоемкостью, комплексностью, взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разноплановых мероприятий материально-технического, организационного и иного характера.
1.3. Развитие информационно-коммуникационных технологий для совершенствования работы Администрации города Ангарска
На сегодняшний день в Российской Федерации развитие информационно-коммуникационных технологий признано одним из приоритетных направлений модернизации экономики страны. За последние годы разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые отражают необходимость развития информационно-коммуникационных технологий как в рамках государства в целом, так и в каждом муниципальном образовании Российской Федерации. Основными целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления.
В настоящее время созданы необходимые технологические и организационные предпосылки для совершенствования работы Администрации города Ангарска (далее - Администрации города) на основе широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Создана единая компьютерная сеть Администрации города. 99 % пользователей единой компьютерной сети Администрации города обеспечены доступом в сеть Интернет и электронной почтой. Всем пользователям предоставлен доступ к информационным ресурсам сети.
Создан и устойчиво функционирует официальный сайт Администрации города Ангарска, на котором размещена и постоянно пополняется информация о деятельности органов местного самоуправления города, о важнейших событиях и проводимых в городе мероприятиях.
В отраслевых (функциональных) органах Администрации города используется программное обеспечение электронного документооборота.
Вместе с тем, остаются нерешенные проблемы - сохраняющееся неравенство отраслевых (функциональных) органов Администрации города в техническом обеспечении.
В условиях использования современного программного обеспечения необходима постоянная модернизация вычислительной техники.
Программное обеспечение и вычислительная техника требует постоянного сопровождения и обновления.
На балансе Администрации города Ангарска находится 150 действующих единиц вычислительной техники, в том числе 50 единиц с печатающими устройствами. Вычислительная техника с печатающими устройствами требует своевременной профилактики и заправки расходными материалами.
В настоящее время вопросы эффективного использования средств бюджета города Ангарска в достижении максимального экономического эффекта при реализации мероприятий по созданию и развитию ИКТ остаются актуальными.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого метода, который позволит:
- обеспечить концентрацию средств, выделяемых из бюджета города Ангарска, для решения задач в области развития и использования информационных технологий;
- проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования информационных технологий в целях совершенствования деятельности по управлению муниципальным образованием;
- обеспечить эффективное взаимодействие в области развития и использования информационных технологий.
В настоящее время в администрации города 30 % вычислительной техники является морально устаревшей и требует замены.
Программное обеспечение (далее - ПО):
- антивирусное ПО,
- система электронного документооборота,
- система "Босс-Кадровик",
- электронные справочные базы данных,
- справочно-правовое программное обеспечение, требует постоянного сопровождения и обновления на основе лицензионного соглашения.
Для создания эффективной системы планирования и управления процессом информатизации структурных подразделений Администрации города необходима реализация единой системы взглядов и представлений о процессах информатизации, комплекса организационно-методических и нормативных документов, обеспечивающих согласованное и взаимоувязанное развитие муниципальных информационных систем и элементов инфраструктуры.
1.4. Информационное освещение деятельности органов местного самоуправления
Открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления является важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданским обществом и органами власти. Необходимо максимально использовать ресурсы гражданского общества. В этой связи большое значение приобретают механизмы общественного партнерства. Вместе с тем требуется повышение уровня информированности граждан по вопросам деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск.
Экспертный опрос показал, что наиболее активными способами участия населения в общественной жизни города Ангарска являются: выборы и референдумы (73,2 %), публичные слушания (61,0 %), вхождение в общественные организации (53,7 %), обращение к власти через СМИ (53,7 %).
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на органы местного самоуправления возложена обязанность по опубликованию муниципальных правовых актов, доведению до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
С целью реализации данных полномочий администрацией города Ангарска реализованы следующие мероприятия:
1) учреждено печатное средство массовой информации - газета "Мой Ангарск", в которой публикуются муниципальные правовые акты администрации города Ангарска, официальная информация о деятельности администрации города Ангарска, социально-экономическом и культурном развитии города Ангарска. Газета издается еженедельно тиражом 28000 экземпляров и распространяется бесплатно;
2) создан и функционирует официальный сайт администрации города Ангарска, на котором размещается полная и актуальная информация о деятельности администрации города Ангарска, социально-экономическом и культурном развитии города Ангарска, инвестиционном климате, порядке и сроках предоставления муниципальных услуг, в том числе бланки заявлений на предоставление той или иной муниципальной услуги и другая информация. Кроме того, на официальном сайте администрации города Ангарска размещаются постановления и распоряжения администрации города Ангарска, проводится независимая экспертиза проектов муниципальных программ города Ангарска и административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций, организована работа интернет-приемной, позволяющей направить обращение гражданина в администрацию города Ангарска в электронном виде.
Опыт взаимодействия органов местного самоуправления города Ангарска со средствами массовой информации требует дальнейшего совершенствования. Для этого органам местного самоуправления необходимо проведение целенаправленной информационной политики, направленной на более широкое освещение своей деятельности. Данная необходимость вытекает также из высокого уровня политической грамотности населения, и, как следствие, возрастающих потребностей жителей поселения в информации о деятельности органов местного самоуправления поселения. Очевидно, что положительный эффект от деятельности органов местного самоуправления существенно снижается, если эта деятельность не обеспечена соответствующей информационной поддержкой.
Мероприятия, предусмотренные муниципальной программой, подготовлены с учетом анализа ситуации в СМИ, сложившейся в городе Ангарске в настоящее время, соответствуют основным направлениям развития муниципального образования город Ангарск (Глава 2 Программы комплексного социально-экономического развития города Ангарска на 5 лет (2014 - 2018 годы), принятой решением Думы города Ангарска от 04.07.2013 N 121-14гД).
Соблюдение требований законодательства, связанных с информированием населения, и в дальнейшем будет оставаться актуальным, требующим особого внимания и выполнения новых задач.
При этом одной из ключевых задач является формирование позитивного мнения жителей города Ангарска в отношении общественно-политических и экономических решений, принимаемых администрацией города Ангарска.
Успех проводимых реформ и начинаний напрямую зависит от своевременных разъяснений действий органов местного самоуправления. При этом ведущая роль по формированию общественного мнения по отношению к мероприятиям отводится именно работе средств массовой информации. Эффективность этой работы как раз и достигается за счет реализации мероприятий Программы.
1.5. Меры социальной поддержки населения по публичным нормативным обязательствам
В целях поощрения граждан и организаций, внесших значительный вклад в развитие города Ангарска и в его историю Думой города Ангарска в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 29 Устава города Ангарска, утверждено Положение о формах и порядке признания заслуг граждан и организаций, внесших значительный вклад в развитие города Ангарска и в его историю (решение Думы города Ангарска от 02.02.2012 N 704-74гД).
В соответствии с Положением о формах и порядке признания заслуг граждан и организаций, внесших значительный вклад в развитие города Ангарска и в его историю администрацией города Ангарска утверждены Положение о Почетной грамоте главы города Ангарска и Положение о Благодарственном письме главы города Ангарска.
Формами признания заслуг граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане) и организаций являются:
1) присвоение звания "Почетный гражданин города Ангарска";
2) занесение сведений в Книгу Почета города Ангарска;
3) присвоение имени (переименование именем) выдающегося человека улицам, площадям и иным территориям улично-адресной сети города Ангарска;
4) увековечение памяти выдающегося человека путем установления мемориальной доски;
5) награждение Почетной грамотой главы города Ангарска;
6) награждение Благодарственным письмом главы города Ангарска.
Признание заслуг граждан и организаций осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- единства требований и равенства условий, установленных к порядку признания заслуг;
- гласности признания заслуг;
- поощрения граждан исключительно за личные заслуги;
- запрета какой-либо дискриминации в зависимости от пола, национальности, имущественного и социального положения, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и партиям, иных обстоятельств.
Почетная грамота главы города Ангарска (далее - Почетная грамота) является формой поощрения за заслуги в общественной, социальной или профессиональной жизни, в области науки, техники, культуры, спорта, воспитания, здравоохранения, в развитии экономики и производства, строительства, в обеспечении общественной и экологической безопасности, за укрепление внешнеэкономических и культурных связей, иной деятельности, направленной на благо города Ангарска и его жителей.
Благодарственное письмо главы города Ангарска (далее - Благодарственное письмо) является формой признания заслуг за значительный индивидуальный (коллективный) вклад в социально-экономическое, культурное, научное, образовательное, спортивное развитие города Ангарска, профессиональные успехи и достижения, многолетний добросовестный труд, безупречную государственную и муниципальную службу, за активное участие в общественной, благотворительной, попечительской или иной деятельности на благо города Ангарска и его жителей.
С целью создания положительного образа семьи и семейных ценностей, формированием положительного имиджа органа местного самоуправления - администрация города Ангарска вручает памятный подарок новорожденным - обложку на свидетельство для новорожденных.
Согласно статье 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статье 11 закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.
Определение размера пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Использование программно-целевого метода позволяет создавать необходимые условия для организации своевременного и регулярного информирования населения о деятельности органов местного самоуправления города Ангарска при использовании всех современных возможностей информационного поля.
Использование программно-целевого метода позволит:
- увязать цели с ресурсами;
- скоординировать ресурсы на наиболее значимых направлениях;
- мобилизовать финансовые и организационные ресурсы для достижения главной цели;
- обеспечить контроль за ходом реализации Программы.
Реализация программы позволит в установленные сроки провести мероприятия по организационному, материально-техническому, нормативно-правовому и информационному обеспечению деятельности администрации города Ангарска, МАУ города Ангарска "МФЦ", МАУ города Ангарска "Редакция газеты "Мой Ангарск".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.