Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Муниципальная программа "Повышение качества управления муниципальным имуществом и земельными участками" разработана во исполнение полномочий ДУМИ администрации города Ангарска в соответствии с Положением о Департаменте по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска, утвержденным решением Думы Ангарского муниципального образования (городское поселение) N 15-03гД от 24.12.2005 и направлена на повышение уровня развития имущественно-земельных отношений в целях обеспечения устойчивого развития экономики муниципального образования город Ангарск и возможности ее стабильного развития в рыночных условиях.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Действующие системы учета на территории города Ангарска не обеспечивают достаточной степени индивидуализации и идентификации муниципального имущества, текущие инвентаризационные процессы не создают возможности для создания в городе должной информационной базы, что в свою очередь порождает нестабильность в вопросах собственности, что приводит к формированию неблагоприятного инвестиционного климата на территории города Ангарска, поскольку не используется огромный потенциал целого ряда объектов, например, объектов инженерной инфраструктуры.
Анализ состояния объектов недвижимости в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Ангарск, позволил выявить ряд проблем, требующих решения:
- отсутствие актуальной информации обо всех объектах, что в свою очередь не позволяет сформировать Реестр объектов муниципальной собственности города Ангарска в полном объеме;
- отсутствие должным образом оформленных документов на объекты не позволяет в полной мере муниципальному образованию город Ангарск реализовать свои права собственника, что, в свою очередь, тормозит вовлечение земельных участков в гражданский оборот, а также не позволяет осуществить сдачу в аренду и приватизацию объектов;
- отсутствие возможности совершенствовать систему управления и распоряжения объектами муниципальной собственности города Ангарска.
Для решения данных проблем планируется проведение паспортизации, технической инвентаризации, кадастровых работ в связи с разделением, перепланировкой и реконструкцией объектов муниципальной собственности муниципального образования город Ангарск.
Необходимо проведение оценки рыночной стоимости арендной платы на объекты недвижимости.
Для реализации Прогнозного плана приватизации муниципального имущества и продажи объектов недвижимости по преимущественному праву выкупа необходимо предусмотреть денежные средства на обеспечение предпродажной подготовки объектов приватизации.
Также для постановки бесхозяйных объектов на учет и дальнейшего принятия их в муниципальную собственность муниципального образования город Ангарск требуется проведение подготовки технической документации и постановки на кадастровый учет объектов. Непоследовательность или промедление в данном вопросе влечет за собой ответственность органа местного самоуправления за бездействие в отношении признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
Планируется проведение независимой оценки в отношении:
- бесхозяйных объектов, на которые планируется зарегистрировать право муниципальной собственности города Ангарска;
- объектов муниципальной собственности города Ангарска, которые будут подлежать приватизации;
- объектов муниципальной собственности города Ангарска, которые будут подлежать сдаче в аренду.
В муниципальном образовании город Ангарск идет процесс формирования, дополнения актуального Реестра объектов муниципальной собственности города Ангарска. Основными задачами являются актуализация единого информационного ресурса (базы достоверных данных), связанная с технической инвентаризацией, независимой оценкой, регистрацией прав, управлением и распоряжением объектами муниципальной собственности города Ангарска, усовершенствование системы управления дорожным хозяйством, путем выполнения технической инвентаризации и кадастровых работ автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ангарска.
В 2012 - 2013 годах действовала долгосрочная целевая программа "Учет объектов муниципальной собственности города Ангарска на 2012 - 2013 годы", основными целями которой являлись повышение качества и оперативности управления объектами муниципальной собственности города Ангарска, реформирование и регулирование имущественных отношений на базе современных автоматизированных систем и информационных технологий, повышение инвестиционной привлекательности города Ангарска.
Фактически в 2012 - 2013 году выполнена техническая инвентаризация и кадастровые работы в отношении 41 объекта недвижимости, что соответствует 91 % от запланированного количества. В 2013 году выполнена техническая инвентаризация и кадастровые работы в отношении 161 объекта недвижимости, также выполнена техническая инвентаризация и кадастровые работы в отношении 278 автомобильных дорог.
Фактически в 2012 году выполнена независимая оценка 81 объекта, в 2013 году выполнена независимая оценка 56 объектов.
Реализация указанной программы позволила повысить качество и оперативность управления объектами муниципальной собственности города Ангарска, повысить инвестиционную привлекательность города Ангарска.
Мероприятия Программы реализуются в соответствии со стратегической задачей "Повышение эффективности муниципального управления" в рамках Программы комплексного социально-экономического развития города Ангарска на 5 лет (2014 - 2018 годы), утвержденной решением Думы города Ангарска от 04.07.2013 N 121-14гД.
Муниципальная программа позволит провести инвентаризационные и организационные мероприятия, такие как:
- паспортизацию и техническую инвентаризацию, кадастровые работы, независимую оценку объектов муниципальной собственности города Ангарска, а также бесхозяйных объектов;
- актуализацию, а также модификацию Реестра объектов муниципальной собственности города Ангарска.
Выполнение запланированных мероприятий обеспечит:
- ведение Реестра объектов муниципальной собственности города Ангарска и его пополнение достоверными сведениями об объектах, что в свою очередь позволит принимать более квалифицированные и своевременные управленческие решения;
- постановку на учет бесхозяйных объектов;
- сдачу объектов муниципальной собственности города Ангарска в аренду;
- приватизацию объектов муниципальной собственности города Ангарска.
Одной из важнейших целей в области создания условий экономического развития муниципального образования является эффективное использование земельных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и граждан, формирование благоустроенной среды их проживания. Однако, достижению указанной цели препятствует нерешенная проблема в области землеустройства, которая создает правовую неопределенность в рациональном использовании земель, это формирование муниципальной собственности на землю.
Проблема заключается в том, что до настоящего времени в муниципальном образовании город Ангарск не полностью сформирован в установленном порядке фонд муниципальных земель. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменена процедура разграничения государственной собственности на землю, действует заявительный принцип регистрации права муниципальной собственности, в том числе на земельные участки.
В связи с этим, для создания условий организации гражданского оборота земельных участков, повышения инвестиционной привлекательности территории, разработки и реализации мероприятий по благоустройству, увеличения доходной части бюджета города Ангарска, существует необходимость зарегистрировать право собственности муниципального образования город Ангарск на земельные участки, расположенные под объектами недвижимости, предоставленными муниципальным унитарным предприятиям, а также муниципальным учреждениям города Ангарска.
Решение указанной проблемы программно-целевым методом обусловлено ее многоступенчатостью, комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения подпрограммы "Совершенствование земельных отношений" на 2015 - 2017 годы.
За период с 2009 по 2014 годы сформировано и поставлено на государственный кадастровый учет, а также зарегистрировано право собственности города Ангарска на 253 земельных участка, общей площадью 977 га, которые в настоящее время входят в состав муниципальной казны города Ангарска.
Важной социальной задачей является формирование земельных участков для использования в целях интересов граждан города Ангарска - это обустройство парковочных мест.
Еще одной важной задачей органов местного самоуправления является обеспечение граждан земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства позволит решить социальную задачу и получить дополнительный доход в бюджет города Ангарска от продажи этих земельных участков с торгов.
Предусмотрено формирование, выполнение землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, под объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города, а также в отношении частей земельных участков, находящихся в собственности города Ангарска, на которые распространяется ограничение (обременение) права собственности муниципального образования город Ангарск.
Помимо этого, на территории муниципального образования город Ангарск следует развивать процесс продажи земельных участков, а также повышение доходов от использования земельных участков, осуществление мероприятий, связанных с формированием, выполнением землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков для мест общего пользования, для объектов инженерной инфраструктуры, в эффективном и надлежащем исполнении полномочий поселения в вопросах содержания городских лесов.
Также в 2015 году планируются работы по корректировке материалов лесоустройства, формирование, выполнение землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков для эксплуатации городских лесов.
На сегодняшний день отчетливо обозначилась проблема содержания имущества, находящегося в собственности города Ангарска, являясь одной из актуальных, требующих ежедневного внимания и принятия эффективных решений. Причиной, вызывающей необходимость выполнения программных мероприятий, является процесс физического и морального старения объектов, который, в случае невыполнения работ по содержанию данных объектов, приведет к значительному ухудшению их состояния, к возникновению чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни граждан.
Муниципальная программа основывается на положениях статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность собственников нести бремя содержания своего имущества, части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающих муниципальное образование, в лице соответствующих органов местного самоуправления, как собственника помещений, нести бремя расходов на содержание помещений. Для решения данного вопроса необходимо определить объем работ по содержанию имущества, порядок их проведения и финансирования. Также базовой необходимостью встает вопрос об обеспечении сохранности имущества муниципального образования город Ангарск и максимальное вовлечение его в хозяйственный оборот.
В составе муниципальной программы в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, Иркутской области, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск предусматриваются расходы на содержание ДУМИ администрации города Ангарска. Основные задачи, функции, права, обязанности, ответственность, структура ДУМИ администрации города Ангарска определены Положением о Департаменте по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска, утвержденного решением Думы города Ангарска "Об учреждении Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска" от 24.12.2005 N 15-03гД.
Расходы на финансирование деятельности ДУМИ администрации города Ангарска сформированы на основании предельной штатной численности, установленной для ДУМИ администрации города Ангарска.
Городскую казну города составляет имущество, находящееся в собственности городского поселения, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Содержание данных объектов казны производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в смете ДУМИ администрации города Ангарска.
В состав муниципальной казны входит движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности городского поселения, не закрепленное за муниципальными предприятиями и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Имущество казны городского поселения учитывается в Реестре муниципальной собственности с присвоением реестровых номеров и бухгалтерском учете.
Потребность в расходах на охрану объектов казны обусловлена необходимостью обеспечения сохранности имущества казны городского поселения. В целях недопущения свободного доступа на объекты казны городского поселения посторонних лиц, которые могут своими действиями ухудшить состояние объектов, либо использовать объекты для осуществления деятельности без согласия собственника, а также ограничения доступа на объекты детей и подростков для предотвращения несчастных случаев свободные объекты казны городского поселения подлежат охране до момента вовлечения их в хозяйственный оборот.
Бюджетный учет объектов казны городского поселения осуществляется в соответствии с инструкцией по бюджетному учету по каждому объекту с ведением регистров учета, предусмотренных законодательством в программном продукте "1С: Бухгалтерия государственного учреждения".
Ведение бухгалтерского учета осуществляется посредством:
- принятия к бухгалтерскому учету имущества по актам приема-передачи от муниципальных учреждений (предприятий), из государственной областной и федеральной собственности, от сторонних организаций;
- принятия к бухгалтерскому учету имущества казны, переданного по договорам аренды, безвозмездного пользования, хранения, а также свободного от прав третьих лиц.
Расходы на реализацию мероприятия, связанного с содержанием муниципальной собственности:
- коммунальные расходы;
- возмещение расходов управляющим компаниям за содержание временно не занятых жилых помещений до момента их заселения муниципальных жилых помещений и содержания нежилых помещений в общей долевой собственности до момента передачи их в аренду, безвозмездное пользование или приватизации;
- охрана объектов муниципальной собственности.
Основные концептуальные положения программы базируются на использовании программно-целевого подхода, обусловленного масштабностью, долговременностью, социальной ориентированностью проблемы улучшения качества жизни и обеспечения безопасных и комфортных условий проживания населения, сохранению, восстановлению, повышению надежности объектов муниципальной собственности, которые требуют консолидации усилий. Программно-целевой подход позволяет разработать и реализовать комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по спросу и предложению, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, направленных на содержание объектов муниципальной собственности. Вместе с тем, реализация комплекса программных мероприятий позволит активизировать процесс распоряжения и рационального использования муниципального имущества и принятие в отношении имущества управленческих решений, благоприятно влияющих на достижение намеченных целей в области экономики города Ангарска и соответственно оптимизацию расходов на содержание имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.