Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 декабря 2015 г. N 031-06-1122/5 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г. и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета г.Иркутска на 2016 г.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения города Иркутска среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики.
На сегодняшний день права инвалидов защищаются в соответствии с международными документами, к которым относятся Декларация о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 3447 от 09.12.1975, Конвенция N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 37/52 от 03.12.1982, Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 61/106 от 13 декабря 2006 года (ратифицирована Россией 3 мая 2012 года).
В целях комплексного решения проблем инвалидов и других маломобильных групп населения по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности приняты следующие правовые акты:
1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2) государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297;
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
5) Закон Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы";
6) Подпрограмма 8 "Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на 2014 - 2018 годы" государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2014 - 2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 437-пп.
На 01.01.2015 г. в городе Иркутске проживает 620 тысяч человек. Из них почти 58 тысяч - инвалиды, в том числе более 3 тысяч - дети. То есть инвалидом является каждый 11 житель города (по России - каждый 12). За последние 6 лет общая численность инвалидов в городе Иркутске возросла на 8,4 %.
Около 1 % от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники.
Почти 2 тысячи инвалидов (3,5 %) - инвалиды по зрению.
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией жителей города затруднительно или невозможно получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых услуг, полноправное участие в жизни общества.
В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.
В современных условиях изменились принципиальные подходы к решению проблем адаптации жилой среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
Начиная с 2006 года администрацией города в градостроительные планы на создание архитектурных проектов объектов социального и иного назначения включены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанным объектам. В 2011 году разработаны и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования города Иркутска, которые постоянно актуализируются и совершенствуются в соответствии с требованиями по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения города Иркутска, установленными законодательством Российской Федерации.
Местные нормативы градостроительного проектирования города Иркутска учитывают потребности инвалидов и маломобильных групп населения. В них включены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым населению, для обеспечения повседневного и периодического обслуживания.
Установленные в местных нормативах градостроительного проектирования города Иркутска требования к организации транзитных и общественных зон города позволят сделать пространство города Иркутска удобным для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях содействия созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения города Иркутска беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, в администрации города Иркутска создана Комиссия по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения города Иркутска.
На заседаниях Комиссии ежеквартально заслушиваются отчеты структурных подразделений администрации города о проделанной работе в сфере создания доступной и комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации муниципальных программ города Иркутска. Управлениями ЖКХ округов администрации города Иркутска предоставляется информация о проделанной работе по созданию условий доступности в связи с обращениями граждан.
В рамках действующих муниципальных программ города Иркутска для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры при осуществлении ремонта улично-дорожной сети города и строительстве подземных пешеходных переходов реконструируемые и новые объекты оборудуются пандусами и съездами, соответствующими техническим требованиям, приобретаются низкопольные автобусы, оборудованные откидными трапами для заезда инвалидной коляски, а также креплениями одной инвалидной коляски на накопительной площадке.
Однако на сегодняшний день принимаемых мер недостаточно. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в городе в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает свободный к ним доступ инвалидов.
Имеющиеся в городе пандусы, которые должны обеспечивать доступность входа в здания, в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям, а отсутствие пандусов и вспомогательных сооружений внутри зданий не обеспечивает возможности передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья, по лестничным маршам. В связи с этим важной задачей становится оснащение находящихся в муниципальной собственности города Иркутска административных зданий, объектов социальной инфраструктуры подъемными устройствами для перемещения в кресле-коляске по лестничному маршу.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых: высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и неинвалидов, дискомфорт, ограничения жизнедеятельности иных маломобильных групп населения.
В муниципальных общеобразовательных организациях города Иркутска обучается 252 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды) по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Обучение указанной категории детей организовано на дому (в том числе с использованием дистанционных технологий) в связи с тем, что в большинстве муниципальных общеобразовательных организациях города Иркутска не созданы соответствующие условия, максимально способствующие получению общего образования, в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций города Иркутска не обеспечен беспрепятственный доступ учащихся в учебные и вспомогательные помещения, отсутствуют расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления.
В свою очередь, в соответствии с законодательством об образовании, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов, является одной из государственных гарантий реализации права на образование в Российской Федерации.
Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, условия, в максимальной степени способствующие получению детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования, а также социальному развитию этих детей, условия позволяющие обучаться совместно детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, не имеющим нарушений в развитии.
В целях решения указанного вопроса в Программу включены мероприятия по адаптации муниципальных общеобразовательных организаций города Иркутска к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Физическая культура и спорт, являясь достаточно эффективными средствами физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, используются явно недостаточно. Необходимы благоустройство, реконструкция спортивной материально-технической базы города Иркутска, проведение специальных спортивных мероприятий для инвалидов и более широкое вовлечение их в массовые мероприятия, проводимые в городе Иркутске.
Проблема адаптации инвалидов и интеграции их в социальную среду остается крайне актуальной. Ее решение наиболее целесообразно в рамках муниципальной программы, являющейся эффективным инструментом комплексного решения проблем инвалидов города Иркутска. Программно-целевой метод обеспечит координацию разноплановых мероприятий организационного, методического, технологического и иного характера.
Принципиальные подходы к решению проблем адаптации жилой среды с учетом потребностей инвалидов основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность удовлетворения потребностей групп населения с ограниченными возможностями здоровья, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всего населения.
Основной целью Программы социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы является достижение высокого уровня и качества жизни населения города на основе развития городской среды, экономики, человеческого капитала и совершенствования процессов управления муниципалитетом. Стратегическими целями социально-экономического развития города Иркутска является обеспечение потребностей горожан в доступности объектов социально-культурной сферы, повышение транспортного потенциала и обеспечение безопасности дорожного движения через развитие улично-дорожной сети, развитие человеческого капитала, в т.ч. формирование потребности в здоровье и активном образе жизни.
Достижение этих целей невозможно без решения проблемы создания равных возможностей для инвалидов и других маломобильных групп населения в различных сферах их деятельности. Решению данной проблемы будет способствовать принятие муниципальной программы "Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения города Иркутска на 2016 - 2018 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.