Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Ангарск - третий по величине город Иркутской области. По численности постоянного населения город Ангарск уступает лишь Иркутску и Братску. Численность населения на 01.01.2014 - 229 592 человека. Общая площадь территории муниципального образования город Ангарск - 300 квадратных километров. Плотность населения - 765 человек на 1 квадратный километр.
Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Ангарске представляет собой наиболее крупную отрасль в непроизводственной сфере и является основой жизнеобеспечения города. Она включает жилищное хозяйство и эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальную энергетику и др.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ), как никакая другая отрасль, характеризует социально-экономическую стабильность города. Городские системы жизнеобеспечения в их нынешнем состоянии, высокими затратами, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов, не соответствуют современным требованиям в части эффективной, стабильной и рациональной эксплуатации.
1.1. Состояние многоквартирного жилого фонда города Ангарска
Жилищно-коммунальное хозяйство - наиболее сложная и важная сфера городского хозяйства Ангарска.
Несмотря на достаточно высокие результаты в сфере ЖКХ в вопросах реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - МКД) города Ангарска, как и в других городах России, по-прежнему остается достаточно много проблем, требующих скорейшего разрешения: изношенность основных фондов, высокие издержки производства и пр.
Вместе с тем в ЖКХ в настоящее время активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Жилищный Кодекс Российской Федерации призванные решить задачу капитального ремонта МКД.
На сегодняшний день в эксплуатации жилищного фонда города Ангарска находятся 2 027,0 МКД. Общая площадь жилищного фонда составляет 5 146,8 тыс. кв. м., в том числе оборудованная водопроводом 5 069,1 тыс. кв. м, водоотведением - 4982,4 тыс. кв. м., отоплением - 5080,2 тыс. кв. м, горячим водоснабжением - 5004,5 тыс. кв. м, газом (сетевым сжиженным) - 4758,1 тыс. кв. м, электрической энергией - 5 146,8 тыс. кв. м.
В 2013 году обеспеченность МКД приборами учета (общедомовыми) - электрической энергии составила практически 30 %, тепловой энергии - 80 %, воды - 23 %.
В процессе эксплуатации жилых домов под воздействием различных факторов происходит постепенное увеличение степени износа жилищного фонда.
Количество МКД на 01.01.2014 г. с процентом износа от 0 до 30 % составило 31,08 % (3096,5 тыс. кв. м.), от 31 % до 65 % - 67,24 % (1979,1 тыс. кв. м.), от 66 % до 70 % - 1,63 % (64,1 тыс. кв. м.), свыше 70 % - 0,05 % (0,02 тыс. кв. м.) от общей площади МКД.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 65 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
При этом, учитывая, что данные показатели рассчитаны исходя из формального подсчета срока эксплуатации жилых домов, они не отражают реального состояния жилищного фонда, поскольку отсутствует система регулярного технического аудита жилищного фонда.
Для обеспечения нормативного срока эксплуатации общего имущества собственников МКД необходимо проведение его регулярного и своевременного капитального ремонта. Дальнейшее увеличение износа жилого фонда города, несвоевременность проведения капитального ремонта и текущего обслуживания МКД может привести к удорожанию содержания не отремонтированного своевременно жилищного фонда в связи с повышением аварийности, а также к ухудшению облика города, росту потребления энергоресурсов, к существенному снижению комфортности условий проживания населения и как следствие к обострению социальной напряженности в обществе. В отсутствие нормативного регулирования процедуры проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах объемы таких работ в течение длительного периода были крайне малы. В результате техническое состояние значительной части МКД не соответствует современным требованиям к эксплуатации жилого фонда. Высокая степень износа жилищного фонда не позволяет создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли ЖКХ, для решения которого, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
С 2009 - 2014 годы в городе Ангарске действовала муниципальная адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Ангарска". Данная программа осуществлялась в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". За период с 2009 - 2013 годы было отремонтировано 185 МКД. Финансирование капитального ремонта МКД осуществлялось за счет средств:
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
Бюджета Иркутской области;
Бюджета города Ангарска;
Собственников МКД.
В рамках изменившегося законодательства Российской Федерации для решения задачи по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества МКД в целях формирования необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта МКД Государственной Думой был принят Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который дополнил Жилищный кодекс РФ Разделом IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", закрепившим понятие фонда капитального ремонта и способы его формирования.
На основании данных изменений Законодательным Собранием Иркутской был принят Закон Иркутской области от 27.12.2013 N 167-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области", который был подписан Губернатором Иркутской области. Данный закон регулирует отдельные правоотношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Иркутской области. Полномочия по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества собственников в МКД на территориях муниципальных образований Иркутской области возложены на органы государственной власти Иркутской области.
Осуществление деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Иркутской области возложена на специализированную некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" (далее - региональный оператор области). Региональный оператор области создан Правительством Иркутской области в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта в МКД, расположенных на территории Иркутской области, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях планирования и организации капитального ремонта общего имущества в МКД постановлением Правительства Иркутской области от 20.03.2014 N 138-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа).
Планирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории города Ангарска, с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов МКД, осуществляется посредством реализации данной муниципальной программы и Региональной программы. Региональная программа подготовлена в целях предоставления финансовой поддержки на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Иркутской области, средств местного бюджета.
С целью реализации Региональной программы разработана данная муниципальная программа.
1.2. Система водоснабжения и водоотведения города Ангарска
Важным элементом жизнеобеспечения города Ангарска является водопроводная система, она должна удовлетворять следующим основным требованиям: обеспечивать подачу заданного количества и качества воды потребителям под требуемым напором; обеспечивать экологическую надежность и бесперебойность снабжения водой потребителей (с учетом перспектив их роста); быть экономичной.
Протяженность сетей водоснабжения и водоотведения города Ангарска, по состоянию на 01.01.2014 составляет 913,7 км, в том числе 417,3 км сетей водоснабжения, 384,4 км сетей водоотведения и 112 км ливневой канализации. Общий износ сетей водоснабжения составляет 69 %, сетей водоотведения - 71 %.
Существующее в настоящее время положение с аварийным состоянием сетей водоснабжения и водоотведения складывалось годами. Сдерживание уровня роста тарифов, наличие дебиторской задолженности деклассированных слоев населения за оказанные услуги неизбежно приводит к недостатку финансовых средств на восстановление и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения.
В свете развития города Ангарска, строительства новых микрорайонов, когда для обеспечения водоснабжения и водоотведения новых жилых районов возрастает нагрузка на изношенные аварийные магистральные трубопроводы, необходимо не точечно устранять аварийные ситуации, а подходить к решению проблем комплексно.
Похожая ситуация и с сетями водоотведения.
Так, самотечный коллектор хозяйственно-фекальной канализации протяженностью 2,1 км, осуществляющий прием и транспортировку стоков от населения и промышленных предприятий введен в эксплуатацию в 1972 году. За период с 2005 по 2013 год на коллекторе зарегистрировано 7 аварийных ситуаций, устранение которых выполнялось с полной остановкой канализования хозяйственно-фекальных сточных вод на данном участке. По результатам обследования сделано заключение о необходимости срочной замены шламопровода или его санации.
Одной из задач муниципальной программы является повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения города Ангарска и включает в себя перечень мероприятий, направленных на модернизацию сетей водоснабжения и водоотведения. В рамках муниципальной программы предусматривается модернизация 6,2 км сетей водоснабжения и водоотведения.
Реализация муниципальной программы позволит повысить срок службы внутридомовых инженерных систем и безопасности условий проживания населения. А также достичь уменьшения загрязнения подземного и поверхностного горизонта сточными водами и улучшения экологической обстановки на территории города Ангарска, что позволит увеличить пропускную способность трубопроводов и обеспечить на ближайшую перспективу услугами водоснабжения и водоотведения объекты нового жилищного строительства.
1.3. Энергосбережение на территории города Ангарска
По социально-экономическому потенциалу город Ангарск занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области, на его долю приходится 13,2 % промышленной продукции и 10 % численности населения области. Преобладающими видами деятельности, определяющими экономическую структуру города Ангарска, являются обрабатывающие производства (68,6 % в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям города Ангарска), строительство (4,3 %), транспорт и связь (15,6 %), операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (4,4 %), производству и распределению электроэнергии, газа и воды (2,5 %). Общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2013 год 59,7 млрд. рублей, что в действующих ценах на 14 % выше уровня 2012 года. Основными видами обрабатывающих производств являются производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, химическое производство, производство пищевых продуктов, включая напитки, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Производством и распределением электроэнергии, газа и воды в городе Ангарске занимаются 8 крупных и средних предприятий, которые за 2013 год произвели товаров, работ и услуг на сумму 2,2 миллиарда рублей, что в действующих ценах на 61 % выше уровня 2012 года.
На территории города Ангарска находится 974,94 км электрических сетей и 390 трансформаторных подстанций.
Снижение потерь и затрат электрической энергии, при транспортировке до потребителя, обеспечивается реконструкцией электрических сетей. В совокупности эти мероприятия позволят сократить потери в сетях на 20 - 40 %. Потребителями, значительной части, электрической энергии в жилищно-коммунальном комплексе являются системы наружного освещения. Качество и уровень энергоэффективности уличного освещения часто не соответствует современным требованиям. Коэффициент полезного действия (далее - КПД) светильников составляет не более 40 - 50 %. Вследствие полного износа светильников и использования низкоэффективных электрических ламп накаливания (светоотдача - 15 лм/Вт) или ртутных ламп ДРЛ (50 лм/Вт) затраты на эксплуатацию уличного освещения неоправданно велики. Для снижения затрат на электроэнергию и эксплуатацию необходимо реконструировать систему уличного освещения города с использованием энергоэффективных светильников (КПД более 70 %) светодиодными лампами (110 Лм/Вт и более). Данные лампы имеют высокую светоотдачу, существенно превышающую установленную для ртутных ламп ДРЛ, наряду с этим эксплуатационный срок службы значительно больше ртутных и натриевых.
Мощное и современное уличное светодиодное освещение не требовательно в обслуживании, а энергосбережение, обеспечиваемое уличными светодиодными светильниками, позволяет быстро окупить их при активной эксплуатации. Светодиодные лампы являются эффективной заменой традиционным источникам света, например, электрических лампам накаливания, благодаря большому ресурсу, отсутствию затрат на обслуживание и высокой световой отдаче.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.