Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости решения ее программными методами
Создание доступной для инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве) среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики. В целях комплексного решения проблем инвалидов и других МГН, обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для них приняты следующие нормативные правовые акты:
1) Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;
2) Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р;
3) Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
В соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31.12.2010 N 143-оз, одним из приоритетных направлений реализации задачи по улучшению качества жизни социально незащищенных групп населения является развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов за счет расширения финансовой поддержки.
Количество инвалидов и пенсионеров города Ангарска на 01.01.2013 составляет 23 456 и 75 260 человек соответственно, в общей численности населения города Ангарска удельный вес инвалидов в 2013 году составил 10,1 %; из них 96,2 % - лица старше 18 лет; 30,3 % - трудоспособного возраста; 3,8 % - лица младше 18 лет.
Численность инвалидов и пенсионеров в городе Ангарске ежегодно увеличивается. Так в период с 01.01. 2011 по 01.01.2013 в городе Ангарске увеличилось общее количество пенсионеров на 1085 человек, инвалидов - на 91 человек. Численность лиц старше 18 лет, впервые признанных инвалидами, в 2013 году в городе Ангарске от всех заболеваний составила 1659 человек, в том числе 649 граждан трудоспособного возраста и 901 гражданин пенсионного возраста.
Меры, направленные на формирование доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности в городе Ангарске, предпринимались и ранее.
Утвержден ряд муниципальных нормативных актов, в которых предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно:
- местные нормативы градостроительного проектирования города Ангарска, утвержденные решением Думы города Ангарска от 03.02.2009 N 220-19гД (статьи 13 и 48);
- правила землепользования и застройки города Ангарска, утвержденные решением Думы города Ангарска от 01.10.2008 N 158-14гД (в редакции решения Думы от 10.03.2011 N 581-55гД).
При разработке проектно-сметной документации объектов нового строительства обязательным в составе проектной документации является раздел "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
Согласно Правилам землепользования и застройки города Ангарска, утвержденным решением Думы города Ангарска от 01.10.2008 N 158-14гД (в редакции решения Думы от 10.03.2011 N 581-55гД), часть II "Градостроительные регламенты", в зонах жилой застройки Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4 по условно разрешенному виду использования земельных участков допускается строительство учреждений социального обеспечения: домов интернатов для престарелых, ветеранов труда и войны, взрослых инвалидов, домов-интернатов. А в зоне ландшафтно-рекреационных территорий (Р-2) и в зоне рекреационной территории 1 типа (Р-4) размещение учреждений социального обеспечения отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ангарска, в жилых зонах Ж-2, Ж-3 и Ж-4 градостроительным регламентом разрешено строительство гаражей отдельно стоящих и боксового типа только для инвалидов, как вспомогательного вида разрешенного строительства. При вводе объектов в эксплуатацию проводится проверка документации и выполненных работ на соответствие действующих нормативов по беспрепятственному доступу инвалидов и маломобильных групп населения к объектам жилищного фонда, социальной сферы, производственных предприятий.
Для обеспечения необходимого уровня доступности зданий библиотек-филиалов Муниципального казенного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" города Ангарска (библиотеке-филиале N 7 и Центральная детская библиотека им. Гайдара) для инвалидов и других категорий маломобильных групп населения, были проведены работы по устройству пандусов, выполненных из негорючих материалов (бетон), и ограждающими конструкциями (металлические окрашенные перила), расширены дверные проемы и установлены звонки для оповещения о прибытии. Во время проведения капитальных ремонтов библиотек (Центральная городская библиотека, библиотека-филиал N 16, Центральная детская библиотека им. Гайдара, библиотека-филиал N 8) для более удобного передвижения внутри здания в проходах между помещениями частично убраны пороги или высота порогов составляет не более 5 см.
В туалетных комнатах Муниципального автономного учреждения культуры города Ангарска "Дворец культуры "Нефтехимик" при проведении капитального ремонта были сделаны кабины для инвалидов-колясочников.
Для обеспечения необходимого уровня доступности здания Муниципального автономного учреждения города Ангарска "Ермак" были проведены следующие работы: устройство пандуса со стороны касс; организация мест для инвалидов-колясочников в ледовом дворце.
Одним из важнейших направлений в формировании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН является транспортная доступность. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов дорожного хозяйства города Ангарска учитывается необходимость обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН, предусматриваются пешеходные пути с возможностью проезда инвалидных колясок (понижение бордюра).
На территории города Ангарска, на базе ОАО "Автоколонна 1948" создана Социальная Транспортная Служба (далее - СТС). Приобретено два специализированных транспортных средства по перевозке маломобильных пассажиров, закуплено серверное оборудование, организован специализированный диспетчерский пункт, произведено оборудование машин приборами навигационного слежения, приборами диспетчерского управления и терминалами электронной регистрации предоставления услуг с помощью электронной транспортной карты, приобретена технология транспортного приложения для транспортных карт. Деятельность СТС в настоящее время осуществляется только за счет средств ОАО "Автоколонна 1948". Затраты на создание службы составили 4 253 тыс. рублей, затраты на содержание СТС в год составляют 6 033 тыс. рублей. Структура СТС содержит блок организации электронного контроля деятельности службы, что полностью исключает использование службы не по назначению.
В рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Ангарска" на 2012 год, утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 16.01.2012 N 9-г, была оказана в 2012 году поддержка общественным объединениям инвалидов для осуществления социальной адаптации и реабилитации инвалидов, приобретен спортинвентарь, проведены мероприятия, соревнования, конкурсы, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов.
Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в городе Ангарске окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН для интеграции их в обществе, организационно-методического и информационного обеспечения данной проблемы. Муниципальные объекты социальной инфраструктуры, автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт общего пользования слабо приспособлены или совсем не приспособлены для людей с ограниченными возможностями здоровья и других МГН. Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам и услугам, предоставляемым населению города Ангарска, необходимо выявить и устранить барьеры, мешающие доступности в здания и другие сооружения в приоритетных сферах жизнедеятельности, включая спортивные сооружения, учреждения культуры и транспорт.
В 2013 году отраслевыми (функциональными) отделами администрации города Ангарска начата работа с привлечением представителей региональных отделений всероссийских общественных организаций инвалидов города Ангарска по паспортизации объектов социальной инфраструктуры города Ангарска. Необходимо провести полный учет и оценку состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг с целью разработки рекомендаций по адаптации их для инвалидов и других МГН. Будут обследованы на предмет доступности 52 приоритетных объекта в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, включающих сферы физической культуры и спорта, культуры, транспортной инфраструктуры. В результате паспортизации будет получена полная информация о текущем состоянии зданий и остановочных транспортных пунктов.
По итогам паспортизации приоритетных объектов будет проводится работа по формированию и внедрению карты доступности объектов приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории города Ангарска по степени их доступности для инвалидов и других МГН.
Для формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в городе Ангарске, в первую очередь, необходимо точно и объективно оценить ситуацию, определить приоритеты, последовательность действий и объем финансовых ресурсов, необходимых для решения проблемы. Для этого необходима консолидация усилий не только органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск, общественных организаций, а также юридических лиц. Решение проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в городе Ангарске требует комплексного программно-целевого подхода и привлечения таких источников финансирования как средства федерального бюджета и внебюджетные средства.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск к реализации эффективных мер по развитию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры, к услугам в сфере культуры, транспорта и спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.