Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г.Иркутска
от 8 декабря 2014 г. N 031-06-1480/14
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2015 - 2017 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Право работников на защиту их жизни и здоровья на рабочем месте считается одним из основных прав человека. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности тесно связана с современным состоянием экономики.
Статус города Иркутска как крупного энергопроизводящего, промышленного, транспортного центра предопределяет неудовлетворительные условия труда и, как следствие, высокую степень рисков несчастных случаев на производстве и профессионально обусловленной заболеваемости.
В организациях города Иркутска, подлежащих обследованию по условиям труда (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь), в 2013 году в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, работало 21840 человек, или каждый четвертый работник обследованных организаций. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда вредные условия труда выявлены более чем в половине (58,1 %) аттестованных рабочих мест.
Длительное воздействие вредных производственных факторов является причиной многих профессиональных заболеваний. За 2013 год в 16 организациях города Иркутска зарегистрирован 61 случай профессиональных заболеваний, или 2,2 случая в расчете на 10 тысяч работающих в организациях города Иркутска. Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано в организациях по производству машин и оборудования и воздушного транспорта.
Уровень профессиональной заболеваемости в городе Иркутске за период 2008 - 2013 гг.
Динамика уровня профессиональной заболеваемости показывает стабильный рост этого показателя последние два года. Ежегодно многие работники, страдающие этими заболеваниями, получают стойкую утрату трудоспособности. По данным ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" в 2013 году первично признаны инвалидами вследствие профессиональных заболеваний 11 человек.
Основными обстоятельствами и причинами возникновения профессиональных заболеваний являются несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки машин и оборудования. Это связано с тем, что на большинстве предприятий города по-прежнему отмечается низкий технологический уровень производства, высокая степень износа оборудования, низкий уровень темпов модернизации. Тем не менее, основная масса работодателей не торопится улучшать условия труда, а за работу во вредных условиях труда предоставляет компенсации (доплаты, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, досрочные пенсии). В 2013 году расходы на компенсации возросли по сравнению с 2012 г. на 26 % и составили 446,2 млн. руб. или в среднем 19,2 тыс. руб. на одного работника, пользующегося данным правом. Имеющаяся тенденция ежегодного увеличения числа работников, получающих компенсации, и расходов на них свидетельствует о слабой динамике улучшения условий труда в организациях города. Этот факт подтверждают результаты проведенного выборочного анализа выполнения организациями города Иркутска в 2013 году планов мероприятий и соглашений по охране труда, согласно которому только 36 % средств потрачены на мероприятия технического характера, улучшающие условия труда. Подтверждает эту тенденцию и сокращение затрат на охрану труда по городу Иркутску в абсолютном выражении на 8,5 %.
Затраты на мероприятия по охране труда в организациях г.Иркутска за 2008 - 2013 г.г., тыс. руб.
Недостаточно эффективная организация работы по созданию безопасных условий труда является причиной многих несчастных случаев на производстве. После трех лет некоторой стабилизации травматизма, в 2013 году в городе Иркутске зарегистрирован его серьезный рост. В 2013 году от несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом пострадали 78 человек (на 11,5 % больше, чем в 2012 году), из них 37 погибли (в 2 раза больше, чем в 2012 году). Рост числа погибших обусловлен произошедшими двумя авиакатастрофами. Хотя и без этих случаев рост смертельного травматизма составил 22 %.
Уровень производственного травматизма (число пострадавших от несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом на 1 тысячу человек, занятых в экономике города Иркутска) за период 2008 - 2013 гг.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Значение показателя |
0,34 |
0,24 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,29 |
Основные причины несчастных случаев связаны с нарушением нормативных требований охраны труда работодателями и небезопасным поведением людей на рабочем месте.
Оценка сложившейся ситуации позволила обозначить основные проблемы в сфере условий труда работающего населения города Иркутска:
1) отсутствие общепринятой нормы безопасного поведения на производстве;
2) снижение ответственности работодателей, ослабление внимания к безопасности производства работ;
3) низкий уровень профессиональной подготовки отдельных руководителей и самих работников в вопросах охраны труда;
4) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий;
5) существенное сокращение работ по реконструкции, технологическому перевооружению, созданию и закупке современных, безопасных производственных технологий и техники, средств индивидуальной защиты;
6) ослабление общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда.
Изменение отношения работодателей к вопросам безопасности труда работников является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления города Иркутска. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2015 - 2017 годы (далее - План мероприятий) является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, позволяющим планомерно проводить работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих, снижению травматизма и заболеваемости на производстве. Учитывая важность и многогранность указанных проблем, работа в области улучшения условий и охраны труда должна продолжаться.
2. Основные задачи
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Плана мероприятий, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения города Иркутска. Основной целью Плана мероприятий является улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории города Иркутска. План мероприятий предусматривает решение следующих приоритетных задач путем развития системы управления охраной труда, как на муниципальном уровне, так и на уровне отдельной организации:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда;
- повышение эффективности управления охраной труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
- стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий и промышленного оборудования;
- совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства.
В этом направлении сформирован комплекс взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, организационного и пропагандистского характера. Предполагается направить внимание работодателей на создание качественных рабочих мест за счет внедрения системы управления охраной труда, проведения мероприятий по улучшению условий труда, модернизации оборудования и технологических процессов, развития социального партнерства, что обеспечит улучшение демографической ситуации в городе Иркутске и повышение качества трудового потенциала.
3. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2015 - 2017 годы
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнитель |
Предполагаемый результат |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда | |||
1.1. Разработка муниципальных правовых актов города Иркутска в области охраны труда |
постоянно |
КБПФ |
Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда |
2. Повышение эффективности управления охраной труда | |||
2.1. Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города Иркутска, выявление организаций (индивидуальных предпринимателей) с наиболее высокими показателями производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в целях разработки комплекса мер по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний в городе Иркутске |
Ежеквартально |
КБПФ совместно с ГИТ, Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области |
Снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
2.2. Участие в расследовании тяжелых, групповых несчастных случаев на производстве и случаев со смертельным исходом |
По мере поступления извещений о несчастных случаях |
КБПФ |
Защита прав пострадавших и членов их семей, осуществление контроля за выполнением работодателями мероприятий по устранению причин несчастных случаев |
2.3. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях города Иркутска в целях разработки мероприятий по его улучшению |
ежегодно |
КБПФ |
Увеличение затрат организаций на мероприятия по улучшению условий труда, увеличение числа рабочих мест в организациях, на которых обеспечены безопасные условия труда |
2.4. Организация работы Иркутской городской межведомственной комиссии по охране труда |
Ежеквартально |
КБПФ |
Работа по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда на территории города Иркутска |
2.5. Проведение мероприятий в рамках ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
по отдельному плану |
КБПФ |
Принятие мер по фактам нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок |
2.6. Обеспечение участия муниципального образования город Иркутск в областном конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области и во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работы в области условий и охраны труда "Успех и безопасность" |
ежегодно |
КБПФ |
Повышение рейтинга муниципального образования, характеризующего эффективность системы ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда и выполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда в муниципальном образовании |
3. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | |||
3.1. Сопровождение и развитие страницы "Охрана труда" официального сайта органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
постоянно |
КБПФ совместно с УИП |
Повышение доступности, актуальности размещаемой на странице информации |
3.2. Размещение в средствах массовой информации информационных материалов по вопросам охраны труда |
постоянно |
КБПФ совместно с УИП |
Усиление пропаганды охраны труда |
4. Стимулирование работодателей к улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий и промышленного оборудования | |||
4.1. Содействие обучению руководителей и специалистов организаций города по вопросам охраны труда |
постоянно |
КБПФ |
Повышение качества работы по охране труда в организациях города Иркутска |
4.2. Содействие внедрению в организациях города Иркутска системы управления охраной труда |
постоянно |
КБПФ |
Увеличение числа организаций, внедривших систему управления охраной труда |
4.3. Содействие организациям города Иркутска по вопросам проведения специальной оценки условий труда. |
постоянно |
КБПФ |
Улучшение состояния условий и охраны труда в организациях города Иркутска |
4.4. Проведение разъяснительной работы с организациями города Иркутска по вопросу использования ими механизма финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
постоянно |
КБПФ, ГУ ИРО ФСС РФ |
Увеличение числа организаций, получивших разрешение на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
4.5. Организация и проведение конкурса по охране труда "Лучшая организация (индивидуальный предприниматель) г.Иркутска по проведению работы в сфере охраны труда", смотров - конкурсов "Лучший специалист по охране труда г.Иркутска", "Лучший кабинет охраны труда г.Иркутска" |
ежегодно |
КБПФ, КСПК, КГСП, КГО, КЭ, КУМИ, УИП, УГОЧС, аппарат администрации, организации города Иркутска |
Усиление внимания работодателей, специалистов по охране труда к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, активизация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, распространение опыта работы в сфере охраны труда |
4.6. Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
ежегодно |
КБПФ, КСПК, КГСП, КГО, КЭ, КУМИ, УИП, УГОЧС, аппарат администрации, организации города Иркутска |
Повышение внимания работодателей города Иркутска к проблемам охраны труда |
5. Совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства | |||
5.1. Контроль выполнения мероприятий по охране труда, включенных в Территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в г.Иркутске |
ежегодно |
КБПФ совместно с ГИТ, ИРОР, КСОП |
Повышение эффективности выполнения сторонами социального партнерства мероприятий по охране труда |
5.2. Оказание организационной и методологической помощи организациям города Иркутска при подготовке раздела "Улучшение условий и охраны труда работников" в ходе разработки и заключения коллективных договоров и соглашений |
постоянно |
КБПФ |
Увеличение количества заключенных коллективных договоров |
5.3. Выявление в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. |
постоянно |
КБПФ |
Соблюдение согласованных социально-экономических интересов работников и работодателей |
-----------------------------------
Принятые сокращения в тексте:
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.
ГИТ - Государственная инспекция труда в Иркутской области.
ГУ ИРО ФСС РФ - государственное учреждение "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".
КБПФ - комитет по бюджетной политике и финансам администрации г.Иркутска.
КСПК - комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
КГСП - комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска.
КГО - комитет городского обустройства администрации города Иркутска.
КЭ - комитет по экономике администрации г.Иркутска.
КУМИ - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска.
УИП - управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г.Иркутска.
УГОЧС - управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации г.Иркутска.
Аппарат администрации - аппарат администрации г.Иркутска,
ИРОР - Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей".
КСОП - Координационный совет организаций профсоюзов г.Иркутска.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Иркутска от 8 декабря 2014 г. N 031-06-1480/14 "Об утверждении Плана мероприятий по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.