Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г.Иркутска
от 15 октября 2012 г. N 031-06-2043/12-1
(с изменениями от 31 января, 15 марта 2013 г.)
Постановлением администрации г.Иркутска от 15 марта 2013 г. N 031-06-483/13 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт долгосрочной целевой программы
"Эко-Логичный город" на 2013 - 2017 годы
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
2.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
"Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска"
Острота проблемы экологической безопасности населения обусловлена неблагоприятными для человека и живой природы изменениями в состоянии окружающей среды: ее загрязнением, истощением используемых ресурсов, разрушением многих жизненно важных природных процессов и циклов.
Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и почвы) химическими соединениями техногенного происхождения, обладающими токсическим или канцерогенным действием, в настоящее время рассматривается как "бомба замедленного действия", угрожающая стабильности биосферы в целом и среде обитания человека. Суммарное действие неблагоприятных факторов физической и химической природы может привести не только к заболеваниям отдельных систем организма человека (дыхательной, пищеварительной, иммунной и т.д.), но и к нарушению естественных процессов старения и к сокращению, таким образом, жизни человека.
Вопросы экологической безопасности населения целесообразно рассматривать с позиции учета влияния агрессивной окружающей среды на здоровье населения, согласно гигиенической оценке техногенно-обусловленных рисков.
Текущее антропогенное воздействие городской деятельности на окружающую среду и соответствующее влияние на здоровье человека рассматриваются в рамках средового подхода, выделяющего определенные виды загрязнений, попадающие в тот или иной сегмент окружающей среды города (атмосферный воздух, вода, почвы и т.д.), и предлагающего соответствующие механизмы воздействия городского управления на состояние этих сред. Экологическое состояние городской среды обусловлено не только текущим антропогенным воздействием, но и влиянием прошлого периода, результатами которого являются:
- особенности планировочной структуры, нередко способствующие накоплению и застаиванию загрязнителей в атмосферном воздухе;
- современное состояние озеленения и сохранения естественных ландшафтов;
- уровень накопления загрязнений в почвах и донных отложениях на отдельных участках;
- современный уровень развития производства и транспортной инфраструктуры, организация промышленных зон и пр.;
- снижение возможностей регенерации среды пропорционально длительности существования города.
В результате длительного развития и изменения городская среда состоит из совокупности мест с различными факторами и видами антропогенного воздействия, им свойственными. Именно это формирует неравномерность в загрязнении городской среды как на макро-, так и на микроуровне.
Тенденции развития города проявляются в расширении городской застройки, интенсивном росте пригородов в направлении радиальных межгородских связей, усложнении функционального зонирования территории, росте индустриально-производственных и коммунально-складских зон, что неизбежно сопровождается негативными изменениями природной среды.
Устойчивым источником антропогенного воздействия первого порядка можно назвать коммунально-бытовые источники, на всех этапах развития города создающие общий фон загрязнения в результате, прежде всего, сжигания топлива. Для Иркутска как для сибирского города характерна длительность отопительного сезона. Постепенно на фоне коммунально-бытового загрязнения формируется фактор второго порядка, интенсивность которого зависит от тренда развития местной экономики - промышленное воздействие, которое начинается с промышленных зон и приводит к нарастанию плотности и внутренней дифференциации, увеличению разнообразия отраслей и технологических процессов и, как следствие, росту масштабов и токсичности загрязнений.
Однако в последние два десятилетия на первый план выходит транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим" фактором экологической напряженности городской среды.
По состоянию воздушной среды город Иркутск входит в список 45 городов России с высоким средним уровнем загрязнения атмосферы. Оценка состояния атмосферного воздуха на территории города Иркутска требует учесть как физико-географические и климатические особенности территории, так и многообразие и взаимодействие источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для источников загрязнения атмосферы на территории города Иркутска характерен большой валовой выброс продуктов сжигания топлива и значительные приземные концентрации этих веществ.
В городе Иркутске на 01.01.2011 насчитывается 3405 стационарных источников (208 промышленных предприятий). Ежегодно от этих источников в атмосферу города поступает 69 загрязняющих веществ, в том числе 6 основных продуктов сгорания топлива (окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, зола угольная, зола мазутная), составляющих 94 % от валового количества, выбрасываемого всеми стационарными источниками города Иркутска в год. Ведущую роль в загрязнении приземного слоя атмосферы города Иркутска играют выбросы автомобильного транспорта (составляющие более 60 % общегородских годовых валовых выбросов) и выбросы источников теплоэнергетики (составляющие около 38 % общегородских годовых валовых выбросов). Тенденция доминирования вклада передвижных источников выбросов в загрязнение воздушной среды города наблюдается в течение 7 лет.
Автомобильный парк города на 01.01.2011 г. насчитывает 195654 единиц и постоянно увеличивается. Передвижение автомобилей фиксируется по значительной части городской территории (на 30 - 40 %). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортные средства осуществляют на уровне дыхания человека, приземные концентрации на магистралях создаются значительные, прежде всего по окиси углерода, углеводородам (формальдегиду) и двуокиси азота.
Комплекс водных объектов города Иркутска - это река Ангара с притоками, включая водохранилище Иркутской гидроэлектростанции, представляющее собой зарегулированный дамбой исток Ангары. По территории города проходят русла рек Иркут с притоком Кая и Олха, Ушаковка, Топка, Вересовка и ряд более мелких ручьев.
Система водных объектов города Иркутска является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафт города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стоков. Сброс сточных и поверхностных вод города отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов реки Ангары и ее притоков.
В поверхностные водные объекты ежегодно отводится около 150 млн. м сточных вод, в том числе без очистки - 1 млн. м, недостаточно очищенных - порядка 100 млн. м3. Со сточными водами в водные объекты поступают легкоокисляемые органические вещества, нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, хлориды, фосфор общий, азот аммонийный, фенолы, нитраты, синтетические поверхностно-активные вещества, жиры и масла, соли металлов.
Централизованная система водопровода города Иркутска базируется на поверхностном источнике - Иркутском водохранилище. Городские и промышленные водозаборы находятся в черте города. Питьевое водоснабжение города осуществляется от Ершовского водозабора, построенного в 1974 г. Лишь 2 % городского населения использует воду подземных источников.
Использование свежей воды в городе составляет примерно 107 млн м3 в год, в том числе на производственные нужды - 50 млн м3, на хозяйственно-питьевые - 57 млн м.
В летнее время берега водохранилища и других водных объектов являются зонами отдыха жителей города. Несмотря на интенсивное использование Иркутского водохранилища для развития спорта, отдыха, туризма, судоходства, размещение в прибрежной зоне садоводческих хозяйств и сельскохозяйственных угодий, индивидуального жилищного строительства, качество воды в нем на протяжении последних 5 лет в целом относительно постоянное. Однако, в последние годы просматривается ухудшение качества воды по некоторым химическим и бактериологическим показателям.
Водоподготовку и подачу воды населению осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" города Иркутска. Подаваемая питьевая вода населению города Иркутска в период с 2000 года является стандартной по всем показателям, кроме остаточного хлора, являющегося гарантом эффективности обеззараживания. Но вода после водоподготовки остается "физиологически неполноценной", также в питьевой воде распределительной сети появляются в микроколичествах примеси тяжелых металлов.
Кроме того, актуальна необходимость учета особенностей геологической среды города Иркутска:
1. Преобладающая часть территории города характеризуется 8-балльной сейсмичностью.
2. Поведение геологической среды определяется, в том числе, наличием Иркутского водохранилища, интенсификацией повышения уровня грунтовых вод в нижнем бьефе за счет обходной фильтрации в правом примыкании плотины (Правобережный округ).
3. Устойчивость геологической среды в условиях сейсмоактивности из-за выраженных процессов подтопления под воздействием техногенных нагрузок (застройка повышенной плотности, утечки из водонесущих систем) характеризуется от наименее устойчивого состояния (район Ершовского залива, микрорайонов Топкинский, Первомайский, Университетский) до достаточно устойчивого (пл. Декабристов, Студгородок, Академгородок, пос. Энергетиков).
Проблема подтопления города Иркутска является наиболее актуальной, поскольку явилась следствием нарушения водного баланса, которое произошло по причинам:
- преобразования фильтрационного поля в областях питания, стока и разгрузки грунтового потока, в отложениях поймы р. Ангары и низкого комплекса террас долины р. Ангары;
- изменения путей фильтрации участками уплотненных грунтов под насыпями дорог и зданиями.
- влияния техногенных источников (утечки из водонесущих систем массовой, промышленной и многоэтажной застройки всех районов города).
Реальные экологические последствия, сопутствующие подтоплению: снижение несущей способности грунтов в основаниях сооружений, повышение сейсмического риска в пределах городской территории, усиление процесса электрокоррозии металла, ухудшение экологической обстановки.
Это служит обоснованием необходимости проведения сейсмического микрорайонирования с оценкой сейсмической опасности и риска как существующих, так и строящихся объектов, на основе учета синергетических эффектов взаимодействия природных и техногенных факторов для предотвращения техногенных аварий и нарушения геоэкологического баланса.
В течение ряда лет Иркутск находился в списке территорий с депопуляцией населения. Средняя продолжительность жизни составляет 61,5 года, разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин возрос до 13 лет (соответственно 56 и 69).
Состояние здоровья населения города Иркутска - результат многокомпонентного воздействия факторов городской среды на жителей города. Эти факторы традиционно подразделяют на природные и техногенные.
Среди природных факторов специалисты выделяют дефицит йода, фтора и низкую минерализацию питьевой воды. У значительной части иркутян поражена щитовидная железа, отмечается отставание детей в развитии, связанное с дефицитом йода. В результате гипофтороза широко распространен кариес, с дефицитом фтора связан гиповитаминоз "Д" детей грудного и раннего дошкольного возраста, вызывающий серьезные последствия в более зрелом возрасте. Низкая минерализация воды приводит к повышению уровня сердечно-сосудистой патологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других болезней человека.
Из техногенных факторов самое значительное влияние оказывает загрязнение воздушной среды, что ведет к распространению болезней органов дыхания. Наиболее опасны для здоровья диоксины и диоксиноподобные вещества, источниками которых являются предприятия машиностроения, теплоэнергетики и другие виды деятельности, связанные со сжиганием различных материалов и мусора в пределах города. Реальную опасность для здоровья представляют и другие компоненты сжигания топлива (окислы азота, серы, углерода, бенз(а)пирен, формальдегид, соли тяжелых металлов и др.)
В Иркутске имеются мощные стационарные и многочисленные локальные источники электромагнитных излучений, вызывающие в организме адаптивные изменения, постепенно переходящие в патологию (линии электропередач, трамвайно-троллейбусные сети, электромоторы высокой мощности и т.д.).
Острой проблемой для Иркутска является защита населения от воздействия шума. Высокий уровень шума определяется наличием в черте города двух аэропортов, а также прохождением через центр города Иркутска транзитных автомобильных и железнодорожных потоков и трамвайных линий. В зоне акустического дискомфорта сегодня проживает более 1/3 населения города. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой системы, изменения ритма и частоты сердечных сокращений, артериальной гипертонии. Постоянное действие интенсивного шума может явиться причиной гастрита и язвенной болезни, так как нарушает секреторную и моторную функцию желудка.
Транспортный шум является причиной 80 - 90 % всех основных случаев шумового загрязнения селитебной территории. Значения уровней шума, в дневное время в час пик на границе примагистральных жилых территорий, могут достигать 70 - 75 дБА и превышать допускаемые нормы на 15-20 дБА. Население, проживающее в примагистральных районах, отмечает ухудшение самочувствия, головные боли, нарушение сна, функций сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
Исследования по содержанию радона в жилых домах города свидетельствуют о повышенных его уровнях. Радон и его дочерние продукты распада являются этиологическим фактором в развитии таких видов патологии, как рак легкого, врожденные аномалии, осложнения течения беременности и родов, другие генетические изменения.
Экологическая обусловленность ряда заболеваний, особенно связанных с воздействием химического фактора, в большинстве случаев требует доказательств причины и связи возникновения заболеваний. В условиях формирования и распространения антропогенных геохимических аномалий все большее значение приобретает загрязнение внутренней среды организма больших контингентов людей, которое достигло уровней, нарушающих нормальные биохимические основы жизнедеятельности человека, и способствует развитию экологически зависимой патологии. В этой связи поиск путей управления здоровьем населения города Иркутска обусловливает необходимость перехода от анализа имеющейся информации о состоянии окружающей среды, имеющегося уровня здоровья к изучению процессов и факторов формирования последнего в динамике "дети (до 15 лет) - подростки (15 - 18 лет) - взрослые (старше 18 лет)" с учетом временного фактора.
Анализ распространенности патологии среди населения города Иркутска показал рост заболеваемости по всем классам болезней в 1,09 раза в 2010 году в сравнении с 2000 г.
Анализ динамики изменения заболеваемости среди взрослого населения города Иркутска показал небольшой рост неинфекционной патологии: болезней органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, уха. При этом наибольший рост отмечен по таким классам болезней как новообразования, болезни эндокринной системы, нервной системы.
Сохраняется высокий уровень заболеваемости взрослого населения города Иркутска в сравнении с данными по Иркутской области в динамике, уровни заболеваемости населения города Иркутска в целом в 1,12 - 1,2 раза превышают областные показатели. Распространенность практически всех классов болезней, за исключением инфекционных и паразитарных, кожи, органов пищеварения, является более высокой при сравнении с региональными показателями. Самые высокие риски отмечены у болезней системы кровообращения, глаза, нервной системы.
Отмечен рост заболеваемости подростков в городе Иркутске в динамике 2006 - 2010 годы в 1,1 раза, преимущественно за счет новообразований, болезней нервной системы, глаза, костно-мышечной системы, органов дыхания, уха. Высоки риски по сравнению с фоновыми показателями болезней нервной системы, костно-мышечной системы, органов пищеварения, мочеполовой системы. По сравнению с данными по региону распространенность практически всех классов болезней увеличилась, за исключением инфекционных заболеваний, новообразований, болезней кожи.
Повышение уровня заболеваемости детей в городе Иркутске составило 1,07 раза. Структура детской заболеваемости в динамике 2006 - 2010 годов практически не изменилась, лидируют заболевания органов дыхания, на втором месте - травмы и отравления, на третьем - болезни органов пищеварения, далее - болезни мочеполовой системы, костно-мышечной системы и глаза. Более высоки (по сравнению с данными по Иркутской области) уровни болезней системы кровообращения, врожденных аномалий, травм, мочеполовой системы. Кроме того, неблагоприятна тенденция по болезням костно-мышечной системы, органов дыхания, уха, нервной системы, эндокринной системы, новообразований. Отмечается более высокий уровень относительного риска к фоновым показателям по следующим классам болезней: болезни мочеполовой системы, нервной системы, органов дыхания, костно-мышечной системы, системы кровообращения.
Формирование экологической культуры в широком смысле рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей и гостей города Иркутска всех возрастов как личностных и социально-нравственных ценностей, так и норм, требований, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Невысокий уровень экологической культуры жителей города является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде, поэтому представляется необходимой организация активного участия школ, средств массовой информации, общественности, учреждений науки и культуры и, конечно, органов власти всех уровней, в частности, органов местного самоуправления в формировании нравственного и осознанного отношения к окружающей среде. В то же время в городе Иркутске накоплен значительный опыт и имеется достаточный интеллектуальный потенциал для формирования системы непрерывного экологического просвещения. Разработка стратегических направлений воспитания с позиций социально-экономического подхода будет способствовать повышению экологической культуры городского социума.
2.2. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена подпрограмма "Зеленый город"
Подпрограмма "Зеленый город" направлена на решение проблем неудовлетворительного состояния большинства зеленых насаждений города Иркутска, в том числе парков и скверов города. Во многом сложившаяся ситуация объясняется изначальной непродуманностью проектов озеленения, отсутствием научно обоснованной схемы озеленения города Иркутска, а также нехваткой денежных средств. Указанное не позволяет системно планировать ежегодные объемы озеленительных работ, наращивать их темпы.
В настоящее время в городе Иркутске действуют следующие крупные парки:
- "Центральный парк культуры и отдыха", общей площадью 19,6 га;
- парк "Городской", общей площадью 8,7 га;
- парк "Парижской Коммуны", общей площадью 8,2 га.
На озелененных территориях вследствие ряда особенностей: "Центральный парк культуры и отдыха" расположен на территории Городского Иерусалимского кладбища, а парк "Парижской Коммуны" расположен на территории могильника эпохи раннего неолита и двух могильников ранней бронзы, необходимо проведение мероприятий по их развитию с целью повышения рекреационной доступности озелененных территорий города Иркутска, имеющих эстетическое и рекреационно-оздоровительное назначение.
Резервом для развития зеленого хозяйства города Иркутска являются участки берегов и островные системы. Строительство нового мостового перехода в створе "Студгородок - Телецентр" дает сильный стимул к созданию крупного парка на островах Конный и Юность.
Ныне существующие зеленые зоны, скверы - неисчерпаемый источник творчества для ландшафтных дизайнеров и архитекторов.
Создание тематических скверов, сквера городов-побратимов и городов-партнеров города Иркутска, садов и парков позволит привлечь дополнительный поток туристов и местного населения, увлекающихся ландшафтно-парковым строительством, а установка указателей на территории парков, скверов на русском языке с дублированием в латинской транслитерации позволит туристам быстро ориентироваться на территории города Иркутска.
Озелененные территории общего пользования в городе Иркутске в настоящее время занимают площадь 384 га, что в среднем составляет 6,4 м на 1 человека при норме, предусмотренной СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, с изменениями от 13 июля 1990 г., 23 декабря 1992 г., 22 июля 1993 г. - 10 м2 на человека.
В настоящее время активно развивается цветочное оформление города Иркутска, площадь, занятая под цветники, составляет 10443 м. Цветы являются неотъемлемым элементом городского ландшафта, так как располагают неисчерпаемыми возможностями в части улучшения вида городской застройки и ее архитектурной выразительности. Потребность в цветниках с однолетними цветами с учетом существующих цветников составляет 159820 м2, в том числе:
- в садах и парках 76870 м2 (при норме 80 м2 на 1 га);
- в скверах 32980 м2 (при норме 200 м2 на 1 га);
- на бульварах 14900 м2 (при норме 150 м2 на 1 га);
- на внутриквартальной застройке 35070 м (при норме 70 м на 1 га).
В соответствии с существующей и планируемой площадями цветников потребность в цветочной рассаде составляет 7991 тыс. штук.
На данный момент отмечается неудовлетворительное состояние многих зеленых массивов по ряду параметров: дендрологических, общебиологических, санитарных, общего уровня благоустройства и других параметров.
Озелененные территории искусственного происхождения функционально можно разделить на:
1. Технического назначения - зеленые экраны вдоль автодорог. Их функция - снижение воздействия автотранспорта на жилые массивы. Фактически таких "экранов" полностью соответствующих их функциональному назначению - около 1 км.
2. Эстетического и рекреационно-оздоровительного назначения (скверы, парки, "зеленые уголки" и т.п.).
3. Декоративно-оформительского назначения (клумбы, цветники, газоны, отдельно стоящие кустарники и т.п.).
Первоочередным мероприятием по развитию озелененных территорий искусственного происхождения является их инвентаризация, классификация и создание электронной базы учета зеленых насаждений. Современные программные средства позволяют вести поштучный учет деревьев.
Определение потребной площади озеленения совместно с конкретными участками озеленения и их границами является важнейшим элементом планирования развития озелененных территорий.
Городские леса города Иркутска имеют институциональный защитный статус и строгий сжим лесопользования и нуждаются в комплексной современной характеристике состояния. Отдельные участки городского леса, наиболее часто посещаемые населением, несут очень высокую рекреационную нагрузку, которая отрицательно сказывается на их способности к воспроизводству. Рекреационные нагрузки в городских лесах возрастают с каждым годом, но какое-либо обустройство мест отдыха в лесах отсутствует.
Особо охраняемые природные территории местного значения города Иркутска (далее - ООПТ) позволяют сохранить природное разнообразие, наличие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных в условиях города. Развитие ООПТ имеет приоритетное значение.
Необходимо проработать возможность закрепления ответственности за содержание внутриквартальных и прилегающих к жилым массивам озелененных территорий. Кроме того, перспективным выглядит и развитие традиции шефства над зелеными массивами, а не только высадки деревьев.
Исключительно важен и пропагандистский элемент - воспитание у населения бережного отношения к природе в целом и зеленым насаждениям в частности. Эту задачу необходимо решать в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, общественными и политическими организациями, инициативными гражданами.
2.3. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена подпрограмма "Комфортная городская среда города Иркутска"
Город Иркутск - крупный индустриальный центр и развивающийся мегаполис. В настоящее время в городе активно проводится работа по освоению новых и реконструкции старых территорий под жилую и нежилую застройку. Вместе с этим возникают проблемы, связанные с эксплуатацией этих земель и, прежде всего, с образованием разного вида отходов производства и потребления. Полученные результаты показывают активный рост объемов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) города. С одной стороны это связано с активным развитием жилых территорий, с другой - индустриализацией народного хозяйства, развитием и усложнением инфраструктуры города. В настоящее время наиболее активно развивающиеся территории Свердловского, Ленинского районов и части Правобережного округа превзошли годовую норму накопления отходов как за счет жилого сектора, так и за счет предприятий торговли и общественного питания.
Эффективное функционирование городского хозяйства в современных условиях зависит от стратегического управления социально-экономическим комплексом муниципального образования, при этом одним из приоритетных направлений приложения сил является обеспечение надлежащего санитарного состояния территории.
Улучшение нормативного санитарного состояния городской территории предусматривает, в частности, организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, в том числе обустройство территории города Иркутска дополнительными местами временного хранения ТБО (контейнерными площадками), текущее содержание муниципальных кладбищ, как действующих так и закрытых, мероприятия по проведению инвентаризации действующих кладбищ для оценки возможностей использования высвободившихся территорий, обустройство неразработанного участка на территории Александровского кладбища.
Для решения задачи совершенствования системы управления отходами на территории города Иркутска планируется провести следующие мероприятия:
- разработать методические рекомендации по установлению расчетных норм накопления отходов;
- внедрить безконтейнерную систему удаления отходов;
- модернизировать общегородскую систему обработки информации по учету ТБО АСОИ "Отходы".
На территории города Иркутска существуют 4 действующих (Маратовское, Александровское, Ново-Ленинское, Батарейное) и 3 закрытых муниципальных кладбища (Свердловское, Ново-Амурское, Магометанское). Общая площадь действующих муниципальных кладбищ составляет 246,8 га, указанные площади заняты на 80 % (с учетом строительства 2-й очереди Александровского кладбища). Отдельные из указанных мероприятий необходимы для обеспечения жителей города ритуальными услугами надлежащего качества и в полном объеме.
В настоящее время на территории города Иркутска насчитывается порядка 7000 безнадзорных животных, эти животные создают угрозу жизни для населения города Иркутска, в рамках реализации подпрограммы "Комфортная городская среда города Иркутска" запланированы мероприятия, направленные на сокращение указанного количества животных до 2000 особей.
В рамках благоустройства городской среды необходимо обеспечение территории города отельными элементами благоустройства, в том числе такими как: урны, скамейки, детские площадки, биотуалеты, места для выгула собак, фонтаны.
Фонтаны - одно из древнейших сооружений человечества, предназначенное для украшения городского ландшафта и создания на городской территории зон отдыха. В настоящее время на территории города Иркутска расположены 12 муниципальных фонтанов. В рамках реализации подпрограммы "Комфортная городская среда города Иркутска" запланировано текущее содержание имеющихся фонтанов.
Устройство указанных элементов благоустройства благотворно повлияет на облик города Иркутска.
Решение названных выше проблем целесообразно в комплексе с повышением уровня благоустройства территории города и приоритетно для обеспечения экологической безопасности населения города Иркутска.
III. Цели и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска, улучшение экологической обстановки, озеленение территории города, комплексное решение проблем благоустройства по улучшению санитарного состояния и эстетического вида территории города Иркутска, создание комфортной среды проживания граждан на территории города.
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи Программы:
1. В рамках подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска":
- обеспечение экологической безопасности населения, включая совершенствование системы управления экологической безопасностью;
- улучшение качества окружающей среды;
- развитие экологического образования и просвещения.
2. В рамках подпрограммы "Зеленый город":
- создание новых озелененных территорий и рекреационных зон на территории города Иркутска;
- содержание, ремонт и реконструкция озелененных территорий общего пользования;
- проведение паспортизации и составление реестра зеленых насаждений для учета и контроля за массивом зеленых насаждений города Иркутска;
- организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов;
- обеспечение рационального использования природных ресурсов и восстановление природных комплексов, охрана биоразнообразия, в том числе создание, обустройство и охрана особо охраняемых природных территорий местного значения города Иркутска.
3. В рамках подпрограммы "Комфортная городская среда города Иркутска":
- улучшение санитарно-экологического состояния территории города;
- совершенствование системы управления отходами на территории города Иркутска;
- обустройство территории города отдельными элементами благоустройства (детские площадки, биотуалеты, места для выгула домашних животных, урны, скамейки и другие элементы благоустройства);
- организация мероприятий, направленных на сокращение количества безнадзорных животных на территории города.
Разработка и реализация Программы позволит улучшить внешний облик города, повысить уровень благоустройства, в том числе озеленения, и санитарного состояния городских территорий, комфортного проживания жителей города.
Программа разработана в соответствии с Генеральным планом города Иркутска и Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2.
Постановлением администрации г.Иркутска от 31 января 2013 г. N 031-06-194/13 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Перечень мероприятий Программы
4.1 Мероприятия подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска"
Таблица 1
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, год |
Объем финансирования из бюджета города Иркутска, <*> - из областного бюджета, тыс.рублей |
Ответственный исполнитель |
|||||
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1. |
Оздоровление окружающей среды (в том числе разработка мероприятий по оздоровлению городской среды, включая разработку генеральной схемы очистки территории города Иркутска, обеспечение организации работ по снижению вредного воздействия выбросов в атмосферу на здоровье горожан при наступлении неблагоприятных метеоусловий для рассеивания примесей в атмосфере, очистка береговых зон рек и иных водных объектов, проведение мероприятий по снижению вредного воздействия автотранспорта на здоровье населения) |
2013 - 2017 |
63224 |
21797 1500 |
3523 |
4318 |
18478 |
13608 |
КЖКХ |
2. |
Обеспечение экологической безопасности населения города Иркутска (в том числе осуществление профилактики местных случаев малярии, специфической профилактики весенне-летнего клещевого энцефалита, включая обработку территории общего пользования и приобретение противоклещевых препаратов; организация предупреждения загрязнения территории города ртутьсодержащими отходами производства и потребления, эпидемиологический и микро-биологический мониторинг открытых водоемов города Иркутска в отношении индикаторных показателей их загрязнения, проведение анализов, подтверждающих факты загрязнения окружающей среды) |
2013 - 2017 |
18621 |
5049 |
3210 |
3327 |
3452 |
3583 |
КЖКХ |
3. |
Экологическое просвещение (в том числе проведение на территории города мероприятий в рамках Дней защиты от экологической опасности, организация работы отрядов мэра "Молодежь за чистый город", приобретение литературы, содержащей информацию в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, проведение конференций, семинаров, осуществление просветительской деятельности в области охраны окружающей среды) |
2013 - 2017 |
35540 |
5430 |
5557 |
5797 |
9150 |
9606 |
КЖКХ |
4. |
Обеспечение проведения непредвиденных мероприятий по обеспечению экологической безопасности на территории города Иркутска |
2013 - 2017 |
5000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
КЖКХ |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2013 - 2017 |
122385 |
34776 |
13290 |
14442 |
32080 |
27797 |
|
* - 1500 тыс. рублей - средства областного бюджета, предусмотренные долгосрочной целевой программой "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2010 N 263-пп (ред. от 24.10.2012)
Постановлением администрации г.Иркутска от 15 марта 2013 г. N 031-06-483/13 в подраздел 4.2 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
4.2. Мероприятия подпрограммы "Зеленый город"
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, год |
Объем финансирования из бюджета города Иркутска, тыс.рублей |
Ответственный исполнитель |
|||||
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1 |
Текущее содержание зеленых насаждений |
2013 - 2017 |
693833 |
65353 |
144515 |
151067 |
162763 |
170135 |
КЖКХ |
2 |
Проведение паспортизации зеленых насаждений, включая разработку дизайн-проектов объектов декоративно-оформительского назначения |
2013 - 2017 |
6246 |
1 130 |
1 189 |
1 247 |
1308 |
1372 |
КЖКХ |
3 |
Капитальный ремонт и ремонт зеленых насаждений (в том числе валка сухих деревьев, обрезка деревьев, стрижка живой изгороди, посадка деревьев, посадка однолетней цветочной рассады в цветники, вазоны и зеленые скульптуры, ремонт оград и др.) |
2013 - 2017 |
280770 |
30834 |
57205 |
60037 |
64150 |
68544 |
КЖКХ |
4 |
Развитие озелененных территорий (в том числе создание скверов и парков, приобретение оборудования для обеспечения развития озелененных территорий) |
2013 - 2017 |
800 |
800 |
- |
- |
- |
- |
КЖКХ |
5 |
Организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов города Иркутска |
2013 - 2017 |
35008 |
7 535 |
7 874 |
8 212 |
6 466 |
4921 |
КЖКХ |
6 |
Благоустройство и содержание особо охраняемых территорий местного значения города Иркутска |
2013 - 2017 |
139252 |
4294 |
4500 |
4750 |
59525 |
66183 |
КЖКХ |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2013 - 2017 |
1155909 |
109946 |
215283 |
225313 |
294212 |
311155 |
|
4.3. Мероприятия подпрограммы "Комфортная городская среда" города Иркутска
Таблица 3
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, год |
Объем финансирования из бюджета города Иркутска, <**> - безвозмездные поступления, тыс.рублей |
Ответственный исполнитель |
|||||
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1 |
Улучшение санитарного состояния территории города Иркутска (за исключением сектора индивидуальной жилой застройки) (в том числе: ликвидация стихийных свалок в городе Иркутске, проведение месячников и общегородских субботников по очистке территории города Иркутска, совершенствование системы управления отходами на территории города Иркутска, обустройство контейнерных площадок, выполнение работ по очистке от самовольно размещенной рекламы и аэрографии, организация и содержание мест захоронения) |
2013-2017 |
155292 |
28417 |
29256 |
29294 |
33072 |
35253 |
КЖКХ |
2 |
Организация мероприятий по сокращению количества безнадзорных животных на территории города Иркутска (в том числе отлов и содержание безнадзорных животных, подбор и утилизация трупов безнадзорных животных) |
2013-2017 |
43545 |
7500 |
7890 |
8277 |
9612 |
10266 |
КЖКХ |
3 |
Обустройство территории города Иркутска отдельными элементами благоустройства (в том числе установка детских площадок, биотуалетов, организация мест для выгула домашних животных, установка урн, скамеек и других элементов благоустройства; содержание уже имеющихся элементов благоустройства (в том числе мостов и лестниц, городских фонтанов) |
2013-2017 |
521485 |
111175 32600 |
87614 |
92019 |
95979 |
102098 |
КЖКХ КГСП |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2013-2017 |
720322 |
179692 |
124760 |
129590 |
138663 |
147617 |
|
** - 32600 тыс. рублей - неиспользованный остаток средств безвозмездных поступлений Байкальского банка СБ РФ на выполнение работ по проектированию и благоустройству набережной реки Ангара от старого Ангарского моста до реки Ушаковка.
V. Механизм реализации Программы
Исполнитель Программы: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска.
Реализация Программы включает в себя:
- ежегодное принятие Планов по реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год с уточнением объектов, сроков и объемов финансирования (не позднее 1 октября текущего года);
- определение исполнителей (подрядчиков) мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- осуществление контроля за качеством выполняемых работ;
- подготовку и представление мэру города Иркутска отчета о реализации Программы за отчетный год (ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным), отчета об исполнении Программы за весь период ее реализации;
Ответственным за реализацию мероприятий Программы является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска, контроль за ходом реализации программы осуществляет Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска.
Постановлением администрации г.Иркутска от 31 января 2013 г. N 031-06-194/13 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Оценка эффективности реализации Программы
6.1. Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска" позволит: обеспечить экологическую безопасность населения, включая совершенствование системы управления экологической безопасностью на территории города; улучшить качество окружающей среды; содействовать достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов источников предприятий города; обеспечить снижение приземных концентраций продуктов сгорания топлива, создаваемых автотранспортом, в пределах селитебных территорий; содействовать развитию системы мониторинга состояния окружающей среды в городе Иркутске; обеспечить развитие системы экологического просвещения населения города Иркутска, сохранение системы традиционных экологических акций.
Таблица 4
6.2. Реализация мероприятий подпрограммы "Зеленый город" позволит: повысить обеспеченность населения города Иркутска зелеными насаждениями в шаговой доступности в соответствии с нормативами градостроительного регулирования города Иркутска; улучшить качество зеленых насаждений на территории города; обеспечить учет и контроль за массивом зеленых насаждений города Иркутска в соответствии с реестром зеленых насаждений; увеличить долю городских лесов, благоустроенных в соответствии с нормами действующего законодательства; обеспечить создание, обустройство и охрану особо охраняемых природных территорий местного значения города Иркутска. Улучшение микроклимата и снижение загрязненности атмосферного воздуха от газообразных примесей и пыли удовлетворит потребность населения в регулярном отдыхе на природе, способствующем укреплению здоровья, росту трудовой активности и духовному развитию.
Таблица 5
N |
Наименование целевого показателя |
Ед. измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
В результате реализации Программы |
В том числе по годам: |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
1. |
Общая площадь зеленых насаждений декоративно-рекреационного назначения |
га |
384 |
384 |
384 |
384 |
384 |
384 |
2. |
Общая площадь зеленых насаждений декоративно-оформительского назначения |
м2 |
10643 |
10443 |
10443 |
10443 |
10543 |
10643 |
3. |
Доля автомагистралей, обеспеченных "зелеными экранами" (живой изгородью) |
% |
3,29 |
0,65 |
1,3 |
1,97 |
2,6 |
3,29 |
4. |
Доля паспортизированных зеленых насаждений |
% |
100 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
5. |
Общая площадь лесных насаждений на городской территории (городские леса, особо охраняемые территории) |
га |
5470 |
5535 |
5470 |
5470 |
5470 |
5470 |
6. |
Доля лесных насаждений на городской территории в границах особо охраняемых территорий |
% |
5,86 |
4,39 |
4,45 |
5,33 |
5,86 |
5,86 |
7. |
Доля территорий с высокой степенью рекреационной доступности в общей площади лесных насаждений на городской территории |
% |
4,6 |
0 |
0,4 |
1,6 |
1,7 |
4,6 |
6.3. Основной социальный эффект от выполнения мероприятий подпрограммы "Комфортная городская среда города Иркутска" связан с улучшением среды проживания населения города Иркутска. Реализация мероприятий указанной подпрограммы позволит: обеспечить улучшение санитарного состояния городских территорий вследствие модернизации системы обращения с отходами в соответствии с генеральной схемой очистки территории города Иркутска; повысить комфортность городской среды, включая обустройство территории города отдельными элементами благоустройства (детские площадки, биотуалеты, места для выгула домашних животных, урны, скамейки, фонтаны и другие элементы благоустройства); сократить количество обращений об отлове безнадзорных животных.
Таблица 6
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Иркутска от 15 октября 2012 г. N 031-06-2043/12-1 "Об утверждении долгосрочной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.