Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г.Иркутска
от 10 мая 2011 г. N 031-06-796/11
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска
на период до 2014 года
19 марта, 26 апреля, 23 мая, 21 сентября 2012 г.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска на период до 2014 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", приказом Минфина Российской Федерации N 194н, Минэкономразвития Российской Федерации N 701 от 29.12.2010 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов".
Необходимость разработки и реализации программы
Настоящая Программа позволит обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование мероприятий, осуществленных в ходе выполнения Плана реализации мероприятий по реформированию муниципальных финансов города Иркутска на 2009 - 2011 годы, утвержденного постановлением мэра г.Иркутска от 30.03.2009 N 031-06-1157/9-1, и будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления города Иркутска в сфере управления муниципальными финансами и обеспечению качества и доступности муниципальных услуг.
Результатом выполнения Плана реализации мероприятий по реформированию муниципальных финансов города Иркутска на 2009 - 2011 годы стало формирование в городе Иркутске современной системы управления муниципальными финансами путем:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- введения формализованных методик распределения бюджетных средств;
- формирования достоверной бюджетной отчетности города;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
- создания предпосылок для перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения муниципальных услуг;
- установления порядка оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
- создания формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов;
- внедрения формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования;
- осуществления мониторинга просроченной кредиторской задолженности бюджета города, выявления причин ее возникновения, принятия мер к ликвидации задолженности;
- установления стандартов предоставления муниципальных услуг;
- проведения работы по повышению информационной открытости деятельности органов местного самоуправления города Иркутска по управлению общественными финансами.
Вместе с тем, не все муниципальные правовые акты города Иркутска, разработанные в ходе реформирования муниципальных финансов, были реализованы в полной мере. Как следствие, в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- бюджетное планирование остается слабо увязанным с целями Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 N 004-20-410627/7;
- не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления города Иркутска, а также муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
В настоящее время стало очевидным, что проводимые реформы федерального законодательства диктуют необходимость выработки и реализации на территории города нового комплекса мер, которые будут способствовать дальнейшему повышению эффективности бюджетных расходов.
Необходимость разработки и реализации настоящей Программы обусловлена также требованием исполнения норм целого ряда принятых федеральных законов, влияющих на вопросы повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней, в том числе:
- Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Программа представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий органов местного самоуправления города Иркутска по созданию условий для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов.
Цели и задачи программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Иркутск по обеспечению полноты исполнения муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Иркутска.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города Иркутска по организации предоставления муниципальных услуг.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы планируются разработка и реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Иркутска;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности его обеспечения;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
Предлагаемые меры по реализации указанных направлений отражены в соответствующих разделах настоящей Программы.
Постановлением администрации г.Иркутска от 26 апреля 2012 г. N 031-06-825/12 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджета города
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Иркутск является первоочередным условием достижения цели и решения задач Программы.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города предлагается реализовать следующие меры:
- разработать Стратегию социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года;
абзац четвертый отменен
- утвердить Программу комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года;
- планировать бюджетные ассигнования исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принимать новые расходные обязательства при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- использовать для целей бюджетного планирования консервативный прогноз социально-экономического развития города;
- оптимизировать число налоговых льгот, регулярно оценивать их эффективность для принятия решений об их дальнейшем сохранении;
- проводить мероприятия по повышению доходной части бюджета города, а также эффективности использования муниципального имущества города Иркутска;
- минимизировать дефицит бюджета города;
- проводить мониторинг управления муниципальным долгом с учетом показателей задолженности муниципальных унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджета города по погашению долговых обязательств и накопленной задолженности;
- не допускать роста просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.
В рамках данного раздела планируется внести изменения в Положение о бюджетном процессе в городе Иркутске, утвержденное решением Думы города Иркутска от 25.05.2010 N 005-20-110142/10, для создания правовых оснований к переходу по формированию бюджета города на трехлетний период, начиная с формирования бюджета города на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Раздел 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности
органов местного самоуправления города Иркутска
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления города Иркутска позволит повысить результативность деятельности органов местного самоуправления города Иркутска и качество предоставляемых ими муниципальных услуг. Программно-целевой метод бюджетного планирования на территории муниципального образования город Иркутск реализуется путем принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.
В целях внедрения практики применения программно-целевого бюджетного планирования постановлениями мэра г.Иркутска от 30.07.2008 N 031-06-1635/8 и от 24.06.2008 N 031-06-1358/8 утверждены Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Иркутска, их формирования и реализации и Положение о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Иркутска соответственно.
Принципами разработки и реализации муниципальных целевых программ являются:
- отбор направлений социально-экономического развития муниципального образования город Иркутск для программной разработки;
- оценка целесообразности решения проблем на основе программно-целевого метода;
- разработка концепций программ;
- принятие решения о необходимости разработки программ;
- разработка программ и их утверждение;
- управление реализацией программ;
- контроль за ходом выполнения программ.
Для внедрения программно-целевого принципа деятельности органов местного самоуправления города Иркутска необходимо осуществить ряд мероприятий:
- внести изменения в Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Иркутска, их формирования и реализации и Положение о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Иркутска для создания правовых оснований к составлению программного бюджета;
- провести оценку эффективности реализации действующих муниципальных целевых программ;
- сформировать перечень муниципальных целевых программ, вводимых в действие с 2013 года.
В рамках данного раздела планируется переход к программной структуре бюджета города с 2014 года.
Раздел 3. Развитие новых форм оказания
и финансового обеспечения муниципальных услуг
В настоящее время общее количество муниципальных учреждений в муниципальном образовании город Иркутск составляет 268, в том числе автономных - 6, бюджетных - 252, казенных - 10.
Расходы на содержание существующей бюджетной сети планируются, как правило, исходя из необходимости содержания данной сети, а не объемов и результатов оказываемых услуг муниципальными учреждениями. В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты: средства бюджета должны направляться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения, как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.
Одним из этапов бюджетной реформы является реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", которым внесены существенные изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческого сектора. Принятый Федеральный закон создал новые правовые и экономические условия работы муниципальных учреждений.
Постановлением администрации г.Иркутска от 22.09.2010 N 031-06-2164/10 утвержден План мероприятий по реализации указанного Федерального закона. К настоящему моменту обеспечено принятие предусмотренных Планом муниципальных правовых актов города Иркутска.
В рамках данного раздела Программы предусмотрены мероприятия по реформированию бюджетной сети, направленные на достижение следующих целей:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений;
- расширение самостоятельности муниципальных учреждений в решении вопросов, относящихся к их уставной деятельности, и повышение ответственности руководителей учреждений за результаты деятельности.
Решением Думы города Иркутска от 30.11.2010 N 005-20-170225/0 "Об особенностях правового положения муниципальных казенных и бюджетных учреждений города Иркутска в переходный период в соответствии с частями 16, 17 ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" утвержден ряд мер по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений города Иркутска в переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, установленный федеральным законодательством.
Решение Думы г.Иркутска от 30 ноября 2010 г. N 005-20-170225/0 не действует с 1 июля 2012 г.
Переход основной части муниципальных бюджетных учреждений к финансовому обеспечению в форме субсидий на выполнение муниципальных заданий состоится с 1 января 2012 года. Однако, семь муниципальных бюджетных учреждений с 1 апреля 2011 года уже переведены на новые условия финансового обеспечения из бюджета города. В этой связи, основной задачей администрации г.Иркутска является отработка механизма работы "пилотных" учреждений в новых условиях и обеспечение контроля за их деятельностью.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которого по сути совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в бюджет города. Зачисление доходов, полученных муниципальными казенными учреждениями города Иркутска от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, в бюджет города начнется с 1 января 2012 года.
Перевод муниципальных учреждений на финансирование путем предоставления субсидий на обеспечение оказания муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения. Основная задача главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений, обеспечить проведение ежеквартального контроля за выполнением муниципальных заданий, выявить причины отклонений от утвержденных муниципальным заданием показателей, характеризующих объем и качество муниципальных услуг, и на основе полученных результатов подготовить предложения по совершенствованию подходов к составлению муниципальных заданий.
Раздел 4. Повышение эффективности распределения бюджетных ресурсов
Расходы бюджета города - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций органов местного самоуправления города Иркутска. Через осуществление расходов бюджета города финансируются бюджетополучатели. Бюджетом определяются только размеры бюджетных ассигнований по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели, подведомственные главным распорядителям бюджетных средств. В этой связи в рамках данного раздела планируется усилить качество планирования главными распорядителями бюджетных средств расходов по соответствующим направлениям, повысить их ответственность за качество составления бюджетных проектировок, в том числе на плановый период.
В целях повышения роли бюджета города в решении вопросов обеспечения роста экономического потенциала муниципального образования город Иркутск планируется реализовать следующие мероприятия:
- включение в бюджет расходов на основе анализа эффективности использования бюджетных средств и в соответствии с приоритетами принятой социально-экономической политики города;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- совершенствование подходов к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг;
- внедрение процедуры подготовки и защиты докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования город Иркутск;
- установление порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований субъектов бюджетного планирования города в процессе составления проекта бюджета города;
- использование проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок;
- привлечение средств в бюджет города через обеспечение участия муниципалитета в реализации федеральных и областных целевых программ, а также посредством использования механизма частно-муниципального партнерства;
- утвердить механизм распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими муниципальными целевыми программами.
Раздел 5. Оптимизация функций муниципального управления,
повышение эффективности его обеспечения
Основные меры по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления города Иркутска (выполнения возложенных на них функций, в том числе - по осуществлению юридически значимых действий) должны быть направлены на:
- противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
- сокращение дублирования функций и полномочий органов местного самоуправления города Иркутска;
- формирование открытости деятельности органов местного самоуправления города Иркутска, в том числе обеспечение перехода на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме.
Для достижения поставленных целей планируется следующее:
- проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов города Иркутска, проектов муниципальных правовых актов города Иркутска в установленном порядке;
- выполнить мероприятия плана по противодействию коррупции в городе;
- подготовить предложения по оптимизации структуры администрации г.Иркутска;
- продолжить совершенствование системы формирования, размещения заказов и контроля за их размещением;
- публиковать на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска, начиная с 2013 года, проекты докладов об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период, а также отчеты о результатах их деятельности;
В рамках данного раздела продолжится совершенствование методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
Раздел 6. Реформирование муниципального
финансового контроля и развитие внутреннего контроля
Переход к программно-целевому бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует реформирования системы муниципального финансового контроля.
Мероприятия по развитию системы муниципального контроля должны быть направлены на:
- организацию действенного контроля (аудита) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;
- принятие дополнительных мер к организации действенной системы внутреннего контроля главными администраторами бюджетных средств;
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов города Иркутска, регулирующих бюджетные правоотношения.
Подписанный Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" направлен на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов.
До вступления в силу Федерального закона (1 октября 2011 года) будут внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В этом случае, основная задача сводится к мониторингу этих изменений для своевременного проведения анализа полномочий органов муниципального финансового контроля, созданных представительным органом и местной администрацией, и последующего приведения в соответствие с законодательством муниципальных правовых актов города Иркутска, регулирующих вопросы осуществления муниципального финансового контроля на территории города.
Раздел 7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Одно из приоритетных направлений в модернизации экономики города - это обеспечение ее энергоэффективности и внедрение мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также усиление административной и экономической ответственности за энергорасточительную деятельность. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
В рамках данного раздела планируется реализация долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации г.Иркутска от 02.11.2010 N 031-06-2682/10.
Постановлением администрации г.Иркутска от 23 мая 2012 г. N 031-06-1060/12 в раздел "Организация выполнения программы" настоящего приложения внесены изменения
Организация выполнения программы
Координатором выполнения Программы является комитет по бюджетной политике и финансам администрации г.Иркутска.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на основе Плана мероприятий в соответствии с приложением N 1 к настоящей Программе.
В Плане мероприятий определены сроки и исполнители по каждому программному мероприятию. Ответственные исполнители обеспечивают выполнение мероприятий в установленные сроки. В случае если для выполнения мероприятия необходима информация от других структурных подразделений администрации г.Иркутска, ответственный исполнитель обеспечивает подготовку соответствующих запросов.
В целях обеспечения контроля за выполнением предусмотренных настоящей Программой мероприятий ответственные исполнители ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением мероприятий, по которым установлен иной срок исполнения), представляют установленные по соответствующим мероприятиям документы в комитет по бюджетной политике и финансам администрации г.Иркутска.
Комитет по бюджетной политике и финансам администрации г.Иркутска обобщает представленную информацию и не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет отчет о выполнении Программы мэру города Иркутска.
Заместитель мэра - председатель |
Г.Д.Зюбр |
И.о. заместителя председателя комитета - |
И.С.Занина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.