Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания населения. Создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан с соблюдением необходимых технических и санитарных норм и правил эксплуатации объектов жилья города Иркутска напрямую зависит от технического состояния жилых зданий и их конструктивных элементов.
В соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, одним из направлений развития города Иркутска в жилищно-коммунальной сфере является развитие жилищных отношений, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан.
На территории города Иркутска по состоянию на 01.01.2012 г. располагаются 7685 МКД. Из них: 5758 домов в которых расположены квартиры находящиеся в муниципальной собственности; 213 домов со 100% муниципальной собственностью; 1332 дома имеют физический износ более 65%; 4596 домов имеет износ от 30 до 65%, т.е. имеют неудовлетворительное состояние.
Техническое состояние жилищного фонда города Иркутска характеризуется высоким уровнем износа отдельных конструктивных элементов зданий. На сегодня около 60 процентов МКД нуждаются в проведении капитального ремонта.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- естественное старение домов и оборудования;
- недостаточность средств на текущее содержание и капитальный ремонт;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
В соответствии с нормами ЖК РФ, орган местного самоуправления, как собственник помещений в МКД, несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома возложена статьей 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и на орган местного самоуправления, как собственника помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст.165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют право предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Думы города Иркутска от 04.07.2006 N 004-20-270386/6 "О Порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования город Иркутск", с изменениями, внесенными решениями Думы города Иркутска от 27.11.2009 N 005-20-030013/9, от 01.11.2011 N 005-20-270424/1, в соответствии со статьей 163 ЖК РФ установлено, что капитальный ремонт многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования город Иркутск, проводится за счет собственника многоквартирного дома - МО город Иркутск.
Объем средств, требуемых на капитальный ремонт объектов жилья, из года в год растет, а объем финансирования не покрывает фактическую потребность, что в свою очередь приводит к значительному ухудшению технического состояния жилых зданий. По мере превышения сроков нормативной эксплуатации инженерных систем, оборудования и конструктивных элементов МКД резко возрастают объемы и стоимость текущих ремонтных работ. В результате, за относительно короткий срок сверхнормативной эксплуатации, стоимость текущих ремонтов начинает превышать стоимость капитального ремонта.
В целях решения существующих проблем с 2009 года в городе Иркутске реализуется подпрограмма "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г.Иркутске" в рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г.Иркутска на 2009 - 2012 годы. В данной подпрограмме предусматривается выполнение комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта МКД. По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах был проведен капитальный ремонт в 687 МКД, в 2012 году планируется провести капитальный ремонт в 172 домах, что составляет 13% от обозначенного в 2009 году в подпрограмме "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г.Иркутске" количества МКД требующих проведения капитального ремонта.
Жилищный ФПМС, представленный в основном пятиэтажными крупнопанельными, кирпичными и крупноблочными зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х - 70-х годов XX века.
Минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий в те года была экономической основой политики государства.
В настоящее время неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ зданий ФПМС.
Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей зданий жилищного ФПМС включает в себя усиление, утепление и дополнительную гидроизоляцию конструкций.
Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер модернизации и восстановления наружных стеновых панелей КЖДПМС в городе Иркутске, масштабность проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств, отсутствие научно- и экспериментально обоснованных критериев оценки сейсмоуязвимости и системы технического мониторинга жилищного ФПМС, требуют целевого использования ресурсов и предопределяют необходимость программно-целевых методов решения.
С целью реализации мероприятий по сохранению, модернизации и снижению сейсмоуязвимости жилых зданий, КЖДПМС 1-335 и И-163 в городе Иркутске в 2008 году была утверждена муниципальная целевая программа "Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г.Иркутске" на 2008 - 2012 годы, которой утверждался перечень объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению в количестве 262 объекта. Данная программа просуществовала 1 год, в течение которого было восстановлено 17 объектов. В рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г.Иркутска на 2009 - 2012 годы была принята подпрограмма "Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г.Иркутске". По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах были восстановлены стеновые панели 13 домов, в 2012 году запланировано проведение работ на 5 домах. В общей сложности за период с 2008 года проведена реконструкция и восстановление наружных стеновых панелей 13% объектов от утвержденного в 2008 г. перечня объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению.
В 2012 году действие Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г.Иркутска на 2009 - 2012 годы заканчивается. Остается большой перечень объектов жилищного фонда, требующего проведения модернизации, восстановления, капитального ремонта, который с каждым годом увеличивается.
Для дальнейшей реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления города Иркутска в соответствии с федеральным законодательством, в части модернизации, восстановления, капитального ремонта объектов жилья города Иркутска, необходимо продолжить применение программно-целевого метода планирования.
Программно-целевой метод бюджетного планирования на территории МО город Иркутск реализуется путем принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Применение этого метода обусловлено необходимостью взаимоувязки планов мероприятий по реализации Программы с целями Программы и ресурсными возможностями бюджета города Иркутска посредством разрабатываемой Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.