Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
2.1. Соответствие приоритетам и задачам местного значения
Долгосрочная целевая программа города Иркутска "Дороги города Иркутска на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) направлена на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение требований действующего законодательства в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения города Иркутска и в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2 предполагается развитие городской среды, генерирующей положительное эмоциональное восприятие города, в том числе посредством развития дорожной и транспортной инфраструктурой.
2.2. Транспортно-экономическая характеристика города Иркутска
На сегодняшний день город Иркутск занимает площадь в 280 кв.км, под городской застройкой занято 105 кв.км, что составляет 35,1% территории. В городе Иркутске сосредоточено 23% населения области, что составляет около 600 тыс. человек.
Наибольшая часть населения города проживает в Свердловском административном округе - 33,6%, в Ленинском - 24,3%, в Октябрьском -23,5% и в Правобережном -18,6%.
Центральное положение в городе занимает Правобережный административный округ, включающий Кировский и Куйбышевский районы. В него входит: центральная часть города, предместья Марата и Рабочее, микрорайоны Топкинский, Зеленый.
Наиболее удален от основной части города Ленинский административный округ, сложившийся из отдельных поселков: Жилкино, им. Кирова, им. Горького, микрорайона Ново-Ленино и Иркутска-II, расположенных на левобережье Ангары и Иркута.
Свердловский административный округ входит в левобережную часть города и включает в себя территории: Студгородка, Академгородка, микрорайонов: Первомайского, Университетского, Синюшиной горы, Юбилейного и Радужного.
Обширную нагорную площадь в правобережной части города к востоку от центра занимает Октябрьский административный округ, представленный преимущественно кварталами многоэтажной жилой застройки, в него также входят микрорайоны: Байкальский и Солнечный.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон: Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов, которые занимают площадь, равную 19,6 кв.км.
2.3. Состояние автомобильных дорог общего пользования города Иркутска
В условиях социально-экономических преобразований к автомобильному транспорту предъявляются дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов. В связи с чем, автомобильный транспорт - самый оперативный вид сообщения.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения города Иркутска (далее - автомобильная дорога) имеют значимую роль в обеспечении жизнедеятельности города.
Характеристика автомобильных дорог в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 17.02.2011 N 031-06-388/11 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Иркутска" приведена в Таблице 1:
Таблица 1
Административно-территориальные единицы города |
Протяженность автомобильных дорог (км) |
Правобережный округ |
150,5 |
Октябрьский округ |
83,0 |
Свердловский округ |
119,2 |
Ленинский округ |
139,4 |
Всего: |
492,1 |
Кроме того, на обслуживании администрации города Иркутска находятся внутриквартальные проезды протяженностью 158 км. Совокупная площадь улиц города с учетом площади внутриквартальных проездов составляет 5 981 тыс. кв.м.
Ежегодно с учетом межремонтных сроков, приведению в нормативное состояние подлежит 104,9 км автомобильных дорог, или 1101,5 тыс.кв.м.
Автомобильные дорога обладают рядом существенных недостатков, таких как высокая степень загруженности и недостаточный уровень развития магистральной сети, что осложняется радиальной структурой размещения, отсутствием дублирующих направлений, вызванных сложившимся устойчивым недофинансированием строительства и реконструкции. Кроме того, существующая ситуация, определенная ростом количества автомобильного транспорта, превышающим темпы роста дорожного строительства, требует дальнейшего совершенствования транспортной схемы города.
Перечисленные недостатки особо негативно сказываются на функционировании общественного транспорта. В результате общественный транспорт сосредоточен на ограниченном количестве автомобильных дорог, что приводит к очень высокой загруженности правых крайних полос и автомобильных дорог в целом.
В настоящее время средняя ширина проезжей части автомобильных дорог (магистральных) составляет 11,6 м при необходимой в 15 м; плотность автомобильных дорог составляет 1,75 км/км2 при минимально необходимой 2,5 км/км2 и оптимальной для центральной части города - 4 км/км2.
Центр города перенасыщен транспортом, движущимся к Глазковскому и Академическому Ангарским мостам. Всего на территории города эксплуатируется 16 больших и малых автодорожных мостов общей протяженностью 4444,27 пог.м, 3 пешеходных моста длиной 52,85 пог.м и 14 путепроводов - 957,21 пог.м.
Наибольшей транспортной нагрузке транзитным движением подвержены автомобильные дороги города, входящие в маршрут федеральной дороги "Байкал" М-53, М-55 (14,2 км), региональной автомобильной дороги "Иркутск - Усть-Ордынский" (6,1 км), связующего звена между ними (5,3 км), связующего полукольца между дорогами федерального и регионального значения (25,4 км).
Кроме того, большая часть других автомобильных дорог города имеет уровень загрузки, в разы превышающий нормативы.
2.4. Общественный транспорт
В связи с перегрузкой магистральных автомобильных дорог снижается эффективность эксплуатации всей системы городского пассажирского транспорта, в том числе производительность, безопасность движения, повышается себестоимость перевозок, что отражается на основных характеристиках транспортного обслуживания населения Иркутска.
Исследуя скоростной режим поездок по городским маршрутам можно констатировать, что скорость сообщения на общественном транспорте составляет 22-30 км/ч.
На сегодняшний день автомобильные дороги города перегружены маршрутным транспортом.
При интенсивности движения маршрутного транспорта 200 - 300 ед./ч остановочные пункты не могут функционировать нормально и становятся источником помех движению транспортных потоков. Ниже, в Таблице 2 приведены показатели интенсивности движения общественного транспорта ед./ч. в одну сторону в центральной части города.
Таблица 2
Участки автомобильных дорог города Иркутска |
Интенсивность, физ. ед./час |
Кол-во маршрутов |
Ул.Байкальская от плотины ГЭС до ул. Советской |
530 |
29 |
Ул.Байкальская от ул.Советской до плотины ГЭС |
540 |
30 |
Ул.Боткина |
310 |
55 |
Ул.Дзержинского от ул. Ленина до ул. Литвинова |
840 |
42 |
Ул.Дзержинского от ул. Литвинова до ул. Д.Событий |
660 |
28 |
Ул. К. Маркса от ул.Д. Событий до ул. Сухэ-Батора |
450 |
20 |
Ул. Ленина от ул.Тимирязева до ул. Желябова |
440 |
45 |
Ул. Ленина от ул.Чкалова до ул. Дзержинского |
390 |
38 |
Ул.Чкалова в центр |
450 |
39 |
Ул.Чкалова из центра |
380 |
33 |
Городской пассажирский транспорт является одной из социально значимых отраслей городского хозяйства.
Общественный пассажирский транспорт города Иркутска включает в себя муниципальный и коммерческий пассажирский транспорт. Муниципальный пассажирский транспорт обеспечивает выполнение социальной политики города Иркутска в части льготного (бесплатного) проезда отдельных категорий граждан, поддержания существующего уровня обслуживания муниципальных маршрутов транспортом большой вместимости по тарифам, обусловленным социальной направленностью муниципального транспорта. В городе Иркутске работают два муниципальных пассажирских транспортных предприятия.
Муниципальный пассажирский транспорт обслуживает автобусами большой вместимости 30 городских маршрутов, 26 сезонных садоводческих маршрутов, 10 троллейбусных и 5 трамвайных маршрутов.
Сокращение муниципального подвижного состава ведет к увеличению коммерческого пассажирского транспорта и на сегодняшний день тенденция такова, что на маршруте сосредоточено большое количество частных микроавтобусов (малой вместимостью около 11-14 мест), что напрямую влияет на интенсивность движения, негативно сказывается на пропускной способности автомобильных дорог, безопасности движения.
Физический износ подвижного состава в муниципальных предприятиях пассажирского транспорта на 01.07.2012 составил:
- по автобусам - 47,9% (91 автобус с истекшим сроком амортизации);
- по троллейбусам - 21,9% (16 троллейбусов с истекшим сроком амортизации);
- по трамваям - 84,5% (49 трамваев требуют проведения капитального ремонта).
Ежегодно необходимо предусматривать замену до 10 км контактного провода, до 10 км несущего троса и до 75 опор контактной сети (всего 3886 опор).
Требуется строительство новых троллейбусных линий, в связи с введением в эксплуатацию Академического моста через реку Ангара и необходимостью улучшения транспортного обслуживания населения в отдельных микрорайонах города.
Имеется потребность в оборудовании 219 остановочных пунктов из 528 комплексами и навесами. Запланированных средств достаточно для обустройства 15 остановочных пунктов.
Кроме того, для нормального функционирования общественного транспорта необходимо строительство шести конечных остановочных пунктов: пос. Боково, Больница N 8, 6-й микрорайон, м-н Топкинский, м-н Солнечный, Ново-Иркутская ТЭЦ.
2.5. Безопасность дорожного движения
Неудовлетворительные дорожные условия ведут к дорожно-транспортным происшествиям (далее - ДТП) на автомобильных дорогах.
Таблица 3
Наименование показателей |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Общее количество ДТП |
22 029 |
24 523 |
23 944 |
23 784 |
В том числе: |
|
|
|
|
ДТП со смертельным исходом |
117 |
100 |
93 |
75 |
Пострадавшие в ДТП с ранениями различной тяжести |
1428 |
1326 |
1 192 |
998 |
Количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий |
569 |
487 |
442 |
249 |
Аварийность, связанная с неудовлетворительными дорожными условиями на улично-дорожной сети, уменьшилась и составила в 2010 году 20% от общего количества ДТП с пострадавшими.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, как правило, являются: отсутствие тротуаров, светофоров, ограждений для упорядочения движения пешеходов через проезжую часть автомобильных дорог; недостаточное освещение и ширина проезжей части автомобильных дорог, ограниченная видимость, нарушения в системе водоотвода.
Наибольшее количество аварий приходится на улицы общегородского значения:
ул. Байкальская, ул. Лермонтова, ул. Боткина, ул. Джамбула, ул. Баумана, ул. Радищева, ул. Шевцова.
Необходимо отметить, что большинство ДТП в городах происходит на перекрестках. С увеличением интенсивности движения возрастает вероятность появления новых конфликтных точек.
Регулирование движения на перекрестках с помощью сигналов светофора способствует обеспечению безопасности, сокращению простоев транспорта на перекрестках, приоритетному движению общественного транспорта через перекресток. В современных условиях используются светофоры, сигналы которых могут переключаться как через определенные промежутки времени (фазы) независимо от интенсивности дорожного движения, так и с учетом интенсивности движения, когда продолжительность фазы приспосабливается к количеству проезжающих автомобилей. Регулирование дорожного движения с помощью светофоров сокращает количество дорожно-транспортных происшествий примерно на 15%.
Переход проезжей части дорог с автомобильным движением сопряжен часто с определенными трудностями. Особые проблемы при переходе автомобильных дорог общего назначения возникают у детей и престарелых граждан. До 70% дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов происходит при переходе проезжей части дороги.
Разметка пешеходных переходов не всегда обеспечивает должную безопасность. Водители автомобилей, как правило, не придерживаются правила "Уступите дорогу" в отношении пешеходов на переходах.
В целях облегчения пешеходам возможности перехода проезжей части в местах пешеходных переходов должны использоваться светофоры.
Применение светофорного регулирования движения на пешеходных переходах, расположенных вне перекрестков, позволяет снизить общее количество дорожно-транспортных происшествий на 5 - 10 %.
Эти результаты распространяются на сам пешеходный переход и зону около 50 м от и до перехода.
2.6. Обоснование необходимости и целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом
Возможны два варианта решения проблем, существующих в дорожном хозяйстве города Иркутска: текущее планирование со сроком реализации 1 год и долгосрочное планирование со сроком реализации 5 лет.
Применение программно-целевого метода планирования обусловлено необходимостью взаимоувязки планов мероприятий по реализации Программы с целями Программы и ресурсными возможностями бюджета города Иркутска посредством разрабатываемой Программы.
С 2009 года на территории города Иркутска действует ведомственная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения г.Иркутска на период 2009 - 2012 гг.", утвержденная постановлением мэра города Иркутска от 21.10.2008 N 031-06-2381/8, которая по результатам ежегодной оценки показывает эффективность программно-целевого подхода к решению задач, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения.
Общее количество дорожно-транспортных происшествий в 2011 году составило 25 484, до реализации в 2008 году - 24 523, увеличение составило 3,8 %. При этом необходимо учитывать возрастающее число автотранспорта на территории города: в 2011 году - 208 348 единиц, в 2008 году - 193 875, увеличение на 7 %. Следовательно, количество ДТП на территории города на единицу автотранспорта сократилось на 3,4%.
Кроме того, наличие долгосрочной целевой программы является условием предоставления субсидии из регионального дорожного фонда Иркутской области на реализацию аналогичных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.