Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснования необходимости ее решения
Начало третьего тысячелетия для системы образования города Иркутска как части российского образования стало импульсом к инновационным изменениям, диктуемым временем. Однако темпы изменений остаются недостаточно эффективными, для муниципальной системы образования являются характерными недостатки и проблемы, отмеченные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р, количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, недостаточно; отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ; медленно распространяются новые образовательные инициативы, существует реальная нехватка качественных педагогических кадров, происходит старение педагогического корпуса.
Для преодоления негативных тенденций в муниципальной системе образования и обеспечения ее дальнейшего развития в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа") в программу включены комплексы мероприятий, направленные на:
1) развитие дошкольного образования на территории города Иркутска;
2) развитие на территории города Иркутска общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и мотивированных детей;
3) развитие в МОУ города Иркутска дополнительного образования детей, ориентированного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка;
4) формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса в МОУ города Иркутска;
5) развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования города Иркутска;
6) совершенствование механизмов использования финансовых и материально-технических средств для обеспечения деятельности МОУ города Иркутска.
2.1. Развитие дошкольного образования на территории города Иркутска
Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в городе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. 64,1 % детей в возрасте от одного года до шести лет имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Однако на 100 мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города приходится 130 детей. Очередь на получение мест в детских садах возросла с 11044 детей в 2007 году до 28777 детей в 2011 году.
В настоящее время муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, посещают 24191 ребенок. Из них 9085 человек прибыли в МДОУ в течение 2011-12 учебного года, в результате чего среднегодовая численность воспитанников увеличилась более чем на 3 %. Несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и расширению сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений в городе Иркутске, проблема обеспечения гарантий доступности дошкольного образования остается актуальной.
На сегодня ключевой задачей дошкольного образования, в рамках реализации Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 года N 2151 (далее ФГТ), является создание комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями) и педагогическим работникам развивающей образовательной среды во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения оснащены необходимым игровым оборудованием и программно-методическими пособиями. Вместе с тем, анализируя процесс внедрения ФГТ в МДОУ, можно констатировать, что развивающая образовательная среда не соответствует современным требованиям, нуждается в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база детского сада, дидактические пособия, игрушки, медицинское и физкультурное оборудование, технические средства обучения, информатизация образовательного процесса, кадровое обеспечение).
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В соответствии с третьим требованием ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования компьютер, интерактивные средства обучения должны стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Они рассматриваются не как отдельные обучающие игровые устройства, а как всепроникающие универсальные информационные системы, способные соединяться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
В ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять) желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 - 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. К сожалению, приходится признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования необходимо решать комплексно. При этом следует учитывать новые информационные технологии, растущую потребность в овладении навыками работы с информационными потоками.
Поиск новых форм и методов работы для многих педагогических коллективов сегодня стал нормой жизни. Имеется наработанный положительный опыт, который необходимо обобщать в регулярных сборниках и рекомендовать к использованию в других МДОУ. Однако во многих учреждениях инновационная деятельность развита слабо, либо не развивается вовсе.
В качестве основных в рамках данного комплекса мероприятий выделяются следующие направления деятельности:
- поддержка и методическое обеспечение МДОУ по апробации и использованию новых педагогических и управленческих технологий;
- обеспечение условий для внедрения в образовательный процесс МДОУ новых информационных технологий;
- повышение качества муниципального дошкольного образования через анализ общих проблем, обмен опытом специалистов учреждений дошкольного образования.
2.2. Развитие на территории города Иркутска общего образования,
ориентированного на выявление и поддержку талантливых и мотивированных детей
Сеть общеобразовательных учреждений города Иркутска в 2011/2012 учебном году представлена 74 муниципальными общеобразовательными учреждениями, в том числе:
- МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2;
- МОУ общеобразовательная школа-интернат - 2;
- МОУ средняя общеобразовательная школа - 54;
- МОУ лицей - 4;
- МОУ гимназия - 4;
- МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - 6;
- МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 2.
В 74 общеобразовательных учреждениях обучается 61 051 человек.
За три последних года произошло увеличение численности обучающихся почти на 3 тыс. человек.
|
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
Численность обучающихся (в дневных и вечерних МОУ) |
58058 |
59117 |
61051 |
За последние три года произошло увеличение количества первоклассников в среднем на тысячу человек. Если в 2009/2010 учебном году первоклассников было 6427, то в этом учебном году их количество составило 7329 человек. По прогнозу в следующем учебном году ожидается увеличение первоклассников на 1600 человек по сравнению с текущим учебным годом.
Увеличение количества обучающихся при сохранении сети общеобразовательных учреждений автоматически влечет за собой проблему многосменности обучения. Только в 6 (8,1 %) школах города обучение осуществляется в одну смену, в две смены - в 65 (87,8 %) школах и в три смены - в 3(4,1 %), хотя вступившие в силу с 1 сентября 2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, не допускают обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях.
В зданиях школ, построенных в разное время, в соответствии с современными требованиями должны быть кабинеты, которые ранее не были предусмотрены проектами: кабинеты информатики, логопеда, психолога, медицинские кабинеты, кабинеты для внеучебной деятельности и т.д. Предоставление помещений для этих кабинетов, организация гардеробных для начальной школы (по требованию Госпожнадзора), дополнительных миниспортзалов в связи с введением 3-го часа физкультуры влечет за собой сокращение количества классных комнат, что неизбежно приводит к увеличению количества обучающихся во 2-ю и 3-ю смены, а также к превышению предельной наполняемости классов.
В подобных условиях крайне необходимо сосредоточиться на качестве предоставляемого общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
В последнее время регионы Сибири впервые в своей истории стали местом, откуда люди стремятся уехать, не видя возможностей для эффективной самореализации, хотя традиционно Сибирь выступала в качестве края огромных возможностей, привлекающего незаурядных и независимых личностей. Подобная ситуация чревата рядом серьезных проблем, способных негативно повлиять не только на будущее Сибирских регионов и Иркутска в частности, но и на национальную безопасность России в целом.
Действительно, значительная часть креативной молодежи уезжает за пределы города и области, в результате город теряет человеческий потенциал для развития. Одним из основных способов преодоления этого социального явления может стать предоставление качественного образования, соответствующего личностным дарованиям ребенка. Отказ от продолжения поддержки одаренных детей реально снизит конкурентные преимущества города Иркутска в регионе.
2.3. Развитие в МОУ города Иркутска дополнительного
образования детей, ориентированного на гражданское
становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка
Последние социологические исследования свидетельствуют о том, что первое место у граждан России занимает вопрос выживания в меняющемся социуме, поэтому их практически не интересуют проблемы общественной жизни. Неразвитость структур гражданского общества означает, в том числе, отсутствие обеспечения гражданских аспектов социализации молодых людей. Не имея опыта самостоятельного решения проблем взаимодействия с различными социальными группами во время обучения в старшей школе, старшеклассники не могут эффективно социализироваться после окончания МОУ.
Парадокс нынешнего положения молодежи (выпускников школ) в российском обществе состоит в том, что она выключена из всех форм общественной жизни. Ситуация такова, что фактически только школа может и должна предоставить молодежи возможность реального участия в современных общественных процессах, иначе говоря, возможность приобретения навыков гражданского действия.
Очевидно, что такая ситуация может быть изменена только через активное встраивание в систему образования многообразных (по содержанию, методикам) компонентов гражданского образования. Такое образование должно способствовать преодолению и изживанию тенденции пассивного поведения молодых граждан в современных общественно-политических процессах на разных уровнях.
В условиях неразвитости общественных организаций назначение системы образования может и должно заключаться в том, чтобы стать центром развития гражданского общества в России. Система образования должна создать и обеспечить работу целого ряда механизмов воспитания и воспроизводства гражданских качеств в подрастающем поколении. Школа, находясь одновременно в тесном контакте с органами государственной власти и структурами гражданского общества, став полноправным участником общественно-политической жизни, может сыграть роль социального института, наиболее эффективно осуществляющего функцию гражданской социализации молодых граждан. Она способна воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать в сознании подрастающего поколения понимание значения гражданского общества, важности его мобилизующего влияния на политическую систему, его роль в формировании массового доверия к демократии и свободной экономике. Эта роль не может быть передана в полном объеме каким-либо другим инстанциям, она самым естественным образом является прерогативой системы образования. Только система образования способна сыграть двойную роль: с одной стороны, осуществлять гражданское образование и воспитание, с другой стороны, действовать в качестве полноправного субъекта общественной жизни на уровне местного самоуправления, а также на региональном и федеральном уровнях.
Педагогические коллективы муниципальных ОУ города Иркутска осознают необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию ребенка в образовательном учреждении. Обновление и совершенствование воспитательной деятельности происходит посредством внесения в нее изменений, отвечающих требованию действительности. Но практика показывает, что существенные перемены в воспитании обучающихся возможны лишь при системном подходе.
Важным вопросом гражданского воспитания является формирование образовательного пространства образовательных учреждений Иркутска как пространства действия и взаимодействия его участников: обучающихся, учителей, родителей, администрации образовательных учреждений.
Ставится задача по формированию у обучающихся навыков гражданского самосознания посредством организации школьного соуправления и деятельности школьного парламента.
Социальные факторы остаются одними из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. К таким факторам относятся семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц. Проблемы преступности несовершеннолетних, социального сиротства и детской безнадзорности в городе Иркутске остаются актуальными и требуют дальнейшей активной деятельности всех структур, работающих с несовершеннолетними.
Для решения имеющихся проблем требуется программно-целевой, комплексный подход к решению задач, направленный на организацию позитивного досуга несовершеннолетних, системную работу по охране и защите прав несовершеннолетних. Такой подход позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы профилактики семейного неблагополучия и улучшения положения семей, снизить уровень детской безнадзорности за счет внедрения новых современных технологий работы с семьями и детьми, развития учреждений системы дополнительного образования детей, социализации и реабилитации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Одновременно комплекс мероприятий, направленных на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности, а также на создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних, предусматривает реализацию дополнительных мер по формированию у несовершеннолетних приоритетов здорового образа жизни.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать:
- воспитанию гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством и "малой родиной", свою российскую идентичность;
- формированию в человеке чувства чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизма, высокой духовности и нравственности;
- развитию межнациональной, межэтнической солидарности, уважения к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;
- формированию веротерпимости, миролюбия, толерантности в межконфессиональных отношениях;
- выстраиванию уклада каждого образовательного учреждения на принципах личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модели гражданского общества.
2.4. Формирование безопасного образовательного пространства
для всех участников учебного процесса в МОУ города Иркутска
Потребность в безопасности - одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность в безопасности обеспечивается на нескольких уровнях - физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития подрастающего поколения представляют различные механизмы природного и социального характера (природные катаклизмы, широкий спектр техногенного воздействия, возрастающий уровень агрессивности социальной среды, информационное манипулирование сознанием, расширение спектра зависимого поведения, и пр.).
Процессы образования находятся в безусловной зависимости от механизмов развития современной цивилизации. Современная школа отмечает негативную динамику состояния физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Растет количество детей с отклонениями в психоэмоциональных состояниях, с проявлениями различного вида зависимостей, неустойчивых личностей. На всех уровнях образования отмечается противоречие между широтой предоставляемых ребенку образовательных услуг и ограниченными возможностями усвоения большинством детей даже общеобразовательных программ.
В связи с этим возрастает роль образования в обеспечении безопасности развития личности ребенка. Комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса в МОУ города Иркутска, призван обеспечить полноценное сопровождение безопасности развития ребенка на разных уровнях:
- на физическом уровне - за счет серии мероприятий, создающих необходимые условия безопасности и обеспечивающих формирование оптимального поведения детей в случаях техногенной опасности и терроризма, противоправного и агрессивного поведения против их личности и др.;
- на психологическом уровне - за счет серии мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия, профилактике учебных перегрузок за счет обучения детей эффективным способам работы с информацией, способам защиты от агрессивного поведения и пр.;
- формирование социальной безопасности - за счет мероприятий по обучению безопасности детей на улице, в общественных местах, в больших социальных группах (толпа, митинг и пр.), профилактика асоциального поведения - профилактика алкоголизма, курения, наркомании и пр.
Проделана большая работа по профилактике травматизма в образовательных учреждениях, однако необходимо продолжить деятельность в данном направлении. Комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве установлено, что основной причиной травматизма является неосторожность и невнимательность при передвижении в здании, на территории МОУ, нарушение правил техники безопасности.
Основным критерием качества образовательного процесса в образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей.
Вместе с тем, анализ данных ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности воспитанников МДОУ показывает снижение доли гармонично развитых детей и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела. Значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств. Значительное число детей, посещающих МДОУ, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и состоят на диспансерном учете (3, 4 группы здоровья).
Таким образом, проблема физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего решения, в том числе через мероприятия настоящей Программы.
Остается проблемным вопрос организации качественного питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений. По данным социологического опроса, проведенного департаментом образования в 2012 году, только 52,5 % родителей, от числа респондентов, удовлетворены качеством питания школьников. Таким образом, модернизация пищеблоков МОУ города Иркутска является насущной необходимостью.
Многие острые проблемы, порождающие стрессы, болезненное состояние, отрицательные эмоциональные реакции и душевную боль, личностные кризисы, трудности взаимодействия со взрослыми, высокий уровень тревожности в системе взаимоотношений "учитель - ученик", "ученик - ученик" во многом определяются наличием (отсутствием) психологической культуры взрослого, психологическими особенностями личной и профессиональной готовности педагогов к работе с современными детьми, в современных образовательных учреждения
<< Раздел I. Паспорт программы |
Раздел III. >> Цели и задачи программы |
|
Содержание Постановление администрации города Иркутска от 15 октября 2012 г. N 031-06-2052/12 "О долгосрочной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.