Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание
проблемы и обоснование необходимости ее решения
В современных условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, одной из важных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления является поддержка наиболее социально уязвимых слоев населения: прежде всего граждан пожилого возраста (доля которых в составе населения города Иркутска постоянно растет), детей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и других социально незащищенных категорий граждан.
На 01.01.2013 г. в городе Иркутске проживает 606,1 тысяч человек, из них свыше 160 тысяч - пенсионеры. Более 33 тысяч пенсионеров не имеют права на меры социальной поддержки по федеральному и (или) по областному законодательству. На территории города Иркутска проживают более 25 тысяч малоимущих семей, воспитывающих 36 тысяч детей, из них 8 тысяч детей воспитываются в неполных семьях.
В соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, дополнение федеральной и областной системы оказания адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан, расширение перечня дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам является фактором снижения социальной напряженности, а также способствует повышению качества жизни жителей города.
Основной целью Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы является достижение высокого уровня и качества жизни населения города на основе развития городской среды, экономики, человеческого капитала и совершенствования процессов управления муниципалитетом.
Принятие муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Иркутска на 2013 - 2017 годы" (далее также - Программа) будет способствовать сохранению и развитию сложившейся на протяжении почти 20 лет системы адресной социальной поддержки жителей города Иркутска, в частности, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, студентов, учащихся, позволит администрации города Иркутска своевременно и оперативно реагировать на актуальные потребности жителей города.
Основными принципами Программы являются:
адресность - основной стратегический принцип системы социальной поддержки и социальной помощи, который концентрирует общественные ресурсы на предоставлении помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;
дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств;
заявительный характер предоставления дополнительных мер социальной поддержки - при условии личного обращения заявителя или его представителя.
Усиление в системе социальной поддержки и социальной помощи принципов адресного и дифференцированного подхода позволит наиболее эффективно расходовать бюджетные средства, предусмотренные на социальную поддержку отдельных категорий граждан.
Мероприятия Программы являются дополнительными мерами социальной поддержки к установленным федеральным и областным законодательством мерам социальной поддержки.
Программа является продолжением подпрограммы 5 "Социальная поддержка жителей города Иркутска" ведомственной целевой программы "Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы. На протяжении ряда лет в рамках данной программы в целях повышения уровня жизни отдельных категорий граждан администрацией города Иркутска предоставлялись следующие дополнительные меры социальной поддержки:
Таблица 1.1
Перечень дополнительных мер социальной поддержки,
предоставленных администрацией города Иркутска в рамках подпрограммы 5
"Социальная поддержка жителей города Иркутска" ведомственной целевой программы
"Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
Виды дополнительных мер социальной поддержки |
Количество человек |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Оказание материальной помощи |
749 |
769 |
962 |
1094 |
Благотворительная подписка на периодические издания |
1357 |
1903 |
1600 |
1593 |
Льготы по оплате услуг бань отдельным категориям граждан, проживающим в расположенных на территории города Иркутска жилых домах, не имеющих горячего водоснабжения |
6000 |
4500 |
4000 |
3748 |
Ежемесячная денежная выплата на оплату проезда в пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в городском сообщении города Иркутска |
26000 |
29500 |
32200 |
33809 |
Льготный проезд в пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в городском сообщении города Иркутска и в пассажирском автомобильном транспорте садоводческих маршрутов города Иркутска |
11800 |
23209 |
22541 |
20294 |
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей отдельных категорий граждан города Иркутска, находящихся на амбулаторном лечении |
11804 |
8849 |
11400 |
10191 |
Организация мероприятий в рамках праздничных и памятных дат для граждан пожилого возраста |
3190 |
2689 |
2375 |
2232 |
Анализ обращений жителей города Иркутска с просьбой об оказании социальной поддержки показывает, что, чаще всего, в соответствии с действующим законодательством эти граждане не относятся к категории малоимущих и, следовательно, не могут рассчитывать на социальную поддержку по федеральному и областному законодательству. Однако для улучшения качества жизни больных людей, поддержания их семей, Программой предусмотрена социальная поддержка в виде оказания адресной материальной помощи с учетом конкретной трудной жизненной ситуации.
Для привлечения внимания общества и сохранения традиций в праздничные и памятные даты, отмечаемые на территории Российской Федерации, расширения социальных контактов Программой предусмотрено проведение социально значимых мероприятий, государственных праздников для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, чернобыльцев, реабилитированных граждан и граждан, пострадавших от политических репрессий.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь и внимание со стороны представителей власти. О внимательном отношении к старшему поколению горожан со стороны администрации города Иркутска свидетельствует предусмотренное Программой поздравление к юбилейной дате долгожителей города Иркутска, а также чествование юбиляров семейной жизни, проживших в браке 50 и более лет.
В целях социальной поддержки населения города, обеспечения доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, Программа предусматривает систему мер социальной поддержки при проезде в пассажирском транспорте города Иркутска, в том числе ежемесячную денежную выплату пенсионерам, льготный проезд для отдельных категорий учащихся и студентов, льготы при проезде в автомобильном транспорте садоводческих маршрутов.
В целях повышения социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов, малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан, семей, имеющих детей, Программой предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты в случае смерти лица, имевшего стаж муниципальной службы не менее 10 лет.
Программой предусмотрено оказание социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по рецептам врачей граждан, страдающих хроническими заболеваниями, нуждающихся в постоянном медикаментозном лечении и не имеющих льгот на получение лекарственных препаратов за счет федерального и областного бюджетов при амбулаторном лечении.
В значительной мере сохранению социальной активности пожилых людей способствует участие в работе общественных объединений и посещение клубов по интересам. Поэтому, кроме дополнительных мер социальной поддержки, оказываемых непосредственно гражданам города Иркутска, Программа предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим деятельность, направленную на достижение общественно значимых (полезных) целей, в рамках оказания социальной поддержки жителям города Иркутска, в частности, ветеранам, членам семей погибших военнослужащих и военнослужащих срочной службы; семьям, имеющим детей; пенсионерам и инвалидам.
Решение проблемы социальной поддержки жителей города Иркутска требует согласованного по целям и ресурсам выполнения задач и мероприятий, направленных на поддержание отдельных категорий жителей города, их социальную адаптацию, создание условий для активной деятельности городских общественных организаций. В данном случае использование программно-целевого метода наиболее целесообразно. Принятие муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Иркутска на 2013 - 2017 годы" обеспечит адресный характер и доступность оказания социальной поддержки, позволит направить бюджетные средства в пользу нуждающихся в ней граждан и, в конечном итоге, будет способствовать повышению качества и уровня жизни жителей города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.