Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Приказу Министерства здравоохранения
Иркутской области
от 17 августа 2009 г. N 1027-мпр
Положение
об уровнях оказания медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией,
диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции
1. Общие положения
1. В системе организации оказания медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, а также диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции определены следующие уровни:
1-й уровень - фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), врачебные амбулатории, участковые больницы;
2-й уровень - городские лечебно-профилактические учреждения, центральные районные больницы;
3-й уровень - государственные учреждения здравоохранения;
4-й уровень - государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (далее - ИОЦ СПИД).
2. Контроль организации медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется министерством здравоохранения Иркутской области и ИОЦ СПИД.
3. Руководители учреждений здравоохранения 2 и 3 уровней назначают лиц, ответственных по вопросам ВИЧ-инфекции.
2. Перечень обязанностей учреждений здравоохранения 1 уровня по организации медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции
1) выявление лиц с подозрением на ВИЧ-инфекцию с целью медицинского освидетельствования их на ВИЧ-инфекцию;
2) выявление беременных женщин с целью ранней постановки их на диспансерный учет по беременности, уточнение ВИЧ-статуса;
3) выявление лиц, контактных с больными ВИЧ-инфекцией, с целью медицинского освидетельствования их на ВИЧ-инфекцию;
4) оказание доврачебной медицинской помощи, первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, и детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями;
5) осуществление забора крови на ВИЧ-инфекцию с обязательным до- и послетестовым консультированием пациента по вопросам ВИЧ-инфекции (Приложение 2), записью в соответствующем журнале и подписью пациента, доставка биологического материала в лабораторию диагностики СПИД;
6) направление лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, в т.ч. оставшихся без попечения родителей, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, в кабинет инфекционных заболеваний (клинико-диагностический кабинет) муниципального учреждения здравоохранения для постановки на диспансерный учет;
7) при выявлении ВИЧ-положительной беременной женщины - организация мероприятий по перинатальной профилактике ВИЧ;
8) проведение работы с лицами, больными ВИЧ-инфекцией, по формированию приверженности к высокоактивной антиретровирусной терапии (далее - ВААРТ);
9) осуществление патронажа на дому лиц, больных ВИЧ-инфекцией, и детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями;
10) соблюдение правил работы с биологическим материалом в целях профилактики профессионального заражения ВИЧ;
11) соблюдение требований нормативно-правовых актов по вопросам ВИЧ-инфекции;
12) проведение мероприятий, способствующих повышению уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции;
13) повышение квалификации по вопросам ВИЧ-инфекции;
14) информирование органов исполнительной и судебной власти, вышестоящих органов управления здравоохранением о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи угрозы заражения ВИЧ и случаи нарушения прав лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ;
15) ведение учетно-отчетной документации в соответствии с Приложениями 4, 5, 6, 7, 17.
3. Перечень обязанностей учреждений здравоохранения 2 уровня по организации медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции
1) разработка и реализация муниципальной программы "Анти-ВИЧ/СПИД";
2) исполнение требований нормативно-правовых документов по вопросам ВИЧ-инфекции;
3) оказание организационно-методической, консультативной помощи учреждениям здравоохранения 1 уровня по вопросам ВИЧ-инфекции;
4) выявление лиц с подозрением на ВИЧ-инфекцию с целью медицинского освидетельствования их на ВИЧ-инфекцию;
5) выявление беременных женщин с целью ранней постановки их на диспансерный учет по беременности и уточнение ВИЧ-статуса;
6) выявление лиц, контактных с больными ВИЧ-инфекцией, с целью медицинского освидетельствования их на ВИЧ-инфекцию;
7) проведение дотестового и послетестового консультирования пациента при медицинском освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию в соответствии с Приложением 2;
8) проведение экспресс-диагностики ВИЧ;
9) осуществление забора крови на ВИЧ-инфекцию и доставку биологического материала в лабораторию диагностики СПИД, при отсутствии данной - в лабораторию диагностики СПИД других учреждений здравоохранения или в ИОЦ СПИД на договорной основе;
10) выполнение стандарта диагностики сопутствующих заболеваний у лиц, больных ВИЧ-инфекцией;
11) учреждения здравоохранения, имеющие в своем составе лабораторию диагностики СПИД:
- проведение первичной лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции методом ИФА и сопутствующих заболеваний;
- направление биологического материала с положительным результатом на ВИЧ в ИОЦ СПИД для проведения арбитражного исследования (иммуноблот);
- участие во внешнем контроле качества работы лаборатории;
12) получение результатов лабораторного исследования на ВИЧ в течение 3-х рабочих дней при ИФА-диагностике, в течение 5 рабочих дней - при подтверждающем (арбитражном) исследовании;
13) соблюдение правил работы с биологическим материалом в целях профилактики профессионального заражения ВИЧ;
14) ведение пациента с положительным лабораторным результатом на ВИЧ в соответствии с Приложением 3;
15) проведение эпидемиологических расследований выявленных случаев ВИЧ-инфекции с заполнением Донесения об эпидемиологическом расследовании случая положительного лабораторного результата на ВИЧ (Приложение 8);
16) консультирование партнеров лиц, больных ВИЧ-инфекцией, о способах предупреждения заражения ВИЧ;
17) направление лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, в т.ч. оставшихся без попечения родителей, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, в кабинет инфекционных заболеваний (клинико-диагностический кабинет) муниципального учреждения здравоохранения для постановки на диспансерный учет или на консультацию в ИОЦ СПИД;
18) оказание первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, и детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
19) оказание паллиативной помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, в соответствии с Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 610 "О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией";
20) постановка на диспансерный учет лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, в т.ч. оставшихся без попечения родителей, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, организация и ведение диспансерного наблюдения в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи;
21) постановка клинического диагноза "ВИЧ-инфекция" с уведомлением пациента о диагнозе (Приложение 10), занесением сведения о выдаче уведомления в медицинскую документацию/карту диспансерного наблюдения и подписью пациента;
22) лабораторное обследование лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ на показатели иммунного статуса (для муниципальных и иных учреждений здравоохранения, имеющих соответствующее лабораторное оборудование, например - "Саянская городская больница");
23) направление документации в ИОЦ СПИД на старт ВААРТ/изменении схемы ВААРТ;
24) выполнение рекомендаций ИОЦ СПИД по проведению ВААРТ и организация контроля приема антиретровирусных препаратов (далее - АРВ-препаратов) лицами, получающими медикаментозное лечение/профилактику ВИЧ-инфекции;
25) своевременное представление заявки в учреждение здравоохранения 4 уровня (ИОЦ СПИД) на АРВ-препараты для специфического лечения/профилактики ВИЧ-инфекции и диагностические тест-системы на ВИЧ, их своевременное получение, соблюдение правил транспортировки и хранения, ведение журнала учета и расхода полученных АРВ-препаратов и тест-систем;
26) своевременное получение диагностических тест-систем на ВИЧ в соответствии с приказом министерства здравоохранения Иркутской области, соблюдение правил транспортировки, сроков и условий их хранения, ведение журнала учета и расхода полученных тест-систем;
27) обеспечение своевременной выдачи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, антиретровирусных препаратов в соответствии со сроками и схемами лечения;
28) проведение 3-этапной (полной) перинатальной профилактики ВИЧ от матери ребенку;
29) осуществление ежемесячной сверки статистического учета лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, с ИОЦ СПИД;
30) формирование приверженности к ВААРТ у больных ВИЧ-инфекцией;
31) направление лиц, больных ВИЧ-инфекцией (по показаниям), на медико-социальную экспертизу;
32) определение потребности в адаптированных молочных смесях для детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, контроль своевременного оформления медицинских заключений для обращения в учреждения социальной защиты населения;
33) осуществление патронажа на дому лиц, больных ВИЧ-инфекцией;
34) проведение мероприятий, способствующих повышению уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции;
35) проведение постоянного повышения квалификации медицинских работников учреждений здравоохранения 1 и 2 уровней по вопросам ВИЧ-инфекции;
36) участие в работе конференций, областных семинаров, семинаров-тренингов по вопросам ВИЧ-инфекции;
37) информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи угрозы заражения ВИЧ и нарушения прав лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ;
Нумерация глав приводится в соответствии с источником
3. Перечень обязанностей учреждений здравоохранения 3 уровня по организации медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции
1) исполнение требований нормативно-правовых актов по вопросам ВИЧ-инфекции;
2) выявление лиц с подозрением на ВИЧ-инфекцию с целью их медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию;
3) проведение дотестового и послетестового консультирования пациента при медицинском освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию в соответствии с Приложением 2;
4) проведение экспресс-диагностики ВИЧ;
5) осуществление забора крови на ВИЧ-инфекцию и доставку биологического материала в лабораторию диагностики СПИД или в ИОЦ СПИД на договорной основе;
6) получение результатов лабораторного исследования на ВИЧ в течение 3-х рабочих дней при ИФА-диагностике, в течение 5 рабочих дней - при подтверждающем (арбитражном) исследовании;
7) ведение пациента с положительным лабораторным результатом на ВИЧ в соответствии с Приложением 3;
8) проведение эпидемиологических расследований выявленных случаев ВИЧ-инфекции с заполнением Донесения об эпидемиологическом расследовании случая положительного лабораторного результата на ВИЧ (Приложение 8);
9) консультирование партнеров лиц, больных ВИЧ-инфекцией, о способах предупреждения заражения ВИЧ;
10) соблюдение правил работы с биологическим материалом в целях профилактики профессионального заражения ВИЧ;
11) выполнение стандарта диагностики сопутствующих заболеваний у лиц, больных ВИЧ-инфекцией;
12) направление лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, в кабинет инфекционных заболеваний (клинико-диагностический кабинет) муниципального учреждения здравоохранения для постановки на диспансерный учет или на консультацию в ИОЦ СПИД;
13) постановка на диспансерный учет лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, в т.ч. оставшихся без попечения родителей, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, организация и ведение диспансерного наблюдения в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи (для областного государственного учреждения здравоохранения "Братский кожно-венерологический диспансер");
14) постановка клинического диагноза "ВИЧ-инфекция" с уведомлением пациента о диагнозе (Приложение 10), занесением сведения о выдаче уведомления в медицинскую документацию/карту диспансерного наблюдения и подписью пациента (для учреждений здравоохранения, имеющих в штате врача-инфекциониста);
15) лабораторное обследование лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ на показатели иммунного статуса и вирусной нагрузки (для областного государственного учреждения здравоохранения "Братский кожно-венерологический диспансер");
16) оказание специализированной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, и детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии со стандартами медицинской помощи;
17) оказание паллиативной помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, в соответствии с Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 610 "О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией";
18) выявление лиц, больных ВИЧ-инфекцией, подлежащих специфическому лечению, направление документации в ИОЦ СПИД на старт/изменение схемы ВААРТ;
19) своевременное представление заявки в учреждение здравоохранения 4 уровня (ИОЦ СПИД) на АРВ-препараты для специфического лечения/профилактики ВИЧ-инфекции лиц, находящихся на стационарном лечении, своевременное получение препаратов, соблюдение правил транспортировки и хранения, ведение журнала учета и расхода;
20) своевременное обеспечение лиц, больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на стационарном лечении, АРВ-препаратами в соответствии со сроками и схемами лечения;
21) выполнение рекомендаций ИОЦ СПИД по проведению ВААРТ и организация контроля приема АРВ-препаратов лицами, получающими специфическое лечение/профилактику ВИЧ-инфекции;
22) осуществление ежемесячной сверки статистического учета лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом, при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований с ИОЦ СПИД;
23) формирование приверженности к ВААРТ у больных ВИЧ-инфекцией;
24) проведение мероприятий, способствующих повышению уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции;
25) проведение постоянного повышения квалификации медицинских работников учреждения здравоохранения;
26) участие в работе конференций, областных семинаров, семинаров-тренингов по вопросам ВИЧ-инфекции;
27) информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи угрозы заражения ВИЧ и нарушения прав лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ;
4. Перечень обязанностей учреждения здравоохранения 4 уровня по организации медицинской помощи лицам, больным ВИЧ-инфекцией, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции (ИОЦ СПИД)
1) подготовка информации для органов исполнительной и законодательной власти Иркутской области о ситуации по ВИЧ-инфекции на территории области;
2) обеспечение организационно-методической и консультативной помощи медицинским учреждениям Иркутской области по вопросам ВИЧ-инфекции;
3) подготовка проектов нормативной, методической документации и информационных материалов по вопросам ВИЧ-инфекции;
4) осуществление контроля соблюдения в учреждениях здравоохранения нормативных требований по вопросам ВИЧ-инфекции;
5) разработка и реализация областной государственной социальной программы "Анти-ВИЧ/СПИД";
6) разработка и реализация на территории Иркутской области профилактических программ по вопросам ВИЧ-инфекции;
7) организация и проведение обучающих семинаров и семинаров-тренингов по вопросам ВИЧ-инфекции;
8) обучение специалистов вопросам ВИЧ-инфекции на рабочем месте;
9) прием зачетов по вопросам ВИЧ-инфекции у медицинских работников при получении/подтверждении квалификационной категории;
10) выдача сертификатов медицинского освидетельствования на отсутствие ВИЧ-инфекции;
11) организация мероприятий по предупреждению профессионального заражения ВИЧ;
12) организация и проведение работы с населением по профилактике ВИЧ-инфекции;
13) проведение дотестового и послетестового консультирования пациента при медицинском освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию в соответствии с Приложением 2;
14) обеспечение межведомственного взаимодействия по профилактике ВИЧ-инфекции с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, главным управлением внутренних дел Иркутской области, главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, региональным управлением ФСКН России по Иркутской области, министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерством образования Иркутской области, управлением Федеральной миграционной службы России по Иркутской области, Советом ректоров высших учебных заведений Иркутской области, а также другими заинтересованными структурами;
15) ведение статистического учета и отчетности по ВИЧ-инфекции на территории Иркутской области;
16) проведение текущего и ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости ВИЧ-инфекцией по Иркутской области;
17) проведение эпидемиологического расследования вновь выявленного случая ВИЧ-инфекции при медицинском освидетельствовании пациента в ИОЦ СПИД;
18) консультирование выявленных лиц, больных ВИЧ-инфекцией, по вопросам предупреждения распространения ВИЧ;
19) консультирование партнеров лиц, больных ВИЧ-инфекцией, о способах предупреждения заражения ВИЧ;
20) организация и проведение мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ от матери ребенку;
21) организация и проведение лабораторной первичной и подтверждающей (арбитражной) диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;
22) осуществление контроля своевременности получения лабораторных результатов на ВИЧ учреждениями здравоохранения Иркутской области;
23) лабораторное обследование лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ на показатели иммунного статуса и вирусной нагрузки;
24) оказание организационно-методической и консультативной помощи муниципальным учреждениям здравоохранения по вопросам диспансерного наблюдения за лицами, больными ВИЧ-инфекцией, детьми из перинатального контакта по ВИЧ, лицами, имеющими сомнительный иммуноблот, медицинскими специалистами, имеющими незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований;
25) проведение консультативного приема лиц с положительным лабораторным результатом на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований, по направлениям муниципальных и государственных учреждений здравоохранения;
26) организация назначения специфического лечения лицам, больным ВИЧ-инфекцией;
27) организация обеспечения и снабжения лиц, больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в медикаментозной помощи, специфическими препаратами, поступающими за счет федерального, областного и/или иных источников финансирования;
28) организация контроля эффективности специфической терапии;
29) осуществление ежемесячной сверки с муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения по статистическому учету лиц, имеющих положительный лабораторный результат на ВИЧ, лиц, больных ВИЧ-инфекцией, лиц, имеющих сомнительный иммуноблот, детей из перинатального контакта по ВИЧ, медицинских специалистов, имеющих незащищенный контакт с биологическим материалом при проведении медицинских манипуляций и лабораторных исследований;
30) представление учетно-отчетной документации в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом, научно-практический центр Минздравсоцразвития РФ по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей, Сибирский Федеральный окружной центр по профилактике и борьбе со СПИДом, министерство здравоохранения Иркутской области, управление Роспотребнадзора по Иркутской области, управление Росздравнадзора по Иркутской области (Приложение 17);
31) информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи угрозы заражения ВИЧ и нарушения прав лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей из перинатального контакта по ВИЧ;
32) обеспечение лиц, больных ВИЧ-инфекцией, детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями, а также лиц, прямо или косвенно вовлеченных в конфликтные ситуации, связанные с ВИЧ-инфекцией, консультативной, юридической и социальной помощью;
33) подготовка специалистов в области профилактики, консультирования и тестирования, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции;
34) организация и проведение совещаний и конференций по вопросам диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, а также психологической и социальной поддержки лиц, больных ВИЧ-инфекцией.
Заместитель министра здравоохранения |
Т.В.Бойко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.