Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 31 октября 2013 г. N 1593-ПА
Муниципальная программа
"Создание условий для развития сельскохозяйственного производства на территории Ангарского муниципального образования на 2014 - 2016 годы"
25 апреля 2014 г.
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области от 25 апреля 2014 г. N 497-ПА в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Создание условий для развития сельскохозяйственного производства на территории Ангарского муниципального образования на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Правовые основания для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление администрации Ангарского муниципального образования от 15.10.2013 N 1459-па "О разработке муниципальной программы "Создание условий для развития сельскохозяйственного производства на территории Ангарского муниципального образования на 2014 - 2016 годы" |
Заказчик-координатор Программы |
Отдел сельского хозяйства администрации Ангарского муниципального образования |
Исполнители Программы (соисполнители) |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, администрация Ангарского муниципального образования, Министерство сельского хозяйства Иркутской области, граждане |
Цели программы |
Основными целями Программы являются: 1) создание условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения на территории Ангарского муниципального образования; 2) создание условий для повышения привлекательности сельских территорий Ангарского муниципального образования для инвесторов и квалифицированных работников; 3) создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Ангарском муниципальном образовании, путем модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства; 4) создание условий для сохранения и воспроизводства используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; 5) повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса; 6) поддержка развития и функционирования сельскохозяйственных рынков на территории Ангарского муниципального образования. |
Задачи программы |
Основными задачами Программы являются: 1) улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования; 2) обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования; 3) повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования; 4) совершенствование механизмов поддержки развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ангарском муниципальном образовании. |
Целевые показатели |
Целевые показатели в 2014 - 2016 годах будут ежегодно меняться следующим образом: 1) рост валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах от 11,0 % до 11,5 %; 2) рост сельскохозяйственного производства на душу населения от 11,6 % до 11,9 %; 3) рост индекса физического объема от 103,9 % до 108,1 % ; 4) рост производительности труда на одного работающего в сельскохозяйственном производстве от 5,5 % до 6,8 %; 5) рост рентабельности сельскохозяйственного производства от 15,5 % до 16,5 %; 6) рост коэффициента обновления основных фондов от 30 % до 37 %; 7) снижение коэффициента износа основных фондов от 30 % до 32 %; 8) создание объединения сельхозтоваропроизводителей |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в период 2014 - 2016 годов |
Перечень направлений развития |
1. Развитие растениеводства на территории Ангарского муниципального образования 2. Развитие животноводства на территории Ангарского муниципального образования 3. Организация сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Ангарского муниципального образования 4. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса 5. Социальное развитие села |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы в 2014 - 2016 годах составляет 105170 тыс.рублей, из них: 1) за счет средств федерального бюджета - 10900 тыс.рублей; 2) за счет средств бюджета Иркутской области - 18400 тыс.рублей; 3) за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования - 15000 тыс.рублей; 4) за счет собственных средств предприятий - 60870 тыс.рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
За период реализации Программы к 2016 году по отношению к отчетному 2012 году планируется: 1) увеличение производства продукции сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования на 45,8 % по отношению к 2012 году; 2) увеличение объемов производства мяса в живом весе на 17,9 %; 3) ввод в оборот низкопродуктивной пашни (чистые пары) 595 га; 4) увеличение объемов производства зерновых культур на 41,2 %; 5) увеличение объемов производства картофеля на 15,9 %; 6) увеличение объемов производства овощей на 12,8 %; 7) приобретение технологических линий по производству сельхозпродукции - 3 единицы; 8) подготовка квалифицированных кадров работников массовых профессий в сфере сельского хозяйства до 12 человек; 9) подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства до 12 человек; 10) строительство жилья в сельской местности общей площадью свыше 1,6 тыс.кв.м; 11) создание объединения сельхозтоваропроизводителей. 12) разработка инвестиционного проекта "Создание интеграционного объединения по комплексному развитию агропромышленного комплекса Ангарского муниципального образования до 2020 года". |
2. Содержание проблемы развития сельского хозяйства
2.1. Характеристика территории и основные показатели отрасли:
Ангарское муниципальное образование входит административно в состав Иркутской области и граничит на севере, северо-востоке и западе с Иркутским муниципальным образованием, на юге, западе и северо-западе - с Усольским муниципальным образованием и на юго-востоке - с Шелеховским муниципальным образованием.
Основу материального производства Ангарского муниципального образования составляет высокоразвитая промышленность. Сельское хозяйство представлено 2 крупными и 7 мелкими сельхозпредприятиями (в т.ч. 2 из них узкоспециализированные на производстве птицы и овощей), 8 крестьянско-фермерских хозяйств, 2 сельскохозяйственных кооператива, 1056 личных подсобных хозяйств граждан.
Под сельскохозяйственное производство освоено 19,4 % территории Ангарского муниципального образования, в том числе под пашнями занято 10,2 % земель. Среди почв преобладают серые лесные, дерново-подзолистые, дерново-карбонатные. В районе Савватеевского муниципального образования и Одинского муниципального образования земли закисленные, требующие постоянного известкования. Продолжительность вегетационного периода растений составляет 120-145 дней, а длительность безморозного периода колеблется от 73 до 97 дней. Сумма температур выше +10°С - 1526°С. Ангарское муниципальное образование характеризуется резко-континентальным климатом, чередующим переувлажнение с засухой. Среднегодовая температура воздуха изменяется от -1,8°С до -3,5°С. Средняя температура в январе от -20,5°С до -22,8°С, в июле от +15,1°С до 17,3°С. Максимальная температура воздуха в июле +34°С, в январе -54°С. Годовое количество осадков неравномерно и составляет от 400 мм до 900 мм.
Сельское хозяйство в Ангарском муниципальном образовании характеризуется неоднородностью производства, вызванной старением основных средств, особенно техники, из-за невозможности ее приобретения в связи с высокой стоимостью; острой нехваткой оборотных средств и квалифицированных кадров, покинувших из-за низкой заработной платы сельскохозяйственную отрасль.
В последние годы прошлого тысячелетия в Ангарском муниципальном образовании устойчиво снижалось поголовье сельскохозяйственных животных, причем во всех категориях хозяйств. В этой ситуации был принят курс на развитие всех форм собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Землей были наделены все желающие заниматься сельским хозяйством. Однако, желаемых результатов это не дало. По состоянию на 01.01.2013 в хозяйствах всех категорий на территории Ангарского муниципального образования числится 22,305 тыс.га сельхозугодий, из них: 11,706 тыс.га (включая личные подсобные хозяйства, садоводства) пашни, 6,685 тыс.га сенокосов и 1,088 тыс.га пастбищ. Поголовье крупнорогатого скота составило 1875 голов, в т.ч. коров 632 головы; свиней - 4443 головы, овец и коз - 1215 голов. Количество занятых в сельскохозяйственном производстве (в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах) на территории Ангарского муниципального образования на начало 2013 года составило 772 человека. Средняя заработная плата по предприятиям промышленного типа составляет: ЗАО "Ангарская птицефабрика" - 20833 руб. в месяц, ЗАО "Савватеевское" - 12994 руб. в месяц, ОАО "Тепличное" - 11573 руб. в месяц, а по остальным сельхозпредприятиям от 4478 рублей до 8650 рублей в месяц.
Сельскохозяйственное производство Ангарского муниципального образования представлено 21 организацией различных форм собственности. Среднегодовой объем производства валовой продукции в действующих ценах во всех категориях хозяйств составляет более 2,4 млрд.рублей, в сельхозорганизациях более 1,6 млрд.рублей.
Динамика сельскохозяйственного производства Ангарского муниципального образования за последние 5 лет выглядит следующим образом (таблица N 1):
Таблица N 1
Основные показатели развития сельского хозяйства
Ангарского муниципального образования по всем категориям хозяйств
Показатели |
Ед.изм. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год к 2011 году, % |
Валовая продукция в действующих ценах каждого года |
млн.руб |
1282,1 |
1610,5 |
1895,9 |
2014,4 |
2381,7 |
118,2 |
Индекс физического объема |
% |
102,3 |
106,4 |
104,4 |
96,7 |
110,5 |
+13,8 |
Посевные площади |
|
|
|
|
|
|
|
Всего, в том числе |
га |
8552 |
5055 |
6302 |
7032 |
4546 |
64,6 |
Зерновых |
га |
4843** |
1705 |
2863 |
3564 |
1255 |
35,2 |
Картофеля |
га |
1649 |
1579 |
1687 |
1750 |
1727 |
98,7 |
Овощей |
га |
821** |
432 |
403 |
396 |
378 |
95,5 |
Производство |
|
|
|
|
|
|
|
Зерна |
тонн |
3153 |
2836 |
5677 |
3266 |
2168 |
66,4 |
Картофеля |
тонн |
30042 |
27161 |
27819 |
29167 |
28276 |
96,9 |
Овощей |
тонн |
11822 |
12026 |
11164 |
11135 |
10416 |
93,5 |
Мяса |
тонн |
11047 |
12160 |
12804 |
15328 |
18040 |
117,7 |
Молока |
тонн |
2184 |
1997 |
2149 |
2270 |
2204 |
97,1 |
Яиц |
млн.шт. |
10,6 |
10,9 |
10,9 |
33,8 |
35,3 |
104,4 |
Поголовье скота |
|
|
|
|
|
|
|
Крупного рогатого скота, в том числе |
гол. |
1473 |
1507 |
1525 |
1694 |
1875 |
110,7 |
Коров |
гол. |
602 |
611 |
630 |
685 |
632 |
92,3 |
Свиней |
гол. |
4457 |
3983 |
4184 |
4890 |
4443 |
90,9 |
Овец |
гол. |
734 |
773 |
895 |
990 |
1215 |
122,7 |
_________________
** в данные включены объемные показатели производства хозяйствами за пределами Ангарского муниципального образования на арендуемых землях
Начиная с 2008 года, поголовье всех видов животных начинает возрастать, а по производству мяса район стабильно наращивает объемы. Аналогичная ситуация складывается в растениеводстве по производству зерновых и кормовых культур. Производство картофеля возрастает за счет роста посевных площадей и благодаря внедрению современных прогрессивных технологий возделывания. Площади возделывания овощей стабильны, а в отдельные годы колеблются в сторону сокращения.
Продуктивность отраслей сельского хозяйства в Ангарском муниципальном образовании относительно высокая, что определяет значительный уровень сельскохозяйственного производства и эффективное ведение отраслей, переведенных на промышленную основу (птицеводство, картофелеводство, овощеводство) и менее развитое зерновое производство и животноводство.
2.2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Экономический рост в сельскохозяйственном производстве Ангарского муниципального образования продолжается на протяжении последних 5 лет, начиная с 2008 года по 2012 год. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства увеличился в 1,86 раза и достиг за 2012 год 2381,7 млн.рублей. Вместе с тем крайне медленно растет производство некоторых видов продукции, а производство зерна в сельхозорганизациях Ангарского муниципального образования за указанный период снизилось на 62,3 %, а овощей на 24,7 %.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:
1) продолжающийся на протяжении почти двух десятков лет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
2) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала на территории Ангарского муниципального образования;
3) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических ресурсов и готовой продукции;
4) финансовая неустойчивость сельскохозяйственной отрасли, обусловленная нестабильностью агропродовольственных рынков, неустойчивым притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности;
5) дефицит квалифицированных кадров (как руководителей и специалистов, так и работников массовых профессий), вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
6) ухудшающейся в последние годы ситуацией по росту тарифов на энергоносители, горюче-смазочные материалы.
В этих обстоятельствах создание благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов производства на основе повышения конкурентоспособности становятся приоритетным направлением экономической политики администрации Ангарского муниципального образования. Благоприятную среду создает в нынешней ситуации политика Правительства Иркутской области и Законодательного Собрания Иркутской области, поддерживающие сельхозтоваропроизводителей и районы, проявляющие инвестиционную активность. При этом поддержка осуществляется по всем направлениям сельскохозяйственной деятельности на принципах частичной компенсации первоначально вложенных в сельскохозяйственное производство инвестиций.
Маркетинговое исследование показывает, что сельское хозяйство Ангарского муниципального образования имеет достаточно высокий потенциал развития на перспективу. Из 6 основных видов производимой продукции 5 видов импортируется на территорию Ангарского муниципального образования от 80 до 100 %, один из них - мясо птицы, которое на 50 % обеспечивает потребность Ангарского муниципального образования в указанном виде продукции, и только картофель обеспечивает потребность населения Ангарского муниципального образования на 100 %.
Исходя из оценки существующего потенциала Ангарского муниципального образования, на его территории возможно развитие всех отраслей сельского хозяйства. Особое внимание следует уделить развитию следующих производств, как наиболее приоритетных и экономически-выгодных для развития:
1) производство овощей;
2) производство картофеля;
3) производство зерна;
4) производство мяса всех видов;
5) рыбоводство.
Развитие этих производств можно обеспечить программно-целевым методом, выполнением комплекса мероприятий. Внедрение комплекса мероприятий должно иметь постоянный характер и не ограничиваться разовыми мероприятиями.
3. Основные цели и задачи муниципальной программы
3.1. Цель и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
1) создание условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения на территории Ангарского муниципального образования;
2) создание условий для повышения привлекательности сельских территорий Ангарского муниципального образования для инвесторов и квалифицированных работников;
3) создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Ангарском муниципальном образовании, путем модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства;
4) создание условий для сохранения и воспроизводства используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
5) повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса на территории Ангарского муниципального образования;
6) поддержка развития и функционирования сельскохозяйственных рынков на территории Ангарского муниципального образования.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1) улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования;
2) обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования;
3) повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства на территории Ангарского муниципального образования;
4) совершенствование механизмов поддержки развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ангарском муниципальном образовании;
5) в основу всех мероприятий закладывать повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса.
3.2. Сроки и этапы выполнения Программы
Мероприятия Программы проводятся в течение 2014 - 2016 годов.
3.3. Характеристики основных направлений развития
Реализация целей и задач Программы будет достигаться по следующим направлениям развития:
1) развитие растениеводства на территории Ангарского муниципального образования;
2) развитие животноводства на территории Ангарского муниципального образования;
3) организация сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Ангарского муниципального образования;
4) подготовка кадров для агропромышленного комплекса;
5) социальное развитие села.
Каждое направление развития предполагает реализацию определенного перечня мероприятий. Развитие отраслей сельского хозяйства будет проводиться путем поддержки производств, которые имеют преимущества развития на территории Ангарского муниципального образования. Поддержка развития будет осуществляться в следующих направлениях:
1) консультационное и методическое сопровождение участников Программы;
2) организационная поддержка участников Программы;
3) финансовая поддержка мероприятий за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования, средств федерального и областного бюджетов, средств предприятий;
4) содействие сельхозтоваропроизводителям Ангарского муниципального образования в привлечении финансовых средств из федерального и областного бюджетов при реализации мероприятий Программы.
3.3.1. Развитие животноводства на территории Ангарского муниципального образования
Животноводство в местном сельхозпроизводстве играет решающую роль, дающую основные рабочие места, большую часть доходов и жизненно необходимые продукты питания для значительной массы сельского населения Ангарского муниципального образования.
Из традиционных и самых распространенных видов животных и птицы для данной местности содержится в большей мере птица на откорме, крупный рогатый скот, свиньи. Начинает развиваться в районе коневодство и овцеводство. В Программе предлагается в качестве основного направления для решения проблемы обеспечения мясом жителей Ангарского муниципального образования в условиях недостатка кадров приоритетно развивать 2 отрасли - птицеводство и свиноводство, при этом сохранить традиционные отрасли животноводства, обратив внимание, прежде всего, на качественные показатели животных, улучшение организации производства и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных.
Основными направлениями по отдельным отраслям животноводства на 2014 - 2016 годы должны стать:
Развитие птицеводства
Отрасль птицеводства в Ангарском муниципальном образовании представлена производством мяса бройлеров, выращиванием гусей и содержанием птицы в незначительных количествах в личных подсобных хозяйствах граждан.
Дальнейшее преимущественное развитие получит мясное птицеводство за счет увеличения объемов производства мяса бройлеров, мяса уток.
Программой предусмотрено развитие преимущественно мясного птицеводства с увеличением поголовья бройлеров с 780 тысяч голов в начале 2014 года до 880 тысяч голов на конец 2016 года. Гусеводство сохранится на уровне 2012 года, среднегодовое поголовье составит 3 тысячи голов, а среднегодовое содержание уток увеличится до 4 тысяч голов.
Основные прогнозные показатели развития этого направления представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Прогнозные показатели развития мясного птицеводства
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. Среднегодовое поголовье всего на начало года |
голов |
782469 |
813592 |
845956 |
в том числе предприятия |
голов |
691448 |
706660 |
722206 |
2. Валовый привес птицы всего |
тонн |
17569 |
18710 |
19806 |
в том числе предприятия |
тонн |
16240 |
17150 |
18000 |
В целях обеспечения жителей молодняком птицы планируется ежегодно продавать населению района и области от 50 до 100 тысяч голов цыплят в суточном возрасте, до 1-2 тысяч гусят разных возрастов, около 1 тысячи голов уток.
Поддержка будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на приобретение племенного яйца. Для реализации указанного мероприятия планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов.
Развитие мясного скотоводства
Выращиванием крупнорогатого скота на территории Ангарского муниципального образования занимаются сельхозтоваропроизводители и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.
Для обеспечения детских и школьных учреждений полноценными продуктами питания (мясо говядины) Программой предусматривается ежегодная покупка молодняка крупнорогатого скота с передачей в фермерские и в личные подсобные хозяйства граждан для доращивания до 150 голов в год, с последующей реализацией по договорам в бюджетные организации. От закупа молодняка дополнительно производство мяса составит 60 тонн в живом весе.
В целом движение поголовья крупнорогатого скота будет выглядеть следующим образом (таблица N 3).
Таблица N 3
Прогнозные показатели развития мясного скотоводства
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Поголовье на начало года |
голов |
1026 |
1060 |
1095 |
в т.ч. коров |
голов |
620 |
610 |
600 |
нетелей |
голов |
110 |
114 |
119 |
Покупка |
голов |
150 |
150 |
150 |
Приплод |
голов |
517 |
538 |
559 |
Реализация |
голов |
633 |
653 |
673 |
Поголовье на конец года |
голов |
1060 |
1095 |
1131 |
Субсидия за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям и владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение племенного молодняка крупнорогатого скота и молодняка, приобретаемого для доращивания и откорма.
Для реализации указанного мероприятия планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов.
Развитие коневодства
Выращивание лошадей на территории Ангарского муниципального образования производится по системе "табунное коневодство". Мероприятиями Программы предусматривается увеличение поголовья лошадей с последующей их реализацией на мясо до 119 голов в 2016 году.
Основные прогнозные показатели развития этого направления представлены в таблице N 4.
Таблица N 4
Прогнозные показатели развития коневодства
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Поголовье на начало года |
голов |
271 |
282 |
293 |
в т.ч. конематок |
голов |
201 |
208 |
216 |
Приплод |
голов |
121 |
125 |
130 |
Реализация |
голов |
110 |
114 |
119 |
Поголовье на конец года |
голов |
282 |
293 |
304 |
Поддержку развития коневодства администрация Ангарского муниципального образования будет осуществлять сельхозтоваропроизводителям путем предоставления по льготным ценам земельных участков для выпаса и содержания лошадей.
Для улучшения мясных качеств поголовья лошадей, покупки племенного молодняка лошадей планируется привлечь средства областного и федерального бюджетов.
Развитие свиноводства
Развитие свиноводства на территории Ангарского муниципального образования будет проводиться по следующим направлениям:
1) восстановление мощностей свинокомплекса, расположенного в поселке Зверево, с выходом на среднегодовое содержание до 2,5 тысяч голов свиней и созданием глубокой переработки произведенной продукции;
2) создание свиноферм в крестьянско-фермерских хозяйствах на 15 свиноматок каждая для обеспечения поросятами населения Ангарского муниципального образования. Хозяйства смогут продавать населению до 700 голов поросят.
Основные прогнозные показатели развития этого направления представлены в таблице N 5.
Таблица N 5
Прогнозные показатели развития свиноводства
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Поголовье на начало года |
голов |
4000 |
4500 |
4500 |
Поголовье на конец года |
голов |
4500 |
4500 |
4500 |
Субсидия за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на приобретение племенного молодняка свиней.
Для реализации указанного мероприятия планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов.
Развитие овцеводства
Развитие овцеводства на территории Ангарского муниципального образования будет проводиться по следующим направлениям:
1) разведение грубошерстных овец (романовская и бурят-монгольская), отличающихся высокой плодовитостью, неприхотливостью содержания, мясом с хорошими вкусовыми качествами в основном в личных подсобных хозяйствах граждан;
2) введение в практику ранневесеннего окота с целью получения выходного молодняка уже к концу первого года содержания;
3) создание и развитие козоферм с увеличением поголовья дойных коз до 200 голов против 10 голов содержания в 2012 году.
Основные прогнозные показатели развития этого направления представлены в таблице N 6.
Таблица N 6
Прогнозные показатели развития овцеводства
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Поголовье на начало года |
голов |
704 |
808 |
863 |
в т.ч. овце - козоматок |
голов |
426 |
460 |
494 |
Покупка |
голов |
50 |
0 |
0 |
Приплод |
голов |
750 |
801 |
855 |
Реализация |
голов |
696 |
746 |
799 |
Поголовье на конец года |
голов |
808 |
863 |
919 |
Субсидия за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на приобретение племенного молодняка овец и коз.
Для реализации указанного мероприятия планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов.
Развитие рыбоводства
Дальнейшее развитие получит отрасль рыбоводства. В настоящее время в рыборазводном хозяйстве на территории Ангарского муниципального образования выращивается до 30 тонн рыбы в год.
Развитие отрасли рыбоводства будет осуществляться путем расширения действующего производства и строительства помещений для выращивания рыбы с оснащением современным оборудованием. К концу 2016 года объем производства рыбы вырастет до 60 тонн. Будет выращиваться новый вид рыбы - форель, обладающая ценным мясом и пользующаяся большим спросом.
Поддержка из бюджета Ангарского муниципального образования будет производиться на приобретение технологического оборудования для выращивания рыбы.
Развитие инфраструктуры животноводства
С увеличением поголовья сельскохозяйственных животных возникает проблема их размещения. В связи с этим необходимо построить животноводческие объекты для содержания птицы, крупнорогатого скота, свиней, овец, коз, рыбы (таблица N 7).
Таблица N 7
Перечень животноводческих объектов
Наименование производственных объектов |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. Строительство (реконструкция) помещений птицеводства: |
|
|
|
|
инкубатор |
единиц |
|
|
1 |
кормоцех |
единиц |
|
|
1 |
2. Строительство уткофермы: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
2 |
мест содержания |
тыс. голов |
|
|
4 |
3. Строительство кормоцеха для уткофермы |
единиц |
|
|
1 |
4. Строительство коровника: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
1 |
мест содержания |
голов |
|
|
100 |
5. Строительство (реконструкция) помещений для выращивания молодняка крупнорогатого скота: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
2 |
мест содержания |
голов |
|
|
300 |
6. Строительство свинарника для маточного стада: |
|
|
|
|
объектов |
штук |
|
|
2 |
мест содержания |
голов |
|
|
100 |
7. Строительство свинарника для откорма молодняка: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
3 |
мест содержания |
голов |
|
|
3000 |
8. Строительство помещений для выращивания рыбы: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
1 |
мест содержания |
тонн |
|
|
24 |
9. Строительство помещений для содержания коз: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
2 |
мест содержания |
голов |
|
|
200 |
10. Реконструкция помещений для содержания овец: |
|
|
|
|
объектов |
единиц |
|
|
1 |
мест содержания |
тыс. голов |
|
|
300 |
Для интенсивного развития животноводства появляется необходимость оснащения животноводческих помещений технологическим оборудованием (таблица N 8).
Таблица N 8
Перечень технологического оборудования для животноводства
Наименование оборудования |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. Оборудование для ферм крупнорогатого скота |
|
|
|
а) молокопровод |
1 |
||
б) транспортер-навозоудалитель ТСН-160 |
1 |
||
2. Оборудование для рыбоводного цеха |
|
|
|
а) кислородная станция |
|
|
1 |
Субсидия за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на строительство животноводческих помещений и приобретение технологического оборудования (таблица N 9).
Таблица N 9
Основные прогнозные показатели развития животноводства
Показатели |
Единица измерения |
В том числе по годам прогноза |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||
Среднегодовое поголовье, в т.ч. коров молочного направления |
гол. |
620 |
610 |
600 |
1) молодняка КРС |
гол. |
834 |
867 |
902 |
2) молодняка свиней |
гол. |
7958 |
8098 |
8211 |
3) молодняк лошадей |
гол. |
176 |
183 |
190 |
4) молодняка овец и коз |
гол. |
518 |
555 |
594 |
5) молодняка птицы |
гол. |
1594755 |
1594796 |
1594836 |
6) несушек |
гол. |
61700 |
64044 |
66479 |
Среднегодовой надой на 1 фуражную корову |
кг |
3700 |
3850 |
4000 |
Среднесуточный привес КРС |
грамм |
433 |
440 |
445 |
Среднесуточный привес свиней |
грамм |
390 |
405 |
422 |
Среднесуточный привес лошадей |
грамм |
390 |
395 |
400 |
Среднесуточный привес овец и коз |
грамм |
91 |
92 |
93 |
Среднесуточный привес птицы |
грамм |
45 |
45 |
45 |
Яйценоскость |
штук |
229 |
231 |
233 |
Валовой надой |
тонн |
2294 |
2349 |
2400 |
Валовый привес КРС |
т.ж.в. |
131,9 |
139,2 |
146,4 |
Валовый привес свиней |
т.ж.в. |
1131,6 |
1198,0 |
1263,4 |
Валовой привес лошадей |
т.ж.в. |
25,0 |
26,4 |
27,8 |
Валовый привес овец и коз |
т.ж.в. |
17,2 |
18,6 |
20,2 |
Валовый привес птицы |
т.ж.в. |
17569 |
18710 |
19806 |
Валовый сбор яиц |
тыс.шт. |
14148,5 |
14819,9 |
15522,5 |
Для оценки результатов реализации направления "Развитие животноводства на территории Ангарского муниципального образования" базовым годом является отчетный 2012 год. Основными целевыми показателями реализации направления "Развитие животноводства на территории Ангарского муниципального образования" будет являться (таблица N 10):
Таблица N 10
Основные целевые показатели реализации направления
Развитие животноводства
Наименование индикатора |
2012 год отчетный |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Производство мяса всех видов, тонн |
18040 |
18875 |
20092 |
21264 |
3.3.2. Развитие растениеводства на территории Ангарского муниципального образования
Растениеводство Иркутской области и Ангарского муниципального образования призвано обеспечить продовольственную безопасность региона, наполнить рынок товарами местных товаропроизводителей.
Развитие отрасли растениеводства Ангарского муниципального образования будет осуществляться за счет повышения эффективности использования земли на основе воспроизводства и сохранения плодородия почв, расширения посевных площадей, улучшения структуры посевов, повышения урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур. Повышение эффективности отрасли растениеводства будет достигнуто за счет мероприятий по внедрению современных ресурсосберегающих технологий производства растениеводческой продукции, увеличению площади, засеваемой семенами высших репродукций. Основное внимание будет уделено увеличению производства картофеля, овощей, зерна.
Для сбалансированного ведения отраслей растениеводства, обеспечения населения картофелем, овощами, зерном и кормами для развития животноводства необходимо развитие отраслей растениеводства по годам в объемах, указанных в таблице N 11.
Таблица N 11
Структура посевных площадей и объемы производства продукции растениеводства
Наименование сельхозпродукции |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Зерновые культуры во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
3818 |
3932 |
4050 |
Урожайность |
цн/га |
17,6 |
17,7 |
19,8 |
Валовой сбор |
тонн |
6726 |
6970 |
8058 |
в том числе сельхозорганизации |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
2145 |
2310 |
2460 |
Урожайность |
цн/га |
22 |
23 |
25 |
Валовой сбор |
тонн |
4719 |
5013 |
6150 |
Картофель во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
1936 |
1954 |
1966 |
Урожайность |
цн/га |
155,5 |
161 |
165 |
Валовой сбор |
тонн |
30122 |
31620 |
32472 |
в том числе сельхозорганизации |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
530 |
545 |
555 |
Урожайность |
цн/га |
250 |
270 |
280 |
Валовой сбор |
тонн |
13250 |
14715 |
15540 |
Овощи открытого грунта во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
396 |
399 |
402 |
Урожайность |
цн/га |
200 |
204 |
220 |
Валовой сбор |
тонн |
7920 |
8150 |
8825 |
в том числе сельхозорганизации |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
95 |
105 |
115 |
Урожайность |
цн/га |
280 |
300 |
310 |
Валовой сбор |
тонн |
2660 |
3150 |
3560 |
Овощи закрытого грунта во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
Посевная площадь |
кв.м. |
119000 |
119000 |
119000 |
Урожайность |
цн/га |
20,1 |
20,5 |
20,8 |
Валовой сбор |
тонн |
2392 |
2440 |
2475 |
в том числе сельхозорганизации |
|
|
|
|
Посевная площадь |
кв.м. |
119000 |
119000 |
119000 |
Урожайность |
цн/га |
20,1 |
20,5 |
20,8 |
Валовой сбор |
тонн |
2392 |
2440 |
2475 |
Кормовые культуры во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
1250 |
1250 |
1250 |
Урожайность |
цн/га |
25 |
25 |
30 |
Валовой сбор |
тонн |
3125 |
3125 |
3750 |
в том числе сельхозорганизации |
|
|
|
|
Посевная площадь |
гектар |
1250 |
1250 |
1250 |
Урожайность |
цн/га |
25 |
25 |
30 |
Валовой сбор |
тонн |
3125 |
3125 |
3750 |
Система мероприятий, обеспечивающих развитие отрасли растениеводства
Для успешного развития отрасли растениеводства как бизнеса, необходим системный подход и учет взаимодействия комплекса элементов между собой - это организация посевных площадей и севооборотов, система обработки почвы, набор машин, система применения удобрений, система мероприятий по борьбе с сорняками, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, мероприятия по повышению плодородия почв с целью получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
В получении высоких и стабильных урожаев и валовых сборов сельскохозяйственных культур большое значение принадлежит высококачественным, высокопродуктивным, районированным сортам сельскохозяйственных культур. Проблему семеноводства в хозяйствах должна решить внутрихозяйственная система семеноводства, основной целью которой является гарантированное обеспечение высококачественными семенами возделываемых в хозяйстве сортов. Для улучшения и сохранения посевных качеств семенного материала необходимо проводить регулярные сортообновление и сортосмену, закупая элитные и суперэлитные сорта семян сельскохозяйственных культур. По последним научным данным, применение сортовых и высококачественных семян сельскохозяйственных культур обеспечивает до 45 % прибавки урожая (таблица N 12).
Таблица N 12
Потребность в семенах зерновых и картофеля на 2014 - 2016 годы
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Зерновые |
тонн |
536 |
578 |
615 |
в том числе сортосмена и покупка |
тонн |
54 |
58 |
62 |
Картофель |
тонн |
1590 |
1635 |
1665 |
в том числе сортосмена и покупка |
тонн |
159 |
164 |
167 |
За последние годы в Ангарском муниципальном образовании снизился уровень применения органических и минеральных удобрений, наряду с низкой системой земледелия, что привело к снижению плодородия почв, которое удовлетворяет потребность растений в усвояемых элементах питания, воде, обеспечивает их корневые системы достаточным количеством воздуха и тепла для нормальной деятельности и выращивания урожая.
Плодородие почвы определяется содержанием элементов питания - гумуса, азота, фосфора, калия. Почвы Ангарского муниципального образования по данным агрохимической лаборатории по содержанию основных элементов питания низкие, что сильно влияет на плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур и качество производимой продукции.
Применение органических и минеральных удобрений улучшает физические и физико-механические свойства почв, ликвидирует избыточную кислотность и щелочность почв, усиливает деятельность полученной микрофлоры, что влияет на создание мощного высокоплодородного пахотного слоя, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
Потребность в минеральных и органических удобрениях на 2014 - 2016 годы определена в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах Ангарского муниципального образования. В личных подсобных хозяйствах граждан естественное плодородие почв будет поддерживаться за счет внесения органических удобрений - это торф, навоз, пожнивные остатки (таблица N 13, 14).
Таблица N 13
Потребность в органических удобрениях на 2014 - 2016 годы
Наименование |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Солома |
тонн |
858 |
924 |
984 |
Органические удобрения |
тонн |
16 886 |
17 420 |
17 933 |
Таблица N 14
Потребность в минеральных удобрениях на 2014 - 2016 годы
Года |
Удобрения |
Культура (тонны) |
Итого |
||||
Зерновые |
Картофель |
Многолетние травы |
Овощи |
Кормовые |
|||
2014 |
Диаммофоска |
256,22 |
76,180 |
147,45 |
13,02 |
3,24 |
496,11 |
Аммиачная селитра |
245,9 |
46,78 |
195,2 |
8,245 |
3,6 |
499,7 |
|
2015 |
Диаммофоска |
274,26 |
77,07 |
149,07 |
13,83 |
4,05 |
518,28 |
Аммиачная селитра |
272,6 |
48,13 |
196,6 |
9,145 |
4,5 |
531,0 |
|
2016 |
Диаммофоска |
286,41 |
77,88 |
149,888 |
14,64 |
4,05 |
532,868 |
Аммиачная селитра |
290,6 |
49,03 |
198,0 |
10,04 |
4,5 |
552,3 |
Большим резервом увеличения урожая сельскохозяйственных культур и повышение его качества является хорошо организованная защита растений, как неотъемлемый элемент технологии возделывания любой культуры, так как сорняки, вредители и болезни причиняют большой ущерб возделываемым культурам.
На сельскохозяйственных угодьях Ангарского муниципального образования встречаются сорняки разных биологических групп. Для борьбы с ними применяются различные химические и агротехнические меры борьбы.
Без использования защитных мероприятий потери урожая составляют по культурам от 23 до 46 %, а на территории Ангарского муниципального образования до 80 % (таблица N 15).
Таблица N 15
Потребность в средствах защиты растений на 2014 - 2016 годы
Культура |
Наименование агрохимиката |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Зерновые |
протравитель |
литр |
214,4 |
231,2 |
246 |
гербицид |
литр |
1284 |
1386 |
1476 |
|
Картофель |
протравитель |
литр |
795 |
817,5 |
832,5 |
гербицид |
литр |
1590 |
1635 |
1665 |
|
Фунгицид |
кг |
3795 |
4087,5 |
4162,5 |
|
десикант |
литр |
1060 |
1090 |
1110 |
|
Овощи |
гербицид |
кг |
231 |
231 |
231 |
инсектицид |
литр |
36 |
42 |
48 |
|
Итого |
|
|
9005,4 |
9520,2 |
9771 |
Для ведения отрасли растениеводства на уровне рентабельного производства необходим современный комплекс машин и оборудования, обеспечивающий качественную обработку земли, посевной комплекс с локальным внесением минеральных удобрений, набор машин по уходу за посевами, уборочные комплексы, обеспечивающие уборку в сжатые сроки, учитывая нестабильные погодные условия Сибири.
За программный период сельскохозяйственными организациями планируется ввести в оборот в общей сложности 595 гектар сельскохозяйственных угодий, в том числе под зерновые - 485 га, картофель - 65 га, овощи - 45 га. Провести коренное улучшение сенокосов и пастбищ на площади 1127 га.
Для проведения работ по подготовке почв и ввод в оборот неиспользуемых земель, коренного улучшения площадей для производства кормовых культур необходимо приобретение определенного набора сельскохозяйственной техники и оборудования (таблица N 16).
Таблица N 16
Потребность техники и оборудования для сельскохозяйственного производства
Наименование техники |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Техника по возделыванию зерновых культур на площади 1000 га |
|
|
|
1. Техника по обработке почвы |
3 |
3 |
|
2. Техника для посева |
|
|
1 |
3. Техника по уходу за посевами |
|
1 |
|
4. Уборочная техника (в том числе лизинговые платежи) |
1 |
|
1 |
5. Оборудование по подработке и сушке зерна |
|
1 |
|
Техника по производству картофеля на площади 50 га |
|
|
|
1. Техника по обработке почвы 2. Техника для посева 3. Техника по уходу за посевами 4. Уборочная техника |
|
|
5 3 1 2 |
Техника по выращиванию капусты на площади 25 га |
|
|
1 |
Оборудование для переработки овощей а) технологическое оборудование по выработке овощных соков |
|
|
1 |
В предшествующие годы товарность зерна, картофеля, овощей не превышала 50 %. Это объяснялось порчей сельскохозяйственной продукции из-за неудовлетворительных условий ее хранения, отсутствия технологических машин и линий для переработки продукции.
Для качественного хранения продукции растениеводства, увеличения его товарности необходимо строительство зернохранилищ, реконструкция и ремонт картофеле - овощехранилищ (таблица N 17).
Таблица N 17
Строительство и реконструкция объектов хранения растениеводческой продукции
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Реконструкция картофелехранилищ |
|
|
1 |
Строительство, ремонт зернохранилищ |
|
|
1 |
Для реализации указанного мероприятия планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов.
Поддержка за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования будет осуществляться сельхозтоваропроизводителям на приобретение техники, на развитие инфраструктуры сельхозтоваропроизводителей и обеспечение рынков продукцией растениеводства собственного производства.
Для оценки результатов реализации направления "Развитие растениеводства на территории Ангарского муниципального образования" базовым годом является отчетный 2012 год. Основными целевыми показателями реализации направления "Развитие растениеводства на территории Ангарского муниципального образования" будут являться (таблица N 18):
Таблица N 18
Основные целевые показатели реализации направления
Развитие растениеводства
Наименование индикатора |
2012 год отчетный |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Ввод в оборот низкопродуктивной пашни (чистые пары), га |
- |
235 |
190 |
170 |
Валовый сбор зерновых культур, тн |
5707 |
6726 |
6970 |
8058 |
Валовый сбор картофеля, тн |
28000 |
30122 |
31620 |
32472 |
Валовый сбор овощей, тн |
10018 |
10312 |
10590 |
11300 |
3.3.3. Организация сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Ангарского муниципального образования
Одной из главных задач развития сельского хозяйства Ангарского муниципального образования является повышение эффективности реализации сельхозпродукции путем расширения рынков сбыта. Сбыт сельскохозяйственной продукции является заключительным и наиболее ответственным этапом программных мероприятий, окончанием сферы ведения расширенного воспроизводства и формирования денежных потоков сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, что определяет уровень доходности. Развитие рынка сбыта товаров местных сельхозтоваропроизводителей становится интересным для жителей Ангарского муниципального образования, которые хотят употреблять продукцию местного товаропроизводителя, как экологически чистую и качественную.
Каждому товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции выгоднее иметь несколько каналов реализации продукции, которыми он мог бы воспользоваться с учетом сезонности производства, притока продукции извне.
Администрация Ангарского муниципального образования заинтересована в участии местных сельхозтоваропроизводителей в муниципальных конкурсах на поставку сельхозпродукции. В таблице N 19 представлены планируемые объемы муниципальных и государственных закупок на 2014 - 2016 годы, в конкурсах на размещение которых могут участвовать сельхозтоваропроизводители Ангарского муниципального образования.
Таблица N 19
Планируемые объемы муниципальных и государственных закупок
Наименование продукции |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Молоко |
тонн |
150 |
150 |
150 |
Мясо |
тонн |
210 |
220 |
230 |
Картофель |
тонн |
5000 |
5000 |
5000 |
в том числе по прямым договорам поставок по себестоимости продукции |
тонн |
250 |
250 |
250 |
Низкое участие в системе государственного и муниципального заказа крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств связано с малыми объемами производимой ими сельскохозяйственной продукции. На территории Ангарского муниципального образования будет создан Союз сельскохозяйственных товаропроизводителей, который предполагает организовать сельскохозяйственный потребительский кооператив для осуществления закупа продукции сельхозтоваропроизводителей, излишков сельхозпродукции личных подсобных хозяйств и членов садоводческих некоммерческих товариществ. В дальнейшем сельскохозяйственный потребительский кооператив сможет участвовать в конкурсах на поставку сельхозпродукции и осуществлять поставки в бюджетные учреждения.
При организации закупа сельхозпродукции личных подсобных хозяйств сельскохозяйственный потребительский кооператив сможет привлечь субсидии из областного бюджета на закупки животноводческой продукции - мясо и молоко (таблица N 20).
Таблица N 20
Объемы закупок сельхозпродукции через
сельскохозяйственный потребительский кооператив
Наименование продукции |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Молоко и молочные продукты |
тонн |
80 |
80 |
80 |
Мясо |
тонн |
150 |
150 |
150 |
Овощи |
тонн |
1000 |
1000 |
1000 |
Плоды и ягоды |
тонн |
200 |
200 |
200 |
Учитывая объемы производства сельскохозяйственной продукции и возможность ее реализации в пределах Ангарского муниципального образования, определяющим моментом является организация круглогодичной розничной торговли, беспрепятственное предоставление торговых мест на существующих коммерческих и муниципальных рынках и оптовой торговли во время заготовки сельхозпродукции населением на длительное хранение.
Важнейшим фактором современного этапа деятельности сельхозтоваропроизводителей является переработка собственной выпускаемой сельскохозяйственной продукции, так как в конечной стоимости продовольствия стоимость переработки составляет 60-70 %. Расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции связано с увеличением ассортимента выпускаемой продукции, что возможно при развитии переработки сельхозпродукции. Перспективным направлением работы будет являться развитие дальнейшей переработки собственного сырья и доведение продукции до покупателей. С учетом нового направления возникает необходимость разработки инвестиционного проекта по переработке сельскохозяйственной продукции, который позволит проанализировать существующий рынок, производство и ассортимент выпускаемой продукции, переориентировать сельхозтоваропроизводителей на выпуск новой востребованной продукции, расширить ассортимент продукции глубокой переработки и как следствие снизить цены на рынке на аналогичную продукцию.
Переработка сельскохозяйственной продукции является одним из ключевых звеньев в общей схеме интеграционного объединения агропромышленного комплекса Ангарского муниципального образования. Создание такого интеграционного объединения агропромышленного комплекса позволит решить вопросы производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, довести до европейского уровня качество продукции производимой местными производителями.
3.3.4. Подготовка кадров
На сегодня, обеспеченность сельхозтоваропроизводителей кадрами руководителей и специалистов, а также кадрами массовых профессий, характеризуется как крайне неудовлетворительная. Остро не хватает отраслевых специалистов (обеспеченность зооветспециалистами и агрономами 39 %, инженерами - 30 %), практически отсутствуют экономисты, не хватает бухгалтеров (67 %), трактористов - машинистов (80 %), доярок (45 %), а также специалистов других профессий.
Руководители сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств запланировали подготовку кадров в учебных заведениях области с выделением на эти цели соответствующего финансирования. Однако, процесс подготовки кадров длительный, а специалисты нужны постоянно.
Подготовка специалистов будет осуществляться обучением выпускников школ или рабочих по целевым направлениям от сельхозорганизаций в высших и средних учебных заведениях, а рабочих массовых профессий будут готовить со школьной скамьи с соответствующей профориентацией. Планируется на базе сельской школы создать класс профессиональной подготовки, практическую подготовку осуществлять в сельхозорганизациях. Администрация Ангарского муниципального образования для оснащения материально-технической базы класса и осуществления практической подготовки приобретет соответствующую технику - трактор МТЗ, навесное оборудование (таблица N 21).
Таблица N 21
План подготовки специалистов и рабочих массовых профессий
Наименование учебного заведения |
Всего |
Период |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия |
6 |
2 |
2 |
2 |
Сельскохозяйственный колледж |
6 |
2 |
2 |
2 |
Профессиональное и школьное обучение |
12 |
4 |
4 |
4 |
3.3.5. Социальное развитие села
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс мероприятий.
Жилищная проблема является первоочередной среди всех социальных проблем на селе. Продолжает увеличиваться число жителей сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Высокая стоимость жилья, применение устаревших типовых проектов и малоэффективных форм кредитования застройщиков жилья явились причинами снижения роста индивидуального жилищного строительства на селе. Отсутствие обустроенного жилья и социальная незащищенность привели к оттоку из села молодого населения в возрасте от 16 до 29 лет.
Особенность жилья в сельской местности состоит в том, что оно не только несет на себе функции жилого дома, но и позволяет вести личное подсобное хозяйство. Для этого обустраивается животноводческими помещениями, помещениями для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сооружениями инженерного обеспечения.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Администрация Ангарского муниципального образования вправе предоставлять земельные участки для осуществления строительства по данной программе.
Реализация указанных мероприятий позволит на территории Ангарского муниципального образования (таблица N 22):
1) улучшить жилищные условия более 30 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
2) создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
3) создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
Таблица N 22
Количество участников мероприятий-получателей социальных выплат
по Ангарскому муниципальному образованию на 2014 - 2016 годы
Способ улучшения жилищных условий |
Всего |
Период |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Строительство жилого дома, покупка вторичного жилья, количество семей |
30 |
10 |
10 |
10 |
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области от 25 апреля 2014 г. N 497-ПА в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень программных мероприятий
Выполнение программных мероприятий обеспечит стабильное функционирование и динамичное развитие сельскохозяйственного производства Ангарского муниципального образования, позволит удовлетворить растущие потребности населения в основных видах продовольствия, превратить сельскохозяйственных производителей в кредитоспособных и инвестиционно-привлекательных субъектов рынка (таблица N 23).
Таблица N 23
Программные мероприятия
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области от 25 апреля 2014 г. N 497-ПА в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Для достижения прогнозных показателей Программы потребуется государственная поддержка. Мероприятия Программы планируется финансировать из следующих источников: собственные средства предприятий, средства бюджета Ангарского муниципального образования, средства бюджета Иркутской области, средства федерального бюджета (таблица N 24).
Бюджетные средства из федерального бюджета в форме субсидий будут привлечены по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Средства бюджета Иркутской области будут привлечены по долгосрочной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2012 N 721-пп.
К данным государственным программам ежегодно принимаются Положения о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов, где уточняются условия предоставления субсидий в соответствии с принятыми бюджетами.
Средства из бюджета Ангарского муниципального образования будут привлекаться в соответствии с данной Программой по Положению о предоставлении субсидий из бюджета Ангарского муниципального образования в целях возмещения затрат при производстве сельскохозяйственной продукции, которое ежегодно подлежит уточнению.
Собственные средства предприятий - это собственные вложения предприятий и привлекаемые заемные средства (кредитные ресурсы).
Таблица N 24
Ресурсное обеспечение программы
6. Механизм реализации программы
Ответственным куратором Программы является отдел сельского хозяйства администрации Ангарского муниципального образования (далее - Отдел).
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться следующим образом:
1) ежегодное уточнение и корректировка мероприятий Программы с уточнением сроков исполнения и объемов финансирования;
2) ежегодное принятие Положения о предоставлении субсидий из бюджета Ангарского муниципального образования в целях возмещения затрат при производстве сельскохозяйственной продукции;
3) отбор исполнителей Программы в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из бюджета Ангарского муниципального образования в целях возмещения затрат при производстве сельскохозяйственной продукции;
4) подготовка и заключение Соглашений о предоставлении субсидий на выполнение мероприятий Программы, осуществление контроля за исполнением Соглашения, предоставлением отчетов по исполнению мероприятий, предусмотренных Программой и заключенным Соглашением;
5) Отдел осуществляет координацию деятельности по подготовке и содействию в реализации программных мероприятий, проводит анализ рационального использования бюджетных средств;
6) Отдел несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых для ее реализации, контролирует исполнение, внедряет информационные технологии в целях управления реализацией и контроля за ходом выполнения Программы;
7) Отдел ведет ежемесячный мониторинг в разрезе исполнителей Программы по периодам и объемам продажи картофеля населению, его цене и местам реализации с последующим предоставлением информации главе администрации Ангарского муниципального образования;
8) Отдел ежегодно до 1 марта готовит отчет об оценке эффективности реализации Программы и представляет его на рассмотрение Экспертному совету по вопросам разработки и реализации муниципальных и ведомственных целевых программ Ангарского муниципального образования, при необходимости в установленном порядке готовит изменения по уточнению перечня мероприятий, а также по механизму реализации Программы.
7. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация комплекса мероприятий Программы обеспечит сохранение и наращивание ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства.
Программа предусматривает практические предложения по улучшению экономического состояния сельхозтоваропроизводителей, расширению и созданию рентабельного производства и как следствие устойчивому развитию сельской территории Ангарского муниципального образования.
Реализация Программы имеет социальную значимость - повысится уровень и качество жизни сельских жителей посредством повышения уровня доходов работников сельского хозяйства.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с целевыми показателями путем сравнения фактически достигнутого целевого показателя за соответствующий год с его прогнозным значением, утвержденным Программой.
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования целевых показателей, которые обеспечивают мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Корректировка планируемых значений целевых показателей в области сельскохозяйственного производства проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
В результате реализации Программы целевые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства существенно улучшатся (таблица N 25).
Таблица N 25
Целевые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства
N |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Ежегодный рост валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах |
% |
11,0 |
11,5 |
11,2 |
2 |
Ежегодный рост сельскохозяйственного производства на душу населения |
% |
11,6 |
11,7 |
11,9 |
3 |
Рост индекса физического объема производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах к предыдущему году) |
% |
108,1 |
104,2 |
103,9 |
4 |
Рост производительности труда на одного работающего в сельскохозяйственном производстве |
% |
5,5 |
5,9 |
6,8 |
5 |
Рост уровня рентабельности сельскохозяйственного производства |
% |
15,5 |
16,5 |
16,5 |
6 |
Рост коэффициента обновления основных фондов |
% |
30 |
37 |
37 |
7 |
Снижение коэффициента износа основных фондов |
% |
32 |
30 |
30 |
8 |
Создание объединения сельхозтоваропроизводителей |
|
1 |
- |
- |
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2016 году (в сопоставимой оценке) вырастет по отношению к 2012 году на 45,8 процента, при этом прогнозируется ее ежегодный рост.
Прирост производства продукции растениеводства будет достигнут за счет увеличения посевных площадей и мероприятий по повышению урожайности сельскохозяйственных культур: внесение минеральных и органических удобрений, проведение защитных мероприятий, включая борьбу с особо опасными вредителями, болезнями и сорняками. В результате реализации программных мероприятий, удастся приостановить процессы деградации земель сельскохозяйственного назначения, повысить содержание гумуса в почве, что будет способствовать производству на территории Ангарского муниципального образования экологически чистой продукции.
Прогнозируемые параметры роста животноводства будут достигнуты за счет применения перспективных ресурсосберегающих технологий: содержания и кормления животных и птицы, совершенствования селекционной и племенной работы, использования для модернизации животноводческих помещений современного технологического оборудования.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет планомерный рост инвестиций, позволяющий увеличивать энергообеспеченность сельхозпредприятий, развивать прогрессивные формы организации производства, повысить производительность труда на основе использования современных технологий.
Существенно повысится уровень доходов сельских жителей на территории Ангарского муниципального образования за счет роста заработной платы и развития частных подворий.
Реализация направления "Организация сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Ангарского муниципального образования" позволит насытить рынок Ангарского муниципального образования экологически чистой, качественной продукцией местных сельхозтоваропроизводителей, наладить каналы сбыта для мелкотоварных хозяйств, минимизировать торговую наценку на сельскохозяйственную продукцию.
Создание эффективного механизма реализации направления "Подготовка кадров для агропромышленного комплекса" позволит удовлетворить потребность сельскохозяйственных организаций в квалифицированных специалистах и рабочих массовых профессий.
Закрепление квалифицированных специалистов и рабочих в сельской местности, улучшение жилищных условий проживания будет решено за счет реализации направления "Социальное развитие села".
Глава администрации |
А.А.Медко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области от 31 октября 2013 г. N 1593-ПА "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.