Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Начало третьего тысячелетия для системы образования города Иркутска как части российского образования стало импульсом к инновационным изменениям, диктуемым временем. Однако данные изменения остаются недостаточно эффективными. Для муниципальной системы образования являются характерными недостатки и проблемы, отмеченные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р, такие как: недостаточное количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности; отсутствие механизмов конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ; медленное распространение новых образовательных инициатив, нехватка качественных педагогических кадров, старение педагогического корпуса.
Для преодоления негативных тенденций в муниципальной системе образования и обеспечения ее дальнейшего развития в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа") в муниципальную программу "Иркутск - территория детства на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) включены комплексы мероприятий, направленные на:
1) развитие дошкольного образования в МДОО;
2) развитие в МОО общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и мотивированных детей;
3) развитие в муниципальных ОО дополнительного образования детей, ориентированного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка;
4) формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса в муниципальных ОО;
5) развитие кадрового потенциала в муниципальных ОО;
6) совершенствование механизмов использования финансовых и материально-технических средств для обеспечения деятельности муниципальных ОО.
Для решения имеющихся проблем требуется программно-целевой, комплексный подход к решению задач, направленный на развитие муниципальной системы образования в целом. Именно такой подход соответствует принципам Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013-2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, неотъемлемой составляющей частью которой является данная Программа.
1.1. Развитие дошкольного образования в МДОО
Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в городе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. 64,1 % детей в возрасте от одного года до шести лет имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.
Однако на 100 мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города приходится 130 детей. Очередь на получение мест в детских садах возросла с 11044 детей в 2007 году до 28777 детей в 2011 году.
В настоящее время муниципальные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, посещает 24191 ребенок. Из них 9085 человек прибыли в МДОО в течение 2011-2012 учебного года, в результате чего среднегодовая численность воспитанников увеличилась более чем на 3 %. Несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и расширению сети муниципальных дошкольных образовательных организаций в городе Иркутске, проблема обеспечения гарантий доступности дошкольного образования остается актуальной.
На сегодня ключевой задачей дошкольного образования, в рамках реализации ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 года N 215, является создание комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями) и педагогическим работникам развивающей образовательной среды во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 215" следует читать как "N 2151"
В настоящее время все дошкольные образовательные организации оснащены необходимым игровым оборудованием и программно-методическими пособиями. Вместе с тем, анализируя процесс внедрения ФГТ в МДОО, можно констатировать, что развивающая образовательная среда не соответствует современным требованиям, нуждается в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база детского сада, дидактические пособия, игрушки, медицинское и физкультурное оборудование, технические средства обучения, информатизация образовательного процесса, кадровое обеспечение).
Процесс информатизации в организациях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В соответствии с третьим требованием ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования компьютер, интерактивные средства обучения должны стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Они рассматриваются не как отдельные обучающие игровые устройства, а как всепроникающие универсальные информационные системы, способные соединяться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
В ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять) желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 - 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. К сожалению, приходится признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования необходимо решать комплексно. При этом следует учитывать новые информационные технологии, растущую потребность в овладении навыками работы с информационными потоками.
В качестве основных в рамках данного комплекса мероприятий выделяются следующие направления деятельности:
- поддержка и методическое обеспечение МДОО по апробации и использованию новых педагогических и управленческих технологий;
- обеспечение условий для внедрения в образовательный процесс МДОО новых информационных технологий;
- повышение качества муниципального дошкольного образования через анализ общих проблем, обмен опытом специалистов учреждений дошкольного образования.
1.2. Развитие в МОО общего образования, ориентированного
на выявление и поддержку талантливых и мотивированных детей
Сеть общеобразовательных организаций города Иркутска в 2011/2012 учебном году представлена 74 муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе:
- МОО для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2;
- МОО общеобразовательная школа-интернат - 2;
- МОО средняя общеобразовательная школа - 54;
- МОО лицей - 4;
- МОО гимназия - 4;
- МОО средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - 6;
- МОО вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 2.
В 74 общеобразовательных организациях обучается 61 051 человек.
За три последних года произошло увеличение численности обучающихся почти на 3 тыс. человек.
|
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
Численность обучающихся (в дневных и вечерних МОО) |
58058 |
59117 |
61051 |
За последние три года произошло увеличение количества первоклассников в среднем на тысячу человек. Если в 2009/2010 учебном году первоклассников было 6427, то в 2012-2013 учебном году их количество составило 7329 человек. По прогнозу в следующем учебном году ожидается увеличение первоклассников на 1600 человек по сравнению с текущим учебным годом.
Увеличение количества обучающихся при сохранении сети общеобразовательных организаций автоматически влечет за собой проблему многосменности обучения. Только в 6 (8,1 %) школах города обучение осуществляется в одну смену, в две смены - в 65 (87,8 %) школах и в три смены - в 3(4,1 %), хотя вступившие в силу с 1 сентября 2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, не допускают обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях.
В зданиях школ, построенных в разное время, в соответствии с современными требованиями должны быть кабинеты, которые ранее не были предусмотрены проектами: кабинеты информатики, логопеда, психолога, медицинские кабинеты, кабинеты для внеучебной деятельности и т.д. Предоставление помещений для этих кабинетов, организация гардеробных для начальной школы (по требованию Госпожнадзора), дополнительных миниспортзалов в связи с введением 3-го часа физкультуры влечет за собой сокращение количества классных комнат, что неизбежно приводит к увеличению количества обучающихся во 2-ю и 3-ю смены, а также к превышению предельной наполняемости классов.
В подобных условиях крайне необходимо сосредоточиться на качестве предоставляемого общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Действительно, значительная часть креативной молодежи уезжает за пределы города и области, в результате город теряет человеческий потенциал для развития. Одним из основных способов преодоления этого социального явления может стать предоставление качественного образования, соответствующего личностным дарованиям ребенка. Отказ от продолжения поддержки одаренных детей реально снизит конкурентные преимущества города Иркутска в регионе.
1.3. Развитие в муниципальных ОО дополнительного образования детей, ориентированного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка
Последние социологические исследования свидетельствуют о том, что первое место у граждан России занимает вопрос выживания в меняющемся социуме, поэтому их практически не интересуют проблемы общественной жизни. Неразвитость структур гражданского общества означает, в том числе, отсутствие обеспечения гражданских аспектов социализации молодых людей. Не имея опыта самостоятельного решения проблем взаимодействия с различными социальными группами во время обучения в старшей школе, старшеклассники не могут эффективно социализироваться после окончания МОО.
Парадокс нынешнего положения молодежи (выпускников школ) в российском обществе состоит в том, что она выключена из всех форм общественной жизни. Ситуация такова, что фактически только школа может и должна предоставить молодежи возможность реального участия в современных общественных процессах, иначе говоря, возможность приобретения навыков гражданского действия.
Очевидно, что такая ситуация может быть изменена только через активное встраивание в систему образования многообразных (по содержанию, методикам) компонентов гражданского образования. Такое образование должно способствовать преодолению и изживанию тенденции пассивного поведения молодых граждан в современных общественно-политических процессах на разных уровнях.
В условиях неразвитости общественных организаций назначение системы образования может и должно заключаться в том, чтобы стать центром развития гражданского общества в России. Система образования должна создать и обеспечить работу целого ряда механизмов воспитания и воспроизводства гражданских качеств в подрастающем поколении. Школа, находясь одновременно в тесном контакте с органами государственной власти и структурами гражданского общества, став полноправным участником общественно-политической жизни, может сыграть роль социального института, наиболее эффективно осуществляющего функцию гражданской социализации молодых граждан. Она способна воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать в сознании подрастающего поколения понимание значения гражданского общества, важности его мобилизующего влияния на политическую систему, его роль в формировании массового доверия к демократии и свободной экономике. Эта роль не может быть передана в полном объеме каким-либо другим инстанциям, она самым естественным образом является прерогативой системы образования. Только система образования способна сыграть двойную роль: с одной стороны, осуществлять гражданское образование и воспитание, с другой стороны, действовать в качестве полноправного субъекта общественной жизни на уровне местного самоуправления, а также на региональном и федеральном уровнях.
Педагогические коллективы муниципальных ОО осознают необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию ребенка в образовательной организации. Обновление и совершенствование воспитательной деятельности происходит посредством внесения в нее изменений, отвечающих требованию действительности. Но практика показывает, что существенные перемены в воспитании обучающихся возможны лишь при системном подходе.
Важным вопросом гражданского воспитания является формирование образовательного пространства образовательных организаций Иркутска как пространства действия и взаимодействия его участников: обучающихся, учителей, родителей, администрации образовательных организаций.
Ставится задача по формированию у обучающихся навыков гражданского самосознания посредством организации школьного соуправления и деятельности школьного парламента.
Социальные факторы остаются одними из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. К таким факторам относятся семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц. Проблемы преступности несовершеннолетних, социального сиротства и детской безнадзорности в городе Иркутске остаются актуальными и требуют дальнейшей активной деятельности всех структур, работающих с несовершеннолетними.
Комплексный подход позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы профилактики семейного неблагополучия и улучшения положения семей, снизить уровень детской безнадзорности за счет внедрения новых современных технологий работы с семьями и детьми, развития системы дополнительного образования детей, социализации и реабилитации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Одновременно комплекс мероприятий, направленных на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности, а также на создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних, предусматривает реализацию дополнительных мер по формированию у несовершеннолетних приоритетов здорового образа жизни, что является одной из форм профилактики социально негативного поведения подростков.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать:
- воспитанию гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством и "малой родиной", свою российскую идентичность;
- формированию в человеке чувства чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизма, высокой духовности и нравственности;
- развитию межнациональной, межэтнической солидарности, уважения к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;
- формированию веротерпимости, миролюбия, толерантности в межконфессиональных отношениях;
- выстраиванию уклада каждой образовательной организации на принципах личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модели гражданского общества.
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 апреля 2014 г. N 031-06-367/14 в подраздел 1.4 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.4. Формирование безопасного образовательного пространства
для всех участников учебного процесса в муниципальных ОО
Потребность в безопасности - одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность в безопасности обеспечивается на нескольких уровнях - физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития подрастающего поколения представляют различные механизмы природного и социального характера (природные катаклизмы, широкий спектр техногенного воздействия, возрастающий уровень агрессивности социальной среды, информационное манипулирование сознанием, расширение спектра зависимого поведения, и пр.).
Процессы образования находятся в безусловной зависимости от механизмов развития современной цивилизации. Современная школа отмечает негативную динамику состояния физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Растет количество детей с отклонениями в психоэмоциональных состояниях, с проявлениями различного вида зависимостей, неустойчивых личностей. На всех уровнях образования отмечается противоречие между широтой предоставляемых ребенку образовательных услуг и ограниченными возможностями усвоения большинством детей даже общеобразовательных программ.
В связи с этим возрастает роль образования в обеспечении безопасности развития личности ребенка. Комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса в муниципальных ОО, призван обеспечить полноценное сопровождение безопасности развития ребенка на разных уровнях:
- на физическом уровне - за счет серии мероприятий, создающих необходимые условия безопасности и обеспечивающих формирование оптимального поведения детей в случаях техногенной опасности и терроризма, противоправного и агрессивного поведения против их личности и др.;
- на психологическом уровне - за счет серии мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия, профилактике учебных перегрузок за счет обучения детей эффективным способам работы с информацией, способам защиты от агрессивного поведения и пр.;
- формирование социальной безопасности - за счет мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся муниципальных ОО, профилактика асоциального поведения среди детей и подростков - профилактика алкоголизма, курения, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и пр.
Проделана большая работа по профилактике травматизма в образовательных организациях, однако необходимо продолжить деятельность в данном направлении. Комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве установлено, что основной причиной травматизма является неосторожность и невнимательность при передвижении в здании, на территории МОО, нарушение правил техники безопасности.
Основным критерием качества образовательного процесса в образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья детей.
Вместе с тем, анализ данных ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности воспитанников МДОО показывает снижение доли гармонично развитых детей и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела. Значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств. Значительное число детей, посещающих МДОО, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и состоят на диспансерном учете (3, 4 группы здоровья).
Таким образом, проблема физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего решения, в том числе через мероприятия настоящей Программы.
Остается проблемным вопрос организации качественного питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций. По данным социологического опроса, проведенного ДО в 2012 году, только 52,5 % родителей, от числа респондентов, удовлетворены качеством питания школьников. Таким образом, модернизация пищеблоков МОО является насущной необходимостью.
Многие острые проблемы, порождающие стрессы, болезненное состояние, отрицательные эмоциональные реакции и душевную боль, личностные кризисы, трудности взаимодействия со взрослыми, высокий уровень тревожности в системе взаимоотношений "учитель - ученик", "ученик - ученик" во многом определяются наличием (отсутствием) психологической культуры взрослого, психологическими особенностями личной и профессиональной готовности педагогов к работе с современными детьми, в современных образовательных учреждениях, в безопасном образовательном пространстве, характеризующем наличие определенных условий, необходимых для жизни и полноценного развития личности.
Школа может как способствовать, так и ограничивать личностный рост участников образовательного процесса, поскольку задает определенные требования, создает особые условия. Таким условием для полноценного развития обучающегося является безопасная образовательная среда как один из важных факторов предоставления качественного образования.
Решению этих проблем будет способствовать реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса.
1.5. Развитие кадрового потенциала в муниципальных ОО
Главная задача образовательной политики на уровне города - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации муниципальной системы образования.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования, позволит значительно расширить возможности реализации потребностей и запросов всех субъектов образовательного процесса.
Кроме того, стимулом для развития системы муниципального дошкольного, общего и дополнительного образования являются муниципальные конкурсы по выявлению лучших организаций и педагогических работников этих направлений городской образовательной системы и материального поощрения их победителей из средств бюджета города Иркутска.
Основными элементами системы повышения квалификации педагогических работников города Иркутска является организация курсовой подготовки на базе Института повышения квалификации работников образования, высших учебных заведений города, выездных семинаров федерального и регионального уровней, авторских информационно-методических семинаров на основе сотрудничества с издательствами учебно-методической литературы: "Дрофа", "Просвещение", "Русское слово" и др., дистанционного обучения, финансируемого за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством. Развитие кадрового потенциала на муниципальном уровне осуществляется посредством организации и проведения методических и психолого-педагогических проблемных семинаров и конференций, позволяющих поднимать на теоретическом, аналитическом уровне общие психолого-педагогические, методические проблемы образовательного процесса, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, реализовывать творческие возможности педагогов города, развивать систему самообразования педагогических работников города.
Результатом планомерной работы по повышению профессионального уровня педагогов являются, в том числе, достижения детей города в областных, зональных, Всероссийских олимпиадах, а также высокие результаты по итогам ЕГЭ и по количеству полученных золотых и серебряных медалей за особые успехи в обучении.
Ежегодно на базе ЦИМПО осуществляется экспертиза авторских и адаптационных образовательных программ дошкольного, общего и дополнительного образования. Возникает потребность в более активном привлечении специалистов высшей школы для экспертизы авторских и адаптационных программ, в систематизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, в публикациях сборников программ в целях внедрения и распространения наиболее актуальной программной продукции.
С целью упорядочения и развития инновационно-экспериментальной деятельности муниципальных ОО и использования потенциала образовательных организаций - победителей национального проекта ("Клуб миллионеров") и победителей муниципальных конкурсов появилась необходимость в создании и функционировании ресурсных центров на базе МОО и МДОО.
Однако существует ряд проблем, требующих разрешения:
- в среднем 57 % молодых специалистов, работающих в иркутских школах, испытывают профессиональные затруднения. Социальная незащищенность молодых учителей также способствует тому, что значительная доля молодых специалистов уходит из школы и в результате происходит "старение" педагогических кадров;
- лишь незначительное число педагогических работников муниципальной системы образования получает возможность стать участниками выездных семинаров федерального и зонального уровней, эффективных для личностного профессионального и квалификационного роста;
- существует потребность в создании условий для систематической организации дистанционных семинаров и вебинаров, позволяющих педагогам приобретать большой объем теоретических знаний и информации в области современных технологий и методик преподавания и воспитания, а также возможность в интерактивном режиме разрабатывать в авторском варианте модели занятий, в режиме "онлайн" участвовать в работе мастер-классов и знакомиться с передовым педагогическим опытом педагогов-новаторов, методистов, ученых, с авторами программ.
Комплексный подход в решении насущных задач, направленных на развитие кадрового потенциала городской системы образования, позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы активизации педагогической деятельности, привлечения педагогов, в том числе молодых специалистов, к участию в профессиональных конкурсах и проектах, развития экспериментальной деятельности обучающихся и педагогов.
1.6. Совершенствование механизмов использования финансовых и материально-технических средств для обеспечения деятельности муниципальных ОО
ДО, являясь ГРБС и главным администратором доходов для 212-ти подведомственных муниципальных ОО, обязан обеспечить эффективную работу образовательных организаций в части использования средств субсидий из бюджета города Иркутска и средств субвенций, поступающих в бюджет города Иркутска из бюджета Иркутской области.
Сеть подведомственных ДО организаций включает в себя:
- 72 общеобразовательные организации;
- 2 образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- 115 дошкольных образовательных организаций;
- 16 организаций дополнительного образования детей.
В целях обеспечения систематического контроля за ходом исполнения муниципальными ОО плана финансово-хозяйственной деятельности и целевого использования выделенных средств функционируют централизованные бухгалтерии в каждом административном округе.
Учитывая дефицит квалифицированных работников финансово-экономической службы, функционирование централизованных бухгалтерий позволяет образовательным организациям качественно и в кратчайшие сроки обеспечивать организацию бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
В январе 2012 года Контрольно-счетная палата города Иркутска проводила проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, в том числе выделенных и на содержание централизованных бухгалтерий.
В качестве положительных моментов использования централизованной организации бухгалтерского учета указывались:
- сокращение расходов на заработную плату;
- сокращение общего уровня операционных издержек;
- унификация ведения бюджетного учета;
- повышение эффективности управления и максимальная прозрачность финансовой деятельности организаций;
- сокращение сроков составления отчетности.
В соответствии с действующим законодательством финансовые средства на капитальный ремонт зданий муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений должны предоставляться непосредственно этим организациям в виде субсидий (бюджетных инвестиций) в установленном порядке. Однако на сегодняшний день самостоятельно обеспечить качественное выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий образовательные организации не в силах. Подготовка документации, необходимой для проведения работ по реконструкции или ремонту зданий, осуществление контроля за качеством выполнения подрядных работ требует специальных знаний в указанной сфере. В муниципальных ОО нет специалистов, осуществляющих подготовку такого рода документации, способных оказывать содействие при проведении технического надзора за ходом выполнения подрядных работ.
В целях организации и проведения работ по реконструкции объектов социальной сферы, оказания содействия муниципальным образовательным организациям при проведении капитального ремонта и реконструкции зданий, создано МКУ РиМОС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.