4 июня, 16 ноября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
В целях поддержки развития лесного хозяйства Иркутской области по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области" на 2012 - 2016 годы".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности |
И.Е.Хоменко |
Долгосрочная целевая программа Иркутской области
"Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области на 2012 - 2016 годы"
(утв. Постановлением Правительства Иркутской области
от 5 апреля 2012 г. N 143-ПП)
4 июня, 16 ноября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы Иркутской области
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель лесного фонда, находящихся на территории Иркутской области (далее - земли лесного фонда), составляет 69,4 млн. га. Покрытые лесной растительностью земли занимают 63 млн. га или 83% территории региона. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины составляет 9,1 млрд. куб. м, из них 55% или 5 млрд. куб. м - спелые и перестойные насаждения.
В настоящее время в Иркутской области в аренду передано 18,0 млн. га лесных участков, что составляет 25,9% общей площади лесного фонда. К концу 2012 года в аренду лесопользователям планируется передать еще 1,5 млн. га лесного фонда, в результате чего значение показателя достигнет 28%.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на арендованных лесных участках функции по охране, защите и воспроизводству лесов исполняют лесопользователи.
При этом значительная площадь лесов (72%) в силу имеющихся инфраструктурных и иных ограничений по их использованию остается не переданной в аренду. Охрана, защита и воспроизводство таких лесных участков в соответствии с законодательством осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно леса, не переданные в аренду, являются предметом настоящей Программы.
Наиболее острой проблемой, требующей безотлагательных мер по ее решению, является своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров.
Иркутская область является пожароопасным регионом. Насаждения лесного фонда, обладающие наиболее высокой степенью пожарной опасности, занимают 35,5% территории лесов Иркутской области. В зависимости от погодных условий продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории области. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Иркутской области составляет 165 дней: начинается в последней декаде марта и заканчивается в первой декаде октября.
Таблица 1
Основные показатели горимости лесов Иркутской области
Показатели |
ед. изм. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Количество пожаров |
шт. |
1554 |
1893 |
665 |
830 |
1711 |
Площадь, пройденная лесными пожарами |
га |
46 702 |
43 787 |
7 214 |
42 366 |
141 872 |
Средняя площадь одного пожара |
га |
30,1 |
23,1 |
10,8 |
51 |
82,9 |
Изношенность противопожарной инфраструктуры, существенное отставание ее укомплектованности от нормативного не позволяют обеспечивать эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение.
Лесным планом Иркутской области на территории Иркутской области предусмотрено наличие 100 пожарно-химических станций (далее - ПХС), в т.ч. 27 - I типа, 66 - II типа, 7 - III типа.
Фактически в лесохозяйственных организациях Иркутской области существует 89 ПХС: 27 - I типа (100% от норматива), 59 - II типа (89%), 3 - III типа (42%).
При этом укомплектованность существующих ПХС составляет 50-60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника полностью исчерпала свой ресурс: последние пожарные машины приобретены в 1997 году и изношены на 100%.
В существующих условиях первоочередной задачей является создание необходимого количества ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня. Это позволит значительно снизить среднюю площадь пожара и сократить наносимый ущерб, эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий за счет сокращения до 1-3 часов времени доставки сил и средств пожаротушения к месту пожара.
Кроме того, важность создания и укомплектования техникой ПХС III типа обусловлена изменениями федерального законодательства, в соответствии с которыми с 1 января 2012 года деятельность по тушению лесных пожаров должна осуществляться специализированными учреждениями, имеющими лицензию на тушение лесных пожаров.
Еще одним препятствием для оперативного тушения лесных пожаров является недостаточная развитость сети лесных дорог соответствующего назначения. Согласно нормативам противопожарной планировки лесов в районах наземной охраны лесов общая сеть дорог противопожарного назначения для проезда автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам должна составлять не менее 6 км на 1000 га площади лесов категорий "защитные" и "эксплуатационные". При потребности 296,0 тыс. км, фактическое наличие дорог составляет 103,0 тыс. км или 34,8%.
Своевременное обнаружение лесных пожаров также является важнейшим фактором предотвращения чрезвычайных ситуаций. Пожары, обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания, имеют, как правило, невысокую степень сложности и незначительные социально-экономические последствия.
На территории Иркутской области обнаружение лесных пожаров осуществляется следующими способами:
- наземное патрулирование территории лесного фонда;
- использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства;
- авиационное патрулирование лесного фонда.
Недостаток финансовых средств и удорожание аренды воздушных судов привели к сокращению за последние 15 лет в 1,5 раза (с 58% до 39%) доли лесных пожаров, обнаруженных силами авиаотделений. При этом авиационное патрулирование считается наиболее эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров. Для обеспечения авиационной охраны лесов от пожаров необходимо увеличение времени патрулирования воздушными судами в 2,3-3,5 раза по сравнению с установленным в настоящее время нормативом - 1130 часов (в зависимости от степени горимости), а также наращивание кадрового состава службы на 25% или 136 чел. Данные меры позволят к 2016 году довести процент обнаружения лесных пожаров авиацией на всей площади лесного фонда до 82%.
Вторая важнейшая проблема в сфере лесного хозяйства - ухудшение товарной структуры лесных насаждений и сокращение площадей, покрытых ценными лесными породами. Ее наличие обусловливается следующими причинами:
1) недостаточное финансирование для осуществления требуемых объемов лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на не переданных в аренду участках лесного фонда. Финансирование мероприятий по лесопатологическому обследованию и мониторингу по остаточному принципу привело к увеличению за последние 2 года площади погибших и расстроенных насаждений на 40,8%;
2) недостаточное количество (60% от потребности) и качество посадочного материала (уровень выращивания посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами составляет 3% от общего объема выращивания);
3) отсутствие полноценного лесовосстановления (таблица 2). Площадь непокрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Иркутской области на 1 января 2011 года составляет 899,8 тыс. га.
Таблица 2
Объемы лесовосстановительных работ за период
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Лесовосстановление, всего га., в том числе по видам: |
73 598 |
73 961,3 |
74 590 |
79 077,5 |
79 556 |
искусственное лесовосстановление, га |
9 490 |
9 246,2 |
9 709 |
9 770,7 |
10 606 |
естественное лесовосстановление, га |
64 108 |
64 715,1 |
64 881,0 |
69 306,8 |
68 950 |
Выращено стандартного посадочного материала, тыс.шт. |
28 387 |
28 397 |
21 869 |
14 517 |
14 283 |
Третья проблема, решаемая в рамках Программы, - отсутствие эффективной системы устойчивого управления лесами.
В последние 15-20 лет отечественное лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 70% лесов Иркутской области имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3,2 млн. га лесов лесоустройство не проводилось.
Нерешенность вопроса источников финансирования лесоустроительных работ приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что снижает качество планирования развития отрасли. Материалы лесоустройства являются информационной базой для государственного управления лесами, планирования и технического проектирования в лесном хозяйстве, лесной промышленности и других отраслях экономики Иркутской области, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.
С целью сохранения экономического, экологического и социального значения лесов, где серьезными угрозами являются не только природные, но и антропогенные факторы, в том числе нарушение требований лесного законодательства: несоблюдение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, осуществление незаконных рубок лесных насаждений, необходимо осуществление государственного лесного контроля и надзора, проведение проверок соблюдения лесного законодательства.
Основная работа по пресечению и предупреждению правонарушений по незаконным рубкам лесных насаждений состоит в проведении рейдов силами государственных инспекторов агентства лесного хозяйства Иркутской области совместно с правоохранительными органами.
В последние годы повысилась выявляемость объемов незаконных рубок лесных насаждений на территории Иркутской области. Сведения по выявленным объемам незаконных рубок лесных насаждений на территории Иркутской области приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
Количество незаконных рубок |
шт. |
1372 |
2190 |
2764 |
2365 |
2272 |
2 |
Выявленный объем незаконной рубки |
тыс.м3 |
125,1 |
165,8 |
233,1 |
265,9 |
325,8 |
3 |
Рассмотрено дел в судах по нарушениям лесного законодательства |
шт. |
нет данных |
206 |
489 |
519 |
588 |
4 |
Привлечено к уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства |
чел. |
254 |
506 |
428 |
590 |
592 |
5 |
Уплачено в добровольном порядке |
тыс. руб. |
нет данных |
4 580,0 |
5 633,0 |
7 286,3 |
10 592,6 |
6 |
Изъято древесины |
кбм. |
нет данных |
21629,4 |
15050,2 |
23397,7 |
67581,0 |
7 |
Задержано автотранспортной техники |
единиц |
нет данных |
178 |
263 |
397 |
498 |
Изношенность имеющейся у лесной охраны техники, не предназначенной для передвижения в условиях бездорожья, не всегда позволяет своевременно принять меры к пресечению лесонарушений.
Решение обозначенных проблем соответствует основным направлениям государственной политики в сфере лесного хозяйства.
Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации основными задачами в сфере лесного хозяйства являются:
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
- устойчивое управление лесами, повышение их потенциала.
В Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ, одной из задач развития лесного комплекса является эффективное управление лесными ресурсами, увеличение отдачи от лесного сектора экономики за счет развития существующих и освоения новых технологоемких секторов производства.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное решение актуальных проблем лесного хозяйства. В рамках программно-целевого метода реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов будут созданы предпосылки для решения стратегической задачи по развитию лесного комплекса региона.
Применение программно-целевого подхода при решении указанных проблем позволяет консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить дублирование мероприятий, аккумулировать финансовые средства из различных источников на решение наиболее важных вопросов в области лесного хозяйства Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели результативности
Цель программы:
Своевременное и качественное обеспечение сохранности и воспроизводства лесных ресурсов Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) охрана и защита лесов (далее - задача 1);
2) своевременное воспроизводство ценных лесных пород в лесах, на землях лесного фонда (далее - задача 2);
3) обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала (далее - задача 3).
Выполнение программы рассчитано на 5 лет (2012 - 2016 годы).
С принятием данной Программы планируется признать утратившей силу областную государственную целевую программу "Воспроизводство лесов на землях лесного фонда в Иркутской области на 2008 - 2012 годы", утвержденную постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24 октября 2007 года N 35/14/4-СЗ.
Реализация Программы будет осуществляться в один этап. Решение проблем в области охраны лесов от пожаров невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация долгосрочных мероприятий с привлечением финансирования (субсидий) из федерального бюджета.
В результате реализации системы программных мероприятий на территории Иркутской области ожидается:
- сокращение средней площади лесного пожара в 2,8 раза;
- сокращение площадей, не покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Иркутской области на 10,6%;
- обеспечение граждан Иркутской области объемами для заготовки древесины для собственных нужд от потребности населения на 100%;
- качественное улучшение санитарного состояния лесов на площади 70% лесного фонда;
- сокращение срока естественного восстановления лесов на 15%;
- увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на 20%;
- снижение ущерба от незаконных рубок лесных насаждений - на 50%.
Целевые индикаторы, характеризующие степень выполнения мероприятий программы, представлены в приложении 1.
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 3. Система мероприятий программы
Для решения задачи 1 предусмотрены следующие мероприятия:
1. Строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладка и прочистка просек, устройство и прочистка противопожарных минерализованных полос.
Дороги противопожарного назначения устраиваются в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам.
2. Организация противопожарной пропаганды.
По статистическим данным причиной возникновения лесных пожаров в 55 случаях из 100 является человеческий фактор. В целях проведения лесопожарной пропаганды предусматривается изготовление и прокат видеороликов, изготовление и распространение печатных изданий на противопожарную тематику.
3. Проведение мониторинга пожарной опасности в лесах наземной и авиационной зон охраны.
Предполагается выполнение на территории Иркутской области мероприятий по авиационной охране лесов с использованием специализированных сил и технических средств, увеличение штатной численности служб авиационной и наземной охраны лесов, актуализация маршрутов наземного патрулирования.
4. Разработка плана противопожарного обустройства лесов.
Также предполагается финансирование областного государственного бюджетного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов" в части установления в 2012 году надбавки к тарифной ставке (окладу) работников областного государственного бюджетного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов", задействованных в тушении лесных пожаров для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Мероприятие позволит провести оценку состояния лесов на предмет установления классов природной пожарной опасности с целью проектирования мер по предупреждению лесных пожаров, пространственного размещения необходимых дорог противопожарного назначения, противопожарных разрывов, минерализованных полос (в части примыкания к населенным пунктам), мест отдыха, предупредительных аншлагов и других мероприятий, направленных на предупреждение лесных пожаров.
5. Подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров, обучение и переподготовка специалистов тактике и технике тушения лесных пожаров.
6. Приобретение противопожарной техники, оборудования, инвентаря, комплектующих. Подготовка высококвалифицированных специалистов - летчиков-наблюдателей - 2 человека.
В соответствии с Лесным планом Иркутской области количество ПХС I, II и Ш# типов на территории области должно составлять 27, 66 и 7 единиц соответственно. Мероприятием предусмотрено приобретение 468 единиц техники для доукомплектования противопожарной техникой существующих ПХС и укомплектования создаваемых ПХС (7 - II, 5 - Ш# типов) до нормативного уровня.
Также запланировано внедрение системы видеомониторинга для дистанционного наблюдения за лесными массивами с целью обнаружения возгорания на ранней стадии, что позволит обеспечить мониторинг на площади 32,0 тыс. га, с последующим кратным ее увеличением (в течение 5 лет - до 160,0 тыс. га).
7. Осуществление лесопатологических обследований.
Локализацию и ликвидацию очагов заражения предполагается проводить с применением наземного и дистанционного обследования. По полученным материалам будут уточнены количественные и качественные характеристики популяций вредных организмов и проведены лесозащитные мероприятия.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения целевых показателей за отчетный финансовый год.
1. Значение индикатора "доля площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров" рассчитывается по формуле:
Пп=ППп/ПП*100,
где
Пп - доля площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, %;
ППп - площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, га;
ПП - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Иркутской области, га.
2. Значение индикатора "доля площади земель лесного фонда, погибшей от вредителей и болезней леса, к площади земель, покрытых лесной растительностью" рассчитывается по формуле:
Пв=ППв/ПП*100,
где
Пв - доля площади земель лесного фонда, погибшей от вредителей и болезней леса, %;
ППв - площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, га;
ПП - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Иркутской области, га.
В результате реализации мероприятий по решению первой задачи за период реализации Программы ожидается:
- сокращение площади земель лесного фонда, погибших от пожаров, с 141,97 тыс. га до 45,0 тыс. га;
- создание лесных дорог протяженностью 7,7 тыс. км;
- прокладка противопожарных просек протяженностью 25,6 тыс. км;
- улучшение санитарного состояния лесов на площади более 79,2 тыс. га.
Для решения задачи 2 предусмотрены следующие мероприятия:
1. Осуществление естественного лесовосстановления.
Естественное восстановление лесов осуществляется путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. В 2011 году впервые применена технология мульчирования для утилизации неделового леса и кустарников, полученные результаты показали ее высокую эффективность и целесообразность дальнейшего использования. Приобретение универсального трактора "Мульчер" высокой производительности в дальнейшем также позволит расчищать лесные участки от гари, захламленности.
2. Осуществление искусственного лесовосстановления на лесных участках, не переданных в аренду.
Данное мероприятие предусматривает высадку искусственно выращенного посадочного материала. Посадочный материал для лесокультурного производства выращивается в лесных питомниках. Имеющаяся база лесных питомников Иркутской области позволяет вырастить необходимое количество посадочного материала в открытом грунте для создания лесных культур. В целях повышения эффективности лесовосстановительных работ в регионе назрела необходимость выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой. В рамках программы планируется внедрение новых технологий по выращиванию посадочного материала для лесовосстановления, а также приобретение поливочной установки для площадки закаливания, поливочной установки для теплиц, строительство теплиц для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой, лаборатории и холодильной установки для хранения сеянцев в зимний период.
Оснащение питомника позволит вырастить 3,5 млн. шт. посадочного материала с закрытой корневой системой для восстановления 1308 га.
Обеспечение лесничеств качественным посадочным материалом позволит восстанавливать лес ежегодно на площади 440 га на непокрытых лесной растительностью землях, в том числе в зоне озера Байкал, остававшихся до настоящего времени под естественное заращивание.
3. Осуществление ухода за лесами.
Мероприятия планируется провести на площади 7,5 тыс. га с целью улучшения породного состава и качества лесов, повышения устойчивости к негативным воздействиям.
В целом реализация мероприятий второй задачи Программы позволит увеличить площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Иркутской области более чем на 500 тыс. га.
Для решения задачи 3 предусмотрены следующие мероприятия:
1. Внесение изменений в Лесной план Иркутской области.
Предусматривается в целях отображения на тематических картах и актуализации информации о растительных зонах и лесных районах Иркутской области. Данное мероприятие позволит составить уточненный план освоения лесов с последующей возможной передачей лесов в аренду.
2. Проведение лесоустройства на землях лесного фонда.
Проведение лесоустроительных работ позволит повысить эффективность государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, определять объемы заготовленной древесины и, как следствие, достоверно определять размер платежей в бюджеты разных уровней.
3. Приобретение, установка программной продукции "АВЕРС. Управление лесным фондом", оказание услуг по ее поддержке.
Программный продукт позволит учитывать все первичные данные и документы (договоры аренды, договоры купли-продажи), решать задачи администрирования платежей, повышения управляемости и прозрачности лесных отношений, более детально и эффективно (ежедневно) анализировать внесенную информацию.
4. В рамках мероприятий по территориальному планированию Иркутской области при участии министерства лесного комплекса Иркутской области предусматривается проведение мероприятий по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон. Результатом данных работ будут выделенные зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов Иркутской области, границы зеленых зон закреплены на местности лесоустроительными просеками и знаками, нанесены на планы лесонасаждений и другие картографические материалы.
5. Приобретение автотранспортных средств для осуществления функций по государственному лесному контролю и надзору, в целях патрулирования закрепленной территории в условиях бездорожья, необходимости перевозки задержанных нарушителей и бензопил, изъятых на месте незаконной рубки лесных насаждений, а также своевременного выезда на лесной пожар для организации его тушения, определения потребности сил и средств.
6. В рамках Программы будут реализованы мероприятия по изменению границ зеленых зон на территории Зиминского, Иркутского, Усольского, Казачинско-Ленского, Ангарского и Бодайбинского лесничеств.
В первую очередь в рамках Программы будут реализованы мероприятия на территории Зиминского лесничества (изменение границ зеленых зон муниципального образования "город Саянск") и Иркутского лесничества (изменение границ зеленых зон для создания полигона твердых бытовых отходов).
Реализация мероприятий третьей задачи программы будет способствовать увеличению объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов с 16,1 руб. до 20,8 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда.
Значение индикатора "объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда" определяется по формуле:
Од=ОД/П,
где
Од - объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда, руб./га;
ОД - общий объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на землях лесного фонда на территории Иркутской области, тыс. руб.;
П - площадь земель лесного фонда в Иркутской области, га.
В результате реализации мероприятий Программы будет обеспечен баланс рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами восстановления лесов.
Социальная значимость мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обусловлена повышением эстетической и санитарно-гигиенической ценности лесных ландшафтов, созданием предпосылок для проведения полноценного отдыха в лесу. В удаленных населенных пунктах области будет создано 381 рабочее место.
Экономический эффект от реализации Программы отсрочен на перспективу, так как использование лесов для промышленной заготовки древесины возможно через 80-90 лет после проведения лесовосстановительных работ.
Реализация Программы позволит создать базу для расширенного воспроизводства лесов на последующие периоды, сохранения и повышения роли лесов в экологическом оздоровлении Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, а также предполагаемого финансирования из федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Общий объем финансирования мероприятий Программы - 5 236 068,5 тыс. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 2 127 917,6 тыс. рублей;
областной бюджет - 1 680 169 тыс. рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 1 427 981,9 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2012 год - 1 111 702,3 тыс. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 420 845,4 тыс. рублей;
областной бюджет - 426 708,8 тыс. рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 264 148,1 тыс. руб.,
2013 год - 1 032 102,6 тыс. руб., из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 467 505,7 тыс. рублей;
областной бюджет - 284 511,8 тыс. рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 280 085,1 тыс. руб.,
2014 год - 1 078 225,6 тыс. руб., из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 445 775,5 тыс. руб.;
областной бюджет - 337 887,2 тыс. рублей,
предполагаемые средства внебюджетных источников - 294 582,9 тыс. руб.,
2015 год - 1 015 108,5 тыс. руб., из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 406 155,5 тыс. рублей;
областной бюджет - 314 370,1 тыс. рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 294 582,9 тыс. руб.,
2016 год - 998 929,5 тыс. руб., из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 387 655,5 тыс. рублей;
областной бюджет - 316 691,1 тыс. рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 294 582,9 тыс. руб.
Таблица 3
Объемы и источники финансирования программы по годам
Источники |
ед. изм. |
Всего |
в т.ч. по годам |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Средства из областного бюджета |
тыс. руб. |
1 730 169,0 |
426 708,8 |
334 511,8 |
337 887,2 |
314 370,1 |
316 691,1 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
тыс. руб. |
2 248 235,1 |
420 845,2 |
587 823,4 |
445 755,5 |
406 155,5 |
387 655,5 |
Предполагаемые средства из внебюджетных источников |
тыс. руб. |
1 427 981,9 |
264 148,1 |
280 085,1 |
294 582,9 |
294 582,9 |
294 582,9 |
Таблица 4
Финансирование мероприятий по задаче 1
Источники |
ед. изм. |
Всего |
в т.ч. по годам |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Средства из областного бюджета |
тыс. руб. |
1 532 290,9 |
376 487,8 |
244 779,0 |
318 579,1 |
295 062 |
297 383 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
тыс. руб. |
1 605 484,7 |
380 554,7 |
431 244,0 |
264 562,0 |
264 562,0 |
264 562,0 |
Предполагаемые средства из внебюджетных источников |
тыс. руб. |
1 245 352,4 |
230 419,1 |
244 237,5 |
256 898,6 |
256 898,6 |
256 898,6 |
Таблица 5
Финансирование мероприятий по задаче 2
Источники |
ед. изм. |
Всего |
в т.ч. по годам |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Средства из областного бюджета |
тыс. руб. |
104 006,9 |
43 150,0 |
14 665,0 |
15 397,3 |
15 397,3 |
15 397,3 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
тыс. руб. |
133 623,4 |
34 760,8 |
24 691,8 |
24 723,6 |
24 723,6 |
24 723,6 |
Предполагаемые средства из внебюджетных источников |
тыс. руб. |
182 524,1 |
33 708,6 |
35 827,1 |
37 662,8 |
37 662,8 |
37 662,8 |
Таблица 6
Финансирование мероприятий по задаче 3
Источники |
ед. изм. |
Всего |
в т.ч. по годам |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Средства из областного бюджета |
тыс. руб. |
43 871,2 |
7 071,0 |
25 067,8 |
3 910,8 |
3 910,8 |
3 910,8 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
млн. руб. |
388 809,5 |
5 529,9 |
11 569,9 |
156 469,9 |
116 869,9 |
98 369,9 |
Предполагаемые средства из внебюджетных источников |
млн. руб. |
105,4 |
20,4 |
20,5 |
21,5 |
21,5 |
21,5 |
Направления и объемы финансирования Программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
Раздел 5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации
Реализация программных мероприятий осуществляется в рамках переданных Иркутской области полномочий Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Данные полномочия финансируются за счет средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий год, в соответствии с Законом Иркутской области от 14 июля 2011 года N 64-ОЗ "О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" и за счет средств субвенций и субсидий из федерального бюджета через Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Агентство лесного хозяйства Иркутской области осуществляет переданные Иркутской области полномочия Российской Федерации, министерство лесного комплекса Иркутской области является главным распорядителем бюджетных средств из федерального и областного бюджетов.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых с исполнителями работ, которые определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Лесным и Гражданским кодексами Российской Федерации.
Приобретение лесопожарной техники для ПХС осуществляется за счет средств областного бюджета, субсидий из федерального бюджета. Приобретаемая техника является государственным имуществом Иркутской области и передается в оперативное управление специализированному областному автономному учреждению ОГАУ "Лесопожарный центр Иркутской области".
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется одновременная продажа лесных насаждений для заготовки древесины. На принципах государственно-частного партнерства, при заключении договора с элементами государственного контракта на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в том числе указываются объемы работ, выполнение которых предусмотрено за счет средств от продажи древесины. В рамках Программы планируется выполнение следующих мероприятий: строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладка и прочистка просек и противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос; лесопожарная пропаганда; осуществление лесопатологического обследования, локализация и ликвидация очагов вредных организмов биологическим методом; осуществление естественного и искусственного лесовосстановления на лесных участках, не переданных в аренду; осуществление ухода за лесами; отвод лесосек под обеспечение использования лесов для собственных нужд граждан.
Проведение противопожарных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов будет осуществляться бюджетными и автономными учреждениями Иркутской области, в соответствии с государственными заданиями.
Министерство лесного комплекса Иркутской области в рамках реализации мероприятий программы выполняет следующие действия:
а) формирует бюджетные заявки и обоснования на включение мероприятий Программы в областной бюджет на соответствующий финансовый год;
б) разрабатывает перечень и ежегодно устанавливает (корректирует) плановые значения целевых индикаторов и показателей результативности для мониторинга и ежегодной оценки эффективности реализации Программы;
в) готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, предложения по реализации Программы, уточняет расходы по мероприятиям Программы;
г) несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации Программы, за эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
д) организует размещение в электронном виде информации о реализации Программы.
Администратор Программы организует ведение отчетности о реализации Программы в целом и направляет курирующему заместителю Председателя Правительства Иркутской области, в министерство экономического развития и промышленности Иркутской области и министерство финансов Иркутской области:
а) по запросам - необходимую информацию о разработке и реализации Программы;
б) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы нарастающим итогом с начала года по форме согласно приложению 3 к Порядку принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", и аналитическую записку о реализации Программы;
в) ежегодно в срок до 1 марта - доклад о реализации Программы;
г) до 1 апреля года, следующего за годом окончания срока реализации Программы, - итоговый доклад о реализации Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Ответственность за реализацию Программы и обеспечение достижения запланированных значений целевых индикаторов и показателей результативности Программы в целом несет администратор Программы.
Администратором Программы является министерство лесного комплекса Иркутской области.
Раздел 6. Оценка эффективности реализации программы
Значения целевых индикаторов мероприятий Программы определяются с использованием статистической отчетности, иной официальной отчетности и информации, представляемой органами исполнительной власти Иркутской области, бюджетными учреждениями Иркутской области.
Комплексный показатель эффективности реализации Программы оценивается на основании достижения целевых показателей и индикаторов Программы путем сопоставления фактически достигнутых показателей и индикаторов с их прогнозными значениями к уровню финансирования с начала реализации Программы (при завершении реализации Программы) или за соответствующий финансовый год (при отчете за год) по следующей формуле:
,
где
Э - комплексный показатель эффективности реализации Программы, %;
Pi факт - фактически достигнутый целевой показатель (индикатор) Программы;
Нi план - установленный Программой целевой показатель (индикатор);
M - количество целевых показателей (индикаторов) Программы;
F план - запланированный объем финансирования программных мероприятий, млн. рублей;
F факт - фактический объем финансирования программных мероприятий, млн. рублей.
Критерии эффективности реализации Программы:
Э > 90% - Программа в отчетном году реализуется эффективно;
Э находится в пределах от 80% до 90% - реализация Программы в отчетном году осуществляется с затруднениями, программные мероприятия или запланированное финансирование требует корректировки;
Э < 80% - Программа признается малоэффективной и требует существенной переработки.
В целом социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается в сохранении лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Иркутской области.
Реализация намеченных Программой мероприятий позволит укрепить материально-техническую базу наземных служб по тушению лесных пожаров в Иркутской области и повысить противопожарное обустройство земель лесного фонда, обеспечить относительное сокращение потерь древесины от пожаров, тем самым значительно улучшить экологическую обстановку, повысить безопасность населения и защищенность объектов от угроз лесных пожаров на территории Иркутской области, улучшить количественные и качественные параметры в части сбережения лесов от пожаров за счет снижения их количества и пройденной ими площади.
Снижение горимости лесов положительно скажется на качестве древесины при последующей ее заготовке лесопользователями. Кроме того, это позволит сохранить недревесные лесные ресурсы и лекарственные растения, более эффективно использовать леса для осуществления рекреационной деятельности, любительской охоты и ведения охотничьего хозяйства.
За весь период реализации Программы на землях лесного фонда будет проведено естественное восстановление лесов на площади 9,8 тыс. га, искусственное восстановление лесов на площади 4,04 тыс. га.
Экономический эффект от реализации Программы обусловлен долгосрочной перспективой, так как использование лесов в целях промышленной заготовки древесины будет возможно через 80-90 лет.
Реализация Программы обеспечит сокращение не покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, повышение лесистости, увеличение объема лесных ресурсов, улучшение породного состава лесов, будет способствовать динамичному развитию лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, улучшению качества окружающей среды.
Раздел 7. Приложения
1. Приложение 1. Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы.
2. Приложение 2. Система мероприятий Программы.
3. Приложение 3. Направление и объемы финансирования Программы.
4. Приложение 4. Планируемые показатели результативности Программы.
Первый заместитель Председателя |
В.И.Пашков |
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Долгосрочной целевой программе Иркутской области
"Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области
на 2012 - 2016 годы"
Планируемые целевые
индикаторы и показатели результативности реализации программы
4 июня, 16 ноября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Министр лесного комплекса Иркутской области |
Н.А.Пенюшкин |
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к Долгосрочной целевой программе Иркутской области
"Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области
на 2012 - 2016 годы"
Система мероприятий программы
4 июня, 16 ноября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к Долгосрочной целевой программе Иркутской области
"Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области
на 2012 - 2016 годы"
Направления и объемы финансирования программы
4 июня, 16 ноября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||||
Всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
За счет средств всех источников финансирования | ||||||
Всего |
5 236 068,50 |
1 111 702,30 |
1 032 102,6 |
1 078 225,6 |
1 015 108,5 |
998 929,5 |
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Капитальные вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие |
5 236 068,50 |
1 111 702,30 |
1 032 102,6 |
1 078 225,6 |
1 015 108,5 |
998 929,5 |
За счет средств федерального бюджета | ||||||
Всего |
2 127 917,60 |
420 845,40 |
467 505,70 |
445 755,50 |
406 155,50 |
387 655,50 |
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Капитальные вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие |
2 127 917,60 |
420 845,40 |
467 505,70 |
445 755,50 |
406 155,50 |
387 655,50 |
За счет средств областного бюджета | ||||||
Всего |
1 680 169,00 |
426 708,80 |
284 511,80 |
337 887,20 |
314 370,10 |
316 691,10 |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
Капитальные вложения |
|
|
|
|
|
|
Прочие |
1 680 169,00 |
426 708,80 |
284 511,80 |
337 887,20 |
314 370,10 |
316 691,10 |
За счет средств внебюджетных источников | ||||||
Всего |
1 427 981,9 |
264 148,1 |
280 085,1 |
294 582,9 |
294 582,9 |
294 582,9 |
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Капитальные вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие |
1 427 981,9 |
264 148,1 |
280 085,1 |
294 582,9 |
294 582,9 |
294 582,9 |
Заместитель Председателя |
М.В.Безрядин |
Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к Долгосрочной целевой программе Иркутской области
"Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области
на 2012 - 2016 годы"
Планируемые показатели результативности программы
Начало таблицы. См. окончание
Окончание таблицы. См. начало
Министр лесного комплекса Иркутской области |
Н.А.Пенюшкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Иркутской области от 5 апреля 2012 г. N 143-ПП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области "Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области на 2012 - 2016 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Областная" от 20 апреля 2012 г. N 42(917)
Указом Губернатора Иркутской области от 30 декабря 2013 г. N 497-УГ настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Иркутской области от 31 октября 2013 г. N 470-ПП
Постановление Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 г. N 126-ПП
Постановление Правительства Иркутской области от 16 ноября 2012 г. N 637-ПП
Постановление Правительства Иркутской области от 4 июня 2012 г. N 274-ПП