Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 15 апреля, 26 июня, 16 декабря 2009 г., 21 апреля, 26 мая, 22 сентября 2010 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 48 363 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2010 г. N 24/17-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
Введение
Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.
Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.
Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.
Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, УсольеСибирское, Черемхово.
В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.
По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), УсольеСибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, УстьИлимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.
В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.
По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.
На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 ,+-. рублей.
Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарноэпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.
Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.
По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.
В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.
Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федера
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.