Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества. Для Российской Федерации с ее территорией, особенностями размещения производства и системой расселения, состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.
В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров. Так, в 2011 году к уровню 2002 года, пассажирооборот увеличился на 26,5%.
Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг 55 - 70%, что негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов, и влечет повышение затрат на ремонт и эксплуатацию, снижает уровень сервисных услуг и оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (часто морально и физически устаревших) основных фондов.
В России около 65% населения проживают в средних и больших городах (с численностью жителей свыше 50 тысяч), жизнь которых невозможна без приоритетного развития городского общественного транспорта.
Цель городского пассажирского транспорта общего пользования - эффективное и надежное обеспечение мобильности населения городов и агломераций с наименьшими затратами финансовых и природных ресурсов, с наименьшим ущербом окружающей среде.
В условиях сложившейся плотной застройки только городской общественный транспорт может обеспечить массовые перевозки населения. Поездка на автомобиле требует в 5 - 10 раз больше места на дороге и в тысячи раз больше места для хранения транспортных средств, чем поездка на общественном транспорте. Одно парковочное место занимает в 1,5 - 3,0 раза больше площади здания, чем офисное пространство для одного сотрудника.
Политика дальнейшего развития транспортного пассажирского обслуживания должна строиться на умелом, продуманном, взвешенно-пропорциональном сочетании использовании всех его форм, создании им равных условий. В необходимости такого подхода к решению проблемы транспортного обслуживания на собственном опыте убедились некоторые регионы, некогда сделавшие ставку на то, что частный транспорт полностью заменит муниципальный, а автомобильный - электрический. Этого не произошло, и сейчас там вынуждены затрачивать значительные бюджетные средства на воссоздание муниципальных транспортных предприятий. К подобному выводу подводит и опыт развития стран Западной Европы, где, несмотря на определенные дотации, за муниципальным пассажирским транспортом сохраняется от 30 до 60% объемов перевозок.
Транспортная система должна рассматриваться как комплексная услуга мобильности (включая сообщения пешком и на всех видах индивидуального и общественного транспорта всех форм собственности), которую государство предоставляет потребителям, гарантируя как высокое качество и безопасность самой поездки, так и качество городской среды (низкий уровень загрязнения воздуха, шума и т.п.). Необходим отказ от решений "по ведомствам" и переход к решениям в целом по транспортной системе.
Доступность и качество, предоставляемых услуг городским пассажирским транспортом во многом определяют реальный уровень жизни, социальный климат, влияют на оценку эффективности работы органов местного самоуправления.
За 2012 год городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории города Ангарска перевезено 43,0 млн. пассажиров, в том числе по видам:
Вид перевозок |
Перевезено пассажиров (тыс. чел) |
в % к общему объему |
Регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом |
34 800 |
80,9 |
Регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом |
8 200 |
19,1 |
Общий объем регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении |
43 000 |
100,0 |
По состоянию на 01 июня 2013 года регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении осуществляются 13 перевозчиками по 23 маршрутам, с общим выпуском на маршруты в часы "ПИК" 258 единиц транспортных средств, в том числе 43 трамвайных вагонов, 170 автобусов среднего класса и 45 микроавтобусов (далее - пассажирский транспорт). Потребность населения города Ангарска в услугах пассажирского транспорта по объему перевозок в основном удовлетворяется. Затраты времени для большинства жителей города Ангарска на передвижения от места проживания до места работы (в один конец) укладываются в норматив 35 минут, установленный действующими СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Основные маршруты пассажирского транспорта обеспечивают транспортную связь жилых и промышленных зон города Ангарска, связь с организациями культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, железнодорожным вокзалом и автостанцией. Для жителей отдаленных микрорайонов, автобусные маршруты N 1 - "Микрорайон Цементный - Студенческая", N 2 - "22 микрорайон - микрорайон Китой", N 5 "Автостанция - пос. Юго-Восточный", являются единственным видом транспорта, поэтому эти маршруты имеют особую социальную значимость.
Значительно возросла доступность услуг транспорта общего пользования для граждан, в том числе имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области. Перевозка граждан по единым социальным проездным билетам осуществляется по всем маршрутам городского наземного электрического транспорта и в 170 автобусах средней вместимости по 14 автобусным маршрутам.
Положительная динамика развития регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении достигнута, прежде всего, за счет замещения перевозчиками микроавтобусов автобусами средней вместимости.
За последние пять лет в работе городского электрического транспорта произошло резкое снижение объемов пассажирских перевозок и ухудшение качества и безопасности транспортного обслуживания.
Это обусловлено значительным физическим износом основных фондов (69,0%) муниципального унитарного предприятия города Ангарска "Ангарский трамвай" (далее - МУП города Ангарска "Ангарский трамвай" или Предприятие) (подвижного состава (54,0%), трамвайных путей и контактной сети (84,0%), зданий и сооружений), неравными условиями конкуренции предприятия с частными автоперевозчиками на рынке городских пассажирских перевозок. Сокращение целевых бюджетных инвестиций в транспортную отрасль сказалось на количестве и техническом состоянии подвижного состава, что привело к увеличению интервала движения. В свою очередь, рост цен на электроэнергию, материалы (запасные части и комплектующие), а также падение платежеспособности населения и другие факторы осложнили финансовое положение Предприятия.
Тем не менее, в городе Ангарске имеются все условия для развития городского электрического транспорта, как наиболее безопасного и экологически чистого. Предприятие располагает трамвайным депо на 100 вагонов, в том числе с закрытыми местами для ремонта на 15 вагонов. Общая протяженность трамвайных путей и контактных сетей 77,7 км, энергообеспечение перевозок осуществляется 10 тяговыми подстанциями с установленной суммарной мощностью 15 000 кВт. Парк подвижного состава насчитывает 65 пассажирских трамвайных вагонов, 9 вагонов специального назначения, 18 единиц автомобилей и техники (автовышки, трактора, автобусы). Сохранена и действует необходимая инфраструктура Предприятия, обеспечивающая техническое содержание и ремонт подвижного состава, организацию и управление пассажирскими перевозками.
В настоящее время городской электрический транспорт является наиболее социально ориентированным общественным транспортом, гарантирующим выполнение социальной политики государства в части льготного (бесплатного) проезда отдельных категорий граждан.
Для создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Ангарск, в первую очередь, необходимо точно и объективно оценить ситуацию, определить приоритеты, последовательность действий и объем финансовых ресурсов, необходимых для решения возникших проблем:
- создание комплексной системы диспетчеризации перевозок и контроля подвижного состава, с внедрением системы учета пассажиров, дистанционного контроля оплаты проезда и объявления остановочных пунктов с использованием технологий GSM/GPRS -мониторинга;
- обновление и ремонт основных фондов МУП города Ангарска "Ангарский трамвай";
- развитие транспортной инфраструктуры и маршрутной сети города Ангарска.
Для этого необходима консолидация усилий не только органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск, транспортных организаций, а также юридических лиц. Решение проблемы развития городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Ангарске требует комплексного программно-целевого подхода и привлечения таких источников финансирования как внебюджетные средства.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск к реализации эффективных мер по развитию городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.