Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Подраздел I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития сферы физической культуры
Физическая культура и спорт - это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
Одним из ключевых компонентов привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом является доступность спортивных объектов, их техническое состояние и оснащение спортивным инвентарем и оборудованием.
Текущее состояние физической культуры и спорта в городе характеризуется положительными тенденциями, связанными с развитием спортивных и физкультурных традиций, высокими достижениями усть-илимских спортсменов на региональных и всероссийских соревнованиях, строительством, ремонтом и модернизацией спортивных сооружений.
Число жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно растет и в настоящее время составляет 6,6 тыс. чел., или 7,6 % от общего числа жителей. Несмотря на положительную динамику значение данного показателя значительно ниже уровня общеобластного и федерального показателей.
Динамика показателя доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в городе, в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области, Сибирского Федерального округа (далее - СФО) и Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателя доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в городе, в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области, СФО и Российской Федерации
Наименование показателя |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Российская Федерация |
18,4 |
20,6 |
22,5 |
Сибирский федеральный округ |
18,2 |
19,2 |
21,7 |
Иркутская область |
11,6 |
11,9 |
14,2 |
город Усть-Илимск |
5,7 |
7,5 |
7,6 |
Весомой составляющей в общей численности занимающихся составляют учащиеся и студенты образовательных учреждений. В общеобразовательных учреждениях города этот показатель в 2012 году составлял 16,6 % против 15,7 % в 2011 году и 13,4 % в 2010 году. В учреждениях начального профессионального образования показатель равен - 22,8 %, в 2011 году - 23,0 %, в 2010 году - 24,2 %.
Одним из основных целевых показателей оценки и динамики, характеризующих развитие отрасли, является доля детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся физической культурой и спортом в специализированных спортивных учреждениях, являющимся социальным нормативом.
Динамика показателя доли детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в городе в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области и Российской Федерации приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателя доли детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в городе в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области и Российской Федерации
Наименование показателя |
Доля детей 6 - 15 лет, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, % |
|
2011 год |
2012 год |
|
Федеральный целевой показатель |
24,0 |
27,0 |
Фактическое значение: Иркутская область |
18,2 |
18,7 |
Фактическое значение: город Усть-Илимск |
13,8 |
14,1 |
МБОУ ДОД "ДЮСШ "Лесохимик" - однопрофильное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной направленности. МБОУ ДОД "ДЮСШ "Лесохимик" осуществляет учебную деятельность по 13 видам спорта (хоккей с мячом, хоккей, волейбол, баскетбол, бокс, кикбоксинг, самбо, дзюдо, ушу, греко-римская борьба, шахматы, пауэрлифтинг и футбол), в которых открыто 95 групп, в них занимается 1615 воспитанников в возрасте от 6 до 18 лет.
Главным критерием оценки деятельности муниципальных спортивных учреждений являются достижения воспитанников этих учреждений, которые они показывают на региональных и всероссийских соревнованиях.
Всего в Усть-Илимске имеется 72 спортивных объекта различного типа, из которых 70 объектов - муниципальные (97,2 %). Из общей численности спортивных объектов - 27 плоскостные сооружения, преимущественно расположенные в жилых массивах, 40 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, 2 стадиона.
Динамика показателя уровня фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта от нормативной потребности, в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области, СФО и Российской Федерации представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика показателя уровня фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта от нормативной потребности, в сравнении со средними значениями аналогичного показателя по Иркутской области, СФО и Российской Федерации
Наименование показателя |
Уровень фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта от нормативной потребности, % в т.ч.: |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
- спортивными залами |
|
|
|
Российская Федерация |
38,4 |
39,3 |
38,4 |
Сибирский федеральный округ |
44,9 |
44,9 |
41,8 |
Иркутская область |
42,2 |
42,4 |
43,8 |
город Усть-Илимск |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
- плоскостными спортивными сооружениями |
|
|
|
Российская Федерация |
57,7 |
60,4 |
64,8 |
Сибирский федеральный округ |
73,7 |
77,1 |
80,8 |
Иркутская область |
61,7 |
65,4 |
69,4 |
город Усть-Илимск |
19,5 |
19,5 |
19,5 |
- плавательными бассейнами |
|
|
|
Российская Федерация |
8,7 |
9,2 |
9,7 |
Сибирский федеральный округ |
8,5 |
9,1 |
8,8 |
Иркутская область |
10,7 |
10,9 |
11,1 |
город Усть-Илимск |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
С целью популяризации физической культуры и спорта среди населения города, ежегодно проводится более 100 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий по различным видам спорта.
Вместе с тем, анализ существующей спортивной базы показывает, что обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями значительно ниже существующей потребности. Низкая обеспеченность спортивными сооружениями, недостаточная техническая оснащенность существующей спортивной базы не позволяет дополнительно привлекать жителей города, в том числе детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Низкий уровень оснащенности спортивным оборудованием муниципальных учреждений, отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к спортивным объектам, дефицит квалифицированных кадров не позволяет в полной мере использовать возможности и потенциал школ и спортивных учреждений для развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Таким образом, вопрос развития спортивной материальной базы муниципальных учреждений является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания и оздоровления населения.
Подраздел II. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития молодежной политики
Молодежь является стратегическим ресурсом развития любого общества, успешное социально-экономического развитие Иркутской области и Российской Федерации в целом во многом будет определяться тем, насколько молодежь знает и принимает цели и задачи развития региона, связывает с ним свои жизненные перспективы, обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами, имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация работы с молодежью является одним из вопросов местного значения городского округа.
Обеспечение качественной, профессиональной и адресной работы с молодежью, адекватно отвечающей современным требованиям демократизации, развития гражданского общества и российского правового государства, невозможно без эффективной реализации стратегии государственной молодежной политики на уровне функционирования муниципальных образований, чья деятельность максимально приближена к каждому молодому гражданину.
Процесс активного социального становления, получение соответствующего образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей, интенсивная адаптация к различным формам социальных отношений, т.е. начало активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на молодых людей в возрасте 14 - 30 лет.
В настоящее время молодежная политика реализуется в сложных экономических и социальных условиях: безработицы, высокого количества правонарушений, совершенных незанятыми молодыми людьми, снижения качественных показателей здоровья подрастающего поколения, отсутствия развитой культурно-досуговой инфраструктуры для молодежи и целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в системе государственной молодежной политики.
По данным социологических исследований молодежь города к особо значимым социальным проблемам относит:
проблемы трудоустройства молодежи. Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают молодые специалисты после окончания образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Основными причинами являются: несоответствие потребностей рынка специальностей ожиданиям (ценностным установкам) молодых специалистов (с точки зрения престижности профессии, условий работы и достойной оплаты труда); несоответствие подготовленных кадров, выпускаемых специалистов вузами города реальным возможностям экономики города. В то же время в городе остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов рабочих профессий. Таким образом, отчетливо прослеживается очевидное несоответствие спроса и предложений на рынке труда молодежи региона и города;
низкую обеспеченность жильем молодежи и проблема доступности его приобретения. Результаты мониторинговых социологических исследований молодежной среды подтверждают, что проблемой доступности жилья обеспокоены более 50 % респондентов. Из числа опрошенной молодежи собственное жилье имеет только каждый пятый респондент, 46 % опрошенных проживают совместно с родителями, 33 % - снимают квартиру по договору найма жилья;
асоциальные проявления в поведении молодежи. Большинство опрошенных (65,8 %) с особой тревогой отмечают, что среди молодежи города имеют место такие девиантные проявления в поведении молодежи, как алкоголизм, наркомания, табакокурение, агрессивные противоправные действия. По мнению участников опроса, основными причинами употребления молодежью наркотиков являются (от 100 % опрошенных): влияние со стороны друзей (58,9 %); желание испытать новые ощущения (49,2 %); недостаточный уровень организации досуга молодежи (45,8 %);
низкий уровень организации досуга молодежи. Результаты социологического исследования говорят, что каждый второй (48,2 %) опрошенный молодой человек выражает неудовлетворение уровнем и качеством организации молодежного досуга. При этом главной причиной неудовлетворенности молодежи досуговой деятельностью молодые респонденты считают отсутствие развитой инфраструктуры развлекательной индустрии и отдыха, адекватно отвечающей разнообразным интересам различных групп молодежи (по возрастным, профессиональным, культурным и другим основаниям);
кризис института брака и семьи. По статистическим данным отдела ЗАГС по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, количество пар, зарегистрировавших брак на 1 октября 2011 года, составило 584 пары, при этом 479 семьи распалось, таким образом, на 100 браков приходится 82 развода. По мнению большинства респондентов к числу объективных факторов распада молодых семей относятся факторы материально-финансового характера, которые не позволяют многим молодым людям создать необходимые стартовые условия для нормального функционирования семьи.
Помимо вышеперечисленных проблем, анализ сложившейся на территории города ситуации в сфере молодежной политики, проведенный специалистами, работающими с подростками и молодежью, позволил выявить еще несколько проблем:
недостаточно эффективное информационное обеспечение сферы молодежной политики. Результаты проведенных исследований показывают, что основными источниками информирования молодежи являются: личные контакты (информация "из уст в уста") и информационно-коммуникационная сеть "Интернет". В настоящее время городское информационное пространство в сети "Интернет" представлено лишь сайтами учреждений и предприятий, а специализированные городские сайты, отвечающие требованиям молодежной аудитории отсутствуют;
низкую социальную активность и слабую включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность города.
Результаты исследований показывают, что молодежь в целом инертна и аполитична. Так, к примеру, в выборах разных уровней участвует от 30 до 15 процентов молодых граждан. Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1 % молодых людей в регионе. В деятельности молодежных общественных организаций и движений принимают участие только 2,7 % молодых людей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.