Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г.Иркутска
от 10 июля 2014 г. N 031-06-856/14
Концепция
организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Иркутска на период 2014 - 2018 гг.
Паспорт Концепции организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Иркутска на период 2014 - 2018 гг.
Наименование Концепции |
Концепция организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Иркутска на период 2014 - 2018 гг. (далее - Концепция). |
Основание для разработки Концепции |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". |
Разработчик проекта Концепции |
Управление транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска при участии ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права". |
Исполнители Концепции |
Отдел пассажирских перевозок управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска. |
Цель Концепции |
Систематизация деятельности администрации города Иркутска (организатора перевозок) по созданию условий для комплексного развития городского пассажирского транспорта города Иркутска, обеспечивающих потребности населения города Иркутска и направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок, улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. |
Задачи Концепции |
1. Обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса города Иркутска (автомобильный транспорт, городской электротранспорт); 2. Разработка нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам организации пассажирских перевозок и повышения безопасности дорожного движения; 3. Установление единых правил входа и работы на рынке городских пассажирских перевозок; 4. Повышение безопасности пассажирских перевозок; Улучшение качества предоставляемых транспортных услуг; 5. Удовлетворение спроса населения города Иркутска в пассажирских перевозках; 6. Внедрение автоматизированной (электронной) системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования. 7. Обновление подвижного состава до возраста, соответствующего его плановому сроку эксплуатации. 8. Проведение капитально-восстановительного ремонта трамваев, троллейбусов и автобусов; 9. Информационное обеспечение организации и развития городского пассажирского транспорта. |
Нормативно-правовая база Концепции |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Приказ Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог". Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте". |
Сроки реализации Концепции |
Период 2014 - 2018 гг. |
Ожидаемые результаты реализации Концепции |
Реализация Концепции позволит: 1. обеспечить комплексное развитие городского пассажирского транспорта общего пользования; 2. обеспечить устойчивое, стабильное функционирование городского пассажирского транспорта общего пользования; 3. создать нормативно-правовую базу в сфере управления городским пассажирским транспортом; 4. приобрести подвижной состав с аппарелью (автобусы, троллейбусы) для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов); 5. улучшить качество, повысить комфортность предоставляемых транспортных услуг; 6. внедрить автоматизированную (электронную) систему оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования. |
I. Введение
Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство. Общественный транспорт является главным инструментом, позволяющим обеспечить транспортное обслуживание населения, и найти компромисс между инфраструктурными ограничениями городской территории и потребностями жителей в транспортных корреспонденциях.
Рост автомобилизации населения требует принятия мер по повышению привлекательности общественного транспорта в глазах жителей города, создания условий для его удобного использования и снижения издержек на транспортные корреспонденции. Поскольку данный вид транспорта является лишь частью транспортной системы города, эффективная организация его работы требует комплексного подхода к решению вопросов транспортного обслуживания населения, включающих в себя вопросы градостроительства, развития транспортной инфраструктуры, парковочной политики, организации пешеходного движения и т.д.
С точки зрения управления отраслью городских пассажирских перевозок взаимоотношения между ее субъектами должны быть прозрачны для обеспечения стабильности работы отрасли. В то же время система управления отраслью должна быть достаточно гибкой, механизмы администрирования должны обеспечивать развитие пассажирских перевозок в соответствии с изменяющимся спросом населения.
Отсутствие общего федерального законодательства в данной сфере и передача полномочий по организации транспортного обслуживания населения органам местного самоуправления предоставляет достаточную свободу в выборе механизмов и способов обеспечения транспортного обслуживания жителей, позволяя учитывать опыт как российских, так зарубежных городов.
II. Основные понятия, используемые в Концепции
В рамках настоящей Концепции используются следующие понятия:
1. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на территории города Иркутска (организация транспортного обслуживания) - комплекс мер организационного характера, осуществляемых органами местного самоуправления города Иркутска в сфере организации перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по регулярным маршрутам на территории города Иркутска и направленных на достижение целей и задач настоящей Концепции;
2. организатор транспортного обслуживания населения в городе Иркутске (организатор пассажирских перевозок) - комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице управления транспорта, уполномоченный на создание условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения путем реализации мер организационного характера, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и удовлетворение потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров и багажа в соответствии с действующим законодательством РФ и Иркутской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Иркутска;
3. пассажирский транспорт общего пользования (городской пассажирский транспорт) - наземный городской электрический транспорт и автомобильный пассажирский транспорт общего пользования, участвующий в осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении на территории города Иркутска;
4. пассажирское транспортное средство (пассажирский транспорт, маршрутное транспортное средство, маршрутный транспорт) - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
5. сеть маршрутов регулярных пассажирских перевозок (регулярная маршрутная сеть, городская маршрутная сеть) - это совокупность всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском сообщении на территории города Иркутска, соответствующих требованиям организации транспортного обслуживания населения и обеспеченных необходимыми для транспортного обслуживания населения объектами городской транспортной инфраструктуры;
6. автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
7. элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
8. дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
9. пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;
10. содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
11. объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
12. придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
13. перевозчик - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозки пассажиров в границах города Иркутска на основании публичного договора и использующий для этих целей остановочные пункты либо иные объекты городской транспортной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания пассажиров;
14. договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортными средствами по маршрутам города Иркутска (далее - договор) - письменное соглашение об использовании в установленное время и (или) с установленным временным интервалом определенных остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры города Иркутска, расположенных вдоль трассы регулярного маршрута, заключаемое между управлением транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска и перевозчиком в целях транспортного обслуживания пассажиров в соответствии с требованиями настоящей Концепции;
15. маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств через установленные для посадки, высадки пассажиров начальный, конечный и промежуточные остановочные пункты, определенные муниципальным правовым актом;
16. объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
17. остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
18. расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
19. пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
20. багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
21. билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;
22. маршруты со специальными режимами сообщения - маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа с экспрессным, скорым режимом сообщения, а также с режимом сообщения с укороченными рейсами, определяемые муниципальным правовым актом города Иркутска в целях увеличения доступности и устранения дефицита транспортных услуг в утреннее и вечернее время, обслуживание пассажиров по которым осуществляется с применением тарифа соразмерного экономически обоснованному муниципальному тарифу. Перевозка пассажиров и багажа по данным маршрутам осуществляется с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на получение указанных льгот;
23. экспрессный режим сообщения (экспрессный) - режим сообщения, применяемый на маршрутах со специальными режимами сообщения и характеризующийся следующими признаками:
- обеспечивает беспересадочную перевозку пассажиров;
- помимо начального и конечного остановочных пунктов включает несколько определенных промежуточных остановочных пунктов в местах массового тяготения людей;
- может включать определенные промежуточные остановочные пункты для высадки пассажиров по требованию;
24. ускоренный режим сообщения (скорый) - режим сообщения, применяемый на маршрутах со специальными режимами сообщения и характеризующийся следующими признаками:
- обеспечивает беспересадочную перевозку пассажиров;
- связывает более двух районов города;
- в прямом и обратном направлении трасса маршрута может не совпадать полностью или частично;
- осуществляет остановки вдоль трассы выделенного маршрута для посадки или высадки пассажиров на определенных остановочных пунктах со значительным пассажирооборотом;
25. режим сообщения с укороченными рейсами (короткий) - режим сообщения, применяемый на маршрутах со специальными режимами сообщения и характеризующийся следующими признаками:
- обеспечивает доставку пассажиров к крупным пересадочным узлам;
- связывает не более двух граничащих между собой районов города или несколько микрорайонов в одном районе города;
- в прямом и обратном направлении трасса маршрута может не совпадать полностью или частично;
- осуществляет остановки для посадки или высадки пассажиров во всех остановочных пунктах, расположенных вдоль трассы выделенного маршрута, а также осуществляет остановку по требованию для посадки или высадки пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте;
26. социально значимые маршруты - маршруты регулярных перевозок, обеспечивающие устойчивое транспортное сообщение с социально значимыми объектами городской инфраструктуры, административными центрами и с другими видами транспорта, формируемые организатором пассажирских перевозок в целях осуществления социально значимых перевозок, прекращение которых может привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения, ограничению свободы передвижения населения и вызвать негативные социальные последствия;
27. социально значимые маршрутные перевозки с пассажиропотоком, не обеспечивающим рентабельную работу перевозчиков (далее также - социально значимые перевозки) - это регулярные перевозки, формируемые администрацией города Иркутска на основании потребностей населения в целях обеспечения возможности свободного передвижения для всех слоев населения, но по экономическим и эксплуатационным показателям полученные доходы от таких перевозок по применяемому тарифу, соразмерному предельно допустимой ценовой ставке, устанавливаемой в городе Иркутске в отношении муниципальных транспортных предприятий, не компенсируют возникающие у перевозчиков убытки;
28. система диспетчерского контроля и управления пассажирским транспортом - система оперативного контроля и управления работой пассажирского транспорта, направленная на повышение регулярности его работы;
29. пассажиропоток - число перевозимых в единицу времени пассажиров по определенному рейсу, маршруту, направлению, либо определенным типом транспорта, либо из определенного остановочного пункта, группы остановочных пунктов, района города и т.п.;
30. подвижной состав - совокупность транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и отвечающих определенным требованиям;
31. интервал движения - временной интервал между ближайшими маршрутными транспортными средствами, двигающимися в одном направлении по одному и тому же маршруту регулярных перевозок;
32. рейс - перемещение маршрутного транспортного средства в один конец от начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта либо в обратном направлении;
33. муниципальный тариф - предельная допустимая ценовая ставка, по которой возможно взимание платы с пассажира за одну поездку в пределах одного рейса маршрутного транспортного средства, устанавливаемая в городе Иркутске муниципальным правовым актом в отношении транспортных предприятий муниципальной формы собственности;
34. единый тариф - предельная допустимая ценовая ставка, по которой возможно взимание платы с пассажира за одну поездку в пределах одного рейса маршрутного транспортного средства, устанавливаемая в городе Иркутске правовым актом государственного органа регулирования субъекта в отношении перевозчиков различных форм собственности, за исключением муниципальной;
35. транспортная работа (пассажирооборот) - в целях настоящей Концепции под транспортной работой понимается работа, производимая еженедельно маршрутными транспортными средствами по одному регулярному маршруту и определяемая как количество пассажиров, перевезенных по регулярному маршруту в течение одной календарной недели на среднее расстояние поездки пассажира, установленное на основе разовых обследований пассажиропотоков данного маршрута;
36. план распределения транспортной работы (рейсовый план) - документ, издаваемый и утверждаемый организатором транспортного обслуживания населения, подлежащий согласованию с заинтересованными перевозчиками и устанавливающий план распределения между однотипным подвижным составом регулярного маршрута расчетного количества предполагаемых к еженедельному выполнению рейсов, необходимых для наиболее эффективного выполнения транспортной работы с соблюдением норм вместимости маршрутных транспортных средств;
37. квота - доля транспортной работы по регулярному маршруту, определяющая возможное участие каждого перевозчика, соответствующего требованиям действующего законодательства РФ и настоящей Концепции в транспортном обслуживании населения по указанному регулярному маршруту, определяемая в соответствии с рейсовым планом на срок действия договора;
38. маршрутный лист - документ, подтверждающий сведения об условиях эффективного и безопасного использования услуг перевозки пассажиров по регулярному маршруту в соответствии с требованиями статей 8-10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
III. Характеристики отрасли городских пассажирских перевозок в городе Иркутске
Городской пассажирский транспорт города Иркутска представлен автобусами, трамваями и троллейбусами (сравнительная характеристика видов транспорта приведена в Таблице 1).
В настоящее время перевозку пассажиров в городе Иркутске осуществляют два муниципальных унитарных пассажирских предприятия "Иркутскгорэлектротранс", "Иркутскавтотранс", а также 132 перевозчика иной формы собственности (по данным МУГАДН по РБиИО на 01.01.2014 г.).
Муниципальный и коммерческий пассажирский транспорт обслуживает 78 городских автобусных маршрутов, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов. Кроме того, муниципальные автобусы обслуживают 26 сезонных садоводческих маршрутов.
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов городского пассажирского транспорта общего пользования города Иркутска
Вид транспорта |
Количество маршрутов |
Количество единиц ПС, работающего на маршрутах ежедневно |
За 2013 г. перевезено пассажиров (млн. чел.) |
Объем субсидий в 2013 г., млн. руб. |
Автобус муниципальный |
78 |
126 |
18,6 |
47,12 |
Автобус коммерческий |
1845 |
43,9 |
- |
|
Трамвай |
6 |
41 |
20,1 |
27,6 |
Троллейбус |
10 |
58 |
12,2 |
|
Итого |
94 |
2070 |
95,1 |
74,72 |
Таблица 2
Сведения о возрастном составе транспортных средств
Вид транспорта |
Срок эксплуатации |
Итого |
||||
до 3 лет |
от 3 до 5 лет |
от 5 до 8 лет |
от 8 до 10 |
свыше 10 лет |
||
Автобус |
27 |
13 |
78 |
7 |
56 |
181 |
|
до 3 лет |
от 3 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 14 лет |
от 14 до 17 лет |
|
Трамвай |
0 |
6 |
2 |
0 |
50 |
58 |
Троллейбус |
18 |
30 |
16 |
8 |
9 |
81 |
* по состоянию на 01.02.2014 г.
Износ подвижного состава в предприятиях муниципального пассажирского транспорта по состоянию на 01.01.2014 г. составил:
- по автобусам - 45,3% (82 автобуса с истекшим сроком амортизации);
- по троллейбусам - 28,8% (21 троллейбус с истекшим сроком амортизации);
- по трамваям - 86,2% (50 трамваям требуется капитальный ремонт).
В 2013 году списано 27 автобусов с истекшим сроком амортизации.
Обновление подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта города Иркутска за период 2005 - 2013 гг. представлено в Таблице 3.
Таблица 3
Обновление подвижного состава в городе Иркутске с 2005 по 2013 гг.
Тип подвижного состава |
Количество приобретаемого подвижного состава по годам |
||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Автобус |
0 |
14 |
25 |
26 |
20 |
13 |
4 |
0 |
45 |
Трамвай |
7 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Троллейбус |
0 |
0 |
0 |
0 |
39 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Всего |
7 |
14 |
25 |
32 |
59 |
13 |
4 |
0 |
53 |
На всех маршрутах установлен единый фиксированный тариф, а также действует ряд льготных проездных документов. Изменение тарифа за период 2008 - 2013 гг. представлено в Таблице 4.
Таблица 4
Изменение тарифа на перевозку пассажиров и багажа пассажирским транспортом в городе Иркутске за период 2008 - 2013 гг.
Вид тарифа |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным а/м транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального), р.*(1) |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным а/м транспортом для муниципальных пассажирских предприятий, для обычного сообщения, р. |
10 |
12*(2) |
13*(3) |
13 |
13 |
13 |
фактически используемый с 2009 г. - 12 | ||||||
Предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным а/м транспортом МУП "Иркутскавтотранс", для полуэкспрессного сообщения, р. |
- |
- |
- |
- |
- |
27*(4) |
Система управления городским пассажирским транспортом общего пользования города Иркутска находится в стадии реформирования и преобразования с 2005 года, когда была разрушена существовавшая ранее система организации городских пассажирских перевозок, а новые правила работы отрасли до сих пор не созданы. Сложившаяся структура управления представлена на рис.1.
Структура управления с 1 января 2014 г.
IV. Проблемы отрасли городских пассажирских перевозок в городе Иркутске
Анализ текущего состояния отрасли городских пассажирских перевозок показывает снижение спроса на услуги общественного транспорта. Среди основных проблем, требующих первоочередного решения в целях повышения привлекательности общественного транспорта, можно выделить два основных блока:
1. Проблемы организации пассажирских перевозок;
2. Проблемы развития транспортной инфраструктуры.
В рамках первого блока основными проблемами являются:
1. Отсутствие прозрачных механизмов взаимодействия между перевозчиками и администрацией города:
Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения между администрацией города и перевозчиками, приводит к отсутствию системного подхода при принятии управленческих решений. Существующая система документов не проработана и не позволяет решать проблемы отрасли пассажирских перевозок города Иркутска.
2. Отсутствие мотивации перевозчиков к повышению качества предлагаемых услуг:
Неудовлетворительное качество обслуживания, в первую очередь, обусловлено:
- несоответствующим санитарным состоянием салонов транспортных средств;
- недостаточным уровнем квалификации экипажей;
- отсутствием дополнительных информационных услуг;
- неприемлемым в некоторых случаях интервалом движения транспортных средств по маршрутам (зачастую время ожидания пассажирского транспорта значительно превышает определенное расписанием вследствие транспортных заторов на улично-дорожной сети);
- низким техническим и санитарным состоянием остановочных пунктов (конечных и промежуточных).
Данный уровень качества транспортных услуг, в частности подвижного состава, связан как с низкой величиной тарифа и с отсутствием требований к уровню качества при входе перевозчика на рынок, так и с отсутствием стабильности и возможности заключения договоров. Низкая зависимость доходов перевозчиков от показателей качества в процессе предоставления транспортных услуг также приводит к снижению заинтересованности в повышении уровня обслуживания пассажиров.
3. Наличие проблем безопасности перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования:
- систематическое нарушение правил дорожного движения водителями городского пассажирского транспорта общего пользования;
- необеспечение безопасной высадки и посадки пассажиров в значительном числе случаев;
- несоблюдение скоростных режимов движения подвижного состава (резкие ускорения и торможения, которые могут привести к травмированию пассажиров);
- отсутствие системы реагирования на возможные инциденты в салонах транспортных средств.
4. Проблема организации дорожного движения:
В связи с несоответствием ресурсов улично-дорожной сети и транспортных потоков регулярно возникают транспортные заторы, которые приводят к снижению скорости сообщения (увеличению интервалов движения подвижного состава). В некоторые периоды (как правило, в пиковые периоды) время рейса транспортного средства увеличивается более чем в два раза по сравнению с расписанием. В результате:
в пиковые периоды транспортные средства в значительной степени переполнены;
существенно увеличивается время ожидания для пассажиров на остановочных пунктах;
возрастает время доставки пассажиров, не обеспечивается максимальное регламентированное время поездки;
провоцируется рост частного транспорта на улично-дорожной сети, что еще более осложняет сложившуюся ситуацию;
усугубляется влияние транспорта на окружающую среду.
5. Организация межмуниципальных (пригородных) маршрутов регулярных перевозок, дублирующих городскую маршрутную сеть:
Ввиду согласования схем движения автобусов пригородного сообщения через центр города происходит нарушение нормативно-технических требований, которые определяют технические характеристики и пропускную способность остановочных пунктов.
Организация дублирующей пригородной маршрутной сети на территории города Иркутска создает дополнительную конкуренцию муниципальному транспорту и позволяет уходить частным перевозчикам из-под юрисдикции органов местного самоуправления, что также негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения.
Создание дублирующей пригородной маршрутной сети на территории города неизбежно ведет к перегруженности улиц, необеспечению безопасных условий дорожного движения, ответственность за соблюдение которых возложена на органы местного самоуправления.
6. Проблемы тарифной политики:
В результате недостаточного уровня тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) и неизменности его уровня с 2008 г.:
- снижается качество транспортного обслуживания (перевозчики увеличивают интервал движения транспортных средств для повышения уровня использования вместимости);
- не обеспечивается приемлемый уровень обновления подвижного состава;
- применяются "серые" схемы заработной платы, в результате существует проблема социальной защиты персонала транспортных организаций;
- нарушается режим труда и отдыха водителей с целью обеспечения приемлемого уровня заработной платы, что оказывает значительное отрицательное влияние на безопасность дорожного движения;
- вследствие недостаточного уровня оплаты труда, сложных условий работы в настоящее время имеется острейший дефицит водительских кадров.
В рамках второго блока основными проблемами являются:
1. Неэффективное использование улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры.
Увеличение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть города Иркутска приводит к снижению безопасности и скорости движения транспорта, увеличивая затраты на перемещение. Рост количества легковых автомобилей ведет к транспортным заторам, затрудняя, в том числе движение общественного транспорта. Снижение эксплуатационных скоростей движения общественного транспорта требует принятия мер по предоставлению приоритета маршрутным транспортным средствам.
Анализ маршрутной сети показал, что практически все трассы маршрутов в городе Иркутске полностью или частично дублируются. Также можно отметить, что дублирование маршрутов в большинстве случаев имеет место как в рамках одного вида пассажирского транспорта, так и между различными видами транспорта, а значение количества маршрутов движения, дублирующих друг друга на участках улично-дорожной сети, особенно велико для автобусных маршрутов.
В Иркутске концентрация маршрутов отмечается на магистралях общегородского значения, обеспечивающих межрайонные связи, а также на магистралях, проходящих через исторический центр города, непосредственно связанный с центрами тяготения пассажиропотоков, такими как ул. Байкальская, ул. Тимирязева, ул. Дзержинского, ул. Карла Маркса, ул. Ленина.
Значительное дублирование ведет к неэффективному использованию дорожной сети и концентрации большого количества транспортных средств на одних направлениях. Следование нескольких маршрутов по одним и тем же участкам улично-дорожной сети ведет к снижению безопасности перевозок.
2. Несоответствие нормативно-техническим требованиям конечных и промежуточных остановочных пунктов.
В соответствии с постановлением мэра города Иркутска от 12.07.2013 N 031-06-1657/13 "О перечнях остановочных пунктов организованных на территории города Иркутска" в городе Иркутске организовано 546 остановочных пунктов, в том числе 48 конечных.
Таблица 5
Общее количество остановочных пунктов в городе Иркутске по районам
Район города Иркутска |
Количество остановочных пунктов |
Октябрьский |
114 |
Правобережный |
158 |
Свердловский |
138 |
Ленинский |
136 |
Итого: |
546 |
По итогам проведенной в 2013 году инвентаризации из 546 остановочных пунктов нуждаются в обустройстве:
- 261 остановочный пункт заездными карманами;
- 127 остановочных пунктов посадочными площадками;
- 218 остановочных пунктов навесами или остановочными комплексами;
- 228 остановочных пунктов урнами.
В период 2010 - 2011 г.г. было выполнено обустройство четырех конечных остановочных пунктов "ул. Пискунова" (район аэропорта), "Областная больница" (мкр. Юбилейный), "мкр. Зеленый", м/р Первомайский. Благоустройство включило устройство площадок для посадки-высадки пассажиров, площадок для отстоя автобусов, благоустройство территории в пределах отведенного участка (ограждения, скамьи, урны). Из 48 конечных остановочных пунктов нуждаются в обустройстве 44 конечных остановочных пункта. На шесть конечных остановочных пунктов ("6-й мкр. Н. Ленино", "Больница N 8" (Н. Ленино), "пос. Боково" (Иркутск-2), "Н.И.ТЭЦ", "мкр. Солнечный", "мкр. Топкинский") имеются проекты благоустройства, разработанные в 2009 году.
В настоящее время три конечных остановочных пункта оборудованы туалетами для водителей, такие как "ул. Пискунова" (район аэропорта), "мкр. Топкинский", "мкр. Первомайский".
Содержание остановочных пунктов осуществляется в рамках работ по муниципальному контракту на содержание автомобильных дорог местного значения города Иркутска. Перечень работ по содержанию остановок включает следующие виды работ:
- санитарная очистка территории остановок общественного транспорта;
- окраска остановочного навеса;
- ремонт остановочного навеса;
- установка скамеек;
- установка урн.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, техническая база и маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования обеспечивают транспортное облуживание жителей города Иркутска и могут являться основой для дальнейшего развития рынка городских пассажирских перевозок, направленного на повышение качества и безопасности транспортных услуг.
V. Цели и задачи разработки Концепции
Цель:
Систематизация деятельности администрации города Иркутска (организатора перевозок) по созданию условий для комплексного развития городского пассажирского транспорта города Иркутска, обеспечивающих потребности населения города Иркутска и направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок, улучшение качества предоставляемых транспортных услуг.
Задачи:
1. Обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса города Иркутска (автомобильный транспорт, городской электротранспорт);
2. Разработка нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам организации пассажирских перевозок и повышения безопасности дорожного движения;
3. Установление единых правил входа и работы на рынке городских пассажирских перевозок;
4. Повышение безопасности пассажирских перевозок;
5. Улучшение качества предоставляемых транспортных услуг;
6. Удовлетворение спроса населения города Иркутска в пассажирских перевозках;
7. Внедрение автоматизированной (электронной) системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования;
8. Обновление подвижного состава до возраста, соответствующего его плановому сроку эксплуатации. Проведение капитально-восстановительного ремонта трамваев, троллейбусов и автобусов;
9. Информационное обеспечение организации и развития городского пассажирского транспорта.
Таблица 6
Значения целевых индикаторов
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
1. Перевезено пассажиров транспортом общего пользования: |
млн. пасс/год |
1.1. Перевезено пассажиров автобусом |
млн. пасс/год |
1.2. Перевезено пассажиров трамваем |
млн. пасс/год |
1.3. Перевезено пассажиров троллейбусом |
млн. пасс/год |
2. Количество подвижного состава на маршрутах в часы пик; |
ед. |
3. Скорость сообщения в часы пик общественного транспорта; |
км/час |
4. Количество ДТП с участием общественного транспорта; |
ед. |
5. Износ подвижного состава муниципального пассажирского транспорта; |
% |
6. Количество подвижного состава, не удовлетворяющего нормативным требованиям по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий со стороны МУГАДН по РБиИО и ОГИБДД УМВД России по г.Иркутску; |
ед. |
7. Количество жалоб населения, содержащих сведения о фактах нарушения перевозчиком правил оказания услуг; |
ед. |
8. Количество нарушений выполнения обязательств, предусмотренных условиями договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортными средствами по маршрутам города Иркутска; |
ед. |
9. Предельный тариф, используемый для перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности; |
р. |
10. Средняя себестоимость поездки 1 пассажира; |
р. |
11. Объем субсидий, выделенных предприятиям городского пассажирского транспорта; |
тыс. руб. |
12. Пропускная способность центральных улиц города; |
ед./час |
13. Количество приобретенного подвижного состава; |
ед. |
14. Количество транспортных средств, оснащенных оборудованием для использования электронного проездного билета |
ед. |
Приоритеты:
Поскольку городской пассажирский транспорт общего пользования действует в условиях бюджетных и инфраструктурных ограничений, решение вопросов транспортного обслуживания требует определенной последовательности и приоритетности.
1. Приоритет общественных интересов перед частными (организация транспортного обслуживания там, где это действительно необходимо, т.е. первоочередное решение вопросов связанности территории города в целом перед вопросами развития отдельных направлений).
2. Приоритет общественного транспорта перед индивидуальным (общественный транспорт позволяет решать вопросы транспортного обслуживания более эффективно в сравнении с индивидуальным за счет большей провозной способности, что требует меньшей площади улично-дорожной сети и, соответственно, меньших затрат на развитие транспортной инфраструктуры).
3. Приоритет общественного транспорта большей вместимости перед общественным транспортом меньшей вместимости, в том числе приоритет электрического транспорта перед другими видами ввиду его большей провозной способности и экологической безопасности.
VI. Организация транспортного обслуживания населения города Иркутска
1. Исследование потребности населения города Иркутска в пассажирских перевозках;
Исследование потребности населения города Иркутска в пассажирских перевозках осуществляется путем систематического регулярного обследования и изучения пассажирских потоков.
Систематическое регулярное обследование и изучение пассажирских потоков (далее - исследование пассажиропотоков) направлено на:
- разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского транспорта общего пользования;
- разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов;
- определение наиболее рациональных режимов движения пассажирского транспорта общего пользования;
- составление расписаний движения автобусов;
- координацию работы пассажирского транспорта общего пользования всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- повышение качества обслуживания пассажиров;
- обеспечение баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг;
- повышение эффективности использования подвижного состава перевозчиков;
- повышение эффективности использования остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры города Иркутска.
Исследование пассажиропотоков подразделяется по объему исследований на сплошное и выборочное исследование; по методу исследований - на натурные и отчетно-статистические исследования.
Натурные исследования пассажиропотока - метод исследования пассажиропотока, проводимый способами, позволяющими учитывать корреспонденцию каждого пассажира на обследуемом регулярном маршруте или рейсе регулярного маршрута городской маршрутной сети.
Отчетно-статистические исследования пассажиропотока - метод исследования пассажиропотока, основанный на анализе данных о фактически перевезенных пассажирах по регулярным маршрутам. Отчетно-статистический метод включает сбор, учет и анализ данных:
- о количестве фактически перевезенных пассажиров на основании проданных разовых билетов для проезда в транспортном средстве общего пользования, в котором такой билет приобретается пассажиром;
- о количестве фактически перевезенных пассажиров на основании иных проездных документов, определенных Приложением N 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
Способы учета фактически перевозимых пассажиров на основании отдельных видов проездных документов в городском транспорте общего пользования могут устанавливаться областными законами, нормативно-правовыми актами Правительства Иркутской области или муниципальными правовыми актами города Иркутска.
Исследования пассажиропотоков отчетно-статистическим методом не только не исключают периодического проведения натурных обследований пассажиропотоков, но являются основой для их организации.
Сплошное исследование пассажиропотоков осуществляется одновременно на всех маршрутах всех видов городского пассажирского транспорта общего пользования. Порядок организации и проведения, а также способы сплошного исследования пассажиропотоков определяются организатором транспортного обслуживания населения.
Выборочное исследование пассажиропотоков осуществляется на отдельных регулярных маршрутах или рейсах регулярных маршрутов по инициативе организатора транспортного обслуживания населения.
Порядок организации и проведения выборочного натурного исследования пассажиропотоков определяется организатором транспортного обслуживания населения с уведомлением перевозчиков, обслуживающих пассажиров на отдельных регулярных маршрутах в срок, не менее чем за 15 дней до проведения таких исследований.
Сплошное натурное исследование пассажиропотоков осуществляется организатором транспортного обслуживания населения не реже одного раза в три года. Информация о порядке организации и проведения сплошных натурных исследований размещается организатором транспортного обслуживания населения в средствах массовой информации и в официальных источниках опубликования информации за 15 дней до проведения таких исследований.
Для повышения качества обслуживания пассажиров, обеспечения эффективного использования подвижного состава и объектов городской транспортной инфраструктуры перевозчики, оказывающие транспортные услуги пассажирам по регулярным маршрутам городской маршрутной сети, обязаны:
- систематически и постоянно проводить отчетно-статистическое исследование пассажиропотоков на обслуживаемых ими маршрутах;
- ежемесячно в течение 3-х дней по окончании учетного периода предоставлять организатору транспортного обслуживания населения в городе Иркутске данные отчетно-статистического исследования пассажиропотоков на обслуживаемых ими маршрутах (рейсах) по форме N 1-автотранс (срочная), утвержденной Приказом Росстата от 06.09.2012 N 480 с отметкой территориального органа Росстата в Иркутской области;
- оказывать содействие, не препятствовать организатору транспортного обслуживания населения при проведении им сплошных или выборочных натурных исследований пассажиропотоков, обеспечить допуск в транспорт общего пользования лиц, уполномоченных на проведение таких исследований.
Полученный в результате исследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки городской маршрутной сети, схем движения отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, скорых, коротких маршрутов и спаренных рейсов, выбора типа автобусов, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов и используется для разработки мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения.
2. Реализация мер по обеспечению безопасности дорожного движения включает в себя:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Иркутска;
- осуществление диагностики технического состояния автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети города Иркутска, элементов обустройства автодорог, проводимой в порядке, определенном постановлением администрации города Иркутска от 10.04.2012 N 031-06-654/12;
- определение потребительских свойств автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети города Иркутска на основании оценки технического состояния автомобильных дорог;
- проведение мониторинга пропускной способности улично-дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия, элементов дорог и сооружений на пути следования транспортных средств (мостов, путепроводов, железнодорожных переездов и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения;
- выделение полос движения для городского пассажирского транспорта на автомобильных дорогах местного значения;
- определение мест для организации остановочных пунктов, разработка и представление на рассмотрение проектов внесения изменений в перечни остановочных пунктов, организованных на территории города Иркутска, утвержденные постановлением администрации города Иркутска от 12.07.2013 N 031-06-1657/13;
- обеспечение регулярных маршрутов объектами транспортной инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров маршрутными транспортными средствами (остановочными пунктами, разворотными площадками, остановочными павильонами и др.);
- оборудование остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и иных объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112;
- определение мест для установки диспетчерских пунктов в районах конечных остановочных пунктов городского пассажирского транспорта;
- введение в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры маршрутной сети, необходимых для осуществления пассажирских перевозок;
- определение по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети города Иркутска предельно допустимого количества и типов транспортных средств на каждом маршруте городской маршрутной сети;
- обеспечение временного ограничения или прекращения в установленном порядке движения транспортных средств на дорогах в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- информирование пользователей автомобильных дорог об условиях обеспечения безопасности дорожного движения, о техническом состоянии автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети, о наличии и состоянии элементов обустройства автодорог, о наличии объектов придорожного сервиса.
3. Формирование маршрутной сети.
Маршрутная сеть является основным элементом городского пассажирского транспорта общего пользования, на котором сходятся интересы всех участников рынка городских пассажирских перевозок.
Администрация города Иркутска, как владелец городской инфраструктуры, преследует цель наиболее эффективно использовать улично-дорожную сеть и транспортную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность перевозок пассажиров.
С точки зрения пассажиров маршрутная сеть должна соответствовать их потребностям в транспортных корреспонденциях и минимизировать временные затраты на передвижение.
Перевозчики заинтересованы в стабильности работы транспортной отрасли и рентабельности оказываемых транспортных услуг.
Ввиду вышеизложенного, предлагается классификация маршрутов, действующих в городском сообщении:
1. Регулярный маршрут;
2. Выделенные маршруты;
3. Маршрут с экспрессным сообщением (экспрессный);
4. Маршрут с ускоренным сообщением (скорый);
5. Маршрут с укороченными рейсами (короткий);
6. Маршруты общего назначения;
7. Социально значимые маршруты.
Формирование городской маршрутной сети осуществляется посредством открытия, изменения или закрытия регулярных маршрутов. Открытие, изменение или закрытие регулярных маршрутов осуществляется на основе анализа данных, полученных в результате:
- исследования потребности населения в пассажирских перевозках;
- реализации мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Формирование городской сети маршрутов включает в себя:
- разработку рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых, изменение направления или закрытие существующих регулярных маршрутов;
- обеспечение приоритета сохранения либо изменения ранее открытых регулярных маршрутов перед открытием новых регулярных маршрутов, остановочные пункты и места остановок по требованию для посадки или высадки пассажиров по которым в попутном направлении совпадают более чем на 70% (далее - дублирующие маршруты);
- выделение социально значимых маршрутов городской маршрутной сети;
- рациональный выбор режимов сообщения городского пассажирского транспорта;
- формирование маршрутов со специальными режимами сообщения городской маршрутной сети и представление предложений о включении таких маршрутов в перечень, определенный муниципальным правовым актом города Иркутска;
- выбор типа и определение количества подвижного состава на регулярных маршрутах городской маршрутной сети;
- определение требований к вместимости и интервалам движения транспортных средств на каждом регулярном маршруте городской маршрутной сети;
- определение количества рейсов, необходимых для наиболее эффективного выполнения транспортной работы по маршруту регулярных перевозок с соблюдением норм вместимости маршрутного транспортного средства;
- определение обязательных остановочных пунктов и мест остановки городского пассажирского транспорта по требованию для посадки или высадки пассажиров;
- разработку и составление сводных расписаний движения городского пассажирского транспорта по каждому регулярному маршруту городской маршрутной сети;
- разработку и составление сводных расписаний движения городского пассажирского транспорта по каждому остановочному пункту регулярных маршрутов в целях координации работы городского пассажирского транспорта всех перевозчиков независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- присвоение номеров и наименований регулярным маршрутам городской маршрутной сети в соответствии с определенным для данного регулярного маршрута режимом сообщения, их изменение;
- ведение реестра регулярных маршрутов городской маршрутной сети, внесение изменений в него;
- информирование населения об изменениях в работе городского пассажирского транспорта, а также предоставление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг.
Регулярные маршруты городской маршрутной сети должны обеспечивать сообщение по наикратчайшему пути следования между начальным и конечным остановочными пунктами (за исключением кольцевых маршрутов).
Предельно допустимое количество маршрутных транспортных средств и их тип определяются при формировании регулярного маршрута исходя из максимально допустимой загрузки улиц, остановочных пунктов и транспортных узлов города Иркутска пассажирским транспортом, спроса и потребностей населения в пассажирских перевозках, устанавливаемых на основании материалов обследования, анализа работы городского пассажирского транспорта, с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
Формирование маршрутной сети на основании реального спроса населения на перевозки, устанавливаемого путем анализа статистических данных и мониторинга пассажиропотоков, проводимого не реже 1 раза в 3 года (а при необходимости - выборочный обсчет на отдельных направлениях) и плотности сети.
4. Привлечение перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок.
Транспортное обслуживание населения по регулярным маршрутам города Иркутска может осуществляться перевозчиками только на основании договора, заключаемого между перевозчиком и управлением транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска.
Привлечение перевозчиков к транспортному обслуживанию населения в городе Иркутске может осуществляться:
- посредством проведения открытого конкурсного отбора одного или нескольких перевозчиков для обслуживания группы регулярных маршрутов, одного регулярного маршрута или части регулярного маршрута;
- посредством распределения квот на обслуживание определенного регулярного маршрута между всеми перевозчиками, соответствующими требованиям муниципальных правовых актов и заявившими о своем участии в распределении квот (заинтересованные перевозчики).
5. Контроль качества предоставления транспортных услуг.
Перевозчик обязан оказывать качественные услуги населению. Основными показателями качества услуг по перевозке пассажиров являются:
- отсутствие жалоб со стороны населения, содержащих сведения о фактах нарушения перевозчиком правил оказания услуг, определяемых в соответствии с требованиями федерального или областного законодательства, муниципальных правовых актов;
- выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортными средствами по маршрутам города Иркутска.
VII. Мероприятия, направленные на решение поставленных задач
1. Создание нормативно-правовой базы.
Основой функционирования всей транспортной системы является нормативно-правовая база, соответствующая установленным принципам транспортного обслуживания жителей города Иркутска. Качество и проработка нормативной документации позволит снизить риски, связанные с обращениями перевозчиков в судебные инстанции, УФАС и т.п.
Нормативно-правовая база должна включать следующие документы, разработанные в соответствии с изложенными принципами:
- Реестр маршрутов;
- Реестр остановочных пунктов;
- Положение об организации транспортного обслуживания в городе Иркутске;
- Положение о центральной диспетчерской службе;
- иные нормативно-правовые акты.
2. Создание центральной диспетчерской службы в городе Иркутске.
Центральная диспетчерская служба должна осуществлять:
- оперативный контроль за своевременным и полным выпуском подвижного состава на каждый маршрут, соблюдение регулярности движения на маршрутах и эффективное использование подвижного состава на маршрутах;
- управление движением подвижного состава на всей сети маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования города;
- накопление, обработку и передачу отчетной и статистической информации о работе транспорта;
- мониторинг исполнения расписаний, графиков движения на маршрутах города.
В настоящее время актуальными являются следующие направления организации диспетчерского управления наземным пассажирским транспортом города Иркутска:
- определение круга задач, решаемых системой диспетчерского управления;
- организация технологического процесса диспетчерского управления транспортным процессом и взаимодействия с перевозчиками (программного обеспечения, оборудования);
- установка аппаратно-программного комплекса на базе систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS по непрерывному контролю и диспетчеризации городского пассажирского транспорта общего пользования. Это позволит в полной мере реализовать возможности современных компьютерных технологий по мониторингу работы городского пассажирского транспорта общего пользования в режиме реального времени с использованием электронных карт города и на качественно новом уровне решать задачу диспетчеризации совместно с другими субъектами транспортной инфраструктуры (ГИБДД, МЧС, дорожные службы и др.);
- создание единой корпоративной информационно-вычислительной сети.
В этой связи также предлагаются следующие мероприятия:
- разработка программного обеспечения для расчета нормирования скоростей на регулярных маршрутах городского пассажирского транспорта;
- разработка программного обеспечения для анализа рейсового пассажиропотока автоматизированных обследований в части формирования и вывода отчетных данных, по форме, утвержденной администрацией города Иркутска;
- разработка программного обеспечения для определения номеров автобусов и маршрутов, проходящих через определенную точку маршрута (перекресток, остановка) на карте в определенный период времени (для использования в ответах на запросы и жалобы);
- в программном обеспечении диспетчера предусмотреть дополнительные функции, необходимые для работы с электротранспортом;
- для более точной работы остановочных табло предусмотреть возможность контроля работы автобуса не только по контрольным пунктам, но и по фактическим координатам с учетом скорости и времени движения автобуса по маршруту;
- создание системы информирования пассажиров о движении пассажирского транспорта города Иркутска через сотовые телефоны, в сети интернет, информационные табло, размещаемые на остановочных пунктах. Предлагаемая система позволит на основе данных, получаемых из системы, предоставлять жителям города достоверную информацию о фактическом времени прибытия автобусов на интересующую остановку;
- установка системы обеспечения безопасности в салонах подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования (видеонаблюдение, тревожные кнопки и пр.), а также системы контроля выполнения водителем правил дорожного движения и посадки-высадки пассажиров.
Блок-схема городской системы диспетчерского управления и контроля
Описание блок-схемы городской системы диспетчерского управления и контроля.
Элементы городской системы диспетчерского управления и контроля:
1. Единая городская служба организации движения пассажирского транспорта;
2. Служба организации движения муниципальных транспортных предприятий (автономные на этапе создания системы, в последующем интегрированные в единую городскую службу);
3. Городские автостанции и линейные пункты диспетчерского контроля (дислоцируемые на обязательных стоянках для отстоя пассажирского транспорта в межрейсовое время в районах конечных остановочных пунктов).
Основные функции Единой городской службы организации движения пассажирского транспорта:
- Получение телематических данных от МУГАДН по РБиИО;
- Предоставление данных в МУГАДН по РБиИО о маршрутах городской маршрутной сети;
- Предоставление данных в МУГАДН по РБиИО о договорах, заключенных с перевозчиками на обслуживание маршрутов городской маршрутной сети;
- Предоставление сведений в МУГАДН по РБиИО о нелегальных перевозчиках, выявленных линейными пунктами диспетчерского контроля;
- Предоставление сведений в МУГАДН по РБиИО о перевозчиках, осуществляющих перевозку пассажиров с отключенными средствами навигационного контроля;
- Получение отчетных данных от служб организации движения муниципальных транспортных предприятий;
- Получение отчетных данных от иных перевозчиков;
- Получение отчетных данных от линейных пунктов диспетчерского контроля;
- Анализ полученных данных о пользовательских свойствах УДС;
- Анализ полученных данных о пассажиропотоках;
- Анализ полученных данных о выполнении транспортной работы;
- Планирование объемов транспортной работы по каждому маршруту;
- Разработка перспективных маршрутных схем с учетом аналитических данных о пользовательских свойствах УДС и пассажиропотоков;
- Разработка расписаний движения пассажирского транспорта общего пользования;
- Определение типов транспортных средств, их количества для работы на каждом маршруте;
- Взаимодействие с дорожными службами и структурными подразделениями;
- Работа с обращениями граждан по вопросам соблюдения расписаний движения пассажирским транспортом общего пользования;
- Методическое руководство деятельностью служб организации движения муниципальных транспортных предприятий и линейных пунктов диспетчерского контроля.
Основные функции служб организации движения муниципальных транспортных предприятий:
- получение и обработка телематических и пользовательских данных от АКЦН (Автоматизированные Центры Контроля и Надзора Ространснадзора);
- обработка телематических и пользовательских данных по формам отчета;
- предоставление отчетов в Единую городскую службу организации движения пассажирского транспорта;
- координация движения подконтрольного транспорта;
- оперативный учет транспортной работы подконтрольного транспорта;
- выездной линейный контроль;
- контроль обеспечения безопасности дорожного движения;
- разработка графиков работы водителей;
- оперативное управление процессом организации движения в целях обеспечения выполнения плановых заданий.
Основные функции линейных пунктов диспетчерского контроля:
- Выявление и пресечение деятельности нелегальных перевозчиков (не имеющих договора с администрацией об использовании городских объектов транспортной инфраструктуры и осуществлении регулярных перевозок по маршрутам городской маршрутной сети);
- Предоставление информации о нарушителях и фактах нарушений в Единую городскую службу организации движения пассажирского транспорта;
- Координация движения транспорта;
- Контроль за своевременным отправлением транспорта из конечных пунктов;
- Предоставление сведений об экстренных ситуациях на маршруте;
- Предоставление отчетов в Единую городскую службу организации движения пассажирского транспорта;
- Контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств.
3. Создание приоритетных условий для движения общественного транспорта.
Ежегодно возрастающая плотность транспортных средств на улично-дорожной сети в центральной части города вынуждает увеличивать время на выполнение рейса практически по всем маршрутам, следующим через данный район, а как следствие ежегодно снижается средняя эксплуатационная скорость пассажирского транспорта. В то время как скорость является одним из основных параметров, по которым житель города делает выбор между индивидуальным и общественным транспортом.
Принцип предоставления приоритета движению общественного транспорта:
- общественный пассажирский транспорт обладает приоритетом над индивидуальным транспортом.
4. Обновление подвижного состава.
Таблица 7
План списания автобусов на период 2014 - 2018 гг.
Год |
Количество |
2014 |
45 |
2015 |
26 |
2016 |
25 |
2017 |
25 |
2018 |
20 |
Таблица 8
Обновление подвижного состава муниципальных пассажирских предприятий на период 2014 - 2018 гг.
Год |
Тип подвижного состава |
Количество |
Вместимость |
2014 |
автобус |
15 |
большой |
15 |
средней |
||
трамвай |
15 |
не менее 110 чел. |
|
троллейбус |
5 |
не менее 100 чел. |
|
2015 |
автобус |
15 |
большой |
15 |
средней |
||
трамвай |
15 |
не менее 110 чел. |
|
троллейбус |
5 |
не менее 100 чел. |
|
2016 |
автобус |
15 |
большой |
15 |
средней |
||
трамвай |
10 |
не менее 110 чел. |
|
троллейбус |
5 |
не менее 100 чел. |
|
2017 |
автобус |
15 |
большой |
15 |
средней |
||
трамвай |
10 |
не менее 110 чел. |
|
троллейбус |
5 |
не менее 100 чел. |
|
2018 |
автобус |
15 |
большой |
15 |
средней |
||
трамвай |
5 |
не менее 110 чел. |
|
троллейбус |
5 |
не менее 100 чел. |
5. Развитие транспортной инфраструктуры.
Транспортная доступность и охват сети общественного транспорта напрямую зависят от развития транспортной инфраструктуры, включающей в себя:
- участки улично-дорожной сети, пригодные для эксплуатации общественного транспорта;
- остановочные пункты (определение географических координат каждого остановочного пункта в системе координат);
- конечные остановочные пункты;
- места для разворота и межрейсового отстоя общественного транспорта;
- места отстоя легкового такси.
Важным фактором, направленным на обеспечение комфорта и качества услуг в Концепции, является развитие сети остановок общественного транспорта, которые должны отвечать современным требованиям эргономики, и иметь архитектурно-художественную выразительность, соответствующую облику столицы региона.
Площадки под остановки общественного транспорта должны быть оборудованы: навесом для защиты от осадков с ветрозащитными стенками и скамьями для ожидания, в том числе, учитывающими потребности маломобильных групп населения, электронными табло, отражающими информацию о номере маршрута и времени его прибытия, необходимым набором уличной мебели (урны, информационные щиты и т.д.). Площадки должны иметь удобное для передвижения и очистки покрытие и нормативный уровень освещенности, а также иметь удобные подъездные площадки, оборудованные с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Проекты благоустройства конечных остановочных пунктов предусматривают устройство площадок для посадки-высадки пассажиров, площадок для установки торгового павильона (или пункта горячего питания), диспетчерских пунктов, мобильных туалетов, скамеек, урн, озеленение территории, установку дорожных знаков на металлических опорах, металлические ограждения по периметру участков, освещение с прокладкой линий электроснабжения, устройство тротуаров. В местах спуска к пешеходным переходам устраиваются пандусы для инвалидов и матерей с колясками.
6. Развитие производственно-технической базы электротранспорта.
К основным элементам производственно-технической базы электрического транспорта относятся тяговые подстанции, кабельные и контактные линии, путевое хозяйство. В настоящее время основное оборудование тяговых подстанций городского электротранспорта физически и морально устарело, в ближайшей перспективе необходимо осуществить реконструкцию 9 тяговых подстанций электрического транспорта.
Также требуется заменить порядка 19 км контактной сети троллейбуса и более 20 км контактной сети трамвая.
Таблица 9
План ремонта контактной сети на 2014 - 2018 гг.
Виды работ, наименование участка |
Ед.изм. |
Кол-во |
2014 год | ||
мкрн. Юбилейный | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
5,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
42 |
ул. Грибоедова (от ул. Шмидта до Студгородка) |
|
|
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
6 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
67 |
ул. Ленина | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
1,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
58 |
2015 год | ||
Плотина ГЭС | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
2 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
40 |
ул. Напольная | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
3,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
79 |
ул. Челнокова | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
1,2 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
25 |
2016 год | ||
Плотина ГЭС | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
1,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
40 |
ул. Рабочая с кольцом | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
2,35 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
79 |
ул. Тимирязева (от ул. Окт. Революции до ул. Дек.Событий) | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
0,72 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
38 |
старый Ангарский мост | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
2 |
2017 год | ||
Плотина ГЭС | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
1,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
58 |
ул. Партизанская от ул. 1-Советской, ул. Волжская до ул. Депутатской | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
4,5 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
49 |
ул. Софьи Перовской | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
0,24 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
17 |
ул. Байкальская (от ул. Софьи Перовской до ул. Тимирязева) | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
0,25 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
8 |
Ушаковский мост | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
0,25 |
2018 год | ||
ул. 1 Советская | ||
Капитальный ремонт контактной сети троллейбуса |
км |
7 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
75 |
ул. Байкальская (от ул. Софьи Перовской до ул. Тимирязева) | ||
Капитальный ремонт контактной сети трамвая |
км |
0,21 |
Замена опор контактной сети |
шт. |
13 |
Таблица 10
План ремонтов тяговых подстанций на 2014 - 2018 гг.
Виды работ, наименование участка |
Ед. изм. |
Кол-во |
2014 год | ||
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 1000А (ТП N 3) |
шт. |
4 |
Катодные автоматы ВАБ-49 (ТП N 4, 5, 6, 8) |
шт. |
12 |
Кабель ППСРМ сеч. 120 мм |
км |
0,5 |
2015 год | ||
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 2000А (ТП N 8) |
шт. |
3 |
Кабель АСБ-2к сеч. 800 мм (ТП N 8) |
км |
3,6 |
2016 год | ||
Силовой трансформатор ТМРУМ 2000/10у2 (ТП N 8) |
шт. |
1 |
Силовой трансформатор ТМРУМ 1000/10у2 (ТП N 7) |
шт. |
1 |
Фидерные автоматы ВАТ-43 (ТП N 1) |
шт. |
2 |
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 1000А (ТП N 7) |
шт. |
3 |
Кабель АСБ-2к сеч. 800 мм (ТП N 1) |
км |
0,9 |
2017 год | ||
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 1000А (ТП N 6) |
шт. |
3 |
Силовой трансформатор ТМРУМ 1000/10у2 (ТП N 6) |
шт. |
3 |
Фидерные автоматы ВАТ-43 (ТП N 6) |
шт. |
2 |
Кабель АСБ-2к сеч. 800 мм (ТП N 6, ф.1) |
км |
1,6 |
Кабель ППСРМ сеч. 120 мм |
км |
0,5 |
2018 год | ||
Силовой трансформатор ТМРУМ 1000/10у2 (ТП N 3) |
шт. |
4 |
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 1000А (ТП N 5) |
шт. |
2 |
Выпрямительный агрегат ШУ КВ БВКЛЕ 2000А (ТП N 5) |
шт. |
1 |
Фидерные автоматы ВАТ-43 (ТП N 4) |
шт. |
2 |
Кабель ППСРМ сеч. 120 мм |
км |
0,5 |
Таблица 11
План ремонта трамвайных путей на 2014 - 2018 гг.
Виды работ, наименование участка |
Ед.изм. |
Кол-во |
2014 год | ||
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Дек.Событий |
км.о.п. |
1,25 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Челнокова |
км.о.п. |
0,7 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Волжская |
км.о.п. |
0,25 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Депутатская |
км.о.п. |
2,8 |
Замена стрелочных переводов |
шт. |
5 |
Замена асфальтового покрытия |
м2 |
13265 |
2015 год | ||
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Депутатская |
км.о.п. |
2,5 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Грибоедова |
км.о.п. |
2,1 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Терешковой |
км.о.п. |
0,5 |
Замена стрелочных переводов |
шт. |
5 |
Замена асфальтового покрытия |
м2 |
10640 |
2016 год | ||
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Ремесленная |
км.о.п. |
1,06 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Напольная |
км.о.п. |
2 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Депутатская |
км.о.п. |
1 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Дек.Событий |
км.о.п. |
0,9 |
Замена стрелочных переводов |
шт. |
5 |
Замена асфальтового покрытия |
м2 |
10500 |
2017 год | ||
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Тимирязева - Ленина |
км.о.п. |
0,28 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Тимирязева (участок от ул. Байкальская до ул. Окт.Революции) |
км.о.п. |
2 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Напольная |
км.о.п. |
2 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Партизанская |
км.о.п. |
1 |
Замена стрелочных переводов |
шт. |
5 |
Замена асфальтового покрытия |
м2 |
18620 |
2018 год | ||
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Ст.Разина |
км.о.п. |
1,4 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Ленина |
км.о.п. |
1,5 |
Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Депутатская (участок от ул. Волжская до ул. 1 Советская) |
км.о.п. |
2,4 |
Замена стрелочных переводов |
шт. |
5 |
Замена асфальтового покрытия |
м2 |
18690 |
7. Повышение уровня информационного обеспечения работы городского пассажирского транспорта.
Современные технологии позволяют получать исчерпывающую информацию о работе пассажирского транспорта. К основным направлениям информационного обеспечения следует отнести:
- создание системы диспетчерского контроля и управления пассажирским транспортом, основанной на системе аэронавигации ГЛОНАСС/GPS;
- создание системы информирования пассажиров о работе пассажирского транспорта.
Уровень информированности населения о работе городского пассажирского транспорта оказывает существенное влияние на его привлекательность, поскольку пассажиру важно знать такие характеристики маршрутной сети, как схема движения маршрутов, расписание движения, изменения, задержки в работе общественного транспорта.
Ввиду этого целесообразно развивать системы информирования пассажиров о работе пассажирского транспорта, включающие:
- электронные информационные табло, установленные на остановочных пунктах и в салонах транспортных средств;
- WEB-программы с предоставлением действующего расписания движения маршрутов, а также информирующие об изменениях и задержках в работе общественного транспорта;
- нанесение маршрутов в электронном виде на электронные картографические ресурсы.
Вышеназванные направления должны развиваться в кооперации с заинтересованными организациями и структурами, для которых это откроет новые возможности для развития бизнеса (компании сотовой связи, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т.д.).
Реализация вышеуказанных направлений позволит создать в городе геоинформационную систему (далее - ГИС) общественного транспорта города, в базу данных которой должно войти следующее:
- данные о параметрах улично-дорожной сети, в том числе организации дорожного движения;
- данные о плотности и скорости транспортных потоков по участкам улично-дорожной сети с учетом времени суток, дней недели и т.п.;
- данные о расписании движения общественного транспорта;
- данные о местах с повышенным уровнем аварийности;
- данные о плотности населения на территории города и о направлении его корреспонденций в процессе жизнедеятельности;
- данные о поостановочном, покатегорийном пассажиропотоке, а также о его корреспонденциях в процессе жизнедеятельности.
Система должна обеспечить достоверность и своевременную актуализацию всех используемых данных.
Развитая транспортная модель, созданная на базе данных ГИС общественного транспорта, позволит гораздо быстрее и точнее принимать управленческие решения по организации работы отрасли городских пассажирских перевозок.
8. Внедрение системы электронного проездного билета.
Введение электронной системы оплаты проезда на городском электрическом транспорте позволит:
- ввести в работу электронный кошелек, повысив привлекательность общественного транспорта;
- обеспечить полное финансовое контролирование работы перевозчиков, максимально привязав качество работы к доходам;
- оперативно получать точный пассажиропоток с учетом его особенностей в режиме реального времени;
- исключить проведение сложных организационных мероприятий по изучению пассажиропотока;
- рассмотреть возможность интеграции с УЭК (универсальной электронной картой) в рамках 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с целью оказания муниципальных услуг и услуг других организаций.
VIII. Этапы перехода к новой модели организации работы отрасли
1. Подготовительный.
1.1. Внесение изменений в существующую нормативно-правовую базу;
1.1.1. Формирование и утверждение реестра маршрутов городского пассажирского транспорта;
1.1.2. Формирование и утверждение реестра остановочных пунктов;
1.1.3. Формирование реестра перевозчиков;
1.1.4. Разработка и утверждение положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Иркутске транспортом общего пользования;
1.1.5. Разработка и утверждение положения о центральной диспетчерской службе;
1.2. Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в городе Иркутске:
1.2.1. Оценка технического состояния трасс маршрутов, проходящих по автомобильным дорогам местного значения, в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
1.2.2. Сплошное обследование пассажиропотоков;
1.2.3. Изменение схем маршрутов городского пассажирского транспорта для организации движения через Академический мост;
1.2.4. Определение типа, вместимости и предельно допустимого количества автобусов на маршрутах, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния работы общественного пассажирского транспорта;
1.2.5. Оборудование остановочных пунктов в соответствии с нормами законодательства;
1.2.6. Обновление подвижного состава;
1.2.7. Развитие производственно-технической базы электротранспорта.
2. Создание условий для предоставления транспортных услуг.
2.1. Привлечение перевозчиков для работы на маршрутах городской маршрутной сети на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2.2. Создание центральной диспетчерской службы;
2.2.1. Обследование рынка и выбор программного обеспечения для внедрения;
2.2.2. Организация технической инфраструктуры;
2.2.3. Внедрение и адаптация программного обеспечения;
2.2.4. Организация технологического процесса диспетчерского управления транспортным процессом и взаимодействия с перевозчиками (программного обеспечения, оборудования);
2.2.5. Внедрение сквозного расписания;
2.3. Создание системы информирования пассажиров о работе пассажирского транспорта;
2.3.1. Установка на остановочных пунктах и в салонах транспортных средств электронных информационных табло;
2.3.2. Предоставление возможности свободного доступа жителей города Иркутска к информации о схемах движения ТС, актуальном расписании движения ТС, загруженности транспортных средств, тарифах на проезд на сайте администрации города Иркутска (или альтернативном ресурсе);
2.4. Внедрение системы электронной оплаты проезда;
2.4.1. Организация процессингового центра;
2.4.2. Оснащение транспортных средств оборудованием;
2.4.3. Организация системы выпуска и пополнения транспортных карт;
2.4.5. Настройка, пуск-наладка и опытная эксплуатация оборудования.
IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции
- создание нормативно-правовой базы в вопросах организации транспортного обслуживания населения;
- обеспечение устойчивого, стабильного функционирования городского пассажирского транспорта;
- улучшение качества и повышение комфортности предоставляемых транспортных услуг;
- повышение безопасности пассажирских перевозок;
- удовлетворение спроса горожан в пассажирских перевозках;
- создание условий для финансового оздоровления организаций транспорта и повышение эффективности их работы;
- снижение расходов на ремонт подвижного состава;
- улучшение информированности населения о работе городского пассажирского транспорта;
- внедрение электронной оплаты проезда на всех видах городского пассажирского транспорта.
Список сокращений, использованных в настоящей Концепции:
МУГАДН по РБиИО - Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области;
ПС - подвижной состав;
ОГИБДД УМВД России по г.Иркутску - отделение государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения управления министерства внутренних дел России по городу Иркутску.
__________________
*(1) согласно приказу службы по тарифам Иркутской области от 23 июля 2008 г. N 100-спр.
*(2) согласно постановлению администрации г.Иркутска от 31.10.2008 N 031-06-2554/8
*(3) согласно постановлению администрации г.Иркутска от 24.11.2010 N 031-06-2865/10
*(4) согласно постановлению администрации г.Иркутска от 01.10.2013 N 031-06-2529/13
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Иркутска от 10 июля 2014 г. N 031-06-856/14 "Об утверждении Концепции организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.