Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Ведомственная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ангарске" на 2015 - 2017 годы (далее - Программа) рассчитана на среднесрочную перспективу и базируется на федеральном и региональном законодательстве, действующем в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса является очень актуальным в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Учитывая, что город Ангарск исторически является промышленным городом и находится в первой тройке наиболее промышленно развитых городов Приангарья. Одним из стратегических факторов устойчивого развития экономики города считается развитие малого и среднего предпринимательства. В программе комплексного социально-экономического развития города Ангарска на 5 лет (2014 - 2018 годы), утвержденной решением Думы города Ангарска от 04.07.2013 N 121-14гД, отведена значительная роль перспективам развития малого и среднего бизнеса, инновационных производств, а также формированию благоприятного инвестиционного климата.
Одной из важнейших функций малого и среднего предпринимательства является обеспечение занятости (самозанятости) населения, высвобождаемого в результате остановки производственного процесса на крупных предприятиях и, как следствие, поддержание в обществе социальной стабильности.
Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства отвечает приоритетным задачам социально-экономического развития города Ангарска на долгосрочную перспективу.
Программа разрабатывается с целью обеспечения преемственности решений администрации города Ангарска в сфере развития малого и среднего предпринимательства с использованием механизмов муниципальной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ангарске" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 05.10.2010 N 1610-г.
Развитие малого и среднего бизнеса в городе должно осуществляться на основе программно-целевого метода, основанного на реализации муниципальной целевой программы, разработанной с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, а также других факторов. Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация мероприятий Программы должно способствовать созданию условий для развития бизнеса в городе Ангарске.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать: разрозненные усилия участников городской инфраструктуры поддержки предпринимательства; несистемное решение стоящих в этой области задач; "распыление" денежных средств городского бюджета.
При разработке Программы учитывались следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:
- недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;
- недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;
- неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);
- низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;
- сложность доступа к финансовым ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров;
- ограниченность местного рынка;
- высокий уровень административных барьеров;
- сложности для начала бизнеса "с нуля";
- недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.
Решение проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории города Ангарска программно-целевым методом является наиболее оптимальным подходом. Программа должна определить комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, СМиСП, а также организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и направленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в целях поддержки и развития реального сектора экономики города.
К числу возможных рисков при использовании программно-целевого метода следует отнести возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может негативно отразиться на возможности их реализации в запланированном объеме.
Развитие малого предпринимательства в городе Ангарске можно охарактеризовать следующим образом.
По состоянию на 01.01.2014 на территории города Ангарска действовало 3918 малых и микропредприятий. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности за период с 2010 по 2013 годы практически не изменилась. Малые предприятия работают во всех видах экономической деятельности. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли (43 %); строительство (11,2 %) и обрабатывающие производства (9,9 %).
Динамика изменений в состоянии сферы малого и среднего предпринимательства города Ангарска за период с 2010 по 2013 год представлена в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество действующих малых предприятий (включая микро) |
ед. |
2232 |
2252 |
2379 |
3918 |
2 |
Средняя численность работников, занятых на малых предприятиях (включая микро) |
чел. |
16590 |
17123 |
17225 |
17266 |
3 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (включая микро) |
млн. рублей |
30610 |
31832,5 |
33182,6 |
35197,0 |
4 |
Доля занятых на предприятиях малого бизнеса в общей численности работающих на предприятиях города |
% |
20,4 |
21 |
22 |
23,0 |
5 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
581,4 |
620,9 |
663,2 |
702,3 |
6 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников МП и Микро |
тыс. рублей |
2174570,5 |
2283361,7 |
2383714,3 |
2514921,9 |
7 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника малых предприятий (включая микро) |
рублей |
10920 |
11107,4 |
11526,9 |
12132,5 |
8 |
Число предпринимателей без образования юридического лица (ИП) |
ед. |
8556 |
8415 |
7544 |
5997 |
9 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг |
млн. рублей |
7465 |
8239,3 |
8699,8 |
9244,6 |
Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий (включая микро) за период с 2010 года по 2013 годы возросла на 3,9 % и составила 17 266 человек на 01.01.2014. Доля занятых на предприятиях малого бизнеса составляет 23 % от общей численности работающих на предприятиях города.
Наиболее емкими в части использования трудовых ресурсов являются предприятия оптовой и розничной торговли - 32,0 % от общей численности занятых на малых предприятиях, в строительстве занято 13,9 %, в обрабатывающих производствах - 14 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 22,6 %.
Вследствие введения изменений в расчете страховых взносов по индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 году уменьшилось в сравнении с 2011 годом на 28 %.
Сегодня на территории города Ангарска создана и функционирует инфраструктура поддержки бизнеса, представляющая собой единую взаимосвязанную систему: некоммерческая организация "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ангарского муниципального образования", "Фонд поддержки малого предпринимательства города Ангарска", представительство Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, общество с ограниченной ответственностью "Технопарк", Общественный координационный Совет в области развития предпринимательства при администрации города Ангарска, и другие организации, которые призваны обеспечивать комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.