Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 апреля 2014 г. N 480 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 7
к Государственной программе
Тамбовской области
"Обеспечение доступным и
комфортным жильем и
коммунальными услугами
граждан области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения"
(далее - подпрограмма)
12 декабря 2013 г., 30 апреля, 31 декабря 2014 г., 18 сентября 2015 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 18 сентября 2015 г. N 1044 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
1.1 Анализ современного состояния промышленности строительных материалов области
По состоянию на 01.01.2013 в регионе действовало 129 предприятий и производств, занимающихся производством прочих неметаллических минеральных продуктов, из них - 19 крупных и средних, 110 малых (включая микропредприятия), а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Общая численность занятых в подотрасли производства строительных материалов составляла 4137 человек.
В 2012 году отгружено продукции строительного назначения по всем организациям-производителям на сумму 5154,6 млн. рублей. Доля отгруженной продукции в подотрасли в общем объеме промышленной продукции возросла с 2,5% в 2000 г. до 6,2% в 2012 г.
За 2008 - 2012 гг. среднегодовой индекс промышленного производства по полному кругу производителей строительных материалов составил 107,0%, при этом в целом по промышленности региона - 105,7%.
Несмотря на достигнутый рост производства за последние пять лет, в 2008 и 2009 гг. в подотрасли наблюдалась нестабильная ситуация, в связи с финансовым кризисом отмечался спад производства на 8,7% и 11,9% соответственно.
С 2010 г. начался рост физического объема производства прочих неметаллических продуктов: в 2012 г. он составил 109,0%; в 2011 г. - 126,2%; в 2010 г. - 131,1%. Среди областей Центрального федерального округа Тамбовская область по индексу физического объема производства в 2010 г. занимала 1 место, в 2012 г. - 8 место.
1.2. Основные проблемы в производстве строительных материалов
Финансово-экономическое положение большинства предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов в регионе остается сложным. Главной проблемой остается сбыт продукции.
В отличие от большинства застройщиков промышленные предприятия обладают капиталоемкими основными фондами, значительными площадями промышленных площадок, трудовыми ресурсами, которые большинство производителей даже в кризисной ситуации стараются сохранить.
В 2007 - 2011 гг. промышленность строительных материалов работала прибыльно (таблица 1). Сальдированный финансовый результат в 2011 г. составил 31,3 млн. рублей прибыли против 142,3 млн. рублей убытков в 2010 г. Причиной убытков 2010 года явился ряд экономических факторов: спрос и предложение, действующие механизмы регулирования в экономике, сложившаяся конкуренция и другие. Удельный вес убыточных предприятий в 2011 г. составил 25,0%.
Таблица 1.
Основные показатели
производственно-хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав вида деятельности "производство прочих неметаллических минеральных продуктов"
Показатели |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Число производств (единиц) |
- |
102 |
115 |
115 |
125 |
136 |
129 |
Индекс физического объема промышленного производства (в % к предыдущему году) |
92,2 |
142,2 |
89,0 |
91,5 |
131,1 |
126,2 |
109,0 |
Объем промышленной продукции (млн. руб.) |
315,6 |
2745,4 |
3116,8 |
2424,1 |
2983,0 |
4679,7 |
5154,6 |
Доля в общем объеме продукции промышленности (%) |
2,5 |
7,0 |
7,1 |
5,2 |
6,3 |
5,8 |
6,2 |
Доля убыточных предприятий (%) |
33,3 |
14,3 |
44,4 |
22,2 |
12,5 |
25,0 |
26,8 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) (млн. руб.) |
5,9 |
329,6 |
91,4 |
29,9 |
-142,3 |
31,3 |
32,1 |
Загрузка производственных мощностей в среднем (%) |
17,7 |
51,5 |
48,5 |
47,9 |
68,1 |
68,9 |
76,6 |
Степень износа основных фондов (%) |
- |
28,1 |
22,6 |
27,2 |
20,7 |
27,9 |
33,1 |
Коэффициент обновления основных фондов (%) |
- |
11,3 |
29,6 |
21,6 |
45,6 |
4,2 |
6,4 |
Коэффициент выбытия основных фондов (%) |
- |
1,3 |
5,8 |
1,6 |
0,5 |
0,2 |
0,8 |
Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий подотрасли в 2012 г. сохранилась на уровне предыдущего года.
Наряду с финансово-экономическими трудностями ситуация осложняется тем, что многие строительные материалы не производятся в области (цемент, стекло, рубероид, листы асбестоцементные, трубы чугунные, санфаянс и прочее). Потребность в них удовлетворяется за счет ввоза строительной продукции из других регионов России (таблица 2).
Таблица 2.
Строительные материалы, ввозимые в область
N п/п |
Наименование материала |
Ед. измерения |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Цемент |
тыс. тонн |
101,0 |
117,5 |
131,2 |
185,7 |
170,21 |
2 |
Материалы мягкие кровельные и изоляционные |
тыс. кв м |
922,6 |
980,5 |
610,2 |
261,4 |
510,57 |
3 |
Стекло оконное (листовое) |
тыс. кв м |
144,2 |
59,4 |
345,0 |
338,0 |
498,9 |
4 |
Плитки керамические глазурованные |
тыс. кв м |
3,1 |
нет данных |
5,0 |
нет данных |
нет данных |
5 |
Линолеум |
тыс. кв м |
5,0 |
9,0 |
24,9 |
12,1 |
115,24 |
6 |
Листы асбестоцементные |
млн. усл. плит |
3,9 |
4,3 |
3,0 |
2,0 |
2,8 |
7 |
Материалы стеновые (без стеновых железобетонных панелей) |
млн. шт. усл. кирп. |
21,3 |
52,9 |
24,2 |
24,4 |
53,5 |
8 |
Щебень и гравий из природного камня и песчано-гравийных материалов |
тыс. куб.м |
354,3 |
363,6 |
283,9 |
290,7 |
121,0 |
1.3. Минерально-сырьевые ресурсы
Минерально-сырьевая база стройиндустрии области представлена месторождениями глины и суглинков легкоплавких, песков для строительных работ и производства силикатных изделий, карбонатных пород для производства цемента, извести и известнякового щебня, трепела. В настоящее время в регионе разведано 293 месторождения строительных материалов, в том числе:
96 месторождений и участков строительных песков - суммарные балансовые запасы составляют 193072 тыс. куб.м, включая 20 месторождений песков-отощителей (5709 тыс. куб.м), 4 месторождения (33152 тыс. куб.м) песков для производства силикатного кирпича, в том числе распределенный фонд - 29 месторождений песков, балансовая мощность которых составляет 68150 тыс. куб.м;
178 месторождений легкоплавких глин и суглинков, пригодных для производства керамического кирпича, керамзита, дренажных труб (суммарные балансовые запасы - 245300 тыс. куб.м), из них распределенный фонд - 26 месторождений с запасами в 38553 тыс. куб.м;
8 месторождений известняка и доломитов (100869 тыс. куб.м), из них 1 месторождение с запасами в 42300 тыс. куб.м находится в распределенном фонде;
11 месторождений трепела и опоков (27071 тыс. куб.м) для производства утеплителя нового поколения - вспененного стекла, из них 1 месторождение с запасами в 1388 тыс. куб.м - в распределенном фонде.
В целом минерально-сырьевая база достаточна для удовлетворения собственных нужд области в строительных материалах, но требуется обеспечение воспроизводства и эффективного использования минерально-ресурсного потенциала и вовлечение в производство строительных материалов промышленных отходов.
1.4. Земельные участки, пригодные для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций
На 01.01.2013 на территории области около 3,0 тыс. га земельных угодий или более 50 земельных участков пригодно для размещения новых предприятий промышленности строительных материалов, из них - 1,945 тыс. га находится в Тамбовском районе, в пригородной зоне областного центра.
Наличие земельных участков, пригодных для размещения новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечивает потребность в них до 2020 г. Более 30% земельных участков обеспечено инженерной и транспортной инфраструктурой.
Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков под строительство предприятий промышленности строительных материалов особой социальной и экономической важности для региона планируется на условиях государственно-частного партнерства в рамках реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
1.5. Современное состояние материально-технической оснащенности промышленности строительных материалов
На уровень производства строительных материалов существенное влияние оказывает высокая степень износа основных фондов, в том числе машин и оборудования, на предприятиях отрасли.
Степень износа основных фондов на начало 2012 г. в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов составила 27,9%, что значительно меньше, чем в среднем по обрабатывающим производствам, преимущественно за счет производства минераловатной продукции, где износ составляет всего 20,4%.
Однако изношенность основных фондов большинства предприятий по производству основных строительных материалов составляет 60 - 80%. Производство ведется по устаревшим технологиям, установленное на большинстве предприятий отрасли технологическое оборудование по своим техническим характеристикам можно охарактеризовать как несоответствующее требованиям сегодняшнего дня. Сроки эксплуатации значительной его части составляют 30 и более лет.
Для решения проблемы расширенного воспроизводства основного капитала и дальнейшего устойчивого развития строительного комплекса необходимы программные методы и их государственная поддержка.
Такая потребность диктуется следующими мотивами:
высокая энергоемкость и моральный износ оборудования, его номенклатура не соответствует новым технологиям, внедряемым в отрасли в последние годы;
фондооснащенность предприятий не соответствует производственным потребностям, коэффициент обновления основных фондов за 2011 г. составил 4,2%.
В настоящее время многие предприятия строительного комплекса характеризуются недозагрузкой производственного потенциала. Наиболее высокая загрузка производственных мощностей характерна для крупных предприятий и составляет в среднем 60 - 70% (использование производственных мощностей организаций по данным статистики в 2011 г. составило в среднем: по производству силикатного кирпича - 71,0%, железобетонных конструкций и изделий - 68,9%, материалов строительных нерудных - 57%, стальных конструкций - 96,8%), а уровень загрузки производственных мощностей у малых предприятий составляет всего 35%.
Основной причиной неудовлетворительного состояния основных фондов в строительстве, сокращения предложения новой строительной техники является отсутствие собственных финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов.
Сложный механизм и ограничения по финансовому состоянию предприятий при оформлении банковских кредитов сдерживают их долю в инвестиционном процессе.
Параллельно наблюдается рост фондоемкости и абсолютное падение фондоотдачи. Рост фондовооруженности труда объясняется старением (не обновлением) основных фондов, накоплением физически изношенной техники, темпы выбытия которых практически не растут (отношение выбывших основных фондов к наличию на начало 2012 г. - 0,2%), поэтому доля машин с истекшим сроком службы составляет 40 - 50%.
Современный уровень развития капитального строительства обуславливает необходимость ускорения процесса замены и обновления активной части фондов, своевременного списания физически и морально изношенных средств труда и повышения норм их возмещения, что является необходимым условием улучшения использования действующих фондов.
Для достижения прогнозируемого увеличения объемов жилищного строительства до 2020 г. структурная перестройка инвестиционно-строительного комплекса должна стать стратегическим направлением, обеспечивающим опережающее развитие основных фондов организаций и предприятий промышленности строительных материалов, что может быть достигнуто только программно-целевыми методами.
1.6. Рынок строительных материалов
Производство строительных материалов на текущий период обеспечивает потребности строительного комплекса области и имеет определенный потенциал в отношении возможностей роста объемов производства, однако не удовлетворяет по уровню энергоэффективности, низкой степени автоматизации производства и, как следствие, высокой себестоимости выпускаемой продукции.
В таблице 3 приведены объемы выпуска основных видов строительной продукции в Тамбовской области.
Таблица 3.
Объемы
выпуска основных видов строительных материалов и изделий по годам
Наименование |
Ед. изм. |
1990 г. |
1995 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Стеновые материалы, в том числе: |
млн. шт. усл. кирп. |
293,7 |
95,2 |
102,5 |
102,3 |
88,3 |
105,1 |
114,5 |
113,1 |
кирпич строительный |
238,9 |
79,0 |
85,0 |
88,0 |
74,8 |
87,3 |
91,9 |
90,5 |
|
стеновые блоки |
58,4 |
16,2 |
17,4 |
14,4 |
13,5 |
17,8 |
22,6 |
22,6 |
|
Сборный железобетон |
тыс. куб.м |
434,4 |
180,9 |
101,8 |
92,0 |
79,1 |
106,2 |
108,6 |
142,6 |
Панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения |
тыс. кв м общ. пл. |
- |
- |
4,9 |
7,9 |
2,2 |
- |
- |
- |
Теплоизоляционные материалы, в том числе: вата минеральная и изделия из нее |
тыс. куб.м |
274,4 |
176,9 |
1040,5 |
836,3 |
951,8 |
1314,9 |
1800,0 |
1922,7 |
Нерудные строительные материалы - песок |
тыс. куб.м |
1315,1 |
392,2 |
580,3 |
576,7 |
592,3 |
811,3 |
967,3 |
1053,3 |
Конструкции деревянные клееные |
тыс. куб.м |
- |
- |
- |
7,67 |
6,0 |
6,92 |
8,78 |
10,07 |
Дома деревянные заводского изготовления |
тыс. кв м общ. пл. |
103,2 |
23,7 |
11,9 |
23,8 |
23,5 |
29,6 |
27,4 |
21,4 |
Цементно-стружечные плиты |
тыс. куб.м |
26,8 |
11,3 |
31,3 |
33,1 |
24,4 |
30,5 |
39,7 |
18,2 |
Пиломатериалы |
тыс. куб.м |
190,6 |
74,2 |
59,9 |
55,7 |
43,5 |
52,8 |
76,68 |
74,9 |
Дверные блоки |
тыс. кв м |
- |
19,8 |
119,6 |
33,4 |
13,43 |
6,3 |
7,32 |
4,55 |
Оконные блоки |
тыс. кв м |
- |
17,7 |
9,7 |
13,1 |
6,3 |
6,3 |
4,44 |
4,82 |
Заполнители пористые - керамзит |
тыс. куб.м |
- |
- |
73,7 |
62,7 |
40,5 |
50,9 |
32,5 |
25,5 |
Конструкции стальные строительные |
тыс. т |
- |
- |
7,7 |
10,7 |
10,5 |
16,0 |
20,7 |
18,2 |
Производство нерудных строительных материалов в области сосредоточено на 4 средних и крупных предприятиях и 14 - малых. Основные производители песка строительного в области, добывающие 70% материала, расположены в Тамбовском районе: общество с ограниченной ответственностью "Нерудник - М" (44,0%), общество с ограниченной ответственностью "Лужки" (13,5%), общество с ограниченной ответственностью "Горняк" (12,5%). Эксплуатационные запасы по 3 карьерам составляют 40000 тыс. куб.м, что позволит обеспечить максимальную потребность строительного комплекса на 40 лет. Кроме того, в области имеются 28 лицензий на добычу песка строительного. За последние 5 лет добыча песка выросла почти в 2 раза. Основными потребителями нерудных строительных материалов являются производители бетона и железобетона, строители автомобильных дорог.
Действующие предприятия по производству нерудных материалов построены 30 и более лет назад. Применяемые технологии переработки соответствуют уровню 70-х гг. прошлого века и ориентированы на выпуск одной-двух фракций песка. Технологии и оборудование добывающих предприятий не позволяют производить качественную продукцию.
При наличии месторождений известняковых пород в Петровском районе добыча и производство известнякового щебня и извести не налажены.
Общая мощность по производству бетонных и железобетонных изделий в области составляет 181,0 тыс. куб.м в год. Основные предприятия подотрасли: открытое акционерное общество "Тамбовский завод железобетонных изделий", общество с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5", общество с ограниченной ответственностью "ТамбовБизнесСтрой" - расположены в городе Тамбове; общество с ограниченной ответственностью "Строительная индустрия", общество с ограниченной ответственностью "Бокинский завод строительных конструкций" - в Тамбовском районе; открытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" - в городе Моршанске.
За последние несколько лет за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий (открытое акционерное общество "Тамбовский завод железобетонных изделий", общество с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5") и восстановления производственной деятельности (общество с ограниченной ответственностью "Бокинский завод строительных конструкций") произошло увеличение производственных мощностей по выпуску железобетонных и бетонных изделий на 39 тыс. куб.м. Тем не менее, средний процент износа мощностей по производству железобетона на 01.01.12 составлял 50,8%.
В 2012 г. произведено 142,6 тыс. куб.м сборного железобетона (128,5% к 2011 г.), коэффициент использования производственных мощностей - 78,0%. Недоиспользование мощностей свидетельствует об имеющихся резервах роста производства железобетона, в то же время часть номенклатуры сборных железобетонных конструкций ввозится в область из других регионов, так как местное производство железобетона не обеспечивает потребности по номенклатуре и нуждается в существенной модернизации.
Необходимо продолжить работу по реконструкции действующих предприятий с внедрением новых технологий в производство железобетонных и бетонных изделий. Требуется более рациональное размещение предприятий по территории области.
Стеновые материалы
Производство стеновых материалов в области представлено 2 заводами по производству силикатного кирпича, общей мощностью 98 млн.шт.усл. кирпича, 18 заводами по производству керамического кирпича, общей мощностью 32,2 млн.шт.усл. кирпича. Кроме того, на других производствах выпускаются мелкие и крупные бетонные стеновые блоки, включая блоки стен подвалов.
Годовой объем выпуска стеновых материалов в 2012 г. составил 113,1 млн.шт.усл. кирпича, в том числе кирпича строительного - 90,5 млн.шт.усл. кирпича.
В 2009 - 2010 гг. в регионе созданы новые мощности по производству лицевого силикатного кирпича (15 млн.шт.усл. кирпича в год) и бетонных лицевых стеновых камней (6 млн.шт.усл. кирпича в год).
При этом в 2011 г. в область ввезено 53,5 млн.шт.усл. кирпича, в 2012 г. дефицит стеновых материалов ориентировочно составил 50,0 млн.шт.усл. кирпича.
Увеличение ввоза стеновых материалов из других регионов за последние два года связано с увеличением объемов жилищного строительства, в том числе малоэтажного.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция повышения спроса на стеновые ячеисто-бетонные блоки и керамические щелевые камни, высоким спросом пользуется лицевой кирпич как керамический, так и силикатный.
Область имеет значительный потенциал в части производства керамического кирпича. Выданы лицензии на разработку 23 месторождений в 13 районах области, в распределенном фонде находится 42,0 млн.куб.м суглинков кирпичных, что позволит производить 226 млн.шт.усл. кирпича в год в течение 50 лет. В нераспределенном фонде - более 200 млн.куб.м суглинков.
Основной задачей до 2020 г. является строительство завода мощностью 60 млн. шт. усл. кирпича в год в Сампурском районе, а также создание местного автоклавного производства энергоэффективных стеновых материалов в г. Тамбове мощностью 20 млн. шт. усл. кирпича в год.
Цемент
Строительный комплекс региона на протяжении последнего десятилетия ощущал перебои с поставкой цемента, притом, что цена на привозной цемент выше, чем в соседних областях, имеющих собственное производство цемента.
Для устойчивого обеспечения цементом строительного комплекса региона в Петровском районе области на базе Борисовского месторождения известняков еще в 80 годы прошлого века планировалось создать новое производство - цементный завод с использованием сухого способа производства. В 2007 г. общество с ограниченной ответственностью "Тамбов-цемент" получило лицензию на пользование недрами Борисовского месторождения, оформило в долгосрочную аренду земельный участок под строительство, выполнило предпроектные работы. Однако до настоящего времени проект не реализован (из-за трудностей с получением кредитных ресурсов).
С вводом в эксплуатацию карьера по добыче известнякового щебня и цементного завода будут полностью обеспечены потребности строительного комплекса в извести, щебне, цементе и будет дан толчок развитию местной промышленности строительных материалов.
Теплоизоляционные материалы
Основной производитель теплоизоляционных материалов в Тамбовской области - закрытое акционерное общество "Изорок". Это предприятие одно из крупнейших в России по производству теплоизоляционных материалов на основе базальтового сырья. В 2010 г. введена в эксплуатацию третья технологическая линия, и мощность предприятия увеличилась до 1876 тыс. куб.м условной ваты в год. В 2012 г. доля производства минеральной ваты составила 11,6% в общероссийском объеме против 8% в 2007 г. и 2,4% в 2000 г. В 2012 г. предприятием выпущено 1922,7 тыс. куб.м. минераловатной продукции.
Исходя из отечественного и мирового опыта производства эффективных теплоизоляционных материалов, возможностей существующих предприятий и наличия местного минерального сырья, перспективными направлениями развития промышленности строительных материалов Тамбовской области по подотрасли теплоизоляционных материалов являются:
расширение производственных мощностей закрытого акционерного общества "Изорок";
наладка технологии и промышленное производство энергоэффективного утеплителя на основе вспененного стекла.
Деревянное домостроение
Основной производитель - многопрофильное предприятие закрытое акционерное общество "ТАМАК". Имеет мощности по производству панельно-каркасных деревянных домов заводского изготовления, домов из профилированного клееного бруса, клееной древесины, цементно-стружечной плиты (далее - ЦСП), пиломатериалов, дверных блоков, деревянных оконных блоков европейского типа и прочего.
В 2012 г. по сравнению с 2007 г. предприятием произведено больше деревянных домов заводского изготовления почти в два раза, цементно-стружечных плит - в 1,5 раза. В 2012 г. доля производства цементно-стружечных плит в общероссийском объеме производства составила 40,5%. При этом мощности по деревянному панельно-каркасному домостроению в 2012 г. были загружены на 43,0%, по производству клееной древесины - на 40%, по ЦСП - на 100%.
Перспективным направлением в развитии производства закрытого акционерного общества "ТАМАК" является обновление и модернизация существующих мощностей.
Следовательно, с учетом имеющегося в настоящее время технологического отставания оснащенности предприятий, объемов производственных мощностей, энергоемкости ряда производств, ассортимента продукции и ее качества, в случае непринятия мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов, в краткосрочной перспективе может сформироваться устойчивый дефицит конкурентоспособной продукции, который станет препятствием для роста темпов капитального строительства, ремонтно-эксплуатационных работ, реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и сроки реализации подпрограммы
Подпрограмма ориентирована на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Государственной программы Тамбовской области "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан области" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа).
Цель и задачи подпрограммы определены в соответствии со Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262.
Целью подпрограммы является ликвидация разрыва между развитием спроса и обеспечением потребности строительного рынка области экономичными и энергосберегающими строительными материалами, изделиями и конструкциями местного производства, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение сроков строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и обеспечивать комфортность проживания в жилых домах необходимый надежности и долговечности.
Указанная цель базируется на современных требованиях к отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, основанных на необходимости:
эффективного использования местных сырьевых ресурсов под производство строительных материалов с целью расширения рынка и номенклатуры местных строительных материалов;
снижения монополизации и повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов;
снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при производстве строительных материалов и изделий.
Для достижения цели подпрограммы предполагается решение следующих задач:
техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых энерго-, ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств с использованием местных сырьевых ресурсов;
создание условий для строительства и реконструкции предприятий по производству ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций.
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 декабря 2014 г. N 1730 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Индикаторами оценки эффективности подпрограммы являются:
индекс промышленного производства прочих неметаллических минеральных продуктов;
темпы роста отгруженной продукции производства прочих неметаллических минеральных продуктов;
увеличение объема производства конструкций и деталей сборных железобетонных доли инновационной продукции к общему объему произведенной продукции.
Одним из главных ожидаемых результатов реализации подпрограммы должно стать насыщение строительного рынка доступными по цене, по качеству и надежности местными строительными материалами, изделиями и предметами домоустройства, обеспечение к 2020 г. строительного комплекса основными видами продукции промышленности строительных материалов местного производства до 100% от объема потребности строительства.
Реализация подпрограммы позволит достичь к 2020 г. объемов производства по полному кругу предприятий (в натуральном выражении, в год):
Стеновых материалов до в том числе: |
206 |
млн. шт. усл. кирп. |
кирпича строительного до |
146 |
млн. шт. усл. кирп. |
стеновых блоков до |
60 |
млн. шт. усл. кирп. |
Сборного железобетона до |
267 |
тыс. куб.м |
Теплоизоляционных материалов, в том числе: ваты минеральной и изделий из нее до |
2000,0 |
тыс. куб.м |
Нерудных строительных материалов до |
1310,0 |
тыс. куб.м |
Конструкций деревянных клееных до |
25,0 |
тыс. куб.м |
Домов деревянных заводского изготовления до |
150,0 |
тыс. кв м общ. пл. |
Цементно-стружечных плит до |
40,0 |
тыс. куб.м |
Пиломатериалов до |
62,0 |
тыс. куб.м |
Дверных блоков до |
180,0 |
тыс. кв м |
Оконных блоков до |
20,0 |
тыс. кв м |
Конструкций стальных строительных до |
24,0 |
тыс. т |
Реализация рациональной энергосберегающей политики в промышленности строительных материалов и строительстве окажет положительное влияние на развитие экономики области, в том числе на повышение уровня жизни населения, уменьшит угрозу снижения конкурентоспособности и рентабельности деятельности предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов в условиях прогнозируемого роста стоимости топливно-энергетических ресурсов.
Постановлением администрации Тамбовской области от 18 сентября 2015 г. N 1044 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и включают мероприятия по технической модернизации и развитию предприятий промышленности строительных материалов и по повышению инвестиционной привлекательности отрасли в том числе оказание содействия в реализации приоритетных инвестиционных проектов.
На основе изучения спроса и предложения продукции строительной отрасли и составления балансов потребностей и производства строительных материалов в регионе определены следующие приоритеты развития отрасли на период до 2020 г.:
развитие деревянного малоэтажного домостроения;
создание в области производства цемента и сухих строительных смесей;
организация добычи известнякового щебня, производства извести;
создание производства эффективных стеновых материалов;
реконструкция, модернизация и обновление основных фондов заводов железобетонных изделий с целью перехода к технологии каркасного сборно-монолитного домостроения и возрождения крупнопанельного индустриального домостроения в виде кирпично-панельной домостроительной системы;
расширение производства металлоконструкций для сборных зданий.
Современное состояние отрасли требует мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, совершенствования его механизма.
Основные направления этой работы:
увеличение доли собственных средств организаций в общем объеме капитальных вложений;
расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников инвестирования;
реструктуризация долгов предприятий отрасли перед бюджетом как одно из мероприятий по их первичному финансовому оздоровлению;
расширение практики страхования и гарантированной поддержки государством инвестиционных программ.
Перечень основных инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на 2014 - 2020 гг. приведен в таблице 4.
Таблица 4.
Перечень
инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на 2013 - 2020 гг.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Мощность |
Предприятие |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ввод производственных мощностей в 2014 году | |||
1. |
Модернизация производства добычи нерудных ископаемых |
20,0 тыс. куб. м |
Общество с ограниченной ответственностью "Горняк" (Тамбовский район) |
2. |
Строительство домостроительного комбината |
20,0 тыс. куб. м |
Общество с ограниченной ответственностью "ДСК-Тамбов" (г. Тамбов) |
Ввод производственных мощностей в 2015 году | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
Реконструкция производственных зданий и сооружений, модернизация производства |
10,0 тыс. куб. м ЦСП |
Общество в ограниченной ответственностью "ТАМАК ЦСП" (п. Строитель, Тамбовский район) |
Ввод производственных мощностей в 2016 году | |||
4. |
Строительство кирпичного завода по производству керамического кирпича |
60,0 млн. шт. усл. кирп. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сампурский кирпичный завод" (Сампурский район) |
5. |
Реконструкция мощностей по производству железобетонных изделий с организацией крупнопанельного домостроения общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5" |
50,0 тыс. куб.м |
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Козерог" (г. Тамбов) |
6. |
Модернизация производства металлоконструкций для сборных зданий |
20,4 тыс. т. |
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсталь-ТЗМК" (Тамбовский район) |
Ввод производственных мощностей в 2018 году | |||
7. |
Реконструкция производственных зданий и сооружений, модернизация производства |
150,0 тыс. кв. м панельного домостроения |
Закрытое акционерное общество "ТАМАК" (п. Строитель, Тамбовский район) |
8. |
Строительство цементного завода |
1,221 млн. т |
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбов-цемент" (Петровский район) |
Ввод производственных мощностей в 2020 году | |||
9. |
Строительство завода по производству газосиликатных блоков |
20,0 млн. шт. усл. кирп. |
(г. Тамбов) |
10. |
Строительство завода железобетонных изделий |
20,0 тыс. куб. м |
(г. Мичуринск) |
Подпрограммой предусмотрено формирование перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного жилищного строительства, пригодных для использования на территории области. Стимулирование внедрения новых энерго-ресурсосберегающих технологий, оборудования и материалов предусматривается путем оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов. Реализация энергосберегающих проектов будет способствовать повышению энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства; развитию экспериментального проектирования и строительства; созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения; созданию системы обучения и подготовки высококвалифицированных кадров, а также системы информационной и методической поддержки организаций строительного комплекса области.
Мероприятия по снижению монополизации и повышению конкуренции на внутреннем рынке строительных материалов также будут осуществляться в рамках реализации государственной программы Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации области от 23.09.2013 N 1054.
Для развития высокотехнологичных производств и реализации наукоемких проектов необходима расстановка приоритетов научно-технического развития и концентрация для их реализации необходимых внебюджетных средств. Предусматривается проведение анализа деятельности научно-исследовательских коллективов в сфере промышленности строительных материалов и принятие мер по укреплению и развитию научно-технической базы промышленности строительных материалов.
Необходимостью перехода экономики на инновационный путь развития обусловлено внедрение в строительстве композиционных материалов. Основным мероприятием по стимулированию применения конструкций и изделий из современных композитов российского производства является формирование нормативно-технической базы, регламентирующей их внедрение. Подпрограммой предусмотрено внесение изменений в региональные сметные нормативы на проведение работ с применением композитов, конструкций и изделий из них.
Постановлением администрации Тамбовской области от 18 сентября 2015 г. N 1044 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий до 2020 г. составляет 1252670,40 тыс. рублей, в том числе по годам реализации подпрограммы:
2014 год - 485500,0 тыс. рублей;
2015 год - 136200,0 тыс. рублей;
2016 год - 140000,0 тыс. рублей;
2017 год - 46729,60 тыс. рублей;
2018 год - 44240,80 тыс. рублей;
2019 год - 225000,0 тыс. рублей;
2020 год - 175000,0 тыс. рублей.
Финансирование мер по техническому перевооружению и модернизации действующих, а также созданию новых энерго-ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств стройиндустрии и промышленности строительных материалов планируется за счет внебюджетных источников. Предполагаемый объем внебюджетных средств составляет 1249167 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 485500,0 тыс. рублей;
2015 год - 136200,0 тыс. рублей;
2016 год - 140000,0 тыс. рублей;
2017 год - 43733,00 тыс. рублей;
2018 год - 43734,00 тыс. рублей;
2019 год - 225000,0 тыс. рублей;
2020 год - 175000,0 тыс. рублей.
Государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих формирование гармоничного, сбалансированного рынка конкурентоспособных строительных материалов, изделий и услуг, возможна в рамках Государственной программы Тамбовской области "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан области" на 2014 - 2020 годы на конкурсной основе в виде субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.
Предполагаемый объем средств, выделяемых из консолидированного бюджета области на государственную поддержку модернизации отрасли в рамках подпрограммы, составит 175,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 149,8 тыс. рублей;
2018 год - 25,3 тыс. рублей;
субсидии федерального бюджета - 3328,3 тыс. рублей, в том числе:
2017 год - 2846,8 тыс. рублей;
2018 год - 481,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы и перечень инвестиционных проектов будут уточняться ежегодно.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Стратегическим инструментом для достижения поставленной цели является Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 г., определившая создание кластера "стройиндустрия" как приоритетное направление развития.
Выполнение мероприятий по перевооружению и модернизации, а также созданию новых энерго-, ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств стройиндустрии и промышленности строительных материалов осуществляется исходя из экономической целесообразности и финансовых возможностей самих предприятий за счет собственных или заемных средств и координируется управлением строительства и архитектуры области.
Предоставление мер государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию новых, модернизации и расширению существующих производств промышленности строительных материалов возможно в виде возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях.
Конкурсный отбор проектов для получения государственной поддержки проводится в соответствии с Порядком отбора инвестиционных проектов. Порядок отбора инвестиционных проектов устанавливается администрацией области.
Основным критерием при отборе проектов для оказания государственной поддержки является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, поддержка процессов создания и распространения инноваций в стройиндустрии с применением энергосберегающих технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.