Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 сентября 2013 г. N 1054)
12 мая, 19 декабря 2014 г., 12 марта 2015 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 229 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт государственной программы
1. Общая характеристика сферы реализации госпрограммы
1.1. Состояние и современные условия развития промышленного комплекса области
Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа) разработана на основании распоряжения администрации области от 16.01.2013 N 13-р "О мерах по реализации постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" (в редакции от 23.04.2013) и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утверждённой Законом области от 29.04.2009 N 512-З.
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Она является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции управления по развитию промышленности и предпринимательства области, регионального бизнес-сообщества и независимых экспертов (региональное отделение работодателей - Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей) на то, каким путем должна развиваться та или иная отрасль промышленности Тамбовской области.
Трансформация промышленности (в том числе региональной) в последний период происходила неравномерно. Предприятия (в Тамбовской области такие, как открытое акционерное общество (далее ОАО) "Пигмент" г. Тамбов, ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С. Артёмова, закрытое акционерное общество (далее ЗАО) "Изорок", ЗАО "Тамак", ЗАО "Котовский завод нетканых материалов" г. Котовск и ряд других), ориентированные в большей степени на внешние (мировые) рынки, восстанавливались быстрыми темпами, интегрировались в мировую хозяйственную систему, привлекали ресурсы для обновления основных фондов и внедряли передовые технологии управления производством и менеджмента.
Предприятия, ориентированные на внутренний рынок, (предприятия оборонно-промышленного комплекса, ОАО "Тамбовмаш" г. Тамбов, ОАО "Тамбовский вагоноремонтный завод" филиал ОАО "Вагонреммаш" г. Тамбов, ОАО "Милорем" г. Мичуринск и другие) прошли этап глубокой реструктуризации и в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в последние десять лет (в ряде случаев при активной поддержке государства). В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с ведущими предприятиями страны.
Группа предприятий, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос, (прежде всего - машиностроение) (ЗАО "Тамбовполимермаш" г. Тамбов, ОАО "Первомайскхиммаш" р.п. Первомайский, ООО "МОРШАНСКХИММАШ" г. Моршанск и другие) оказалась наиболее уязвимой: закрытый характер прежней хозяйственной системы затруднил вывод на мировой рынок продукции машиностроения, поскольку она не была встроена в систему международных стандартов; с другой стороны - длительный инвестиционный цикл на этих предприятиях и относительно невысокая рентабельность затрудняла доступ к рынку капитала и препятствовала обновлению технологической базы.
По состоянию на 01.01.2013 производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях региона осуществляют 1,4 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 136 крупных и средних организаций, имеющих численность персонала более 250 человек.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств области по полному кругу организаций на ту же дату составила 51 тыс. чел., что составляет 100,6 процента к аналогичному периоду прошлого года. В 2012 году в индустриальных отраслях "обрабатывающих производств" промышленности области было создано и модернизировано 304 высокопроизводительных рабочих места.
Промышленность Тамбовской области за последние 3 - 4 года показывает относительно высокие темпы роста производства, повысилась её конкурентоспособность, рентабельность, финансовая устойчивость. За 2010 - 2012 годы объём отгруженной продукции в Тамбовской области в действующих ценах возрос более чем в 1,5 раза, а индекс физического объёма достиг 131,7 процента. В Российской Федерации индекс промышленного производства за три последних года составил 116,2 процента, в Центральном федеральном округе (далее ЦФО) - 122,1 процента.
По итогам 2012 года объём отгруженных товаров в промышленном комплексе Тамбовской области (по полному кругу производителей) составил 95,8 млрд. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 83,5 млрд. рублей. При этом индекс физического объёма промышленного производства достиг 112,5 процента (третье место среди областей, входящих в ЦФО), в обрабатывающих производствах - 115,1 процента.
Высокие темпы роста объёмов производства в промышленном комплексе области обусловлены активизацией инвестиционной деятельности. За 2012 год в обрабатывающие производства Тамбовской области направлено инвестиций в основной капитал на крупных и средних предприятиях в объёме 4,2 млрд. рублей, в том числе в индустриальные отрасли 2,1 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года на 30 процентов. Эту тенденцию необходимо сохранить.
В 2012 году существенно улучшилось финансовое состояние предприятий обрабатывающих производств промышленного комплекса области: получена прибыль в объёме 2,4 млрд. рублей, которая возросла к уровню 2011 года почти на 50 процентов, а удельный вес убыточных предприятий снижен до 26,8 процента. Рентабельность реализованной продукции в обрабатывающих производствах повысилась с 5,1 до 6,0 процентов. В минувшем году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов по виду деятельности "обрабатывающие производства" (без производства пищевых продуктов и напитков) на сумму 3,3 млрд. рублей, что на 22,2 процента больше уровня 2011 года. Такая положительная динамика прослеживается на протяжении последних лет.
В тоже время текущее состояние предприятий обрабатывающих производств характеризуется значительной неоднородностью в состоянии и развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо пересмотреть (в том числе диверсифицировать) инструменты региональной промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.
1.2. Системные проблемы промышленного комплекса и условия вхождения во Всемирную торговую организацию
В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам, одинаково относящимся как к российской промышленности в целом, так и к промышленному комплексу региона, можно отнести следующие:
высокая степень износа основных производственных фондов (степень износа основных фондов промышленных предприятий области в виде деятельности "обрабатывающие производства" по итогам 2012 года составила 42,0 процента);
низкая восприимчивость к внедрению инноваций (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции (товаров, услуг) крупных и средних предприятий (без субъектов малого предпринимательства) в 2012 году составил чуть более 1 процента);
технологическое отставание в ряде отраслей и предприятий (удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров (без субъектов малого предпринимательства) предприятиями обрабатывающих производств за 2012 год составил 7,2 процента);
низкая производительность труда (производительность труда оценивалась в отраслях экономики России на основании данных Росстата и Всемирного банка. Российские показатели сравнивались с иностранными по паритету покупательской способности (с учетом разницы в ценах), отставание от ведущих экономик мира в 3 - 4 раза. Каждый занятый в промышленности России производит за год добавленного продукта на 1,6 млн. рублей, это втрое меньше, чем в США);
высокая материало- и энергоемкость производимой продукции (электроемкость валового внутреннего продукта в 2012 году: в России - 0,48, США - 0,25, Японии - 0,22, Англии - 0,19 кВт. ч/долл);
отсутствие на ряде предприятий современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;
недостаточное кадровое обеспечение.
Одновременно сдерживающим фактором опережающего (в том числе инновационного) развития промышленности является отсутствие системы коммерциализации и быстрое внедрение в производство научных разработок.
Вступление России во Всемирную торговую организацию, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках различных международных союзов создают новые возможности для промышленных предприятий и компаний. Вместе с тем, интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы.
В таких условиях дальнейшая "подпитка" обрабатывающих отраслей инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный "органический рост" и постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду становится невозможной.
Постановлением администрации Тамбовской области от 19 декабря 2014 г. N 1643 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты региональной государственной политики, в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки и этапы её реализации
Приоритеты региональной государственной политики в сфере промышленного комплекса на период до 2020 года сформированы с учётом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровня:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 2227-р);
Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 01 марта 2010 г.);
Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N 576);
Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 91-р);
Названное распоряжение фактически прекратило действие
Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8);
Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (утверждена Законом Тамбовской области от 29 апреля 2009 г. N 512-З).
Мировая, в том числе российская, промышленность стоит на пороге нового индустриального цикла, который приведет к реструктуризации всей структуры отраслей промышленности, сложившейся в основном во второй половине двадцатого века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности будет происходить по четырем основным направлениям.
Во-первых, индустрия переходит к управлению жизненным циклом продукта, когда на этапе проектирования должны закладываться параметры и расходы, связанные с обслуживанием, а затем и с выведением продукта из эксплуатации. Во-вторых, сам процесс проектирования и инжиниринга будет строиться на основе программных технологий и компьютерного моделирования. Фактически речь идет о полной автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе. Третий аспект технологической революции - использование производств и материалов нового поколения. В настоящее время в мире все большее распространение получает идея создания материалов под конкретный продукт. Четвертым аспектом является развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред" (умные дороги, умные сети, умные производства).
Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию "национальной инновационной системы", созданию полноценной структуры биоэкономики в России, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
Приоритетными направлениями государственной, как следствие региональной, промышленной политики являются:
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков (не существующие или незначительные по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является создание в Тамбовской области конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию, обладающей инновационной восприимчивостью и способностью интеграции в межрегиональные и международные рынки продукции и технологическую среду.
Государственная Программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:
Повышение энергетической эффективности, снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в промышленном комплексе области;
расширение производства импортозамещающей продукции, в том числе по замещению импортных компонентов и материалов отечественными образцами;
развитие рынка чистых технологий представленного товарами, услугами, процессами, которые обеспечивают рост производительности при снижении издержек и одновременно снижают негативное воздействие на окружающую среду, более эффективно используют природные ресурсы
сохранение динамики роста промышленного производства за счёт роста производительности труда, освоения выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, новых рынков сбыта и стимулирования увеличения доли внебюджетных источников финансирования;
обновление технической и технологической базы и создание новых производственных мощностей в перспективных для региональной экономики отраслях промышленности;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей региональной промышленности; снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции, стимулирование внедрения научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;
совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест;
развитие социального партнёрства, направленного на повышение уровня жизни работников предприятий (организаций); повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала.
Успешное выполнение приведенного перечня задач необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития промышленного комплекса Тамбовской области. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации промышленности, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь - от цен на углеводородное сырье.
Достижение указанной цели и задач государственной программы позволит обеспечить технологическое развитие региональной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой, с высокой добавленной стоимостью продукции.
Меры, направленные на решение обозначенных задач, призваны сделать продукцию тамбовских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и мировом рынках. Практическая реализация государственной программы, кроме того, будет обладать определенным мультипликативным эффектом для смежных отраслей региональной экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития в регионе сферы НИОКР, прикладной науки и коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, для дальнейшего развития системы образования, подготовки (переподготовки) кадров, а также для сферы услуг (сервисного обслуживания).
Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир для развития региональной промышленности и в этом смысле являются достаточными.
Реализация государственной программы рассчитана на период 2013 - 2020 гг. в два этапа: первый - 2013 - 2015 гг., второй - 2016 - 2020 гг.
Таким образом, к концу 2015 года должен быть завершен контрольный этап, результаты которого позволят оценить степень реализации основных мероприятий государственной программы, а также оптимально скорректировать приоритеты государственной региональной промышленной политики в долгосрочной перспективе и выбрать действенные инструменты их реализации.
Выбор 2015 года в качестве ключевого рубежа обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в 2015 году необходима синхронизация отчетных периодов государственной программы и ключевых программных и стратегических документов Тамбовской области, лежащих в ее основе (в том числе федерального уровня), для получения целостного представления о промежуточных итогах реализации региональной промышленной политики. Во-вторых, в 2015 году завершится трехлетний бюджетный цикл реализации государственной программы, который начался в 2013 году и область войдет в следующий трехгодичный цикл бюджетного планирования.
К 2020 году промышленный комплекс области должен не только существенно повысить конкурентоспособность традиционных товаров (продукты химии, машиностроения, деревообработки, легкой промышленности и др.), но и выйти на рынок с качественно новыми, возможно, прорывными продуктами.
Постановлением администрации Тамбовской области от 19 декабря 2014 г. N 1643 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы
Итогом реализации государственной программы станет достижение следующих результатов:
в развитии отраслей, ориентированных на потребительский рынок, (лёгкая промышленность) произойдет повышение конкурентоспособности предприятий (в том числе малых), расширение ассортимента и рост объемов выпускаемой продукции, существенный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу, как в производственном секторе, так и в непроизводственном;
отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос, (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность и другие) осуществят модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
Результатом реализации программных мероприятий в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) области станет рост эффективности использования потенциала комплекса и развитие научно-технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.
По прогнозу объем промышленного производства Тамбовской области в соответствии с заявленными мероприятиями государственной программы к уровню 2020 года может составить 217,8 млрд. рублей. Рост объемов производства выпускаемой продукции будет обеспечен значительным приростом инвестиций в промышленное производство; всего за период реализации государственной программы в промышленный комплекс планируется направить (освоить) инвестиций на сумму около 36,3 млрд. рублей (по предварительному прогнозу). Планируется, что в процессе реализации государственной программы существенно вырастет производительность труда: к 2020 году она должна вырасти в 1,6 - 1,7 раза относительно 2012 года. Кроме того, в обрабатывающих производствах промышленности области запланировано ежегодное (не менее чем на 600 - 1000) увеличение числа созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест.
Планируется, что к концу реализации государственной программы среднемесячная заработная плата работников в виде деятельности "обрабатывающие производства" может достичь уровня в 37,3 тыс. рублей (включая субъекты малого предпринимательства), что более чем в два раза превышает уровень базового 2012 года. К 2020 году в регионе запланировано организовать (ввести новые, реконструировать и/или перепрофилировать имеющиеся мощности) не менее трех десятков современных конкурентоспособных производств в обрабатывающих отраслях промышленности.
Принятая система (значения) целевых показателей позволяет обеспечить возможность проверки достижения стратегической цели и решения задач, поставленных в государственной программе. Возможность проверки (верификации) достижения заявленных результатов обусловлена тесной взаимосвязью целевых показателей с решаемыми задачами.
Показатели (индикаторы) и их значения государственной программы приведены в приложении N 1.
Представленные показатели также направлены на обеспечение достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной политике":
создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
Кроме того, индикаторы рассчитаны исходя из соответствующих показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В индустриальной промышленности планируется, что к концу реализации государственной программы будет обеспеченно снижение энергоемкости производства продукции, работ (услуг), за счёт сокращения потребления энергетических ресурсов, в том числе электроэнергии, теплоэнергии и природного газа в соответствии со значениями индикаторов, представленных в приложении N 1 к государственной программе.
Также намечено освоение импортозамещающих видов продукции и технологий (за 2013 - 2020 годы - 14 единиц), внедрение чистых технологий и видов продукции, выполненных заказов (очистка воды и сточных вод, чистые химические и нано материалы, упаковка и другое) (за 2013 - 2020 годы - 16 единиц).
Постановлением администрации Тамбовской области от 19 декабря 2014 г. N 1643 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Основные мероприятия государственной программы по развитию промышленного потенциала Тамбовской области разработаны исходя из цели, задач и приоритетов, определённых приоритетами развития промышленного комплекса области, и представлены в приложении N 2.
Для осуществления мероприятий будут разрабатываться, вноситься новые и совершенствоваться действующие нормативные правовые акты для стимулирования процессов развития промышленного производства.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года особое внимание будет уделено развитию приоритетных видов деятельности в обрабатывающих производствах промышленного комплекса области: производству композиционных материалов, биотехнологий, текстильному и швейному производству, электронному и оптическому оборудованию, химическому производству, производству машин и оборудования и других отраслей.
В текстильном и швейном производстве планируется ввод в эксплуатацию дополнительного технологического оборудования (линии по производству синтетического материала - спанбонда) производительностью 3,5 тыс. тонн в год, дополнительного технологического оборудования (линии по ламинированию рулонных материалов) производительностью 2,7 тыс. тонн в год.
Предполагается создание новых и/или дополнительных мощностей в целях организации пошива школьной формы для учащихся общеобразовательных учреждений Тамбовской области на предприятиях лёгкой промышлености# области.
Государственной программой предусмотрены сохранение в современных условиях традиций и самобытности народных художественных промыслов как базиса национальной культуры, престижа и гордости Тамбовской области, поддержка производства и реализации изделий народных художественных промыслов, популяризация народных художественных промыслов в средствах массовой информации, организация тематических выставок, смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов.
В целях развития производства композиционных строительных материалов планируется строительство четвёртой технологической линии в рамках инвестиционного проекта "Реконструкция, модернизация и расширение мощностей по производству теплоизоляционных материалов".
В химическом производстве области продолжится реализация инвестиционного проекта: "Расширение производства смол до 55 тыс. тонн в год".
В производстве машин и оборудовании области продолжится реализация инвестиционного проекта по строительству нового, современного цеха по производству оборудования для атомной, энергетической, химической и нефтегазовой отраслей экономики, организация современного литейного производства мощностью до 400 тонн литых (стальных и чугунных) заготовок в месяц.
Перспективное строительство новых промышленных предприятий и объектов является составной частью программных мероприятий. Хозяйствующими субъектами прорабатываются вопросы по организации строительства новых производств, в том числе:
строительство завода по производству нефтехимического оборудования в городском округе Тамбов;
создание производственных мощностей по организации капитального ремонта подвижного состава государственным унитарным предприятием "Московский метрополитен" на предприятиях промышленности области;
организация сборочного производства и ремонтных работ автомобильной техники, различных классов и направлений на производственных мощностях промышленных предприятий области;
создание металлопрокатного производства для строительной отрасли в городском округе Моршанск;
проработка вопроса вхождения в пилотный проект внедрения наилучших доступных технологий в субъектах Российской Федерации, организуемый Минпромторгом России в рамках комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2014 N 398-р.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства Российской Федерации вместо "от 19.04.2014" следует читать "от 19.03.2014"
строительство завода по производству окисленных дорожных битумов из гудрона на территории Никифоровского района мощностью 60,0 тыс. тонн в год;
строительство горнопромышленного комбината по промышленному освоению месторождения "Центральное" в Рассказовом# районе, включающего карьер и обогатительную фабрику годовой производительностью 9,0 млн. куб. метров по добыче и переработке продуктивных песков;
строительство завода по производству сжиженного природного газа в Староюрьевском районе области;
строительство завода по производству полиэфирного волокна с предполагаемым объёмом инвестиций - 630 млн. рублей;
строительство новых мощностей по производству анилина, предполагаемый объём инвестиций - 1064 млн. рублей.
Продолжится техническое перевооружение и модернизационное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса. В 2013 - 2020 годах предприятия оборонно-промышленного комплекса области примут участие в федеральных целевых программах. Объем инвестиций за 2013 - 2020 годы составит более 3,35 млрд. рублей.
Со стороны администрации Тамбовской области оборонно-промышленному комплексу региона будет продолжено содействие в решении проблемных вопросов, связанных с модернизационным развитием предприятий, выполнением и авансированием государственных оборонных заказов и их своевременным доведением, обеспечением стабильных поставок заводами-смежниками.
Наиболее важным направлением развития промышленности области является техническое перевооружение и модернизация промышленных предприятий индустриальных отраслей. В этих целях будет осуществляться реализация иных инвестиционных проектов промышленных предприятий, предусматривающих приобретение и установку современного станочного, сварочного, термического оборудования, оборудования по лазерной резке, компьютерного и программного обеспечения и другое.
В период реализации государственной программы продолжится на конкурсной основе и в соответствии с действующим законодательством государственная поддержка субъектов промышленной деятельности, реализующих в перспективных секторах промышленности в 2013 - 2015 годах приоритетные инвестиционные проекты с предоставлением государственных преференций Тамбовской области. Продолжится реализация проекта закрытым акционерным обществом "Агротехмаш-Т" "Создание производства сельскохозяйственной тракторной техники 7 тягового класса и зерноуборочных комбайнов" с предоставлением государственных преференций Тамбовской области.
В рамках реализации мероприятий государственной программы федеральными и региональными государственными учреждениями не будут оказываться государственные услуги юридическим и (или) физическим лицам.
Переход к инновационному развитию становится основной целью государственной политики и необходимой предпосылкой обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. Повышение конкурентоспособности региона предполагается осуществлять за счет расширения выпуска инновационной продукции, существенного увеличения внедрения технологических инноваций и высокопроизводительного оборудования, упрочнения взаимосвязи науки, образования и реального сектора экономики.
В 2013 - 2020 годах государственной программой предусмотрено стимулирование предприятий, реализующих научно-технические и инновационные программы и проекты.
Продолжится работа по развитию инфраструктуры инновационной деятельности, формированию новых и развитию действующих инвестиционных площадок (промышленных парков), в том числе:
создание инвестиционной площадки технико-внедренческого типа "Возрождение";
организационно-технические мероприятия по созданию на территории Тамбовского района области промышленного (индустриального) парка "Новый Тамбов";
развитие инвестиционных площадок производственного типа "Индустриальный парк "Тамбов" и "Салют-Инвест", инновационно-технологических центров. Планируется проведение мониторинга состояния существующей инфраструктуры инвестиционных площадок, определение и реализация приоритетных вариантов развития.
Особое внимание будет уделяться внедрению на промышленных предприятиях инновационных технологий и оборудования, освоению инновационной продукции, повышению ресурсо- и энергоэффективности. Продолжится освоение и внедрение комплекса передовых технологических процессов, связанных с освоением производства лазерных гироскопов. В рамках мероприятий по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению планируется внедрение прогрессивных технологических процессов с использованием высокопроизводительного, высокоточного автоматизированного оборудования, специального лазерного оборудования.
Также продолжится организация и проведение с целью стимулирования выпуска высококачественной продукции регионального этапа Всероссийского конкурса "Сто лучших товаров" на премию администрации области по качеству в порядке, определяемом администрацией области. Продолжатся мероприятия по проведению работ по подготовке к подтверждению соответствия продукции, интегрированных систем менеджмента качества на основе международных стандартов на промышленных предприятиях Тамбовской области.
Обеспечение профессиональными кадрами предприятий индустриальных отраслей промышленности также является ключевым направлением региональной промышленной политики. Оно включает подготовку и переподготовку специалистов и рабочих основных профессий, организацию и проведение обучающих семинаров для инженерно-технических работников и специалистов среднего звена промышленных предприятий.
Поддержка предприятий будет осуществляться при условии взятия ими на себя ряда обязательств: по повышению производственной эффективности, обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, безусловному выполнению требований Трудового кодекса Российской Федерации в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников.
Эта работа будет проводиться в рамках реализации Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2012 - 2014 годы.
При реализация мероприятий по вхождению в Государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предполагается осуществить организационно-технические мероприятия по созданию на базе ОАО "Первомайскхиммаш" промышленного (индустриального) парка "Первомайский", на базе ОАО "Тамбовский завод "Революционный труд" промышленного (индустриального) парка с производством микроэлектроники, а также будет произведена реконструкция и техническое перевооружение ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор".
При выполнении мероприятий по вхождению в Комплексную государственную программу по импортозамещению Российской Федерации будет произведена модернизация производства на ОАО "АРТИ-завод", проведена научно-исследовательская и опытно конструкторская работа на ОАО "Первомайскхиммаш" по изготовлению комплекса цементирования скважин на самоходном шасси, а также организовано производство нетканых текстильных материалов по технологии SMS.
В рамках реализации мероприятий по развитию экологически чистых производств ("зеленой экономике") будет осуществляться внедрение в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду; проведение НИОКР по изготовлению технологической линии по переработке и утилизации биологических отходов, применяемых на животноводческих и птицеводческих предприятиях на ОАО "Первомайскхиммаш" и др.
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности промышленности области предполагается осуществить строительство энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии в ОАО "Пигмент", ОАО "Тамбовский завод "Ревтруд" и ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С. Артёмова и ОАО "Корпорация "Росхимзащита". Будет осуществляться модернизация электроприводного оборудования, систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства, внедрение энергосберегающих устройств отопления производственных помещений (газовых инфракрасных излучателей), автоматизированных систем коммерческого учёта потребления электроэнергии на промышленных предприятиях области, утепление оконных и дверных проемов, тепло сберегающими пакетами, фасадов производственных корпусов теплоизолирующими материалами (приложение N 3).
Объем энергопотребления по видам энергоресурсов в промышленном комплексе области:
Вид энергии |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Потребление электрической энергии |
тыс. кВт*ч. /т.у.т |
255097 /87753,4 |
318369 /109518,9 |
362823 /124811,1 |
861211 /296687,2 |
884373 /304666,5 |
902500 /306850 |
Потребление тепла |
тыс. Гкал |
1633,8 |
2279,8 |
2362,1 |
2368,6 |
2487,6 |
2534,2 |
Потребление топлива |
т.у.т. |
586692,7 |
465446 |
539730,4 |
1257809,5 |
1202762,8 |
1147282,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Потребление угля |
т. /т.у.т. |
19850 /16971,7 |
20150 /17228,3 |
20500 /17527,5 |
21095 /18057,3 |
21330 /18258,5 |
21420 /18335,5 |
Потребление природного газа |
тыс. м3 / т.у.т. |
474254 /547289,1 |
368114 /424803,6 |
431804 /498301,8 |
1045433 /1206429,7 |
999366 /1153268,4 |
952450 /1099127,3 |
Потребление сжиженного газа |
т. /т.у.т. |
290 /455,3 |
279 /438 |
282 /442,7 |
278 /436,5 |
270 /423,9 |
274 /430,2 |
Потребление жидкого топлива |
т. / т.у.т. |
31440 /21976,6 |
32870 /22976,1 |
33560 /23458,4 |
47043,2 /32886 |
44215,3 /30812 |
42226 /29389,3 |
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 229 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объём финансирования государственной программы составляет 38980,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета 3416 млн. рублей, бюджета Тамбовской области 300 млн. рублей, внебюджетные средства 35264,4 млн. рублей, в том числе по годам:
Фактические объемы расходов на выполнение мероприятий государственной программы за счет внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению (корректировке). Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Тамбовской области определяется при формировании бюджета на очередной финансовый год и подлежит уточнению в процессе исполнения бюджета Тамбовской области.
Финансирование мероприятий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса осуществляется с участием средств федерального бюджета за счёт участия в федеральных целевых и государственных программах.
6. Механизмы реализации государственной программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - управление по развитию промышленности и предпринимательства области.
Участниками (соисполнителями) программных мероприятий государственной программы являются: промышленные предприятия области, некоммерческие организации в сфере промышленности и предпринимательства, Федеральное государственное учреждение "Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), профсоюзные организации (по согласованию), предприятия субконтрактации и партнерства и другие.
Механизмы реализации государственной программы представляют собой взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач; скоординированные по срокам и направлениям действия (управленческие решения) ответственного исполнителя - управления по развитию промышленности и предпринимательства области и хозяйствующих субъектов различных форм собственности, являющихся участниками (соисполнителями) программных мероприятий.
Особое внимание будет уделено привлечению федеральных ресурсов (средств Федеральных целевых и Государственных программ Российской Федерации, внебюджетных фондов, институтов развития). В этих целях предполагается заключение соответствующих соглашений между органами власти области и федеральными органами власти, Государственной корпорацией "Ростехнологии", открытым акционерным обществом "РОСНАНО", Банком развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности "Внешэкономбанк" и другими.
В ходе реализации государственной программы будут использоваться все имеющиеся инструменты государственной политики на региональном уровне:
экономические механизмы регулирования, включая меры государственной поддержки участников государственной программы, обеспечивающие создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции на товарных рынках;
организационные механизмы (рассмотрение промежуточных итогов выполнения мероприятий государственной программы на заседаниях регионального отделения работодателей "Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей", заседаниях межведомственной комиссии Тамбовской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и в государственные внебюджетные фонды и совещаниях управления по развитию промышленности и предпринимательства области);
при необходимости будут заключаться двухсторонние соглашения между промышленными предприятиями и органами исполнительной власти по достижению принимаемых обязательств;
уточнение программных мероприятий в процессе формирования финансовых планов предприятий - участников (соисполнителей) программных мероприятий государственной программы.
В соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" ответственный исполнитель:
организует и координирует реализацию государственной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности государственной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации государственной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в государственную программу;
предоставляет по запросам управления экономической политики администрации области и финансового управления области сведения о реализации государственной программы;
запрашивает у участников (соисполнителей) программных мероприятий информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области отчет о ходе реализации государственной программы.
В составе годового отчета ответственный исполнитель представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области:
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты. В случае недостижения утвержденных в государственной программе показателей ответственный исполнитель обязан объяснить причины невыполнения данных показателей;
пояснительную записку, в которой отражаются:
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценка влияния фактических результатов реализации государственной программы на различные сферы экономики области (мультипликативный эффект);
информация о внесенных изменениях в государственную программу и приведении ее в соответствие с фактической реализацией: отражение в государственной программе изменений нормативных правовых актов, в том числе федеральных государственных программ, на основании которых разрабатывалась государственная программа, информация об исключении (включении) мероприятий, о сокращении (увеличении) объемов финансирования.
Полугодовой и годовой отчеты размещаются на официальных сайтах ответственного исполнителя в сети Интернет.
Информация по итогам полугодия представляется в срок до 25 июля, по итогам года представляется в срок до 01 марта года, следующего за отчетным.
Участники (соисполнители) программных мероприятий государственной программы:
осуществляют реализацию мероприятий, в отношении которых они является ответственными, вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в государственную программу;
представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчёта в срок до 10 февраля года, следующего за отчётным;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для годового отчёта;
несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение в соответствии с действующим законодательством.
В рамках государственной программы исполнители (соисполнители) - промышленные предприятия области разрабатывают и реализуют программы, инвестиционные проекты и мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации действующего производства, внедрению прогрессивных форм и методов организации производства. При необходимости вносят предложения об оказании государственной поддержки инвестиционных проектов.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, по итогам оценки эффективности государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.