Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Энциклопедия судебной практики
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права
(Ст. 124 ГК)
1. Принцип равенства участников гражданско-правовых отношений
1.1. П. 1 ст. 124 ГК РФ устанавливает принцип равенства участников гражданско-правовых отношений
Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2719-О
Пункт 1 статьи 124 ГК Российской Федерации, устанавливающий принцип равенства участников гражданско-правовых отношений, который в силу статьи 1 того же Кодекса относится к основным началам гражданского законодательства, сам по себе не нарушает конституционные права заявительницы.
1.2. Принцип равенства, предусмотренный ст. 124 ГК РФ, предполагает сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 12945/13
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями статьи 124 Гражданского кодекса о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагаю определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует положениям статьи 124 Кодекса о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондируется с положениями статьи 124 ГК РФ о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями статьи 124 Гражданского кодекса о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями ст. 124 ГК РФ о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
1.3. Указание в ст. 124 ГК РФ на особенности публично-правовых образований означает, что в законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также нормы о юридических лицах, которые неприменимы к РФ, государственным и муниципальным образованиям в силу их специфики
Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N 297-О
По мнению заявителя, толкование пункта 2 статьи 124 ГК Российской Федерации, которое было дано арбитражными судами в его деле и при котором "особенности" правового статуса такого субъекта гражданского права, как Российская Федерация, понимаются судами как допускающие для данного субъекта возможность не отвечать по своим обязательствам при отсутствии средств с бюджете, нарушает права и свободы, гарантированные статьями 8 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 35 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации; кроме того, отсутствие законодательного определения того, что именно является "особенностями" перечисленных в этой статье субъектов гражданского права, расширяет границы судебного усмотрения и создает опасность произвольного толкования этого понятия судами.
Статья 124 ГК Российской Федерации в развитие нормы абзаца второго пункта 1 статьи 2 Кодекса закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права. Содержащееся в ней указание на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним могут не быть применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает, прежде всего, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые неприменимы к государству, государственным и муниципальным образованиям (например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.) в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.
1.4. Регулирование порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а также порядка финансирования расходов соответствующих бюджетов не должно ставить публично-правовое образование в более выгодное положение по сравнению с иными участниками гражданских правоотношений
Как установлено в п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, в связи с чем регулирование порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, равно как и порядка финансирования расходов соответствующих бюджетов, не должно ставить публично-правовое образование в более выгодное положение по сравнению с названными участниками гражданских правоотношений.
2. Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в договорных правоотношениях
2.1. Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в договорных правоотношениях не меняет их гражданско-правовую природу на публично-правовую
Третейский суд рассмотрел заявленное требование как гражданско-правовое (абз. 1 п. 2 ст. 2 ГК РФ), поскольку возможность участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях предусмотрена абз. 2 п. 1 ст. 2, ст. 124 ГК РФ.
Участие муниципального образования в договорных правоотношениях само по себе не меняет их гражданско-правовую природу на публично-правовую.
Вместе с тем из содержания инвестиционного контракта следует, что у муниципального образования гражданско-правовые обязательства отсутствуют. Определенные названным контрактом обязанности (передать обществу в установленном порядке земельный участок и находящиеся на нем здания и сооружения; обеспечить подготовку и своевременное принятие распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; предоставить обществу генеральный план строительства; обеспечить организацию и работу государственной комиссии по приему в эксплуатацию пусковых комплексов в объеме контракта и т.д.) являются публично-правовыми и непосредственно связаны с выполнением органами муниципального образования властно-распорядительных функций.
То обстоятельство, что ответчик является органом, финансируемым из городского бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации строиться на основе равноправия, и следовательно, уплата ответчиком процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой санкцию, которая должна применяться по тем же правилам, что и нормы гражданско-правовой ответственности в соответствии с одним из основных принципов гражданского законодательства - равенством сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Аналогичный принцип провозглашен и в абзаце 2 части 1 статьи 2, статье 124 ГК РФ, согласно которому муниципальные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами.
Участие муниципального образования (в том числе в форме дачи согласия органом муниципального образования на совершение крупной сделки муниципальному унитарному предприятию) в договорных правоотношениях само по себе не меняет их гражданско-правовую природу на публично-правовую.
2.2. Особенностью РФ, являющейся участником гражданско-правовых отношений, как публично-правового образования является невозможность применения к ней правил о ликвидации юридического лица
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 января 2009 г. N 17635/08
По смыслу части 1 статьи 2, части 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, к которому нормы об участии в гражданских отношениях юридических лиц подлежат применению, если иное не вытекает из закона или особенности данного субъекта. Особенностью Российской Федерации как публично-правового образования является невозможность применения к Российской Федерации правил о ликвидации юридического лица.
2.3. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, являясь самостоятельными субъектами гражданского права, не подпадают под понятие "организация" в целях применения налогового законодательства
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 16720/07
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие организация в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Российская Федерация не подпадает под понятие "организация" в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2.4. ГК РФ не относит РФ, субъекты РФ и муниципальные образования к юридическим лицам, а лишь распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях
Гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Согласно статьям 124 и 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.
3. Права и обязанности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований как субъектов гражданского права
3.1. Недостаточное финансирование публично-правового образования не считается основанием для освобождения его от исполнения своих договорных обязательств
Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N 297-О
Положение пункта 2 статьи 124 ГК Российской Федерации само по себе не определяет недостаточность бюджетного финансирования соответствующих расходов государства как такую его особенность, которая позволяет освобождать его от исполнения своих обязательств, и в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в его конкретном деле.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2011 г. N 11680/10
Согласно пункту 1 статьи 124 [Гражданского] Кодекса публично-правовые образования, в том числе муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Следовательно, факт недостаточного финансирования администрации со стороны иного публично-правового образования не может служить основанием снижения неустойки в соответствии со статьей 333 Кодекса.
Доводы истца со ссылкой на статьи 1, 120, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации оценки не получили.
Указав на то, что отсутствие финансирования работ заказчик не мог ни предвидеть, ни преодолеть, суды тем самым ошибочно расценили отсутствие финансирования как обстоятельство, относящееся к действию непреодолимой силы.
Правовой статус учреждения, равно как и его недостаточное финансирование из бюджета, не являются обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии его вины в нарушении обязательства, и, как следствие, основанием для освобождения его от ответственности.
Довод учреждения о том, что оно является субъектом бюджетной системы, в связи с чем у него отсутствуют иные источники финансирования для погашения долга, за исключением средств федерального бюджета, а лимиты бюджетных средств на такие расходы не выделяются, рассмотрен судами и обоснованно отклонен с указанием на то обстоятельство, что финансирование из федерального бюджета не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации строиться на основе равноправия, и, следовательно, уплата ответчиком процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой санкцию, которая должна применяться по тем же правилам, что и нормы гражданско-правовой ответственности в соответствии с одним из основных принципов гражданского законодательства - равенством сторон.
В данном случае судами правильно отмечено, что недофинансирование само по себе не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, притом что доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиками принимались какие-либо меры для своевременной оплаты оказанных услуг ответчиками не представлены.
3.2. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования вправе выступать в качестве учредителей (участников) АО
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьями 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, предусмотренными Законом (пункт 4 статьи 7).
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 февраля 2003 г. N 196пв02
Ссылаясь на положения п.4 ст. 66 ГК РФ, ч.1 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.95 г. и п.2 ст. 7 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", содержащие запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, Судебная коллегия не учла, что содержание указанных норм относится к государственным органам и органам местного самоуправления, выступающим в гражданских правоотношениях от собственного имени. В то время как из текста оспариваемых актов следует, что участником акционерных обществ выступает город Москва как субъект Российской Федерации.
В силу положений ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации "выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений". Следовательно, они могут быть участниками акционерных обществ.
3.3. На РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как на участников гражданских правоотношений распространяются нормы об исковой давности
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П
Интересы защиты права собственности и стабильности гражданского оборота предопределяют не только установление судебного контроля за обоснованностью имущественных притязаний одних лиц к другим, но и введение в правовое регулирование норм, которые позволяют одной из сторон блокировать судебное разрешение имущественного спора по существу, если другая сторона обратилась за защитой своих прав спустя значительное время после того, как ей стало известно о том, что ее права оказались нарушенными. В гражданском законодательстве - это предназначение норм об исковой давности, под которой Гражданский кодекс Российской Федерации понимает срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено (статья 195). Согласно данному Кодексу общий срок исковой давности составляет три года (статья 196); нормы об исковой давности распространяются на всех участников гражданских правоотношений, включая Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (пункт 2 статьи 124).
3.4. Ст. 124 ГК РФ не исключает принадлежности РФ такого вида объектов гражданских прав, как исключительное (имущественное) право на товарный знак
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N 1482/06
Довод заявителя о том, что принятое решение противоречит статье 2 Закона о товарных знаках, не обоснован, поскольку этот Закон и положения статей 124 и 128 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают принадлежности Российской Федерации такого вида объектов гражданских прав, как исключительное (имущественное) право на товарный знак.
3.5. Положения ст. 124 ГК РФ не предусматривают освобождения публично-правовых образований от уплаты госпошлины
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2009 г. N 7052/09
Довод заявителя о необоснованном взыскании с него государственной пошлины отклоняется, поскольку согласно статьям 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования, от имени которых осуществляют права и обязанности органы местного самоуправления, выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает освобождения таких органов от уплаты госпошлины по делам, в которых они выступают ответчиками.
3.6. Государственный орган или орган местного самоуправления, если они действуют с целью защиты интересов соответствующего публично-правового образования в гражданских правоотношениях, не обязаны давать согласие на совершение сделки
В силу принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ) третье лицо, орган юридического лица, а также государственный орган или орган местного самоуправления, если такой орган действует с целью защиты интересов соответствующего публично-правового образования в гражданских правоотношениях (пункт 1 статьи 124 ГК РФ), не обязаны давать согласие на совершение сделки.
Если необходимость получения согласия государственного органа или органа местного самоуправления вызвана осуществлением им публичной функции (например, пункт 4 статьи 292 ГК РФ) и не затрагивает интересов соответствующего публично-правового образования как участника гражданских правоотношений, то соответствующий орган обязан дать ответ о своем согласии или несогласии.
3.7. Публично-правовое образование вправе требовать возмещения неполученных доходов, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 302-ЭС14-7670
Публично-правовое образование имеет право на возмещение неполученных доходов, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
3.8. Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств несет не государственный орган или орган местного самоуправления, а само публично-правовое образование, участвовавшее в спорных отношениях
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 января 2009 г. N 17635/08
Должником по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, является само публично-правовое образование, а не государственный орган, а по смыслу части 1 статьи 2, части 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, к которому нормы об участии в гражданских отношениях юридических лиц подлежат применению, если иное не вытекает из закона или особенности данного субъекта.
Контракт заключен министерством энергетики от имени Республики в целях обеспечения государственных нужд, в связи с чем должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование в лице его уполномоченного органа, у которого находятся бюджетные средства для оплаты данных работ. Суды пришли к выводу, что в данном деле обязанности по оплате возлагается на ответчика в лице министерства финансов.
3.9. Упразднение органа государственной власти и передача другому органу полномочий по представлению интересов субъекта РФ в отношениях, связанных с хранением принадлежащего ему имущества, не влечет прекращения обязательств в рамках ранее заключенных договоров
Из статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на правах юридических лиц на равных началах с иными участниками этих отношений.
В данном случае государственный комитет Республики по торговле и материально-техническим ресурсам, заключая сделку с истцом, действовал в интересах субъекта. Следовательно, стороной спорных правоотношений является субъект Российской Федерации - Республика, действующий через свои органы государственной власти.
Факт упразднения органа государственной власти и передачи другому органу государственной власти полномочий по представлению интересов субъекта Российской Федерации в отношениях, связанных с хранением принадлежащего ему имущества, не может влечь прекращения обязательств в рамках заключенных с истцом как хранителем договоров на оказание услуг по хранению нефтепродуктов для государственных нужд.
3.10. Орган государственной власти или местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о защите деловой репутации, если распространенные сведения касаются осуществления ими экономической деятельности от имени публичного образования
Обзор практики рассмотрения споров о защите деловой репутации (пункт 10)
С требованием о защите деловой репутации вправе обратиться орган государственной власти или орган местного самоуправления, если распространенные сведения касаются осуществления им экономической деятельности от имени публичного образования.
3.11. Дела по обжалованию действий органа местного самоуправления, являющегося арендодателем по договору, должны рассматриваться в порядке искового производства как экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
Поскольку арендная плата не относится к ценам за услуги, устанавливаемым государственными органами (пункт 2 статьи 424 ГК РФ), вопросы об изменении в договоре аренды государственного или муниципального имущества должны рассматриваться в рамках искового производства с учетом того, что отношения сторон определяются нормами гражданского законодательства, и в этом случае публично-правовое образование как контрагент по договору в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, участвует на равных правах с иными участниками этих отношений (статьи 1, 124 ГК РФ).
3.12. РФ и субъекты РФ как публично-правовые образования не могут являться аффилированными лицами по отношению к хозяйствующим субъектам
Признавая несостоятельными доводы о наличии признака заинтересованности в совершении сделки, поскольку Республика, владея 100% акций ОАО 1, является крупным (более 25%) акционером ОАО 2, суд руководствовался пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в котором определен перечень заинтересованных лиц.
Республика, являясь публично-правовым образованием, не является юридическим лицом, а также не является аффилированным лицом по отношению к ОАО 2.
<< Назад |
Статья 1. >> Устав города |
|
Содержание Устав города Мичуринска Тамбовской области (принят решением Мичуринского городского Совета депутатов Тамбовской области от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.