Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Тамбова "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 14 ноября 2013 г. N 9637)
21 ноября, 25 декабря 2014 г., 25 февраля, 20 мая, 6 июля, 12 ноября, 30 декабря 2015 г., 30 декабря 2016 г., 23 января, 22 марта, 2 мая, 30 июня 2017 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 30 июня 2017 г. N 3956 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы города Тамбова "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2014 - 2020 годы (далее - программа)
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Площадь города Тамбова - 91,89 кв. км.
На 01.01.2013 население составляет 281 834 человека.
В настоящее время экономика города Тамбова характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Структура потребления по видам энергоресурсов
Таблица 1
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
тыс. т.у.т. |
Доля в общем объеме, % |
тыс. т.у.т. |
Доля в общем объеме, % |
тыс. т.у.т. |
Доля в общем объеме, % |
|
Электроэнергия |
174,07 |
29% |
254,18 |
38% |
280,54 |
40% |
Тепловая энергия |
241,85 |
41% |
232,40 |
35% |
246,17 |
35% |
Природный газ |
176,88 |
30% |
175,71 |
27% |
171,01 |
25% |
Основным видом энергетического ресурса на территории города Тамбова является электроэнергия.
Структура потребления по отраслям
Таблица 2
Сфера |
2013 год |
|||
Электроэнергия |
Тепловая энергия |
Вода |
Газ |
|
Промышленные предприятия |
58,3 % |
32,4 % |
11,5 % |
56,6 % |
Бюджетные учреждения |
10,5 % |
10,6 % |
9,4 % |
3,4 % |
Жилищный сектор |
31,2 % |
56,9 % |
79,1 % |
40,0 % |
Всего |
100,0 % |
100,0 % |
100,0 % |
100,0 % |
Основными потребителями энергоресурсов являются промышленные предприятия, находящиеся на территории города (более 58 %), что определяет отрасль промышленности как одну из самых энергоемких. Снижение энергоемкости промышленности является одним из главных направлений энергосбережения.
Филиал открытого акционерного общества "Квадра" - "Восточная генерация" осуществляет генерацию электроэнергии и отпуск теплоэнергии по городу Тамбову. В 2012 году объем генерации электрической энергии составил 867 534 тыс. кВт.ч. (18%), отпуск теплоэнергии - 1632,4 тыс. Гкал (27%). Генерирующие мощности открытого акционерного общества "Квадра" - "Восточная генерация" расположены на Тамбовской ТЭЦ и, по данным за 2012 год, покрывают 27% электропотребления области. 70% электропотребления обеспечивается с федерального оптового рынка электрической энергии - в основном от Рязанской ГРЭС и Курской АЭС.
Услуги по теплоснабжению предоставляют компании: муниципальное унитарное предприятие "Тамбовинвестсервис", муниципальное унитарное предприятие "Тамбовтеплосервис", филиал открытого акционерного общества "Квадра" - "Восточная генерация", открытое акционерное общество "Завод подшипников скольжения", открытое акционерное общество "Тамбовский завод "Революционный труд", Юго-восточная дирекция по тепловодоснабжению филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Тамбовский вагоноремонтный завод филиал открытого акционерного общества "Вагонреммаш".
Основной компанией, осуществляющей транспортировку природного газа, является открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области "Тамбовоблгаз".
Основными поставщиками услуг по водоснабжению и водоотведению выступают открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы", открытое акционерное общество "Пигмент", открытое акционерное общество "Тамбовский завод "Революционный труд", Тамбовский вагоноремонтный завод филиал открытого акционерного общества "Вагонреммаш".
Для инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса города характерно отсутствие возобновляемых источников энергии.
При этом потенциал альтернативной энергетики на территории города высок. Возможно использование солнечной и ветроэнергетики. Для решения вопроса о применении возобновляемых источников энергии необходимо провести мониторинг города на предмет экономической эффективности применения возобновляемых источников.
Динамика тарифов
Таблица 3
Динамика роста тарифов на электрическую энергию и воду |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Электроэнергия, руб./кВт.ч |
2,42 |
2,42 2,57 |
2,57 2,95 |
Тепло, руб./Гкал |
1198,56 |
1198,56 1270,47 1287,96 |
1287,96 1473,71 |
Вода, руб./куб.м |
14,02 |
14,02 14,86 15,43 |
15,43 16,89 |
Природный газ, руб./тыс. куб. м |
3,41105 3,69348 |
3,69348 4,24750 |
4,24750 4,88463 |
На рисунке 1 приведена динамика роста тарифов в 2011 - 2013 годах на электрическую энергию и воду для населения города Тамбова.
Рисунок 1. Динамика роста тарифов на электрическую энергию и воду в 2011 - 2013 годах
Рост тарифов на электроэнергию в 2013 году составил 115 % по отношению к показателю 2012 года, что явилось наибольшим ростом за рассматриваемый промежуток времени.
Тариф на воду в 2013 году увеличился на 20 % к показателю 2011 года.
На рисунке 2 представлена динамика роста тарифов в 2011 - 2013 годах на природный газ и теплоснабжение для населения города Тамбова.
Рисунок 2. Динамика роста тарифов на природный газ и теплоснабжение в 2011 - 2013 годах
Рост тарифов на теплоснабжение в 2013 году составил 14 % по отношению к показателю 2012 года.
Рост тарифа на потребление природного газа в 2013 году составил 15 % к показателю 2012 года. В 2012 году плата за 1 тыс. куб.м потребленного газа выросла на 15 % по отношению к 2011 году, в 2013 году - на 21 % по отношению к 2012 году.
На рисунке 3 отражен средний размер заработной платы по крупным и средним организациям города Тамбова за 2010 - 2013 годы.
Рисунок 3. Средний размер заработной платы по крупным предприятиям и средним организациям города Тамбова за 2010 - 2012 годы
В период 2010 - 2012 годов наблюдался рост средней заработной платы по городу Тамбову. В 2012 году заработная плата увеличилась на 2876,6 руб. и составила 116,7 % к уровню 2011 года. В 2011 году зарплата увеличилась на 1883,2 руб. по отношению к 2010 году (14,3 %).
В таблице 4 приведены данные по среднему размеру квитанции на оплату коммунальных услуг по городу Тамбову в 2011 - 2013 годах.
Таблица 4
Период оплаты жилищно-коммунальных услуг |
1-комнатная квартира, общей S 33 кв м, кол. проживающих 1 человек |
2-комнатная квартира, общей S 54 кв м, кол. проживающих 3 человека |
3-комнатная квартира, общей S 68 кв м, кол. проживающих 4 человека |
С 01.01.2011 по 31.12.2011 |
1856,04 |
3809,23 |
4945,22 |
С 01.01.2012 по 30.06.2012 |
1842,27 |
3774,21 |
4899,08 |
С 01.07.2012 по 31.08.2012 |
1979,23 |
4052,34 |
5259,52 |
С 01.09.2012 по 31.12.2012 |
2003,35 |
4154,64 |
5336,79 |
С 01.01.2013 по 30.06.2013 |
2003,35 |
4111,19 |
5336,79 |
01.07.2013 по 31.12.2013 |
2202,66 |
4540,54 |
5897,81 |
Размер платы за предоставляемые населению коммунальные услуги вырос в 2013 году по сравнению с 2011 годом в среднем на 19 %. Наибольший рост происходил в 2013 году - на 10 %.
Доля расходов семьи на оплату коммунальных услуг в 2012 году составила порядка 12 %.
Высокая значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности обусловлена тем, что затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат муниципального бюджета, населения и хозяйствующих субъектов, а в условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории города и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, на промышленных предприятиях.
Срок реализации таких мероприятий определяется прежде всего сроками либерализации рынков первичных энергетических, после чего цены на энергоносители в регионе должны фактически сравняться с мировыми ценами, и сроком реализации первоочередных мероприятий в бюджетной сфере в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала города, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня благоустройства территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Основным инструментом управления энергосбережением в городе должен быть программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Комплексный характер проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимость координации совместных усилий.
2. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития города.
3. Необходимость согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях.
4. Недостаток средств бюджета города Тамбова для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимость софинансирования из областного бюджета и внебюджетных источников.
Основные риски, связанные с реализацией программы, определяются следующими факторами:
ограниченность источников финансирования и неразвитость механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
неопределенность конъюнктуры и неразвитость рынка энергосервисных услуг;
зависимость от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.
Основными вариантами решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
1) точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергетической эффективности;
2) комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере города, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, определенные на федеральном уровне. При этом с учетом рисков, связанных с реализацией программы, при ее разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации программы.
Выполнение мероприятий, включенных в программу, позволит получить социально-экономический эффект в производственной и социальной сферах, экономике города Тамбова, развитии инвестиционной и инновационной деятельности, частично экологическую стабилизацию, а именно:
в производственной сфере:
- повысить эффективность использования энергоресурсов и видов энергии при изготовлении продукции (снизить удельные показатели энергопотребления);
- улучшить контроль и учет за расходованием энергоресурсов;
- создать условия для ускорения технического прогресса в промышленности, разработки и освоения новых технологических процессов и конкурентоспособных видов продукции;
- снизить потери при производстве, транспортировке и использовании энергоресурсов;
- улучшить контроль, надзор и мониторинг за расходом энергоресурсов;
в социальной сфере:
- повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемых ресурсов;
- улучшить условия труда;
- сформировать общественное сознание, ориентированное на энергосбережение;
в экологической сфере - сократить вредные выбросы в окружающую среду.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Стратегическая цель городской политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - улучшение качества городской среды.
Приоритетом городской политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах является - энергосбережение и повышение энергетической эффективности Программа направлена на формирование механизмов муниципальной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, достижение целевых ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Общая оценка вклада программы в экономическое развитие Тамбовской области заключается в обеспечении решения задачи по снижению энергоемкости ВРП к 2020 году на 40% от уровня 2007 года.
Для достижения цели программы предполагается решение ряда задач:
реализация потенциала энергосбережения в генерации, распределительных сетях и в конечном потреблении энергоресурсов;
достижение значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, указанных в программе;
отработка и запуск бизнес-механизмов по организации инвестиционного процесса в энергосбережении на территории города Тамбова.
2.1. Цели, задачи развития и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности при осуществлении деятельности по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению и электроснабжению.
2.1.1. Энергосбережение и повышение энергоэффективности при осуществлении деятельности по водоснабжению.
2.1.1.1. Энергосбережение и повышение эффективности энергоисточников.
Цель: снижение к 2020 году удельных расходов электроэнергии на подъем воды на 15 %.
Задачи:
достижение нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников;
обеспечение соответствия новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности;
изменение качества территориального планирования и проектирования объектов с учетом необходимости снижения потребления;
тиражирование проектов строительства высокоэффективных энергоисточников с применением преимущественно отечественного оборудования.
2.1.1.2. Энергосбережение и повышение эффективности в сетях.
Цели:
снижение потерь (технологических и коммерческих) воды в водопроводных сетях на 30 % к 2020 году;
снижение потребления воды на 30 % к 2020 году.
Задачи:
обеспечение стопроцентного учета холодной и горячей воды в системах водоснабжения;
снижение объема электрической энергии, используемой при транспортировке воды, на 30 %;
переход на современные антикоррозионные материалы для труб в системах водоснабжения;
создание эффективной системы контроля за качеством труб заводского изготовления, за проектированием, проведением строительства и ремонта водопроводных сетей;
организация инвестиционного процесса массовой замены водопроводных сетей.
Целевые показатели:
динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче - снижение потерь воды в водопроводных сетях в 2020 году по сравнению с 2009 годом на 2701492,9 куб.м;
изменение объема электрической энергии, используемой при транспортировке воды в 2020 году, по сравнению с 2009 годом на 57173108,4 кВтч;
экономия воды в натуральном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 10055,3 тыс. куб.м;
экономия воды в стоимостном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 66465,9 тыс. руб.
2.1.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности при осуществлении деятельности по теплоснабжению.
2.1.2.1. Энергосбережение и повышение эффективности энергоисточников.
Цель: снижение к 2020 году удельных расходов топлива на выработку тепловой энергии на 30 %.
Задачи:
достижение нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников;
обеспечение соответствия новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности;
изменение качества территориального планирования и проектирования объектов с учетом необходимости снижения потребления;
тиражирование проектов строительства высокоэффективных энергоисточников с применением преимущественно отечественного оборудования.
Целевые показатели: изменение удельного расхода топлива на выработку теплоэнергии в 2020 году по сравнению с 2009 годом на 0,04791 т.у.т.
2.1.2.2. Энергосбережение и повышение эффективности в сетях.
Цель: снижение к 2020 году фактических потерь тепловой энергии и теплоносителя, а также удельных расходов электроэнергии при транспортировке и распределении тепловой энергии на 30 %.
Задачи:
обеспечение стопроцентного приборного учета потребления тепловой энергии и теплоносителя (за исключением индивидуальных приборов учета для граждан) на общедомовые нужды в многоквартирных домах (далее МКД), а также для юридических лиц (не осуществляющих управление МКД);
создание эффективной системы контроля за качеством предизолированных трубопроводов заводского изготовления, за проектированием, проведением строительства и ремонта тепловых сетей;
организация инвестиционного процесса массовой замены тепловых сетей.
Целевые показатели:
динамика изменения фактического объема потерь теплоэнергии при ее передаче - снижение потерь теплоэнергии в 2020 году по сравнению с 2009 годом на 81,066 Гкал. час;
экономия тепловой энергии в натуральном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 644,92 тыс. Гкал;
экономия тепловой энергии в стоимостном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 432341,5 тыс. руб.
2.1.3. Энергосбережение и повышение энергоэффективности при осуществлении деятельности по электроснабжению, в том числе развитии рынка мощности.
2.1.3.1. Энергосбережение и повышение эффективности энергоисточников.
Цели:
обеспечение надежного функционирования энергетической системы города Тамбова;
внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).
Задачи:
ликвидация неконтролируемых энергозатрат и коммерческих потерь, а также выявление мест хищения электроэнергии;
определение перегруженных участков электросети и принятие решения об увеличении их пропускной способности;
исключение конфликтов с потребителями, так как АИИС КУЭ может предоставлять одни и те же учтенные данные энергосбытовой организации и потребителю одновременно.
2.1.3.2. Энергосбережение и повышение эффективности в сетях.
Цель: снижение потерь (технологических и коммерческих) электроэнергии в электрических сетях на 15 % к 2020 году.
Задачи:
компенсация реактивной мощности;
регулирование напряжения в линиях электропередачи;
применение современного электротехнического оборудования, отвечающего требованиям энергосбережения;
снижение расхода электроэнергии для собственного потребления электроустановок;
внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6 - 20 кВ.
Целевые показатели:
динамика изменения фактического объема потерь электроэнергии при ее передаче - снижение потерь электроэнергии в 2020 году по сравнению с 2009 годом на 15 %;
экономия электрической энергии в натуральном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 204784 тыс. кВт.ч.;
экономия электрической энергии в стоимостном выражении в 2020 году по сравнению с 2009 годом - 342398,8 тыс. руб.
2.1.3.3. Энергосбережение и повышение эффективности в сетях наружного освещения.
Цель: снижение к 2020 году потребления электрической энергии на нужды наружного освещения на 30 %.
Задачи:
использование в сетях наружного освещения светодиодного оборудования;
перевод 100 % объектов архитектурно-художественной подсветки, рекламы, дорожной системы освещения, светофоров и иного оборудования на светодиодное оборудование;
полное обновление пускорегулирующего оборудования систем освещения с переходом на электронные устройства.
Целевые показатели: снижение потребления электрической энергии на нужды наружного освещения к 2015 году по сравнению с 2009 годом на 30 %.
2.1.4. Энергосбережение и повышение энергоэффективности при осуществлении деятельности по газоснабжению.
2.1.4.1. Энергосбережение и повышение эффективности энергоисточников.
Цель: снижение к 2020 году удельных расходов на выработку тепла на 30 %.
Задачи:
достижение нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников;
обеспечение соответствия новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности;
изменение качества территориального планирования и проектирования объектов с учетом необходимости снижения потребления.
Целевые показатели: экономия газа в 2020 году по сравнению с 2009 годом:
в натуральном выражении - 61523,04 тыс. куб.м;
в стоимостном выражении - 106133,4 тыс. руб.
2.2. Цели, задачи развития и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде.
Цели:
сокращение потерь (технологических и коммерческих) тепловой и электрической энергии в жилищном фонде на 18 % к 2015 году и на 30 % к 2020 году;
сокращение потребления воды населением до 0,1 куб.м/чел. в сутки;
сокращение потребления энергоресурсов (вода, тепло, электричество) на общедомовые нужды на 30 % к 2020 году.
Задачи:
стимулирование жителей к приобретению энергоэффективной бытовой техники, в том числе посредством потребительского кредитования закупок энергоэффективных товаров и услуг по энергосбережению;
стопроцентное оснащение жилых (нежилых) помещений в МКД приборами учета воды, тепла и газа, электроэнергии;
создание рынка энергосервисных услуг в жилищном фонде;
стимулирование управляющих компаний к проведению работ по энергосбережению в жилищном фонде;
создание системы категорирования домов по классу энергоэффективности, повышение категорийности зданий при проведении капитального ремонта;
строительство энергоэффективных жилых домов (в том числе индивидуальных), обеспечивающих теплоизоляцию ограждающих конструкций, повышение герметичности жилых помещений.
Целевые показатели:
удельный расход теплоэнергии в жилых домах на 1 кв м общей площади - 0,15 Гкал/кв м в 2020 году;
удельный расход природного газа в жилых домах на 1 кв м общей площади - 0,03 тыс. куб.м/кв м в 2020 году;
удельный расход воды в жилых домах на 1 чел. - 0,1 куб.м/чел. в 2020 году;
удельный расход воды в жилых домах на 1 кв м - 1,37 куб.м/м2 в 2020 году;
удельный расход электроэнергии в жилых домах на 1 м2 - 17,8 кВт·ч/м2 в 2020 году;
доля объемов природного газа, потребляемого в жилых домах (за исключением МКД), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого в жилых домах (за исключением МКД) на территории города Тамбова, - 100 % к 2016 году;
доля объемов природного газа, потребляемого в МКД, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого в МКД на территории города Тамбова - 100 % к 2016 году;
число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, - 1728 шт. к 2020 году;
доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе домов - 10 % к 2020 году.
2.3. Цели, задачи развития и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе.
Цели:
снижение потребления энергоресурсов в бюджетном секторе на 18 % к 2015 году и 30 % к 2020 году;
организация стопроцентного учетного потребления энергоресурсов к 2011 году.
Задачи:
стопроцентное оснащение объектов бюджетного сектора приборами учета всех видов энергоресурсов;
создание рынка энергосервисных услуг в бюджетном секторе;
использование в бюджетном секторе энергоэффективного оборудования;
сокращение удельных расходов бюджета муниципального района на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя).
Целевые показатели:
удельный расход теплоэнергии на 1 кв м бюджетного учреждения - 0,1 Гкал/кв м в 2020 году;
удельный расход воды на снабжение бюджетного учреждения на 1 чел. в год - 36,5 куб.м/чел. в 2020 году;
удельный расход электроэнергии на обеспечение бюджетного учреждения на 1 кв м - 17,8 кВт/кв м в 2020 году;
доля объемов электроэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электроэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории города Тамбова, - 100 % к 2015 году;
доля объемов теплоэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме теплоэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории города Тамбова, - 100 % к 2015 году;
доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой бюджетными учреждениями на территории города Тамбова, - 100 % к 2015 году;
доля объемов природного газа, потребляемого бюджетными учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого бюджетными учреждениями на территории города Тамбова, - 100 % к 2015 году;
доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета города Тамбова, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование, - 100 %;
число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками, - 12 шт. к 2020 году;
доля товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для муниципальных нужд - 100 % к 2020 году;
удельные расходы бюджета города Тамбова на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя) - 3,5 тыс. руб./чел. к 2020 году.
2.4. Цель, задачи развития и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в промышленном секторе.
Цель: сокращение удельных расходов энергоресурсов на единицу продукции в промышленном секторе на 25 % к 2015 году и на 40 % к 2020 году по отношению к 2009 году.
Задачи:
создание системы стимулов повышения энергоэффективности для промышленных предприятий;
100% оснащение промышленных объектов приборами учета всех видов энергоресурсов;
использование в производстве энергосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий;
повышение конкурентоспособности продукции промышленных.
Целевые показатели: снижение энергоемкости промышленной продукции на 25 % к 2015 году и на 40 % к 2020 году по отношению к 2009 году.
2.5. Цель, задачи развития и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в сфере услуг и у непромышленных потребителей.
Цель: сокращение потребления энергоресурсов на 25 % к 2015 году и на 40 % к 2020 году в сфере услуг и у непромышленных потребителей по отношению к 2009 году.
Задачи:
создание системы стимулов повышения энергоэффективности для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере услуг или являющихся непромышленными потребителями;
формирование системы требований для мелких и временных объектов;
стопроцентное оснащение объектов приборами учета всех видов энергоресурсов;
сдерживание роста нагрузки платежей на коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере услуг или являющихся непромышленными потребителями, за счет роста энергоэффективности.
Целевые показатели: сокращение потребления электроэнергии в сфере услуг и у непромышленных потребителей на 25 % к 2015 году и на 40 % к 2020 году по отношению к 2009 году.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Состав показателей (индикаторов) программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности для характеристики достижения целей и решения задач программы.
Целевые параметры программы оцениваются с использованием следующих показателей (индикаторов), ответственность за достижение которых возложена на разработчика и соисполнителей программы в части, их касающейся.
Жилищный комитет администрации города Тамбова:
доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории города;
доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории города;
доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории города;
доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории города;
доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории города;
доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории города;
удельная величина потребления электрической энергии в многоквартирных домах;
удельная величина потребления тепловой энергии в многоквартирных домах;
удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах;
удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах;
удельная величина потребления природного газа в многоквартирных домах;
удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями;
удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями;
удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями;
удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями;
удельная величина потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями.
Перечень показателей (индикаторов) программы, отражающий степень достижения целей и задач, основных ожидаемых конечных результатов приведен в приложении N 2 к программе.
4. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Программа реализуется в период с 2014 по 2020 год в два этапа:
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы.
На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости в 1 - 3 года, разрабатывается программа обучения и проводится обучение специалистов администрации муниципального образования, корректируется и уточняется муниципальная программа энергосбережения, подготавливаются энергетические паспорта и организуются энергоаудит и учет топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетном секторе города Тамбова, разрабатывается проектная документация проектов в области энергосбережения.
На II этапе осуществляются высокозатратные мероприятия, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет; реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования; завершается монтаж систем учета и регулирования энергоресурсов и воды в жилищном фонде; реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов (генерация) и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативным источникам энергии в общей структуре энергобаланса экономики района.
Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников программы с целью достижения намеченных результатов.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения в экономике города Тамбова предусматривает реализацию программных мероприятий по следующим направлениям:
- организационные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (перечень данных мероприятий программы представлен в приложении N 1 к программе);
- мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики (перечень данных мероприятий программы представлен в приложениях N 1 к программе).
Корректировка и уточнение перечня мероприятий программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки должны проводиться не реже 1 раза в год, в том числе и на основании данных энергетических обследований, проведение которых является обязательным для:
1) органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
2) организаций с участием государства или муниципального образования;
3) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
4) организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 миллионов рублей за календарный год;
6) организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, бюджетов муниципальных образований Тамбовской области.
Первые обязательные энергетические обследования должны быть организованы и проведены во всех вышеуказанных органах и организациях муниципального образования не позднее 31 декабря 2011 года, а последующие обследования должны проходить - не реже чем один раз в каждые пять календарных лет. В ходе энергетических обследований должны быть: получены объективные данные об объемах используемых энергетических ресурсов; определены показатели энергетической эффективности и потенциал энергосбережения; разработан перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведена (скорректирована) их стоимостная оценка.
План проведения обязательных энергетических обследований должен быть разработан и принят по каждой из вышеуказанных областей в течение 45 календарных дней с момента утверждения настоящей программы.
Помимо мероприятий, содержащихся в настоящей программе, на территории города Тамбова будут также реализовываться мероприятия, указанные в программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащиеся в программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности конкретных организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствии с требованиями, установленными к данным программам. Реализация всех запланированных мероприятий настоящей программы обеспечит:
1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов:
- зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- жилых домов, в т.ч. вводимых после капитального ремонта;
5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
7) сокращение расходов муниципального бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на оплату коммунальных услуг с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Также в ходе реализации настоящей программы осуществляется исполнение неисполненных бюджетных обязательств, возникших в связи с выполнением:
- мероприятий ведомственной целевой программы "Установка индивидуальных приборов учёта в муниципальных жилых помещениях на 2013 - 2015 годы";
- внепрограммных мероприятий, связанных с осуществлением функций, возложенных на жилищный комитет администрации города Тамбова, муниципальное казенное учреждение "Долговой центр".
4.1. Организационные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4.1.1. Организационные мероприятия в сфере нормативно-правового регулирования и управления.
Основными организационными мероприятиями в сфере нормативно-правового регулирования являются, в том числе:
разработка и утверждение организационно-финансового Плана выполнения мероприятий по реализации программы;
разработка и утверждение Плана проведения мероприятий по оснащению зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии и электрической энергии;
разработка механизма предоставления муниципальных гарантий как способа обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию энергосервисных договоров;
разработка механизма предоставления муниципальных гарантий как способа обеспечения исполнения обязательств коммерческих организаций при привлечении ими заемных средств для организации производства энергоэффективной продукции;
разработка механизма льготного налогообложения и субсидирования затрат коммерческих организаций, связанных с производством энергоэффективной продукции, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов;
создание системы мониторинга энергопотребления, позволяющей отслеживать фактическое энергопотребление в сравнении с данными энергетических паспортов;
подготовка методических рекомендаций по заключению энергосервисных договоров;
определение нормативов потребления коммунальных ресурсов в жилых домах для осуществления энергетического обследования;
установление требования об обязательном проведении экспертизы принимаемых проектов документов территориального планирования, в том числе градостроительных и технических решений, предлагаемых такими документами, на предмет энергосбережения и энергоэффективности;
разработка и обеспечение доступности типовых технических решений по энергосбережению.
4.1.2. Тарифное стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий.
Тарифная политика, реализуемая органом тарифного регулирования города Тамбова, должна одновременно обеспечивать как достижение оптимального сочетания интересов регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций (в том числе субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе) и потребителей, так и повышение эффективности деятельности регулируемых организаций, снижение энергоемкости производства и повышение его энергетической эффективности.
Меры по совершенствованию тарифного регулирования должны предусматривать применение тарифов, обеспечивающих возврат вложенных инвестиций, установление платы за резерв пропускной способности (двухставочные, а в перспективе и трехставочные тарифы в сфере теплоснабжения), установление почасовой тарификации и другие. Одновременно с этим будет введена экономическая ответственность регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций и организаций сетевого комплекса за выполнение гарантированных стандартов надежности и качества обслуживания потребителей.
Органы регулирования муниципального образования будут планомерно и постоянно проводить мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.
Муниципальная долгосрочная тарифная политика в течение всего периода реализации настоящей программы будет основываться на следующих принципах:
расширение использования рыночных механизмов ценообразования в сфере электроэнергетики, а также механизмов саморегулирования;
недопущение срыва задач по повышению уровня жизни населения и росту конкурентоспособности российских коммерческих организаций после снижения необоснованно высоких удельных затрат на энергоснабжение населения и промышленности;
сохранение и совершенствование форм и механизмов участия органов государственной власти или органов местного самоуправления в регулировании источников инвестиций в топливно-энергетический комплекс с целью обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности проектов по развитию генерации и сетевого хозяйства (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях частно-государственного партнерства);
применение на рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии механизмов ценообразования, обеспечивающих участникам рынка потенциальный уровень доходности не ниже, чем в других секторах экономики с сопоставимым уровнем рисков;
совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, поощряющей экономию, переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов;
стимулирование потребителей ресурсов через реализацию механизмов тарифной политики к установке приборов учета;
определение льготного порядка технологического присоединения к электрическим сетям;
предсказуемость долгосрочной тарифной политики и ее скоординированность с другими составляющими энергетической политики - политикой в сфере энергетической эффективности и энергосбережения, а также в области формирования рационального топливно-энергетического баланса города Тамбова.
Основным направлением деятельности органов тарифного регулирования муниципального образования в сфере энергосбережения при формировании тарифов (теплоэнергия, вода, водоотведение и очистка стоков, природный и сжиженный газ для населения) на период до 2020 года является снижение затрат на производство и передачу ресурсов потребителям за счет:
организации учета ресурсов и обоснования (нормирования) расходов на собственные, хозяйственные и производственные нужды;
организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию, горячую и холодную воду), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф регулируемой организации, управляющей такими объектами;
организации проведения комплексных проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций, в том числе по обоснованности нормативов расхода энергоресурсов и возможности их снижения;
установления тарифов с учетом необходимости обеспечения капитального ремонта и реконструкции действующих генерирующих и транспортных мощностей регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций;
организации разработки и утверждения методик расчета потерь в распределительных сетях, платы за услуги по передаче (транспортировке) воды, тепловой и электрической энергии;
проведения комплексного системного анализа и оценки сложившейся системы тарифов регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций;
реализации энергосберегающих мероприятий и мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности;
обеспечения контроля выполнения энергосберегающих мероприятий и мероприятий, направленных как на снижение себестоимости производства и передачи единицы ресурса, так и на снижение энергоемкости производства и повышение его энергетической эффективности, в том числе мероприятий, рекомендованных по результатам энергетических обследований регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций;
внедрения дифференцированных по времени суток тарифов, стимулирующих потребителей к снижению максимумов нагрузки и соответственно затрат регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций на содержание необходимых мощностей.
В период реализации настоящей программы необходимо особое внимание уделить тарифному регулированию в сфере теплоснабжения. С этой целью необходимо осуществить разработку и начать последовательную реализацию комплекса программных мер по коренному усовершенствованию теплоснабжения, предусматривающих в том числе:
создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения, включая внедрение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
оптимизацию системы тарифов (переход на обязательное применение двухставочного тарифа в теплоснабжении, применение долгосрочных тарифов по двусторонним договорам) с учетом интересов как производителей, так и потребителей тепла;
формирование обязательных требований к производимому и применяемому в указанной сфере оборудованию, а также к повышению энергоэффективности зданий;
рациональное применение механизмов государственной поддержки, в том числе в рамках частно-государственного партнерства, при реализации инвестиционных проектов в данной сфере.
Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для соответствующих организаций устанавливаются и систематически пересматриваются органом тарифного регулирования города Тамбова.
Данные требования включают:
целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;
перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения и показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется в соответствии с производственными или инвестиционными программами регулируемых организаций.
В то же время органы регулирования не определяют конкретные значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для регулируемых организаций, поэтому данные значения устанавливаются непосредственно в программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций.
Формирование производственных и/или инвестиционных программ регулируемых организаций в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности этих организаций. Поэтому, с одной стороны, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования должна содержать подпрограмму по повышению энергетической эффективности, а с другой, муниципальная программа повышения энергетической эффективности должна органически интегрировать меры по повышению энергетической эффективности регулируемых организаций.
Органы местного самоуправления, уполномоченные на регулирование цен (тарифов) на товары, услуги регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций, будут учитывать расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых (ресурсоснабжающих) организаций при установлении цен (тарифов) на товары, услуги этих организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов).
4.1.3. Информационно-пропагандистское сопровождение реализации программы.
Основными организационными мероприятиями по информационно-пропагандистскому сопровождению реализации программы являются:
проведение публичных массовых мероприятий (конференций, семинаров, "круглых столов", публичных (общественных) слушаний т.п.) по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
инициирование видеопередач и информационных печатных материалов на местных телеканалах и районных печатных изданиях о применении энергосберегающих технологий и экономическом эффекте, о примерах внедрения мероприятий в быту, о возможностях финансовых механизмов, о правах граждан в созданных ими товариществах собственников жилья (далее - ТСЖ) и т.д., описание положительного опыта как среди жителей, так и среди коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (истории успеха), создание специальной программы на радио или телевидении, например "Энергоэффективный потребитель";
разработка и размещение информации об энергосбережении на оборотной стороне квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;
разработка и размещение социальной рекламы на улицах, остановках уличного транспорта, видеопанелях и т.д.;
проведение конкурсов: "Самый энергоэффективный дом муниципального образования", "Самая энергоэффективная школа", "Самый энергоэффективный детский сад", "Самое энергоэффективное лечебное учреждение" и т.д.
4.1.4. Организационные мероприятия в сфере обучения.
Для успешной реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Тамбова необходимо:
обеспечить ее кадровое сопровождение;
воспитать у подрастающего поколения бережное отношение к энергоресурсам;
обучить население технологиям энергосбережения.
Основными организационными мероприятиями в сфере обучения являются в том числе:
проведение обучающих семинаров для специалистов администрации города Тамбова в сфере энергосбережения;
организация уроков энергосбережения в школах для начальных и средних классов;
создание тематических обучающих курсов и семинаров в образовательных учебных заведениях на территории города Тамбова.
4.2. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по отдельным направлениям.
4.2.1. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности при осуществлении деятельности по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению и электроснабжению.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры являются:
проведение энергетических обследований предприятий коммунальной сферы, что позволит разработать энергосберегающие мероприятия для конкретных предприятий;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определение источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (далее АИИС КУЭ) на предприятиях коммунальной сферы, что позволит снизить плату за потребленную электроэнергию соответствующими предприятиями;
прямой запрет на оборудование с низкой энергоэффективностью для объектов наружного освещения.
Перспективными являются следующие мероприятия:
проведение техэкспертизы системы теплоснабжения в целях оптимизации режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
установка новых экономичных котлов взамен устаревших в целях повышения надежности работы оборудования;
замена ветхих теплотрасс с использованием трубы в пенополиуретановой изоляции в целях сокращения потерь тепловой энергии и подпиточной воды;
изменение схемы прокладки теплотрассы, что позволит снизить тепловые потери при транспортировке теплоносителя;
замена кожухотрубных водоподогревателей на пластинчатые теплообменники в центральных тепловых пунктах в целях обеспечения стабильности и бесперебойности теплоснабжения потребителей;
установка частотных преобразователей в целях повышения эффективности работы электрического оборудования;
установка систем плавного пуска с заменой насосных агрегатов на канализационно-насосных станциях;
автоматизация системы управления водоснабжением с применением современных станций управления и защиты насосов, а также приводов переменного тока в целях экономии средств на обслуживание системы водоснабжения;
замена до 80 % труб в системе районного водоснабжения с истекшим сроком эксплуатации, что позволит снизить потери в водопроводе.
4.2.2. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде.
Общая площадь жилищного фонда города Тамбова 6331,8 тыс. кв м, в том числе:
многоквартирные дома - 4525,3 тыс. кв м,
индивидуальные жилые дома - 1806,5 тыс. кв м.
Общее число жилых домов составляет 8269 ед., в том числе многоквартирных - 2752 ед. (77240 квартир), индивидуальных - 5517 ед.
Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - 45 %;
газоснабжением - 80 %;
горячим водоснабжением - 14 %;
холодным водоснабжением - 80 %;
электроснабжением - 100 %.
Жилищный фонд обеспечен приборами учета в следующих объемах:
общедомовые:
горячее водоснабжение - 350 шт.;
холодное водоснабжение - 650 шт.;
теплоснабжение - 650 шт.;
электроснабжение - 1722 шт.
индивидуальные:
горячее водоснабжение - 50727 шт.;
газоснабжение - 7337 шт.;
холодное водоснабжение - 66908 шт.;
электроснабжение - 107805 шт.
Необходимо установить приборы учета в следующих объемах:
общедомовые:
горячее водоснабжение - 468 шт.;
холодное водоснабжение - 674 шт.;
теплоснабжение - 295 шт.;
электроснабжение - 4 шт.
индивидуальные:
горячее водоснабжение - 27316 шт.;
газоснабжение - 13628 шт.;
холодное водоснабжение - 41009 шт.;
электроснабжение - 102 шт.
Для решения задачи повышения энергоэффективности необходимо предусмотреть, в частности:
переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета в помещениях общего пользования;
установку индивидуальных приборов учета расхода горячей и холодной воды в многоквартирных домах;
установку индивидуальных газовых счетчиков в многоквартирных домах;
сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов в целях их ранжирования по уровню энергоэффективности и определения жилых домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности;
переход на строительство энергоэффективных жилых домов;
разработку требований по энергоэффективности зданий при проведении капитальных ремонтов;
разработку и обеспечение доступности типовых технических решений по энергосбережению;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров, в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
установку энергосберегающих "антивандальных" светильников, оборудованных датчиками движения или присутствия человека в местах общего пользования жилых домов, что позволяет, в частности, снизить потребление электрической энергии на освещение мест общего пользования жилого фонда на 80 %;
установку балансировочных клапанов с последующей регулировкой систем отопления, что обеспечивает снижение потребления энергетических ресурсов в системе теплоснабжения на 10 %;
организацию работы по сбору заявок граждан с возможностью осуществления централизованных закупок энергоэффективной бытовой техники.
Перспективными являются следующие мероприятия:
проведение энергетических обследований эксплуатируемых зданий и диагностика оптимальной структуры потребления ими энергоресурсов, что позволит разработать энергосберегающие мероприятия для конкретных объектов;
автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы и внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
внедрение систем пофасадного регулирования температурного режима жилых зданий, что обеспечивает снижение потерь тепловой энергии на 5 % за счет учета влияния ветровой нагрузки и инсоляции зданий;
промывка домовых инженерных систем от отложений, в том числе с использованием современных реагентов и поверхностно-активных веществ, что обеспечивает снижение потребления энергетических ресурсов в системе теплоснабжения на 5 %.
4.2.3. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе.
На территории городского округа расположено 107 муниципальных бюджетных учреждения, общей площадью 688,5 тыс. кв м.
Уровень благоустройства бюджетных учреждений характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - 79%;
газоснабжением - 20%;
горячим водоснабжением - 100%;
холодным водоснабжением - 100%;
электроснабжением - 100%.
Бюджетные учреждения расходуют 9 % энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, тепла и воды), потребляемых в муниципальном образовании. Так, в 2009 году общее годовое электропотребление бюджетной сферы района составило 73,8 млн.кВт·ч., общее годовое теплопотребление - 262,1 тыс. Гкал, общее годовое потребление холодной воды - 2877,8 тыс. куб.м, общее годовое потребление природного газа - 12776,1 тыс. куб.м.
Бюджетные учреждения обеспечены приборами учета в следующих объемах:
теплоснабжение - 12 шт.;
газоснабжение - 0 шт.;
холодное водоснабжение - 83 шт.;
электроснабжение - 172 шт.
Необходимо установить приборы учета в следующих объемах:
теплоснабжение - 52 шт.;
газоснабжение - 36 шт.;
холодное водоснабжение - 89 шт.;
электроснабжение - 0 шт.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 1 января 2010 года, бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии в течение 5 лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 %. Поэтому одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов в бюджетных учреждениях.
Такие мероприятия должны включать в себя, в частности:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении бюджетных учреждений, в том числе органов местного самоуправления, в целях их ранжирования по удельному энергопотреблению, разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
внедрение в систему государственных закупок требований по параметрам энергоэффективности к изделиям и оборудованию, потребляющему энергоресурсы;
разработку требований по энергоэффективности бюджетных учреждений при проведении капитальных ремонтов;
замену ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, что позволит снизить потребление электрической энергии на освещение на 50 %;
внедрение автоматического регулирования для систем отопления и горячего водоснабжения, что позволит снизить потребление тепла в бюджетных учреждениях на 15 %;
реализацию в муниципальном районе пилотных проектов "энергоэффективная школа", "энергоэффективный детский сад", "энергоэффективное лечебное учреждение".
Перспективными являются следующие мероприятия:
оснащение бюджетных учреждений современными приборами учета тепловой энергии и горячей воды, электрической энергии, а также холодной воды;
модернизация систем освещения бюджетных учреждений с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением бюджетных учреждений, что позволяет обеспечить ежегодную экономию 20 % от годовых затрат на систему освещения;
утепление чердачных покрытий и подвалов, утепление тамбуров, входных дверей, утепление (или замена) окон, утепление фасадов, контуров зданий, что позволит снизить потребление тепловой энергии бюджетными учреждениями на 30 %.
4.2.4. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в промышленном секторе.
Для повышения энергоэффективности в промышленности предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении объектов промышленных предприятий в целях разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации;
внедрение энергоэффективного оборудования и энергосберегающих технологий;
внедрение технологий вторичного использования пара, конденсата, сбросных вод, охлаждающих потоков воды и воздуха, сжатого воздуха;
совершенствование системы водоподготовки, водозабора и подачи воды;
замена устаревших счетчиков на счетчики повышенного класса точности.
Перспективными являются следующие мероприятия:
оснащение предприятий современными техническими средствами учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов;
внедрение АИИС КУЭ;
создание новых производств энергоэффективных товаров.
4.2.5. Мероприятия и механизмы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в сфере услуг и у непромышленных потребителей.
Для повышения энергоэффективности в сфере услуг и у непромышленных потребителей предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
компенсация затрат на энергосбережение за счет арендной платы для объектов муниципальной собственности;
разработка удельных показателей для разных типов объектов, их мониторинг на уровне города Тамбова;
обязательная паспортизация зданий с указанием уровня энергоэффективности (обязательная установка на здании указателя с параметрами по энергоэффективности) и внесение результатов (энергетических паспортов) в государственный энергетический реестр;
введение требований по энергосбережению в программы размещения мелких объектов;
обеспечение доступности базы данных по типовым проектам энергосбережения;
продвижение типовых проектов по энергосбережению в сфере услуг;
формирование рынка энергосервисных услуг;
проведение конкурсов на лучший энергоэффективный объект ("Энергоэффективный магазин", "Энергоэффективный офис" и др.);
заключение добровольных соглашений с местными органами власти по повышению энергоэффективности объектов сферы услуг.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы
Раздел не приводится в связи с тем, что реализация мероприятий программы по достижению поставленных целей не осуществляется муниципальными бюджетными учреждениями.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программы утверждается решением Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением администрации города Тамбова, утвердившим программу.
Предполагаемый общий объем финансирования составляет 591915,5 тыс. руб., в том числе по этапам и годам:
I этап - 2014 - 2015 годы - 286453,5 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 123851,5 тыс. руб.;
2015 год - 162602,0 тыс. руб.,
II этап - 2016 - 2020 годы - 305462,0 тыс. руб.,
в том числе:
2016 год - 144102,0 тыс. руб.;
2017 год - 128530,0 тыс. руб.;
2018 год - 26830,0 тыс. руб.;
2019 год - 3000,0 тыс. руб.;
2020 год - 3000,0 тыс. руб.,
в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тамбова - 63254,0 тыс. руб.
I этап: 2014 - 2015 годы - 18252,0 тыс. руб.,
в том числе:
2014 год - 3750 тыс. руб.;
2015 год - 14502 тыс. руб.,
II этап: 2016 - 2020 годы - 45002,0 тыс. руб.,
в том числе:
2016 год - 12502 тыс. руб.;
2017 год - 27100 тыс. руб.;
2018 год - 5400 тыс. руб.;
2019 год - 0 тыс. руб.;
2020 год - 0 тыс. руб.,
внебюджетные источники - 528661,5 тыс. руб.
I этап: 2014 - 2015 годы - 268201,5 тыс. руб.,
в том числе:
2014 год - 120101,5 тыс. руб.;
2015 год - 148100,0 тыс. руб.,
II этап: 2016 - 2020 годы - 260460,0 тыс. руб.,
в том числе:
2016 год - 131600 тыс. руб.;
2017 год - 101430 тыс. руб.;
2018 год - 21430,0 тыс. руб.;
2019 год - 3000,0 тыс. руб.;
2020 год - 3000,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение реализации программы носит прогнозный характер и подлежит уточнению с учетом возможностей бюджета в установленном порядке. Информация о ресурсном обеспечении реализации программы за счет всех источников финансирования указана в приложении N 3 к программе.
7. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизм реализации программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации цели и задач программы. Он базируется на принципе взаимодействия органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников программы, которые в конечном счете и реализуют мероприятия повышения энергетической эффективности.
Текущее управление и контроль реализации программы осуществляются заказчиком и координатором программы - жилищный комитет администрации города Тамбова.
Текущее управление реализации программы предусматривает организацию обеспечения выполнения программных мероприятий и типовых проектов, предусмотренных программой, исполнителями программы.
Выбор исполнителей типовых проектов и мероприятий программы, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Тамбова по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
В механизме реализации программы на всех стадиях используется современная система экспертизы, позволяющая отбирать наиболее перспективные проекты для бюджетного финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения заказов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
Реализация мероприятий программы в части установки индивидуальных приборов учета электроэнергии, холодной и горячей воды и газа в муниципальных квартирах будет осуществляться соисполнителем программы муниципальным казенным учреждением "Долговой центр". Соисполнитель программы размещает муниципальный заказ на проведение мероприятий по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов на территории города Тамбова и проводит их на основании заключенных муниципальных контрактов, заключенных договоров, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Мероприятия программы в части установки общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов в многоквартирных домах реализуется разработчиком программы путем заключения договоров с исполнителями таких работ о предоставления субсидий на долевое финансирование работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах за муниципальные жилые помещения. Исполнителями указанного мероприятия являются муниципальные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы. Субсидии юридическим лицам предоставляются из городского бюджета в порядке, установленном администрацией города Тамбова
Исполнение мероприятий программы в части мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленном секторе, в сфере услуг и в жилищном секторе в части приватизированного жилья будут осуществляться муниципальными унитарными предприятиями, открытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью из внебюджетных источников в объеме 595 441,5 тыс. руб. При этом в качестве внебюджетных источников будут привлечены собственные или заемные средства муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и собственников помещений в многоквартирных домах.
Исполнители и соисполнитель программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий программы, целевое и рациональное использование финансовых средств.
Жилищный комитет администрации города Тамбова контролирует своевременное и полное проведение мероприятий программы и предоставляет в комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова информацию о ходе реализации программы по итогам за полугодие и за год по электронной почте и на бумажном носителе (до 25 июля и до 15 февраля, следующего за отчетным периодом соответственно).
Муниципальное казенное учреждение "Долговой центр" контролирует своевременное и полное проведение мероприятий программы по установке индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах города и предоставляет в жилищный комитет администрации города Тамбова информацию о ходе реализации данного мероприятия по итогам за полугодие и за год по электронной почте и на бумажном носителе (до 15 июля и до 05 февраля, следующего за отчетным периодом соответственно).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.