Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 10 марта 2016 г. N 222 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного постановления
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 сентября 2013 г. N 1054)
12 мая, 19 декабря 2014 г., 12 марта 2015 г., 10 марта 2016 г.
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы |
Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области |
Соисполнитель государственной программы |
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Цель государственной программы |
Формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения |
Задачи государственной программы |
Стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций; стимулирование развития инновационной инфраструктуры, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и материалов, создания новых высокопроизводительных рабочих мест; модернизация основных фондов и создание новых производственных мощностей в приоритетных для региональной экономики отраслях промышленности; увеличение промышленного производства за счёт роста производительности труда, освоения выпуска новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции; рациональное и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов; совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности; развитие социального партнёрства, направленного на повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала, уровня и качества жизни населения региона |
Целевые индикаторы и показатели госпрограммы, их значения на последний год реализации |
Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области (2020 год - 275,7 млрд. рублей). Индекс промышленного производства (раздел CDE по общероссийскому классификатору) (2020 год - 107,5 процента). Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2020 год - 5,8 млрд. рублей). Индекс роста производительности труда в виде деятельности "обрабатывающие производства" (по полному кругу предприятий и организаций) (2020 год - 107,7 процента). Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (2020 год - 22,8 процента). Количество созданных высокопроизводительных, в том числе модернизированных, рабочих мест на крупных и средних промышленных предприятиях в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2020 год - 1,5 тыс. мест). Количество работников предприятий (организаций), прошедших профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации (2020 год - 4350 человек). Уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в виде деятельности "обрабатывающие производства" (включая субъекты малого предпринимательства) (2020 год - 30,1 тыс. рублей). Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объём налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства") (2020 год - 7,8 млрд. рублей) |
Сроки и этапы реализации программы |
1 этап 2013 - 2016 годы 2 этап 2017 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
Общий объем финансирования на 2013 - 2020 годы 30021 млн. рублей, в том числе: 2013 г. - 1850 млн. рублей; 2014 г. - 2660 млн. рублей; 2015 г. - 3174 млн. рублей; 2016 г. - 3461 млн. рублей; 2017 г. - 3841 млн. рублей; 2018 г. - 4316 млн. рублей; 2019 г. - 4863 млн. рублей; 2020 г. - 5856 млн. рублей; из них: федеральный бюджет - 5967 млн. рублей; в том числе: 2013 г. - 500 млн. рублей; 2014 г. - 455 млн. рублей; 2015 г. - 421 млн. рублей; 2016 г. - 1391 млн. рублей; 2017 г. - 800 млн. рублей; 2018 г. - 800 млн. рублей; 2019 г. - 800 млн. рублей; 2020 г. - 800 млн. рублей; бюджет Тамбовской области - 700 млн. рублей; в том числе: 2013 г. - 0 млн. рублей; 2014 г. - 0 млн. рублей; 2015 г. - 300 млн. рублей; 2016 г. - 0 млн. рублей; 2017 г. - 100 млн. рублей; 2018 г. - 100 млн. рублей; 2019 г. - 100 млн. рублей; 2020 г. - 100 млн. рублей; внебюджетные источники - 23354 млн. рублей; в том числе: 2013 г. - 1350 млн. рублей; 2014 г. - 2205 млн. рублей; 2015 г. - 2453 млн. рублей; 2016 г. - 2070 млн. рублей; 2017 г. - 2941 млн. рублей; 2018 г. - 3416 млн. рублей; 2019 г. - 3963 млн. рублей; 2020 г. - 4956 млн. рублей. Примечание: фактические объемы расходов на выполнение мероприятий государственной программы за счет внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению (корректировке). Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Тамбовской области определяется при формировании бюджета на очередной финансовый год и подлежит уточнению в процессе исполнения бюджета Тамбовской области. Финансирование мероприятий из средств федерального бюджета осуществляется за счет участия промышленных предприятий в федеральных целевых и государственных программах, а также привлечения средств Федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития" (далее Фонд развития промышленности). |
1. Общая характеристика сферы реализации госпрограммы
1.1. Состояние и современные условия развития промышленного комплекса области
Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015), Законом области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области", постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" (в редакции от 12.03.2015), в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04 декабря 2013 г. N 347-З, и распоряжением администрации области от 09.12.2015 N 615-р "Об утверждении перечня государственных программ Тамбовской области".
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Она является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области.
По состоянию на 01.01.2016 производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях региона осуществляют 1,3 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 130 крупных и средних организаций, имеющих численность персонала более 250 человек. Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств области по полному кругу организаций составила 50,2 тыс. человек, среднемесячная зарплата достигла 22,7 тыс. рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях "обрабатывающих производств" промышленности области было создано и модернизировано 940 высокопроизводительных рабочих мест.
Промышленность Тамбовской области за последние 4 года показывает положительные темпы роста производства, повысилась её конкурентоспособность, рентабельность, финансовая устойчивость. За 2013 - 2015 годы объём отгруженной продукции в Тамбовской области в действующих ценах возрос более чем в 1,3 раза, а индекс физического объёма достиг 125,9 процента. В Российской Федерации индекс промышленного производства за этот период составил 102,0 процента, в Центральном федеральном округе (далее ЦФО) - 105,6 процента.
По итогам 2015 года объём отгруженных товаров в промышленном комплексе Тамбовской области (по полному кругу производителей) составил около 137,7 млрд. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 122,4 млрд. рублей. При этом индекс физического объёма промышленного производства достиг 104,5 процента (пятое место среди областей, входящих в ЦФО), в том числе в обрабатывающих производствах - 105,4 процента.
Положительные темпы роста объёмов производства в промышленном комплексе области обусловлены активизацией инвестиционной деятельности. За 2013 - 2015 года в обрабатывающие производства Тамбовской области направлено инвестиций в основной капитал на крупных и средних предприятиях в объёме 20,2 млрд. рублей, в том числе в индустриальные отрасли 7,4 млрд. рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях обрабатывающих производств привлечено инвестиций в основной капитал 3,3 млрд. рублей, с приростом к 2014 году в сопоставимых ценах 12 процентов.
За три года существенно улучшилось финансовое состояние предприятий обрабатывающих производств промышленного комплекса области: получена прибыль в объёме 22 млрд. рублей, а удельный вес убыточных предприятий снижен до 19 процентов. Рентабельность реализованной продукции в обрабатывающих производствах повысилась с 5,1 до 6,3 процента. В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов от индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (без производства пищевых продуктов и напитков) на сумму 5,3 млрд. рублей, что на 19,7 процента больше уровня 2014 года. Такая положительная динамика прослеживается на протяжении последних лет.
В тоже время текущее состояние предприятий обрабатывающих производств характеризуется значительной неоднородностью в состоянии и развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо пересмотреть (в том числе диверсифицировать) инструменты региональной промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.
1.2. Системные проблемы промышленного комплекса и условия вхождения во Всемирную торговую организацию
Резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям.
В тоже время девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте.
В условиях ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам, одинаково относящимся как к российской промышленности в целом, так и к промышленному комплексу региона, можно отнести следующие:
высокая степень износа основных производственных фондов (степень износа основных фондов промышленных предприятий области в виде деятельности "обрабатывающие производства" по итогам 2015 года составила 45,7 процента);
низкая восприимчивость к внедрению инноваций. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность (технологические, маркетинговые и организационные инновации), в общем числе организаций Тамбовской области в 2014 году составил 8,8 процента;
технологическое отставание в ряде отраслей и предприятий (удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров (без субъектов малого предпринимательства) предприятиями обрабатывающих производств за 2014 год составил 7,0 процента);
низкая производительность труда (производительность труда оценивалась в отраслях экономики России на основании данных Росстата и Всемирного банка. Российские показатели сравнивались с иностранными по паритету покупательской способности (с учетом разницы в ценах), отставание от ведущих экономик мира в 3 - 4 раза. Каждый занятый в промышленности России производит за год добавленного продукта на 1,6 млн. рублей, это втрое меньше, чем в США;
высокая материало- и энергоемкость производимой продукции (электроемкость валового внутреннего продукта в 2014 году: в России - 0,45, США - 0,25, Японии - 0,22, Англии - 0,19 кВт.ч/долл);
отсутствие на ряде предприятий современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;
недостаточное кадровое обеспечение.
Одновременно сдерживающим фактором опережающего (в том числе инновационного) развития промышленности является отсутствие системы коммерциализации и быстрое внедрение в производство научных разработок.
В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами с расчетом на сохранение положительной динамики роста промышленного производства, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду. Продолжить работу над проблемными вопросами, возникающими перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающими социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.
2. Приоритеты региональной государственной политики, в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки и этапы её реализации
Приоритеты региональной государственной политики в сфере промышленного комплекса на период до 2020 года сформированы с учётом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровня:
Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015);
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 01.03.2010;
Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
Законе области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области";
Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З.
Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:
формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков (не существующие или незначительные по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения.
Государственная Программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:
стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций;
стимулирование развития инновационной инфраструктуры, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и материалов, создания новых высокопроизводительных рабочих мест;
модернизация основных фондов и создание новых производственных мощностей в приоритетных для региональной экономики отраслях промышленности;
увеличение промышленного производства за счёт роста производительности труда, освоения выпуска новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
рациональное и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;
совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности;
развитие социального партнёрства, направленного на повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала, уровня и качества жизни населения региона
Успешное выполнение приведенного перечня задач необходимо для достижения долгосрочной цели устойчивого социально-экономического развития промышленного комплекса Тамбовской области. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации промышленности, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь - от цен на углеводородное сырье.
Достижение указанной цели и задач государственной программы позволит обеспечить технологическое развитие региональной промышленности на основе создания и внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой, с высокой добавленной стоимостью продукции.
Меры, направленные на решение обозначенных задач, призваны сделать продукцию тамбовских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и мировом рынках. Практическая реализация государственной программы, кроме этого, будет обладать определенным мультипликативным эффектом для смежных отраслей региональной экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития в регионе сферы НИОКР, прикладной науки и коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, для дальнейшего развития системы образования, подготовки (переподготовки) кадров, а также для сферы услуг (сервисного обслуживания).
Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир для развития региональной промышленности и в этом смысле являются достаточными.
Реализация государственной программы рассчитана на период 2013 - 2020 гг. в два этапа: первый - 2013 - 2016 гг., второй - 2017 - 2020 гг.
Таким образом, к концу 2016 года должно быть завершено формирование законодательной и нормативно-правовой базы реализации промышленной политики в Тамбовской области в соответствии с федеральным законодательством.
В 2017 году предстоит внедрить действенные инструменты реализации промышленной политики в соответствии с законодательной и нормативно-правовой базой реализации промышленной политики в Тамбовской области, оптимально скорректировать приоритеты государственной региональной промышленной политики в долгосрочной перспективе.
К 2020 году промышленный комплекс области должен не только существенно повысить конкурентоспособность традиционных товаров (продукты химии, машиностроения, деревообработки, легкой промышленности и др.), но и выйти на рынок с качественно новыми, возможно, прорывными продуктами.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы
В соответствии с целью и задачами программы будет расширена поддержка промышленного комплекса области: сформирована новая нормативная правовая база промышленности области, получит развитие инфраструктура (создание Фонда развития промышленности области, внедрение механизма специальных инвестиционных контрактов, создание индустриальных парков и другое). Будет активизировано взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по поддержке региональной промышленности. Это позволит улучшить финансово-экономическое состояние промышленности, обеспечить выполнение прогнозируемых показателей (индикаторов), предусмотренных программой (приложение N 1).
По прогнозу, объем промышленного производства Тамбовской области в соответствии с заявленными мероприятиями государственной программы к уровню 2020 года составит 275,7 млрд. рублей. Индекс физического объёма за оставшийся период реализации программы 2015 - 2020 годы составит 135,7 процента. Рост объемов производства выпускаемой продукции будет обеспечен значительным приростом инвестиций в промышленное производство, всего за период реализации государственной программы в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" планируется направить (освоить) инвестиций на сумму около 30 млрд. рублей, за 2016 - 2020 годы 22,3 млрд. рублей. Планируется, что в процессе реализации государственной программы существенно вырастет производительность труда: к 2020 году она должна вырасти на 67,9 процента относительно 2012 года.
Планируется, что к концу реализации государственной программы в обрабатывающих производствах промышленности области будет создано и модернизировано 6 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников в виде деятельности "обрабатывающие производства" может достичь уровня в 30,1 тыс. рублей (включая субъекты малого предпринимательства), что более чем на 32,6 процента превышает уровень 2015 года. К 2020 году в регионе запланировано организовать (ввести новые, реконструировать и/или перепрофилировать имеющиеся мощности) не менее двух десятков современных конкурентоспособных производств.
Принятая система (значения) целевых показателей позволяет обеспечить возможность проверки достижения стратегической цели и решения задач, поставленных в государственной программе. Возможность проверки (верификации) достижения заявленных результатов обусловлена тесной взаимосвязью целевых показателей с решаемыми задачами.
Представленные показатели также направлены на обеспечение достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике":
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте не менее 30 процентов;
создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
Кроме того, индикаторы рассчитаны исходя из соответствующих показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Основные мероприятия государственной программы по развитию промышленного потенциала Тамбовской области разработаны исходя из цели, задач и приоритетов, определённых приоритетами развития промышленного комплекса области, и изложены в приложении N 2.
В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2015 году Президент России В.В. Путин уделил особое внимание развитию промышленности:
предложил докапитализировать Фонд развития промышленности на 20 млрд. рублей в 2016 году. Он также отметил, что следует поддерживать только конкурентные отечественные производства. Машиностроение, легкая промышленность оказались в зоне риска, им нужны специальные программы поддержки;
предложил ввести институт специнвестконтрактов, который позволяет гарантировать сохранение начальных условий на срок реализации инвестиционного проекта (до 10 лет), снижать до нуля ставку налога на прибыль и закупать на внеконкурсной основе до 30 процентов созданной в рамках них продукции. Это самый эффективный способ повысить инвестиционную привлекательность региона, создать новые предприятия и, соответственно, рабочие места и будущую налогооблагаемую базу.
Мероприятиями программы предусмотрено формирование и развитие нормативной правовой базы развития промышленности в Тамбовской области. На региональном уровне будут разрабатываться, вноситься новые и совершенствоваться действующие нормативные правовые акты для стимулирования процессов развития промышленного производства, в том числе разработка нормативно-правовой базы:
регионального фонда развития промышленности (далее - Фонд развития промышленности области);
механизмов субсидирования затрат промышленных предприятий на приобретение и лизинг оборудования;
представления залога и поручительств под кредиты промышленным предприятиям.
Предметом деятельности Фонда развития промышленности области является обеспечение предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности Тамбовской области за счет средств бюджета области, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в любой соответствующей законодательству Российской Федерации форме, в том числе в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга) и других.
Внедрение института государственной поддержки - специальные инвестиционные контракты (СПИК).
Специальный инвестиционный контракт заключается администрацией Тамбовской области с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающим на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом в срок своими силами или с привлечением иных лиц создать, либо модернизировать, и (или) освоить новое промышленное производство на территории Тамбовской области.
С другой стороны, администрация области обязуется: осуществлять в отношении инвестора (предприятия) меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в соответствии с нормативными правовыми актами Тамбовской области. Гарантировать неизменность в течение срока действия специального инвестиционного контракта, предоставляемых инвестору и (или) предприятию мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных пунктами специального инвестиционного контракта.
Предполагается содействие в получении предприятиями промышленности, в т.ч. реализующими инвестиционные проекты, государственной поддержки в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности". Активизация работы с Фондом развития промышленности с целью привлечения финансовых ресурсов на льготных условиях для развития промышленных предприятий Тамбовской области и другим нормативным актам в соответствии с федеральными механизмами:
займа Фонда развития промышленности (заявки поданы и планируется к подаче Публичным акционерным обществом (далее - ПАО) "Пигмент", Закрытым акционерным обществом (далее - ЗАО) "КЗНМ", ЗАО "Компания "Фарадей");
субсидии организациям промышленности для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности (заявки будут поданы после заключения кредитных договоров предприятиями ПАО "Пигмент", ЗАО "КЗНМ", Открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Первомайскхиммаш", Акционерным обществом (далее - АО) "Тамбовский завод "Комсомолец", АО "Милорем", ЗАО "ИЗОРОК", ОАО "ТАГАТ" и другие).
В рамках поддержки реализации региональной программы развития промышленности Администрация Тамбовской области планирует обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или в Фонд развития промышленности для софинансирования за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов участников программы на компенсацию следующих затрат:
на внедрение энергосберегающих производственных технологий, оборудования и материалов, а также проведения исследований для реализации указанных проектов;
на разработку и внедрение на промышленных предприятиях технологий "бережливого производства" (lean-технологий), направленных на повышение эффективности производства и конкурентоспособности предприятия;
на разработку и реализацию программ повышения производительности труда на промышленных предприятиях;
на уплату процентов по кредитам, займам, полученным промышленными предприятиями в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", полученным в 2013 - 2016 годах, на реализацию проектов по производству новой высокотехнологичной и (или) конкурентоспособной продукции в объеме не более 9/10 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации;
на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных предприятий, направленных на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной и (или) конкурентоспособной продукции, а также по приоритетным направлениям российской промышленности, соответствующих позициям утвержденных отраслевых планов импортозамещения;
на разработку и внедрение инновационных технологий, научно- исследовательских работ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий;
на уплату промышленными предприятиями части лизинговых платежей и (или) возмещение части первоначального взноса при заключении договора лизинга отечественного оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий;
на приобретение исключительных прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, новых технологий для реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий;
на приобретение и использование сырья, материалов и оборудования отечественного производства при реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий.
Одним из разделов мероприятий программы предусмотрено оказание государственной поддержки развития приоритетных видов экономической деятельности в индустриальных отраслях промышленности из бюджета Тамбовской области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года особое внимание будет уделено развитию приоритетных видов деятельности в обрабатывающих производствах промышленного комплекса области: производствам текстильной и лёгкой промышленности, электронного и оптического оборудования, химического производства, производства машин и оборудования и других отраслей.
В этих целях будет оказываться государственная поддержка промышленным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности:
в лёгкой промышленности планируется создание новых производств и развитие ведущих предприятий отрасли: ЗАО "Котовский завод нетканых материалов", ЗАО "Компания "Фарадей", Компания "Boxmark" (Австрия);
машиностроении: ОАО "Первомайскхиммаш" - разработка и производство комплекса цементирования скважин на самоходных автомобильных шасси отечественного производства; АО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С.Артемова - техническое перевооружение и модернизация основного производства (производства внутрикорпусных устройств (ВКУ).
химической отрасли: ПАО "Пигмент" - организация производства фталоцианина меди для выпуска пигмента голубого мощностью 440 тонн в год;
стройиндустрии: Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЭнергоРесурс-Т" - реконструкция и техническое перевооружение завода по производству силикатных изделий. Реализация проекта позволит увеличить объем производства силикатного кирпича до 25 млн. шт. в год.
Также, государственная поддержка будет оказываться и другим обратившимся предприятиям в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Соглашением с акционерным обществом "Объединенная приборостроительная корпорация" прорабатываются вопросы по созданию в Тамбовской области оборонного кластера, специализирующегося на производстве военной техники связи и радиоэлектронной борьбы из предприятий: ОАО "Октябрь", ОАО "Ревтруд", ОАО "Тамбоваппарат" и ОАО "Тамбовский НИИ радиотехники "Эфир". Со стороны администрации Тамбовской области оборонно-промышленному комплексу региона будет продолжено содействие в решении проблемных вопросов, связанных с модернизационным развитием предприятий, выполнением и авансированием государственных оборонных заказов и их своевременным доведением, обеспечением стабильных поставок заводами-смежниками.
Перспективное строительство новых промышленных предприятий и объектов является составной частью программных мероприятий. Хозяйствующими субъектами прорабатываются вопросы по организации строительства новых производств, в том числе:
строительство горнопромышленного комбината по промышленному освоению месторождения "Центральное" в Рассказовом# районе, включающего карьер и обогатительную фабрику годовой производительностью 9,0 млн. куб. метров по добыче и переработке продуктивных песков;
строительство новых мощностей по производству анилина.
В период реализации государственной программы продолжится на конкурсной основе и в соответствии с действующим законодательством государственная поддержка субъектов промышленной деятельности, реализующих в перспективных секторах промышленности в 2016 - 2020 годах приоритетные инвестиционные проекты с предоставлением государственных преференций Тамбовской области в виде налоговых льгот. Продолжится реализация проекта АО "Тамбовспецмаш" "Создание производства сельскохозяйственной тракторной техники 7 тягового класса и зерноуборочных комбайнов" и другие.
В соответствии с мероприятиями программы предполагается расширение взаимодействия с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по включению инвестиционных проектов промышленных предприятий в отраслевые планы импортозамещения и софинансированию из федерального бюджета региональной программы развития промышленности:
расширение производства полипропиленовой ткани плотностью 40 - 70 г/м2. с рециклингом отходов производства мощностью 3 600 т/год;
создание производства 4-слойных нетканых материалов по технологии SSMS (спанбонд и СМС плотностью 25 - 150 г/м2. мощностью 10 000 т/год;
создание производства инновационных многокомпонентных мембранных ламинатов для обуви мощностью 800 тыс. кв. м.;
организация производства фталоцианина меди для выпуска пигмента голубого фталоцианинового мощностью 400 т/год;
организация производства комплекса цементирования скважин на самоходных автомобильных шасси и другие.
Повышение конкурентоспособности региона предполагается осуществлять за счет расширения выпуска инновационной продукции, существенного увеличения внедрения технологических инноваций и высокопроизводительного оборудования, упрочнения взаимосвязи науки, образования и реального сектора экономики.
В 2016 - 2020 годах продолжится работа по развитию инфраструктуры инновационной деятельности, формированию индустриальных парков, новых и развитию действующих инвестиционных площадок.
В части создания индустриальных парков предусматривается:
разработка нормативно-правовой базы в целях возмещения затрат на строительство инженерной инфраструктуры;
возможность автоматического представления резидентам парков "налоговых каникул".
Одним из мероприятий является организация производства автомобильных кож компанией "Boxmart" с организацией в перспективе индустриального (промышленного) парка. Всего планируется создать в период программы 3 индустриальных парка.
Также продолжится организация и проведение с целью стимулирования выпуска высококачественной продукции регионального этапа Всероссийского конкурса "Сто лучших товаров" на премию администрации области по качеству в порядке, определяемом администрацией области. Продолжатся мероприятия по проведению работ по подготовке к подтверждению соответствия продукции, интегрированных систем менеджмента качества на основе международных стандартов на промышленных предприятиях Тамбовской области.
Обеспечение профессиональными кадрами предприятий индустриальных отраслей промышленности также является ключевым направлением региональной промышленной политики. Оно включает подготовку и переподготовку специалистов и рабочих основных профессий, организацию и проведение обучающих семинаров для инженерно-технических работников и специалистов среднего звена промышленных предприятий.
Поддержка предприятий будет осуществляться при условии взятия ими на себя ряда обязательств: по повышению производственной эффективности, обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, безусловному выполнению требований Трудового кодекса Российской Федерации в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников и иных обязательств.
Эта работа будет проводиться в рамках реализации Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2016 - 2018 годы.
Программой предусмотрены мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности (приложение N 4), созданию и развитию экологически чистых производств ("зеленая экономика").
5. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объём финансирования государственной программы составляет 30021 млн. рублей, из них средства федерального бюджета 5967 млн. рублей, средства бюджета Тамбовской области 700 млн. рублей, внебюджетные средства 23354 млн. рублей, в том числе по годам:
Источник финансирования |
|
Объем финансирования, млн. рублей |
|||||||||
всего |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Общий объем финансирования, в том числе: |
30021 |
1850 |
2660 |
3174 |
3461 |
3841 |
4316 |
4863 |
5856 |
||
внебюджетные средства |
23354 |
1350 |
2205 |
2453 |
2070 |
2941 |
3416 |
3963 |
4956 |
||
средства федерального бюджета |
5967 |
500 |
455 |
421 |
1391 |
800 |
800 |
800 |
800 |
||
средства бюджета Тамбовской области |
700 |
0 |
0 |
300 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Фактические объемы расходов на выполнение мероприятий государственной программы за счет внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению (корректировке) и приведены в приложении N 3.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Тамбовской области определяется при формировании бюджета на очередной финансовый год и подлежит уточнению в процессе исполнения бюджета Тамбовской области.
Финансирование мероприятий из средств федерального бюджета осуществляется за счет участия промышленных предприятий в федеральных целевых и государственных программах, а также привлечения средств Фонда развития промышленности.
6. Механизмы реализации государственной программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - управление по развитию промышленности и предпринимательства области.
Участниками (соисполнителями) программных мероприятий государственной программы являются: промышленные предприятия области, некоммерческие организации в сфере промышленности и предпринимательства, Федеральное государственное учреждение "Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), профсоюзные организации (по согласованию), предприятия субконтрактации и партнерства и другие.
Механизмы реализации государственной программы представляют собой взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач; скоординированные по срокам и направлениям действия (управленческие решения) ответственного исполнителя - управления по развитию промышленности и предпринимательства области и хозяйствующих субъектов различных форм собственности, являющихся участниками (соисполнителями) программных мероприятий.
Особое внимание будет уделено привлечению федеральных ресурсов (средств Федеральных целевых и Государственных программ Российской Федерации, внебюджетных фондов, институтов развития). В этих целях предполагается заключение соответствующих соглашений между органами власти области и федеральными органами власти, Государственной корпорацией "Ростехнологии", ОАО "РОСНАНО", Банком развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности "Внешэкономбанк" и другими.
В ходе реализации государственной программы будут использоваться все имеющиеся инструменты государственной политики на региональном уровне:
экономические механизмы регулирования, включая меры государственной поддержки участников государственной программы, обеспечивающие создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции на товарных рынках;
организационные механизмы (рассмотрение промежуточных итогов выполнения мероприятий государственной программы на заседаниях регионального отделения работодателей "Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей", заседаниях межведомственной комиссии Тамбовской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и в государственные внебюджетные фонды, заседаниях трёхсторонней комиссии Тамбовской области и совещаниях в администрации области и управлении по развитию промышленности и предпринимательства области);
при необходимости будут заключаться двухсторонние соглашения между промышленными предприятиями и органами исполнительной власти по достижению принимаемых обязательств;
уточнение программных мероприятий в процессе формирования финансовых планов предприятий - участников (соисполнителей) программных мероприятий государственной программы.
В соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" ответственный исполнитель:
организует и координирует реализацию государственной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности государственной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации государственной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в государственную программу;
предоставляет по запросам управления экономической политики администрации области и финансового управления области сведения о реализации государственной программы;
запрашивает у участников (соисполнителей) программных мероприятий информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области отчет о ходе реализации государственной программы.
В составе годового отчета ответственный исполнитель представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области:
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты. В случае недостижения утвержденных в государственной программе показателей ответственный исполнитель обязан объяснить причины невыполнения данных показателей;
пояснительную записку, в которой отражаются:
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценка влияния фактических результатов реализации государственной программы на различные сферы экономики области (мультипликативный эффект);
информация о внесенных изменениях в государственную программу и приведении ее в соответствие с фактической реализацией: отражение в государственной программе изменений нормативных правовых актов, в том числе федеральных государственных программ, на основании которых разрабатывалась государственная программа, информация об исключении (включении) мероприятий, о сокращении (увеличении) объемов финансирования.
Полугодовой и годовой отчеты размещаются на официальных сайтах ответственного исполнителя в сети Интернет.
Информация по итогам полугодия представляется в срок до 25 июля, по итогам года представляется в срок до 01 марта года, следующего за отчетным.
Участники (соисполнители) программных мероприятий государственной программы:
осуществляют реализацию мероприятий, в отношении которых они является ответственными, вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в государственную программу;
представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчёта в срок до 10 февраля года, следующего за отчётным;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для годового отчёта;
несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение в соответствии с действующим законодательством.
В рамках государственной программы исполнители (соисполнители) - промышленные предприятия области разрабатывают и реализуют программы, инвестиционные проекты и мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации действующего производства, внедрению прогрессивных форм и методов организации производства. При необходимости вносят предложения об оказании государственной поддержки инвестиционных проектов.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, по итогам оценки эффективности государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.