Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
взаимодействия структурных подразделений администрации города Тамбова при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и разработки плана проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 16 июня 2015 г. N 4673)
2 сентября 2015 г., 1 апреля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города Тамбова при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и разработки плана проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в соответствии с Положением "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа - город Тамбов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2014 N 1449 (далее - Положение), в целях регулирования отношений, возникающих при проведении процедур оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов городского округа - город Тамбов (далее - проект нормативного правового акта) и экспертизы действующих нормативных правовых актов, и предназначен для применения органами администрации города Тамбова при проведении процедур ОРВ, в том числе при подготовке и размещении ответственными органами извещения о проведении публичных консультаций, сбора предложений в связи с размещением извещения о проведении публичных консультаций, при подготовке уполномоченным органом заключений об ОРВ, а также оценке фактического воздействия нормативных правовых актов на предпринимательскую и инвестиционную деятельности.
1.2. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются уполномоченный орган, орган администрации города Тамбова, выполняющий функции в сфере регулирования проекта нормативного правового акта (действующего нормативного правового акта) (далее - ответственный орган), иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
1.3. При исполнении процедуры ОРВ уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
а) внедряет процедуру ОРВ;
б) осуществляет правовое и информационно-методическое обеспечение ОРВ;
в) координирует взаимодействие участников процедур ОРВ;
г) осуществляет контроль качества осуществления ОРВ и подготовку заключений об ОРВ;
д) осуществляет подготовку и размещение заключений об ОРВ на официальном сайте администрации города Тамбова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://city.tambov.gov.ru в разделе "Документы" (далее - официальный сайт);
е) формирует информационно-аналитические материалы, в том числе доклад о результатах ОРВ администрации города Тамбова;
ж) ведет реестр нормативных правовых актов, в отношении которых проведена ОРВ, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку;
з) осуществляет подготовку соглашения о взаимодействии администрации города Тамбова при проведении ОРВ с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, Региональным объединением работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей", Тамбовским Региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Тамбовской региональной общественной организацией "Союз предпринимателей Тамбовской области" в соответствии с Типовой формой соглашения (приложение N 6 к настоящему Порядку).
1.4. Функциями ответственного органа при проведении ОРВ являются:
а) проведение процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком;
б) проведение публичных консультаций в соответствии с настоящим Порядком;
в) подготовка сводки предложений, поступивших в ходе публичных консультаций;
г) подготовка соглашения о взаимодействии администрации города Тамбова при проведении ОРВ с заинтересованными лицами (в случае необходимости), предусматривающего порядок взаимодействия при проведении ОРВ проекта нормативного правового акта, в соответствии с Типовой формой соглашения (приложение N 6 к настоящему Порядку).
К заинтересованным лицам относятся:
органы местного самоуправления, органы государственной власти и организации, действующие на территории городского округа - город Тамбов, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности.
1.5. Процедура ОРВ проекта нормативного правового акта состоит из следующих стадий:
1) предварительная оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - предварительная оценка);
2) углубленная оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - углубленная оценка).
2. Предварительная оценка проекта нормативного правового акта
2.1. В целях определения необходимости проведения предварительной оценки:
- проект нормативного правового акта, подготовленный органом администрации города Тамбова, подлежит проверке и оценке:
в управлении документационного обеспечения администрации города Тамбова - на соответствие правилам оформления распорядительных документов в администрации города Тамбова, что подтверждается проставлением штампов на оборотной стороне каждого листа проекта нормативного правового акта, в срок не более 2 рабочих дней;
в правовом управлении администрации города - на соответствие действующему законодательству и на необходимость проведения предварительной оценки, о чем указывается в заключении на проект нормативного правового акта администрации города Тамбова, в срок не более 5 рабочих дней.
В случае установления необходимости проведения предварительной оценки при условии отсутствия замечаний юридического и лингвистического характера проект нормативного правового акта направляется в ответственный орган для проведения процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком;
- проект нормативного правового акта, подготовленный Тамбовской городской Думой, Контрольно-счетной палатой города Тамбова или субъектом правотворческой инициативы, поступивший в администрацию города Тамбова, направляется в ответственный орган.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2015 г. N 6667 пункт 2.2 изложен в новой редакции
2.2. Ответственный орган в течение 1 рабочего дня направляет в уполномоченный орган уведомление о начале проведения предварительной оценки по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 2.3 внесены изменения
2.3. В целях определения степени регулирующего воздействия в соответствии со статьей 3 Положения ответственный орган в течение 5 рабочих дней проводит предварительную оценку проекта нормативного правового акта и по ее результатам готовит заключение о результатах предварительной оценки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, отражающее информацию о наличии (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 3 Положения.
Заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова.
Копия подписанного заключения о результатах предварительной оценки направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после его подписания.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 2.4 внесены изменения
2.4. В случае указания в заключении о результатах предварительной оценки на низкую степень регулирующего воздействия:
проекта решения Тамбовской городской Думы, разработчиком которого не является администрация города Тамбова, - заключение о результатах предварительной оценки направляется в Тамбовскую городскую Думу в течение 3 рабочих дней после его подписания;
проекта решения Тамбовской городской Думы, разработанного администрацией города Тамбова, - заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова одновременно с подписанием проекта решения Тамбовской городской Думы и предоставляется одновременно с проектом решения Тамбовской городской Думы при его внесении Главой города Тамбова в Тамбовскую городскую Думу;
проекта постановления администрации города Тамбова - заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова одновременно с подписанием проекта постановления администрации города Тамбова.
2.5. В случае указания в заключении о результатах предварительной оценки на высокую и среднюю степень регулирующего воздействия проводится углубленная оценка проекта нормативного правового акта.
3. Углубленная оценка проекта нормативного правового акта
3.1. Углубленная оценка проекта нормативного акта состоит из следующих этапов:
1) проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта;
2) анализ поступивших предложений;
3) подготовка заключения о результатах углубленной оценки.
3.2. Проведение публичных консультаций осуществляется ответственным органом.
3.2.1. Для организации публичных консультаций ответственный орган не позднее 10 рабочих дней со дня подготовки заключения о результатах предварительной оценки одновременно размещает на официальном сайте и направляет заинтересованным лицам, с которыми заключены соглашения о взаимодействии, и уполномоченному органу извещение о проведении публичных консультаций проекта нормативного правового акта (далее - извещение) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Вместе с извещением на официальном сайте ответственный орган размещает:
проект нормативного правового акта;
пояснительную записку по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
заключение о результатах предварительной оценки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
опросный лист по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
3.2.2. Срок проведения публичных консультаций, в течение которого принимаются предложения, определяется ответственным органом и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта и материалов, указанных в пункте 3.2.1. настоящего Порядка, на официальном сайте.
Поступившие предложения регистрируются в журнале учета и регистрации предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, который выделяется в номенклатуре дел в отдельное делопроизводство, должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью ответственного органа.
3.3. После проведения публичных консультаций ответственный орган в срок не более 5 рабочих дней:
а) анализирует все предложения, поступившие в письменной или электронной форме;
б) дорабатывает проект нормативного правового акта, пояснительную записку.
По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением извещения, ответственный орган может принять мотивированное решение об отказе в дальнейшем согласовании проекта нормативного правового акта, разработка которого осуществлялась по его инициативе.
В данном случае ответственный орган размещает на официальном сайте соответствующую информацию и извещает о принятом решении заинтересованных лиц, которые ранее извещались о проведении ОРВ;
в) составляет сводку предложений по результатам публичных обсуждений с указанием их авторов и содержания, выводов о целесообразности их учета или отклонения при доработке проекта нормативного правового акта по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
3.4. Для подготовки заключения о результатах углубленной оценки не позднее, чем на шестой рабочий день после проведения публичных консультаций ответственный орган направляет в уполномоченный орган следующие документы:
- проект нормативного правового акта;
- пояснительную записку к проекту нормативного правового акта по форме согласно приложению N 3 к Порядку;
- сводку предложений по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
4. Подготовка заключения о результатах углубленной оценки проекта нормативного правового акта
4.1. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения от ответственного органа документов, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего Порядка, осуществляет:
1) оценку соблюдения ответственным органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также обоснованности результатов ОРВ проекта нормативного правового акта, полученных ответственным органом.
В случае выявления несоблюдения требований установленного Порядка уполномоченный орган возвращает представленные ответственным органом материалы с целью повторного проведения процедур, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган пояснительной записки и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об ОРВ.
2) анализ обоснованности выводов, сделанных ответственным органом относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
Данный анализ основывается на результатах исследования ответственным органом выявленной проблемы, представленных в пояснительной записке. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в своде замечаний и предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии конкретных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого ответственным органом правового регулирования, уполномоченным органом может быть рекомендовано проведение дополнительных публичных консультаций.
В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, в том числе поступивших в ходе обсуждения, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
3) анализ документов, указанных в пункте 3.4. настоящего Порядка.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах пояснительной записки:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
возможность проверки показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки ответственным органом дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета города Тамбова, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления ответственным органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
4) подготовку заключения о результатах углубленной оценки по форме согласно приложению к Положению.
Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета города Тамбова, перечисляются в заключении об ОРВ.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об ОРВ.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 4.2 внесены изменения
4.2. Подготовленное заключение о результатах углубленной оценки на одиннадцатый день со дня получения от ответственного органа документов, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего Порядка, уполномоченным органом направляется Главе города Тамбова для подписания.
В случае, если администрация города Тамбова не является разработчиком проекта решения Тамбовской городской Думы, заключение о результатах углубленной оценки, в течение 3 рабочих дней после его подписания, направляется в Тамбовскую городскую Думу для рассмотрения и учета выводов.
При внесении Главой города Тамбова в Тамбовскую городскую Думу проекта решения, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, одновременно предоставляется заключение о результатах углубленной оценки.
Заключение о результатах углубленной оценки к проекту постановления администрации города Тамбова подписывается Главой города Тамбова одновременно при подписании данного проекта.
К заключению о результатах углубленной оценки в обязательном порядке прилагается сводка предложений, поступивших в ходе публичных консультаций.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 4.3 внесены изменения
4.3. Заключение о результатах углубленной оценки размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня подписания его Главой города Тамбова.
5. Общие рекомендации по составлению пояснительной записки
5.1. Ответственный орган в случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта подготавливает текст проекта нормативного правового акта и пояснительную записку к нему. Пояснительная записка подписывается руководителем ответственного органа.
5.2. Пояснительная записка должна содержать сведения, предусмотренные приложением N 3 к настоящему Порядку. Отсутствие указанных сведений является основанием для возвращения комплекта документов на доработку при его рассмотрении уполномоченным органом.
5.3. Пояснительная записка дорабатывается ответственным органом с учетом результатов рассмотрения замечаний и (или) предложений, поступивших от заинтересованных лиц в связи с размещением извещения.
В пояснительной записке приводятся источники использованных данных.
Расчеты, необходимые для заполнения пояснительной записки, приводятся в разделах пояснительной записки.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их проверки. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к пояснительной записке в полном объеме.
5.4. В пояснительной записке необходимо отразить все сведения, предусмотренные настоящим Порядком.
5.5. Рекомендации по заполнению пояснительной записки к проекту нормативного правового акта
5.5.1. В разделе 1 пояснительной записки "Общая информация" приводятся краткие сведения о проекте нормативного правового акта, включая описание целей предлагаемого правового регулирования.
5.5.2. В разделе 2 пояснительной записки "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" ответственным органом указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ею негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в пояснительной записке указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
5.5.3. В разделе 3 пояснительной записки "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
5.5.4. В разделе 4 пояснительной записки "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета города Тамбова, связанных с введением предлагаемого правового регулирования" приводится оценка расходов возможных поступлений бюджета города Тамбова, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
5.5.5. В разделе 5 пояснительной записки "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
5.5.6. В разделе 6 пояснительной записки "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков:
а) риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска;
б) риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия;
в) риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями;
г) риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения муниципальных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджета города Тамбова, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в муниципальном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп);
д) риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом;
е) риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
ж) риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
з) риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции;
и) риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями;
к) экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием;
л) социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
5.5.7. В разделе 7 пояснительной записки "Сравнение возможных вариантов решения проблемы" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
5.5.8. В разделе 8 пояснительной записки "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и(или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
6. Порядок разработки плана проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов
6.1. Экспертиза действующих правовых актов, осуществляется в соответствии с планом проведения такой экспертизы.
План проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов составляется уполномоченным органом (далее - План).
6.2. В План включаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в соответствии со статьей 1 Положения:
1) по инициативе органов местного самоуправления;
2) на основании поступивших в органы местного самоуправления письменных обращений, содержащих конкретную информацию о наличии в действующем акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, на которое он направлен, от органов государственной власти, организаций и граждан.
6.3. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, и мониторинга, проводимого уполномоченным органом, составляется План.
Предложения в План проведения экспертизы представляются по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку.
Органы администрации города Тамбова по компетенции ежегодно не позднее 1 декабря текущего года направляют предложения в уполномоченный орган для включения в План на следующий год.
Данные предложения формируются на основании поэтапного анализа действующих нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу настоящего Порядка.
В План включаются также действующие нормативные правовые акты в случае внесения в них изменений, подлежащих ОРВ.
Нормативные правовые акты включаются в План при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
6.4. План утверждается постановлением администрации города Тамбова на год и размещается на официальном сайте.
6.5. Экспертиза действующих нормативных правовых актов осуществляется аналогично порядку оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, установленному Положением и пунктами 2.3 - 2.5 раздела 2 и разделом 3 настоящего Порядка. Заключение об экспертизе действующего нормативного правового акта подготавливается уполномоченным органом в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
6.6. В случае наличия выводов о недостижении действующим актом цели регулирования, на которое он направлен, либо наличие в действующем акте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Тамбова, заключение должно содержать рекомендации по изменению существующего правового регулирования, в том числе путем:
отмены нормативного правового акта или его отдельных положений;
изменения нормативного правового акта или его отдельных положений;
внесения изменений в нормативный правовой акт, направленных на устранение положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6.7. В случае, если в заключении содержится вывод о наличии в нормативном правовом акте положений, указанных в пункте 6.6. настоящего Порядка, ответственным органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заключения подготавливается соответствующий проект нормативного правового акта с учетом рекомендаций, указанных в заключении. Подготовленный проект нормативного правового акта подлежит процедуре ОРВ в установленном порядке.
6.8. Ответственный орган не позднее месяца со дня получения заключения, содержащего рекомендации по отмене нормативного правового акта или внесению в него изменений, информирует уполномоченный орган о принятых мерах по устранению положений, указанных в пункте 6.6. настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.