27 марта 2013 г.
Рассмотрев проект решения "О Правилах служебного поведения и служебной этики муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов", внесённый главой города Тамбова, и в соответствии с федеральными законами от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Уставом города Тамбова, с учётом рекомендации комитета Тамбовской городской Думы пятого созыва по местному самоуправлению и защите прав граждан,
Тамбовская городская Дума решила:
Глава города Тамбова |
А.В.Кондратьев |
Правила
служебного поведения и служебной этики муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов
(утв. решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2011 г. N 232)
27 марта 2013 г.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящие Правила служебного поведения и служебной этики муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов (далее - Правила) разработаны в целях повышения доверия граждан и организаций к органам местного самоуправления городского округа - город Тамбов (далее - органы местного самоуправления), установления критериев оценки добросовестного исполнения муниципальными служащими возложенных на них должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на муниципальной службе.
2. Настоящие Правила основаны на нормах федеральных законов от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", законов Тамбовской области от 30.03.2005 N 304-З "Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области", от 04.06.2007 N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области", постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2008 N 477 "Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области".
3. Правила определяют:
основные принципы служебного поведения и служебной этики муниципального служащего;
основы служебного поведения муниципального служащего при осуществлении профессиональной деятельности;
основные этические нормы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности муниципальный служащий независимо от замещаемой должности.
4. Граждане, поступающие на муниципальную службу в органы местного самоуправления, знакомятся с настоящими Правилами и соблюдают их при осуществлении служебной деятельности.
Статья 2. Основные принципы служебного поведения и служебной этики муниципального служащего
Основными принципами служебного поведения и служебной этики муниципального служащего являются следующие принципы.
1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Принцип означает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание профессиональной деятельности муниципального служащего.
2. Принцип служения интересам общества.
Принцип означает, что служение интересам общества является главной целью профессиональной деятельности муниципального служащего.
3. Принцип уважения личности.
Принцип означает уважение чести, достоинства и репутации индивида.
4. Принцип законности.
Принцип означает соблюдение муниципальным служащим прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Тамбовской области, Устава города Тамбова и иных муниципальных правовых актов города Тамбова и обеспечение их исполнения.
5. Принцип профессионализма и компетентности.
Принцип означает, что профессионализм и компетентность лежат в основе и являются нормой служебной деятельности муниципального служащего. Должность муниципальной службы несовместима с некомпетентностью и формализмом.
6. Принцип лояльности.
Принцип означает уважительное и корректное отношение муниципального служащего ко всем государственным и общественным институтам, осознанное и добровольное соблюдение им установленных в органах местного самоуправления правил поведения, традиций коллектива, стремление к эффективному сотрудничеству.
7. Принцип информационной открытости.
Принцип означает обеспечение муниципальным служащим доступности и достоверности информации о своей деятельности и о деятельности органов местного самоуправления в пределах и в порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
8. Принцип политической нейтральности.
Принцип означает исключение муниципальным служащим возможности влияния на его служебную деятельность политических партий, иных общественных объединений.
Муниципальный служащий поддерживает свою независимость от любого политического воздействия, не использует свой официальный статус, должностное положение (полномочия) в интересах политических партий, иных общественных объединений и организаций, а также публично не высказывает свои политические предпочтения, свои политические симпатии и антипатии, не допускает использования административных и других ресурсов органов местного самоуправления для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений.
9. Принцип ответственности.
Принцип предполагает наложение на муниципального служащего моральной и юридической (в соответствии с действующим законодательством) ответственности за несоблюдение или нарушение принципов и правил служебного поведения и служебной этики.
Статья 3. Внешний вид муниципального служащего
1. Внешний вид муниципального служащего должен способствовать формированию уважительного отношения населения к органам местного самоуправления.
2. Внешний вид муниципального служащего должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность. Во внешнем облике не должны присутствовать излишне яркие, контрастные элементы.
Статья 4. Основные правила выполнения муниципальным служащим должностных обязанностей
1. Муниципальный служащий в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности:
посвящает всё своё рабочее время исключительно исполнению должностных обязанностей, прилагает все усилия для эффективной работы, своевременного и эффективного решения поставленных задач, связанных с обеспечением исполнения полномочий органа местного самоуправления, лица, замещающего муниципальную должность;
проявляет беспристрастность, организованность и принципиальность, применяет оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач;
воздерживается от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих должностных обязанностей, а также избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органов местного самоуправления;
воздерживается от действий, препятствующих другим сотрудникам выполнять их должностные обязанности;
исключает влияние каких-либо личных, семейных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Личные или семейные отношения, имущественные (финансовые) и иные интересы муниципального служащего не должны ставить под угрозу беспристрастность его подхода при исполнении должностных обязанностей;
соблюдает порядок работы со служебными документами и правила предоставления служебной информации;
соблюдает правила делового общения и письма (Служебный телефонный разговор следует начинать со слов приветствия и сообщения наименования своего учреждения, замещаемой должности, своих фамилии, имени, отчества. Вести телефонные переговоры следует вежливо, внимательно выслушивая собеседника, избегая властного тона. Недопустимо использование служебного телефона для ведения длительных (более 10 минут) личных переговоров. При подготовке служебных материалов, ведении переписки должны соблюдаться правила современного русского языка.);
поддерживает порядок и чистоту в служебных помещениях и на своём рабочем месте, бережно относится к муниципальному имуществу, экономно и исключительно в служебных целях использует имущество, материальные ценности и ресурсы, предоставленные для выполнения должностных обязанностей;
постоянно стремится к совершенствованию своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний и передаче накопленного опыта и знаний молодым сотрудникам.
2. При выполнении служебных обязанностей муниципальный служащий не должен:
перекладывать решение порученных ему вопросов на других муниципальных служащих;
брать на себя выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности;
задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности;
распространять информацию, о которой ему известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна;
стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;
разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Статья 5. Взаимоотношения муниципального служащего с коллегами, руководством и подчинёнными
1. Во взаимоотношениях с коллегами, руководством и подчинёнными муниципальный служащий:
способствует установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений, уважает традиции коллектива. Конструктивное сотрудничество муниципальных служащих друг с другом является залогом эффективной деятельности органов местного самоуправления;
соблюдает нормы служебной иерархии, правила делового этикета, обращается к коллегам, руководителям и подчинённым официально на "Вы" и по имени - отчеству;
с пониманием относится к коллегам, имеющим собственное профессиональное мнение;
использует только законные и этичные способы продвижения по службе.
2. Муниципальный служащий, наделённый организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, обязан:
быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
обеспечивать подчинённым равные возможности для реализации их потенциала в процессе осуществления ими своей служебной деятельности;
точно определять объём служебных полномочий подчинённых и ставить задачи в соответствии с замещаемыми ими должностями;
не ставить перед подчинённым явно невыполнимых задач и не требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей;
давать беспристрастную и справедливую оценку результатов служебной деятельности подчинённых, руководствуясь исключительно их профессиональными способностями, знаниями и навыками;
быть сдержанным в критике подчинённых в присутствии посторонних лиц;
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
не допускать по отношению к подчинённым необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности.
3. Муниципальному служащему не следует вступать в такие отношения с коллегами, руководством и подчинёнными, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность выполнять должностные обязанности объективно и независимо.
4. Муниципальный служащий не должен допускать дискриминацию коллег, руководителей и подчинённых по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям и обязан руководствоваться исключительно профессиональными критериями.
Статья 6. Взаимоотношения муниципального служащего с представителями проверяемых организаций
1. Муниципальный служащий обязан быть независимым от руководства и сотрудников проверяемых и других заинтересованных организаций. Ничто не должно вредить независимости и объективности подхода муниципального служащего при проведении проверочных (контрольных) мероприятий, в том числе: внешнее давление или влияние, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы, предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т.п.
2. Муниципальный служащий при проведении проверочных (контрольных) мероприятий обязан быть корректен по отношению к проверяемым, не допускать нарушений их прав и законных интересов, строго руководствоваться нормами законов, должностным регламентом (инструкцией), установленными методиками и стандартами.
Статья 7. Взаимоотношения муниципального служащего с общественностью
1. Для информирования общественности о своей деятельности, о деятельности своего органа местного самоуправления муниципальные служащие вступают во взаимоотношения с общественными объединениями, средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
2. Во взаимоотношениях с общественностью муниципальный служащий должен:
проявлять корректность и внимательность;
уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органов местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей и работников, если это не входит в его должностные обязанности.
Статья 8. Правила антикоррупционного поведения муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
2. Муниципальному служащему запрещается злоупотреблять своим служебным положением, давать взятки, получать взятки, злоупотреблять должностными полномочиями, осуществлять коммерческий подкуп, либо иным незаконным способом использовать своё должностное положение вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
3. Муниципальному служащему в связи со служебным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей запрещается получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Муниципальный служащий не должен пытаться влиять в личных интересах, либо в интересах третьей стороны ни на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе на других муниципальных служащих, пользуясь своим официальным статусом, своим служебным положением (полномочия) или предлагая им вознаграждение.
5. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включённую в перечни, установленные нормативными правовыми актами, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Решением Тамбовской городской Думы от 27 марта 2013 г. N 896 статья 8 настоящих Правил дополнена частью 5.1
5.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включённую в перечни, утверждённые руководителем соответствующего органа местного самоуправления города Тамбова, в месячный срок после совершения сделки, обязан предоставить главе администрации Тамбовской области сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
6. Муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
7. Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Статья 9. Соблюдение муниципальным служащим настоящих Правил
1. Соблюдение муниципальным служащим настоящих Правил учитывается при оценке его служебной деятельности при проведении аттестации, сдаче квалификационного экзамена, при продвижении по службе, а также при рассмотрении вопроса о поощрении.
2. Случаи несоблюдения муниципальным служащим настоящих Правил рассматриваются комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления и урегулированию конфликта интересов, создаваемыми и действующими в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тамбова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 30 марта 2011 г. N 232 (пятый созыв одиннадцатое заседание) "О Правилах служебного поведения и служебной этики муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов"
Настоящее решение вступает в силу со следующего дня после опубликования
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 8 апреля 2011 г. N 26 (633)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Тамбовской городской Думы от 29 ноября 2023 г. N 1057
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2023 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 29 сентября 2023 г. N 1013
Изменения вступают в силу с 7 октября 2023 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 27 июля 2022 г. N 597
Изменения вступают в силу с 6 августа 2022 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 30 марта 2022 г. N 487
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2022 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 28 июля 2021 г. N 231
Изменения вступают в силу с 7 августа 2021 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 29 ноября 2017 г. N 724
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.
Решение Тамбовской городской Думы от 26 июля 2017 г. N 645
Решение Тамбовской городской Думы от 27 марта 2013 г. N 896